Научная статья на тему 'Физическая культура как компонент формирования специалиста технического вуза'

Физическая культура как компонент формирования специалиста технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОМПЛЕКС ГТО / "GTO" COMPLEX / PHYSICAL TRAINING / HEALTH / SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL CULTURE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славина Анастасия Юрьевна

Рассмотрено понятие физическая культура личности, основные задачи физического воспитания студентов специальной медицинской группы, приведена динамика изменения численности групп специального отделения Московского государственного строительного университета за несколько лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славина Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS KOMPONET OF FORMATION OF THE SPECIALIST OF TECHNICAL COLLEGE

In this article the concept physical culture of the person, the main objectives of physical training of students of SMG is considered, dynamics of change of number of groups of special group of MGSU for some years is given.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как компонент формирования специалиста технического вуза»

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

А.Ю. Славина

Рассмотрено понятие физическая культура личности, основные задачи физического воспитания студентов специальной медицинской группы, приведена динамика изменения численности групп специального отделения Московского государственного строительного университета за несколько лет.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, специальная медицинская группа, физическая культура личности, комплекс ГТО.

Физическое воспитание в Московском государственном строительном университете (МГСУ) является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студента. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки [8].

В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями на 23 июня 2014 года) организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта;

10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

В строительных вузах физическое воспитание и спорт рассматривают как важнейшее средство сохранения здоровья, физического совершенствования и формирования конкурентоспособного специалиста. Специальности, предложенные в университете, подразумевают под собой не только наличие у студента базовых и специальных знаний по изучаемым дисциплинам, а также высокий уровень физического развития, физической и психической подготовленности, развитой физической культуры личности.

Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье [1].

В.И. Федоров (2005) в своей работе указывает следующие уровни проявления физической культуры личности:

предноминальный уровень - причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельностью, ее смысловым и общекультурным потенциалом. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различный.

При номинальном уровне знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практически умения ограничены простейшими элементами -утренняя зарядка, отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность - личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

• потенциальный уровень - в его основе положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

• направленность «на себя» - в этом случае студенты большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частично физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

• творческий уровень - характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации ЗОЖ; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры [7].

Исходя из анализа научно-методической литературы, а также практики проведения занятий, результатов анкетирования и теоретического зачета по предмету «Физическая культура» можно сказать, что большинство студентов мало заинтересованы в получении знаний, умений и навыков для укрепления своего здоровья и улучшения физической формы. Это говорит о том, что среди студентов преобладают номинальный и потенциальный уровень проявления физической культуры личности. В дальнейшем такое отношение к физической культуре может негативно сказаться на состоянии здоровья, и соответственного на профессиональных качествах выпускника. Как известно, что рынок труда уже создал образ потенциального нанимаемого специалиста - высокий уровень образования, наличие опыта и хорошее состояние здоровья.

В настоящее время в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минобразования и Минздравсоцразвития

РФ, только 12 % детей, поступающих в первый класс, практически здоровы; 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми и более 50 %, оканчивая школу, уже имеют 2-3 хронических заболевания. Неудивительно, что самые типичные заболевания у школьников (заболевания опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы, органов зрения и т. д.) соответствуют перечню заболеваний студентов, относящихся к специальной медицинской группе. По официальным данным диспансерных обследований студентов вузов растет процент лиц, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) до 30-45 % и полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре до 10-25 % [4].

Специальное медицинское отделение комплектуется из студентов, имеющих функциональные отклонения, недостатки в физическом развитии, физической подготовленности или имеющих остаточные явления; патологические отклонения после перенесенных заболеваний, а также инвалидов с детства. Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок по различным причинам, также зачисляются в специальное медицинское отделение для выполнения доступных им разделов учебной программы.

Целью физического воспитания в отделении СМГ являются формирование физической культуры студента и способности реализовать ее в дальнейшем в своей профессиональной деятельности, а также для поддержания своего здоровья и здоровья своей семьи.

Основными задачами физического воспитания в СМГ являются: укрепление здоровья, закаливание организма, повышение работоспособности;

• устранение отклонений и недостатков в физическом развитии; ликвидация патологических отклонений после перенесенных

заболеваний;

повышение уровня общей и специальной физической подготовленности студентов;

• формирование необходимых профессионально-прикладных навыков.

В МГСУ физической культурой в СМГ занимается около 1200 студентов и более 500 студентов занимаются по индивидуальной программе (СМГ «Б»). При этом статистика показывает, что в 2004 году в Московском государственном строительном университете к СМГ относилось 11 % студентов [2], в настоящее время - почти 25 % [5].

Проведенный мониторинг заболеваний студентов первого курса МГСУ в 2013 году показал, что на первом месте стоят заболевания нервной системы, на втором - сердечно-сосудистой, третье место занимают болезни дыхательной системы.

Существуют определённые особенности проведения занятий с такими студентами:

• на занятиях одновременно присутствуют студенты с различными заболеваниями;

• часть студентов имеют по две, а иногда и по три патологии;

• подавляющее большинство из них в школах были освобождены от занятий физической культурой, в результате они не имеют практических навыков техники выполнения того или иного упражнения [5].

В цифровом отчете за 2011-2014 учебные годы можно легко проследить динамику изменения численности студентов в СМГ. При этом видно, что уменьшение количества занимающихся в СМГ снижается при увеличении доли студентов в группе «Б», занимающихся по индивидуальной программе. Как показано на рисунке, с каждым годом все большее количество учащихся страдают необратимыми заболеваниями и нуждаются в медицинской помощи.

В настоящее время, очевидно, что одной из наиболее эффективных форм оздоровления, формирования здорового образа жизни, стремление к двигательной активности детей, подростков и молодежи являются регулярные и организованные на высоком качественном уровне занятия физической культурой и спортом.

В связи с этим назрела острая необходимость создания на государственном уровне единой системы тестирования и контроля физического состояния детей и молодежи как основных структуры здоровья [6].

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 О

1633

122У 1154

520

335 402

2011-2012 I семестр

2012-2013 I семестр

2013-2014 I семестр

СМГ

Группа"Б"

Динамика СМГ и группы "Б " за первый семестр 2012-2014 гг.

Одой из таких систем может стать опыт физического воспитания в СССР, комплекс «Готов к труду и обороне». Комплекс является государственной системой программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности для групп населения от 16 лет и старше (три возрастные ступени). Комплексы предусматривали

«всестороннее физическое развитие людей, укрепление и сохранение их здоровья, подготовку к высокопроизводительному труду и защите Родины» [2].

В соответствии с указом «О Всероссийском физкультурно-спортивным комплексе «Готов к труду и обороне» президентом РФ поставлен срок вести в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания населения.

Нормы, индивидуально подобранные для детей и молодежи в зависимости от их состояния здоровья, могут стать одной из предпосылок развития комплекса ГТО среди лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Учитывая то, что в настоящее время у молодежи, отнесенных к СМГ, часто встречается не одна, а несколько заболеваний, тщательная проработка системы сдачи нормативов необходима.

В связи с этим возможны несколько вариантов работы со СМГ:

- введение понижающего коэффициента для молодежи с ослабленным здоровьем;

- введение коэффициентов в зависимости от заболевания;

- частичная замена нормативов комплекса на те, которые способны выполнить сдающие по состоянию здоровья.

Дальнейшее исследование и анализ тестирования студентов специальной медицинской группы может более четко определить роль комплекса ГТО как средства воспитания будущего строителя.

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995, № 4.

2. Всесоюзный спортивный комплекс ГТО. Справка. URL: http:// russianwinter.rian.ru/spravka/20060812/52549966.html. (дата обращения: 25.11.2014).

3. Гуманитарное образование в строительном вузе: сборник / науч. ред. Н.Г. Милорадова. М.: ACB, 2004. 160 с.

4. Деятельность кафедры физического воспитания и спорта МГСУ, соответствующая задачам, поставленным руководством страны / В.А. Никишкин [и др.] // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта МГСУ. 2014. № 7. С. 102-109.

5. Козлова А.Ю. Оценка состояния здоровья студентов I курса строительного университета, отнесенных к специальной медицинской группе // Физическое воспитание студентов. 2012. № 6. С. 61-65.

6. Комплекс ГТО в XXI веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к

труду и защите Отечества» в 2008-2010 гг. / В.А. Кабачков [и др.] // Вестник спортивной науки. 2010. № 2. С. 47-50.

7. Федоров В.И., Шумилин А.П., Чикуров А.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов техн. вузов. Красноярск, 2005.

8. Физическая культура в строительных вузах: учебник / под ред. Л.М. Крыловой. М.: Изд-во АСВ, 2009.

Славина Анастасия Юрьевна, преп., SlavinaAY@mgsu.ru, Россия, Москва, Московский государственный строительный университет

PHYSICAL CULTURE AS KOMPONET OF FORMATION OF THE SPECIALIST

OF TECHNICAL COLLEGE

A.Y. Slavina

In this article the concept physical culture of the person, the main objectives of physical training of students of SMG is considered, dynamics of change of number of groups of special group ofMGSUfor some years is given.

Keywords: physical training, health, special medical group, physical culture of the person, "GTO" complex.

Slavina Anastasia Yurevna, teacher, SlavinaAY@mgsu.ru, Russia, Moscow, Moscow State Construction University

УДК 796.011

ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

А.Г. Сухих, Д.В. Фонарев

Ставится задача рассмотреть основные проблемы, возникающие у учителей физической культуры при попытках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Обозначены мнения ученых и практиков по поводу причин ситуации сложившейся в физическом воспитании учащихся средней школы.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт основного общего образования, методическая готовность, метапредметные результаты.

На сегодняшний день в системе школьного образовании трудно найти темы более значимые и обсуждаемые чем те, которые касаются внедрения и реализации на практике федеральных государственных образовательных стандартов. Практически в каждом регионе РФ организованы экспериментальные площадки, творческие группы, курсы повышения квалификации; проходят конференции, семинары и круглые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.