Научная статья на тему 'Новый подход к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью в Центре образования'

Новый подход к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью в Центре образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство физической культуры и спорта / физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) / инновационная система управления / Центр образования (ЦО) / environment of physical culture and sport / sports-recreational activity / innovative control system / Center of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Светлана Ивановна

В статье проанализирован опыт создания и деятельности Центра образования на базе ГОУ СОШ№ 110 г. Москвы для повышения эффективности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении. Выявлены позитивные результаты инновационных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW MANAGEMENT APPROACH AND RECREATIONAL ACTIVITIES IN THE CENTRE OF EDUCATION

this article examine the experience of creation and activity of the Centre for education on the basis of school № 110 of Moscow for improved governance and recreational activities in an educational establishment. Identifies the positive results of innovation.

Текст научной работы на тему «Новый подход к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью в Центре образования»

УДК 796.011

С.И. Филимонова, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва)

НОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье проанализирован опыт создания и деятельности Центра образования на базе ГОУ СОШ№ 110 г. Москвы для повышения эффективности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении. Выявлены позитивные результаты инновационных преобразований.

Ключевые слова: пространство физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД), инновационная система управления, Центр образования (ЦО).

S.I. Filimonova

THE NEW MANAGEMENT APPROACH AND RECREATIONAL ACTIVITIES IN

THE CENTRE OF EDUCATION

Abstract: this article examine the experience of creation and activity of the Centre for education on the basis of school № 110 of Moscow for improved governance and recreational activities in an educational establishment. Identifies the positive results of innovation.

Key words: environment of physical culture and sport, sports-recreational activity, innovative control system, Center of education.

Сегодня серьезную обеспокоенность вызывают выраженные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения. Так, результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60 %), которая становится причиной роста функциональных (до 70 %) и хронических (до 50 %) заболеваний. Большинство детей дошкольного возраста имеют нарушения в психофизическом развитии (Г.Л. Го-лубева, 2008). Каждый второй школьник имеет морфофункциональную патологию: 42 % - хронические заболевания. Только 6-8 % выпускников общеобразовательных школ признаны здоровыми (П.А Рожков, 2002; А.Г. Комков, 2004; Н.В. Сократов, 2005). Ситуация, связанная с ухудшением здоровья подрастающего поколения, продолжает обостряться. Некомпетентность родителей в вопросах физической культуры, недо-

оценка занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья, отсутствие преемственности в физкультурном образовании, интенсификация и информатизация учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, отсутствие системной работы по формированию здорового образа и стиля жизни - негативные факторы, усугубляющие сложившееся положение.

При этом образовательное пространство России активно заполняется педагогическими технологиями, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Но результаты этих исследований не воплощены в реальной жизни, что высвечивает проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью (ФОД) в образовательных учреждениях, где большинство

сотрудников педагогического коллектива не считают эту работу приоритетной. В такой ситуации «груз» ответственности ложится на руководителей образовательных учреждений, т. к. эффективность ФОД образовательного учреждения во многом определяется адекватностью и полнотой управления ею.

Анализ литературы позволил разработать понятийный аппарат исследования: основная позиция современной философии определяет управление как элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающие сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. В практическом смысле это деятельность органов власти, подчинительная связь. Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. В толковом словаре «физкультурный» - относящийся к физической культуре, спорту, «оздоровительный» - содействующий оздоровлению (С.И. Ожегов, 1994). Выявлена сущность физкультурно-оздоровительной деятельности как управляемого множества материальных и идеальных взаимосвязанных функциональных частей, имеющих отношение к физической культуре, подчиненных целям оздоровления, развития, обучения и воспитания людей.

Теоретический анализ позволил выявить некоторые недостатки в управлении ФОД, реализуемой в образовательных учреждениях традиционного типа, наличие которых подтвердилось эмпирически: 1 - нет взаимосвязи и преемственности физкультурно-оздоровительных программ на всех уровнях образовательного процесса; 2 - из объекта управления практически исключены родители, от которых во многом зависит поведение детей; 3 - сущность ФОД весьма расплывчата и сводится лишь к непосредственным занятиям упражнениями, а содержание настолько широко, что ее трудно конкретизировать до четких рамок, что серьезно затрудняет процесс управления; 4 - нагрузка по управле-

нию ФОД ложится на плечи руководителя образовательного учреждения и специалистов по физической культуре и спорту, не используются промежуточные организационные структуры, что значительно снижает функциональность управления.

Основой для создания инновационной системы управления ФОД в Центре образования (Рис. 1) избрана концепция создания актуализированного пространства физической культуры и спорта [Филимонова С.И. 2004,2007]. Четкое выделение содержания ФОД в образовательном учреждении возможно через создание здоровь-есберегающего пространства физической культуры и спорта. В нем содержание ФОД определяется направленностью структурного компонента, в котором она реализуется. Важным моментом его применения следует считать возможность четкого разграничения полномочий всех участников образовательного процесса. К структурным компонентам пространства ф/к относятся политическое, правовое, экономическое, образовательное, нравственное, культурное и информационное поля социогенного подпространства; моторное поле, включающее материально-техническую базу, естественные силы природы, все виды физической культуры, а также физических агентов(всех участников) физического подпространства. Любая деятельность по реализации структурных компонентов пространства физической культуры и спорта является физкультурно-оздоровительной.

В рамках подготовки к реализации инновационной системы управления ФОД образован блок дополнительного образования, организовано обучение детей плаванию, введен 3-ий урок физической культуры, открыты научно-исследовательские площадки и развернута проектная деятельность, внедрена в практику автоматизированная обработка результатов мониторингов, создана база данных состояния здоровья на каждого учащегося, организованы курсы на базе школы для педагогов по физкультурно-оздоровительной тематике, организована работа в режиме школы полного дня, осуществлен переход учреждения на финансовую самостоятельность, осуществлено вовлечение детей 3-6 лет, родителей, выпускников в ФОД школы. В результате

176

уровень развития ФОД вышел за рамки типового образовательного учреждения - школы, что привело к необходимости изменения статуса образовательного учреждения. В 2006 году школа № 110 была реорганизована в Центр образования № 1445, что повлекло за собой системные изменения в управлении ФОД в рамках учреждения инновационного типа.

К структурным компонентам ЦО относятся следующие отделения: учебно-методическое, дополнительного образования, социальной защиты и охраны прав детей, административно-хозяйственное и социально-экономическое, дошкольное, во главе которых стоит руководитель ЦО. Все они причастны к управлению ФОД, осуществляя ее каждое в своем направлении. Кроме того, в рассматриваемой системе нами выделены функциональные компоненты. Это собственно ФОД. Ее направление и содержание определяется в рамках того структурного компонента пространства физической культуры и спорта, в котором она реализуется. Из-за многообразия и вариативности на рисунке представлен далеко не полный перечень содержательных характеристик ФОД, а лишь ее направления.

Структурные и функциональные компоненты системы управления образуют определенную целостность с учетом целей управления, которые уточняются на каждом уровне. В рамках ЦО выделяются четыре уровня управления. 1-й уровень - дошкольное образование. Здесь основным объектом управления являются дети 3-7 лет. Их потребности в двигательной активности непроизвольны, независимы от сознания, но ярко выражены и реально ощутимы ребенком. Ее оптимальные величины пока еще являются естественными, внутренне присущими человеку. (Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин, 1989). Исходя из физиологических и психолого-педагогических характеристик данного возраста, основной целью управления является реализация потребности в двигательной активности.

2-й уровень - начальное общее образование, объектом управления являются дети 7-10 лет. На данном уровне преимущество в детерминации потребностей в двигательной активнос-

ти получают социальные факторы. Индивидуальный объем двигательной активности складывается в процессе жизнедеятельности под влиянием среды, при этом генетический компонент предопределяет не сам объем активности, а определенную предрасположенность к некой ее величине (В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998). Оптимальный объем двигательной активности, являясь на первом уровне естественным, на втором уровне преобразуется в социогенный и нуждается в формировании. Основной целью управления является формирование осознанной потребности в двигательной активности. 3-й уровень - основное общее образование, объектом управления являются учащиеся 11-15 лет. Причинами недостаточной двигательной активности является то, что у человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет (Т.Н. Лебедева, 1974; И.А. Аршавский, Т. А. Бальмагия, В.Д. Розанова, 1970). Это значит, что на следующих уровнях молодой человек с не-сформированной потребностью в двигательной активности перестает ощущать ее недостаток. И до появления неблагоприятных отклонений в состоянии здоровья не чувствует отрицательного влияния гиподинамии. Основной целью управления является формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями для реализации оптимального объема двигательной активности. 4-й уровень - общее образование, объектом управления являются учащиеся 16-18 лет. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода (12-18 лет) являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов двигательной деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Основной целью управления на этом уровне является совершенствование мотивации к занятиям физическими упражнениями, создание глубоких внутренних мотивов на базе осознания их необходимости для всестороннего гармоничного развития личности.

Руководитель ЦО

Учебно-методическое отделение

-Ф-

Отделение дополнительного обпазования

Дошкольное объединение

Отделение соц. защиты

и охпаны ппав летей

♦ =

1,

Административно-хозяйственное и финансово-эконом. отделение

Физкультурно-оздоровительная деятельность

1 Патриотическое

■ воспитание

Создание правовой базы пространства фк

Дошкольное образование (3-7 лет) Реализация потребности в ДА

Начальное общее образование (7-10 л.) Формирование осознанной потребности в ДА

Основное общее образование (11-15 л.) формирование

Обеспечение признания ЦО государственным учреждением

Среднее полное образование (16-18 л.) С!пвепшенств-е

Физическое совершенствование

Ж

Реализация учебной программы по фк

Активный семейный отлых. ТУПИЗМ

Физкультпаузы, физкультминутк

и и т гт

Тренировки по видам спорта, соревнования

Строительство, тех. обслуживание

Закаливание Режим дня Гигиена Отказ от вредных привычек

Занятия на свежем воздухе, купания в водоемах, плавание в

^яггрмир

Повышение уровня здоровья

СЛ Ф ■О Ф 03

С §

Рис. 1. Инновационная система управления ФОД в Центре образования

Рис. 2. Зоны ответственности в реализации ФОД в ЦО (согласно должностным инструкциям)

Предлагаемая динамика этапов и целей обеспечит их преемственность и получение заведомо положительных результатов - физическое совершенствование, повышение уровня здоровья, всестороннее гармоничное развитие каждого участника образовательного процесса.

Созданная система управления способствовала пересмотру зон ответственности за ФОД сотрудников ЦО (рис. 2, что привело к разработке новых должностных инструкций).

В результате проведения педагогического эксперимента с использованием созданной системы управления ФОД в ЦО были получены следующие результаты.

Динамика уровня компетентности в вопросах ФОД

Контингент Уровень знаний (баллы) М±ш

до эксперимента после эксперимента % (р<0,05)

Школьники 3,1+0,4 4,5+0,7 26,7 р<0,05

Учителя 3,4+0,5 4,9+0,5 31,4 р<0,05

Родители 2,8+0,4 3,5+0,5 13,8 р>0,05

У школьников и учителей динамика уровня компетентности в вопросах ФОД имеет достоверные различия. Это, на наш взгляд, явилось результатом активизации НИР. В частности, со-

зданием проектных групп в рамках ФОД среди школьников и участие их в районных,окружных и городских конкурсах. Большая часть участников становилась победителями конкурсов.

Динамика научно-исследовательской деятельности

2005-06 уч. год 2006-07 уч. год 2007-08 уч. год

Проектные группы в рамках ФОД 0,00% 33,00% 55,00%

Победители в конкурсах 0,00% 50,00% 80,00%

Экспериментальные площ. по ФОД 33,00% 66,00% 75,00%

Среди учителей НИР активизировалась посредством создания экспериментальных площадок по ФОД. К 2008 г. их было уже 4 на базе ЦО. Значительно увеличилось количество семинаров

по вопросам ФОД и, как следствие, принципиально изменились количественные и качественные характеристики публикации.

Научно-методическая деятельность педагогов ЦО №1445

2004-05 уч. год 2005-06 уч. год 2006-07 уч. год

Публикации 7 11 40

Из них по ФОД 1 3 23

Семинары по ФОД 0 1 4

Серьезные изменения претерпевала материальная база для ФОД. Финансовые расходы из

Финансовые расходы

внебюджетных средств возросли до 30 % к 2008 г.

на организацию ФОД

Внебюджетные средства 2006 год 2007 год 2008 год

Общая сумма расходов (руб.) 197 481 796 981 1 888 683

Расходы ФОД (руб./%) 39 496 (20%) 183 306 (23%) 566 605 (30%)

В системе дополнительного образования г. до 50 % в 2007 г., а вовлеченность учащихся в доля спортивных секций выросла от 25 % в 2004 них с 17 % до 63 %.

180

Динамика развития системы дополнительного образования

Учебные года 2004/2005 2005/2006 2006/2007

Кол-во кружков и секций 8 35 36

В т.ч. на развитие ДА 25 % 31 % 50 %

% уч-ся в спорт. секциях 17 % 29 % 63 %

При этом качество предлагаемых услуг не ряда лет на фоне принципиального увеличения снизилось, что определяется стабильностью (почти вдвое) спортивных соревнований. (80-82%) уровня призовых мест на протяжении

Участие в спортивных соревнованиях районного, окружного,

городского уровней

2005-06 уч. год 2006-07 уч. год 2007-08 уч. год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соревнования 23 31 42

Призовые места 19 (82%) 25(80%) 34 (81%)

В результате принципиально изменилось отношение школьников к ФОД в сторону позитивного активного.

Динамика отношения к ФОД у школьников

Отношение к ФОД Позитивно-активное Позитивно пассивное Негативное.

До эксперимента 57,8 27,5 14,7

После эксперимента 75,6 19,6 4,8

Достоверность разл. р<0,05 р<0,05 р<0,05

Вовлеченность в ФОД всех участников образовательного процесса увеличилась на уровне достоверности. Выявлены статистически достоверные улучшения (р<0,05) здоровья уча-

щихся, увеличилось количество школьников, отнесенных к 1 группе здоровья с 14,71 % в 2004 г. до 24,61 % в 2007 году.

Динамика распределения детей ЦО по группам здоровья

Показатели Группы здоровья 2003/04 уч. г. % 2005/06 уч. г. % 2006/07 уч. г. %

за 3 года 1 14,71 18,70 24,61

П 82,30 78,65 73,06

Ш 2,98 2,63 2,33

1У - - -

Всего 469 417 386

Динамика среднего количества дней, пропущенных по болезни

Год 1 ступень 2 ступень 3 ступень В среднем по школе

2003-2004 10,8 15,3 10,5 12,2

2005-2006 9 13,2 10,3 10,8

2006-2007 7 11,1 10,1 9,4

Среднее количество дней, пропущенных учащимися по болезни, имеет тенденцию к сни-

жению. Исследования показателей здоровья учащихся по технологии "Новигатор здоровья" по-

казали принципиальное снижение количества учащихся с очень низким (0,1-0,9 баллов) и низким (1,1-1,9 баллов) уровнем здоровья, при повышении групп с отличным и хорошим функциональным состоянием.

Управление ФОД в Центре образования может быть эффективным, если рассматривать пространство физической культуры и спорта как систему, интегрирующую не только собственные структурные компоненты, определяющие направление и содержание ФОД, но и структурные компоненты Центра образования, которые по своей сути являются субъектами управления.

Значительное повышение эффективности управления происходит за серьезного расширения и четкого разграничения зон ответственности в ФОД за каждым должностным лицом и каждым подразделением ЦО (согласно должностным инструкциям).

Примечания:

1. Гостев, Р.Г. Спорт и законодательство/Р.Г. Гостев. - М.:НИЦ "Еврошкола", 2001. - 438 с.

2. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - М.: Изд. "Теория и практика физической культуры", 2005.

- 191 с.

3. Писачкин, В.А. Жизненное пространство социума как система. Автореф. дис. ...д-ра соц. наук/ В.А. Писачкин. - М. - 1997. - 50 с.

4. Филимонова, СИ. Физическая культура и спорт

- пространство, формирующее самореализацию личности (монография)/С.И. Филимонова. - М.: Изд. "Теория и практика физической культуры", 2004. - 313 с., с ил.

5. Фишман, Л. И. Курс и теория управления педагогическими системами/Л.И. Фишман. - Самара, Издательство Самарского ГПУ, 1995, - 35 с.

УДК 796.001

Н.В. Балышева, аспирант (г. Санкт-Петербург)

О.Г. Румба, кандидат педагогических наук, доцент

A.A. Горелов, доктор педагогических наук, профессор (г. Белгород)

ДОЗИРОВАННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Психологические и педагогические науки», мероприятие 1.3.2 «Проведение научных исследований целевыми аспирантами», конкурс № НК-524П, проект «Физкультурно-оздоровительная технология дозирования двигательных нагрузок студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы».

Аннотация. В статье обосновывается методика применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: учебно-тренировочные занятия по физической культуре, специальная медицинская группа, студентки с нарушениями сердечно-сосудистой системы, дозированная оздоровительная ходьба, дозированный оздоровительный бег, интенсивность нагрузки, оценка физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, соматического здоровья занимающихся.

182 -I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.