В. С. Кунарев,
заведующий кафедрой физической культуры
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Сегодня одним из важнейших направлений работы высших учебных заведений страны является усиление в них воспитательной деятельности. Эта установка приобретает особое звучание в условиях вхождения России в Болонский процесс. Не случайно в число показателей аттестации вузов включен показатель «Воспитательная деятельность», а в ходе разработки федерального государственного стандарта высшего образования третьего поколения рассматриваются требования к результатам освоения образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, связанные с развитием у студентов личностных качеств, характеризующих их отношение к окружающему миру, людям, обществу, государству, своей деятельности, к себе.
Задача педагогического университета на современном этапе состоит в том, чтобы попытаться подготовить новое поколение педагогов, способных изменить существующее положение, сформировать у школьников и студентов представление о физическом здоровье как о ценности, о роли физической культуры в различных ее формах и видах.
Мы произносим словосочетание «физическая культура», не всегда полностью сознавая его значение. Чаще всего у нас возникает мысль об учебных занятиях физическими упражнениями. Понятие «физическая» в этом контексте означает «:телесная», а «культура» рассматривается как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». В этом смысле понятие «культура» (то, что создано человеком) противопоставляется понятию «природа» (то, что человеком не создано). Сам человек является одновременно и частью природы (как живой организм), и частью культуры (как личность, формирующаяся в процессе воспитания, в процессе общественных отношений). С этой точки зрения, физиче-
Если не бегаешь пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь.
К. Гораций
скую культуру следует рассматривать как накопленный человечеством опыт воздействия на свою телесную природу с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности. Главная цель функционирования физической культуры — личность как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим фактором является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство. Содержанием понятия «физическая культура» выступает творческий аспект различных видов деятельности по освоению двигательного опыта, совершенствованию функций организма в процессе достижения высоких физических кондиций и работоспособности, а также воспроизводству духовных и физических сил человека.
В настоящее время в университете физическая культура представлена четырьмя направлениями.
1. Базовая физическая культура, к которой относится фундаментальная ее часть, которая включена в систему образования и физического воспитания. Сюда входят систематические занятия физическими упражнениями, нацеленные на формирование основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, на разностороннее развитие физических способностей и создание предпосылок для специализации в спортивной деятельности. Основная форма базовой физической культуры — физическая культура в школе, в вузе, где она является учебным предметом. В базовую физическую культуру входят ее разновидности: самостоятельные и секционные занятия по общефизической и общекондиционной тренировке (в группах шейпинга, аэробики, бодибилдинга и т. д.).
2. Лечебная физическая культура (ЛФК) студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и по показаниям медицинской диагностики отнесенных к специальной ме-
дицинской группе. Средствами ЛФК являются общеразвивающие физические упражнения, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, плавание и т. д. Основная форма занятий в медицинской группе «А» — урок под контролем преподавателя по методике применительно к конкретному заболеванию студента. Студенты, получившие в результате медицинского осмотра группу «Б», т. е. имеющие серьезные отклонения в здоровье (хронические заболевания или травмы), разрабатывают оздоровительные программы в соответствии с поставленным врачом диагнозом.
3. Массовый спорт. Выделяется пять признаков, отличающих его от других видов физической культуры. Прежде всего, это наличие конкурентных (состязательных) отношений, осуществление физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с правилами соревнования, равные условия сопоставления сил участников соревнований и их добровольное участие. Спортивное достижение (результат) является главным системообразующим признаком спорта.
В условиях Герценовского университета система соревнований в рамках комплексной спартакиады (15-17 видов спорта) позволяет студентам удовлетворить потребность в соревнованиях. Спартакиада проводится в два этапа. Первый массовый этап — это соревнования внутри учебных групп, курсов, где выявляются сильнейшие спортсмены на факультете. Второй этап — финальная часть соревнований по виду спорта, где соревнуются сборные команды факультетов. Все соревнования проходят в праздничной обстановке с вручением победителям дипломов и медалей, специально разработанных кафедрой физической культуры. Во время торжественного открытия соревнований выступают участники художественной самодеятельности, сильнейшие спортсмены, команды КВН университета. В торжественной обстановке во время праздничного вечера, посвя-
щенного Дню университета, вручаются командные призы победителям соревнований спартакиады. Второй год по итогам участия студентов в спортивной жизни университета вручается специальный приз «Кубок ректора» самому спортивному факультету университета. В 2006 г. этот приз получил факультет иностранных языков, в 2007 г. — факультет безопасности жизнедеятельности.
4. Спорт высших достижений студентов реализуется через учебный курс спортивного совершенствования.
Система соревнований для этой категории студентов, позволяющая добиваться запланированных спортивных результатов, достаточно широко представлена в официальных календарях студенческих соревнований — от чемпионата вузов Санкт-Петербурга, в котором около 70 соревнований, до чемпионатов вузов России и Всемирной универсиады (летней и зимней).
Студенты нашего университета ежегодно участвуют в соревнованиях по 40-42 видам спорта.
В настоящее время студенты-спортсмены университета занимают ведущие позиции среди вузов Санкт-Петербурга по единоборствам, художественной гимнастике, спортивным играм (волейбол, баскетбол), лыжным видам спорта, туризму и ориентированию.
Среди вузов России наши студенты также являются сильнейшими: дзюдо (женщины) — 1-е место; каратэ — 3-е место; пляжный волейбол — женщины — 1-е место, мужчины — 3-е место; самбо (женщины) — 2-е место.
Анна Субботина (факультет физической культуры, IV курс) включена в сборную национальную команду России для участия в чемпионате мира по самбо (Прага, ноябрь 2007). Екатерина Буравцева (факультет физической культуры, IV курс) включена в сборную студенческую команду России для участия во Всемирной универсиаде (Таиланд, 2007).