Научная статья на тему 'Становление и развитие кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета'

Становление и развитие кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПОРТ / ОБУЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляликова Н. Н., Тимофеева О. В., Кугаевских В. Г.

В статье раскрывается история развития и становления кафедры «Физическое воспитание и спорт» Омского государственного технического университета: подробно и последовательно описана деятельности первых заведующих и преподавателей, преобразование дисциплины «Военное дело и физическая подготовка» в кафедру «Физическое воспитание и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the department of physical education and sport of the Omsk State Technical University

The article discusses the history of development and formation of the department of Physical Education and Sport of Omsk State Technical University: detail and consistently described the activities of the managers and staff, transformation of the subject «Military and physical training» in the department «Physical education and Sport».

Текст научной работы на тему «Становление и развитие кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796/799 н. Н. ЛЯЛИКОВА

О. В. ТИМОФЕЕВА В. Г. КУГАЕВСКИХ

Омский государственный технический университет

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье раскрывается история развития и становления кафедры «Физическое воспитание и спорт» Омского государственного технического университета: подробно и последовательно описана деятельности первых заведующих и преподавателей, преобразование дисциплины «Военное дело и физическая подготовка» в кафедру «Физическое воспитание и спорт».

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, спорт, обучение, история развития.

Начальный этап развития физической культуры В 1944 году штат кафедры значительно расшив Омском машиностроительном институте (так в то вре- рился и для проведения занятий по ряду дисциплин мя назывался ОмГТУ) относится к сентябрю 1943 года, привлекались преподаватели со специальной подго-когда в учебном плане появилась дисциплина «Воен- товкой. В этом же году на должность заведующего ное дело и физическая подготовка». Первым препода- военной кафедрой был назначен полковник А. А. Мер-вателем военного дела и физической подготовки лин. В состав кафедры были приняты другие работ-являлся лейтенант запаса А. С. Резун, который с но- ники, в том числе старший лейтенант А. И. Баранов — ября 1943 года возглавил военную кафедру. преподаватель с физкультурным образованием, ко-

торыи много сделал для налаживания и постановки учебной и спортивно-массовой работы в институте.

Конец 1947 года и начало 1948 было периодом самостоятельного курса физического воспитания и спорта. Этот период по праву считается зарождением кафедры физического воспитания, которая в то время работала в виде секции.

Преподавателями курса в разное время работали: В. Д. Корнильцев, А. И.Степанов (ставший первым штатным преподавателем курса физического воспитания); А. Г. Васильков, К. В. Новиков, М. М. Моисеенко, М. Н. Приступа.

В содержание курса физического воспитания входило выполнение обязательного для студентов I — IV курсов программного материала и овладение требованиями Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

К началу 1953/54 учебного года преподавателями кафедры физического воспитания принимаются А. Б. Хасанов и П. И. Полканова и число штатных преподавателей физического воспитания впервые достигло трех человек. Следует отметить, что кроме штатных преподавателей начиная с 1947 года физическое воспитание вели и преподаватели с почасовой оплатой в качестве внештатных тренеров по ряду видов спорта.

С 1954 г. А. Б. Хасанов назначается старшим преподавателем курса физического воспитания. В октябре 1955 года приказом МВО №7773 старший преподаватель А. Б. Хасанов утверждается в должности и.о. зав. кафедрой физического воспитания института, «впредь до объявления конкурса», а с 9 июля 1956 года приказом № 556 утверждается в той же должности, как избранный по конкурсу.

Таким образом, 6 октября 1955 года была образована самостоятельная кафедра физического воспитания и спорта, а старший преподаватель А. Б. Хасанов стал ее первым заведующим [1].

А. Б. Хасанов за время работы заведующим кафедрой заметно улучшил показатели кафедры, активно участвовал в общественной жизни, являлся парторгом факультета, проводил большую работу по оснащению физкультурного зала, по строительству стадиона и площадок студенческого лагеря.

С ростом института расширялась и росла кафедра физического воспитания. Пополнение ее преподавательским штатом осуществлялось за счет молодых специалистов — выпускников Омского института физической культуры.

С 1957 по 1959 гг. преподавателями физического воспитания были приняты: М. А. Мельниченко (легкая атлетика, волейбол), Ю. В. Язовских (спортивная гимнастика), А. Г. Чижик (конькобежный спорт), А. А. Вязников (лыжный спорт).

В течение периода 1960—1961 годов штатный состав кафедры не увеличивался и оставался на уровне шести преподавателей штатных и шести почасовиков.

В 1962 году состав кафедры возрос до восьми штатных преподавателей: были приняты Н. М. Гуме-нюк (спортивная гимнастика), А. К. Матвеев (волейбол) и мастер спорта В. А. Деревянко (конькобежный спорт).

В сентябре 1963 года избирается по конкурсу на должность исполняющего обязанности заведующего кафедрой физического воспитания С. П. Усков, ранее работавший председателем областного совета СДСО «Буревестник». Постепенный и последовательный рост штатного состава преподавателей кафедры обусловлен интенсивным развитием института, увеличе-

нием количества специальностей и численного состава студентов, в связи с чем в 1963 году машиностроительный институт был преобразован в политехнический. Это способствовало улучшению качества учебного процесса, организации спортивно-массовой и оздоровительной работы среди студентов и профессорско-преподавательского состава. Учебные занятия по физическому воспитанию проводились в соответствии с программой по принципу специализации в избранных студентами видах спорта, а именно: баскетбол, борьба, волейбол, гимнастика спортивная и художественная, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, ручной мяч, футбол и др.

В 1967 году численный состав кафедры возрос до 15 человек и ее вновь возглавил старший преподаватель А. Б. Хасанов, избранный по конкурсу [1].

Все преподаватели кафедры имели высшее физкультурное образование, из них — четыре мастера спорта СССР, остальные соответствовали спортивной квалификации 1-го спортивного разряда по отдельным видам спорта. Кроме этого, два преподавателя кафедры были награждены значком «Отличник физической культуры».

В последующее тридцатилетие происходили значительные перемены в развитии физической культуры и спорта в ОмПИ — росло количество студентов, соответственно, возрастало число преподавателей и обслуживающего персонала. С 70-х годов началась серьезная научная работа. Старшие преподаватели В. А. Сальников и Б. В. Кимейша стали работать над кандидатскими диссертациями и вскоре успешно их защитили. В настоящее время д.п.н., профессор

B. А. Сальников является ректором СибАДИ.

Довольно часто меняются и заведующие кафедрой: с 1963-го по 1967-й эту должность занимает

C. П. Усков, с 1968-го по 1975 год — В. И. Королев. И лишь на 14 лет задерживается в этой должности А. Н. Перепелов, к.п.н., доцент (с октября 1975-го по 1989 г.), проработав в этой должности 14 лет. 22 июня 1984 года А. Н. Перепелов был представлен к ученому званию профессор.

С 1989-го по 1992 год заведующей кафедрой физического воспитания и спорта являлась к.п.н., доцент В. Ф. Красавина.

Подготовка значкистов ГТО была стержневой работой кафедры физического воспитания. Немало усилий требовала подготовка спортсменов массовых разрядов, а также инструкторов-общественников и судей по спорту.

Однако наиболее сложной проблемой оставался вопрос роста спортсменов высокой квалификации. А это являло собой «лицо» кафедры, ее честь, славу и достоинство. Именно так понимали постановку этого вопроса ректорат и совет вуза.

Первые мастера спорта в ОмПИ появились в 1958 году. Этой чести были удостоены в тот год преподаватель кафедры Ю. В. Язовских (спортивная гимнастика) и студент Александр Горбунов (классическая борьба). В 1962 году мастером спорта СССР стал студент Эдуард Зверев (классическая борьба). Через год этого высокого звания был удостоен студент-велосипедист Олег Мирошник. В 1964 году по номинации «классическая борьба» добивается высокой чести стать мастером спорта СССР преподаватель Фёдор Ефимович Васильев. В 1966 году на высокий спортивный пьедестал поднимаются студенты Александр Мещеров и Андрей Косенко (велоспорт), Николай Землянский (акробатика).

Особенно удачным стал 1967 год. В этот период «планку» мастера спорта СССР преодолевают пре-

подаватели В. А. Коркина (легкая атлетика), К. М. Ан-типова (спортивная гимнастика), В. А. Деревянко (конькобежный спорт); студент Евгений Полищук (велосипедный спорт, трек).

Особой спортивной гордостью института стал мастер спорта по шахматам Виталий Цешковский — международный гроссмейстер (1975), чемпион молодежного чемпионата мира (1969), РСФСР (1972, 1973), Европы (1977), СССР (1978, 1986), Олимпиады (1986), победитель и призер международных шахматных турниров в Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР, Югославии, на Филиппинах и др. (60-90-х гг.)

В начале 90-х годов кандидаты в мастера спорта по шахматам Иван Смыковский и Игорь Богачков стали чемпионами города и области; в 1994 году К. Ланда выступил на нескольких международных турнирах и набрал рейтинговый балл на право присвоения звания Международного гроссмейстера, выпускник университета 2001 г. Евгений Степанов стал чемпионом России по шашкам, выполнил норматив на звание международный гроссмейстер; Оксана Кинах, мастер спорта РФ по кикбоксингу, неоднократно выигрывала чемпионаты России, становилась бронзовым призёром чемпионата Европы; в 2000 году Александр Федюнькин занял первое место на чемпионате Европы по военизированному рукопашному бою.

1992 год можно считать началом следующего этапа в развитии физической культуры и спорта в ОмПИ — в сентябре 1992 года назначен заведующим кафедрой к.п.н, доцент В. М. Шулятьев, которой он бессменно руководил пятнадцать лет. В 1997 г. В. М. Шулятьев защитил докторскую диссертацию, в этом же году ему была присвоена степень доктора педагогических наук, а в октябре 1998 года — ученое звание профессор.

В 90-е годы усиливается внимание к учебно-методической работе кафедры. На основе требований государственной программы по физической культуре были разработаны рабочие программы по всем видам учебной деятельности. За 1992—1993 год было опубликовано пять методических рекомендаций для студентов по спортивным играм, лыжному спорту и лечебной физической культуре.

В 1996 году старшим преподавателям кафедры физической культуры А. И. Коротышеву, Л. А. Первушиной, К. В. Шарандину было присвоено почетное звание «Отличник физической культуры РФ».

Под руководством В. М. Шулятьева к 2003 году кадровый состав кафедры достиг 62,75 штатных единиц, кафедра заняла ведущее место по физическому воспитанию студентов и подготовке спортсменов среди вузов г. Омска. В июне 2005 года Владимир Михайлович удостоен нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации преподаватели кафедры ФВ и С ОмГТУ: Е. Г. Бабушкин, Т. А. Кохан, Н. Н. Ляликова, О. В. Тимофеева. В 2007 году В. М. Шулятьев был приглашен в Москву на должность заведующего кафедрой физического воспитания и спорта Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

В. М. Шулятьева сменила выпускница Омского политехнического института и института физической культуры, мастер спорта по баскетболу, к.п.н., доцент Н. Н. Ляликова, которая с 1996 по 2007 годы исполняла обязанности заместителя заведующего кафедрой физического воспитания и спорта; с сентября 2007 года по настоящее время работает заведующей этой же кафедры.

Н. Н. Ляликова неоднократно награждалась грамотами ОмГТУ (1984, 1985, 1991, 1997 гг.). Администрация Советского округа (2002 г.) наградила почетной грамотой Н. Н. Ляликову за многолетнюю и плодотворную педагогическую, учебно-методическую, научно-исследовательскую работу, значительный вклад в подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических кадров, в январе 2007 г. Н. Н. Ляликова награждена грамотой Министерства образования и науки РФ.

Огромное значение в модернизации и интеллектуализации учебного процесса по физической культуре отводится профессорско-преподавательскому составу кафедры ФВ и С. Повышение его профессиональной компетентности осуществляется благодаря проведению научно-исследовательской работы, внедрению ее результатов в педагогическую практику в виде новых оздоровительных технологий, современных организационных форм двигательной активности, инновационной направленности и структуры академических и внеучебных занятий, учета интересов студентов.

В настоящее время численный состав кафедры «Физическое воспитание и спорт» составляет 48 штатных работников, в том числе: д.п.н. профессор — 2; к.п.н. доцент — 8; доцент — 2; к.п.н. ст. преподаватель — 2; ст. преподаватель — 23; преподаватель — 11.

Среди профессорско-преподавательского состава имеют спортивные звания: заслуженный тренер России по волейболу — 1; мастер спорта международного класса по конькам — 1; мастер спорта международного класса по легкой атлетике — 1; мастер спорта СССР, России — 13; отличник физической культуры — 2; отличник здравоохранения — 1.

При обучении студентов реализуется личностно-ориентированный подход — студенту предлагаются виды физкультурно-спортивной деятельности согласно его интересам, природным способностям, физическому развитию и уровню здоровья.

Учебная работа со студентами ведется в группах-специализациях по 12 видам спорта и системам физических упражнений; студенты, не увлекавшиеся в школе ни одним из видов спорта, занимаются в группах общей физической подготовки; студенты с ослабленным здоровьем занимаются в специальных медицинских группах; студенты, освобожденные от занятий физической культурой, выполняют реферативные работы по тематике, разработанной на кафедре, а также систематически проходят курс лечебной физической культуры в лечебно-профилактических учреждениях [2].

Пропускная способность кафедры физвоспита-ния за неделю — 9900 студентов. Занятия проводятся два раза в неделю на 1-м и 2-м курсах и один раз в неделю на 3-м и 4-м курсах. По окончании 4-го курса студенты сдают теоретический экзамен по дисциплине «Физическая культура».

Учитывая государственный заказ на здоровый образ жизни (Д. А. Медведев, В. В. Путин, 2008 г.), а также неудовлетворительное состояние здоровья студенческой молодежи, можно отметить, что педагогическая деятельность кафедры физического воспитания и спорта ОмГТУ ориентирована на подготовку здоровых, достаточно физически развитых, владеющих теоретическими знаниями в области теории физической культуры и спорта, обученных навыкам самостоятельных занятий специалистов. Для этого имеются все необходимые условия: достаточный предшествующий опыт работы, сложившийся кадровый потенциал, созданная учебно-спортивная база.

Преподавателями кафедры ФВиС ОмГТУ разработаны учебно-методические комплексы по всем учебным специализациям кафедры, включающие рабочие программы, методические руководства по дисциплине, учебно-методические планы по годам обучения, курс лекций по физической культуре, учебные пособия и методические указания по видам спорта, конспекты занятий, тесты для оценки знаний студентов по дисциплине «Физическая культура» и по специализациям кафедры, методики оценки знаний и умений студентов (рейтинговая, модульно-рей-тинговая).

В университете созданы необходимые условия для укрепления здоровья, совершенствования спортивного мастерства и активного отдыха.

Самыми массовыми соревнованиями, ежегодно проводимыми в университете уже в 45-й раз, является Спартакиада университета «Студенческая весна», в которой принимают участие сборные команды всех восьми факультетов и институтов.

Студенты соревнуются в баскетболе, волейболе, футболе, настольном теннисе, шахматах и других видах спорта под руководством преподавателей кафедры; все факультеты и институты проводят такие соревнования, как «Кросс первокурсника», «День спринтера» и др.

Среди студентов, проживающих в общежитии, также проводится спартакиада общежитий по пяти видам спорта: баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам.

Одним из важных этапов спортивной работы является выступление сборных команд ОмГТУ в городских, областных и российских соревнованиях. Высокий уровень выступлений студентов вуза обеспечивается высокопрофессиональным преподавательским составом.

Самыми важными и успешными выступлениями явились выступления женской сборной команды по волейболу, с которой работает доцент кафедры ФВ и С, заслуженный тренер РФ Т. М. Ушакова: зональные соревнования чемпионата СВЛ РФ — 2-е место; финал чемпионата СВЛ РФ — 3-е место; первенство вузов — 2-е место; международный турнир на Кубок Бурятского государственного университета — 3-е место; Кубок Сибири и Дальнего Востока — 3-е место; финал Кубка СВЛ РФ — 3-е место.

В отдельные периоды расширялась и реконструировалась спортивная база ОмГТУ: лыжная база на 200 пар лыж; спортивный зал размером 30x16,5 м для занятий баскетболом, волейболом, теннисом; спортивный зал 30x15 м для занятий волейболом, теннисом; спортивный комплекс из двух спортзалов размером 36x18 м, 12x6 м для занятий легкой атлетикой, спортивной аэробикой, гимнастикой, теннисом (ФОК); спортивный комплекс из двух спортзалов размером 10x9,3 м, 4,5x6,3 м для занятий бодибилдингом, спортивной аэробикой, гимнастикой; спортивный комплекс из двух спортзалов размером 11,9x7,2 м, 12,8x6,2 м для занятий спортивной аэробикой и борьбой самбо; спортивно-оздоровительный лагерь «Политехник»: футбольное поле размером 95x70 м — 1 шт; волейбольные площадки — 2 шт; баскетбольная площадка — 1шт; гандбольное поле — 1 шт; площадки для бадминтона — 2 шт.

Для подготовки сборных команд факультетов, институтов и университета к соревнованиям различного ранга университет оплачивает услуги плавательного бассейна и легкоатлетического манежа.

В период летних каникул студенты имеют возможность отдохнуть в спортивно-оздоровительном

лагере «Политехник», куда выезжают для оздоровления и где сборные команды университета проводят тренировочные занятия. Во время отдыха в спортивном лагере студенты имеют возможность принимать участие в соревнованиях по различным видам спорта, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Кроме того, на спортивной базе кафедры ФВ и С ОмГТУ открыт физкультурно-оздоровительный центр «Квантум-сатис», в котором студенты занимаются в двух тренажерных залах, залах аэробики, игровых залах.

Студенты посещают платные занятия по теннису, волейболу, баскетболу, атлетической гимнастике, аэробике, пауэрлифтингу, рукопашному бою.

Подготовка научных кадров проводится через аспирантуру ОмГТУ по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

За последние четыре года на кафедре подготовлено пять кандидатов педагогических наук.

Преподаватели кафедры активно ведут научно-исследовательскую работу по следующим направлениям: теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки; оздоровительная, профессионально-прикладная физическая культура с использованием различных средств (лыжной подготовки, легкой атлетики, баскетбола и др.),

По вопросу подготовки научных кадров кафедра ФВ и С ОмГТУ сотрудничает с кафедрой «Физическое воспитание и спорт» РУДН (г. Москва).

Преподаватели кафедры ежегодно участвуют в научно-методических и практических конференциях городского, регионального, всероссийского и международного уровней.

Говоря о кадровом составе кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета невозможно не упомянуть о высоком профессионале своего дела, докторе педагогических наук, профессоре Ж. Б. Сафоновой, которая работает на кафедре ФВ и С с 1982 года. После защиты докторской диссертации Жанна Борисовна в 2001 году получила степень доктора педагогических наук, с июня 2002 года — ученое звание профессора.

Ж. Б. Сафонова — известный ученый и педагог, на ее счету более 90 научных работ, в том числе одна монография, девять методических разработок, из них — шесть учебных пособий. За плодотворную учебную, методическую, научную и общественную работу она была награждена в 2002 году Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, а в 2005 году — нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Под руководством Ж. Б. Сафоновой с 2006 по 2008 гг. успешно защитили кандидатские диссертации по оздоровительным технологиям преподаватели кафедры Т. В. Колтошова, О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева. Жанна Борисовна ежедневно ведет напряженную и плодотворную работу по подготовке научных кадров не только для кафедры ФВ и С, но и для факультета гуманитарного образования ОмГТУ, а также руководит научной работой аспирантки из г. Новосибирска.

Жанна Борисовна много сделала для организации научно-методического, физкультурно-оздоровительного центра «Квантум-сатис» и является его научным руководителем.

6 октября 2010 года исполняется 55 лет кафедре «Физическое воспитание и спорт» ОмГТУ. Поздравляем коллектив кафедры с этой славной датой

и желаем дальнейших успехов в учебно-методической, научно-исследовательской и спортивно-массовой работе, улучшения материально-технической базы кафедры и новых спортивных достижений!

Библиографический список

1. История в лицах: Ученые Омского государственного технического университета : справочно-библиографическое издание / В. Д. Полканов [и др.] // - Омск : ОмГТУ, 1996. - 304 с.

2. Шулятьев, В. М. Использование личностно-деятельного подхода в физическом воспитании студентов / В. М. Шулятьев // Образовательная и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе : сборник статей III Международной науч.-прак. конф. - М., 2010. - С. 117.

ЛЯЛИКОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: 644050, г.Омск, пр. Мира, 11. ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: e-mail: olgtimofeeva@mail.ru КУГАЕВСКИХ Валентина Григорьевна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: e-mail: kugaevskihvalva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.08.2010 г. © Н. Н. Ляликова, О. В. Тимофеева, В. Г. Кугаевских

удк 796 О. П. ГОЛОВЧЕНКО

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИБАДИ_

В статье рассматривается в реалиях образовательного пространства эффективность авторской модели физического воспитания. При этом рассмотрены и сопоставлены в динамике трехлетнего курса обучения данные мониторинга традиционного и новаторского физического воспитания.

Ключевые слова: модель, студент, физическое воспитание.

Актуализация учебной дисциплины «Физическая культура» в соответствие с нашей концепцией [1] проходила в период с 01.09.2003 г. по 10.06.2008 г. При этом до 01.09.2005 г. проводились предварительные эксперименты по подбору методов и средств диагностики и собственно физического воспитания, а также теоретически обосновывались технологические подходы и аналитические методы оценки предполагаемых результатов экспериментов.

В соответствие со спецификой работы кафедры физического воспитания реализация концепции осуществлялась с 01.09.2005 г. в три этапа. Первый этап предусматривал предварительное самодеятельное распределение студентов по учебно-тренировочным группам, а также исследование студенческих интересов, мотивов и потребностей в плане организации физического воспитания с помощью специально разработанных анкет в первой половине сентября 2005 года.

Как видно из данных опроса с использованием анкеты № 1 [2, прил. 4], негативно влияют на развитие физической активности отсутствие или недостаток знаний о физической активности человека — 61 %, его разумном образе жизни — 53 %, значимости массовой физической культуры — 51 %, характере и методиках занятий по физической культуре — 54 %, характере формирования и выполнения основных жизненно важных движений и упражнений — 61 %, повышении активности жизненной позиции, основой которой является физическая двигательная активность, — 61 %. Кроме того, студенты сетуют на доро-

говизну занятий физкультурой и спортом — 55 % и нехватку свободного времени — 70 %, хотя в вузах основная масса занятий по физической культуре осуществляется бесплатно, а наличие свободного времени, как правило, зависит от их собственной организации. 79 % первокурсников считает, что занятия физической культурой и спортом способствуют успешности обучения.

Из ответов на вопросы анкеты № 2 следует, что основными факторами активизации занятий физической культурой являются: укрепление здоровья — 87 %; оповещения в средствах массовой информации — 68 %; повышение иммунитета и развитие необходимых физических качеств — 59 %; улучшение общего и мышечного самочувствия — 54 %; повышение физической активности — 58 %; понимание полезности тренировочного процесса — 54 %; ощущение роста физических возможностей — 67 %; умение в совершенстве владеть своим телом — 51 %.

Что же касается повышения качества занятий по физическому воспитанию, то в качестве основных факторов респонденты выбрали взаимоотношения преподавателей и студентов — 79 %; организацию правильного питания — 55 % и более высокую организацию учебного расписания — 47 %.

В оценках необходимости присутствия тех или иных качеств у идеального человека (анкета № 3) студенты отметили только такие качества, как воспитанность — 72 %, жизнерадостность и чувство юмора — 79 %. 68 % студентов приняли положительно другие, предложенные анкетой, качества. К сожалению, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.