Научная статья на тему 'Студенты специальной медицинской группы в образовательном пространстве Московского государственного строительного университета'

Студенты специальной медицинской группы в образовательном пространстве Московского государственного строительного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ЛИЧНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPECIAL MEDICAL GROUP / PERSONALLY ORIENTED APPROACH / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савкив Тарас Григорьевич, Привалова Ирина Михайловна

Продолжается тенденция увеличения студентов, относящихся к специальной медицинской группе, поэтому появилась необходимость выделения в программе по физической культуре высших учебных заведений этого контингента студентов, а также студентов, полностью освобожденных от практических занятий, с определением содержания и направленности их физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савкив Тарас Григорьевич, Привалова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE MOSCOW STATE CONSTRUCTION UNIVERSITY

The trend of increasing students concerning the special health care team (] ), so has the need for allocation in the program of physical education in higher education institutions this group of students, and students are fully exempt from practical classes, with the definition of the content and direction of their physical education.

Текст научной работы на тему «Студенты специальной медицинской группы в образовательном пространстве Московского государственного строительного университета»

4. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета / С.Н. Белик [и др.]: сб. конф. НИЦ «Социосфера», 2014. № 43. С. 201-206.

Мугаттарова Эльвира Рифовна, ст. преп., asan611@,yandex.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

Тазиева Зарина Наильевна, преп., Tazievaamail.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

THE USING OF VOLLEYBALL AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE WITH STUDENTS OF KAZAN STATE ARCHITECTURAL UNIVERSITY

E.R. Mugattarova, Z.N. Tazieva

The article discusses the question of the application of volleyball and its members on the practice of physical education in a technical University, which increases motor activity and interest of students towards physical education and sports. Diversity in volleyball preparatory exercises, the play, the pleasure derived from the game, allow students to facilitate psychological and physical stress, chronic fatigue syndrome, which they experience in the learning process at the University.

Key words: high school, physical education, students, chronic fatigue syndrome, volleyball.

Mugattarova Elvira Rifovna, senior lecturer, asan6llayandex.ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering,

Tazieva Zarina Nailevna, lecturer, Tazieva@mail.ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering

УДК 796.011.3

СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Т.Г. Савкив, И.М. Привалова

Продолжается тенденция увеличения студентов, относящихся к специальной медицинской группе, поэтому появилась необходимость выделения в программе по физической культуре высших учебных заведений этого контингента студентов, а также студентов, полностью освобожденных от практических занятий, с определением содержания и направленности их физического воспитания.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, лично-ориентированный подход, физическое воспитание.

В России сохраняется тенденция снижения состояния здоровья школьников, а это будущий трудовой потенциал страны, который будет обеспечивать гарантию социальных выплат и многое другое.

Неудивительно, что одной из главных проблем высших учебных заведений страны, непосредственно кафедр физического воспитания вузов, является здоровье поступающих абитуриентов, их физический потенциал. Поэтому привычной стала стойкая тенденция к увеличению контингента студентов специальной медицинской группы (СМГ).

В этом контингенте наблюдается рост студентов, не способных заниматься в группе и требующих по состоянию здоровья организации индивидуальных занятий, систематических консультаций и контроля за их самостоятельными занятиями. Это те студенты, которые полностью освобождаются врачами от практических занятий физической культурой.

В свою очередь, создаются определенные трудности специфики подготовки преподавателей для такого вида работы, определения для этого часов работы, расписания и т. п., так как в программе учебной дисциплины такие студенты даже не упоминаются.

Если профессорско-преподавательский состав вузов по работе со студентами СМГ высказывает негативное мнение с указанием недостатков современной организации их физического воспитания по единой программе, то в самих программах Министерства образования ничего десятилетиями не меняется.

Действующая в настоящее время программа третьего поколения не учитывает степень и многоплановость нарушений в организме студентов СМГ, особенностей имеющихся заболеваний, уровня физического состояния, наличие в них студентов - инвалидов.

Значит, что содержание и направленность физического воспитания в СМГ вузов не отвечают современным требованиям и нуждаются в изменении с точки зрения их эффективности. Для этого необходимо признать, что состояние здоровья детей, школьников, подростков, а значит - абитуриентов является актуальной проблемой государства.

Одно из решений этой проблемы является оптимизация двигательной активности студентов, посредством обучения их самостоятельному и творческому оздоровлению в долгосрочной перспективе.

Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном пространстве должно включать взаимосвязь педагогического, медицинского и психологического сохранения здоровья студентов.

Важный принцип современного обучения - личностно-ориентированный, дифференцированный подход в физкультурно-оздоровительной деятельности студентов СМГ наиболее целесообразен, так как осуществление дифференцированной коррекции физического воспитания этих студентов является обязательным условием в реализации задач учебного процесса.

В научной и учебно-методической литературе методы личностно-ориентированного обучения трактуют как методы обучения, применение которых предполагает учет личностных характеристик и возможностей обучающихся, их возрастных и психологических особенностей, характера, волевых качеств, способностей и интересов.

Этот подход позволил нам создать организационно-педагогические условия оптимизации физического воспитания студентов СМГ, использовать средства в зависимости от характера и проявления структурных и функциональных изменений в организме, обусловленных патологическими процессами и улучшить их физическое состояние, подготовленность.

Существенным повышением эффективности физического воспитания студентов, которые должны стать для них потребностью, являются самостоятельные занятия по индивидуальным программам оздоровления, носящим, прежде всего, лечебно-профилактическую и оздоровительную направленность. Эти программы и задания расширяют диапазон двигательных действий, улучшают уровень психофизической подготовленности студентов, их знания и умения по преодолению имеющихся заболеваний и отклонений в здоровье, служат общему укреплению организма, повышают работоспособность. То есть студент создает свое собственное образовательное пространство, соответствующее его индивидуальным особенностям.

Именно самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования в условиях быстрого обновления знаний.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в процессе обучения и должна стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому ее организации должно уделяться особое внимание для студентов всех медицинских групп.

Характерной особенностью личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов СМГ является гибкость построения программного учебного материала, адекватность содержания физической подготовленности индивидуальному функциональному состоянию, способностям, возможностям, уровню здоровья, характеру заболевания каждого студента.

Огромную роль в работе со студентами СМГ играет профессиональная подготовка преподавателя, уровень его знаний для создания множества различных квалифицированных, эффективных, индивидуальных программ и тесного взаимодействия его со студентами, которые должны чувствовать его заинтересованность в улучшении их физического состояния, поддержке в достижении поставленных целей.

В настоящее время условия жизни вынуждают современного человека к непрерывному и активному участию в образовательной деятельности. Преподаватель же просто обречен на необходимость непрерывного общекультурного и профессионального образования как способа быть востребованным на современном рынке образовательного труда.

Таким образом, современная реализация нового содержания образования в области физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе, строится на основе индивидуальных программ, личностной ориентированности в их самостоятельных занятиях.

С 2011-2012 учебного года в МГСУ студенты СМГ «Б» выделены отдельно из методического отделения спецгруппы, что дает возможность действительно осуществлять индивидуальный подход.

Индивидуальный подход осуществляется в настоящее время в самостоятельных занятиях студентов по заданию и контролем высококвалифицированного преподавателя со знанием и дипломом методиста лечебной физической культуры (ЛФК), что в свою очередь способствует их заинтересованности в занятиях ЛФК. Практически все студенты получают индивидуальную программу оздоровления, носящую, прежде всего, лечебно-профилактическую и оздоровительную направленность. Также студенты СМГ «Б» привлекаются к проведению физкультурно-спортивной деятельности.

Бесспорно, составление программ, консультации на протяжении всего периода обучения требуют не только высокого уровня знаний, но и массу времени, которое выражается в часах, как и любые занятия.

Индивидуальные программы и задания расширяют диапазон двигательных действий, улучшают уровень психофизической подготовленности и здоровья студентов, их знания и умения по преодолению имеющихся заболеваний, служат общему укреплению организма, повышают работоспособность.

Список литературы

1. Вильчук К.У., Харкевич О.Н. // Медицинские новости. №. 2.

2007.

2. Здоровье детей: социальное философские аспекты // Медицинские новости. № 12. 2008.

3. Крылова Л.М. Индивидуальный подход в занятиях студентов СМГ // Совершенствование системы физического воспитания в вузе: сб. мат. науч.-практ. конф. Вып. 5. М.: МГСУ, 2012.

4. Крылова Л.М., Привалова И.М. Специальная медицинская группа // Инновационные аспекты физической культуры и спорта: сб. мат. науч.-практ. конф. Вып. 6. М.: МГСУ, 2013.

Савкив Тарас Григорьевич, канд. биол. наук, проф., sattarova@mgsu.ru, Россия, Москва, Московский государственный строительный университет,

Привалова Ирина Михайловна, доц., sattarova@mgsu.ru, Россия, Москва, Московский государственный строительный университет

THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE MOSCOW STATE CONSTRUCTION

UNIVERSITY

T.G. Savkiv, I.M. Privalova

The trend of increasing students concerning the special health care team (]), so has the need for allocation in the program of physical education in higher education institutions this group of students, and students are fully exempt from practical classes, with the definition of the content and direction of their physical education.

Key words: special medical group, personally - oriented approach, physical education.

Savkiv Taras Grigoryevich, candidate of biological Sciences, professor, sattarova@mgsu.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering,

Privalova Irina Mikhaelovna, associate professor, sattarova@mgsu.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СО СНИЖЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

К.Н. Сергиенко, Х.Ш. Джуха

Изучен современный педагогический опыт физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Установлено, что использование упражнений для исправления осанки, профилактики плоскостопия являются приоритетными средствами педагогического воздействия на физическое состояние данной категории детей.

Ключевые слова: анализ, метод, процесс, образование, физическое развитие, физическая подготовка, зрение, нарушение.

Изучая специфику физического развития и физической подготовленности детей со сниженным зрением, специалисты отмечают, что для детей данной нозологии характерны значительные отклонения физического развития и физической подготовленности [1]. По мнению автора, особенно заметное отставание наблюдается в координации движений, сохранения статического и динамического равновесия, ориентации в пространстве, снижения точности и соразмерности движений, в замедлении скорости выполнения отдельных движений [1, 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.