УДК 796/799:378.180.6
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Губанов В.С., Данилов А.И., Пушкарев И.Г.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации определяет физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на формирование здорового физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, становление личностных качеств, спортивные секции в вузах.
SOME ASPECTS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Gubanov V.V., DanilovA.I., PushkarevI.G.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Summary. Federal Law on Physical Culture and Sport in the Russian Federation determines physical education as the educational process aimed to create healthy and moral, mentally stable young generation, to improve health, to enhance working capacity and creative longevity and to prolong human life.
Key words: physical education of students, development of personal qualities, sports clubs in higher educational institutions.
В настоящее время физическая культура и спорт занимают важное место в современном обществе. Они решают многие значимые социальные задачи, оказывая значительное влияние на процесс социализации молодого поколения, а также способствует социально-культурному развитию молодежи. Растет социальная ценность физической культуры и спорта [1, 2,
3].
Социальная значимость физической культуры и спорта определяется теми функциями, которые исторически возложены на них в обществе. Так сложилось, что основной социальной функцией человеческой культуры и спорта является подготовка членов общества к трудовой и военной деятельности.
Спортивно-оздоровительная функция (рекреативная) связана с положительным влиянием физических упражнений на ор-
ганизм человека. При помощи средств физической культуры и спорта получают положительные эмоции, снимают усталость, получают «мышечную радость». Средства физической культуры и спорта используются для здорового досуга, отдыха и развлечений.
Уменьшение двигательной активности и увеличение нагрузки на психику в современных условиях социальной жизни может приводить к хронической усталости, ухудшению умственной работоспособности, снижению функций внимания, мышления, памяти. Для профилактики таких состояний применяются физические упражнения с оптимальной мышечной нагрузкой, водные процедуры, рациональный режим труда и отдыха.
Воспитательная функция физической культуры и спорта заключается в следующем. Воспитывая разносторонние физиче-
ские способности, формируя разнообразные двигательные умения и навыки, физические упражнения служат одновременно интересам интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Во время занятий и соревнований человек из массы возможных вариантов выбирает правильное решение, будь то передача мяча в спортивных играх, либо проведение того или иного броска или удара в единоборствах.
Кроме решения интеллектуальных задач, решаются и задачи нравственного характера, происходит формирование таких качеств, как целеустремленность, коллективизм, трудолюбие. Наблюдение за красивым, ловким движением из того или иного вида спорта позволяет испытать эстетическое удовольствие.
Так средства физической культуры и спорта позволяют воспитывать социальную, трудовую и творческую активность молодежи для выполнения социально-профессиональных функций.
Экономическая функция выражается в том, что средства, вложенные в физическую культуру, приводят к повышению производительности труда, повышению уровня здоровья, обшей работоспособности, продлению творческого долголетия [1, 2, 3, 4].
Кроме этого, сформировалась спортивная индустрия, включающая в себя спортивные сооружения, производство спортивных товаров и услуг, рекламный, спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации.
Эстетическая (зрелищная) функция определяется красотой движений в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании, спортивных танцах, синхронном плавании. Красота человеческого тела, отточенность движений, праздничное настроение, которое сопровождает соревнования, вызывают положительные эмоции. Болельщики, находящиеся на трибуне, сопереживают происходящим перед их глазами событиям.
Функция социализации личности и социальная интеграция. Люди через свой ин-
терес к физической культуре и спорту вовлекаются в общественную жизнь, происходит формирование опыта социальных отношений (межличностных, межгрупповых). Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечениях, происходит самовыражение личности через социально-активную полезную деятельность [4, 5].
Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения. Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях. Спорт как социальный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и развивает сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Также спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни [1, 2].
Успешное совмещение и реализация личных и общественно значимых целей студентом в высшем учебном заведении (ВУЗ) требует от него успешной адаптации к возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам, эффективной актуализации собственных способностей, творческого отношения к основным видам деятельности в вузе на основе осознания социальной ответственности. При этом важно отметить, что социально здоровые практики студенчества (учебно-профессиональные, научные, социально-управленческие, творческие, спортивные) должны реализовываться не только в рам-
ках высшего учебного заведения но и за его пределами. ВУЗ служит, с одной стороны, учебной и экспериментальной площадкой для этих практик, с другой - стартовой площадкой, формирующей базу для эффективной «поствузовской» самоактуализации в профессиональной, личной и общественной жизни [6, 7].
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, появляется высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. Им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Среди них чаще встречаются лидеры.
Большое место в жизни ВУЗа занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры.
За все время обучения студентов в ВУЗе осуществляется наблюдение за состоянием здоровья студентов, проводится регулярное медицинское обследование.
Функционирование спортивных секций способствует оздоровлению, повышению спортивного мастерства студентов-спортсменов и сотрудников ВУЗа, расширению массовости физкультурной работы в ВУЗе. Таким образом, достигается основная цель физического воспитания в ВУЗах - содействие в подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов [6].
Студенты и сотрудники Смоленского государственного медицинского университета повышают спортивное мастерство под
руководством преподавателей кафедры физической культуры, ЛФК и спортивной медицины и квалифицированных тренеров, занимаясь в спортивных секциях по баскетболу, волейболу, футболу, плаванию, легкой атлетике, пулевой стрельбе, большому и настольному теннису, бадминтону, шахматам, шейпингу и др.
Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов. Наиболее успешно выступают в спортивных соревнованиях сборные команды Смоленского государственного медицинского университета по плаванию, большому и настольному теннису, пулевой стрельбе, шахматам, легкой атлетике и бадминтону.
Ежегодно студенты Смоленского государственного медицинского университета принимают участие в 30-40 соревнованиях на первенство университета, города, области, Министерства здравоохранения России. В спартакиаде ВУЗов города сборные команды академии выступают по 19 видам спорта и неоднократно являются призерами этих соревнований. Студенты принимают активное участие в массовых Всероссийских соревнованиях «Кросс наций» и «Лыжня России».
Внутри Смоленского государственного медицинского университета проводится традиционная спартакиада среди факультетов по 10 видам спорта. Кроме этого, проводятся соревнования между группами и факультетами по волейболу, баскетболу, настольному теннису, плаванию, пулевой стрельбе и соревнования по различным видам спорта, посвященные праздникам и знаменательным датам.
Заключение
Физическая культура и спорт способствуют созданию гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, создают необходимость в здоровом образе жизни.
Существенным потенциалом в укреплении социального здоровья студентов обладает сфера спортивной жизни ВУЗа, интегрированная в систему университетского
спорта. Имеющиеся в большинстве ВУЗов ной спортивной деятельности студентов.
спортивные секции способствуют актив-
Литература
1. Изучение мотивационной установки на формирование здорового образа жизни у студентов медицинского вуза [Текст] / В.Б. Шуматов, Е.В. Крукович, Л.Н. Трусова, В.Н. Рассказова, Т.Я. Янсонс // Научный потенциал. - 2012. - № 3. - С. 63-69.
2. Жомин, К.М., Рубанович, В.Б., Кужугет, А.А. Оценка оздоровительной эффективности различных видов и режимов физкультурно-спортивной деятельности студенток вуза [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 263-268.
3. Старостина, А.В. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в вузе [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2015. - № 4. - С. 53-58.
4. Паина, Л.И., Неволина, В.В., Самоделкина, Т.К. Специфика профессиональной мотивации студентов в социокультурной среде медицинского вуза [Текст] // Дискуссия. -2014. - № 6. - С. 86-90.
5. Химич, И.Ю. Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи и определяющие ее факторы [Текст] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 3. - С. 127-129.
6. Жомин, К.М., Рубанович, В.Б., Айзман, Р.И. Влияние физкультурной и спортивной деятельности на морфофункциональные показатели организма студенток [Текст] // Сибирское медицинское обозрение. - 2010. - № 6. - С. 54-59.
7. Шивринская, С.Е., Павлов, Г.А. Программные основы внеучебной деятельности по физической культуре в вузе [Текст] // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 136-139.