Научная статья на тему 'Количественная оценка качества физического воспитания студентов'

Количественная оценка качества физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЦЕНКА / STUDENT / PHYSICAL EDUCATION / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головченко Олег Петрович, Чернышев Андрей Кириллович, Заборская Тамара Евгеньевна

В данной статье представлены результаты нового подхода к организации и оценке курса учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе социо-гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative assessment of the quality of students' physical training

The article written by O.P. Golovchenko, A.K. Tchernishov and T.E. Saborskaya «Quantitative assessment of the quality students' physical training» produces results of a new approach to the organization and assessment of the course «Physical culture» at a higher institution of the social and humanitarian specialization.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка качества физического воспитания студентов»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

%

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

"ДК 796 О. П. ГОЛОВЧЕНКО

А. К. ЧЕРНЫШЕВ Т. Е. ЗАБОРСКАЯ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск Омская государственная медицинская академия Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ_______________________________

В данной статье представлены результаты нового подхода к организации и оценке курса учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе социо-гуманитар-ного профиля.

Ключевые слова: студент, физическое воспитание, оценка.

На сегодняшний день продолжают оставаться актуальными не только вопросы организации современного личностно-ориентированного физкультурного образования в вузах нефизкультурного профиля, но и целевые ориентиры его в связи как с действительным в тот или иной оперативный момент контингентом, так и с реальными оценочно-нормативными параметрами, до сих пор не имеющими должного обоснования [1].

В конечном счете, любое вузовское физическое воспитание подразумевает начальное, промежуточное и конечное состояние тех или иных наблюдаемых в тренировочном процессе показателей организма студента, их фиксацию и анализ как в оперативном состоянии, так и в динамике всего курса. Более того, при наличии необходимых компьютерных систем этот мониторинг позволяет одновременно осуществ-

п/п Наименование упражнений Баллы

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5 6 7

1 Динамометр. правой кисти, кг 15-27 28-35 36-51 52-63 64-75

2 Динамометр. левой кисти, кг 11-23 24-35 36-47 48-59 60-71

3 Становая динамометрия, кг 60-80 81-100 101-120 121-140 141-160

4 Вис на перекладине, с 11-39 40-74 75- 107 108-140 141-173

5 Прямой угол на швед. ст., с 4-6 7-10 11- 13 14- 17 18-21

6 Подтяг. на перекладине, раз 4-7 8-10 11- 13 14- 16 17- 19

7 Отжимание от пола, раз 17-25 26-34 35-43 44-52 53-61

8 Ловля падающей линейки, см 40-32 31-23 22- 16 15-9 8-3

9 Ноги за гол. — до пола, раз 15-25 26-35 36-45 46-55 56-65

10 Подъем по канату б/п ног, % 45-55 56-65 66-75 76-85 86- 100

11 Подъем в упор на перекл, раз. 1-2 3-4 5-6 7-8 9- 10

12 Достав. ногами перекл, раз 1-3 4-6 7- 10 11-14 15- 19

13 Отжимание на брусьях, раз 1-3 4-6 7-11 12- 16 17-21

14 Наклон на гимн. скамейке, см 2-5 6-10 11- 16 17-23 24-30

15 «Сближенный» мостик, см 90-80 79-65 64-50 49-30 29- 10

16 Шпагат осевой, см 60-50 49-40 39-30 29- 15 14-0

17 Шпагат боковой, см 72-62 61-54 53-36 34- 18 17-0

18 Время в беге на 30 м, с 6-5,2 5,1- 4,9 4,85-4,5 4,45-4,3 4,25-4,0

19 Время в беге на 60 м, с 10-9,4 9,3 -8,8 8,7 -8,0 7,9- 7,5 7,4-7,1

20 Время в беге на 100 м, с 16- 15 14,9-14 13,9- 13,5 13,4- 12,8 12,7- 12,3

21 Время в беге на 3000 м, с 1040-980 979-880 879-790 789-720 719-680

22 Удерж. позы «Ласточка», с 20-35 36-65 66-90 91 - 120 121-140

23 Удержание стойки на руках, с 2-4 5-8 9- 12 13- 16 17-20

24 Точность броска б/б мяча; % 30-40 50-60 70-80 90-100 110

25 Точность броска тен. мяча, % 10-20 30-40 50-60 70-80 90-100

26 Дальность броска тен. мяча, м 12- 14 15- 18 19-26 27-35 36-44

27 Время челноч. бега 3 х 10 м, с 10-9,5 9,4- 8,8 8,7 - 7,9 7,8 - 7,2 7,1- 6,5

28 Время парного челноч. бега, с 10-9,4 9,3 - 9,0 8,9 -8,6 8,5- 8,1 8,0-7,4

29 Прыжок в высоту с места, см 25-30 31-40 41-50 51-56 57-65

30 Прыжок в длину с места, см 185- 195 196-215 216-245 246-265 266-285

31 Время 6 кувырков вперед, с 13-11,5 11,4- 10,5 10,4—8,5 8,4- 6,6 6,5-5

32 Время 6 кувырков назад, с 14- 12,5 12,4-11 10,9-9 8,9-7 6,9 - 5,8

33 Мощность ОДА, кгм 40-50 51-65 66-75 76-85 86- 100

34 Динам. выносл. ОДА, кгм 525-700 701 -1150 1151 - 1775 1776-2400 2401-3025

35 Сила ОДА, кг 15-20 21-25 26-35 36-45 46-55

36 Силовая выносл. ОДА, кгм 150-300 301-450 451 - 750 751-1350 1351 - 1950

лять не только наблюдение за ходом физкультурного образования студентов, но и, в случае необходимости, активно его совершенствовать [2, 3].

Для ускорения анализа динамики физического воспитания нами была разработана компьютерная программа мониторинга как отдельных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости), так и общефизического состояния в целом [4]. Основой для составления программы послужили рассчитанные в процессе экспериментов нормативы [3], доработанные в направлении точного определения границ определяемых в тестированиях показателей, со-

ответствующих количеству баллов от 1 до 5 (табл. 1).

Согласно результатам тестирования в персональном и групповом аспектах, участникам эксперимента начислялись как комплексные суммы баллов, характеризующие общую физическую подготовленность, так и суммы баллов, характеризующие уровень достижений раздельно по качествам силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.

Кроме подсчетов сумм баллов аналогичным образом подсчитывались персональные и групповые рейтинги в диапазоне от 1 до 5 баллов. Эти результаты накапливались в банке данных в течение всего трех-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

Балльно-рейтинговый мониторинг результатов тестирования в экспериментальной группе

Дата Качество Осень 2005 Весна 2006 Осень 2006 Весна 2007 Осень 2007 Весна 2008

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Физподготовл. 83 2,3 99 2,8 104 2,9 120 3,4 124 3,5 135 3,7

Сила 24 2,7 27 3,0 27 3,0 30 3,3 32 3,6 37 4,1

Быстрота 10 1,7 16 2,5 16 2,5 18 3,0 19 3,2 19 3,2

Г ибкость 13 2,6 17 3,2 17 3,4 20 4,0 20 4,0 20 4,0

Выносливость 20 2,5 24 2,9 25 3,1 30 3,8 31 3,9 34 4,0

Ловкость 16 2,0 18 2,3 20 2,5 22 2,8 22 2,8 25 3,1

Примечание: 1 — баллы; 2 — рейтинги.

Таблица 3

Балльно-рейтинговый мониторинг результатов тестирования в контрольной группе

Дата Качество Осень 2005 Весна 2006 Осень 2006 Весна 2007 Осень 2007 Весна 2008

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Физподготовл. 94 2,6 100 2,8 103 2,9 106 2,9 104 2,9 105 2,9

Сила 23 2,6 26 2,9 26 2,9 27 3,0 28 3,1 29 3,2

Быстрота 14 2,3 16 2,7 16 2,7 16 2,7 17 2,8 18 3,0

Гибкость 15 3,0 16 3,2 16 3,2 16 3,2 16 3,2 14 2,8

Выносливость 23 2,9 23 2,9 26 3,3 28 3,6 24 3,0 25 3,1

Ловкость 19 2,4 19 2,4 19 2,4 19 2,4 19 2,4 19 2,4

Примечание: 1 — баллы; 2 — рейтинги.

■ Экспериментальная группа “ ♦ “ Контрольная группа

очередность тестирования Рис. 1. Мониторинг общефизической подготовленности в баллах

летнего курса физического воспитания и фиксировались таблично и графически.

В табл. 2 и 3 представлены мониторинги баллов и рейтингов за весь курс обучения экспериментальной и контрольной групп соответственно.

Как видно из данных, представленных в табл. 2, уровни общефизической и качественной подготовки целенаправленно увеличивались. Так, например, уровень общефизической подготовки на период начала занятий в данной группе находился явно ниже среднего значения рейтинговых требований (2,3 — по пятибалльной шкале). В конце курса физического воспитания он поднялся до значения, равного 3,7 балла, т.е., — до вполне удовлетворительного уровня. Из представленных данных видно, что физическая подготовленность за период обучения улучшилась практически по всем наблюдаемым аспектам: общефизическое состояние — на 63 %; сила — на 37 %; быстрота — на 19 %; гибкость — на 18 %; выносливость — на 42 %; ловкость — на 39 % (расчет — по баллам).

В контрольной группе (табл. 3) общефизическое состояние увеличилось на 5 %; сила — на 26 %; быстрота — на 29 %; гибкость ухудшилась на 9 %; выносливость увеличилась на 9 %; ловкость — на 0 %. При этом кажущееся увеличение быстроты по сравнению с экспериментальной группой обманчиво — абсолютное количество «скоростных» баллов в обеих группах в конце обучения практически одинаково — 19 в экспериментальной группе и 18 — в контрольной. Вероятно, это обусловлено игровым характером большинства занятий (специализация — футбол). По остальным качествам контрольная группа заметно отстала от экспериментальной.

Динамика этих результатов представлена на рис. 1 - 12.

Аналогичным образом разработанная компьютерная программа может представить мониторинг не только по группам, но и по любому участнику эксперимента. Для этого в программу необходимо ввести его фамилию и инициалы (во избежание фамильных совпадений).

а

очередность тестирования Рис. 2. Рейтинговый мониторинг ОФП

■Экспериментальная группа ■ ♦ ■ Контрольная группа

н

ит

очередность тестирования Рис. 3. Мониторинг силы в баллах

■Экспериментальная группа ■ ♦ "Контрольная группа

е

р

очередность тестирования Рис. 4. Рейтинговый мониторинг силы

■Экспериментальная группа ■ ♦ "Контрольная группа

н

ит

ад

очередность тестирования Рис. 5. Мониторинг быстроты в баллах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Экспериментальная группа “ Контрольная группа

- . ■ - -♦.25

- ' ■♦2-8- - -?3’2

♦ 2,3 ♦'1,7 2,5 ▼ 2,5

и

^ 3

1 2 3 4 5

очередность тестирования Рис. 6. Рейтинговый мониторинг быстроты

4

6

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

20

е 15

10

-=-Х& - -ф-16 - -♦]£

♦*13 ' ♦М

1 2 3 4 5 6

очередность тестирования Рис. 7. Мониторинг гибкости в баллах

“Экспериментальная группа " ♦ "Контрольная группа

е

р

очередность тестирования Рис. 8. Рейтинговый мониторинг гибкости

“Экспериментальная группа " ♦ "Контрольная группа

очередность тестирования Рис. 9. Мониторинг выносливости в баллах

“Экспериментальная группа " ♦ " Контрольная группа

очередность тестирования Рис. 10. Рейтинговый мониторинг выносливости

“Экспериментальная группа ■ ♦ "Контрольная группа

н

ит

очередность тестирования Рис. 11. Мониторинг ловкости в баллах

“ Экспериментальная группа ■ ♦ ■ Контрольная группа

н

и

т

очередность тестирования Рис. 12. Рейтинговый мониторинг ловкости

Кроме того, с прицелом на многолетние наблюдения подобного типа базовая часть программы имеет память, объем которой ограничивается практически только возможностями используемого компьютера.

Данные мониторинга непрерывно пополняют кафедральный банк наблюдений за образовательным процессом и, в случае необходимости, служат средством, определяющим политику кафедры в образовательном пространстве вуза по основным направлениям своей деятельности.

Библиографический список

1. Головченко, О. П. Учебная дисциплина «Физическая культура» в вузах нефизкультурного профиля: проблемы, противоречия, инновации : монография / О. П. Головченко. — Омск : СибАДИ, 2007. - 127 с.

2. Головченко, О. П. Основы формирования здоровья студентов методами физического воспитания : монография / О. П. Голов-ченко. — Омск : ОмГМА, 2007. — 252 с.

3. Головченко, О. П. Актуализация вузовского физического воспитания : монография / О. П. Головченко. — Омск : СибАДИ, 2008. — 156 с.

4. Электронная комплексная программа количественнокачественной оценки физического состояния человека : свидете-

льство о регистрации электронного ресурса № 15916 / О. П. Г олов-ченко, А. К. Чернышев, Т. Е. Заборская ; опубл. 12.07.2010. — М. : ОФЭРНиО.

ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, кандидат технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

ЧЕРНЫШЕВ Андрей Кириллович, доктор медицинских наук, профессор (Россия), профессор кафедры детской хирургии Омской государственной медицинской академии, член-корреспондент Российской академии медико-технических наук.

ЗАБОРСКАЯ Тамара Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теоретических и прикладных физико-математических величин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: e-mail: petrovich37@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2011 г.

© О. П. Головченко, А. К. Чернышев, Т. Е. Заборская

Книжная полка

Евсеев, Ю. И. Физическое воспитание : учебное пособие / Ю. И. Евсеев. — М. : Феникс, 2010. — 380 с. — 1ББЫ: 978-5-222-17499-9.

Учебное пособие «Физическое воспитание» соответствует Г осударственным образовательным стандартам и предназначено для студентов следующих специальностей: «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», а также учащихся Академии гражданской защиты МЧС России. В предлагаемом учебном пособии физическая культура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, впервые обоснована и продемонстрирована возможность целенаправленного формирования физических качеств, двигательных умений и специально-прикладных знаний, необходимых будущему специалисту во время учебно-трудовой и профессиональной деятельности в условиях риск-геофакторов. В результате круг этих специалистов оказывается довольно широк - от студентов полевых специальностей (геологов, геофизиков, геодезистов в т.д.) и будущих сотрудников МЧС до студентов-филологов. Пособие будет полезно преподавателям высших и средних учебных заведений, учителям физической культуры, тренерам и другим специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта.

Глейберман, А. Н. Упражнения с предметами: гимнастическая палка / А. Н. Глейберман. — М. : Физкультура и спорт, 2006. — 256 с. — 1ББЫ 5-278-00798-2.

Гимнастическая палка — уникальный и универсальный «тренажер», имеющийся во всех спортивных залах. С ее помощью можно развить практически все двигательные качества, ловкость, координацию, выносливость. Многие упражнения с гимнастической палкой способствуют формированию и исправлению осанки. Книга предназначена для преподавателей физкультуры, работников кабинетов лечебной физкультуры, массового читателя.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.