эффективности использования спортивной инфраструктуры.
Д.Н. Давиденко ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ И РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
1. Фитнес технологии в образовательном процессе высшего учебного заведения должны быть направлены, прежде всего, на формирование, сохранение и укрепление здоровья студентов. Здоровье целесообразно рассматривать как состояние, характеризующееся возможностями адаптации организма к воздействию различных факторов среды обитания человека. Совершенно очевидно, что проблема адаптации - центральная проблема в сфере физической культуры и спорта.
2. Адаптация к мышечной деятельности в физиологическом отношении представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, при двигательной активности организм приспосабливается к удержанию жизненно важных констант внутренней среды, а с другой стороны - поскольку предотвратить сдвиги гомеостаза не удается, то организм приспосабливается к выполнению двигательной деятельности в условиях измененной внутренней среды. Процесс адаптации к воздействиям факторов внешней среды вообще и к мышечной деятельности в частности связывается с проявлением и мобилизации морфологических и функциональных резервов организма.
3. В общем виде под адаптационными резервами следует понимать возможность клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного рода нагрузок и позволяющие адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействия на организм. При таком подходе целесообразно выделение структурных (морфологических) и функциональных резервов адаптации организма. Очевидно, что первые из них связаны с особенностью строения структурных элементов организма, а вторые - с их функциональной активностью. Структурные (морфологические) резервы - это особенности строения структурных элементов организма (клеток, тканей, органов и систем), проявляющиеся в развитии и прочности мышечной и костной тканей и т.д. Функциональные резервы могут быть представлены как диапазон скрытых возможностей изменения функциональной активности структурных элементов организма, их взаимодействия и взаимосодействия, используемые организмом для достижения результата деятельности человека.
4. В процессе той или иной деятельности, при воздействии на организм факторов внешней среды все виды функциональных резервов вовлекаются в системную адаптивную реакцию организма, специфические черты которой определяются уровнем и характером адаптированности организма, его половыми, возрастными и конституционными особенностями. Системообразующим фактором выступает результат деятельности (адаптации).
О. А. Заплатина, Б. А.Борисов
АНАЛИЗ ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КУЗБАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кузбасский государственный технический университет, Кемерово
Тема здорового образа жизни выбрана нами не случайно. Являясь работниками технического университета, мы увидели решение проблем, связанных с вышеуказанной темой, через призму следующих связей:
- между повышением уровня здоровья, физической активности преподавателей и качеством воспитательно-образовательного процесса;
- между повышением физкультурно-спортивного статуса педагогического коллектива, вуза в целом и приобщением студенческой молодежи к активному образу жизни, что, в конечном итоге, помогает решению одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса - повышению уровня подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности, а также проникновению в сеть высших учебных технических заведений идей совершенствования здорового образа жизни.
Для решения вопросов, связанных с проблемой здорового образа жизни сотрудников высшего учебного заведения, мы предлагаем сосредоточить усилия на организации спортивно-оздоровительного движения.
Так, несколько лет назад в Кузбасском государственном техническом университете была возобновлена и регулярно проводится в настоящее время Спартакиада среди представителей профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и других сотрудников КузГТУ (Рис. 1).
С каждым годом Спартакиада вмещала в свои рамки все большее количество участников (как молодых, так и тех, кто уже в возрасте), ранее не участвующие или неактивно участвующие факультеты (такие как инженерно-экономический факультет, факультет гуманитарного образования), таким образом, популяризируя и проявляя себя как широкое массовое явление, направленное на решение вопросов, связанных с приобщением работников и студентов к здоровому образу жизни (Рис. 2).
Ежегодно разрабатываются календари спортивных мероприятий на учебный год, общие положения соревнований по видам спорта. Разработана технология судейства новых видов спортивной деятельности, электронная технология подачи заявок на участие в Спартакиаде, подачи протестов. Вся информация и документация по проведению Спартакиады регулярно выкладывается и обновляется на сайте Кузбасского государственного технического университета (www.kuzstu.ru).
К настоящему времени Спартакиада преподавателей и сотрудников расширила свои границы: к лыжной эстафете, волейболу, футболу, настольному теннису и
- 224 -