Научная статья на тему 'Проблемы физической культуры и спорта России (рецензия на коллективную монографию "физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности". М. : НИЦ "ТиПФК", 2013. 780 с. )'

Проблемы физической культуры и спорта России (рецензия на коллективную монографию "физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности". М. : НИЦ "ТиПФК", 2013. 780 с. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы физической культуры и спорта России (рецензия на коллективную монографию "физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности". М. : НИЦ "ТиПФК", 2013. 780 с. )»

УДК 796 ББК 75

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ

(рецензия на коллективную монографию «Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности». - М.: НИЦ

«ТиПФК», 2013. - 780 с.)

Виленский Михаил Яковлевич,

доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический городской университет (г. Москва)

THE PROBLEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN RUSSIA

(Book review on collective monograph «Physical culture and sport in the Russian Federation: new challenges». - M.: SIC

«TPFK», 2013. - 780 p.)

Vilensky M.Y., doctor of pedagogical sciences, Professor Moscow City Pedagogical University (Moscow)

Авторский коллектив из ведущих ученых, докторов наук (C.B. Алексеев, В.Г. Гостев, Ю.Ф Курамшин, А.В. Ло-тоненко, Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова), многие годы исследующих широкое многообразие проявлений физической культуры и спорта, объединил результаты своего творческого поиска в монографическом произведении, отражающем современное состояние интегративного социально-педагогического феномена с позиций культурологического, аксиологического, системного и личностно-де-ятельностного подходов.

Замечательно, что монография посвящена памяти Василия Меркурьевича Выдрина, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, положившему начало разработке этой проблемы, дальнейшее развитие которой нашло отражение в исследованиях его научных учеников - 7 докторов и 42 кандидатов наук (А.В. Лотоненко, Ю.М. Николаев, Ю.П. Галкин и др.).

Собранный, проанализированный и систематизированный научный и методический материал структурирован по четырем основным разделам: физическая культура и спорт; пространство физической культуры и спорта; феномен спортивной культуры в аспекте социально-педагогического анализа; правовое регулирование физической культуры и спорта. Интегративный характер произведения позволяет многогранно представить рассматриваемую тематику, глубоко проникнуть в суть каждого раздела, раскрыть связи, зависимости и отношения между ними. Это придает монографии свойство фундаментального труда, который может быть востребован не только научными работниками, но и теми, кто обучается в докторантуре,

аспирантуре, адъюнктуре, магистратуре; полезен он будет и студентам, выполняющим квалификационные выпускные работы.

Материалы первого раздела убедительно характеризуют понятийно-категориальный аппарат физической культуры, ее структуру, функции, принципы, условия, связи с целостным проявлением культуры. Удачно раскрыто функционирование физической культуры как социальной системы в обществе.

Справедливо значительное внимание уделено спорту в структуре физической культуры, его социальным функциям, современному состоянию и спортивным соревнованиям как внутренне присущей ему спортивной деятельности. Правомерно и обстоятельно представлен аксиологический продукт такой деятельности, ее типологические особенности. Интересно подчеркнуто содержание, состав и структура спортивных достижений, раскрыты зависимости результатов спортивной деятельности от подготовленности ее участников. Выявлены особенности подготовки сильнейших спортсменов мира, построение и содержание их многолетней подготовки, ее связи с установлением рекордных достижений.

Второй раздел монографии посвящен анализу социального феномена - пространству физической культуры и спорта. Он связан с использованием нового подхода к методологическим, ценностно-гуманистическим основаниям физической культуры, приобретающим междисциплинарный характер. Как социально детерминированный, он занимает центральное место в теоретическом анализе, содержит всеобщее, общее и индивидуальные начала, выступает предпосылкой общения и возникающих отношений. Это

207

Берегиня • 777 • Сова, 2013, № 1 (16)

пространство складывается из физического и социогенного подпространств, содержание социогенного охватытает ценности, мысли, взгляды на человека, отраженного в культуре, обеспечивая тем самым его способность к проектированию собственной деятельности, ее самооценке, самоконтролю и самореализации в ней. Физическое пространство представлено всеми видами физической культуры: физическим воспитанием, физической рекреацией, физической реабилитацией, спортом, естественными силами природы, спортивными сооружениями. Успешность освоения этого пространства определяется отношением к нему личности, результатом созидательной и конструктивной деятельности всех его структурных элементов.

Показано, что структура и содержание социогенного пространства охватытают спектр полей политического, правового, экономического, информационного, культурного, нравственного, образовательного. Политическое рассматривается как арена действий различных политических сил, движений, идей, теорий, отношений. Одной из основных детерминант развития пространства является правовое поле, регламентирующее деятельность его физических агентов. Пространство физической культуры является открытой системой. Экономическое поле проявляется в финансировании, управлении, создании сферы спортивно-оздоровительных услуг и спортивной индустрии. Современные средства связи: радио, телефон, факс, телекоммуникации, электронная и спутниковая связь позволяют потреблять отдельные виды информационных услуг и образуют информационное поле. Культурное поле организует двигательную деятельность человека, задает определенную форму двигательных взаимоотношений, вынуждая его действовать по-человечески, окультуривает природное, физическое в нем, придает ему статус социального. Тем самым физическое поле переплетается с социогенным. Выщеляется также нравственное поле, в содержании которого важную роль играют понятия «этика» и «мораль». Образовательное поле вбирает ценности, мысли, взгляды на человека, отраженные в культуре. Его главная функция - обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности, способности к саморазвитию, формированию жизненной стратегии. Интересный аналитический материал подготовлен по анализу пространства физической культуры в образовательной системе (школа-вуз) с позиций его целей, содержания, структуры1, критериев успешности и подходов к повышению его качества.

В структуре третьего раздела представлен теоретический и эмпирический материал, отражающий культурологическую направленность использования средств физической культуры и спорта в образовании и воспитании молодежи. Вводится понятие «Спортивная культура как общечеловеческая ценность спортивного вектора культуры», которая имеет свои специфические ценности. Специфическим компонентом ее ценностного потенциала выступает способность личности удовлетворять потребности субъекта в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации, повышении социального статуса личности. Доказательно рассматриваются в ее структуре важнейшие компоненты: общекультурный, социально-психологический и специфический, а также ведущие ценности - жизнеспособность, средство формирования здоровья, в т.ч. психического.

-тш

- 208 -|РР-

С научных позиций доказательно, спортивная культура представлена как средство формирования личности. Спортивная деятельность позволяет целенаправленно и эффективно влиять на все компоненты физического состояния человека, его разнообразные физические качества, двигательные способности, телосложение, здоровье, вносить в них нужные коррективы, исправлять дефекты, формировать в процессе этой деятельности знания и умения, интересы и потребности, ценностные ориентации, нравственные ценности, определять собственный стиль поведения, проявление толерантности, терпения и ограничений.

Убедительно рассмотрены содержание, структура, технологические основы спортивно-ориентированного воспитания учащейся молодежи, сочетание в образовательном процессе тренировок спортивного, кондиционного и оздоровительного характера, возможности дополнительного образования. Обсуждаются организационно-содержательные аспекты использования спортивной культуры в учебной деятельности общего среднего образования (цель, задачи, принципы, содержание, критерии оценки в учебной деятельности).

Раздел четвертый раскрывает правовое регулирование физической культуры и спорта. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности соответствующую нормативную и правовую базу. Развитие физкультурно-спортивного движения немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования отношений в этой сфере, которые оно формирует и совершенствует. Определяются предпосылки возникновения и развития спортивного права, его понятийный аппарат, принципы, источники, его место в Российской правовой системе. Раскрыто спортивное право как область научного правоведения, как новая учебная дисциплина; спортивные правоотношения в ней.

Показано, что существенное и неоспоримое внимание уделено международному спортивному праву, его понятию, принципам, источникам, системе. Олимпийское право представляет результат развития международного спортивного права, является его составной частью. Оно представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующего общественные отношения, складыта-ющиеся в международном олимпийском движении. Современное международное право развивается, совершенствуется, разветвляется, специализируется и детализируется по отдельным направлениям, чтобы эффективнее регулировать различные «участки» общественных отношений в международной среде. Ядром современной международной спортивной системы является Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган олимпийского движения, образованный 23 июня 1893 г. на I Олимпийском конгрессе в Париже по инициативе Пьера де Кубертена. МОК - постоянно действующая негосударственная общественная организация, являющаяся участником международных отношений. Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией. Он призван поощрять координацию, организацию и развитие видов спорта и проведение спортивных соревнований, сотрудничество с общественными организациями и компетентными органами Госу-

дарственной власти, для того чтобы поставить спорт на службу человечества, обеспечить регулярное празднование Олимпийских игр, руководить борьбой против допинга, поощрять развитие спорта для всех, укреплять дружбу между народами.

Более подробный и исчерпывающий материал можно почерпнуть из текста монографии.

Таким образом, представленный в монографии материал свидетельствует о результатах актуального научного поиска его участников, стремлении сделать его достоянием широкой научно-педагогической общественно-

сти и подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, повысить качество учебно-воспитательной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и общеобразовательной школы, в подготовке высококвалифицированных спортивных кадров. Анализ материалов окажет действенную помощь специалистам физической культуры в повышении их профессиональной компетентности, разработке новых проблем и педагогических решений, отвечающих требованиям дальнейшего развития современной педагогической науки и практики.

УДК 342.511(87) ББК 67.99(7в)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГО ЧАВЕСА

Строганова Елена Дмитриевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. Данная публикация посвящена памяти Уго Чавеса и отражает основные этапы его жизни и политической деятельности. Представлены некоторые мысли Чавеса и высказывания о нем. Ключевые слова: Уго Чавес, Венесуэла, «Боливарианский социализм XXI века».

PRINCIPAL STAGES OF INDIVIDUAL LIFE AND POLITICAL ACTIVITY OF HUGO

CHAVEZ

Stroganova E.D., candidate of historical sciences (Moscow)

Abstract. This publication has been conceived to commemorate Mr. Hugo Ch6vez and to reflect main stages of his personal life and political activity. Some ideas by Mr. Ch6vez are exposed and a number of statements about his personality are mentioned.

Key words: Hugo Chavez, Venezuela, "Bolivarian Socialism of the XXI Century".

Ярчайшей фигурой на политическом Олимпе не только Латинской Америки, но и всей нашей планеты, в начале XXI столетия стал президент Венесуэлы с 1999 г. по 2013 г. Уго Рафаэль Чавес Фриас или, как он стал известен всему миру, просто Уго Чавес. Он родился 28 июля 1954 г. в отдаленной сельской местности на западе страны в небольшом городке Сабанета (штат Баринас) вторым ре-

бенком в семье учителей начальной школы. Кроме него, в семье было еще пять сыновей.

Его отец, Уго де Лос Рейес, имел афро-индейское происхождение с незначительной испанской составляющей. Мать, Елена Фриас де Чавес, сочетала креольскую кровь с небольшой долей индейской. Все это смешение кровей отразилось на внешности Чаве-

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.