Научная статья на тему 'Необходимые профессионально важные качества преподавателя физической культуры'

Необходимые профессионально важные качества преподавателя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1528
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И СПОСОБНОСТИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TEACHER / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AND ABILITIES OF PERSONNEL / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Лилия Михайловна, Лазарева Елена Александровна

Подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров является насущной проблемой развития системы высшего образования. В физическом воспитании роль преподавателя, место и функции воспитываемых студентов, их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера, особенно важны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSARY PROFESSIONAL QUALITIES OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

The problem of pedagogical personnel is an urgent problem of development of the higher education system. In physical education the role of the teacher, the place and function to educate students, their joint activities aimed at the realization of the objectives of educational nature, is particularly important.

Текст научной работы на тему «Необходимые профессионально важные качества преподавателя физической культуры»

EXPERT ESTIMATES OF THE PROJECT: "SCHOOL GOLF" BY TEACHERS

OF PHYSICAL CULTURE

D.S. Zherebko, A.N. Korolkov, S.V. Afanasyeva

Results of carrying out advanced training courses of teachers of physical culture on the 'School Golf' project are considered in this article. The analysis of 124 polling sheets questionnaires completed with teachers of physical culture for an assessment of efficiency of the conducted courses is carried out.

Key words: golf, school education, physical culture, 'School Golf' project.

Zherebko Denis Stanislavovich, vice-president, [email protected], Russia, Moscow, Association of golf of Russia,

Korolkov Alexey Nikolaevich, candidate of technical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport; Moscow City Pedagogical University,

Afanasyeva Svetlana Vladimirovna, Master of Sports, sporting director, [email protected], Russia, Yekaterinburg, Golf club «Pine Creeck»

УДК 796.011.2

НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.М. Крылова, Е.А. Лазарева

Подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров является насущной проблемой развития системы высшего образования. В физическом воспитании роль преподавателя, место и функции воспитываемых студентов, их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера, особенно важны.

Ключевые слова: преподаватель, педагог, профессионально важные качества и способности, кадровый потенциал.

Для того чтобы решать задачи, поставленные государством перед высшей школой, необходим интеллектуальный, высококвалифицированный преподавательский контингент, а в настоящее время существует проблема в таких специалистах по физической культуре и спорту, которые должны быть ориентированы на развитие человеческих потенциальных ресурсов, способных к модернизации сферы двигательной активности.

Существует потребность общества в педагогах по физической культуре, не только владеющих профессиональными знаниями и умениями, но и имеющих высокий уровень психологической и физической готовности к профессиональной деятельности со способностью собственного физического совершенствования и непрерывного процесса

повышения образования. Таким преподавателям возможно решение приоритетной проблемы повышения качества образовательного пространства в высшей школе по профессиональной психофизической подготовке студентов к будущим специальностям.

К сожалению, часть преподавателей недостаточно соответствуют своему статусу, не оправдывают социальных ожиданий, не способны решить задачи воспитания физически и психически здоровой студенческой молодежи, так как испытывают определенные сложности работы в новых социально-экономических условиях и в связи с растущими запросами студентов к уровню владения преподавателями инновационными технологиями физического воспитания, способствующими повышению мотивации и интереса к учебным, внеучебным и самостоятельным занятиям двигательной активностью.

То есть для повышения качества образовательного процесса по физической культуре необходима высокая общекультурная и профессиональная подготовка преподавателей с творческим потенциалом в педагогической деятельности в области физической культуры и готовности к использованию современных технологий в учебном процессе.

Также важнейшим критерием должна быть культура телесности самих преподавателей физической культуры. Владение преподавателями навыками освоения и развития инновационных процессов необходимо не только в физическом воспитании, но и в видах спорта (лыжные гонки, легкая атлетика, спортивные игры).

Научно-методический и информационный уровень преподавателей должен соответствовать развитию и запросам студентов, вуза, общества и государства, позволяющий существенно повысить не только качество образования, но и социокультурную и здоровьеформирующую роль физической культуры и спорта

Все это позволит совместно с каждым студентом определить его интересы, мотивации, пути достижения желаемых результатов в физическом развитии и подготовленности, физическом совершенстве, уровнях здоровья, работоспособности и готовности к будущей профессиональной деятельности.

Структура деятельности преподавателя физической культуры включает планирование, организацию, проведение занятий по физическому воспитанию, внеучебных спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и рекреационных мероприятий, чтение лекционного курса (квалифицированные преподаватели).

Назрела необходимость использовать новые формы проведения учебных занятий со студентами, вводить в них высокие спортивные технологии, что будет способствовать повышению их интереса к занятиям физической культурой и спортом и позволит более эффективно решать задачи физического воспитания. Также это будет способствовать

положительной мотивации на двигательную активность, увеличение ее объема и эффективно формировать потребность в физкультурно-спортивной деятельности.

Необходимо решение проблемы пополнения преподавательского коллектива кафедр физического воспитания молодежью, восстановление преемственности поколений преподавательских и тренерских кадров. Для этого необходимо изменить и оплату труда.

Профессионально важными качествами, умениями, навыками и способностями преподавателей физической культуры высшей школы являются:

• хорошее здоровье в целом;

• стремление к интеллектуальному и физическому развитию;

• высокая работоспособность;

• аналитическое мышление;

• преданность своей профессии;

• хорошо развитые зрительно- и слухомоторные реакции;

• высокая общая физическая подготовленность (хорошо развитые основные психофизические качества);

• наблюдательность;

развитые функции внимания (объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость);

• оперативное мышление;

• оперативная и долговременная память;

• креативность;

• целеустремленность;

• дисциплинированность;

• инициативность;

умение и желание вести научно-исследовательскую и методическую работу;

• выдержка и самообладание;

• решительность;

• терпение;

• ответственность;

• грамотная, правильная речь;

• активность;

• стрессоустойчивость;

• коммуникабельность;

• психолого-педагогическое понимание студенческой молодежи;

• организаторские способности и навыки;

• владение навыками основных упражнений из различных видов спорта, систем физических упражнений;

• способность анализировать результаты тестирования студентов;

• проведение необходимой корректировки учебного плана и учебно-тренировочных занятий;

• стремление к совершенствованию и получению современных знаний;

• квалифицированное чтение лекционного курса;

• способность анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность.

Профессорско-преподавательский состав кафедр должен располагать инновационными компьютерными технологиями, помогающими проводить оперативную оценку функционального статуса организма студента, различных психофизических и биохимических показателей, психических возможностей, различных возрастных характеристик. Для этого кафедры физического воспитания должны быть технически и программно обеспечены, что будет способствовать развитию теории и практики эффективного использования компьютерных программ, а также активизации интеллектуальной деятельности в учебном, научном и образовательном процессах.

В своей деятельности кафедры должны анализировать, обобщать и творчески использовать практический опыт различных кафедр физического воспитания вузов РФ. Профессорско-преподавательскому составу кафедр необходимо проанализировать теоретико-методологические инновационные компоненты физкультурно-спортивной деятельности.

Кадровый потенциал является одним из ключевых факторов успешного развития любой области. Для развития здоровьесберегающего образовательного пространства необходимо повышение профессиональной компетентности работающих преподавателей. Преподаватель должен систематически и эффективно развиваться, повышать образование и профессиональное мастерство, владеть технологиями инновационной деятельности в области физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Деятельность кафедры физического воспитания и спорта МГСУ соответствующая задачам, поставленным руководством страны / В.А. Никишкин [и др.] // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта: сб. мат. науч.-практ. конф. Вып. 7. М.: МГСУ. 2014.

2. Крылова Л.М., Никишкин В.А. Преподаватель физической культуры на современном этапе // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта: сб. мат. науч.-практ. конф. Вып. 7. М.: МГСУ. 2014.

3. Лазарева Е.А. Совершенствование управления учебным процессом // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сб. мат. науч.-метод. конф. Вып. 2. М.: МГСУ. 2009.

4. Никишкин В.А., Крылова Л.М. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» // Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов: сб. мат. науч.-практ. конф. Вып. 3. М.: МГСУ, 2010.

Крылова Лилия Михайловна, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный строительный университет,

Лазарева Елена Александровна, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный строительный университет

THE NECESSARY PROFESSIONAL QUALITIES OF THE TEACHER OF PHYSICAL

CULTURE

L.M. Krylova, E.A. Lazareva

The problem of pedagogical personnel is an urgent problem of development of the higher education system. In physical education the role of the teacher, the place and function to educate students, their joint activities aimed at the realization of the objectives of educational nature, is particularly important.

Key words: teacher, teacher, professionally important qualities and abilities of personnel, human resources.

Krylova Liliya Mikhaelovna, candidate of pedagogic Sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering,

Lazareva Elena Aleksandrovna, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering

УДК 796.011.3

ПРИМЕНЕНИЕ ВОЛЕЙБОЛА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Э.Р. Мугаттарова, З.Н. Тазиева

Рассмотрен вопрос о применение волейбола и его элементов на занятиях физического воспитания в техническом вузе, которые повышают двигательную активность и интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом. Разнообразие в волейболе подготовительных упражнений, игровых моментов, удовольствие, полученное от игры, позволяют студентам облегчить психологическую и физическую нагрузку, синдром хронической усталости, которые они испытывают в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, физическая культура, студенты, синдром хронической усталости, волейбол.

В период обучения в техническом вузе к студентам предъявляется больше требований не только в интеллектуальном плане, но и к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.