Научная статья на тему 'Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе'

Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
514
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / CHILDREN AT PRESCHOOL AGE / PHYSICAL READINESS / SOMATIC CHARACTERISTICS / PREPARATION FOR STUDYING AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дарданова Наталья Александровна

В статье рассматриваются уровень физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов и их возможности в выполнении стандартных возрастных требований по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дарданова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of the level of physical fitness for school-studying among 6-8 years old children with various somatic types

The article analyzes the level of physical readiness of 6-8 years old children with different somatic types and their abilities in following the physical culture standard age requirements.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе»

sity Olomouc, 2005. - S. 186.

12. The Morphofunctional development of the child’s organism / Nawarecki D., Tataruch R., Wojciechowska-Mashkowska B., Glazyrin I. - Cherkassy : Bohdan Chmelnit-sky University at Cherkassy, 2008. - 96 p.

13. Szepelawy M. Dymorfizm cech somatycznych oraz zdolnosci koordynacyjnych i zwinnosciowych szkolnej populacji / М. Szepelawy, D. Nawarecki // Zeszyty Naukowe, Politechniki Opolskiej, seria: Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia, z. 3. - Opole, 2000. - S. 151-160.

Контактная информация: vovofo@mail.ru

УДК 796:338.28; 796.078

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ТИПОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Наталья Александровна Дарданова, преподаватель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье рассматриваются уровень физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов и их возможности в выполнении стандартных возрастных требований по физической культуре.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическая подготовленность, соматические характеристики, подготовка к обучению в школе.

ESTIMATION OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS FOR SCHOOL-STUDYING AMONG 6-8 YEARS OLD CHILDREN WITH VARIOUS SOMATIC

TYPES

Nataliya Aleksandrovna Dardanova, the teacher,

The Smolensk State Academy of Physical culture, Sport and Tourism

Annotation

The article analyzes the level of physical readiness of 6-8 years old children with different somatic types and their abilities in following the physical culture standard age requirements.

Keywords: children at preschool age, physical readiness, somatic characteristics, preparation for studying at school.

Успешное обучение в школе зависит не только от высокого уровня умственной работоспособности, но и в значительной степени связано с соматическим и физическим развитием ребенка [5, 6, 8, 9].

В программах по физическому воспитанию дошкольников недостаточно разработаны критерии оценки двигательной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Сниженная двигательная активность ухудшает состояние здоровья ребенка и препятствует его нормальному биологическому развитию [3, 7].

Одной из задач нашего исследования явилось выявление динамики показателей физической подготовленности детей 6-8 лет разных соматических типов и вариантов биологического развития к обучению в общеобразовательной школе.

С целью решения данной задачи были проведены развернутые соматометриче-ские и тестометрические исследования детей 6-8 лет [1]. Обследования проводились в ДОУ «Радуга» г. Смоленска с использованием метода продольных наблюдений в течение двух лет. В соматометрических исследованиях принимали участие 82 ребенка в возрасте 6-7 лет, которые далее были разделены на контрольную (n=39) и экспериментальную (n=43) группы. Использовалась метрическая соматодиагностика и компьютерная обработка цифрового материала по программе «Прогноз-93» [2]. Рассматривался габаритный уровень варьирования по линии нано-мегало распределения детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам обобщенного исследования (п=82) выявлено, что изменения длины тела детей с 5 до 8 лет у девочек составляют 11,4 см, у мальчиков 12,4 см, или 7 и 7,2% от среднестатистических характеристик длины тела в 18-19-лет, соответственно. Разделение обследованных дошкольников по соматическим типам выявило нормальное распределение по длине тела и левостороннее смещение по массе тела: нано-сомных детей не обнаружено, микросомных - 4-6%, мезосомных - 76%, с тяготением к макросомии - 20%; по массе тела - микросомных 10,0% , макросомных - 8% (рис.1).

Сравнение длины тела у лиц разных соматических типов выявило, что наибольший вес имеют дети варианта развития «А» (ускоренное). По данным наблюдениям оценить вариант биологического развития (ВР) в возрастной период детей от 5 до 8 лет наиболее целесообразно по интенсивности роста длины тела. Длина тела широко варьирует - дети ВР развития «А» составляют 52,6%, ВР «С» (растянутое) - 2,7%, ВР «В» (банальное) 44,7% выборки.

1 2 21

1 - длина тела

2 - масса тела

Рис. 1. Распределение обследованных детей 6-7 лет по соматическим типам (%)

Установлено, что существуют внутригрупповые различия по вариантам биологического развития в группах детей разделенных по габаритному уровню варьирования. Каждая из них является самостоятельной генетически обособленной частной конституциональной группой. В период от 5 до 7 лет кривая прироста абсолютной массы тела имеет восходящий характер, но напрямую не связана с интенсивностью прироста длины тела, даже несколько опережает ее. Согласно полученным результатам исследования, вначале увеличивается масса тела ребенка, а затем его длина.

Результаты контрольно-педагогических испытаний детей 6-7 лет имеют достоверные различия (Р<0,05) в показателях бега на 30 метров между МеС и МаС типами, в челночном беге - между всеми соматическими типами и вариантами развития А и С. В прыжке в длину достоверные различия выявлены между всеми вариантами развития, но нет различий между показателями детей МеС и МаС типов. В результатах подъема туловища из положения лежа имеются различия между детьми всех соматических типов и вариантов развития А и В. В подтягивании на низкой перекладине не выявлены различия между показателями детей разных соматических типов. Результаты нашего исследования согласуются с данными О.Ю. Жаровой [4] и подтверждают положение о том, что нельзя использовать обобщенную оценку тестовых упражнений для лиц различных соматических типов.

Ориентируясь на полученные результаты соматотипирования, оценку варианта развития, индивидуальные морфологические особенности и двигательные способности детей, на последнем году посещения детского сада с ними проводились дополнительные игровые занятия с целью совершенствования двигательной подготовки дошкольников. Установлено, что дети с равной физической подготовленностью, при ак-

центе в обучении на правильное выполнение базовых и тестовых движений, быстрее адаптируются к школьной программе по физическому воспитанию. Дети экспериментальной группы во всех контрольных тестах показали лучшие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных сома____________________тических типов за период эксперимента______________________

Этапы эксперимента Бег 30 м, с Челночный бег 3x10 м, с Прыжок в длину с места, см Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз

Экспериментальная группа (п=43)

МиС До 7,41±0,4 10,3±0,17 104,8±9,8 10,3±0,9 4,3±0,5

После 6,7±0,3* 9,7±0,2* 114,1±9,1 15,1±1,1* 7,7±1,8*

МеС До 7,28±0,34 10,8±0,34 116,2±8,6 7,5±1,5 5,4±1,3

После 6,6±0,3* 10,3±0,4* 125,7±8,8* 12,2±1,7* 9,3±1,4*

и Л £ До 7,73±0,35 11±0,35 119,7±8,9 6,6±1,3 7,3±1,9

После 7,1±0,2* 10,6±0,3* 128,7±8,2* 10,0±0,9* 10,6±2,0*

Контрольная г руппа(п=39)

МиС До 7,58±0,5 10,2±0,17 98,7±7,5 10,3±1,0 6,6±1,63

После 7,1±0,5 9,9±0,3 109,3±8,2* 12,0±0,9* 8,5±1,6

О <и До 7,36±0,4 10,9±0,35 112,1±7,9 8,1±1,52 6,1±1,9

После 7,0±0,4* 10,5±0,3* 120,3±7,7* 10,5±1,3* 8,8±1,8*

МаС До 7,7±0,6 11,4±0,14 114,5±11,7 6,5±1,4 5,6±2,5

После 7,5±0,4 11,1±0,2* 121,4±12,1 8,3±1,2* 7,7±2,4

*- различия достоверны до и после эксперимента (Р<0,05)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований установлено, что в дошкольном возрасте четко проявляется индивидуальность генетической программы развития организма, которую следует учитывать при оценке физической подготовленности детей. В 6-7 лет происходит активный прирост длиннотных размеров и снижение тестовых показателей, что связано с перестройкой управления телом с новыми соматическими характеристиками.

Индивидуальные соматические особенности роста детей должны учитываться при разработке современных программ подготовки детей к школе. В дошкольном периоде рекомендуем проводить занятия с использованием изохронного и изосомного построения групп при занятиях физическими упражнениями. Следует отметить, что при подготовке ребенка к школе главным является не их результат в тестовых упражнениях, а правильное выполнение базовых движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорохов, Р.Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональные характеристики): учебное пособие / Р.Н.Дорохов, В.Г. Петрухин. - Смоленск : [б.и.], 1994. - 80 с.

2. Дорохов, Н.Р. Реализация компьютерного подхода при развитии силы у подростков 14-18 лет / Н.Р. Дорохов, В.А. Левченков // Актуальные вопросы современной биологии и медицины. - Смоленск, 1996. - С. 45-46.

3. Ермоленко, Е.К. Оценка основных физических качеств детей дошкольного возраста / Е.К. Ермоленко. - Ростов-на-Дону : Фрегат, 2006. - 260 с.

4. Жарова, О.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьников различных соматических типов : автореф. дис... канд. пед. наук / Жарова О.Ю. - Смоленск, 1999. - 21 с.

5. Садчикова, Л.И. Являются ли малые размеры тела основой для ограничения физических нагрузок? /Л.И. Садчикова // Морфобиомеханические и соматодиагности-

ческие особенности адаптивной физической культуры. - Смоленск, 2002. - С. 32-35.

6. Szepelawy M. Tendencje przemian koordynacyjnego i zwinnosciowego aspektu sprawnosci motorycznej populacji szkolnej / М. Szepelawy, R. Tanaruch // Zeszyty Nau-kowe Politechniki Opolskiej; seria Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia. - 2001. - Zeszyt 3. - S. 161-16S.

7. Nawarecki, D. Znaczenie aktywnosci fizycznej dla utrzymania dobrego stanu zdrowia w opinii rodzicow // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, Sectio D Medicina. - Lublin, 2004. - Vol. LIX, Suppl. XIV, N 4. - S. 1S7-192.

S. Ksztaltowanie si^ wydolnosci fizycznej u osob o zwi^kszonej aktywnosci ruchowej / Wojciechowska - Maszkowska B., Tataruch R., Rektor Z. /\ Annales Universitatis Mariae Curie - Sklodowska, Sectio D Medicina. - Lublin, 2004. - Vol. LIX, Supll. XIV, N б.- S. 405-40S.

9. Zmiany wieku mistrzostwa sportowego najlepszych miotaczek swiata w latach 192S-2003 / Wojnar J., Iskra J., Tanaruch R. // Proces doskonalenia treningu i walki spor-towej. Т. 1 / red. Kuder A., Perkowski K., Sledziewski D. ; Akademia Wychowania Fizycznego w Warszawie. - Warszawa, 2004. - S. 90-92.

Контактная информация: nat-dardanova@yandex.ru

УДК 796.922

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ СПРИНТЕРОВ

Алексей Сергеевич Двоскин, аспирант,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования соревновательной деятельности квалифицированных лыжников-гонщиков спринтеров с точки зрения тактики и тактической подготовки. Выявлены наиболее важные технико-тактические действия в спринте и их характеристика.

Ключевые слова: технико-тактические действия, лыжники-гонщики спринтеры, методика тактической подготовки.

TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF THE QUALIFIED SPRINT SKIERS-

RACERS

Alexey Sergeyevich Dvoskin, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of research of competitive activity of the qualified sprint skiers-racers from the point of view of tactics and tactical preparation. The most important technical and tactical actions in sprint and their characteristic have been revealed.

Keywords: technical and tactical actions, sprint skiers-racers, methodology of tactical preparation.

В научно-исследовательских работах по лыжному спорту проблема тактической подготовки лыжников-гонщиков спринтеров не решена полностью. В основном рассматривались задачи физической подготовки спринтеров.

В нашем исследовании принимали участие 152 человека. В анкетировании и опросе - S0 квалифицированных лыжников-гонщиков от 1разряда до МСМК, 16 тренеров. В поисковом - участвовали 110, а в научном эксперименте 24 спортсмена высокой квалификации.

Тактическая подготовка спортсменов - это педагогический процесс, направлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.