Научная статья на тему 'Социально-политические преобразования Уго Чавеса в Венесуэле'

Социально-политические преобразования Уго Чавеса в Венесуэле Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
965
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция 1999 г. / программа «пяти моторов» / этапы «боливарианской революции» / «боливарианский социализм XXI века» / Constitution of1999 / the «five motors» Program / stages of the «Bolivarian Revolution» / «the Bolivarian Socialism of the XXI Century»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Строганова Елена Дмитриевна

В статье отражены основные направлення социальной политики, проводимой нынешним президентом Венесуэлы Уго Чавесом с начала его прихода к власти в 1998 г. до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL TRANSFORMATIONS IN VENEZUELA OF HUGO CHEVEZ

In this article, the main directions of social policy carried out by the actual President of Venezuela, Mr. Hugo Ch6vez are reflected: since the moment of his assumption of the Office in the year 1998 till the present time.

Текст научной работы на тему «Социально-политические преобразования Уго Чавеса в Венесуэле»

УДК 94:3(87) «19/20» ББК Т3(7Бен)64-2

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УГО ЧАВЕСА

В ВЕНЕСУЭЛЕ

Строганова Елена Дмитриевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. В статье отражены основные направления социальной политики, проводимой нынешним президентом Венесуэлы Уго Чавесом с начала его прихода к власти в 1998 г. до настоящего времени.

Ключевые слова: Конституция 1999 г., программа «пяти моторов», этапы «боливарианс-койреволюции», «боливарианский социализм XXI века».

SOCIO-POLITICAL TRANSFORMATIONS IN VENEZUELA OF HUGO

CHEVEZ

Stroganova E.D., candidate of historical sciences (Moscow)

Annotation. In this article, the main directions ofsocial policy carried out by the actual President of Venezuela, Mr. Hugo Chôvez are reflected: since the moment of his assumption of the Office in the year 1998 till the present time.

Key words: Constitution of1999, the «five motors» Program, stages of the «Bolivarian Revolution», «the Bolivarian Socialism of the XXI Century».

Политическое развитие Венесуэлы во второй половине XX века существенно отличалось от положения в других латиноамериканских странах. В то время, как в большинстве государств континента короткие периоды демократии сменялись длительными военными диктатурами, Венесуэла представляла собой стабильную республику со всеми атрибутами представительной демократии. Однако к концу столетия она оказалась в тисках социально-экономичес-

кого, а затем и политического кризиса. Этому способствовал ряд факторов: резкое сокращение доходов от нефти, неэффективное управление государственной собственностью, нарастающий внешний долг, утечка капиталов за рубеж, непомерная коррупция и многое другое. В результате, когда в других странах региона к власти пришли гражданские правительства, во главе Венесуэлы стал профессиональный военный, подполковник Уго Чавес. Правда, в отличие от дру-

гих военных, которые захватывали власть насильственно, он был избран вполне демократично и стал самым левым президентом в Латинской Америке.

Придя к власти, Уго Чавес выступил с планом создания «Пятой республики» [1] - «подлинно демократического общества социальной справедливости» - и начал свою деятельность с реформы государственной и социально-политической системы с целью создания общественного строя, который обеспечивал бы и гарантировал подлинное участие широких народных масс в принятии решений на всех уровнях власти. Для этого было необходимо принятие нового Основного закона страны, соответствующего этим намерениям. Вновь созванная Национальная конституционная ассамблея разработала и утвердила в 1999 г. Конституцию [2], которая стала наиболее передовой на континенте. Именно она послужила основой программы и дальнейшей деятельности правительства, руководимого Чавесом.

В первой же статье Конституции Венесуэла объявлялась республикой «окончательно свободной и независимой, основанной на моральном праве и его ценностях свободы, равенства, справедливости и мира в соответствии с доктриной Симона Боливара, Освободителя» [3]. В подтверждение этой установки государство получило новое название - «Боливарианская Республика Венесуэла».

Почти вся первая половина огромного текста Конституции посвящена правам человека и гарантиям, предоставляемым ему Нацией (гражданские, социальные, экономические, права в области культуры и образования, права индейцев и др.). Завершается раздел главой, определяющей обязанности граждан. И уже затем идут разделы, посвященные организации и деятельности государственной власти. Это должно было свидетельствовать о том, что важнейшим и первоочередным предметом внимания государства является человек и его нужды. В подтверждение искренности намерений государства в этой области в Конституции постоянно используется термин «публичная власть» вместо общепринятого понятия «государственная власть». Считается, что «публичная власть» ближе к человеку и осуществляется от имени и в интересах народа.

В Конституции подтверждалась довольно сильная власть президента, срок полномочий которого продлевался с 5 до 6 лет. Предусматривалось преобразование двухпалатного Национального конгресса в Национальную ассамблею, подвластную президенту, что позднее позволило Y Чавесу осуществлять свой курс на проведение преобразований в стране.

Важным направлением государственной реформы стала децентрализация, чему посвящена специальная статья Конституции (ст. 158): «Децентрализация как национальная политика должна углубить демократию, приближая власть к населению и создавая условия как для утверждения демократии, так и для содействия эффективному исполнению государственных обязанностей». Это дало широкие возможности для создания на местах органов народной власти (ст. 184): общины, организации, объединения групп населения (которые «продемонстрировали свои способности для такой деятельности»). Разрешалось передавать им отдельные социальные службы штатов и муниципий, такие, как здравоохранение, образование, жилой фонд, коммунальные службы, спорт, культура, охрана окружающей среды. Кроме того, им было предоставлено право участвовать в процессах экономических, создавать свои ячейки в промышленности, строительстве, в торговых центрах, городских кварталах, в сельской местности. Согласно Конституции, это должно расширить самоуправление на местах и усилить контроль над деятельностью властей. По замыслу Yra Чавеса, эти объединения граждан должны стать подлинной народной властью (наподобие кубинских комитетов защиты революции), которая сможет отстаивать свои интересы и предотвращать нарушения в действиях региональной администрации.

Еще одним новшеством стало введение наравне с тремя общепринятыми ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) нового органа - «Власть гражданская» [4], состоящего из двух частей - «Защитник народа» и «Публичное министерство». Они призваны наблюдать за соблюдением прав граждан, коллективов, индейцев в соответствии с международными нормами и контролировать работу судебной администрации.

100

В результате проведенной государственной реформы в стране сохранялась сильная, дееспособная центральная власть и в то же время была предоставлена возможность для осуществления народом различных форм демократии. Создание же ряда контролирующих органов (ст. 163, 176 и 289) было призвано предотвратить коррупцию и неправомерные действия администрации как в центре, так и на местах.

После принятия Конституции, соответственно новому закону, были проведены выборы всех ветвей власти снизу - доверху, включая президента, что привело к власти многих сторонников Чавеса. В результате политических преобразований фактически были разрушены традиционные структуры власти и созданы новые, активно поддерживающие реформаторский курс У. Чавеса.

Именно эти факторы - сильная президентская власть и мощная поддержка массы образовавшихся низовых организаций - позволили Чавесу устоять в упорной борьбе, развернувшейся в стране в последующие годы.

В начале нового века в стране начинает воплощаться в жизнь идея альтернативного развития, отличного как от капитализма, так и от социализма, с использованием лучших черт обеих формаций. Но после убедительной победы на референдуме в августе 2004 г., навязанном оппозицией, Уго Чавес отказывается от идеи «третьего пути» и начинает разрабатывать модель более справедливого общества без эксплуататоров и эксплуатируемых, соответствующую реалиям страны и нового века, которая впоследствии получила название «боливарианский социализм XXI века». Такой решительный поворот в политике правительства стал результатом разочарования в капитализме, который не способен разрешить кардинальные проблемы общества. Построение «нового социализма», по замыслу авторов, должно базироваться на трех основных элементах: лидирующая роль государства, укрепление «солидарного» частного сектора и создание «социальной» экономики. Под «солидарным» сектором предполагается существенное расширение числа мелких собственников в городе и деревне, которые станут основной опорой государства. На это направлена аграрная реформа, а также поддержка мелкого и среднего предпринимателя.

Однако важнейшим направлением этой политики, соответственно новой Конституции, стало самое широкое привлечение народа к управлению, что должно стать основой подлинной социалистической демократии в отличие от демократии капитализма, обслуживающей привилегированные слои общества. Соответственно новой установке, в беднейших районах страны появились органы местного самоуправления. Они получили возможность решать насущные проблемы своего региона: строительство медицинских пунктов, больниц, аптек, школ, обувных и текстильных фабрик, дорог, канализации, водопровода, столовых, пекарен, рынков и магазинов, спортивных сооружений и т. д. [5]. Правительство начало выделять огромные средства на социальные программы, такие, как льготное продовольствие и питание, бесплатное образование, здравоохранение и спорт, дешевое жилье и др. В реализацию социальных планов правительства включаются различные общественные организации, объединения, индейские общины, получившие существенную помощь и поддержку от властей.

Вскоре после повторного избрания на пост президента (3 декабря 2006 г.) Чавес предложил ускорить процесс трансформации Венесуэлы в эгалитарное социалистическое государство. В своем выступлении 17 января 2007 г. он выдвинул программу «пяти моторов» [6]. Она была направлена на достижение поставленной цели. В нее входили: 1) закон об особых полномочиях, дающих возможность президенту в течение последующих полутора лет издавать указы, имеющие силу закона, в связи со срочной необходимостью изменять устаревшие законодательные акты; 2) реформа конституции в целях создания социалистического государства; 3) образование народа (служащее формированию и внедрению в жизнь социалистической морали и идеологии, что позволит массам успешно участвовать в политической жизни страны, бороться с коррупцией и создать Единую социалистическую партию); 4) новая геометрия власти (т. е. ее реформирование, расширение и углубление содержания); 5) существенное увеличение Коммунальных советов и коммун (способствующее революционному подъему общественной власти на местах).

101

Для проведения своей «максималистской революции» он обратился в Национальную ассамблею с предложением предоставить ему «особые полномочия» на 18 месяцев, в течение которых он намерен был реформировать 11 различных областей венесуэльского государства [7]. Ассамблея одобрила закон, дающий право президенту на особые полномочия в осуществлении его программы в течение полутора лет [8]. В программу входили: национализация электрической и крупнейшей телекоммуникационной компаний, усиление государственного контроля над натуральной нефтью и газовой индустрией, реформы финансовой, банковской, налоговой, страховой, военной, законодательной областей, установление нового налога на предметы роскоши (яхты, вторые дома, экстравагантные автомобили и т. д.). Доходы же от новых налогов предполагалось использовать на правительственные социальные программы. Все это, по мнению авторов, должно гарантировать «равное распределение благ», что является частью новой «социальной и экономической модели» [9].

Сразу же после получения «особых полномочий», 6 февраля 2007 г. У Чавес утвердил национализацию крупнейшей и старейшей электрической компании, подписав соглашение о покупке контрольного пакета акций (82%) у американских владельцев. Кроме того, был принят закон о допуске иностранных компаний к добыче нефти только при условии создания совместных предприятий с государственной компанией «Петровен». Для установления государственного контроля над частными иностранными и смешанными компаниями определен «безапелляционный период», в течение которого компании должны адаптироваться к новым условиям, а власть имеет право вмешиваться и «регулировать» реформы в нужном направлении [10].

Правительство Венесуэлы приступило к выполнению своей программы, но вскоре стало очевидным, что для скорейшего перехода к построению социализма необходимо дополнить и усовершенствовать ряд статей конституции. С этой целью в Национальную ассамблею Венесуэлы было внесено 69 поправок (33 были внесены У Чавесом, а 39 - предложены парламентом), которые и были приняты ею в августе 2007 г.

Однако для принятия изменений в конституции этого недостаточно, необходимо одобрение, полученное на всенародном референдуме. Поправки, предложенные единым пакетом, касались важных основополагающих статей. Среди них: объявление о переходе страны к построению социализма; оформление 5 форм собственности на средства производства (государственной, общественной, коллективной, смешанной и частной) с преобладанием первых трех; переход нефтегазовой промышленности под полный контроль государства; отмена автономии Центрального Банка Венесуэлы и его полное подчинение государству; усиление роли трудящихся в формировании вооруженных сил; усиление конституционной роли народовластия через создаваемые коммунальные, рабочие, студенческие, женские и другие советы; сокращение максимальной продолжительности рабочего дня до 6 часов; предоставление права голосовать на выборах с 16 лет; увеличение президентского срока до 7 лет и отмена лимита переизбраний президента.

Последний пункт вызвал самые горячие споры. Богатейшие слои общества, а под их влиянием и часть средних слоев, отказывались принимать его, опасаясь того, что Уго Чавес, который не защищает их интересы, станет пожизненным правителем. На референдуме, проходившем 7 декабря 2007 г., они одержали победу с самым минимальным преимуществом: против поправок высказалось 50,7%, а за - 49,3%. Чавес мог бы переломить результат в свою пользу, но не стал этого делать, считая, что неубедительная победа будет всячески оспариваться и нанесет его авторитету больший урон, нежели такая пиррова победа оппозиции. Он заявил, что, очевидно, народ еще не готов к принятию этой программы и оставил за собой право провести через некоторое время новый референдум по вышеуказанным вопросам.

15 февраля 2009 г. состоялась вторая попытка. На сей раз количество поправок было сокращено. Они коснулись лишь 5 статей конституции. Главным пунктом стала отмена лимита на переизбрание основных государственных должностей. Согласно поправкам к статьям 160, 162 и 174, губернаторы, депутаты штатов и мэры, до этого избираемые на 4 года (максимум на 2 срока), полу-

чили право переизбираться неограниченное количество раз. Дополнение к статье 192 предусматривало предоставление таких же возможностей депутатам Национальной ассамблеи, которые до этого избирались на 5 лет и могли находиться на своей должности не более двух сроков. Поправка к статье 230 снимала ограничения на количество переизбраний президента республики.

Логика кампании по проведению референдума была следующей: отмена лимита переизбраний расширяет демократические права граждан, поскольку они получают возможность избирать угодного им кандидата столько раз, сколько он того заслуживает, а если претендент утратит доверие народа, его просто не изберут. Такая постановка вопроса и увеличение возможностей для переизбрания, кроме президента, других представителей власти, переломили ситуацию. На сей раз в референдуме приняли участие 70% избирателей, что значительно превышало прошлый показатель - 55,1%. За поправки в конституцию проголосовало 54% участников, против - 46%. Лидеры оппозиции не стали оспаривать результаты выборов. Таким образом, Уго Чавес получил возможность вновь выставить свою кандидатуру на выборах президента в 2012 г. Он надеется выиграть эти выборы и продолжить свою политику по построению социализма в Венесуэле.

Благодаря Уго Чавесу, политический словарь пополнился таким понятием, как «Болива-рианизм». Оно получило свое название от имени руководителя борьбы за независимость Латинской Америки от Испании Симона Боливара. Под этим понятием подразумевается левое политическое движение, выступающее за гуманный, демократический социализм, в основе которого находятся нужды и чаяния простого человека, а не доходы корпораций.

Идеология демократического социализма включает в себя: антиимпериализм (борьба против глобального засилья США и американских корпораций, за установление экономического суверенитета); прямую демократию (способ правления, при котором все решения принимаются референдумами или иными формами народного волеизъявления); экономическую самодостаточность; борьбу с коррупцией; справедливое, на благо народа, пользование природными

ресурсами. Такая политика направлена также на объединение латиноамериканских стран под лозунгом народно-демократических и антикапиталистических ценностей.

Годы своего правления Чавес называет «бо-ливарианской революцией» и подразделяет их на три этапа: I - c 1999 по 2006 г.; II - с 2007 по 2009 г.; III - с 2010 по 2019 г. [11].

Первый этап отмечен важными событиями в истории страны: принятие конституции, выборы президента в 2000 г. по новой конституции, ожесточенная борьба с оппозицией, в результате которой 11 апреля 2002 г. У Чавес был свергнут, а через два дня восстановлен благодаря массовой поддержке военных и народа, длительные забастовки нефтяников, инспирированные оппозицией, проведение референдума 2004 г., с помощью которого противники Чавеса после неудавшегося переворота надеялись демократическим путем сместить его. Попытка не удалась - он остался у власти. И, наконец, президентские выборы 2006 г -он вновь вышел победителем. Таким образом, главным итогом этого периода, по мнению самого Чавеса, стала не только его личная победа, но и утверждение его «боливарианской революции», поскольку именно в этот период правительство Венесуэлы запустило ряд масштабных социальных программ, в том числе по созданию систем всеобщего образования и здравоохранения, которые успешно выполнялись. Был установлен жесткий контроль над государственной нефтяной компанией, прибыли которой направлялись на нужды общества: строительство больниц и школ, борьбу с безграмотностью, проведение аграрной реформы и другие. А получив поддержку малообеспеченного большинства населения, Чавес приступил к национализации предприятий в различных отраслях промышленности.

Второй период ознаменовался обретением экономической независимости страны и началом построения социализма. Проведена национализация корпораций в ключевых отраслях. Правительство выкупило у американских владельцев активы крупнейшей энергетической и телекоммуникационной компаний. В 2007 г. правительство взяло под контроль сразу четыре нефтяных проекта, а также крупные фермерские хозяйства и производство продуктов питания. В 2007-2008 гг.

103

были национализированы сталелитейный завод и три цементных предприятия, принадлежавшие транснациональным кампаниям, которые экспортировали весь продукт, оставляя страну без важного сырьевого материала, столь необходимого для решения жилищной и других проблем в стране. Ее владельцам была выплачена полная компенсация. В 2009 г. было решено национализировать один из крупнейших банков Венесуэлы, которым владела испанская банковская группа. По словам У Чавеса, это будет «способствовать укреплению банковской системы страны и позволит упорядоченно направлять государственные субсидии небольшим фермерским хозяйствам и другим мелким производителям» [12].

В стране началось создание социалистической промышленности. С 2004 г. правительством разрабатывается и проводится в жизнь концепция комплексного развития многоотраслевой промышленности на базе глубокой переработки нефти, создания нефтехимического комплекса и многоотраслевой химической промышленности, включая тонкую химию. Огромные капиталовложения выделяются не только в нефтехимию и химию, но и в нефтедобычу, горнорудную отрасль, в обрабатывающие сектора промышленности: сталелитейную, черную и цветную металлургию. Отмечено появление новых заводов и фабрик (авто- и тракторосборочные фабрики, велосипедный завод в штате Кохедес, завод мобильных телефонов на полуострове Парагуана и мн. др.), возвращены к жизни закрытые ранее предприятия (к примеру, камнедробильная фабрика в штате Фалькон и др.). Построены государственные предприятия пищевой промышленности по производству кукурузной муки, сахара, рыбных консервов и т. п. При помощи российских компаний начато строительство судоверфи и первого в Южной Америке завода по производству рельсов, что очень важно сейчас для Венесуэлы, строящей сеть железных дорог по всей стране. Намечается также построить второй венесуэльский спутник. В целом, на этом этапе начало строиться или было построено и реконструировано больше 200 производств. Для этой цели приглашались специалисты из других стран (Кубы, Аргентины, Китая, Ирана, Португалии, России, Белоруссии). Частным предпри-

нимателям предлагали сотрудничать с государством в исполнении важных проектов.

Проводимая правительством политика позволила создать новые рабочие места и сократить безработицу с 16.6% в 1998 г. до 7,7% в 2009 г. [13]. В те же годы существенно повысился уровень минимальной заработной платы (на 88%), и уже в 2009 г. она составила около 500 долларов. В результате с 2007 г. по уровню заработной платы Венесуэла занимает первое место в Южной Америке [14]. Уровень крайней нищеты снизился в два раза и в 2007 г. составил 9,5%, а уровень бедности в 2009 г. опустился до 11,8% [15].

Важным направлением деятельности правительства стала жилищная проблема. В Венесуэле в течение нескольких лет действует программа «Жилище». Уже тысячи самых бедных венесуэльцев поменяли свои ветхие самостройные домишки из подсобных материалов, без элементарных удобств на новые аккуратные дома. С самого начала власти определили санитарные нормы социальных жилищ - не менее 73 кв. м, включающих три спальни, столовую, кухню и два санузла. Конечно, ведется строительство и для тех, кто располагает необходимыми средствами для приобретения более солидных домов. В ближайшие 9 лет в Венесуэле запланировано построить еще 2 миллиона жилищ (не квадратных метров, а именно квартир и домов). Для обеспечения этой программы в стране строятся новые заводы стройматериалов или национализируются частные предприятия, хозяева которых бойкотируют усилия правительства. Для более успешного проведения этой политики привлекаются иностранные специалисты из ряда стран [16]. В результате, в окрестностях Каракаса и в провинции уже построены целые районы нового социального жилья, идет строительство небольших городов. В то же время в этой области существует ряд проблем, которые замедляют этот процесс. Правительственные структуры, занимающиеся строительством, еще только создаются и недостаточно опытны. Качество построенного жилья оставляет желать лучшего. В стране наблюдается недостаток цемента, т. к. интенсивное строительство дорог, мостов и

другой инфраструктуры привело к его нехватке. А поскольку производители выставляют завышенные цены на него или бойкотируют его поставку, правительству пришлось запретить экспорт этого продукта.

Не жалеет правительство средств на решение продовольственной проблемы. Многомиллиардные субсидии выделяются на сеть государственных магазинов «Меркаль», которая обеспечивает малоимущие слои населения дешевыми продуктами питания в специализированных торговых центрах. Цены на продукты питания в этой системе строго регулируются и контролируются. Как правило, они устанавливаются на 30% ниже рыночных. Такая установка правительства вызывает недовольство и сопротивление со стороны производителей продовольственной продукции, которые пытаются снизить или свернуть производство, продать товар по спекулятивным ценам. Власти стремятся строго пресекать такие попытки.

Больших успехов добилось правительство в проведении медицинской программы. Новая система здравоохранения создавалась при помощи высококлассных кубинских специалистов, оказывающих помощь Венесуэле в проведении социальных проектов. Численность кубинского персонала, постоянно занятого в сфере медицинского обслуживания страны, превышает 25 тыс. человек, работающих в различных, даже самых отдаленных и отсталых уголках Венесуэлы. За последнее десятилетие возникли сотни медицинских пунктов, центров, поликлиник и больниц, охвативших всю страну. Бесплатно лечиться получили возможность беднейшие слои населения. Это существенно улучшило качество жизни жителей сельских и бедных городских районов. Одновременно и частная медицина стала доступнее, так как правительство облегчило процедуру открытия новых частных клиник, что несколько снизило цены на платные медицинские услуги. Многие эксперты, даже оппозиционные, считают, что именно успехи в этой области приносят победу Уго Чавесу на референдумах и выборах.

Особое внимание уделяется проблеме образования. В августе 2009 г. принят Закон об образовании. По словам президента, «благодаря Закону об образовании в далеком прошлом оста-

лись времена, когда образование было бизнесом. Начинается время, когда образование обретает качество особого социального и коллективного блага. Государство гарантирует бесплатное и качественное образование для всех мужчин и женщин» [17].

Чавес - принципиальный противник постулатов «Болонского процесса». Проблематика современного образования, щедро финансируемого боливарианским правительством и потому доступного для всех социальных слоев населения, всегда находилась и находится в центре мо-дернизационных проектов Чавеса. Ему есть что сказать о достижениях Венесуэлы в этой сфере. Это сотни школ, построенных по всей стране, в том числе в поселках с ограниченным индейским населением. Это бесплатное питание, учебники и ноутбуки, это особенно внимательное отношение к школьникам из бедных семей.

За годы правления Чавеса было открыто в различных городах страны 20 новых университетов, а высшее образование получает 2,2 млн. венесуэльцев. Только в 2008-2009 годах «Фондом Айякучо» было выделено не менее 150 тысяч университетских стипендий для обучения за рубежом. Стоит упомянуть о борьбе с неграмотностью: 10 млн. взрослых (при населении 27 млн. человек) получили образование в объеме начальной школы, и многие из них продолжили учебу, чтобы получить среднее образование. Если в 1999 г. в Венесуэле насчитывалось 169 тыс. учителей, то в 2010 году - уже 584 тыс. За одиннадцать лет количество студентов выросло со 119 тыс. до 4 миллионов, т. е. более чем на 3000%. По словам Чавеса, теперь Венесуэла занимает пятое место в мире по университетскому образованию и второе на континенте после Кубы [18].

Еще одна составляющая политики, внедряемой Уго Чавесом, - это бесплатный допуск молодежи к современным телекоммуникациям, бесплатная раздача ноутбуков. В 2011 году предполагается раздать студентам 500 тысяч ноутбуков. Сегодня в Венесуэле доступ к интернету имеет 33% домов и квартир - это больше, чем в России (25,5%). В первый год правления Чавеса эта цифра составляла всего 3% [19]. ЮНЕСКО наградило Венесуэлу специальной премией «За демократизацию доступа в Интернет».

105

Программа Чавеса включала необходимость создания правящей политической партии, которая должна стать главным инструментом в построении «боливарианского социализма XXI в.». Ее основные задачи - утверждать идеи социализма, формировать партийные кадры и кадры для правительства, заниматься мобилизацией общества. Процесс образования партии был ускорен после поражения на референдуме

2007 года. Чавес решил, что для победы ему нужна сильная, надежная опора - Единая социалистическая партия Венесуэлы (ЕСПВ). Ее учредительный съезд прошел в феврале-марте

2008 г. В партию вошли движения и организации, поддерживающие президента. Председателем стал сам Чавес. Лозунг партии: «Родина, социализм или смерть! Мы победим!» Ряды партии растут с каждым днем, и уже на первых же региональных и муниципальных выборах 24 ноября 2008 г. партия завоевала 17 из 22 губернаторских постов.

Важнейшим «мотором» перехода к социализму должны стать Коммунальные советы. На местном уровне уже существуют и действуют коллективные советы - городские, сельские, жилищные, животноводческие, рыбацкие, индейские и другие. Как заявил Чавес, «пришло время двигаться дальше в образовании общественной власти. Опираясь на Коммунальные советы, нам необходимо выйти за пределы местного уровня. Мы должны приступить к созданию, прежде всего, при помощи закона, своего рода региональной, местной и национальной конфедерации Коммунальных советов. А старое буржуазное государство, которое до сих пор существует и продолжает сопротивляться, мы должны демонтировать шаг за шагом, так как мы строим государство советов, социалистическое государство, Боливарианское государство - созданием которого завершится революция» [20].

Третий этап (с 2010 по 2019 гг.) - по предположению Чавеса - должен стать периодом углубления социалистической революции, продолжения борьбы с бедностью, коррупцией, преступностью. «Несмотря на происки контрреволюции, народ продолжит путь к социализму», «ничто не сможет остановить продвижение Ве-

несуэлы к социализму», - утверждает в своих статьях и выступлениях У Чавес [21].

Итак, что же такое социализм «по Чавесу»? Сам Чавес неоднократно говорил, выступая перед народом: «У меня нет готового проекта социализма, я обращаюсь к вам - стройте социализм, стройте его снизу по вашим представлениям. У нас социализма еще нет, мы только приступаем к его строительству». Поэтому говорить определенно о «венесуэльской модели» пока не приходится. Этот эксперимент еще далек от завершения. Судить можно лишь по его делам и высказываниям. В политическом плане это демократия и создание общественной власти (Коммунальные советы и политическая партия во главе с У Чавесом). В экономике - различные виды собственности (государственная, общественная, коллективная, смешанная и частная). Как заявляет автор, «боливарианский социализм не уничтожает собственность вообще, а нивелирует лишь собственность на средства производства». Природные ресурсы должны быть в руках государства. В социальной области - равенство, бесплатные медицина, образование и жилье, обеспечение работой.

Кем же является автор «социализма XXI века» Уго Чавес по своим политическим воззрениям? Таким вопросом задаются многие в этом мире, но не могут дать однозначного ответа. Судя по его собственным высказываниям, он боливарианец, христианин, отчасти марксист, демократ и социалист. Но позволяет ли такое сочетание направлений считать его коммунистом, как того хотели бы его сторонники? И насколько правы его противники, считающие его диктатором, пусть даже нового типа? Вероятно, как всегда, истина посередине, и более точное определение лидеру такой многосторонней направленности даст время. А пока важно то, что, как пишет О. Ясинский в предисловии к нашумевшей книге Э. Галеано «Вскрытые вены Латинской Америки» (М., 2010): «он стал первым президентом, выполнившим предвыборные обещания, и возглавил реформы в интересах не экономических групп, а большинства населения. Ужас этой «диктатуры» в том, что около 80% венесуэльских СМИ продолжают принадлежать оппозиции, в тюрьмах нет ни одного политзаключен-

ного, а многочисленные избирательные кампании, признанные чистыми всеми международными обозревателями, продолжают выигрывать сторонники социализма. Главное отличие Венесуэлы от большинства соседних демократий в том, что в политическом процессе все больше участвуют рядовые граждане». Чавес же продолжает утверждать: «Другой мир возможен!» - и пытается проводить в жизнь свой альтернативный вариант общественного развития - «социализм XXI века». «Я уверен, что путь в новый, лучший и возможный мир лежит отнюдь не через капитализм, а через социализм», - заявляет он постоянно.

Однако оптимистическим планам на будущее может помешать масса предполагаемых и непредвиденных обстоятельств. Ему следует благополучно завершить нынешний президентский срок (до 2013 г.). Несмотря на чрезмерную уверенность Чавеса, еще неизвестно, будет ли он избран на следующий срок (с 2013 по 2019 гг.). Никто не может сейчас предположить, как отразится мировой финансово-экономический кризис на стране и его собственном положении. Поскольку нефть является основным продуктом, питающим страну и все социально-экономические преобразования, многое зависит от колебаний цены на нефть на мировом рынке. Важным фактором, отражающимся на устойчивости режима, станет степень успешности проводимых реформ, преодоление ошибок еще не опытных в проведении новой политики властных структур, борьба с коррупцией, оппозицией внутри и вне страны и еще множество других факторов.

В условиях мирового кризиса современности Чавес следующим образом определяет задачи, стоящие перед страной: «Мы ставим целью Национального правительства удержать достигнутые социальные успехи, защитить занятость, сохранить способность развития нефтяной и газовой промышленности, укрепить сектор внутреннего производства, работающий на страну, ориентировать государственные финансы, учитывая те последствия, которые природа, глубина и длительность кризиса мировой экономики могут оказать на экономику Венесуэлы... В этой связи очень важно решение правительства

сохранить государственные расходы на миссии, образование, здравоохранение, зарплаты, пособия и семейный доход, выплаты по социальному страхованию, поскольку наше правительство является народным, оно избрано народом и для народа» [22].

Будущее покажет, сколь успешным окажется выполнение намеченных планов. Пока же можно судить лишь о том, что уже сделано за двенадцать лет правления У. Чавеса.

Примечания:

1. Предыдущие четыре республики были образованы в период борьбы за независимость от испанского господства; 1-я - 1S11-1S12 гг., 2-я -1S13-1S14 гг., 3-я - 1S19-1S23 и 4-я - с 1S30 г. после окончательной победы и создания свободной республики Венесуэла, которая просуществовала до прихода Уго Чавеса.

2. См.; Constitucion de la Republica Bolivariana de Venesuela, 1999.

3. Ibid, art. 1.

4. Ibid, art. 273-2S9.

5. Cambio. Madrid, 1S.I.2007, p.34.

6. Poder Popular; Alma de la Democracia Revolucionaria. Juramentacion del Consejo Presidencial para la Reforma Constitucional y del Consejo Presidencial del Poder Comunal. Teatro Teresa Carreno. Miercoles, 17 de enero de 2007.

7. Associated Press. 31.1.2007. S. Ibid. 1.2.2007.

9. Ibid. 31.1.2007.

10. Ibidem.

11. РИА Новости, 14 мая 2009 г.

12. Там же.

13. 10 anos de Gestion del Gobierno Revolucionario. Caracas, 2009, p.23.

14. www.rnv.gov.ve

15. 10 anos de Gestion..., p.23,16,17.

16. См. www.tiwy.com, 21 марта 2011 г.

17. www.tiwy.com , 7 декабря 2010 г.

1S. http; /www.chavez.org.ve/chavez/lineas-chavez/ agropatia/

19. ttolk.ru/?p=l868. Николай Гольдман. Квартиры беднякам бесплатно? 10 февраля 2011 г.

20. Цитируется по; Стюарт Пайпер. Социалистический вызов XXI века. Уроки Венесуэлы. Ноябрь 2007. Tiwy com., http;//communist.ru/root/archive/ discussion/piper stuart

21. ИТАР-ТАСС, 10.01.2011.

22. Las Lineas de Chavez. Строки размышлений Уго Чавеса. - М., 2009, с.110.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.