Используемые материалы для росписи маки-э -золотой, серебряный порошки, олово, (использование темного олова было введено выдающимся художником Огата Корин), перламутровые раковины моллюсков, кораллы, жемчуг, панцири черепах и даже керамика. Драгоценные материалы наносятся тонкими слоями на липкий лак и формируют сложные рельефы и глубину композиции. Есть бесчисленные комбинации
методов, чтобы достигнуть определенного баланса красоты и гармонии дизайна в росписи маки-э. Это удивительное искусство развивается в Стране восходящего солнца и по сей день, отражая преемственность прошлых веков и современности в декоративно-прикладном искусстве Японии [7].
Статья поступила 06.11.2015 г.
Библиографический список
1. Виноградова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Японии. М.: Искусство, 1998. 154 с.
2. Искусство Восточной Азии: энциклопедия. М.: Искусство, 1998. 214 с.
3. История японского искусства / Ито Нобуо, Миягава Торао, Маэда Тайдзи, Ёсидзава Тю; пер. с японского В.С. Тривнинс. М.: Прогресс, 1965. 291 с.
4. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М.: Наука, 1988. 202 с.
5. Симасаки Сусуму. Нихондзин-но кирей-но кокоро: из собрания Музея искусств префектуры Исикава, Канадзава. Япония: Канадзава, 1999. 130 с.
6. Лин Б. Маки-э - искусство для души. Италия, Англия: Изд-во Dantrio, 2003. 143 с.
7. Collecting Japanese Antiques. Tokyo, 2006, 165 с.
УДК 796
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ
Л
© В.А. Никишкин1
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Эффективность большинства видов деятельности зависит от профессиональной психофизической готовности, то есть достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых физических, функциональных возможностей организма человека для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени. В работе представлены программа и технологии физического воспитания студентов МГСУ, которые обеспечивают укрепление здоровья и необходимый уровень профессиональной психофизической готовности выпускников университета. Кафедра физического воспитания и спорта МГСУ строит свою работу на основе единства научной, учебно-методической, образовательной, воспитательной, оздоровительной и физкультур-но-спортивной деятельности, направленных на профессиональную психофизическую готовность выпускников университета.
Ключевые слова: профессиональная психофизическая подготовка и готовность; комплексный мониторинг; психофизическая модель; физкультурно-спортивная деятельность; программа оздоровления.
IMPROVING THE SYSTEM OF CIVIL ENGINEER PSYCHO-PHYSICAL TRAINING V.A. Nikishkin
National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
The effectiveness of most types of activities depends on the professional psycho-physical readiness, i.e. sufficient professional performance, availability of necessary physical and functional capabilities of the human body for timely adaptation to rapidly changing conditions of production and external environment, volume and intensity of labor, ability to recover completely within the specified time limit. The paper introduces a program and technologies of physical education, which will improve health and ensure the necessary level of professional psycho-physical readiness of university graduates. The activities of the Department of Physical Education and Sports of Moscow State University of Civil Engineering are based on the unity of research, methodological, learning, educational, health improving and sports activities aimed at the enhancement of professional psycho-physical readiness of University graduates.
Keywords: professional psycho-physical training and readiness; comprehensive monitoring; psycho-physical model; sports and physical training activity; health improvement program.
1 Никишкин Василий Александрович, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, тел.: (499) 1880304, (499) 1838392, e-mail: [email protected]
Nikishkin Vasiliy, Professor, Head of the Department of Physical Education and Sport, tel.: (499) 1880304, (499) 1838392, e-mail: [email protected]
В настоящее время целью российской системы образования в вузах является повышение качества подготовки выпускников, обеспечение их конкурентоспособности с учетом условий развития общества и страны. Физическое воспитание является неотъемлемой частью обучения и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Высокий уровень профессиональной подготовки кадров в современных условиях возможен лишь при научной разработке и внедрении инновационных технологий в образовательную сферу университетов при обеспечении необходимых условий, инфраструктуры, материально-технической базы и высококвалифицированных кадров, которые способствуют совершенствованию воспитательно-образовательного процесса [5].
ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (МГСУ) - лидер отраслевого профессионального образования России, который обеспечивает качество подготовки своих выпускников, соответствующее требованиям национальной экономики.
Эффективность большинства видов деятельности зависит от профессиональной психофизической готовности, то есть достаточной профессиональной работоспособности, наличии необходимых физических, функциональных возможностей организма человека для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда, способности к полному восстановлению в заданном лимите времени.
Разработанная авторами программа профессиональной психофизической подготовки инженеров-строителей, связанная с современной технологией преподавания физической культуры, позволяет решать важную проблему подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, способных быть субъектами профессиональной деятельности и осуществлять инновационное развитие российской экономики [7].
Преподавание физической культуры в МГСУ осуществляется на основе профессиональных, спортивных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий, которые базируются на овладении новыми методами обучения и компьютеризации учебного процесса по физическому воспитанию.
Знания, как и физическое состояние, работоспособность являются своего рода товаром, их уровнем определяется профессионализм специалиста. Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, инженер-строитель должен обладать целым рядом психофизических качеств, которые определяют стоимость рабочей силы. Поэтому профессорско-преподавательский состав (ППС) кафедры занимается профессиональной психофизической подготовкой будущих конкурентоспособных специалистов строительной отрасли, включающей требуемый специальностью уровень работоспособности, развития профессионально важных качеств (ПВК) и здоровьесберегающее мышление, то есть целенаправленное, широкое и активное использование средств физической культуры, умение составить индивидуальную программу оздо-
ровления как на текущий период, так и на перспективу. Для этого преподавателями кафедры сделано:
• разработана новая концепция о месте кафедры физического воспитания и спорта (ФВиС) в структуре университета, обеспечивающая требуемый уровень профессиональной психофизической готовности выпускаемых специалистов;
• образован спортивно-образовательный комплекс, включающий кафедру ФВиС, восьмизальный Дворец спорта, современный крытый легкоатлетический манеж со спортивным ядром и теннисными кортами, лыжную базу, игровые открытые площадки и спортивно-оздоровительные базы в Подмосковье и на Азовском море;
• разработана концепция управления учебно-воспитательным процессом, включающая разработку и внедрение инновационных технологий в образовательную сферу физической культуры и спорта университета, а также наблюдение, оценку, коррекцию и прогноз в учебно-тренировочном процессе, способствуя непрерывному поиску новых, прогрессивных технологий в области физической культуры, внесению корректив в рабочие программы и реальному управлению его качеством;
• разработаны профессиограммы инженерно-строительных специальностей по восьми направлениям, включающим различные программы и профили, и психофизические модели выпускников (27 инженерных специальностей);
• разработана и внедрена технология преподавания физической культуры, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья, физического развития, улучшение физической и функциональной подготовленности и повышение умственной, психической и физической работоспособности, достижение физического совершенства, развитие и совершенствование профессионально важных качеств, формирование потребности в здоровом образе и спортивном стиле жизни, поддержание жизненных сил и творческой активности студентов;
• разработана и апробирована программа педагогического комплексного ежегодного мониторинга студентов, включающая методику мониторинга показателей физического состояния и развития студентов, уровня их здоровья, работоспособности, физической и функциональной подготовленности, определение состояния осанки, биологического возраста, используя своевременную объективную информацию для эффективных решений, направленных на коррекцию учебного процесса;
• создана компьютерная база, помогающая анализировать динамику тестирования за весь период обучения в университете каждого студента, что в свою очередь является составляющей при итоговой оценке по дисциплине «Физическая культура»;
• в целях научно-методическое обеспечения учебной дисциплины подготовлено и опубликовано 4 учебника, 8 сборников материалов проводимых кафедрой конференций, 21 учебное пособие и др.;
• разработана концепция физкультурно-спортивной деятельности (ФСД), посредством которой
также проводится профессиональная психофизическая подготовка студентов, рассматриваемая как единый процесс с учебной и оздоровительной деятельностью. Разработка и внедрение инновационных форм ФСД осуществляется в соответствии с результатами мониторинга (психофизического развития, спортивной подготовленности и др.);
• разработана система индивидуального подхода к студентам, относящимся к специальной медицинской группе (СМГ) и обеспечение самостоятельной работы студентов университета. Студенты СМГ, полностью освобожденные от занятий - группа «Б», выделены с 2011/2012 уч. года, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход в самостоятельных занятиях по заданию и под контролем высококвалифицированных преподавателей со знаниями и дипломами методистов лечебной физической культуры. То есть студенты занимаются по индивидуальным программам оздоровления, которые, прежде всего, носят лечебно-профилактическую и оздоровительную направленность, расширяют диапазон двигательных действий, улучшают уровень здоровья студентов и их психофизическую подготовку, повышают работоспособность;
• разработан лекционный курс учебной дисциплины, соответствующей специфике подготовки инженеров-строителей (для очной, вечерней и заочной форм обучения).
Сотрудники кафедры продолжают научно-методические разработки по вышеперечисленным направлениям. По их результатам ежегодно проводятся научно-практические и научно-методические конференции с изданием материалов [1, 2, 6, 8].
В связи с появлением новых направлений подготовки - бакалавров и магистров - разрабатывается состав и уровень значимости профессионально важных психофизических качеств появившихся специальностей и определяются возможности их воспитания различными видами спорта и системами физических упражнений.
ППС кафедры занимается поиском эффективных путей повышения управляемости учебно-тренировочным процессом, разработкой и внедрением инновационных технологий в образовательную сферу физической культуры и спорта университета.
Проводится педагогический комплексный мониторинг показателей физического состояния и развития студентов, уровня их здоровья, работоспособности, физической и функциональной подготовленности с использованием своевременной объективной информации для более эффективного управления учебным процессом и принятия решений, направленных на его коррекцию.
Анализ результатов комплексных мониторинговых исследований помогает объективно оценить воздействие на студентов практических занятий по физической культуре, адекватность физических нагрузок уровням здоровья и психофизической, функциональной, профессиональной подготовленности студентов.
Путем мониторинга учебно-тренировочного процесса можно оценивать эффективность внедрения инновационных технологий и совершенствовать как
учебный процесс, так и уровень профессионально прикладной психофизической подготовки студентов. Результаты обследования сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, затем даются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных. Все это позволяет студентам играть более активную роль в процессе образования, а преподавателям -иметь обратную связь [3].
Исследованиями, проведенными ППС кафедры, установлено, что для инженеров-строителей необходим целый ряд специальных личностных, психических и психофизических качеств, повышение уровня которых вносит весомый вклад в подготовку выпускников к предстоящей трудовой деятельности.
Для установления качеств, которые имеют наибольшее значение при определении профессиональной психофизической готовности инженеров-строителей, была привлечена экспертная группа. Ее формирование осуществлялось по методу стабилизации экспертной сети: в группу были включены наиболее компетентные в своей области специалисты -практики и теоретики, осуществляющие подготовку студентов по строительным специальностям в МГСУ. Также к работе в группе экспертов были привлечены психологи, медики, педагоги.
В зависимости от направленности производственной деятельности специальности можно условно сгруппировать следующим образом:
1-я группа - производственная, производственно-технологическая деятельность;
II -я - проектно-конструкторская, расчетно-аналитическая;
III-я - производственно-технологическая, эксплуатационная;
!У-я - организационно-управленческая, руководящая.
К !-й группе относится работа мастера, прораба, начальника участка, технолога производства; ко П-й -архитектора, проектировщика, конструктора, экономиста. К Ш-й группе относится работа технолога, механика по эксплуатации оборудования, к !У-й группе относится деятельность руководителей и управленцев различных рангов, менеджеров, экспертов и научных работников строительной отрасли.
Были изучены особенности, психофизические требования, нормирование всех четырех выделенных групп специальностей инженеров строительного профиля. Очевидно, что каждый из видов профессиональной деятельности предъявляет специалисту свой уровень развития ПВК. Было определено, что в связи с существенными различиями направлений деятельности необходимо осуществлять и различный подход к профессиональной психофизической подготовке специалистов в каждом из этих направлений. Итогом этого исследования явилась разработка психофизических моделей инженерно-строительных специальностей (таблица). Уровень значимости профессионально важных качеств определялся в баллах методом экспертного опроса: очень важно - 7-10; важно - 5-7; желательно - 3-5; необязательно - 1-3.
Состав и уровень значимости профессионально важных психофизических качеств специалиста _(по 10-балльной шкале)_
Ранг значимости в зависимости
Профессионально важные качества от направленности производственной деятельности
I II III IY
Психические возможности
Словесно-логические 7 4 4 7
Интеллектуальные Вычислительные 4 8 4 4
Пространственные 5 7 3 3
Оперативные 6 3 4 7
Быстрота мышления 7 3 5 5
Социально- психологические качества Нервно-эмоциональная устойчивость 8 4 5 8
Нормативность 7 7 7 7
Исполнительность 5 6 7 5
Организаторские способности 7 3 5 8
Черты характера
Коммуникабельность 7 4 4 6
Лидерство 8 3 3 9
Добросовестность (надежность) 8 7 7 8
Физические качества
общая 8 5 7 6
Выносливость статическая 6 5 6 5
динамическая 7 3 5 4
Сила 4 4 4 4
Быстрота 5 3 5 3
Равновесие 7 4 5 4
Моторика мелких движений 3 8 3 6
Координация 4 6 5 3
Психофизиологические резервы и психические качества
Зрение острота зрения 6 6 5 3
глазомер 8 8 5 3
Зрительно-моторная реакция 7 6 5 4
Слухо-моторная реакция 7 5 5 4
Устойчивость функциональных систем
Сердечно-сосудистая 7 4 4 6
Нервная 7 4 6 6
Дыхательная 7 4 6 5
Опорно-двигательный аппарат 8 5 7 6
Вестибулярный аппарат 6 3 4 3
Геоклиматическая устойчивость 8 3 6 4
Познавательные функции мозга
вербальная 7 7 6 7
зрительная 5 7 6 7
Память слуховая 5 3 4 6
двигательная 7 5 5 3
объем 7 6 5 7
концентрация 6 4 6 7
Внимание переключение 7 4 6 7
объем 6 5 6 6
Например, I-я группа специальностей. Условия работы близки к экстремальным: работа проводится на открытом воздухе, в любое время года и суток, на любых географических широтах, любых высотах, при различной освещенности, иногда при резкой смене температуры воздуха и влажности. У инженеров-практиков активный двигательный режим, то есть большую часть рабочего времени они проводят на ногах, могут подниматься на различные конструкции, спускаться в котлованы, проходить по шатким мостикам и конструкциям и т.д. Рабочий день, как правило, не нормирован и не регламентирован.
Работа проводится в зоне повышенной опасности, так как на строительной площадке много движущейся строительной техники, работают подъемные краны, могут быть провода под напряжением, имеются разрытия, траншеи, котлованы.
Кроме того, на производстве в значительной степени присутствуют такие неблагоприятные факторы, как запыленность, загазованность, шумы, вибрация. Так, например, даже шум уровня 50-60 дБ создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывает на него психологическое давление: воздействуя на кору головного мозга, шум ускоряет процесс утомления, ослабляет внимание и замедляет психические реакции, что может привести к травматизму.
С работой на оборудовании, создающем вибрацию, в большей степени приходится сталкиваться инженеру-технологу.
Эмоциональное и интеллектуальное напряжение работников данной группы выше допустимых норм, поскольку им приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью, в том числе и за безопасность других.
К специалистам I-й группы особо высокие требования предъявляются по всем показателям. Одно из основных - максимально высокие характеристики физических качеств: сила, динамическая выносливость и др.
Например, у прораба должны быть хорошо развиты реакции: слухо-моторная, зрительно-моторная и тактильная, то есть увидел, услышал, ощутил что-то нештатное, быстро оценил ситуацию и отдал нужную команду подчиненным (оперативное мышление). Для этого он должен обладать быстротой мышления, хо-
рошо развитой логичностью мышления.
У прораба также должен быть развит глазомер, так как ему нужно правильно оценивать расстояние до движущихся предметов (в зоне повышенной опасности).
Специалисты этой группы должны иметь высокий уровень психофизиологических резервов. Кардиоре-спираторная и центральная нервная системы, вестибулярный аппарат - без патологий, то есть человек должен быть абсолютно здоров. Вестибулярный аппарат необходимо тренировать, так как приходится подниматься на высоту и проходить по мостикам на высоте. Должна быть высокая геоклиматическая устойчивость.
Также важны качество внимания (концентрация, переключение, объем) - в среднем 6-7 баллов, память, особенно вербальная - 7 баллов, пространственное мышление (для работы с чертежами).
Инженеры-строители 1-й группы должны быть эмоционально устойчивы (8 баллов), так как от степени их эмоциональной устойчивости зависит психологический климат в коллективе. Нормативность, соответствующая нормам морали, и организаторские способности необходимые для специалистов всех направлений - 7 баллов [4, 9, 10].
Для строителя такое качество, как добросовестность, является профессионально важным, поскольку от полного соблюдения всех требований и норм строительства зависит прочность и надежность возведенных зданий и сооружений и главное - безопасность людей.
Таким образом, разработанная в МГСУ программа с акцентом на профессиональную психофизическую подготовку используется для студентов вузов строительного профиля, входящих в Ассоциацию строительных вузов РФ. Студентам предоставляется возможность за время обучения привести уровень своей физической, функциональной и психической подготовленности в соответствие с созданными на кафедре ФВиС моделями выпускников, включающими требования к избранной специальности, то есть достичь необходимого для инженера-строителя уровня профессиональной психофизической готовности.
Статья поступила 09.09.2015 г.
Библиографический список
1. Бумарскова Н.Н. Комплексный подход в решении вопросов здоровьесберегающей программы // Совершенствование системы физического воспитания в вузе: материалы науч.-практ. конф. МГСУ. Вып. 5. М.: Изд-во МГСУ, 2012. С. 3-5.
2. Бумарскова Н.Н., Лазарева Е.А. Профессионально важные качества и способности специалистов по автоматизации инженерно-строительных технологий // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: материалы XI Междунар. науч. конф. Белгород, 2015. С. 3-5.
3. Гулько Я.Н., Лазарева Е.А. Технологии обследования студентов // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе: материалы науч.-метод. конф. Вып. 1. М.: Изд-во МГСУ, 2008. С. 26-29.
4. Деятельность кафедры физического воспитания и спорта
МГСУ, соответствующая задачам, поставленным руководством страны / В.А. Никишкин, Л.М. Крылова, Е.А. Лазарева, В.С. Гарник В.С. // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта: материалы Всерос. конф. Вып. 7. М.: Изд-во МГСУ, 2014. С. 102-109.
5. Егорычев А.О. Модель управления психофизической подготовкой студентов к будущей профессиональной деятельности // Совершенствование системы физического воспитания в вузе: материалы науч.-практ. конф. Вып. 5. М.: Изд-во МГСУ, 2012.С. 142-145.
6. Крылова Л.М., Никишкин В.А. Подготовка конкурентоспособных специалистов // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе: материалы науч.-метод. конф. Вып. 1. М.: Изд-во МГСУ, 2008. С. 9-12.
7. Крылова Л.М. Теоретический раздел программы по физи-
ческой культуре // Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов: материалы науч.-практ. конф. Вып. 3. М.: Изд-во МГСУ, 2010. С. 21-26.
8. Крылова Л.М., Лазарева Е.А. Самостоятельная работа студентов МГСУ // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта: материалы Всерос. конф. Вып. 7. М.: Изд-во МГСУ, 2014. С. 73-75.
9. Никишкин В.А., Крылова Л.М. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» // Место физической культуры
и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов: материалы науч.-практ. конф. Вып. 3. М.: Изд-во МГСУ, 2010.С. 3-8.
10. Физическая культура в строительных вузах: учебник для студентов, обучающихся по направлению 270100 «Строительство» / В.А. Никишкин, Л.М. Крылова, А.Ф. Пшеничников, С.И. Крамской; под ред. Л.М. Крыловой. М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2010. 528 с.
УДК 81'145
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К СОЗДАНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ УСТНЫХ АРГУМЕНТИРОВАННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
л
© Г.А. Проскурина1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается понятие педагогической диагностики, сущность которой заключается в проверке, оценивании, накоплении статистических данных, их обработке и анализе, выявлении динамики образовательных процессов и определении стратегии для повышения результативности процесса обучения предмету. Указывается на необходимость в процессе обучения иностранному языку сбора, анализа и оценки информации, которые позволят диагностировать качество иноязычной подготовки и принимать решения по его совершенствованию. Представлены параметры для диагностирования исходного состояния готовности студентов технического вуза к созданию иноязычных устных деловых аргументированных высказываний. Разработаны примерные вопросы для проведения опроса и анкетирования студентов. Проведен анализ и дана оценка исходного состояния готовности студентов технического вуза к созданию иноязычных устных деловых аргументированных высказываний. Определены уровни сформированности у студентов умений создания устных деловых аргументированных высказываний: высокий, средний и низкий.
Ключевые слова: педагогическая диагностика; мониторинг качества образования; опрос; анкетирование; тестирование; анализ результатов учебной деятельности; высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.
DIAGNOSIS OF THE NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENT READINESS LEVEL TO PRODUCE ORAL REASONED STATEMENTS G.A. Proskurina
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article treats the concept of pedagogical diagnosis, the essence of which is in testing, evaluation, accumulation of statistical data, their processing and analysis, revelation of educational processes dynamics and determination of the strategy to improve the efficiency of subject learning. It is indicated that the process of learning a foreign language should be accompanied with the collection, analysis and assessment of the information that will enable to diagnose the quality of foreign language training and make decisions on its improvement. The article gives the parameters for the diagnosis of the initial state of technical student readiness to create oral business-related arguments in the foreign language. Sample questions for interviewing and questioning of students are worked out. The initial state of technical student readiness to create oral business-related reasoned statements in the foreign language is analyzed and evaluated. The formation levels of students' skills to create oral business-related reasoned statements - high, medium and low - are distinguished. Keywords: pedagogical diagnosis; education quality monitoring; interview; questionnaire; testing; analysis of training activity results; high level; average level; low level.
В практической деятельности по подготовке будущих специалистов для успешной реализации целей и задач образовательного процесса осуществляется аналитический контроль показателей качества, отражающих динамику профессионально-личностного формирования будущего специалиста. Иными словами, осуществляется постоянная педагогическая диа-
гностика качества образовательной деятельности. Необходимость такой диагностики возникает в связи с тем, что качество образования является важнейшим критерием достижений не только в научной, но и в практической сферах. Поэтому необходимо уметь его диагностировать. Диагностика необходима также для того, чтобы осмысливать и формулировать направле-
1Проскурина Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89086478292, e-mail: [email protected]
Proskurina Galina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties №.2, tel.: 89086478292, e-mail: [email protected]