Научная статья на тему 'Эффективность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов вуза (из опыта работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета)'

Эффективность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов вуза (из опыта работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА / НОВЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS / NEW FITNESS TECHNOLOGIES / INCREASE IN PHYSICAL WORKING CAPACITY / FITNESS AND HEALTHY WAY OF LIFE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никишкин Василий Александрович, Бумарскова Наталья Николаевна, Лазарева Елена Александровна

В статье обобщен опыт работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Учебная дисциплина «Физическая культура» единственная из обязательных дисциплин в вузе, которая теоретически и практически решает сложнейшие задачи: укрепление здоровья студентов, развитие психофизических, функциональных и специальных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, как на период их учебного труда, так и в конкретной сфере производства, к службе в армии, для создания здоровой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никишкин Василий Александрович, Бумарскова Наталья Николаевна, Лазарева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article sums up the experience of the work done by the Department of Physical Training and Sports of the National Moscow State University of Civil Engineering. The academic discipline “Physical Training” is the only mandatory discipline of the humanities and social-economic disciplines at university, which solves complex problems both theoretically and practically: strengthening of health of students, the development of psycho-physical, functional and special qualities required in professional activities and during their study, as well as serving in the army and starting a healthy family.

Текст научной работы на тему «Эффективность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов вуза (из опыта работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета)»

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

8. Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения. В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1974.

9. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1960.

10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

11. Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. Психическая нагрузка как фактор личностной готовности учащихся к интенсификации обучения в современной школе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 165-167.

В.А. Никишкин, Н.Н. Бумарскова, Е.А. Лазарева

Эффективность

физкультурно-спортивной и оздоровительной

деятельности студентов вуза

(из опыта работы

кафедры физкультуры и спорта

Национального исследовательского

Московского государственного

строительного университета)

В статье обобщен опыт работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Учебная дисциплина «Физическая культура» - единственная из обязательных дисциплин в вузе, которая теоретически и практически решает сложнейшие задачи: укрепление здоровья студентов, развитие психофизических, функциональных и специальных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, как на период их учебного труда, так и в конкретной сфере производства, к службе в армии, для создания здоровой семьи. Ключевые слова: кафедра физкультуры и спорта, новые оздоровительные технологии, повышение физической работоспособности, спортивный стиль жизни студентов.

о §

¡± о й

го ср чд vo

ш о

го 2 сс

ы

о л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

О .

ы О

сс и О

и

а. си

о

О

1— . с

В настоящее время в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ) учебный процесс ориентирован на обучение специалистов, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития и культуры, разносторонней подготовкой в меняющихся условиях динамического общества, а также на духовно-нравственные потребности общества.

Кафедра физического воспитания и спорта (ФВиС) имеет возможность корректировать содержание учебного процесса не только обеспечением необходимого уровня специальных знаний, двигательных умений студентов, формированием потребности в здоровом стиле жизни, но и с помощью инновационных оздоровительных и диагностических технологий, введением дополнительных знаний, широким использованием самостоятельных занятий [1; 4; 6; 9].

Профессорско-преподавательский состав нашего вуза пришел к выводу, что назрела необходимость перехода на современную программу по физической культуре, соответствующую двухуровневому построению учебного процесса и включающую его многовариативность, т.к. одноуровневая программа отражает образовательную модель, определяя четкие критерии различных видов и уровней формируемых компетенций бакалавров и специалистов [10].

В настоящий момент решающим в обществе является формирование самостоятельности. Поэтому будущим выпускникам необходимо обладать способностью активно, результативно и самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, направленную на повышение их конкурентоспособности.

В самостоятельных занятиях наиболее эффективно может быть реализован личностно ориентированный подход, т.к. двигательная активность полностью соответствует полу, возрасту, уровню здоровья, физического развития и подготовленности, а также интересам, мотивам и функциональным резервам занимающегося, т.е. учитывает все характеристики, которые присущи конкретной личности.

Перспективное планирование самостоятельных занятий разрабатывается на весь период обучения и осуществляется студентами под руководством преподавателей с целью повышения уровня функциональной подготовленности организма [13].

Огромное значение в модернизации и интеллектуализации учебного процесса по физической культуре отводится профессорско-преподавательскому составу кафедры. Повышение профессиональной компетентности происходит благодаря введению научно-исследовательской работы, внедрению ее результатов в педагогическую практику в виде новых оздоровительных технологий, современных организационных форм

ее

двигательной активности, инновационной направленности и структуры Е академических и внеучебных занятий [2]. § ¡<

Для обеспечения конкурентоспособности кафедра развивает свой 5 ° кадровый потенциал, обеспечивая эффективные формы дополнитель- ^ 1 ного образования, сверх общепринятой стажировки в течение пяти лет, | <§ предъявляя жесткие требования к претендентам на должности доцен- о § та и профессора и более широко используя как систему мотивации чю материальное поощрение, стимулирующую часть заработной платы. с В вузе разработана и внедряется эффективная система материального стимулирования педагогов-ученых, дающая конкретный (качественный и количественный) результат, с новой оценкой труда каждого специалиста [3].

Укрепляется воспитательная функция на основе реализации молодежной политики университета, которая направлена на развитие гармоничной нравственной личности с активной жизненной позицией.

Сегодня НИУ МГСУ - это корпорация, которая обучает профессии, формирует культуру и духовность студенческой молодежи - будущее страны и общества.

Государство и правительство - заказчики, которые требуют высокого качества образования, профессионального здоровья личности специалиста для конкретной сферы деятельности.

Высококвалифицированные кадры способны создавать и внедрять в воспитательно-образовательный и научно-исследовательский процесс инновационные технологии, использовать современные информационные системы обучения, повышать качество подготовки специалистов.

Задачей реформированного университета является решение социально-экономических, культурных, демографических проблем и требований региона с учетом его специфических особенностей.

Многократное анкетирование, социологические опросы в области физической культуры, здоровья и образа жизни студентов дают возможность сопоставить динамику сдвигов в воспитании, образовании и оздоровлении студенческой молодежи.

Социально-педагогический мониторинг показателей постановки теоретической (лекции), методической (монографии, учебники, пособия, методические указания и т.д.), учебной (практические, академические занятия в физкультурных сооружениях), спортивной (тренировки в секциях, соревнования), научно-исследовательской работы (НИР III 1С. совместные конференции и коллективные сборники результатов научных исследований) позволяют получать быстро и объективно информацию о эффективности форм и методов педагогических действий физического воспитания, образования, оздоровления.

72

■ I

го о ^

1 о I Опыт лучших вузов страны показал, что там, где достигнут высокий В ^ о уровень образовательной, методико-практической и прикладно-про-| ¡з о. фессиональной подготовленности студентов по учебной дисциплине к о «Физическая культура», гарантирована психофизическая профессио-о-е- нальная надежность будущих специалистов [12].

к ^ Прослушав курс лекций с научным обоснованием значимости физи-

ческой культуры, двигательной активности для укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, сотни студентов желают заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Руководство делает все возможное для обеспечения спортивного стиля жизни студенческой молодежи, вуз обладает хорошей материальной базой: восьмизальный дворец спорта, открытые летние площадки, лыжная база, спортивно-оздоровительные базы Подмосковья и на Азовском море, крытый легкоатлетический манеж. Скоро будет построен плавательный бассейн, он станет одним из вузовских бассейнов, сооруженным в столице по программе «500 бассейнов». Для повышения эффективности физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности ППС кафедры использует базы в г. Бронницах Московской области (в зимний и летний периоды) и на юге страны (в летнее время).

Наша многолетняя врачебно-педагогическая и научно-методическая работа убедительно доказывает, как важно поддержать и правильно направить естественное стремление студентов с 1-го курса (16-17 лет) к проявлению потенциала индивидуальности, личного интереса, инициативы, самоутверждения, на профессиональную самореализацию через занятия физической культурой и спортом, наибольшая эффективность которой достигается при систематической, последовательной работе квалифицированных педагогов-ученых.

Анализ результатов социально-экономических, медико-гигиенических и педагогических исследований позволяет выявлять закономерности адаптации студенческой молодежи к вузовской среде, к высокоинтеллектуальной деятельности в процессе усвоения учебной программы университета, к сложным парадоксам, проблемам и противоречиям студенческой и общественной жизни. Наличие информации по всему комплексу факторов окружающей среды и реакций организма молодых людей чрезвычайно важно для педагогов, осуществляющих воспитательно-образовательный процесс.

В вузе обучаются тысячи студентов, все они разные и требуют индивидуального подхода. Их мышление, мировосприятие, реакция на окружающие факторы формируют личную мотивацию и модель поведения. Удовлетворенность обучением, внутреннее согласие с самим собой

и окружающим миром определяют уверенность и жизненный выбор, Устойчивый гомеостаз позволяет лучше адаптироваться, сохранять высокую жизнеспособность и активную жизнедеятельность [5].

Увеличивающийся объем научной информации предусматривает ускорение процессов ее внедрения и приоритетного использования новых научных знаний. Наращивание новейшей научной базы знаний студентами гарантирует ускорение научно-технического развития страны. Если 30% первокурсников не способны усваивать учебную программу по физической культуре, они не способны развить новые теоретические знания и практические навыки ради личного здоровья и жизнесбережения [7].

Основная часть студенческой молодежи (около 60%) достаточно дисциплинированные, трудолюбивые. Учеба в вузе дается им сложно. Своим прилежанием, усидчивостью они стремятся восполнить недостатки в воспитании, образовании, культуре поведения, образе жизни. Они стремятся к самоутверждению, к соответствию стандарта студента вуза [Там же].

Побуждение личной заинтересованности студента через характеристику показателей здоровья и физического развития, их экономической стоимости, социальной значимости, возможность корректировать, управлять своими психофизическими, функциональными качествами -всё это составные элементы лекции.

Систематизация материалов исследования, подготовка научных докладов к конференциям под руководством преподавателей и представление научных статей студентов для публикации стало частью воспитательно-образовательного процесса студентов 1-4 курсов НИУ МГСУ.

В учебном процессе студентами выполняются следующие задания: оценка уровня своего здоровья и физического развития по субъективным и объективным признакам; анализ своего образа жизни и своих привычек (полезных и вредных для здоровья; количественная и качественная оценка нагрузок и прочие). Уровень сформированности творческих способностей студента отражается в каждой работе.

Воспитательно-образовательный процесс по физической культуре студентов помимо научно-теоретического блока включает в себя приобретение системы практических знаний и умений обучающихся и их самообразовательной деятельности.

Высокий уровень здоровья студенческой молодежи - главный результат работы кафедры ФВиС в вузе. Это социальный заказ и задача в современных реалиях нашей страны.

о §

¡± о

го

ч: ю

ш о

74

■ i

го о ^

io! Библиографический список

О -Q m

к ^ о

^ ^ pg 1. Бумарскова Н.Н. Комплексный подход решения вопросов здоровьесбере-

s гающей программы // Совершенствование системы физического воспита-

ния в вузе: Сб. материалов НПК МГСУ. М., 2012. Вып. № 5. С. 3-5.

о -е- 2. Бумарскова Н.Н. Сомнологическое исследование студентов университе-

та // Вестник МГСУ. 2010. № 5. С. 56-58.

3. Волков А.А. «Преподаватель НИУ МГСУ» должно звучать гордо // Строительные кадры. 2016. № 2. С. 2-7.

4. Крылова Л.М. Инновационные технологии в образовательном процессе // Совершенствование системы физического воспитания в вузе: Сб. материалов НПК МГСУ. М., Вып. 5. С. 6-11.

5. Крылова Л.М., Лазарева Е.А. Самостоятельная работа студентов МГСУ // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта: сб. статей учебно-методической и научно-практической Всероссийской конференции. М., 2014. Вып. 7. С. 66-73.

6. Крылова Л.М., Бумарскова Н.Н. Индивидуальная программа оздоровления // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе // Сб. научно-методических материалов конференции кафедры физического воспитания и спорта. М., 2008. С. 37-42.

7. Крылова Л.М., Никишкин В.А. Преподавание физической культуры в МГСУ // Спорт и туризм: Администрирование и развитие: Материалы международной НПК, г. Калининград (Россия), 10-13 декабря 2014 г. Варшава, 2015. С. 144-150.

8. Крылова Л.М., Савкив Т.Г., Чайковская О.Е. Результаты обследования студентов бизнес-лагеря // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе: Сб. научно-методических материалов конференции кафедры физического воспитания и спорта. М., 2008. Вып. 1. С. 37-48.

9. Никишкин В.А, Крылова Л.М. Актуальность в деятельности кафедр физического воспитания // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе организации и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Сб. научно-методических материалов конференции кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. М., 2009. Вып. 1. С. 7-14.

10. Никишкин В.А., Крылова Л.М. Новая программа учебной дисциплины «Физическая культура» // Проблемы совершенствования физического воспитания студентов: Материалы международной научно-методической конференции. М., 2012. С. 33-46.

11. Ульянов Д.А. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 40-48.

12. Филимонова С.И. Мониторинг особенностей управления пространством физической культуры и спорта в вузах строительного профиля // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе: Сб. научно-методических материалов конференции кафедры физического воспитания и спорта. М., 2008. Вып. 1. С. 53-61.

13. Фролов А.Ф., Литвинов В.А. Проблемы повышения качества физического воспитания студентов в технических вузах // Физическая культура и спорт

в вузе на современном этапе организации и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Сб. научно-методических материалов конференции кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. М., 2009. Вып. 2. С. 7-15.

о §

¡± о

го Ср ч о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш о

Е.А. Рассолова

Моделирование профессиональных ситуаций как фактор активизации усвоения правовых знаний студентов

В статье рассмотрены вопросы расширения, углубления и систематизации правовых знаний у выпускников высших учебных заведений. Автором предлагается в учебно-воспитательном процессе использовать моделирование профессиональных ситуаций, построенных с учетом не только результата обучения, но и правового решения профессиональных задач.

Ключевые слова: правовая компетентность студентов, моделирование профессиональных ситуаций, формирование правовой культуры, знание и понимание права, ценность правового поведения личности.

В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации профессионального образования является правовое воспитание и образование молодежи, которое должно не только развивать у каждого человека потребность в освоении знаний о своих гражданских правах, но и пробуждать чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, культуры. С другой стороны, важно формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей в современных условиях многообразия форм собственности, постоянно усложняющихся налоговой политики, трудовых отношений и др. [3].

Важность и необходимость правовой подготовки специалистов современного гуманитарного вуза следует отнести к категории социального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.