Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность как подготовка конкурентоспособных специалистов в строительной отрасли'

Физкультурно-спортивная деятельность как подготовка конкурентоспособных специалистов в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЪТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FIZKULTURNO-SPORTS ACTIVITY / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / WORKING CAPACITY / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL A RA-BOAT / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CONCEPTUAL MODEL / ПРОПАГАНДА / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / КОНКУРЕНТОСПОСОБ-НОСТЬ / COMPETITIVENESS / PROPAGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарник В. С.

Конкурентоспособность специалиста определяется уровнем его здоровья и ра-ботоспособности, достигаемых благодаря двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарник В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ACTIVITY AS PREPARATION COMPETITION CAPABLE EXPERTS IN BUILDING AREA

Competition ability of the expert is defined by level of its health and the working capacity reached thanks to impellent activity.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность как подготовка конкурентоспособных специалистов в строительной отрасли»

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

SPORTS ACTIVITY AS PREPARATION COMPETITION CAPABLE EXPERTS IN BUILDING AREA

B.C. Гарник V.S. Garnik

ГОУ ВПО МГСУ

Конкурентоспособность специалиста определяется уровнем его здоровья и работоспособности, достигаемых благодаря двигательной активности.

Competition ability of the expert is defined by level of its health and the working capacity reached thanks to impellent activity.

Руководство МГСУ понимает значение физического воспитания студентов и студенческого спорта как важнейшего средства формирования конкурентоспособного специалиста в строительной отрасли на современном рынке труда. Общественные структуры и профессорско-преподавательский состав университета занимаются формированием высокой духовной и гражданско-нравственной позиции у студентов университета.

Кафедра физического воспитания и спорта МГСУ ведет огромную воспитательную работу со студентами на протяжении всего учебного процесса. Одним из направлений учебного процесса является стремление преподавателей добиться единства духовного, физического и нравственного воспитания студентов.

Воздействуя на биологическую сферу, различные виды двигательной активности неизбежно оказывают влияние на интеллектуальную, эмоциональную и духовную сферы личности. С этих позиций физическое воспитание студентов должно, прежде всего, способствовать проявлению у молодых людей естественной потребности в систематическом воздействии на свое физическое состояние с целью самореализации, самосовершенствования личностных качеств, что невозможно в принципе без определенного уровня самоуважения. Здесь физическая культура выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающая высокий биологический потенциал жизнедеятельности, что является гарантией интеллектуальной работоспособности.

Спортивно-массовая работа направлена на целостное развитие физической культуры личности студента, на воспитание потребности в физкультурно-спортивной деятельности. Критерием сформированной потребности следует считать такой уровень развития самосознания, который активно направляет практическую деятельность к достижению физического совершенства, ведению здорового образа жизни и выполне-

нию необходимого двигательного режима. Достаточное внимание уделяется укреплению здоровья, повышению уровня профессиональной готовности, физической и спортивно-технической подготовленности студентов, а также воспитанию морально-волевых качеств, и проведению полноценного и активного досуга, соответствующего современного образу, темпу и качеству жизни.

Кафедра физического воспитания и спорта МГСУ несет непосредственную ответственность за реализацию комплекса научных, воспитательных, организационно-методических, спортивных, физкультурно-оздоровительных, медицинских и профилактических мероприятий в университете.

Для успешного проведения вышеперечисленных мероприятий на кафедре есть концепция спортивно-массовой работы в университете. Сейчас мы занимаемся разработкой концептуальной модели физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов, которая позволит значительно повысить эффективность этой деятельности..

В настоящее время структура физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) МГСУ состоит из 4 блоков:

Первый блок - спортивно-массовая работа в университете, которая включает в себя различные мероприятия соревнования: в учебных группах, на курсах факультета, между курсами на факультете, затем между факультетами внутри института и главное мероприятие - Спартакиаду МГСУ между институтами.

Второй блок - участие сборных команд университета по различным видам во внешних соревнованиях: Универсиады СВАО, г. Москвы, студенческие игры, Спартакиада АСВ России, Всероссийские соревнования и др.

Третий блок включает работу со студентами, проживающими в двух студенческих городках.

Четвертый блок - работа в спортивно-оздоровительных лагерях в Подмосковье и на Азовском море для отдыхающих, со сборными командами университета и со студентами на летней учебно-трудовой практике (бизнес-школа).

Недостаточно в настоящее время рассмотрены теоретические и методические основы развития физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности в образовательном процессе вуза. По сути в программах по физической культуре высших учебных заведений не рассматривается уровень развития ФСД. Необходимо иметь научные данные о регулярности занятий студенческой молодежи; времени, затрачиваемом на ФСД в недельном цикле, а также получить ответ на вопрос о том, каким видом спорта или физкультурно-оздоровительным формам или системам физических упражнений отдают предпочтение студенты.

Физкультурно-спортивную деятельность мы рассматриваем как целенаправленную деятельность в педагогическо-образовательном процессе, состоящую из учебной и ФСД, т.е. взаимодействия преподавателя-тренера и студента в вузовском пространстве физической культуры и спорта. Подразумевается формирование физической культуры будущего современного специалиста в строительной отрасли, его саморазвития с личными целями, мотивами, интересами, опираясь на его способности, состояние здоровья, физическую и функциональную подготовленность, представляя возможность реализовать себя в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

Сегодня существует острая необходимость в модернизации всей системы физического воспитания студентов через возрождение духовно-физического и нравственного потенциала молодежи. Современные исследования доказали, что физическая культура

и спорт помимо влияния на тело и психику занимающегося оказывают воздействие на его интеллект и нравственность.

В современном обществе на рынке труда востребованы специалисты, которых отличают такие черты, как инициативность, самостоятельность, готовность постоянно совершенствовать свою личность. Как показывает мировой опыт, средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью формирования здорового морально-психологического климата в различных коллективах и обществе в целом. С помощью соответствующим образом организованных занятий физической культурой и спортом в определенной степени можно формировать такие личностные качества как смелость, решительность, трудолюбие, патриотизм, инициативность, самовоспитание, самоутверждение и др. Воспитание таких психических качеств, как целеустремленность, уверенность в себе, настойчивость, воля человека через физкультурно-спортивную деятельность ни у кого сомнений не вызывает. Для воспитания морально-волевых качеств в университете используются такие виды спорта как легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры, единоборства. Эти виды спорта воспитывают умение преодолевать трудности, силу воли, настойчивость в достижении цели, повышают эмоциональную устойчивость, самообладание.

Высший смысл физической культуры и спорта в раскрытии способностей человека. Они являются сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга. Совершенствуемое в ходе этих занятий умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизнедеятельности. В процессе занятий закаляется не только воля человека, но и его характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Спортивный стиль жизни ведет к здоровью, высокой работоспособности, продолжительности жизни и профессиональному долголетию, а также к отказу от вредных привычек (перееданию, курению, алкоголю, наркомании, игромании).

Физическая культура и спорт - эффективное средство профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде и отказа от вредных привычек. Преподаватели, тренеры прививают студентам здоровый образ и спортивный стиль жизни, формируют их активную гражданскую позицию.

В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой студенческой молодежи, особое внимание необходимо обращать на проведение их досуга. Следует формировать в качестве приоритетной формы активной отдых на спортивно-оздоровительных базах университета в течение календарного года. Поэтому руководство МГСУ продолжает развивать материальную базу.

В настоящее время в оздоровительном спорте появилось множество новых видов физической активности, ранее не входивших в традиционные программы спортивно-оздоровительной работы. Новые виды спорта дают молодежи свободу выбора в том виде спорта, который больше им нравиться. В последнее время спорт изменяется в сторону экстремальных видов, где занимающееся рискуют здоровьем и даже жизнью. К сожалению, это и привлекает студенческую молодежь.

Возникший интерес и успешность массового развития нетрадиционных видов спорта позволяют включить молодежь в физкультурно-спортивную деятельность различной направленности: оздоровительную и досуговую; обеспечить массовость занятий двигательной активностью.

Необходимо предусмотреть целенаправленную пропаганду физической культуры

и формирование здорового образа и спортивного стиля жизни не только среди студентов, но и аспирантов, преподавателей, сотрудников университета. Использовать для этого не только университетскую газету, но и возможности сайта МГСУ в интернете, а также увеличение занятий для сотрудников и преподавателей. Увеличение количества систематически занимающихся физической культурой и спортом неизменно повлечет за собой развитие их производственной активности.

Пропагандистские усилия необходимо направить на создание привлекательного имиджа спортивного стиля жизни, моду в МГСУ на занятия физической культурой и спортом в досуговой деятельности. Это должно сопровождаться дальнейшим развитием и совершенствованием спортивной базы.

Общее количество студентов МГСУ, проходящих обучение на кафедре и активно занимающихся физической культурой и спортом в течение учебного года (как в учебных группах, так и в группах спортивного совершенствования) - более 8 тысяч. Ежедневно более 3 тысяч студентов занимаются во Дворце спорта университета различными видами двигательной активности. Регулярно проводятся спартакиады, соревнования различного уровня: внутрифакультетские, университетские, городские, российского и международного значения, а также всевозможные спортивные праздники. Кафедра активно участвует в обеспечении физкультурно-массовой и воспитательной работы в спортивно-оздоровительных лагерях (Подмосковье, Азовское море) в зимний и летний периоды.

Необходимо укрепить дальнейшее объединение всех, кто имеет отношение к воспитательному процессу, что позволит в значительной мере позитивно изменить поведенческие стереотипы студенческой молодежи.

Автором использовались материалы собственных статей.

Ключевые слова: физкулътурно-спортивная деятельность, здоровье, работоспособность, воспитательная работа, концептуальная модель, пропаганда, концепция, конкурентоспособность

Key words: Fizkulturno-sports activity, health, working capacity, educational a ra-boat, conceptual model, propagation, the concept, competitiveness

129337 г. Москва, Ярославское ш., 26/11.

Тел: 8(499)-183-32-38 Факс: 8(499)-188-03-04 E-mail: sattarova@mgsu.ru

Рецензент: Илья Лазаревич Ципурский, профессор кафедры «Строительные машины» МГСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.