Научная статья на тему 'Опыт актуализации физического воспитания в СибАДИ'

Опыт актуализации физического воспитания в СибАДИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MODEL / THE STUDENT / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головченко О. П.

В статье рассматривается в реалиях образовательного пространства эффективность авторской модели физического воспитания. При этом рассмотрены и сопоставлены в динамике трехлетнего курса обучения данные мониторинга традиционного и новаторского физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of updating the process of physical training at the Siberian state automobile and highway academy (SibADI)

In the article «Experience of updating the process of physical training at the Siberian state automobile and highway academy (SibADI)» O.P. Golovchenko considers efficiency of the author's physical education model in the educational environment. The monitoring data of traditional and innovative physical training collected during a threeyear course are considered and compared.

Текст научной работы на тему «Опыт актуализации физического воспитания в СибАДИ»

и желаем дальнейших успехов в учебно-методической, научно-исследовательской и спортивно-массовой работе, улучшения материально-технической базы кафедры и новых спортивных достижений!

Библиографический список

1. История в лицах: Ученые Омского государственного технического университета : справочно-библиографическое издание / В. Д. Полканов [и др.] // - Омск : ОмГТУ, 1996. - 304 с.

2. Шулятьев, В. М. Использование личностно-деятельного подхода в физическом воспитании студентов / В. М. Шулятьев // Образовательная и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе : сборник статей III Международной науч.-прак. конф. - М., 2010. - С. 117.

ЛЯЛИКОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: 644050, г.Омск, пр. Мира, 11. ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КУГАЕВСКИХ Валентина Григорьевна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.08.2010 г. © Н. Н. Ляликова, О. В. Тимофеева, В. Г. Кугаевских

удк 796 О. П. ГОЛОВЧЕНКО

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИБАДИ_

В статье рассматривается в реалиях образовательного пространства эффективность авторской модели физического воспитания. При этом рассмотрены и сопоставлены в динамике трехлетнего курса обучения данные мониторинга традиционного и новаторского физического воспитания.

Ключевые слова: модель, студент, физическое воспитание.

Актуализация учебной дисциплины «Физическая культура» в соответствие с нашей концепцией [1] проходила в период с 01.09.2003 г. по 10.06.2008 г. При этом до 01.09.2005 г. проводились предварительные эксперименты по подбору методов и средств диагностики и собственно физического воспитания, а также теоретически обосновывались технологические подходы и аналитические методы оценки предполагаемых результатов экспериментов.

В соответствие со спецификой работы кафедры физического воспитания реализация концепции осуществлялась с 01.09.2005 г. в три этапа. Первый этап предусматривал предварительное самодеятельное распределение студентов по учебно-тренировочным группам, а также исследование студенческих интересов, мотивов и потребностей в плане организации физического воспитания с помощью специально разработанных анкет в первой половине сентября 2005 года.

Как видно из данных опроса с использованием анкеты № 1 [2, прил. 4], негативно влияют на развитие физической активности отсутствие или недостаток знаний о физической активности человека — 61 %, его разумном образе жизни — 53 %, значимости массовой физической культуры — 51 %, характере и методиках занятий по физической культуре — 54 %, характере формирования и выполнения основных жизненно важных движений и упражнений — 61 %, повышении активности жизненной позиции, основой которой является физическая двигательная активность, — 61 %. Кроме того, студенты сетуют на доро-

говизну занятий физкультурой и спортом — 55 % и нехватку свободного времени — 70 %, хотя в вузах основная масса занятий по физической культуре осуществляется бесплатно, а наличие свободного времени, как правило, зависит от их собственной организации. 79 % первокурсников считает, что занятия физической культурой и спортом способствуют успешности обучения.

Из ответов на вопросы анкеты № 2 следует, что основными факторами активизации занятий физической культурой являются: укрепление здоровья — 87 %; оповещения в средствах массовой информации — 68 %; повышение иммунитета и развитие необходимых физических качеств — 59 %; улучшение общего и мышечного самочувствия — 54 %; повышение физической активности — 58 %; понимание полезности тренировочного процесса — 54 %; ощущение роста физических возможностей — 67 %; умение в совершенстве владеть своим телом — 51 %.

Что же касается повышения качества занятий по физическому воспитанию, то в качестве основных факторов респонденты выбрали взаимоотношения преподавателей и студентов — 79 %; организацию правильного питания — 55 % и более высокую организацию учебного расписания — 47 %.

В оценках необходимости присутствия тех или иных качеств у идеального человека (анкета № 3) студенты отметили только такие качества, как воспитанность — 72 %, жизнерадостность и чувство юмора — 79 %. 68 % студентов приняли положительно другие, предложенные анкетой, качества. К сожалению, на

вопрос о необходимости чуткости, заботливости и внимания, а также уважения к старшим по возрасту, знаниям или уровню значимости положительно ответили только 42 % студентов.

Ответы на вопросы этой анкеты тяготеют к переоценке значимости собственного «Я» или, может быть, — к желанию создать в начале своего присутствия в вузе достойное впечатление о собственной персоне. При этом респонденты без достаточного общего анализа требований анкеты поочередно отвечали на вопросы, не контролируя предыдущие ответы. Общая качественная картина ответов выглядела следующим образом: веселый — 84 %; настойчивый — 64 %; ответственный — 70 %; требовательный — 61 %; искренний — 55 %; честный — 76 %; смелый — 59 %; серьезный — 54 %; дружелюбный — 51 %; зрелый — 57 %; умный — 66 %; деятельный (по собственному мнению) — 54 %; с чувством юмора — 67 %; внимательный — 51 %; сердечный — 46 %; мягкий — 43 %; ласковый — 48 %; милый — 47 %. Одновременно: самолюбивый — 51 %; честолюбивый — 57 %; индивидуалист (по собственному мнению) — 43 %; самоуверенный — 54 %; хитрый — 42 %; сексуальный — 70 %.

Потребность в достижении цели (анкета № 4) по сумме баллов за положительные и отрицательные ответы (13 баллов) для обследованного контингента составила 57 %. Данная величина вполне удовлетворительна для начала обучения в высшем учебном заведении.

Оценка уровня стрессового состояния в виде суммы полученных (анкета № 5) в каждой позиции баллов дало величину, равную 51,54. Эта сумма находится в интервале 35 — 65 баллов, характеризующего средний уровень стресса, допустимого в образовательном процессе. Причины стрессового состояния первокурсников вполне объяснимы — выпускные экзамены в школе, вступительные экзамены в вузе, одномоментная смена не только собственно учебного пространства и условий образования, но и столь же быстрая смена образа жизни. Более того, кажущаяся свобода присутствия в вузовском образовательном пространстве и смена возрастного представления собственного «Я» в семье, вузе и обществе активно прессингуют нервную систему новоявленных студентов, некоторая часть которых в конечном счете так и не сможет выдержать влияния этой новой общественной формации.

Как видно из данных анкеты № 6, не менее половины контингента первокурсников могут достаточно успешно работать в команде (коллективе). Вероятно, именно из них в дальнейшем сформируются костяки учебных групп на своих факультетах.

Подсчет среднестатистической суммы ответов в соответствии с ключом к анкете № 7 дал результат, равный 32-м баллам, что говорит о слабом уровне лидерских качеств. Но поскольку в данном случае рассматривался не отдельный человек, а весь контингент первокурсников, то данный результат, вероятно, более чем удовлетворителен. Действительно, в массе опрошенных людей, большинство из которых впервые отвечало на подобные вопросы, и, кроме того, все они впервые были собраны вместе в стенах конкретного вуза для этого опроса, полученный результат больше говорит о массовой активности первокурсников, нежели о массовом лидерстве. Проявление последнего, на наш взгляд, проявило бы склонность к диктату и авторитаризму, нежелательному в образовательном пространстве вуза. Что же касается поиска лидеров-индивидуумов, то, как показывает опыт, учебный процесс и жизненные перипетии

сами выделяют лидеров в каждой учебной группе, на факультете и в вузе в зависимости от характера деятельности коллектива (учеба, спорт, общественная деятельность и т.п.). Далеко не всегда школьные лидеры в новом образовательном пространстве сохраняют свою значимость.

Проанализировав ответы на вопросы анкет, мы сформировали «зону внимания» в курсе физического воспитания.

Это, во-первых, повышение активности жизненной позиции студентов путем ознакомления их с понятиями здоровья, физической активности и разумного образа жизни человека, с его целостной данностью как в смысле взаимодействия с окружающей средой, так и в смысле комплекса его двигательных возможностей (уровней), со значением физической культуры и спорта, характером использования основных жизненно важных движений и упражнений.

Во-вторых, поскольку основным направлением оценки физической подготовленности студентов являются обязательные плановые тестирования, — реорганизовать их таким образом, чтобы каждый студент персонально наблюдал динамику собственного физического развития (деградации) как в оперативном, так и в долгосрочном (семестр, год, период занятий физической культурой в вузе) временном отрезке. При этом, как показала практика, статистика контролируемых во время тестирования показателей, дополненная фото-видеоматериалами и графическими изображениями этой динамики в учебном процессе, представляемая студентам перед зачетами в конце каждого семестра, существенно активизирует инициативу обучаемых.

В-третьих, как показала практика занятий, спор-тизация учебного процесса, организованная с учетом результатов тестирований и дополненная контролем за состоянием здоровья студентов (оценка ЧСС, тонометрия) и праздничным оформлением, например, соревнований на первенство учебной физкультурной группы (факультета, вуза и т.п.) музыкальным сопровождением, а также выдачей дипломов и призов, становится не только памятным, но и необходимым элементом вузовского физического воспитания. Более того, положительные эмоции участников спорти-зированных занятий и конкурсов, а также своевременная поддержка их преподавателями являются тем творческим началом, которое повышает интерес к занятиям физической культурой и формирует коллективы учебно-спортивных групп.

В-четвертых, реорганизация процесса физического воспитания невозможна без творческого осмысливания своей деятельности преподавателями не только на предмет приобретения новых знаний, но и в направлении создания новых учебных мест для занятий и соревнований, новых методик и технологий, новых подходов к организации учебного процесса [2, прил. 12].

В-пятых, учебно-тренировочный процесс кафедр физической культуры, как видно из данных опроса, должен быть неразрывно связан с формированием культуры личности студентов. При этом далеко не маловажным является умение преподавателя находить со студентами «точки соприкосновения» без нарушения регламента занятий и субординации.

На втором этапе эксперимента (с 15.09 по 15.11.2005 г.) студентов на лекциях знакомили с основами [3] понятий о здоровье, о специфике строения человеческого организма и существования его в окружающей среде, о разумном образе жизни, о физической культуре как таковой, ее роли и месте нахожде-

ния в общечеловеческой культуре, о педагогике и практике физического воспитания, о личностной ориентировке в этом процессе каждого студента, а также с практической организацией этого процесса в вузе.

При этом, параллельно с чтением лекций, осуществлялось общее тестирование, статистическая обработка результатов наблюдений и анализ полученных данных [2, табл. П. 1.1, П. 1.2 и рис. П. 2.1 - П. 2.38 и П. 2.1 — П. 2.38]. Затем было проведено ознакомление преподавателей и студентов с полученными результатами, обсуждение с ними основных направлений физических воздействий в зависимости от специализации и оперативного физического состояния вчерашних абитуриентов, а также окончательное формирование учебных групп физкультурно-спортивной направленности..

Для более качественного сравнения воздействий традиционного и концептуального физического воспитания опытная и контрольная группы были организованы из студентов, выбравших футбол в качестве учебно-спортивного увлечения. Причин для этого было несколько. Во-первых, футбол — единственная спортивная игра, требующая от исполнителя всех уровней физических двигательных возможностей [4]. Во-вторых, эта специфика футбола позволяет в процессе исследования наблюдать за динамикой комплекса физических качеств участников контрольной и экспериментальной групп, сравнивая их между собой. В-третьих, в отличие от групп настольного тенниса, бодибилдинга, различных видов борьбы, волейбола и баскетбола группы футболистов более многочисленны, динамичны и организованы, а участники этих групп более развиты физически, организованы командно и лучше управляемы в учебно-тренировочном процессе. В-четвертых, результаты наблюдений в этом случае более сопоставимы и достоверны. Это связано еще и с ответной реакцией организма студентов на предлагаемую им нагрузку. Так, в группах бодибилдинга величина частоты сердечных сокращений (ЧСС), проверяемая через каждые 15 минут в процессе урока, не превышала 140 уд/мин. Аналогичная проверка в группах настольного тенниса показала, что только 8—10 % студентов имели ЧСС на уровне 152—156 уд/мин, а это — уровень разминки. Остальные участники этих групп либо участвовали в занятиях под надзором преподавателя, либо просто присутствуют на них. Группы по баскетболу и волейболу специфичны по технике игры и в меньшей степени наблюдаемы на предмет физического развития.

В период с 15.11.2005 г. по 10.06.2008 г. участники этих групп независимо от характера физического воспитания дважды (в сентябре и в июне) в обязательном порядке тестировались по полной ранее представленной программе [2, табл. П.1.1 и П.1.2] с обязательным анализом динамики наблюдаемых показателей.

В основу организации курса физического воспитания опытной группы в процессе экспериментов был положен модульный подход. При этом модуль, по сути являющийся автономной порцией учебного материала [5], в каждой конкретной позиции являлся «деятельным модулем» [6], связывающим аудиторные и практические задачи физического воспитания. В это же самое время комплекс деятельных модулей в течение учебного года представлял собой автономную организационно-методическую структуру, состоящую из специально отобранных комплексов упражнений, необходимых для выработки знаний, умений и качеств в полном обучающем цикле —

от знакомства с целями этого раздела до контроля по модулю [5, 7].

При этом каждый последующий учебный год (в течение трехлетнего курса физического воспитания) проходил ситуационную корректировку по данным плановых тестирований с учетом трансформации физического состояния испытуемых, а также условий образовательного пространства в соответствии с основополагающими принципами модульного обучения — структуризации, динамичности, действенности, гибкости, осознанной перспективы и паритетности участников образовательного процесса [1].

Однако, прежде чем приступить к представлению технологических аспектов формирования этих модулей, необходимо было теоретически и методически обосновать действенную сущность тестов-упражнений, без которой учебно-тренировочный процесс опять был бы традиционным повторением того, что было ранее. Для этого надо было представить воочию картину взаимодействия тестов-упражнений с организмом человека, что и было выполнено с помощью трехфакторного дисперсионного анализа [8]. Учитывая оздоровительную направленность рассматриваемого физического воспитания, в качестве первых двух факторов использовались индекс Кетле (морфологический фактор) и становая динамометрия (физиологический фактор), а в качестве третьего фактора поочередно использовались показатели силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.

Обработав результаты первичного обследования первокурсников с помощью этого метода, мы получили достаточно убедительные для обследованного контингента зависимости [2, табл. 1—5 и П.3.1 — П.7.33].

Анализ полученных результатов показал, что они, во-первых, далеко не всегда подтвердили, казалось бы, привычные воздействия упражнений на те или иные качества человека, во-вторых, они выявили совершенно неожиданные взаимосвязи упражнений и направлений их воздействий и, наконец, в-третьих, они количественно оценили качество влияния тех или иных упражнений. Таким образом, физическое воспитание получило возможность гораздо более совершенного педагогического управления процессом формирования здоровья студентов в учебно-тренировочном пространстве вуза.

В частности, мы получили подтверждение интегральной значимости кистевой динамометрии как фактора оценки физического состояния испытуемого, полезности бега на 60 м, упражнений на гибкость и растяжение и в особенности упражнений на развитие скоростно-силовых характеристик опорно-двигательного аппарата.

Последнее, вероятно, обусловлено тем, что опорно-двигательный аппарат во многом определяет характер существования человека в окружающей среде не только как опорная и несущая конструкция, но и как самый мощный и низко расположенный мышечный комплекс, активно участвующий своими вибросократительными действиями в перемещении крови - начиная с клеточного уровня и по всему физическому телу [3, 9].

Для расчета контрольных нормативов мы использовали рекомендуемую спортивной метрологией схему, основой которой являются средние арифметические величины измеряемых показателей и их стандартные отклонения [10].

Кроме того, регулярное ознакомление студентов с основами формирования здоровья и конкретными данными, характеризующими их собственное физи-

ческое состояние, существенно влияло на их отношение к своему здоровью, физической подготовленности и к учебной дисциплине «Физическое воспитание». В сочетании с собственными телесными ощущениями знания, полученные на лекциях, в общении с педагогом и в тренировочном процессе, приобретали действенную убедительность как в образовательном пространстве, так и во внутреннем мире студентов и педагогов.

Что касается выбора тренировочных упражнений для учебного процесса в эксперименте, то на базе полученных данных ими явились упражнения развития динамометрии кистей и спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса, гибкости, двигательной быстроты и выносливости и, конечно, представленных в исследовании характеристик опорно-двигательного аппарата.

Контролируя в начале и конце учебного года физическое состояние студентов комплексом тех же тестовых упражнений [1], мы получили истинное состояние процесса физического воспитания. При этом самым важным являлось не выполнение программных нормативов, а динамика этих показателей каждого индивидуума в отдельности и учебной группы в целом. Такой подход не только повышал интерес к занятиям со стороны студенческого контингента, но и активизировал изобретательскую и рационализаторскую деятельность преподавательского состава как с точки зрения подбора предпочтительных упражнений, так и с точки зрения создания новых конструкций различных тренажеров [2, прил. 12].

Для оценки ловкости футболистов нами с учетом специфики этой игры была разработана специальная комплексная проба [2, прил. 9]. Объем физических воздействий планировался по данным исходного и очередных тестирований по гистограммным схемам [2, прил. 2]. При этом студенты, показавшие в начальном тестировании результаты в зоне Х ±о, попадали по тому или иному упражнению в основную часть группы. Если результат превышал Х + о, то студент попадал в сильнейшую часть группы, а если результат был ниже величины Х — о, то он оказывался в группе «особого» внимания, где с ним работали преподаватели по программам, учитывающим недостатки в физическом развитии индивидуума. Например, с использованием тренажера для тех, кто не может подтянуться на перекладине [2, рис. П.12.5].

Анализ результатов ежегодных осенне-весенних тестирований экспериментального контингента в процессе трехлетнего физического воспитания показал, что в экспериментальной и контрольной группах наблюдалась одинаковая тенденция потерь физиологических и двигательных показателей во время летних каникул — таких, как систолическое давление крови, пульсовые показатели, подтягивание на перекладине, отжимание от пола в упоре лежа, доста-вание пола ногами в положении лежа на спине — ноги через голову, подъем по канату без помощи ног, подъемы в упор на перекладине, подъемы ног до перекладины в висе, отжимания на брусьях, наклоны на гимнастической скамейке, размер между руками и ногами при выполнении «сближенного мостика», а также — в осевом и боковом шпагатах, в беговых упражнениях — особенно в беге на 30 м, в удержании позы «ласточка», в челночном беге и прыжках в высоту и в длину с места, во времени прохождения комплексной пробы на ловкость и в ловле падающей линейки. Менее заметными эти колебания результатов наблюдались при оценке диастолического давления крови, роста, веса, динамометрии кистей и стана, виса на

перекладине, времени удержания стойки на руках, дальности броска теннисного мяча сидя на стуле, времени шести кувырков через голову вперед и назад, а также при оценке мощности, силы, динамической и силовой выносливости опорно-двигательного аппарата.

Особенно эта тенденция заметна в контрольной группе. Традиционная организация физического воспитания после второго курса, судя по показателям, например, динамометрии, виса на перекладине и шведской стенке, подтягиваний на перекладине, отжиманий от пола, подъемов ног до перекладины в висе, отжиманий на брусьях, удержания позы «ласточка» и стойки на руках, в прыжках в высоту, шести кувырков вперед и назад, а также силы, динамической и силовой выносливости опорно-двигательного аппарата, — практически перестает активизировать студентов на занятиях. Вероятно, установившееся с годами отношение к физической культуре как к вспомогательной учебной дисциплине, недостаток знаний в этой области и гуманное отношение кафедр физического воспитания к студентам вырабатывают у них определенный стереотип поведения в рамках «необходимого и достаточного» на уровне сдачи обязательных нормативов.

Что касается конкретных величин наблюдавшихся в исследовании показателей и их динамики в течение курса обучения, то они представлены в работе [2], из которых видно, что в экспериментальной группе динамика имела положительный характер, а характер этой динамики соответствовал организации процесса физического воспитания в конкретных условиях. Так, например, наличие тренажеров для совершенствования качеств опорно-двигательного аппарата в продолжении всего эксперимента обусловило высокие значения полученных результатов. В то же время низкий исходный уровень и ограниченные возможности в таких упражнениях, как подъем по канату, игровая и акробатическая практика в спортивных залах, работа на перекладине, шведской стенке и брусьях (их пришлось изготавливать своими силами в процессе экспериментов) не позволили в полной мере использовать запрограммированный потенциал студентов.

В контрольной группе значительное количество показателей имеет отрицательное значение, а те показатели, которые имеют положительное значение, по абсолютному значению уступают подобным значениям в экспериментальной группе. Исключение составил близкий по знаку и величине показатель силовой выносливости мышц-сгибателей опорно-двигательного аппарата. В данном случае, вероятно, этот показатель в обеих группах уравновесился за счет большей игровой практики и специфики игры в футбол. Определенное влияние на этот показатель мог оказать и генотип [11] его участников.

В процессе экспериментов мы убедились в необходимости регулярных измерений морфо-физио-логических характеристик и практически всех уровней двигательных возможностей студентов. Крайне желательны также оценки уровней физической работоспособности каждого индивидуума и уровня развития вестибулярного аппаратов на предмет внедрения выбранных для того или иного группового или секционного контингента необходимых комплексов физических упражнений.

Динамика этих наблюдений в объеме курса физического воспитания наглядно покажет не только его эффективность, но и позитивно-негативные воздействия, например, летних каникул.

Необходимо отметить важность тонометрических наблюдений, обусловленную сегодняшним состоянием здоровья студентов. Так, если на первом обследовании у первокурсников основная масса показателей находилась в диапазоне от 95/65 — 76 (систолическое /диастолическое — пульс) до 128 / 82 — 81, на втором курсе — в диапазоне от 94/63 — 83 до 153/70103, то на третьем курсе этот диапазон составлял уже от 108/76 - 80 до 178/80 - 80.

Кроме того, при наличии положительных медицинских справок о состоянии здоровья уже на первых занятиях внешний вид некоторых студентов и их физическое состояние явно находились за гранью допустимого, а тонометрия показывала давление и пульс порядка 86/49- 108 в состоянии покоя. Последующие кардиологические обследования приводили либо к освобождению таких студентов от практических занятий, либо к переводу их в специальную группу студентов с ослабленным здоровьем.

Наши наблюдения показали не только нежелательные перепады, в первую очередь, систолического давления и пульса в учебные и каникулярные периоды, но и явное стремление к ухудшению их в контрольной группе. За тот же период в экспериментальной группе, наряду с аналогичными колебаниями давления и пульса, явственно была заметна тенденция стремления этих показателей в зону нормального артериального давления — 110-120 (систолическое), 65 — 86 (диастолическое), а также 65-75 - по частоте сердечных сокращений [2].

Естественно, данный пример организации курса физического воспитания является только качественно-количественным отображением конкретного использования некоторых упражнений в рамках предлагаемой концептуальной парадигмой технологии обеспечения и управления образовательным процессом в условиях конкретного учебного заведения при взаимодействии с определенным контингентом. В случае переноса положений этой технологии в другие образовательные пространства курсов физического воспитания или спортивной тренировки организация этих процессов, т.е. форма осуществления практической деятельности остается неизменной. Будут меняться только цели и задачи подготовки тех или иных контингентов в зависимости от реальной необходимости, а также методы и средства физических воздействий на организм человека.

Таким образом, практика образовательного процесса показывает, что традиционно организованное физическое воспитание не в полной мере реализует свои возможности, более того, уровень физического состояния студентов в основной массе достиг около критического значения. Это подтверждается стремлением основной массы ученых и практиков физического воспитания формирование здоровья студентов заменить его сохранением [12], что само по себе парадоксально, т.к. количество относительно здоровых студентов находится сегодня на уровне 12-14 % и сохранять практически нечего [13].

Однако эти же исследования подтвердили возможность не только сохранения, но и улучшения состояния здоровья тех же самых студентов в тех же самых условиях при наличии более совершенной системы организации физического воспитания, направленной на более глубокое изучение морфо-фи-зиологических и двигательных возможностей каждого индивидуума с последующей трансформацией их в образовательном пространстве в рамках новой технологии, обеспечивающей не только подбор методов и средств воздействия, но и непрерывный контроль состояния его здоровья.

Библиографический список

1. Головченко, О. П. Актуализация вузовского физического воспитания / О. П. Головченко. - Омск : СибАДИ, 2008. - 156 с.

2. Головченко, О. П. Опыт актуализации вузовского физического воспитания / О. П. Головченко. - Омск : СибАДИ, 2009. -227 с.

3. Головченко, О. П. Основы формирования здоровья студентов методами физического воспитания : монография / О. П. Головченко. - Омск : ОмГМА, 2007. - 252 с.

4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берн-штейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

5. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2006. - 154 с.

6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 1991. - 207 с.

7. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас : Швиеса, 1989. - С. 271.

8. Плохинский, Н. А. Биометрия / Н. А. Плохинский. - Новосибирск : Изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1961. - 364 с.

9. Ниши, К. Система здоровья Кацудзо Ниши. Авторские методики: избранное / К. Ниши. - СПб. : ИК «Невский проспект», 2002. - 320 с.

10. Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

11. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.

12. Быков, В. С. Организационно-методические основы физкультурного самообразования студентов / В. С. Быков // Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки : материалы регион. научно-практ. конф. - Челябинск : Изд-во ЮрГУ, 2004. - С. 3-4.

13. Головченко, О. П. Учебная дисциплина «Физическая культура» в вузах нефизкультурного профиля: проблемы, противоречия, инновации : монография / О. П. Головченко. - Омск : СибАДИ, 2007. - 126 с.

ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, кандидат технических наук, профессор кафедры физического воспитания. Адрес для переписки: е-шаП: [email protected].

Статья поступила в редакцию 17.02.2010 г. © О. П. Головченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.