Научная статья на тему 'Воспитание студентов-медиков на основе методики оздоровительной и физкультурно-массовой работы'

Воспитание студентов-медиков на основе методики оздоровительной и физкультурно-массовой работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТА / HEALTH WORK / COMPETITIVE ACTIVITY / HEALTH-STUDENT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина Александра Ивановна, Ткачева Надежда Дмитриевна, Кнышова Лилия Петровна

В статье рассматривается педагогический опыт реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в Волгоградском государственном медицинском университете. Раскрываются основные направления оздоровительной и физкультурной работы среди студентов-медиков, авторы предлагают различные виды воспитательной работы в медицинском вузе, приводится опыт сотрудничества городских органов власти, посольства Малайзии в РФ и вуза по проведению спортивных состязаний. Задачи данной статьи заключаются в иллюстрации методики организации и координации воспитательной работы по формированию здоровьесберегающего поведения студентов ВолгГМУ, приводятся традиции совместного участия в оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхина Александра Ивановна, Ткачева Надежда Дмитриевна, Кнышова Лилия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education medical students based on the methodology improving and sports-mass work

The article discusses the pedagogical experience of the implementation of health-pedagogical technologies in the Volgograd State Medical University. Disclosed are the main directions of improving and sports work among medical students, the authors offer various kinds of educational work in the medical school, given the experience of cooperation of city authorities, the Malaysian Embassy in the Russian Federation and for the university sports. The objectives of this article is to illustrate the pedagogical experience of the organization and coordination of educational work on the formation of health-behavior of students VolgGMU, given the tradition of joint participation in recreational and sports events of students and faculty members of the University.

Текст научной работы на тему «Воспитание студентов-медиков на основе методики оздоровительной и физкультурно-массовой работы»

УДК 378.661:796/799

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ

А.И. Артюхина, Н.Д. Ткачева, Л.П. Кнышова

1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Волгоград, Россия

Аннотация. В статье рассматривается педагогический опыт реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в Волгоградском государственном медицинском университете. Раскрываются основные направления оздоровительной и физкультурной работы среди студентов-медиков, авторы предлагают различные виды воспитательной работы в медицинском вузе, приводится опыт сотрудничества городских органов власти, посольства Малайзии в РФ и вуза по проведению спортивных состязаний. Задачи данной статьи заключаются в иллюстрации методики организации и координации воспитательной работы по формированию здоровьесберегающего поведения студентов ВолгГМУ, приводятся традиции совместного участия в оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава университета. Ключевые слова: оздоровительная работа, соревновательная деятельность, здоровьесберегающее поведение студента.

В настоящее время государством принимаются серьезные меры по оздоровлению населения России. Об этом свидетельствует принятие Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016—2020 годы» [3], утверждение Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, а также проведение Всероссийского смотра-конкурса «ВУЗ здорового образа жизни».

В связи с этим Министерство спорта и молодежной политики по-новому ставит задачи перед коллективами физической культуры высших и средних учебных заведений по организации оздоровительной и спортивно-массовой работы. Помимо уроков физической культуры немаловажную роль в улучшении состояния здоровья и физического развития студентов, повышения их учебной работоспособности играют различные формы организации оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий [2].

Цель настоящей работы — анализ проблемы форсирования воспитания студентов с точки зрения формирования здоровьесберегающего поведения, иллюстрация педагогического опыта организации и проведения оздоровительной и физкультурно-массовой работы в ВолгГМУ.

Соревновательная деятельность — это один из вариантов методики стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение за достигнутые успехи и т.д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, способствуют развитию соответствующих качеств. Формирование личности молодого человека происходит бла-

—--—

годаря той деятельности (учебная, спортивная, физкультурно-оздоровительная) в которую он включается.

В целях стимулирования регулярной и целенаправленной двигательной активности студентов спортивный клуб и кафедра физической культуры и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета в последние годы уделяют большое внимание поиску новых форм организации и проведения внутривузовских, городских и областных соревнований. Давно апробированные формы соревнований подвергаются корректировке и усовершенствованию в ходе обсуждения на курсах повышения педагогической квалификации.

Накопленный нами педагогический опыт оздоровительной работы по месту жительства студентов университета (соревнования между общежитиями, «Часы здоровья», организация работы спортивных секций) позволил рекомендовать городскому комитету по физической культуре и спорту Администрации Волгограда проведение межвузовской спартакиады среди студентов, проживающих в общежитиях. Данные соревнования стали традиционными и ежегодно проводятся на спортивной базе медицинского университета с большой активностью спортсменов и многочисленных болельщиков.

В ВолгГМУ по измененной форме проводится спартакиада «Первокурсник». Новизна заключается в системе подведения итогов соревнований. Количественный состав участников определяется по коэффициенту — 10% от численности занимающихся физической культурой на факультете. Общекомандное место определяется по наименьшей сумме мест занятых по всем видам программы. Это позволило уровнять шансы на победу всех коллективов участвовавших в соревнованиях (ранее бесспорное лидерство было у самого большого по численности лечебного факультета) и повысить интерес к участию в спартакиаде, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Совместное участие в оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава университета — устоявшаяся традиция. Совершенствуя работу по этому направлению, с 2010 года в практике Волгоградских вузов была организована и проводится спартакиада «Поколений». В соревнованиях принимают участие сборные команды первокурсников, профессорско- преподавательского состава университета, учащиеся

медицинского колледжа, зарубежные студенты, сборная команда старшекурсников. Соревнования проходят по 5 видам программы как большой спортивный праздник и получили статус традиционного мероприятия.

Новаторством преподавателей кафедры физической культуры и здоровья медицинского университета, при поддержке комитета по физической культуре, спорту и туризму Администрации Волгоградской области является организация и проведение областных летних игр студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава вузов; изменения в календаре соревнований сроков проведения городской Универсиады вузов, городской спартакиады среди студентов, проживающих в общежитиях.

В результате многолетней практики работы с зарубежными студентами, сотрудниками кафедры физической культуры и здоровья университета разработана эффективная система оздоровительных и спортивных мероприятий, позволяющая решать многие проблемы связанные с адаптацией иностранных студентов к условиям проживания в Поволжском регионе [2]. Проведение внутри-вузовских соревнований зарубежных студентов повлияло на качественную организацию спартакиад Малайзийских студентов, обучающихся в медицинских и фармацевтических вузах России. В 2008 г. Волгоградский государственный медицинский университет второй раз принимал данные соревнования на своей и арендуемых спортивных базах города. Традиционно открывают соревнования посол Малайзии в РФ, ректор, проректор по международным связям, деканы университета. В играх по 14 видам спорта и группах поддержки принимают участие более 1000 малазийских студентов, обучающихся в различных вузах России.

В процессе обучения в вузе студенты получают навыки в организации и проведения соревнований, что позволяет выпускникам продолжить активную физкультурную деятельность в своих профессиональных коллективах. Подтверждением результативного направления в работе спортивного клуба и преподавателей кафедры является организация и проведение областной спартакиады работников лечебных и профилактических учреждений. На старты по 9 видам спорта ежегодно выходят более 350 участников, из которых 80% — выпускники Волгоградского медицинского университета. Спортивная связь поколений — гордость сотрудников кафедры.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5

----—-

Стимулом для плодотворной работы преподавателей является участие кафедры физической культуры и здоровья в смотрах конкурсах различного масштаба. ВолгГМУ — неоднократный победитель областного и городского смотров-конкурсов на лучшую постановку оздоровительной и спортивно-массовой работы среди высших учебных заведений. В 2014 г. кафедра стала победителем Всероссийского смотра-конкурса «ВУЗ здорового образа жизни», в 2015 г. — лауреатом Всероссийского смотра-конкурса «Лучшая организация оздоровительной работы в трудовом коллективе». Получен грант на организацию воспитательной и оздоровительной работы по месту жительства студентов. Методика проведения занятий постоянно совершенствуется, применяются авторские методы воспитания [4], вводятся новые методы с использованием интернет [5]. Уделяется серьезное внимание инновационным методикам контроля достижений студентов [1].

Все вышеперечисленные мероприятия — практический вклад педагогического коллектива кафедры физической культуры и здоровья медицинского университета в развитие спортивного движения среди студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений Волгограда и Волгоградской области.

Заключение. Таким образом, внедрение новых форм организации и проведения оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий как в аудиторной работе, так и во внеучебное время

позволили увеличить массовость проводимых соревнований, повысить интерес студентов и сотрудников ВолгГМУ к занятиям различными видами спорта, тем самым способствовать воспитанию будущих медиков, успешно реализовать в жизнь лозунг преподавателей кафедры «Физическая культура и спорт — вторая профессия врача».

ЛИТЕРАТУРА

1. Кнышова Л.П., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Контроль учебных достижений студентов-медиков в ком-петентностном формате // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-1. С. 140—144.

2. Физическая культура — фактор успешной адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе / В.Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М.П. Ми-цулина, В.В. Неумоин, Н.Д. Ткачева / Сборник научных трудов «Гуманитарное образование и медицина». Изд-во ВолГМУ, 2006. Т. 63. Вып. 1. С. 331—339.

3. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016—2020 годы».

4. Харькова Н.Н., Чумаков В.И. К вопросу о проблемах воспитания иностранных студентов медицинского вуза // Грани познания. 2014. № 3 (30). С. 81—84.

5. Чумаков В.И., Попов М.В., Чеусов С.А. Web-квест как инновационный метод в педагогическом процессе медицинского вуза по повышению познавательной активности студента // Современная наука: теоретический и практический взгляд сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С. 257—267.

EDUCATION MEDICAL STUDENTS

BASED ON THE METHODOLOGY IMPROVING

AND SPORTS-MASS WORK

A.I. Artyuhina1, N.D. Tkacheva1, L.P. Knyshova1

lFGBOUIN "Volgogradstate medical university" of the Russian Federation Ministry of Health Volgograd, Russia

Annotation. The article discusses the pedagogical experience of the implementation of health-pedagogical technologies in the Volgograd State Medical University. Disclosed are the main directions of improving and sports work among medical students, the authors offer various kinds of educational work in the medical school, given the experience of cooperation of city authorities, the Malaysian Embassy in the Russian Federation and for the university sports. The objectives of this article is to illustrate the pedagogical experience of the organization and coordination of educational work on the formation of health-behavior of students VolgGMU, given the tradition of joint participation in recreational and sports events of students and faculty members of the University.

Key words: health work, competitive activity, health-student behavior.

REFERENCES

1. Knyshova L.P., Artyukhina A.I., Chumakov V.I. Control of educational achievements of students in medical competency format. Modern high technologies, 2016, no. 6-1, pp 140—144.

2. Mandrikov V.B., Ushakova I.A., Mitsulina M.P., Neumoin V.V., Tkachev N.D. Physical culture — the factor of foreign students for successful adaptation to training in Russian high school. Collection of scientific works "Humanities and Medicine", Izd. VolGMU, 2006, vol. 63, issue 1, pp. 331—339.

3. Government Decree of 01/21/2015 number 30 "On the federal target program" Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2016—2020 years.

4. Kharkov N., Chumakov VI To a question about the problems of education of foreign medical students. Facets of knowledge, 2014, no. 3 (30), pp. 81—84.

5. Chumakov V.I., Popov M.V., Cheusov S.A. Web-Quest as an innovative method in the pedagogical process of the medical school to increase the cognitive activity of students. Contemporary science: theoretical and practical view of the collection of articles of the International scientific-practical conference: in 4 parts. 2016. pp 257—267.

lN*ra№:>L. J™®"™™ 0ULftlCH4Wtfc

Googlegj^CiteFactw |JiJ|L__

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.