Научная статья на тему 'Опыт управления пространством физической культуры и спорта МГСУ в рамках инновационного образовательного подразделения (СОКа)'

Опыт управления пространством физической культуры и спорта МГСУ в рамках инновационного образовательного подразделения (СОКа) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивно-оздоровительный комплекс (СОК) / пространство физической культуры и спорта / система управления / эффективность управления / актуализация полей

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С И. Филимонова

В статье проанализирован опыт создания и деятельности Спортивно-оздоровительного комплекса на базе МГСУ для повышения эффективности управления пространством физической культуры и спорта вуза. Выявлены позитивные и негативные результаты инновационных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт управления пространством физической культуры и спорта МГСУ в рамках инновационного образовательного подразделения (СОКа)»

С.И. ФИЛИМОНОВА,

доктор педагогических, профессор (г. Москва)

ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МГСУ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (СОКА)

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Л. И. Лубышевой, доктором педагогических наук, профессором А. В. Лотоненко

Аннотация. В статье проанализирован опыт создания и деятельности Спортивно-оздоровительного комплекса на базе МГСУ для повышения эффективности управления пространством физической культуры и спорта вуза. Выявлены позитивные и негативные результаты инновационных преобразований.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный комплекс (СОК), пространство физической культуры и спорта, система управления, эффективность управления, актуализация полей.

Анализ научной литературы показал, что процесс управления пространством физической культуры и спорта вуза пока не подвергался глубокому и всестороннему исследованию. Сущность управления рассматривается нами как воздействие на общество и его составные части, в том числе и на пространство физической культуры и спорта вуза, с целью его упорядочения, сохранения качества и специфики, совершенствования и развития. Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

Условием эффективности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью является создание пространства физической культуры и спорта. Актуализация всех его структурных компонентов: социогенного подпространства (политическое, правовое, экономическое, образовательное, нравственное, культурное и информационное поля), моторного поля (спортсооруже-ния, инвентарь и т.п.), естественных сил природы, всех видов физической культуры (физического воспитания, физической реабилитации, физической рекреации, спорта); физических агентов.

В научной литературе нет четких критериев актуализации социогенных полей в нем. Однако предыдущие наши исследования позволили выявить три зоны развития данного пространства, которые детерминированы отношением к про-

странству физических агентов (т.е. всех участников пространства). Первая зона характеризует слабо развитое пространство физической культуры и спорта и, как следствие, негативное отношение личности к нему (респонденты никогда не испытывали симпатии к занятиям спортом, считают ненужным, «неинтеллектуальным видом деятельности»), вторая зона - средний уровень развития пространства - позитивное пассивное отношение физических агентов к нему (понимают положительное влияние занятий физическими упражнениями на организм человека и приветствуют спортивную деятельность, но только в роли болельщика или наблюдателя со стороны, считают, что занятия физической культурой - это хорошо, но, к сожалению, на это нет времени, поэтому занимаются от случая к случаю, либо под напором внешних факторов). Пространство фк с актуализацией всех структурных компонентов представлено третьей зоной, соответствует высокому уровню развития, где большинство физических агентов демонстрируют позитивное активное отношение к нему (респонденты, считающие, что физическая культура и спорт является неотъемлемой частью их жизни, понимающие ценность занятий и активно использующие их в своей жизни; занимаются избранным видом спорта, реализуют оптимальный объем двигательной активности).

В нашей работе показатель - отношение к пространству физической культуры и спорта вуза

физических агентов - было определяющим. Кроме того, предпринята попытка классифицировать все проблемы в деятельности кафедр физического воспитания и спорта с точки зрения их принадлежности к одному из социогенных полей, что дает возможность судить об их состоянии по отдельности и о пространстве физической культуры и спота в целом.

В конце 2006 года в вузы строительного профиля (по линии Ассоциации строительных вузов) были разосланы вопросы мониторинга для выявления реальной картины деятельности кафедр физического воспитания и спорта, реализации ими Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, а также существующих проблем.

В мониторинге приняли участие более 16 вузов со всех регионов страны, в том числе МГСУ (Москва), СПбГАСУ (Санкт-Петербург), РГСУ (Ростов-на-Дону), КГАСА (Красноярск), ВГАСУ (Воронеж), СГАСУ (Самара), БГТУ им. В.Г.Шухова (Белгород), ПГАСУ (Пенза), ННГАСУ (Нижний Новгород), ВолгГАСУ (Волгоград) и др.

Анализ полученных данных показал следующее:

Общий объем академических учебных часов, отводимых на предмет «Физическая культура» во всех вузах по всем специальностям составила 408 аудиторных часов. В большинстве вузов предмет «физическая культура» преподается в 8 семестрах (1-2 курс - 4 часа в неделю, 3-4 курс - 2 часа в неделю). Но есть вузы (РГСУ), в которых 408 часов распределены на 6 семестров (три курса по 4 часа в неделю).

Количество часов отводимых на теорию в среднем составляет 30 часов. Большинство вузов отводят на теоретические занятия 24-26 часов. Однако в некоторых вузах выявлен довольно большой разброс. Так, в Волгоградском университете на теорию совсем не предусмотрено аудиторных часов, поэтому на практические занятия там отводится максимально большое количество часов - 348. Так же мало уделяют внимание теории в Белгородском вузе. Здесь на нее выделено всего 10 часов, зато методико-прак-тический раздел принципиально увеличен

вдвое по сравнению с другими вузами и составляет 52 часа. Напротив, самое большое количество часов на теорию отводится в ННГАСУ и составляет 138. Надо отметить, что здесь предмет Физическая культура» преподается не традиционно кафедрой физического воспитания и спорта, а реализуется посредством деятельности 4 кафедр: физической культуры; медицины, здоровья и развития; валеологии; педагогики и психологии. К слову, заметим, что наполняемость специальных медицинских групп в этом вузе составляет не 20-25 %, как это наблюдается в большинстве вузов, а 40-50 %, что безусловно наводит на размышления о правильности избранного пути.

На методико-практический раздел в среднем отводится 32 часа.

Практические занятия составляют большинство и в среднем соответствуют 300 часам.

Контрольный раздел колеблется от 36 до 52 часов.

Практически во всех вузах, кроме РГСУ (6 зачетов), по физической культуре 7-8 зачетов по семестрам. Итоговая оценка представлена в большинстве случаев в виде дифференцированного зачета, в ВГАСУ студентам выдается паспорт здоровья с выставлением оценки успеваемости, в БГТУ им. В.Г. Шухова - проводится экзамен по предмету.

Обеспеченность учебниками по физической культуре с грифом Министерства в 64 % случаев недостаточная. Есть вузы, в которых учебников, грифованных Министерством образования РФ нет. В этих случаях широко используется учебная литература с грифом УМО АСВ. 32 % опрошенных обеспечены необходимой учебной литературой в соответствии с требованиями.

Реализация образовательного процесса по физической культуре должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической работой.

Преподаватели, как правило, должны иметь ученую степень кандидата, доктора наук, ученое

звание доцента, профессора. Доля преподавателей, имеющая ученые степени и звания должна быть не менее 30 %.

Исходя из вышесказанного, всего в 21,45 % вузов количество преподавателей с учеными званиями и степенями соответствует норме - в СПбГАСУ - 34 %, в ВГАСУ - 35,7 %. Надо сказать, что в ННГАСУ также довольно высокий процент «остепененных» преподавателей. Однако большая половина их не по специальности (д.м.н, д.б.н. и т.п). В остальных 69,32 % случаев доля преподавателей с учеными званиями и степенями составляет всего 13-14 %, что более чем в 2 раза ниже нормы.

На вопрос об основных трудностях в деятельности кафедр физического воспитания и спорта вузов были получены следующие ответы. 21, 78 % опрошенных практически не имеют трудностей. Остальные трудности были нами проанализированы и систематизированы по направлениям.

Во-первых, практически всех опрошенных вызывает озабоченность судьба предмета «Физическая культура» в связи с Присоединением России к Болонскому процессу и перспективой интеграции системы высшего образования нашей страны в мировое образовательное пространство. Анализ проекта Государственног о Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования третьего поколения показывает, что его содержание ставит под угрозу целую отрасль - физическую культуру, т.е. все здоровьесберега-ющее пространство физической культуры и спорта России. Этот предмет совершенно необоснованно вывели из цикла социально-гуманитарных дисциплин, более того, в проекте его не рассматривают как базовую дисциплину, необходимую для всех специальностей, нарушая тем самым ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской федерации» 2007 г., и выделяют на него всего 2 кредитные единицы по 36 часов. (В переработанном проекте появилась сноска, для предмета «Физическая кулыура» 1 кредитная единица составляет 200 часов).

Неудовлетворенность материально-технической базой высказали 48,69 % опрошенных.

Так, в СПбГАСУ выявлена недостаточность учебно-лабораторной спортивной базы для проведения учебного процесса (0.3 кв. м. на одного студента) что в трое меньше утвержденных нормативов СНИП - 1 кв. м. на одного студента). В ННГАСУ вызывает озабоченность недостаточность открытых спортивных сооружений для проведения занятий на свежем воздухе. Большинство опрошенных также указывают на отсутствие современного оборудования, тренажерных залов, бассейна и т.п.. Серьезные и справедливые претензии предъявляются к оснащению кафедры физического воспитания необходимым инвентарем, расходными материалами с учетом современных методов и методик обучения, срочной функциональной диагностики, технических средств обучения, мультимедийных средств хранения, передачи и предоставления учебной информации (компьютерный класс, аудио и видеотека, видеопроектор, интернет-обеспечение и т.д.).

В КГАСА и БГТУ им. В.Г. Шухова возникают проблемы в проведении лекционного, теоретического курса-лекции проводятся эпизодически в связи с нехваткой аудиторного фонда.

Коллегами из СПбГАСУ предлагается упорядочить нормативно-правовую и регламентирующую базу с учетом происходящих изменений по модернизации процессов физического воспитания и студенческого спорта. В частности затронуты проблемы учета и вознаграждения работы профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания в спортивной и спортивно-массовой работе (учебно-тренировочная работа, судейство, руководство студентами-спортсменами, спортивными командами на внутривузовских и межвузовских соревнованиях и т.п.); а также экипировка ППС кафедры, материальное обеспечение Ыудентов-спортсменов на учебно-тренировочных сборах по подготовке к межвузовским соревнованиям и при выезде студентов-спортсменов на межвузовские соревнования (оплата проезда, суточные, проживание, питание и т.п.). Справедливости ради следует отметить, что эти вопросы довольно часто задаются на различных научных и научно-методических мероприятиях.

Большинство респондентов (67,24 %) озабочены устойчивой тенденцией ухудшения физического состояния студенческой молодежи. СПбГАСУ, ВГАСУ и др. указывают на увеличение количества студентов, отнесенных в специальное медицинское учебное отделение. В этой связи возникает проблема выделения отдельного специализированного спортивного зал для занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. А как показывает мониторинг, такие залы есть далеко не во всех вузах.

Около 75 % респондентов выразили озабоченность кадровым составом кафедр. Основной проблемой является низкий уровень оплаты труда преподавателей вузов и, как следствие, во-первых, нет притока молодых специалистов, большинство преподавателей пенсионного и предпенсионного возраста. А во-вторых, недостаточное количество преподавателей с учеными званиями и степенями, так как не стимулируется научная и научно-методическая работа.

Кроме того, специалисты по физической культуре, работающие в вузах отмечают, что нет преемственности программ физического воспитания дошкольных, школьных, средних специальных и высших образовательных учреждений. Это детерминирует слабое физическое развитие подрастающего поколения, недостаточность теоретических и методико-практических знаний низших ступеней образования, что повлекло за собой увеличение объема теоретического раздела примерной учебной программы.

В этой связи, респонденты считают целесообразным перенести часть учебных часов из теоретического раздела в раздел методико-прак-тический. А систему физического воспитания соотнести с единой взаимосвязанной нормативно-правовой базой, учитывающей возрастные и целевые особенности воспитательных и образовательных учреждений всех уровней.

Кроме того, вызывает неудовольствие у специалистов по физической культуре, работающих в вузах, что объем двигательной активности и образования студентов старших курсов све-

ден к 2-м часам в ритме учебной недели, что не соответствует физиологически допустимому минимуму (4-6 часов в неделю). Формирующийся в этой связи дефицит двигательной активности неуклонно создает предпосылки дисбаланса, подверженности переутомлению, заболеваниям, снижению работоспособности, тем более, что студенческий возраст относится к зоне завершения роста и развития организма, формирования его психофизического статуса, обесславливающего перспективу профессионально-трудовой деятельности.

В этой связи, при разработке государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и примерной учебной программы необходимо сохранение апробированного объема (408 часов) обязательных аудиторных учебных часов по дисциплине «Физическая культура».

При определении программы тестов (уровня нормативов) оценки физического состояния и физического развития целесообразно учитывать новое положение о послевузовском призыве выпускников вузов на срочную военную службу.

Анализируя полученные данные с точки зрения структуры пространства физической культуры и спорта можно сделать вывод, что состояние пространства физической культуры и спорта вузов на современном этапе далеко от идеального.

В большинстве социогенных полей имеют место проблемы. В политическом поле отчетливо прослеживается проблема отношения государства к пространству физической культуры и спорта вузов. Экономическое поле имеет серьезные недостатки - низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава, недостаточность учебно-лабораторной спортивной базы для проведения учебного процесса, отсутствие современного оборудования, тренажерных залов, бассейна и т.п.. недостаток в оснащении необходимым инвентарем, технических средств обучения, мультимедийных средств хранения, передачи и предоставления учебной информации и т.д.

Не актуализированы некоторые аспекты правового поля. К ним относятся проблемы учета и вознаграждения работы профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания в спортивной и спортивно-массовой работе (учебно-тренировочная работа, судейство, руководство студентами-спортсменами, спортивными командами на внутривузовс-ких и межвузовских соревнованиях и т.п.).

Требует пристального внимания образовательное поле. В частности, необходим пересмотр образовательных программ для создание преемственности дошкольного, школьного и высшего образования с учетом уровня состояния здоровья подрастающего поколения. Повышение ответственности за качество лекционного материала.

Культурное поле остается больше декларативным, чем реально актуализированным. Остаются недостаточно акцентированы такие субъективные элементы проявления индивидуальной всесторонности, как самореализация, проективное (целенаправленное) саморазвитие, творчество личности, связанные с удовлетворением, прежде всего духовных потребностей, являющихся первичным импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности развитием зачастую только двигательной сферы занимающихся.

Все эти проблемы негативно сказываются на моторном поле пространства - далеко не все виды физической культуры реализованы в жизни физических агентов - студентов, профессорско-преподавательского состава.

Одним из принципиально важных шагов в нашем исследовании было создание инновационного подразделения, которое смогло бы эффективно решить проблемы обучения, с одной стороны, и давало бы возможность эффективно управлять пространством физической культуры и спорта вуза, с другой. В ходе длительного моделирования им стал Спортивно-оздоровительный комплекс (СОК) вуза.

Решением Ученого Совета МГСУ в октябре 2006 года образовано новое подразделение университета Спортивно-оздоровительный

комплекс МГСУ (СОК МГСУ), которое интегрирует деятельность кафедры физического воспитания и спорта, дворец спорта и спортклуб МГСУ. Это объединение позволило более эффективно управлять пространством физической культуры и спорта вуза, актуализировав все западающие его составляющие. Что, в свою очередь, повысит уровень спортивной, спортивно-массовой, учебно-воспитательной и научно-методической работы.

Основными целями деятельности СОКа вуза является совершенствование пространства физической культуры и спорта вуза за счет расширения образовательных, научных, социально-культурных и иных функций в области физической культуры и спорта в Университете, организации отдыха студентов, преподавателей и сотрудников МГСУ, а также предоставления дополнительных услуг в области физической культуры и спорта.

В своей деятельности Спортивно-оздоровительный комплекс МГСУ осуществляет следующие задачи:

- оказание активной помощи в обеспечении учебного и учебно-тренировочного процессов студентов Университета;

- содействие комплексному решению образовательных и социальных программ;

- привлечение студентов, аспирантов и сотрудников Университета, а также населения г. Москвы к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осуществление мероприятий по организации их активного досуга и отдыха;

- укрепление и развитие материально-технической базы учебного корпуса кафедры физ-воспитания МГСУ (Дворец Спорта МГСУ);

- подготовка и разработка предложений по новому строительству, а также по ремонту и модернизации действующих спортивных сооружений;

- укрепление и развитие материально-технической базы кафедры физического воспитания и спорта, включая приобретение спортивного инвентаря, оборудования, формы и обуви;

- создание спортивных объединений (клубов по интересам), новых секций, подготовка сборных команд Университета по различным

видам спорта и материально-техническое обеспечения участия их в соревнованиях различного масштаба;

- организация и проведение медицинского контроля за состоянием здоровья студентов и преподавателей, занимающихся физической культурой и спортом;

- обеспечение высокого спортивного имиджа МГСУ, как одного из самых спортивных вузов г. Москвы и России;

- организация работы по реабилитации здоровья студентов и преподавателей Университета и населения;

- проведение коммерческой деятельности обеспечивающей совершенствование физкультурно-массовой работы и материально-технической базы;

- организация отдыха студентов, преподавателей, сотрудников и членов их семей в спортивно-оздоровительных лагерях и других местах отдыха Университета;

- агитация и пропаганда физической культуры и спорта;

- иная деятельность, не запрещенная законодательством РФ.

Виды деятельности Спортивно-оздоровительного комплекса МГСУ:

- выполнение планов по объему работ и услуг, оказываемых для обеспечения учебного, учебно-тренировочного и научно-методического процессов кафедры физического воспитания и спорта, является для СОК МГСУ обязательным;

- учебно-производственная, в том числе по дополнительному проведению занятий по физической культуре и профессионально-прикладной физической культуре;

- организация и проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий и реабилитационно-восстановительная деятельность в рамках задач Университета и социальных программ РФ, г. Москвы, СВАО;

- проведение научно-исследовательских к методических работ;

- участие в разработках предложений и программ по вопросам строительства новых соору-

жений, реконструкции спортивных сооружений и их эксплуатации;

- проведение и участие в конференциях, конгрессах, ярмарках, выставках;

- представление Университета на спортивных соревнованиях различного уровня;

- организация пунктов проката спортивного инвентаря и оборудования;

- благоустройство территории, обеспечение текущего ремонта спортивных объектов;

- коммерческая.

Система управления СОК МГСУ

Организационно СОК МГСУ состоит из Правления, Дирекции и структурных подразделений. Высшим органом управления СОК МГСУ является Правление, персональный состав которого утверждается ректором сроком на 5 лет. Регламентация взаимоотношений СОК МГСУ с клиентами осуществляется на основании хозяйственных договоров через Управление по развитию и использованию ресурсов университета (УРИР), а также через спортивный клуб МГСУ на договорной основе с университетом.

В функции управления СОК МГСУ входит:

- формирование и утверждение программ и планов деятельности СОК МГСУ, контроль за деятельностью Дирекции, назначение ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности СОК МГСУ;

- утверждение состава и штатно-должнос-тной структуры Дирекции.

Председатель Правления осуществляет общее руководство Правлением и деятельностью СОК МГСУ.

Для обеспечения работы СОК МГСУ, выполнения текущих общехозяйственных функций создается исполнительный орган СОК МГСУ - Дирекция. В состав Дирекции входят: Директор, заместители директора гю направлениям, бухгалтер, руководители составляющих подразделений и др.

Регламентация деятельности СОКа МГСУ посредством локальных актов.

Деятельность СОК МГСУ регламентируется следующими локальными актами:

® Положением, изменениями и дополнениями к нему;

• Правилами внутреннего трудового распорядка;

• должностными инструкциями;

• Инструкциями по охране труда и технике безопасности;

• положениями о структурных подразделениях;

• приказами и распоряжениями директора СОК МГСУ;

• расписаниями, графиками, планами;

• Положением о премировании;

• договорами;

• инструкциями, положениями.

Локальные акты не могут противоречить

законодательству РФ и Положению СОК МГСУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В состав СОК МГСУ входят:

- кафедра физического воспитания и спорта,

- учебный корпус кафедры физического воспитания и спорта МГСУ (Дворец спорта),

- все спортивные залы и сооружения МГСУ, существующие или запроектированные, открытые спортивные площадки,

- спортивный клуб студентов и сотрудников МГСУ (на договорной основе),

- спортивно-оздоровительные лагеря Университета «Бронницы» Московская область, и НОУСОБ «Золотые пески» на берегу Азовского моря Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Голубицкая (обеспечение спортивно-массовой, оздоровительной и воспитательной работы в период функционирования лагерей),

- а также могут входить другие общественные и коммерческие подразделения и организации, сфера деятельности которых соответствует задачам СОК МГСУ.

Собственником имущества, закрепленного за СОК МГСУ, либо приобретенным СОК МГСУ за счет средств, выделяемых ему по смете, либо приобретенным СОК МГСУ за счет внебюджетных средств, является МГСУ.

Анализ структуры СОКа показывает, что в ходе моделирования и длительной опытно-экспериментальной работы было создано принципиально новое инновационное учебное подразделение вуза. Инновационность его заключается во введении в типовое положение таких

организационных структур, как Совет СОКа, Научно-методический Совет и т.д. Это позволило решить проблему управления пространством физической культуры и спорта вуза с акцентированной актуализацией таких западающих социогенных полей как правовое, экономическое, образовательное, культурное, нравственное, а также привлечения максимально большого количества физических агентов к занятиям различными видами спорта, что повлекло за собой повышение спортивных результатов сборных команд МГСУ в Московских студенческих играх.

Источниками формирования имущества и средств СОК являются:

- средства, выделенные Университету Госбюджетом;

- средства от платной образовательной деятельности в соответствии с Положением о платной образовательной деятельности Университета и согласно нормативов, утвержденных Ученым советом МГСУ;

- внебюджетные средства Университета, полученные от коммерческой деятельности непосредственно СОК МГСУ по оказанию услуг, реализации различных видов работ и других видов хозяйственной деятельности;

- средства, получаемые от осуществления предпринимательской деятельности Институтов и Университета;

- средства, полученные от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности;

- безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, граждан и спонсоров;

- целевые взносы членов Попечительского совета МГСУ в соответствии с утвержденным планом их расходования;

- иные источники, не запрещенные действующими законодательными актами.

Важным практическим вопросом организационных основ деятельности СОК МГСУ является обеспечение базой.

Материальная база имеет следующие характеристики:

В состав спорткомплекса входят: 8 спортивных залов, 2 лекционные аудитории, учебно-

научная диагностическая лаборатория, оздоровительно-восстановительный центр, 6 открытых спортивных площадок.

Общая площадь Дворца спорта - 9688,4 м2' в том числе:

Зал борьбы - площадь 349 кв.м., зал спец-медгруппы и «ударных» видов единоборств площадь 200,3 м2, зал ОФП - площадь 645 м2, большой игровой зал - площадью 1073,3 м2, малый игровой зал - площадь 617,2 м2, гимнастический зал площадь 200,7 м2, зал силовой подготовки - площадь 348,5 м2, зеркальный зал площадь 190,5 м2, лекционные аудитории - 2 шт., площадью 64,6 м2 каждая, диагностический центр (помещение НИЛ) - площадь 18,4 м2 , оздоровительно -восстановительный центр площадью 103,3 м2, оборудован парильным отделением -сауной, бассейном с гидромассажной установкой, тренажерным залом, циркулярным душем, гидромассажной ванной, комнатой отдыха; имеется солярий, фойе дворца спорта - общая площадь 324 м2, открытые спортивные площадки -6 штук, общей площадью 5376,1 м2, медицинский кабинет.

Имеется факс-модем, вход в Интернет и Интернет-страница СОК МГСУ, электронная почта. В настоящее время ведется строительство легкоатлетического манежа. Строительство планируется завершить в 2010 году. Это позволит ввести в эксплуатацию еще 10000 м2 учебной площади. Комфортные условия обучения обеспечиваются средствами государственного финансирования, внебюджетными средствами Центра образования, спонсорской помощью. Актуализации экономического пространства послужило создание бухгалтерии СОК, ведение коммерческой деятельности, привлечение спонсорской помощи и т.п.

Для актуализации всех структурных элементов пространства физической культуры и спорта вуза необходима интеграция усилий всего профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания, спортклуба вуза, администрации, студентов, т.е. всех физических агентов.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повыше-

ние уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетентности и эрудиции - это четкая, на подлинно научной основе организация исследовательской работы непосредственно в том подразделении, где проходит их трудовая деятельность.

Исследовательская работа в ее практическом применении на базе научно-исследовательской лаборатории СОКа МГСУ - это целостная система принципов и методов изучения субъектов образовательного процесса и их деятельности, базирующаяся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства сотрудников кафедры. Эта система ориентирована, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала профессорско-преподавательского состава кафедры в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: повышения уровня образованности, воспитанности и всестороннего развития студентов.

Главное в исследовательской работе кафедры - оказание реальной, действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Ибо не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений успевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа преподавателя высшего учебного заведения в современных условиях просто невозможна.

Содержание исследовательской работы профессорско- преподавательского состава кафедры реализуется в следующих формах: - участие в педагогических чтениях и научно-методических конференциях; - обзор научной психолого-педагогической, специальной литературы; -тематические семинары методических объединений; - организация методических уголков, стендов; - разработка методических пособий; -взаимные посещения занятий, наставничество опытных преподавателей над молодыми (начинающими); - семинары-практикумы; - специальные занятия в системе повышения квалификации и другие формы.

Для реализации перечисленных форм на кафедре создаются условия эффективности планирования и организации внедрения результатов исследовательской работы. К ним относится четкое планирование данной работы на учебный год, полный 100 % охват профессорско-преподавательского состава в данном направлении деятельности, создание и постоянная поддержка творческой, деловой атмосферы, постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества отдельных преподавателей, изучение и учет в исследовательской работе передового педагогического опыта (новизна, высокая результативность, соответствие высоким современным достижениям в сфере физической культуры, стабильность и оптимальность положительных результатов и т.п.). Серьезным стимулом к научно-исследовательской работе и оптимизации самореализации профессорско-преподавательского состава кафедры является стажировка преподавателей.

Актуализация информационного поля (помимо традиционных лекционных и семинарских занятий) осуществлялась по следующим направлениям :а) регулярно в редакцию печати МГСУ (газета «За строительные кадры») поступает и публикуется информация о спортивных достижениях студентов нашего вуза, поздравления победителей соревнований, а так же информация о текущих спортивных мероприятиях и многое другое; б) в каждом методическом отделении по виду спорта имеются стенды, на которые помещается вся текущая информация о работе, проводимой в отделении, а так же фотовитрины, грамоты, поздравления и вся необходимая информация для поддержания спортивного духа студента-спортсмена; в) установлены стенды в холле и коридорах дворца спорта с аналогичной информацией в более обобщенной форме (результаты спартакиады и смотра-конкурса, информация и фотографии о спортивных мероприятиях в летнем и зимнем лагерях и т.д.); г) на каждом факультете при деканатах оформлены стенды, которые несут в

себе всеобъемлющую информацию о спортивной жизни факультета, вуза, страны. Стенды регулярно обновляются членами спортивного актива факультета, как текущей информацией (грамоты, поздравления, фото, пожелания и др.), так и анонсом предстоящих спортивно-оздоровительных мероприятий; е) кроме того, создан общеуниверситетский стенд, на котором подается информация о самых крупных спортивных достижениях лучших спортсменов МГСУ на соревнованиях различного уровня. Все эти мероприятия были направлены на актуализацию социогенного подпространства пространства физической культуры и спорта МГСУ.

Физическое подпространство также было подвергнуто некоторому воздействию. Актуализация моторного поля происходила путем интеграции спортивно-массовой физкультурно-оздоровительной деятельности. В течение учебного года традиционным стало проведение Спартакиады первокурсника (по 12 видам спорта) и Спартакиады МГСУ (по 20 видам спорта). Участие в Спартакиаде МГСУ является необходимым требованием для получения зачета. Ежегодно сборные команды МГСУ участвуют в московских студенческих играх по 56 видам спорта. Помимо учебных занятий, активизировалось моторное поле во внеучебное время: а) на базе МГСУ функционируют два спортивно оздоровительных лагеря: летний «Золотые пески» на берегу Азовского моря, зимний и летний «Бронницы», в Подмосковье; б) в течение года на базе МГСУ проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия: - два спортивных праздника (праздник первого курса и праздник подведения итогов года); - совещания заведующих кафедрами физического воспитания по линии Ассоциации строительных вузов (АСВ); - У ТС по различным видам спорта (борьба самбо, борьба дзюдо, вольная и греко-римская борьба, баскетбол (м., ж.), волейбол (м., ж.), туризм, легкая атлетика и т.п.; - семинары тренеров и судей СВАО по борьбе самбо; - первенство среди вузов го-

рода Москвы по видам спорта: баскетбол, волейбол, мини-футбол, бадминтон, б/теннис, самбо, вольная и греко-римская борьба, скалолазание, армспорт, тяжелая атлетика; - спартакиады СВАО среди лиц пожилого возраста; -первенство СВАО по борьбе самбо, первенство среди округов г.Москвы по н/теннису; - соревнования Московских студенческих игр по баскетболу, бадминтону, волейболу, борьбе вольной, греко-римской, самбо, гандболу, теннису, армспорту. На базе СОК МГСУ регулярно проводятся крупные спортивные соревнования: Кубок Европейских чемпионов по футзалу; Международный турнир категории «А» по самбо памяти А.А.Харлампиева; Чемпионат г. Москвы по самбо (Зона России);Чемпионат г. Москвы по волейболу; открытый чемпионат г. Москвы по боевому самбо на призы И.Л. Ци-пурского; суперлига России по волейболу среди женщин; соревнования Кубка России по мини-футболу; соревнования Кубка России по скалолазанию; чемпионат России по футболу; чемпионат России по каратэ, таэквондо; международные турниры и открытый чемпионат Москвы по спортивным бальным танцам. Силами СОК МГСУ и профкома университета с 2006 года возрождена Спартакиада МГСУ среди преподавателей и сотрудников. В программу Спартакиады входили 5 видов: большой теннис (парный разряд), волейбол, дартс, мини-футбол, настольный теннис. Всего приняло участие 153 человек. При этом информация о проведении всех мероприятий распространяется по всем каналам. Вход для всех свободный.

Кроме того, организован прокат спортивного инвентаря, бесплатный для пользования студентами: а) на лыжной базе - более 500 пар лыж; б) в гимнастическом зале: стэпы-20 шт., обручи - 50 шт., скакалки - 100 шт., гантели - 100 шт., мячи для фитнеса-20 шт., и т.п.; в) в зале тяжелой атлетики: гири 16 кг, 24 кг, 32 кг.

Экспериментальные исследования показали, что в целом создание Спортивно-оздоровительного комплекса позитивно повлияло на

развитие пространства физической культуры и спорта МГСУ. Если до исследования большинство физических агентов - 48 % имели позитивно пассивное отношение к физической культуре и спорту, довольно большой процент - 28 % - негативное отношение, и самый низкий процент - 24 % - составила группа активно позитивно относящихся к физической культуре и спорту, то в процессе создания СОК эти данные принципиально изменились: большинство физических агентов — 61 % имеют позитивно активное отношение к пространству физической культуры и спорта, т.е. реализуют оптимальный объем двигательной активности. Группы респондентов с негативным и позитивно пассивным отношением к пространству физической культуры и спорта сократились почти вдвое и составляют 15 % и 24 % соответственно, за счет переориентации их отношения на активизацию, создание внутренней мотивации к занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, перемещения их в группу с позитивным активным отношением.

Однако далеко не везде был достигнут искомый результат. Отмеченные проблемы в социогенном подпространстве, к сожалению, не были разрешены. Особенно остро стоит вопрос с экономическим полем. Опрос профессорско-преподавательского состава СОК показал, что материальное положение сотрудников не улучшилось. Напротив, 69 % опрошенных не удовлетворены сложившейся ситуацией и считают, что распределение доплат при традиционной системе управления было более совершенным и справедливым. Кроме того, ориентация на зарабатывание денег посредством ведения коммерческой деятельности (сдача в аренду некоторых помещений учебного корпуса кафедры физического воспитания и спорта) вносит свои нежелательные коррективы в образовательный процесс.

Так, с 2007 года количество лекций сократилось до недопустимо низкого количества. Это произошло из-за того, что одна из лекционных

аудиторий планируется переоборудоваться под коммерческую деятельность. Лекций стало всего 6 по всему курсу предмета «Физической культура». Что значительно снижает уровень знаний студентов и негативно влияет на качество образовательного процесса в целом.

Научно-исследовательская работа также не имела поддержки. На протяжении всей деятельности СОКа не издано ни одного учебного и учебно-методического пособия. Ни разу не проводились открытые конференции, не издавались сборники научных трудов, хотя научный, научно-методический потенциал кафедры очень высок.

Все это негативно сказалось на профессорско-преподавательском составе. Уволилось большое количество преподавателей. А самое печальное, это то, что уволились высококвалифицированные сотрудники, профессора, доктора педагогических наук и молодые специалисты, которые пришли на кафедру с надеждой на всестороннюю поддержку в начале своего трудового пути и не нашли ее.

Основной акцент в работе СОК ставится на спортивную работу. Однако уровень спортивного мастерства у студентов - членов сборных команд по видам спорта МГСУ невысокий, далеко не всегда соответствует уровню в региональных вузах. Это отражается на результатах выступлений в Универсиаде АСВ, которая проводится по 10 видам, а МГСУ из-за финансовых трудностей представляет команды лишь по двум-трем видам.

Серьезные недостатки в управлении, на наш взгляд, кроются в созданной нами системе управления. В частности в организационных структурах. Очевидно, что организационные структуры включают такие подразделения (УРИР, бухгалтерия, привлекаемые коммерческие и некоммерческие организации), а так же направления (работа по эксплуатации и коммерции) не соответствуют подготовленности руководителя кафедры физического воспитания и спорта. При этом эти организационные структуры и направление деятель-

ности требуют особых компетенций, специального образования или хотя бы переподготовки. Как показала практика, львиная доля усилий руководителя СОК направляется на решение хозяйственных проблем и ведение коммерческой деятельности, что ущемляет традиционные направления деятельности - учебную и научно-методическую работу.

Очевидно, что из организационных структур целесообразно исключить такие подразделения как УРИР, бухгалтерия, привлекаемые коммерческие и некоммерческие организации, а так же работу по эксплуатации и коммерции возложить на сотрудников, имеющих специальную подготовку. Такая реорганизация позволит высвободить время и силы руководителя кафедры физического воспитания и спорта для управления характерными для его статуса и подготовки направлениями деятельности.

Использованная литература:

1. Гостев, Р.Г. Спорт и законодательство. - М.:НИЦ «Ев-рошкола», 2001.-438 с.

2. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2005,- 191с.

3. Писачкин, В.А. Жизненное пространство социума как система. Автореф. дис. ...д-ра соц. наук. - М.- 1997. — 50 с.

4. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности (монография). - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. -313 с., с ил.

5. Фишман, Л. И. Курс и теория управления педагогическими системами. - Самара, Издательство Самарского ГПУ, 1995,-35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.