С.И. ФИЛИМОНОВА, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва)
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором ЛИ. Лубыше-вой, доктором педагогических наук, профессором A.B. Лотоненко.
Аннотация. В статье описаны научно-методологические основы эффективного управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в центре образования. В исследовании использованы методы научного исследования: теоритический анализ литературы, опрос, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Ключевые слова: пространство физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД), инновационная система управления, Центр оборазования (ЦО).
S.Z. FILIMONOVA, professor (Moscow)
INNOVATIVE CONTROL SYSTEM OF SPORTS-RECREATIONAL ACTIVITY IN
THE CENTER OF EDUCASHION
Abstract. The purpose of the present research was scientific-methodological substantiation of effective administration of sports-recreational activity in a Center of educashion. The targets set by the researchers were achieved using such methods as theoretical analysis of literature, pedagogical observation, survey, stady of documents, pedagogical experiment as well as methods of mathematical statistics.
Key words: environment of physical culture and sport, sports-recreational activity, innovative control system, Center of educashion.
Ситуация, связанная с ухудшением здоровья подрастающего поколения, продолжает обостряться. Некомпетентность родителей в вопросах физической культуры, недооценка занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья, отсутствие преемственности в физкультурном образовании, интенсификация и информатизация учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, отсутствие системной работы по формированию здорового образа и стиля жизни - негативные факторы, усугубляющие сложившееся положение.
Исследования показывают, что успехи в освоении ребенком и подростком ценностей физической культуры, здорового образа и стиля жизни во многом детерминируются эффектив-
ностью организации и управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.
На наш взгляд, наиболее перспективной для организации процесса управления физкультурно-оздоровительной деятельностью (ФОД) образовательного учреждения является концепция создания актуализированного пространства физической культуры и спорта (Филимонова С.И. 2004,2007). С помощью категории пространства можно составить выразительную картину физической культуры и спорта. Важным моментом его применения следует считать возможность четкого выделения содержания ФОД в каждом структурном компоненте пространства, а также разграничения полномочий всех участников образовательного процесса в нем. Всесторонне актуализированное пространство физической культуры и спорта является идеальным здоровье-сберегающим.
Чем больше структурных компонентов пространства деформировано, тем меньше его здо-ровьесберегающие возможности. Следовательно, любая деятельность по реализации структурных компонентов пространства физической культуры и спорта (социогенного подпространства, моторного поля и физического подпространства) является физкультурно-оздоровительной.
Теоретический анализ позволил разработать соответствующий диагностический инструментарий. Диагностике подлежали показатели, характеризующие состояние пространства физической культуры и спорта образовательного учреждения: - эффективность управления социогенным подпространством (политическое, правовое, экономическое, образовательное, нравственное, культурное и информационное поля), выраженная в уровне компетентности и всесторонности знаний о ФОД всех управленческих структур; - эффективность управления моторным полем, выраженная в развитии материально-технической базы (спортсооруже-ния, инвентарь), использовании естественных сил природы (солнце, воздух и вода), реализации всех видов физической культуры (физического воспитания, физической реабилитации, физической рекреации, спорта); - эффективность управления физическими агентами (вовлеченность всех участников пространства физической культуры и спорта), выраженная в отношении к процессу ФОД, в реализации опти-
мального объема двигательной активности; результатам ФОД(состояние здоровья).
Общий уровень эффективности управления социогенным подпространством, выявленный при помощи анкетирования показал, что большинство опрошенных недостаточно компетентны в отношении собственного физического состояния, не говоря уже о теоретических основах ФОД. При исследовании было предложено назвать индивидуальные показатели веса, роста, ЖЕЛ, АД, ЧСС, динамометрии кистей рук, время восстановления после 30 приседаний. Ответы на вопросы вызвали затруднения у 15 % респондентов, большинство (65 %) педагогов и родителей знают лишь свои вес и рост, а также показатели АД, около 20 % смогли назвать 4-5 показателей. Все параметры не знает никто в данной группе. Среди школьников 0,8 % назвали все параметры, 25,7 % не знают ЖЕЛ, время восстановления ЧСС после нагрузки и динамометрию кисти рук; абсолютное большинство опрошенных - 63,2 % знают лишь свои вес и рост, 5,8 % школьников назвали лишь один из перечисленных параметров и 5,5 % не назвали ничего.
На вопрос «Кто управляет ФОД в их образовательном учреждении?», большинство (48,7 %) респондентов ответили, что специалисты по физической культуре и спорту, тренеры, учителя по физической культуре; 31,4 % опрошенных отдают предпочтение администрации образовательного учреждения; 9,3 % считают, что каждый сам должен управлять своей ФОД; 6,1 % -родители и семья; затрудняются ответить 4,5 %.
Для повышения эффективности ФОД, по мнению опрошенных, необходимо: организовать обучение плаванию (38%); увеличить количество кружков и секций, направленных на развитие двигательной активности в системе дополнительного образования (27,5%); организовать проектную и научно-исследовательскую деятельность по вопросам, связанным с ФОД (19,3 %); повысить компетентность педагогического коллектива в вопросах ФОД (7,5 %); улучшить материально-техническую базу ФОД (6,7 %);
176
привлекать высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту в систему дополнительного образования (11,0 %).
В рамках исследования эффективности управления моторным полем ранжированы виды ФК. Большинство респондентов - 70,22 % ответили, что в школе реализуется только физическое воспитание, 20,45 % - кроме физического воспитания используют спорт; всего для 7,78 % очевидно использование физической рекреации, и совсем незначительная группа респондентов -1,55 % выявила наличие физической реабилитации в режиме учебного дня. Состояние материально-технической базы и использование естественных сил природы большинство респондентов отметило как недостаточное. Эффективность управления физическими агентами определялась их отношением к ФОД и уровнем вовлеченности школьников в ФОД во внеурочное время. Большинство опрошенных (47 %) не занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью совсем, 29 % занимаются эпизодически и лишь 24 % школьников систематически посещают спортивные секции в рамках дополнительного образования. Объективные показатели состояния здоровья были получены по численности групп здоровья; по пропускам занятий. Распределение учащихся по группам здоровья показало, что большинство учащихся (82,3 %) относятся ко 2-ой группе здоровья, всего 14,71% - к 1-ой и около 3% - к 3-ей группе здоровья. Среднее количество дней, пропущенное обучающимися по болезни, в среднем по школе составило 12,1 %.
Исследование проблемы показало, что в традиционном образовательном учреждении ФОД реализуется не во всех структурах пространства физической культуры и спорта, уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах ФОД находится на низком уровне, управление ФОД происходит в основном через сотрудников, непосредственно связанных с физической культурой и спортом (учителя физкультуры, тренеры по виду спорта). В таких условиях управление ФОД является малоэффективным.
Современные проблемы пространства физической культуры и спорта в образовательных учреждениях традиционного типа выглядят сле-
дующим образом: 1- нет взаимосвязи и преемственности физкультурно-оздоровительных программ на всех уровнях образовательного процесса; 2 - из объекта управления практически исключены родители, от которых во многом зависит поведение детей; 3 - сущность ФОД весьма расплывчата и сводится лишь к непосредственным занятиям упражнениями, а содержание настолько широко, что ее трудно конкретизировать до четких рамок, что серьезно затрудняет процесс управления; 4 - нагрузка по управлению ФОД ложится на плечи руководителя образовательного учреждения и специалистов по физической культуре и спорту, не используются промежуточные организационные структуры, что значительно снижает функциональность управления.
В рамках подготовки к реализации инновационной системы управления ФОД образован блок дополнительного образования, организовано обучение детей плаванию, введен 3-ий урок физической культуры, открыты научно-исследовательские площадки и развернута проектная деятельность, внедрена в практику автоматизированная обработка результатов монито-рингов, создана база данных состояния здоровья на каждого учащегося, организованы курсы на базе школы для педагогов по физкультурно-оздоровительной тематике, организована работа в режиме школы полного дня, осуществлен переход учреждения на финансовую самостоятельность, осуществлено вовлечение детей 3-6 лет, родителей, выпускников в ФОД школы. В результате уровень развития ФОД вышел за рамки типового образовательного учреждения - школы, что привело к необходимости изменения статуса образовательного учреждения. В 2006 году школа № 110 была реорганизована в Центр образования № 1445, что повлекло за собой системные изменения в управлении ФОД в рамках учреждения инновационного типа.
К структурным компонентам ЦО относятся следующие отделения: учебно-методическое, дополнительного образования, социальной защиты и охраны прав детей, административно-хозяйственное и социально-экономическое, дошкольное, во главе которых стоит руководитель ЦО. Все они причастны к управлению ФОД,
осуществляя ее каждое в своем направлении. Кроме того, в рассматриваемой системе нами выделены функциональные компоненты. Это собственно ФОД. Ее направление и содержание определяется в рамках того структурного компонента пространства физической культуры и спорта, в котором она реализуется. Из-за многообразия и вариативности на рисунке 1 представлен далеко не полный перечень содержательных характеристик ФОД, а лишь ее направления.
Структурные и функциональные компоненты системы управления образуют определенную целостность с учетом целей управления, которые уточняются на каждом уровне. В рамках ЦО выделяются четыре уровня управления. 1-й уровень - дошкольное образование. Здесь основным объектом управления являются дети 3-7 лет. Их потребности в двигательной активности непроизвольны, независимы от сознания, но ярко выражены и реально ощутимы ребенком. Ее оптимальные величины пока еще являются естественными, внутренне присущими человеку (Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин, 1989). Исходя из физиологических и психолого-педагогических характеристик данного возраста основной целью управления является реализация потребности в двигательной активности.
2-ой уровень - начальное общее образование, объектом управления являются дети 7-10 лет. На данном уровне преимущество в детерминации потребностей в двигательной активности получают социальные факторы. Индивидуальный объем двигательной активности складывается в процессе жизнедеятельности под влиянием среды, при этом генетический компонент предопределяет не сам объем активности, а определенную предрасположенность к некой ее величине (В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998). Оптимальный объем двигательной активности, являясь на первом уровне естественным, на втором уровне преобразуется в социогенный и нуждается в формировании. Основной целью управления является формирование осознанной потребности в двигательной активности.
3-ий уровень - основное общее образование, объектом управления являются учащиеся 11-15 лет. Причинами недостаточной двигательной ак-
тивности является то, что у человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет (Т.Н. Лебедева, 1974; И.А. Аршавский, Т.А. Бальмагия, В.Д. Розанова, 1970). Это значит, что на следующих уровнях молодой человек с не-сформированной потребностью в двигательной активности перестает ощущать ее недостаток. И до появления неблагоприятных отклонений в состоянии здоровья не чувствует отрицательного влияния гиподинамии. Основной целью управления является формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями для реализации оптимального объема двигательной активности.
4-ый уровень - общее образование, объектом управления являются учащиеся 16-18 лет. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода (12-18 лет) являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов двигательной деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Основной целью управления на этом уровне является совершенствование мотивации к занятиям физическими упражнениями, создание глубоких внутренних мотивов на базе осознания их необходимости для всестороннего гармоничного развития личности.
Предлагаемая динамика этапов и целей обеспечит их преемственность и получение заведомо положительных результатов - физическое совершенствование, повышение уровня здоровья, всестороннее гармоничное развитие каждого участника образовательного процесса.
Созданная система управления способствовала пересмотру зон ответственности за ФОД сотрудников ЦО (рис. 1), что привело к разработке новых должностных инструкций.
В результате проведения педагогического эксперимента с использованием созданной системы управления ФОД в ЦО были получены следующие результаты.
Динамика уровня компетентности в вопросах ФОД
контингент Уровень знаний (баллы) М±ш
до эксперимента после эксперимента % (р<0,05)
Школьники 3,1 ±0,4 4,5±0,7 26,7 р<0,05
Учителя 3,4±0,5 4,9±0,5 31,4 р<0,05
Родители 2,8±0,4 3,5±0,5 13,8 р>0,05
У школьников и учителей динамика уровня компетентности в вопросах ФОД имеет достоверные различия. Это, на наш взгляд, явилось результатом активизации НИР. В частности созда-
нием проектных групп в рамках ФОД среди школьников и участие их в районных, окружных и городских конкурсах. Большая часть участников становилась победителями конкурсов.
Директор ЦО
-а
ФОД в социогенном подпро странстве
ФОД в физическом подпространстве
Рис. 1 Зоны ответственности в реализации ФОД в ЦО (согласно должностным инструкциям)
Динамика научно-исследовательской деятельности
2005-06 уч.год 2006-07 уч.год 2007-08 уч.год
Проектные группы в рамках ФОД 0,00% 33,00% 55,00%
Победители в конкурсах 0,00% 50,00% 80,00%
Экспериментальные площ. по ФОД 33,00% 66,00% 75,00%
Среди учителей НИР активизировалась посредством создания экспериментальных площадок по ФОД. К 2008 г. их было уже 4 на базе ЦО. Значительно увеличилось количество семинаров по вопросам ФОД и, как следствие, принципиально изменились количественные и качественные характеристики публикаций.
Научно-методическая деятельность педагогов ЦО №1445
2004-05 уч.год 2005-06 уч.год 2006-07 уч.год
Публикации 7 11 40
Из них по ФОД 1 3 23
Семинары по ФОД 0 1 4
Серьезные изменения претерпевала материальная база для ФОД. Финансовые расходы из внебюджетных средств возросли до 30 % к 2008 г.
Финансовые расходы на организацию ФОД
Внебюджетные средства 2006 год 2007 год 2008 год
Общая сумма расходов (руб.) 197 481 796 981 1 888 683
Расходы ФОД (руб.Л/о) 39 496 (20%) 183 306 (23%) 566 605 (30%)
В системе дополнительного образования доля спортивных секций выросла от 25 % в 2004 г., до 50 % в 2007 г., а вовлеченность учащихся в них с 17 до 63%.
Динамика развития системы дополнительного образования
Учебные года 2004/2005 2005/2006 2006/2007
Кол-во кружков и секций 8 35 36
В т.ч. на развитие ДА 25 % 31 % 50 %
% уч-ся в спорт.секциях 17 % 29 % 63 %
При этом качество предлагаемых услуг не снизилось, что определяется стабильностью (80-82%) уровня призовых мест на протяжении ряда лет на фоне принципиального увеличения (почти вдвое) спортивных соревнований.
Участие в спортивных соревнованиях районного, окружного, городского уровней
2005-06 уч.год 2006-07 уч.год 2007-08 уч.год
Соревнования 23 31 42
Призовые места 19 (82%) 25(80%) 34 (81%)
В результате принципиально изменилось отношение школьников к ФОД в сторону позитивно активного.
Динамика отношения к ФОД у школьников
Отношение к ФОД Позитивно активное Позитивно пассивное Негативное.
До эксперимента 57,8 27,5 14,7
После эксперимента 75,6 19,6 4,8
Достоверность разл. р<0,05 р<0,05 р<0,05
Вовлеченность в ФОД всех участников образовательного процесса увеличилась на уровне достоверности. Выявлены статистически достоверные улучшения (р<0,05) здоровья учащихся, увеличилось количество школьников, отнесенных к 1 группе здоровья с 14,71 % в 2004 г. до 24,61 % в 2007 году.
Динамика распределения детей ЦО по группам здоровья
Показатели Группы здоровья 2003/04 уч. г. % 2005/06 уч.г. % 2006/07 уч. г. %
за 3 года 1 14,71 18,70 24,61
П 82,30 78,65 73,06
III 2,98 2,63 2,33
1У - - -
Всего 469 417 386
Динамика среднего количества дней, пропущенных по болезни
Год 1 ступень 2 ступень 3 ступень В среднем по школе
2003-2004 10,8 15,3 10,5 12,2
2005-2006 9 13,2 10,3 10,8
2006-2007 7 11,1 10,1 9,4
Среднее количество дней, пропущенных учащимися по болезни, имеет тенденцию к снижению. Исследования показателей здоровья учащихся по технологии «Новигатор здоровья» показали принципиальное снижение количества учащихся с очень низким (0,1- 0,9 баллов) и низким (1,1 - 1,9 баллов) уровнем здоровья, при повышении групп с отличным и хорошим функциональным состоянием.
Управление ФОД в Центре образования может быть эффективным, если рассматривать пространство физической культуры и спорта как систему, интегрирующую не только собственные
структурные компоненты, определяющие направление и содержание ФОД, но и структурные компоненты Центра образования, которые по своей сути являются субъектами управления.
Значительное повышение эффективности управления происходит за счет конкретизации содержания ФОД, серьезного расширения и четкого разграничения зон ответственности в ней за каждым должностным лицом и каждым подразделением ЦО (согласно должностным инструкциям).
Литература:
1. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизии/П.А. Виноградов/- М.: Мысль, 1993. - 243 с.
2. Гостев, Р.Г. Спорт и законодательство/ Р.Г. Гостев/- М.:НИЦ «Гврошкола», 2001. - 438 с.
3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Сот. И.Н. Решетень. / П.Ф. Лесгафт/- М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
4. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности (моно-графия)/С.И. Филимонова/ - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. -313 с., с ил.
5. Утишева, Г.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта/ Г.В. Утишева/- СПб., 1997. - 136 с.