4. Никишкин В.А., Крылова Л.М. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» // Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов: сб. мат. науч.-практ. конф. Вып. 3. М.: МГСУ, 2010.
Крылова Лилия Михайловна, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный строительный университет,
Лазарева Елена Александровна, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный строительный университет
THE NECESSARY PROFESSIONAL QUALITIES OF THE TEACHER OF PHYSICAL
CULTURE
L.M. Krylova, E.A. Lazareva
The problem of pedagogical personnel is an urgent problem of development of the higher education system. In physical education the role of the teacher, the place and function to educate students, their joint activities aimed at the realization of the objectives of educational nature, is particularly important.
Key words: teacher, teacher, professionally important qualities and abilities of personnel, human resources.
Krylova Liliya Mikhaelovna, candidate of pedagogic Sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering,
Lazareva Elena Aleksandrovna, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering
УДК 796.011.3
ПРИМЕНЕНИЕ ВОЛЕЙБОЛА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Э.Р. Мугаттарова, З.Н. Тазиева
Рассмотрен вопрос о применение волейбола и его элементов на занятиях физического воспитания в техническом вузе, которые повышают двигательную активность и интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом. Разнообразие в волейболе подготовительных упражнений, игровых моментов, удовольствие, полученное от игры, позволяют студентам облегчить психологическую и физическую нагрузку, синдром хронической усталости, которые они испытывают в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, физическая культура, студенты, синдром хронической усталости, волейбол.
В период обучения в техническом вузе к студентам предъявляется больше требований не только в интеллектуальном плане, но и к
психологической устойчивости и физической выносливости. Обучение в техническом вузе имеет некоторые особенности:
- значительно увеличивается объем информации;
- существенно преобладают в процессе обучения технические, естественные науки над гуманитарными (общественными) науками; изучение гуманитарных предметов в основном происходит применительно к выбранной специальности;
- студенты должны уметь самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, овладевать навыками самостоятельной работы в целях приобретения знаний;
- также немаловажное значение в техническом вузе имеет преобладание юношей-студентов по сравнению с девушками-студентками, что, в свою очередь, увеличивает психоэмоциональную нагрузку.
Особенно тяжело проходят адаптацию в вузе студенты-первокурсники. В процессе последнего года обучения школьники готовятся к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и к поступлению в вуз. Все эти моменты накладывают на плечи молодого неокрепшего организма огромную нагрузку. На первый курс университета студенты приходят уже с ограниченными адаптационными возможностями организма [4]. Адаптация - это процесс способности организма приспосабливаться к разнообразным условиям существования в окружающее среде.
После осеннего семестра у студентов-первокурсников наблюдается синдром хронической усталости (СХУ). СХУ - заболевание, которое все чаще диагностируется у молодых людей. Оно характеризуется продолжительным утомлением, не проходящим после длительного отдыха. Фактором, который активизирует заболевание, является несбалансированная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка в убыток физической деятельности [4]. Перечислим основные причины возникновения СХУ:
1. Психологическое напряжение у студентов во время занятий, особенно в период сессии, что, в свою очередь, сказывается на успеваемости.
2. Малоподвижный образ жизни (гиподинамия), постоянное статическое положение студентов на лекциях, семинарах, экзаменах, дома.
3. Нерегулярное питание, нарушение режима сна и отдыха.
4. Перемена условий жизни - студенты после комфортной домашней обстановки переходят жить в общежитие или снимают жильё и вынуждены самостоятельно обустраивать свой быт.
5. Проблема межличностных отношений - необходимость в новых знакомствах или в приобретении новых «соперников».
Решением проблемы преодоления СХУ может быть поддержание студентами здорового образа жизни (ЗОЖ). Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом [3]. Рассмотрим основные элементы ЗОЖ студента:
- соблюдение режима труда и отдыха;
- выполнение гигиенических требований;
- строгое поддержание режима питания и сна;
- полный отказ от вредных привычек;
- поддержание в студенческом коллективе культуры межличностного общения;
- заполнение досуга насыщенными, интересными мероприятиями;
- грамотная организация индивидуального рационального режима двигательной активности.
Как было отмечено раньше, главной причиной возникновения СХУ является несбалансированная интеллектуальная и эмоциональная нагрузка в убыток физической деятельности. На занятиях физической культуры со студентами первого курса, особенно в период сессии и после неё, мы наблюдали повышенный интерес к занятиям с использованием волейбольных мячей, игровых элементов волейбола и непосредственно учебной игре.
Волейбол - вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника так, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), или игрок защищающейся команды, допустил ошибку [1]. Разновидность игровых действий и двигательных навыков в волейболе, различающихся не только по уровню физических усилий, а также по координационному разнообразию движений, содействует формированию всех физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, силы в равном соотношении. У играющих в волейбол вырабатывается способность быстро ориентироваться в игре, стремительно переключаться с одного действия на другое, что способствует развитию подвижности нервных процессов. Также занятия волейболом развивают опорно-двигательный аппарат,
укрепляют сердечнососудистую, дыхательную, мышечную системы организма.
Исследование данного вопроса было проведено на базе кафедры физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) на занятиях физической культурой со студентками (бакалавриат) 1 курса Института строительства (ИС), Института транспортных сооружений (ИТС), за 2014-2015 учебный год.
Цель и задачи исследования.
Целью данного исследования является изучение вопроса применения волейбола и его элементов на занятиях физического воспитания в техническом вузе. Исходя из цели, решаются задачи:
1) определить, как влияет применение волейбола и его элементов на повышение интереса студенток к занятиям физической культуры;
2) определить влияние на физическое состояние студентов применение волейбола на занятиях физической культуры в вузе.
Экспериментальная группа состояла всего из 103 человек (девушки). По состоянию здоровья все относились к основной и подготовительной группе. Занятия проводились 2 раза в неделю, согласно учебному расписанию.
На занятиях физической культуры использовались волейбольные мячи для проведения общеразвивающих упражнений (ОРУ), эстафет с использованием различных элементов волейбола и учебных игр.
В данном исследовании мы использовали письменный опрос или анкетирование.
Анкетирование - вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Использовали раздаточный вид анкетирования. Этот вид анкетирования гарантирует 100 % возврат и заполнение анкет. Анкетирование было массовым и анонимным [2]. Для достоверности результатов анкетирование проводилось в группах различных институтов, где занятия вели отельные преподаватели. Анкета состоит из 6 вопросов.
Результаты исследования и их обсуждение.
В конце 2014-2015 учебного года мы провели анкетирование со студентками 1 курса: 78 студенток Института строительства (ИС), 25 студенток Институт транспортных сооружений (ИТС), всего 103 человека получили ответы на вопросы и подвели результаты:
1. «Интересны ли вам занятия с использованием элементов волейбола на занятиях физической культуры» - 78,6 % студентов считают, что занятия интересны; 6,7 % занятия не вызывают интерес; 12,6 % затруднились ответить; 1,9 % ответили «другое».
2. «Улучшилось ваше физическое состояние после занятий с элементами волейбола?» - 92,2 % отметили положительные изменения в
физическом состоянии; у 22,3 % студенток не улучшилось физическое состояние; 3,8 % затруднились ответить; 0,9 % ответили «другое».
3. «Вам помогли занятия снять психоэмоциональное напряжение?» - 65 % студенткам занятия помогли; 10,6 % не смогли снять напряжение; 18,4 % затруднились ответить; 5,8 % «другое».
4. «Помогли вам занятия подружиться с однокурсницами?» - 54,3 % студенток подружились; 30 % не смогли подружиться в процессе занятий; 10,6 % затруднились ответить; 4,8 % студенток ответили «другое».
5. «Хотели бы вы в дальнейшем заниматься с использованием элементов волейбола на занятиях физической культуры?» - 75,7 % выказали желание заниматься; 14,5 % посчитали, что нет необходимости заниматься дальше; 6,7 % затруднились ответить; 2,9 % студенток ответили «другое».
6. «Будете ли вы заниматься волейболом или использовать его элементы самостоятельно в свободное от занятий время?» - 51,4 % будут в дальнейшем заниматься самостоятельно; 36,8 % не будут заниматься вообще; 9,7 % затруднились ответить; 2,9 % студенток ответили «другое».
Можно делать вывод, что анкетирование позволило определить положительное отношение студентов к занятиям физической культуры с использованием волейбола и его элементов. Для студенческой молодежи, волейбол - это, прежде всего, доступная игра, популярное развлечение благодаря доступности инвентаря и простоте правил. Волейбол это коллективная игра, которая помогает студентам устанавливать контакт и улучшать межличностные отношения. Яркие эмоции, которые студенты испытывают во время игры, победы или поражения, это хорошее средство для снятия психоэмоционального напряжения, синдрома хронической усталости накопившегося в процессе учебы. Во время занятий волейболом улучшается общее физическое состояние студентов, вырабатывается желание неоднократно получить удовольствие от общения, от пережитых эмоций во время игры. Волейбол является прекрасным средством приобщения студенческой молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Список литературы
1. Беляев А.В., Булыкин Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2011. С. 3-4.
2. Добреньков В.И., Красавченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 76.
3. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности: пособие по курсу «Физическая культура» для студентов непрофильных специальностей / В.А. Максимович [и др.]. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. 282 с.
4. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета / С.Н. Белик [и др.]: сб. конф. НИЦ «Социосфера», 2014. № 43. С. 201-206.
Мугаттарова Эльвира Рифовна, ст. преп., [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
Тазиева Зарина Наильевна, преп., [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
THE USING OF VOLLEYBALL AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE WITH STUDENTS OF KAZAN STATE ARCHITECTURAL UNIVERSITY
E.R. Mugattarova, Z.N. Tazieva
The article discusses the question of the application of volleyball and its members on the practice of physical education in a technical University, which increases motor activity and interest of students towards physical education and sports. Diversity in volleyball preparatory exercises, the play, the pleasure derived from the game, allow students to facilitate psychological and physical stress, chronic fatigue syndrome, which they experience in the learning process at the University.
Key words: high school, physical education, students, chronic fatigue syndrome, volleyball.
Mugattarova Elvira Rifovna, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering,
Tazieva Zarina Nailevna, lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering
УДК 796.011.3
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т.Г. Савкив, И.М. Привалова
Продолжается тенденция увеличения студентов, относящихся к специальной медицинской группе, поэтому появилась необходимость выделения в программе по физической культуре высших учебных заведений этого контингента студентов, а также студентов, полностью освобожденных от практических занятий, с определением содержания и направленности их физического воспитания.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, лично-ориентированный подход, физическое воспитание.
В России сохраняется тенденция снижения состояния здоровья школьников, а это будущий трудовой потенциал страны, который будет обеспечивать гарантию социальных выплат и многое другое.