Научная статья на тему 'Индивидуализация физической подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе'

Индивидуализация физической подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4642
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / СОМАТИЧЕСКИЙ ТИПА / ВАРИАНТ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / CHILDREN OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE / PHYSICAL FITNESS / PHYSICAL TRAINING FOR STUDYING IN SCHOOL / METHODS OF PHYSICAL TRAINING / SOMATIC TYPE / VARIANT OF BIOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дарданова Наталья Александровна

В статье рассматривается индивидуализация физической подготовки детей 6-7 лет в период подготовки к обучению в школе. На основании продольных наблюдений за динамикой пространственно-временных характеристик первоклассников нами была разработана и апробирована сомато-педагогическая методика двигательной подготовки детей 6-7 лет к школьному режиму обучения, организованная в трех направлениях: образовательном, воспитательном и оздоровительном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дарданова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of physical training for the children aged 6-7 years old for studying in school

This article characterizes the individualization of physical training for the children aged 6-7 years old in the period of preparation for school. On the basis of longitudinal observations over dynamics of existential characteristics of first-graders we have developed and approved the somatic-pedagogical methodology of motor preparation of children aged 6-7 years old to school mode of the training organized in three directions: educational, educative and health-improving.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация физической подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе»

ванию, мягкость в поведении и уверенность в себе. На 99% уровне достоверности у спортсменов разного пола происходит усиление дифференциации по таким характеристикам, как мягкость в отношении к окружающим и тревожность. Таким образом, можно сделать вывод, что многие из психологических различий мужчин и женщин, занимающихся феминными видами спорта, формируются именно благодаря этим занятиям, а не в силу действия каких-либо других факторов (и не существуют изначально).

ВЫВОДЫ

Уровень гендерной дифференциации спортсменов, который можно оценить как низкий, связан с фактором занятий спортом, а не стихийного психологического отбора в него лиц с определенным психотипом.

В общем и целом, по мере увеличения спортивного стажа происходит снижение количества различий между спортсменами и спортсменками. Ослабление различий между спортсменками и спортсменами обнаружено только в сфере характерологических и не затрагивает типологических свойств личности.

Однако существенной переменной, оказывающей влияние на формирование гендерных характеристик личности в спорте, является спортивная специализация. У спортсменов, занимающихся маскулинными видами спорта, обнаружен низкий уровень гендерной дифференциации, а у спортсменов феминных специализаций - довольно высокий. При этом количество различий в выраженности личностных характеристик в том и другом случае связано со спортивным стажем. По мере занятий происходит снижение уровня гендерной дифференциации у представителей «мужских» видов и возрастание - у занимающихся «женскими» видами спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Т.В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов / Т.В. Артамонова, Т. А. Шевченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 9-13.

2. Дамадаева, А. С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 10 (68). -2010. - С. 35-39.

3. Цикунова, Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Цикунова Н.С. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 19 с.

Контактная информация: angelasagidova@mail.ru

УДК 796:338.28; 796.078

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К

ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Наталья Александровна Дарданова, преподаватель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье рассматривается индивидуализация физической подготовки детей 6-7 лет в период подготовки к обучению в школе.

На основании продольных наблюдений за динамикой пространственно-временных характеристик первоклассников нами была разработана и апробирована сомато-педагогическая методика двигательной подготовки детей 6-7 лет к школьному режиму обучения, организованная в трех направлениях: образовательном, воспитательном и оздоровительном.

Ключевые слова: дети дошкольного и младшего школьного возраста, физическая подго-

товленность, физическая подготовка к обучению в школе, методика физической подготовки, соматический типа, вариант биологического развития.

INDIVIDUALIZATION OF PHYSICAL TRAINING FOR THE CHILDREN AGED 6-7 YEARS OLD FOR STUDYING IN SCHOOL

Natalya Aleksandrovna Dardanova, the teacher,

The Smolensk State Academy of Physical culture, Sport and Tourism

Annotation

This article characterizes the individualization of physical training for the children aged 6-7 years old in the period of preparation for school.

On the basis of longitudinal observations over dynamics of existential characteristics of first-graders we have developed and approved the somatic-pedagogical methodology of motor preparation of children aged 6-7 years old to school mode of the training organized in three directions: educational, educative and health-improving.

Keywords: children of preschool and younger school age, physical fitness, physical training for studying in school, methods of physical training, somatic type, variant of biological development.

Проблема воспитания подрастающего поколения в сложных социальноэкономических условиях выходит на первое место. Отмечено, что количество детей, имеющих отклонения в здоровье и поступающих в школу увеличивается с каждым годом. Физические упражнения во многих образовательных программах дошкольного воспитания рассматриваются как вспомогательные при решении задачи - подготовка ребенка к школьному обучению. Однако работ связанных с подготовкой ребенка к школе, т.е. к новой среде, новым требованиям к режиму дня и снижению двигательного режима очень мало.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать индивидуализированную методику физической подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе с учетом требований, предъявляемых школьным режимом к организму детей.

В констатирующем и формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 58 первоклассников (МОУ СОШ №26) и 82 дошкольника (МДОУ №33 «Радуга» и ОАО «РЖД» детский сад №57) г. Смоленска. На основании продольных наблюдений за динамикой пространственно-временных характеристик первоклассников нами была разработана и апробирована сомато-педагогическая методика двигательной подготовки детей 6-7 лет к школьному режиму обучения, организованная в трех направлениях (рис. 1).

На всех этапах формирующего эксперимента применялась стандартная форма организации занятий - в виде урока. Группы для занятий формировались по изосомному и изохронному принципу. В связи, с одной из главных задач физической подготовки детей к обучению в школе, большое значение уделялось обучению базовым движениям и контрольным нормативам. Оценка результатов предлагаемой методики осуществлялся по разработанным нами схемам метрического и педагогического контроля.

В результате проделанной нами работы мы пришли к следующим выводам (все используемые сокращения см. в [1]):

1. Объективизация педагогического процесса в начальной школе требует изучения физической готовности детей к обучению в школе, основанному на анализе динамики и интенсивности ростовых процессов дошкольников и младших школьников с учетом соматических и индивидуальных особенностей, что позволяет значительно снизить внутригрупповые значения коэффициента вариации при выполнении тестовых упражнений.

2. Нормативы школьной программы по физической культуре разработаны без учета соматических и индивидуальных особенностей детей. Это приводит к различиям в показателях выполнения контрольных упражнений детей имеющих разный двигательный режим и социальные условия в семье. Большинство детей не умеют правильно выполнять основные, базовые движения, строевые и общеразвивающие упражнения, что влечет

за собой низкие результаты в тестовых упражнениях.

Рис.1. Схема индивидуализированной сомато-педагогической методики подготовки детей дошкольного возраста к школьному режиму обучения

3. Анализ школьного режима дня и требований стандартной программы по физической культуре в течение первого года обучения показали, что формировать группы для занятий по паспортному возрасту детей не целесообразно, т.к. это не является основным показателем зрелости ребенка. Снижение уровня двигательной активности, связанное со школьным режимом обучения, у первоклассников негативно сказывается на скоростных (Д=-0,58с) и координационных способностях (Д=-0,1с), особенно в зимний период обучения. Выявленный высокий коэффициент вариации при выполнении ряда тестовых упражнений по стандартной школьной программе говорит о разных двигательных возможностях, особенно у детей разных соматических типов и вариантов биологического развития.

4. Анализ программы физического воспитания в дошкольных учреждениях показал, что отсутствует прогнозирование развития ребенка и его возможностей по СТ и ВБР, отсутствует учет школьных требований по физической культуре, не только в правильности выполнения усвоенных умений и навыков, но и программных нормативов. Прослеживается четкая разница задач и требований по физическому воспитанию в ДОУ и СОШ.

5. Под влиянием разработанной методики у детей 6-7 лет экспериментальной группы произошли следующие изменения:

• при выполнении тестов силовой направленности (подтягивание на низкой перекладине, подъем туловища из положения лежа) достоверные изменения произошли только у детей МаС типа и ВБР «А», т.е. у опережающих детей в развитии (результаты стали высокими по уровню выполнения школьной программы). Дети «К» группы за время эксперимента остались на среднем уровне выполнения теста;

• сравнение динамики результатов в беговых тестах (30м и 3х10 м) у детей контрольной и экспериментальной групп выявило общую возрастную тенденцию снижения времени пробегания дистанции. Однако систематические занятия в экспериментальной группе привели к достоверным улучшениям в результатах бега, что является следствием приобретения двигательного навыка. Результаты детей экспериментальной группы после

проделанной работы приблизились к среднему уровню выполнения теста по школьной программе, хотя до эксперимента он был низкий. Дети контрольной группы остались на прежнем низком уровне;

• при разделении детей на СТ и ВБР было выявлено, что за время эксперимента в контрольной группе достоверно улучшились результаты только у детей МеС типа и ВБР «В» т. е. у «усредненных» детей. Также следует отметить, что дети МаС типа и ВБР «С» в контрольной группе по школьной программе имеют низкий уровень выполнения данных тестов;

• при выполнении прыжка в длину с места лучший результат в обеих группах показали дети МаС типа, хотя быстрее осваивали выполнение теста всех дети ВБР «А», что с педагогической точки зрения имеет большее значение. Следует отметить, что при разделении детей на соматические типы и варианты развития достоверные изменения произошли внутри каждой группы (за исключением детей ВБР «С»), хотя между «К» и «Э» группами различия были не достоверны. Дополнительные занятия в экспериментальной группе привело к тому, что дети стали более технично выполнять тест, с меньшими ошибками и с увеличением результата (на каждой попытке);

• оценка статической выносливости мышц спины и живота показала наличие достоверных изменений у лиц «Э» группы по сравнению с «К» группой. В «К» группе достоверные изменения произошли только у макросомных детей и детей ВБР «А». В ходе эксперимента воспитателями в ДОУ было отмечено, что дети «Э» группы более правильно сидели за партой становились более внимательными и усидчивыми при выполнении заданий.

6. Предложенная нами сомато-педагогическая методика физической подготовки детей дошкольного возраста к школьному режиму обучения показала, что существует необходимость в двигательной подготовке ребенка с 5-7 лет при непосредственном учете индивидуальных особенностей роста соматических и функциональных характеристик, которые легли в основу разработки современной методики подготовки детей к школе. Необходимо подчеркнуть, что при двигательной подготовке ребенка к школе главным является не результат в тестовых упражнениях, а правильное их выполнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дарданова, Н.А. Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе / Н.А. Дарданова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 15-18.

Контактная информация: nat-dardanova@yandex.ru

УДК 796.3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Джассим Рана Абдальссатар Джассим (Республика Ирак), аспирант, Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития физической культуры Ирака на современном этапе. Поднимается проблема профессиональной подготовки в вузах Ирака преподавателей физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.