Научная статья на тему 'Ориентация на здоровьесбережение как условие становления профессиональной компетентности'

Ориентация на здоровьесбережение как условие становления профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Геннадий Николаевич

Среди первоочередных задач, требующих незамедлительного решения, особое место занимают задачи, ориентированные на создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и духовного здоровья учащихся и профессионального долголетия учителей. Это обусловлено значительным снижением уровня здоровья как населения в целом, так и здоровья подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентация на здоровьесбережение как условие становления профессиональной компетентности»

Г. Н. Пономарев,

декан факультета физической культуры

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Среди первоочередных задач, требующих незамедлительного решения, особое место занимают задачи, ориентированные на создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и духовного здоровья учащихся и профессионального долголетия учителей. Это обусловлено значительным снижением уровня здоровья как населения в целом, так и здоровья подрастающего поколения.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается особая роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения, его жизнеспособности. Занятия физической культурой признаны одним из важнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека. Подчеркивается, что забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства. Среди первоочередных определены меры по развитию физического воспитания и оздоровления всех возрастных групп населения Российской Федерации, а также по совершенствованию программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях.

Новые образовательные стандарты ориентированы на усиление практической составляющей высшего образования, при этом результаты подготовки выражены в форме компетенций специалиста. Поэтому статус, цели и основные задачи дисциплины «Физическая культура» в новых основных образовательных программах третьего поколения будут определяться ее вкладом в формирование соответствующих компетенций и свойств личности.

В то же время в Программе модернизации педагогического образования в качестве важной проблемы выделен низкий уровень готовности выпускников вузов к обеспече-

нию условий сохранения собственного здоровья и здоровья обучающихся в образовательных учреждениях. Поэтому новые технологии занятий физической культурой в вузе должны быть направлены на то, чтобы формировать у будущих специалистов компетенции, ориентированные на здоровьесбережение, здоровьеформирование и здоровьесози-дание в физкультурно-спортивной деятельности: способности определять физическое развитие, развитие физических качеств и владеть технологиями развития двигательных умений и навыков и основных физических качеств; способности определять и корректировать функциональное состояние; способности владеть методами психодиагностики и психорегуляции на занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

В РГПУ им. А. И. Герцена проводится большая многоаспектная работа по развитию физической культуры и спорта в целях сохранения и укрепления здоровья студентов, преподавателей и сотрудников университета.

Процесс физического воспитания в университете проводится на всех факультетах на I—III курсах и в магистратуре. Занятия со студентами в основном организованы с учетом их интересов (разработаны программы на основе 12 видов спорта), физической подготовленности и состояния здоровья. Сегодня по дисциплине «Физическая культура» занимаются более 5500 студентов дневной формы обучения. Программы по дисциплине «Физическая культура» стали разнообразнее, они включают новые виды оздоровительной физической культуры: аэробику, фитбол-аэробику, степ-аэробику, шейпинг, пилатес, калланетику, танцевальную аэробику, атлетическую гимнастику, спортивное ориентирование и оздоровительный туризм и др.

Занятия носят не только практический, но и методический характер, что позволяет решать важную задачу, особо отмеченную в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: подготовить выпускников педагогических вузов к обеспечению условий сохранения здоровья детей в школе, сформировать положительное отношение к физической культуре и потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Создано учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Для студентов, обучающихся по программам магистерской подготовки, разработаны темы по 30 направлениям физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Необходимой задачей в современных условиях является разработка и внедрение целевых программ по физической культуре, ориентированных на работу со студентами, нуждающимися в коррекции и развитии физического и психического здоровья. В университете уделяется внимание методической работе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Студенты разрабатывают оздоровительные программы-рефераты с целью дальнейшего их использования для коррекции состояния здоровья и руководства при занятиях физическими упражнениями. Кроме того, научно-исследовательской лабораторией факультета физической культуры разработаны и апробированы комплексные методики, направленные на оценку физических кондиций, психических познавательных процессов, психосоматического здоровья (благополучия) студентов.

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья и привлечения студентов к здоровому образу жизни играют занятия студентов в группах повышения спортивного мастерства и спортивных секциях. За последние годы расширен спектр групп спортивного совершенствования, сегодня занятия проводятся в 31 секции по 23 видам спорта, в которых занимаются в соответствии с интересами и способностями более 400 студентов всех факультетов университета.

Большое внимание уделяется расширению календаря соревнований, совершенствованию организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприя-

тий, уточнению положений о соревнованиях. За последние годы увеличилось количество видов спорта, входящих в комплексный зачет спартакиады РГПУ им. А. И. Герцена, до 19 видов, а также возрасло количество студентов, принимающих участие в физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятиях (только в финальной части спартакиады за последние годы количество студентов возрасло примерно до 2100 человек).

Закономерным результатом активной деятельности по развитию физкультурноспортивной работы являются успехи сборных команд и студентов университета в городских, всероссийских и международных соревнованиях. В комплексном зачете чемпионата вузов Санкт-Петербурга сборные команды университета из года в год повышают свою результативность. За последние два года (2008 и 2009) спортсмены университета в спартакиаде вузов Санкт-Петербурга заняли 3-е место среди вузов, имеющих контингент студентов свыше 7000, и 2-е место среди педагогических вузов. В 2008 г. в Первой универсиаде по летним видам спорта Санкт-Петербурга в командном зачете университет занял 5-е место, опередив основных конкурентов (в том числе университет им. П. Ф. Лес-гафта), а в 2010 г. в Первой универсиаде Санкт-Петербурга по зимним видам спорта 4-е место (1-е место по спортивному ориентированию и лыжному спорту, 2-е место — по биатлону). Многие студенты выступают в соревнованиях за сборные команды города, России. В университете обучаются чемпионы и призеры Российской Федерации, Европы и мира.

Расширяется спектр программ дополнительного образования, реализуемых через спортивно-оздоровительный центр, занятия в котором организованы с учетом интересов, физической подготовленности и состояния здоровья занимающихся. Спортивнооздоровительные услуги студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам университета предоставляются по следующим направлениям: атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, классический и точечный массаж, настольный теннис, каратэ, аэробика, коррекционная гимнастика и др. За последний учебный год дополнительную подготовку по 8 видам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности прошли более 550 студентов.

В университете проводится физкультурно-оздоровительная работа с преподавателями и сотрудниками: в 2009/10 учебном году в 10 группах (по волейболу, атлетической гимнастике, баскетболу, аэробике и др.) занималось 84 человека. Сотрудники университета принимают участие в соревнованиях комплексной спартакиады преподавателей и сотрудников высших учебных заведений Санкт-Петербурга «Здоровье», организованной спортивным обществом профсоюзов «Россия». Так, в 2010 г. из 15 видов программы команды РГПУ им. А. И. Герцена приняли участие в 6 видах спорта. В соревнованиях по баскетболу наши мужские команды заняли 3-е место, по стрельбе — 4-е место, по дартсу — 6-е место.

Необходимым условием занятий физическими упражнениями и спортом является наличие современной спортивной базы. В университете последовательно реализуется адресная программа развития спортивной базы: приобретаются оборудование и инвентарь, отвечающие современным требованиям; в 2009 г. закончен ремонт спортивного зала на Московском пр., 80; завершено строительство спортивного зала на Лиговском пр., 275; построен мини-стадион на территории Мамкина сада (наб. р. Мойки, 48), который в скором времени позволит не только проводить учебные занятия, но и (мы надеемся) станет местом организации и проведения здорового спортивного досуга студенческой молодежи и сотрудников университета, местом проведения спортивных праздников, соревнований, культурных мероприятий.

Таким образом, важной задачей физической культуры в профессиональных учебных заведениях должно быть осуществление системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья у студентов, формирование потребности в здоровом стиле жизни, инновационное развитие досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.