УДК 796.011
С.И. Филимонова, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва)
НОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье проанализирован опыт создания и деятельности Центра образования на базе ГОУ СОШ№ 110 г. Москвы для повышения эффективности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении. Выявлены позитивные результаты инновационных преобразований.
Ключевые слова: пространство физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД), инновационная система управления, Центр образования (ЦО).
S.I. Filimonova
THE NEW MANAGEMENT APPROACH AND RECREATIONAL ACTIVITIES IN
THE CENTRE OF EDUCATION
Abstract: this article examine the experience of creation and activity of the Centre for education on the basis of school № 110 of Moscow for improved governance and recreational activities in an educational establishment. Identifies the positive results of innovation.
Key words: environment of physical culture and sport, sports-recreational activity, innovative control system, Center of education.
Сегодня серьезную обеспокоенность вызывают выраженные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения. Так, результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60 %), которая становится причиной роста функциональных (до 70 %) и хронических (до 50 %) заболеваний. Большинство детей дошкольного возраста имеют нарушения в психофизическом развитии (Г.Л. Го-лубева, 2008). Каждый второй школьник имеет морфофункциональную патологию: 42 % - хронические заболевания. Только 6-8 % выпускников общеобразовательных школ признаны здоровыми (П.А Рожков, 2002; А.Г. Комков, 2004; Н.В. Сократов, 2005). Ситуация, связанная с ухудшением здоровья подрастающего поколения, продолжает обостряться. Некомпетентность родителей в вопросах физической культуры, недо-
оценка занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья, отсутствие преемственности в физкультурном образовании, интенсификация и информатизация учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, отсутствие системной работы по формированию здорового образа и стиля жизни - негативные факторы, усугубляющие сложившееся положение.
При этом образовательное пространство России активно заполняется педагогическими технологиями, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Но результаты этих исследований не воплощены в реальной жизни, что высвечивает проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью (ФОД) в образовательных учреждениях, где большинство
сотрудников педагогического коллектива не считают эту работу приоритетной. В такой ситуации «груз» ответственности ложится на руководителей образовательных учреждений, т. к. эффективность ФОД образовательного учреждения во многом определяется адекватностью и полнотой управления ею.
Анализ литературы позволил разработать понятийный аппарат исследования: основная позиция современной философии определяет управление как элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающие сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. В практическом смысле это деятельность органов власти, подчинительная связь. Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. В толковом словаре «физкультурный» - относящийся к физической культуре, спорту, «оздоровительный» - содействующий оздоровлению (С.И. Ожегов, 1994). Выявлена сущность физкультурно-оздоровительной деятельности как управляемого множества материальных и идеальных взаимосвязанных функциональных частей, имеющих отношение к физической культуре, подчиненных целям оздоровления, развития, обучения и воспитания людей.
Теоретический анализ позволил выявить некоторые недостатки в управлении ФОД, реализуемой в образовательных учреждениях традиционного типа, наличие которых подтвердилось эмпирически: 1 - нет взаимосвязи и преемственности физкультурно-оздоровительных программ на всех уровнях образовательного процесса; 2 - из объекта управления практически исключены родители, от которых во многом зависит поведение детей; 3 - сущность ФОД весьма расплывчата и сводится лишь к непосредственным занятиям упражнениями, а содержание настолько широко, что ее трудно конкретизировать до четких рамок, что серьезно затрудняет процесс управления; 4 - нагрузка по управле-
нию ФОД ложится на плечи руководителя образовательного учреждения и специалистов по физической культуре и спорту, не используются промежуточные организационные структуры, что значительно снижает функциональность управления.
Основой для создания инновационной системы управления ФОД в Центре образования (Рис. 1) избрана концепция создания актуализированного пространства физической культуры и спорта [Филимонова С.И. 2004,2007]. Четкое выделение содержания ФОД в образовательном учреждении возможно через создание здоровь-есберегающего пространства физической культуры и спорта. В нем содержание ФОД определяется направленностью структурного компонента, в котором она реализуется. Важным моментом его применения следует считать возможность четкого разграничения полномочий всех участников образовательного процесса. К структурным компонентам пространства ф/к относятся политическое, правовое, экономическое, образовательное, нравственное, культурное и информационное поля социогенного подпространства; моторное поле, включающее материально-техническую базу, естественные силы природы, все виды физической культуры, а также физических агентов(всех участников) физического подпространства. Любая деятельность по реализации структурных компонентов пространства физической культуры и спорта является физкультурно-оздоровительной.
В рамках подготовки к реализации инновационной системы управления ФОД образован блок дополнительного образования, организовано обучение детей плаванию, введен 3-ий урок физической культуры, открыты научно-исследовательские площадки и развернута проектная деятельность, внедрена в практику автоматизированная обработка результатов мониторингов, создана база данных состояния здоровья на каждого учащегося, организованы курсы на базе школы для педагогов по физкультурно-оздоровительной тематике, организована работа в режиме школы полного дня, осуществлен переход учреждения на финансовую самостоятельность, осуществлено вовлечение детей 3-6 лет, родителей, выпускников в ФОД школы. В результате
176
уровень развития ФОД вышел за рамки типового образовательного учреждения - школы, что привело к необходимости изменения статуса образовательного учреждения. В 2006 году школа № 110 была реорганизована в Центр образования № 1445, что повлекло за собой системные изменения в управлении ФОД в рамках учреждения инновационного типа.
К структурным компонентам ЦО относятся следующие отделения: учебно-методическое, дополнительного образования, социальной защиты и охраны прав детей, административно-хозяйственное и социально-экономическое, дошкольное, во главе которых стоит руководитель ЦО. Все они причастны к управлению ФОД, осуществляя ее каждое в своем направлении. Кроме того, в рассматриваемой системе нами выделены функциональные компоненты. Это собственно ФОД. Ее направление и содержание определяется в рамках того структурного компонента пространства физической культуры и спорта, в котором она реализуется. Из-за многообразия и вариативности на рисунке представлен далеко не полный перечень содержательных характеристик ФОД, а лишь ее направления.
Структурные и функциональные компоненты системы управления образуют определенную целостность с учетом целей управления, которые уточняются на каждом уровне. В рамках ЦО выделяются четыре уровня управления. 1-й уровень - дошкольное образование. Здесь основным объектом управления являются дети 3-7 лет. Их потребности в двигательной активности непроизвольны, независимы от сознания, но ярко выражены и реально ощутимы ребенком. Ее оптимальные величины пока еще являются естественными, внутренне присущими человеку. (Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин, 1989). Исходя из физиологических и психолого-педагогических характеристик данного возраста, основной целью управления является реализация потребности в двигательной активности.
2-й уровень - начальное общее образование, объектом управления являются дети 7-10 лет. На данном уровне преимущество в детерминации потребностей в двигательной активнос-
ти получают социальные факторы. Индивидуальный объем двигательной активности складывается в процессе жизнедеятельности под влиянием среды, при этом генетический компонент предопределяет не сам объем активности, а определенную предрасположенность к некой ее величине (В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998). Оптимальный объем двигательной активности, являясь на первом уровне естественным, на втором уровне преобразуется в социогенный и нуждается в формировании. Основной целью управления является формирование осознанной потребности в двигательной активности. 3-й уровень - основное общее образование, объектом управления являются учащиеся 11-15 лет. Причинами недостаточной двигательной активности является то, что у человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет (Т.Н. Лебедева, 1974; И.А. Аршавский, Т. А. Бальмагия, В.Д. Розанова, 1970). Это значит, что на следующих уровнях молодой человек с не-сформированной потребностью в двигательной активности перестает ощущать ее недостаток. И до появления неблагоприятных отклонений в состоянии здоровья не чувствует отрицательного влияния гиподинамии. Основной целью управления является формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями для реализации оптимального объема двигательной активности. 4-й уровень - общее образование, объектом управления являются учащиеся 16-18 лет. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода (12-18 лет) являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов двигательной деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Основной целью управления на этом уровне является совершенствование мотивации к занятиям физическими упражнениями, создание глубоких внутренних мотивов на базе осознания их необходимости для всестороннего гармоничного развития личности.
Руководитель ЦО
Учебно-методическое отделение
-Ф-
Отделение дополнительного обпазования
Дошкольное объединение
Отделение соц. защиты
и охпаны ппав летей
♦ =
1,
Административно-хозяйственное и финансово-эконом. отделение
Физкультурно-оздоровительная деятельность
1 Патриотическое
■ воспитание
Создание правовой базы пространства фк
Дошкольное образование (3-7 лет) Реализация потребности в ДА
Начальное общее образование (7-10 л.) Формирование осознанной потребности в ДА
Основное общее образование (11-15 л.) формирование
Обеспечение признания ЦО государственным учреждением
Среднее полное образование (16-18 л.) С!пвепшенств-е
Физическое совершенствование
Ж
Реализация учебной программы по фк
Активный семейный отлых. ТУПИЗМ
Физкультпаузы, физкультминутк
и и т гт
Тренировки по видам спорта, соревнования
Строительство, тех. обслуживание
Закаливание Режим дня Гигиена Отказ от вредных привычек
Занятия на свежем воздухе, купания в водоемах, плавание в
^яггрмир
Повышение уровня здоровья
СЛ Ф ■О Ф 03
С §
Рис. 1. Инновационная система управления ФОД в Центре образования
Рис. 2. Зоны ответственности в реализации ФОД в ЦО (согласно должностным инструкциям)
Предлагаемая динамика этапов и целей обеспечит их преемственность и получение заведомо положительных результатов - физическое совершенствование, повышение уровня здоровья, всестороннее гармоничное развитие каждого участника образовательного процесса.
Созданная система управления способствовала пересмотру зон ответственности за ФОД сотрудников ЦО (рис. 2, что привело к разработке новых должностных инструкций).
В результате проведения педагогического эксперимента с использованием созданной системы управления ФОД в ЦО были получены следующие результаты.
Динамика уровня компетентности в вопросах ФОД
Контингент Уровень знаний (баллы) М±ш
до эксперимента после эксперимента % (р<0,05)
Школьники 3,1+0,4 4,5+0,7 26,7 р<0,05
Учителя 3,4+0,5 4,9+0,5 31,4 р<0,05
Родители 2,8+0,4 3,5+0,5 13,8 р>0,05
У школьников и учителей динамика уровня компетентности в вопросах ФОД имеет достоверные различия. Это, на наш взгляд, явилось результатом активизации НИР. В частности, со-
зданием проектных групп в рамках ФОД среди школьников и участие их в районных,окружных и городских конкурсах. Большая часть участников становилась победителями конкурсов.
Динамика научно-исследовательской деятельности
2005-06 уч. год 2006-07 уч. год 2007-08 уч. год
Проектные группы в рамках ФОД 0,00% 33,00% 55,00%
Победители в конкурсах 0,00% 50,00% 80,00%
Экспериментальные площ. по ФОД 33,00% 66,00% 75,00%
Среди учителей НИР активизировалась посредством создания экспериментальных площадок по ФОД. К 2008 г. их было уже 4 на базе ЦО. Значительно увеличилось количество семинаров
по вопросам ФОД и, как следствие, принципиально изменились количественные и качественные характеристики публикации.
Научно-методическая деятельность педагогов ЦО №1445
2004-05 уч. год 2005-06 уч. год 2006-07 уч. год
Публикации 7 11 40
Из них по ФОД 1 3 23
Семинары по ФОД 0 1 4
Серьезные изменения претерпевала материальная база для ФОД. Финансовые расходы из
Финансовые расходы
внебюджетных средств возросли до 30 % к 2008 г.
на организацию ФОД
Внебюджетные средства 2006 год 2007 год 2008 год
Общая сумма расходов (руб.) 197 481 796 981 1 888 683
Расходы ФОД (руб./%) 39 496 (20%) 183 306 (23%) 566 605 (30%)
В системе дополнительного образования г. до 50 % в 2007 г., а вовлеченность учащихся в доля спортивных секций выросла от 25 % в 2004 них с 17 % до 63 %.
180
Динамика развития системы дополнительного образования
Учебные года 2004/2005 2005/2006 2006/2007
Кол-во кружков и секций 8 35 36
В т.ч. на развитие ДА 25 % 31 % 50 %
% уч-ся в спорт. секциях 17 % 29 % 63 %
При этом качество предлагаемых услуг не ряда лет на фоне принципиального увеличения снизилось, что определяется стабильностью (почти вдвое) спортивных соревнований. (80-82%) уровня призовых мест на протяжении
Участие в спортивных соревнованиях районного, окружного,
городского уровней
2005-06 уч. год 2006-07 уч. год 2007-08 уч. год
Соревнования 23 31 42
Призовые места 19 (82%) 25(80%) 34 (81%)
В результате принципиально изменилось отношение школьников к ФОД в сторону позитивного активного.
Динамика отношения к ФОД у школьников
Отношение к ФОД Позитивно-активное Позитивно пассивное Негативное.
До эксперимента 57,8 27,5 14,7
После эксперимента 75,6 19,6 4,8
Достоверность разл. р<0,05 р<0,05 р<0,05
Вовлеченность в ФОД всех участников образовательного процесса увеличилась на уровне достоверности. Выявлены статистически достоверные улучшения (р<0,05) здоровья уча-
щихся, увеличилось количество школьников, отнесенных к 1 группе здоровья с 14,71 % в 2004 г. до 24,61 % в 2007 году.
Динамика распределения детей ЦО по группам здоровья
Показатели Группы здоровья 2003/04 уч. г. % 2005/06 уч. г. % 2006/07 уч. г. %
за 3 года 1 14,71 18,70 24,61
П 82,30 78,65 73,06
Ш 2,98 2,63 2,33
1У - - -
Всего 469 417 386
Динамика среднего количества дней, пропущенных по болезни
Год 1 ступень 2 ступень 3 ступень В среднем по школе
2003-2004 10,8 15,3 10,5 12,2
2005-2006 9 13,2 10,3 10,8
2006-2007 7 11,1 10,1 9,4
Среднее количество дней, пропущенных учащимися по болезни, имеет тенденцию к сни-
жению. Исследования показателей здоровья учащихся по технологии "Новигатор здоровья" по-
казали принципиальное снижение количества учащихся с очень низким (0,1-0,9 баллов) и низким (1,1-1,9 баллов) уровнем здоровья, при повышении групп с отличным и хорошим функциональным состоянием.
Управление ФОД в Центре образования может быть эффективным, если рассматривать пространство физической культуры и спорта как систему, интегрирующую не только собственные структурные компоненты, определяющие направление и содержание ФОД, но и структурные компоненты Центра образования, которые по своей сути являются субъектами управления.
Значительное повышение эффективности управления происходит за серьезного расширения и четкого разграничения зон ответственности в ФОД за каждым должностным лицом и каждым подразделением ЦО (согласно должностным инструкциям).
Примечания:
1. Гостев, Р.Г. Спорт и законодательство/Р.Г. Гостев. - М.:НИЦ "Еврошкола", 2001. - 438 с.
2. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - М.: Изд. "Теория и практика физической культуры", 2005.
- 191 с.
3. Писачкин, В.А. Жизненное пространство социума как система. Автореф. дис. ...д-ра соц. наук/ В.А. Писачкин. - М. - 1997. - 50 с.
4. Филимонова, СИ. Физическая культура и спорт
- пространство, формирующее самореализацию личности (монография)/С.И. Филимонова. - М.: Изд. "Теория и практика физической культуры", 2004. - 313 с., с ил.
5. Фишман, Л. И. Курс и теория управления педагогическими системами/Л.И. Фишман. - Самара, Издательство Самарского ГПУ, 1995, - 35 с.
УДК 796.001
Н.В. Балышева, аспирант (г. Санкт-Петербург)
О.Г. Румба, кандидат педагогических наук, доцент
A.A. Горелов, доктор педагогических наук, профессор (г. Белгород)
ДОЗИРОВАННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Психологические и педагогические науки», мероприятие 1.3.2 «Проведение научных исследований целевыми аспирантами», конкурс № НК-524П, проект «Физкультурно-оздоровительная технология дозирования двигательных нагрузок студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы».
Аннотация. В статье обосновывается методика применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы.
Ключевые слова: учебно-тренировочные занятия по физической культуре, специальная медицинская группа, студентки с нарушениями сердечно-сосудистой системы, дозированная оздоровительная ходьба, дозированный оздоровительный бег, интенсивность нагрузки, оценка физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, соматического здоровья занимающихся.
182 -I