Научная статья на тему 'Национальные особенности подготовки будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников'

Национальные особенности подготовки будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
388
38
Поделиться
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Джассим Джассим Рана Абдальссатар

В статье рассматриваются особенности развития физической культуры Ирака на современном этапе. Поднимается проблема профессиональной подготовки в вузах Ирака преподавателей физического воспитания.

National features of the preparation of future physical culture teachers for the promotion of schoolchildren healthy life style

This article discusses the features of the development of physical culture of Iraq at the present stage. It raises the problem of vocational training of Iraqi universities physical culture teachers.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Джассим Джассим Рана Абдальссатар,

Текст научной работы на тему «Национальные особенности подготовки будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников»

проделанной работы приблизились к среднему уровню выполнения теста по школьной программе, хотя до эксперимента он был низкий. Дети контрольной группы остались на прежнем низком уровне;

• при разделении детей на СТ и ВБР было выявлено, что за время эксперимента в контрольной группе достоверно улучшились результаты только у детей МеС типа и ВБР «В» т. е. у «усредненных» детей. Также следует отметить, что дети МаС типа и ВБР «С» в контрольной группе по школьной программе имеют низкий уровень выполнения данных тестов;

• при выполнении прыжка в длину с места лучший результат в обеих группах показали дети МаС типа, хотя быстрее осваивали выполнение теста всех дети ВБР «А», что с педагогической точки зрения имеет большее значение. Следует отметить, что при разделении детей на соматические типы и варианты развития достоверные изменения произошли внутри каждой группы (за исключением детей ВБР «С»), хотя между «К» и «Э» группами различия были не достоверны. Дополнительные занятия в экспериментальной группе привело к тому, что дети стали более технично выполнять тест, с меньшими ошибками и с увеличением результата (на каждой попытке);

• оценка статической выносливости мышц спины и живота показала наличие достоверных изменений у лиц «Э» группы по сравнению с «К» группой. В «К» группе достоверные изменения произошли только у макросомных детей и детей ВБР «А». В ходе эксперимента воспитателями в ДОУ было отмечено, что дети «Э» группы более правильно сидели за партой становились более внимательными и усидчивыми при выполнении заданий.

6. Предложенная нами сомато-педагогическая методика физической подготовки детей дошкольного возраста к школьному режиму обучения показала, что существует необходимость в двигательной подготовке ребенка с 5-7 лет при непосредственном учете индивидуальных особенностей роста соматических и функциональных характеристик, которые легли в основу разработки современной методики подготовки детей к школе. Необходимо подчеркнуть, что при двигательной подготовке ребенка к школе главным является не результат в тестовых упражнениях, а правильное их выполнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дарданова, Н.А. Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе / Н.А. Дарданова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 15-18.

Контактная информация: nat-dardanova@yandex.ru

УДК 796.3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Джассим Рана Абдальссатар Джассим (Республика Ирак), аспирант, Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития физической культуры Ирака на современном этапе. Поднимается проблема профессиональной подготовки в вузах Ирака преподавателей физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, профессиональное образование.

NATIONAL FEATURES OF THE PREPARATION OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS FOR THE PROMOTION OF SCHOOLCHILDREN

HEALTHY LIFE STYLE

Jassim Rana Abdalsstar Jassim (Republic Iraq), the post-graduate student,

Voronezh State Pedagogical University

Annotation

This article discusses the features of the development of physical culture of Iraq at the present stage. It raises the problem of vocational training of Iraqi universities physical culture teachers.

Keywords: physical education, healthy lifestyle, vocational education.

На современном этапе развития республики Ирак в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности, здоровому образу жизни сограждан для успешного труда и жизнедеятельности.

Иракский народ в течение достаточно короткого времени перенес две войны, оказавшие серьезное отрицательное влияние на физическую культуру и спорт. Многие спортивные сооружения были разрушены, многие специалисты и спортсмены уехали за рубеж работать по контрактам. Все это привело к понижению спортивного уровня в стране.

Потери в области спорта таковы: уничтожено 22 спортивных зала; перестали работать 13 закрытых бассейнов; разрушено 84 стадиона; пришли в негодность 31 спортивный центр; прекратили свое существование 18 спортивных клубов; уничтожено здание Министерства спорта и молодежи и здание Иракского олимпийского комитета. В результате всех этих событий иракский спорт отстал в своем развитии, даже по сравнению с соседними странами.

Перестройка образования в стране поставила перед высшей школой Ирака задачу коренного и всестороннего изменения профессиональной подготовки будущих специалистов - преподавателей физической культуры. В новых условиях повышения социальной значимости физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника университета с высокой степенью готовности к социальнопрофессиональной деятельности. Изменения, происходящие в системе высшего образования Ирака, тенденции развития мирового спорта, привлекли особое внимание науки и практики к проблеме подготовки специалистов по формированию здорового образа жизни школьников в образовательном учреждении. Сегодня в высших физкультурных заведениях Ирака намечается увеличение числа специалистов, которые отдают приоритет физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью.

Кафедры физической культуры факультетов физкультуры переориентировались на подготовку тренеров-преподавателей оздоровительно-ритмической гимнастики. Однако по данному направлению еще не сложилась система и содержание профессиональнофизкультурной подготовки специалистов. Явно не хватает теоретических разработок, научно-методических материалов, еще недостаточен педагогический опыт. В этой связи в настоящее время стоит проблема не оптимизации, а в большей степени разработки механизмов подготовки преподавателей, готовых к формированию здорового образа жизни у школьников.

Согласно Закону «Об образовании» республики Ирак иракское физкультурное образование представляет собой многоуровневую структурированную систему высшего образования. Главные цели: повышение культурно-образовательной, научной и профессионально-практической подготовки специалистов по физической культуре с учетом меняющихся запросов практики и общества, приведение содержания образования в соответствие с международными стандартами. Процесс подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре Ирака — это сложная многоаспектная система образовательной деятельности и может осуществляться на основе разработанных в

России рекомендаций ряда ученых [1]. Исследователи считают, что использование национального физического воспитания как особого «языка культуры» в спортивных проектах, имеет особую социальную значимость для сохранения традиционной культуры.

Структура организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает многопрофильную непрерывную подготовку будущих специалистов по физической культуре: от бакалавра, через магистратуру, ориентированных на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Концептуальные положения теории деятельности, системного и личностно-деятельностного подходов являются методологической основой описания предмета, цели и задач, определения преимущественных средств в специфическом виде деятельности специалиста по оздоровительно-ритмическим видам гимнастики (табл. 1).

Таблица 1

Структура педагогической направленности профессиональной деятельности специалистов по оздоровительно-ритмическим видам гимнастики в сфере физической

культуры

Объект Цели, задачи Функции Средства Субъекты деятельности

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, спортивно ориентированные дети Реализация задач физического воспитания, начальной спортивной подготовки, формирование школы движений, расширение двигательного опыта Воспитательнообразовательная, формирующая, гигиеническая Основная, базовая спортивная гимнастика Тренер группы начальной подготовки (секция школы). Организатор основной гимнастики (детский сад, начальная школа)

Подростки, юноши, спортивно- ориентированные подростки и юноши Реализация задач физического воспитания, спортивной тренировки на этапе спортивного совершенствования Воспитательно- образовательная, оздоровительная, специализирован- ная Основная, атлетическая, ритмическая, спортивная гимнастика Тренер УТГ, ГСС Учитель физической культуры, Преподаватель физического воспитания

Учащаяся молодежь, спортсмены Реализация задач профессиональноприкладной подготовки, управление спортивной тренировкой, достижение стабилизации высоких результатов Оздоровительноразвивающая, профессионально-прикладная, и стабилизационная Атлетическая, профессионально-прикладная, оздоровительно-ритмические виды гимнастики, спортивная гимнастика (программа ФИЖ) Тренер ГВСМ Преподаватель физического воспитания

Взрослые люди Управление кондиционной тренировкой Профилактическая, рекреационно- реабилитационная, кондиционная Оздоровительноритмические виды гимнастики, адаптивная гимнастика Тренер- преподаватель

Люди всех возрастов, имеющие медицинские показания Реализация задач профилактики социальной адаптации Лечебно- профилактическая, рекреационно- реабилитационная, социально- адаптационная Гигиеническая, лечебная, адаптивная гимнастика Методист ЛФК Преподаватель адаптивной гимнастики

В таблице 1 приводится общая структура педагогической направленности профессиональной деятельности специалистов различной квалификации по оздоровительноритмическим видам гимнастики. Конкретизация содержания элементов структуры представлена в квалификационных характеристиках специалиста по оздоровительноритмическим видам гимнастики. Следует подчеркнуть, что разработанная общая струк-

тура не претендует на достаточную степень научного обоснования. В этом направлении необходимо вести углубленные исследования. Однако она позволяет разработать структуру содержания тематических программ по ступеням профессионально-педагогической подготовки (табл. 2).

Таблица 2.

Структура содержания тематических программ по ступеням профессионально-

педагогической подготовки специалистов по гимнастике

Предмет Среднее профессиональное физкультурное образование Высшее профессиональное физкультурное образование

Бакалавр Магистр

Общие основы теории и методики гимнастики Гимнастика в системе общего и специального физического воспитания Гимнастика и ее использование в различных звеньях физкультурного движения Гимнастика как научная дисциплина. Гимнастика в системе олимпийского движения

Краткие сведения о развитии гимнастики в Ираке Развитие оздоровительных видов гимнастики в Ираке Уровень научной разработанности предмета "гимнастика". Тенденции развития мировой гимнастики

Гимнастическая терминология Символы и термины в гимнастике Международные термины и символика гимнастических упражнений. Особенности методики судейства соревнований по правилам ФИЖ

Организация, проведение и судейство массовых соревнований по гимнастике Основы методики судейства квалификационных соревнований Использование современных технических средств в оценке соревновательной деятельности

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- всесторонняя физическая подготовка студентов;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

- совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

- воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом [1].

Для реализации новых подходов в развитии профессионального образования в области физической культуры и спорта необходимы:

- апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы;

- разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;

- долгосрочное планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профес-

сионального образования;

- разработка программы поэтапного перехода от финансирования научных учреждений к финансированию научно-исследовательских проектов;

- укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку;

- создание в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедр и факультетов по подготовке спортивных врачей, специалистов физкультурнооздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

- обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) физической культуры;

- разработка и внедрение системы сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающей систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией;

- обобщение и распространение практического опыта работы (секретов мастерства) выдающихся спортсменов, тренеров, новаторов-исследователей, работающих с детьми и молодежью. [2]

Таким образом, для Иракской республики подготовка кадров преподавателей физической культуры играет огромную роль в развитии системы физического воспитания. Это обусловлено, прежде всего, зависимостью качества преподавания и уровнем подготовки спортсменов. Чем более подготовлены кадры, тем эффективнее они способны разработать программное обеспечение и рациональнее организовать учебный и тренировочный процессы. А целесообразная программа обучения на уроке физической культуры благоприятно сказывается на развитии системы физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -1994. - № 9. - С. 9-11.

2. Козуб, М. В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Козуб Марина Васильевна. - Елец, 2007. - 221 с.

Контактная информация: haider_hr2007@yahoo.com

УДК 371.037

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Сабират Сайпудиновна Енокаева, старший преподаватель,

Мурат Магометович Эбзеев, доктор педагогических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (КЧГУ),

Карачаевск

Аннотация

В работе проанализированы теоретические векторы процесса формирования здоровья подрастающего поколения в современной России и их представленность в стратегических направлениях развития отрасли «физическая культура». В статье обосновывается актуальность проблемы, вы-