О. А. Заплатина, Б. А.Борисов
АНАЛИЗ ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КУЗБАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кузбасский государственный технический университет, Кемерово
Тема здорового образа жизни выбрана нами не случайно. Являясь работниками технического университета, мы увидели решение проблем, связанных с вышеуказанной темой, через призму следующих связей:
- между повышением уровня здоровья, физической активности преподавателей и качеством воспитательно-образовательного процесса;
- между повышением физкультурно-спортивного статуса педагогического коллектива, вуза в целом и приобщением студенческой молодежи к активному образу жизни, что, в конечном итоге, помогает решению одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса - повышению уровня подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности, а также проникновению в сеть высших учебных технических заведений идей совершенствования здорового образа жизни.
Для решения вопросов, связанных с проблемой здорового образа жизни сотрудников высшего учебного заведения, мы предлагаем сосредоточить усилия на организации спортивно-оздоровительного движения.
Так, несколько лет назад в Кузбасском государственном техническом университете была возобновлена и регулярно проводится в настоящее время Спартакиада среди представителей профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и других сотрудников КузГТУ (Рис. 1).
С каждым годом Спартакиада вмещала в свои рамки все большее количество участников (как молодых, так и тех, кто уже в возрасте), ранее не участвующие или неактивно участвующие факультеты (такие как инженерно-экономический факультет, факультет гуманитарного образования), таким образом, популяризируя и проявляя себя как широкое массовое явление, направленное на решение вопросов, связанных с приобщением работников и студентов к здоровому образу жизни (Рис. 2).
Ежегодно разрабатываются календари спортивных мероприятий на учебный год, общие положения соревнований по видам спорта. Разработана технология судейства новых видов спортивной деятельности, электронная технология подачи заявок на участие в Спартакиаде, подачи протестов. Вся информация и документация по проведению Спартакиады регулярно выкладывается и обновляется на сайте Кузбасского государственного технического университета (www.kuzstu.ru).
К настоящему времени Спартакиада преподавателей и сотрудников расширила свои границы: к лыжной эстафете, волейболу, футболу, настольному теннису и
- 224 -
подледному лову добавились такие виды как индивидуальная лыжная гонка, плавание, пулевая стрельба, бадминтон и дартс. Возрастной диапазон охватил участников от 20-ти до 80-ти лет. В настоящее время число участвующих женщин возросло в 4 раза.
Проведение ежегодной Спартакиады КузГТУ среди преподавателей и сотрудников университета стало устойчивой и доброй традицией. Сегодня Спартакиада - редкое явление среди вузов региона, а может быть даже и страны - объединяет и сплачивает работников КузГТУ на основе дружелюбия, взаимопонимания, товарищества, потребности в здоровом образе жизни, понимании того, что от состояния здоровья и уровня работоспособности преподавателей зависит качество воспитательно-образовательного процесса, а значит и качество подготовки будущих специалистов. По сути своей это уникальное физкультурноспортивное движение, фокусирующее в себе огромный творческий потенциал работников вуза, вдохновленных идеей активного образа жизни.
В 2004 году Оргкомитет Спартакиады сделал попытку вовлечь в физкультурноспортивное движение сотрудников других вузов города Кемерово.
1 1
1 1 ■ 1 ■
□ мужчины ■ женщины
до 30 лет
60-70 лет свыше 70 лет
Рис. 1. Количество преподавателей-участников ежегодной Спартакиады профессорско-преподавательского состава и других сотрудников КузГТУ на начало ее организации
70 -
60
50
40
30
20
0
50-60 лет
Попытка оказалась удачной, и уже в этом же году на волейбольных площадках вузов встречались команды Кузбасского государственного технического университета, Кемеровского государственного университета и Кемеровского технологического института пищевой промышленности, а в 2006 году в г. Новокузнецке была проведена первая областная Спартакиада среди преподавателей, сотрудников, а также докторантов и аспирантов высших учебных заведений, ставшая ежегодной.
Считаем важным отметить, что такое явление как Спартакиада преподавателей
и сотрудников вызывает положительные эмоции: эмоции со стороны самих участников, со стороны болельщиков, а, главное, со стороны студентов, которые, ориентируясь на активную позицию педагогов, стремятся повысить уровень своей физической активности. Опыт показывает, что соревнования, которые проводят и в которых непосредственное участие принимают сами преподаватели, проходят гораздо интереснее, студенты охотнее участвуют в них, что позволяет полноценнее реализовывать задачи физического воспитания с целью повышения уровня здоровья студенческой молодежи.
Снижение уровня здоровья молодого поколения отражено в концепции Федеральной целевой программы охраны здоровья населения Российской Федерации года как социальная проблема. Ухудшение состояния здоровья подростков и молодежи России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками здравоохранения и внутренними причинами системы образования. Одной из основных задач современной педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья человека, создание оптимальных условий для повышения уровня физической подготовленности студенческой молодежи. Эта задача становится все более значимой в настоящее время, ведь акцент на здоровье, здоровый образ жизни, а также внедрение в сферу учебной и профессиональной деятельности здоровьесберегающих технологий приобрел в последние годы особую актуальность. Таким образом, возникает противоречие между повышением интенсивности человеческой деятельности в условиях производства и темпа современной жизни и уровнем подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
□ мужчины ■ женщины
40
35
30
25
20
15
10
■н
до 30 лет
30-40 лет
40-50 лет
50-60 лет
60-70 лет свыше 70 лет
Рис. 2. Количество преподавателей-участников ежегодной Спартакиады профессорско-преподавательского состава и других сотрудников КузГТУ в настоящее время
5
В современных социально-экономических условиях будущие специалисты для реализации своих профессиональных возможностей должны обладать не только фундаментальными разносторонними знаниями, умениями и навыками в сфере производства, но и совокупностью свойств, которые отвечают новым требованиям работодателей, таким как стрессоустойчивость, конкурентоспособность, уровень здоровья и необходимый диапазон функциональных способностей организма.
Одной из причин пассивного отношения человека к своему здоровью является недостаточный уровень объективной системы знаний о здоровье, о закономерностях его развития, формирования, поддержания на оптимальном уровне, об изменениях здоровья, о методах его коррекции и укрепления физкультурнооздоровительными средствами.
Современная система физкультурно-оздоровительного движения является приоритетной в формировании физической культуры и спорта как вида общей культуры, здорового образа жизни и спортивного стиля жизнедеятельности. Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях российского вуза. Физическое воспитание студентов в техническом вузе на современном этапе развития сталкивается с несоответствием своих требований к личности специалиста и качеством его подготовки к будущей профессиональной деятельности. Анализ уровня физической подготовленности и показателей здоровья студентов Кузбасского государственного технического университета показывает, что:
- увеличилось количество студентов, которым рекомендованы занятия физическим воспитанием в подготовительной и специальной группах: в 2008 году в данных группах занимались 10,5 % от общей массы студентов 1 и 2 курса, в 2009 году этот процент составил 28 % соответственно, в 2010 году процент студентов с низким физическим развитием повысился до 41 %;
- за последние годы значительно увеличилось число молодых людей, освобожденных от практических занятий физической культурой, в 2008 году в специально-теоретических группах занималось 2,5 % всех студентов первых курсов, в 2009 году - 7 %, в 2010 году - 10 %;
- по результатам сдачи контрольных нормативов, отражающих уровень общей физической подготовленности будущих специалистов, можно выявить тенденцию снижения показателей скоростных и силовых способностей, а также общей выносливости и координации;
- в процессе физического воспитания практически отсутствуют методики формирования профессионально важных качеств будущих специалистов в связи с целевыми заказами производства, требующими адекватности качества образования и его результатов на международном рынке образовательных услуг;
- недостаточным является количество часов, отведенное физическому воспитанию рамками учебного плана, не учитываются индивидуальные особенности и возможности студентов.
Таким образом, большинство проведенных исследований в области организации физического воспитания в вузе констатируют низкую эффективность тра-
диционных занятий и соответствующий уровень физической подготовленности будущих специалистов.
Следовательно, решение задачи формирования здорового стиля жизни молодого поколения требует создания и развития нового вида оздоровительной деятельности, способного воспитать человека с высоким уровнем мотивации к физической подготовленности, с положительными нравственно-этическими идеалами и активной гражданской позицией. Для этого необходим тщательный анализ тенденций развития бизнес-политики в области физической культуры и спорта, а также поиск новых путей совершенствования физкультурнооздоровительной и спортивной жизни.
Более полное использование педагогического потенциала физического воспитания с целью укрепления здоровья будущих специалистов, совершенствования показателей общей и специальной физической подготовленности, повышения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, снижения количество пропусков студентами учебных занятий физической культурой и спортом сводится к решению следующих задач:
1) удовлетворение потребностей студентов вуза в развитии необходимых физических качеств и двигательных навыков с помощью инновационных методик физического воспитания на основе учета индивидуальных возможностей и особенностей занимающихся;
2) внедрение в учебно-тренировочный процесс в вузе нетрадиционных средств физической культуры и спорта (различных видов аэробики, тибетских практик, оздоровительной йоги, дыхательной гимнастики);
3) применение дополнительных занятий оздоровительной и спортивной направленности для повышения работоспособности студентов и активного восстановления после значительных учебных нагрузок;
4) проведение спортивно-массовых мероприятий для привлечения студентов к систематическим занятиям физической культурой, для выявления и совершенствования потенциальных возможностей и психофизических резервов организма, воспитания воли, умения взаимодействовать в коллективе, адаптироваться к нестандартным соревновательным условиям, а также умения принимать правильные решения в кратчайшие сроки в экстремальной ситуации. Наиважнейшими становятся следующие задачи, решаемые в процессе запланированных мероприятий (Табл.1):
1) Удовлетворение потребностей студентов вуза в развитии необходимых физических качеств и двигательных навыков с помощью инновационных методик физического воспитания на основе учета индивидуальных возможностей и особенностей занимающихся.
2) Внедрение в учебно-тренировочный процесс в вузе нетрадиционных средств физической культуры и спорта.
3) Применение дополнительных занятий оздоровительной и спортивной направленности для повышения работоспособности студентов и активного восстановления после значительных учебных нагрузок.
Оценка эффективности реализации направлений программ осуществляется на
основе следующих показателей:
- результативности ^) проведенных мероприятий (проектов), представляющей собой соотношение уровней достижения цели и задач мероприятия (С7) и исполнения предусмотренного объема его составляющих (Кп) , то есть R= С7 / Хл;
- достижение цели и задач мероприятия (С7), представляющего собой соотношение фактически проведенных мероприятий ^К) к плановому (Р1), то есть С7 = FK / Pl;
- исполнение предусмотренного объема составляющих спортивно-массовых мероприятий (РК), представляющего собой соотношение фактического объема использованных средств (финансы, материальная база, оборудование) на мероприятия (проекты) к запланированным ^р), то есть FK = Sf / Sp.
Н.А. Зиновьев
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ СО СТУДЕНТАМИ
Санкт-Петербургский государственный горный институт
им. Г.В. Плеханова
Уникальность спортивного ориентирования заключается в органичном сочетании двух компонентов необходимых для успеха - физической подготовленности и интеллектуального уровня. Как нам кажется, именно в студенческой среде этот вид спорта может рассчитывать на наибольшую популярность. Занятия на отделение спортивного ориентирования позволяют повышать беговую подготовку в теплое время года и совершенствовать лыжную технику в период зимы. Возможность получения новых знаний, разнообразные формы проведения занятий, непосредственное общение с природой, увеличивают привлекательность этого вида спорта.
Обучение спортивному ориентированию предполагает освоение навыков передвижения по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса. Следовательно, для организации занятий необходимо наличие большого набора различных маршрутов в лесной или парковой зоне. Обеспечение этого условия связано с рядом трудностей. Мы предлагаем следующий вариант решения этой проблемы.
Предлагается в пригороде или парке, недалеко от места, где имеется база для переодевания, оборудовать учебно-тренировочный полигон. Для этого необходимо приобрести спортивные карты территории, расположенной в непосредственной близости с базой. На местности на расстоянии от 100 до 300 метров друг от друга устанавливаются стационарные контрольные пункты, оборудованные средствами для отметки в виде специальных компостеров. Эти пункты в основном будут использованы при ориентировании в заданном направлении и ориентировании по выбору. Для ориентирования на маркированной трассе производится разметка, по меньшей мере, двух дистанций длиной от двух до трех
- 229 -