Научная статья на тему 'Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и Прикладная физическая культура в ВУЗе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов'

Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и Прикладная физическая культура в ВУЗе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1548
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СТУДЕНТ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАГРУЗКА / СИСТЕМА / PLANNING / STUDENT / SPORTS / PHYSICAL CULTURE / LOAD / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щекотихин Михаил Петрович

В настоящее время развитию физической культуры и спорта в ВУЗе уделяется огромное внимание, которое обосновано состоянием здоровья современного студента. По нашим данным только 40% студентов относятся к основной и подготовительной группам здоровья, 35% занимаются в специальных медицинских группах, 25% имеют временное или полное медицинское освобождение от практических занятий физической культурой и только около 5% занимаются спортом. Дефицит двигательной активности студентов в суточном режиме дня неминуемо влечет нарушения в работе функциональных систем организма человека, что вызывает негативные отклонения в состоянии здоровья. Рекомендуемая нами система планирования по дисциплинам физическая культура и прикладная физическая культура позволит рационально распределить двигательную нагрузку в период обучения в ВУЗе и решить стоящие перед дисциплинами задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щекотихин Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING of the EDUCATIONAL PROCESS IN the DISCIPLINES of PHYSICAL education AND APPLIED PHYSICAL CULTURE IN the University AS a NECESSARY CONDITION for the SOLUTION of EDUCATIONAL problems, RATIONAL USE of SPORTS FACILITIES

Currently, the development of physical culture and sports in the University is given great attention, which is justified by the state of health of a modern student. According to our data, only 40% of the students belong to the main and preparatory groups of health, 35% engaged in special medical groups, 25% have a temporary or full medical release from practical physical culture and only about 5% are involved in sports. The deficit of motive activity of students in the daily regime of the day inevitably leads to irregularities in the work of the functional systems of the human body, which causes negative deviations in health status. Recommended system planning in the disciplines of physical education and applied physical culture will help to efficiently distribute the motor load during the period of study at the University and handling the subjects the task.

Текст научной работы на тему «Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и Прикладная физическая культура в ВУЗе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов»

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ

PLANNING OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINES OF PHYSICAL

EDUCATION AND APPLIED PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY AS A NECESSARY CONDITION FOR THE SOLUTION OF EDUCATIONAL PROBLEMS,

RATIONAL USE OF SPORTS FACILITIES

Щекотихин Михаил Петрович кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «.Прикладная физическая культура»

Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия

Shekotikhin Mihail Petrovich Ph. D., associate Professor, head of the Department «Applied physical culture»> Orel State University named after I.S. Turgenev,

Orel, Russia

Аннотация. В настоящее время развитию физической культуры и спорта в ВУЗе уделяется огромное внимание, которое обосновано состоянием здоровья современного студента. По нашим данным только 40% студентов относятся к основной и подготовительной группам здоровья, 35% - занимаются в специальных медицинских группах, 25%о имеют временное или полное медицинское освобождение от практических занятий физической культурой и только около 5% занимаются спортом. Дефицит двигательной активности студентов в суточном режиме дня неминуемо влечет нарушения в работе функциональных систем организма человека, что вызывает негативные отклонения в состоянии здоровья. Рекомендуемая нами система планирования по дисциплинам физическая культура и прикладная физическая культура позволит рационально распределить двигательную нагрузку в период обучения в ВУЗе и решить стоящие перед дисциплинами задачи.

Abstract. Currently, the development of physical culture and sports in the University is given great attention, which is justified by the state of health of a modern student. According to our data, only 40% of the students belong to the main and preparatory groups of health, 35%o - engaged in special medical groups, 25%o have a temporary or full medical release from practical physical culture and only about 5% are involved in sports. The deficit of motive activity of students in the daily regime of the day inevitably leads to irregularities in the work of the functional systems of the human body, which causes negative deviations in health status. Recommended system

planning in the disciplines of physical education and applied physical culture will help to efficiently distribute the motor load during the period of study at the University and handling the subjects the task.

Ключевые слова. Планирование, студент, спорт, физическая культура, нагрузка, система.

Keywords. Planning, student, sports, physical culture, load, system.

Многолетний опыт работы на кафедре физического воспитания показывает, что большинство студентов посещают занятия по физической культуре только ради зачета.

Небольшой процент студентов (3-5 %), с детства увлеченных спортом, продолжают во время учебы регулярно посещать спортивные секции. Главным для них стимулом является участие в соревнованиях, результат, социальная значимость деятельности, спортивная фигура.

Есть категория студентов, которые ищут всевозможные способы, чтобы не ходить на занятия по физической культуре.

Работа кафедр физического воспитания направлена на достижение цели и решение задач, стоящих перед учебной дисциплиной «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура»:

• формирование физической культуры личности обучающегося, способности целенаправленно использовать средства и методы физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности, формирования активной социальной позиции, полноценной семейной жизни.

Задачи учебной дисциплины «Физическая культура»:

• формирование понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

• формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологического благополучия, самоопределение в физической культуре.

Задачи учебной дисциплины «Прикладная физическая культура»:

• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих развитие и совершенствование психомоторных способностей, качеств и свойств личности;

• совершенствование индивидуального фонда двигательных умений,

навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих

освоению избранной профессиональной деятельности;

• обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности;

• приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС 3+ дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» направлены на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) профиля академического (прикладного) бакалавра:

• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

• способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

(ОК-8).

Чтобы реализовать представленные цели и задачи физической культуры и ППФК необходима система регулярных занятий по строгому расписанию и формы обязательного контроля в каждом семестре.

Каждый ВУЗ имеет сложившуюся систему физического воспитания, основанную на квалификации и опыте профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания, имеющейся в ВУЗе спортивной материально-технической базы и климатических условий. Исходя из этого, разрабатываются рабочие программы по дисциплинам ФК и ППФК

Учебный процесс по дисциплинам «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в Орловском государственном университете осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом 3+, календарным учебным планом, рабочими программами дисциплин.

Основной формой учебного процесса по дисциплинам «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» являются учебные занятия лекционные, методико-практические, практические.

Для очной формы обучения по всем направлениям и специальностям образовательных программ высшего образования отводится 72 часа (2 з.е.) на дисциплину «Физическая культура» и 328 часов на дисциплину «Прикладная физическая культура».

К сожалению, при составлении рабочих программ мы иногда сталкиваемся с тем, что в учебных планах полностью отсутствует системный подход в планировании жизненно важной дисциплины - физическая культура и ППФК.

Одним из наиболее важных принципов физического воспитания является принцип систематичности т.е., построение такого графика физических нагрузок, который обеспечивает их постепенную аккумуляцию, а для этого занятия должны проходить минимум с периодичностью 2 раза в неделю по 2 часа (таблица 1). Так как система контроля является одним из наиболее важных факторов стимулирующих студентов к регулярным занятиям, промежуточная аттестация -зачет должен быть в каждом семестре.

К сожалению, студент, не получивший зачет по ППФК, в следующем семестре вынужден значительно повысить свою двигательную нагрузку, чтобы ликвидировать задолженность, а это может привести к перегрузкам и негативно сказаться на его здоровье.

В связи с этим нами предлагается, чтобы все учебные планы имели

распределение нагрузки по дисциплинам физическая культура и прикладная физическая культура представленное в таблице 1.

Таким образом студенты 1-3 курсов систематично, в течении трех лет занимаются физической культурой и спортом.

Таблица 1

Распределение учебных часов по семестрам на очной форме обучения

Дисциплина Вид работы Семестры Итого

1 2 3 4 5 6

Физическая культура Всего часов 12 12 12 12 12 12 72

Аудиторная работа (час) 12 12 12 12 12 12 72

Прикладная ФК Всего часов 56 56 56 56 52 52 328

Аудиторная работа (час) 56 56 56 56 52 52 328

Итого: 68 68 68 68 64 64 400

Для студентов, магистров и аспирантов, желающих продолжать спортивное совершенствование в вечернее время открыты спортивные секции. Такой подход в построении системы занятий обоснован рациональным использованием спортивных площадей и учебного времени в каждом семестре.

Таблица 2

Распределение учебных часов на освоение основных разделов программы

кУРс обучени я Семест р Количество часов по разделам программы Итого за семест р Итог о за год

Теоретически й Практически й Контрольны й

Физическая культура

1 1 6 4 2 12 24

2 6 4 2 12

2 3 6 4 2 12 24

4 6 4 2 12

3 5 6 4 2 12 24

6 6 4 2 12

Итого: 36 24 12 72

Прикладная физическая культура

1 1 50 6 56 112

2 50 6 56

2 3 50 6 56 112

4 50 6 56

3 5 48 4 52 104

6 48 4 52

Итого: 296 32 328

В соответствии с рабочими программами курсов учебные занятия для обучающихся очной формы обучения проводятся:

• по дисциплине «Физическая культура» - в форме лекций (теоретический раздел), методико-практических занятий (практический раздел), а также занятий по контролю теоретико-методических знаний и умений (контрольный раздел).

• по дисциплине «Прикладная физическая культура» - в форме учебно-тренировочных занятий (практический раздел), а также занятий по приему контрольных нормативов (контрольный раздел).

Таблица 3

Содержание и объем учебного материала по дисциплине «Физическая культура» для обучающихся 1-3 курсов. Теоретические занятия

№ Содержание занятий Количество часов по курсам

1 2 3

1 1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающихся 2

2 Социально-биологические основы физической культуры. 4

3 Основы здорового образа жизни обучающихся 2

4 Психофизиологические основы спортивной тренировки и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. 4 2

5 Педагогические основы физического воспитания. 2

6 Основы общей и специальной физической подготовки. Спортивная подготовка. 4

7 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. 2

8 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. 4

9 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. 4

10 Профессионально-прикладная физическая подготовка. 4

11 Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра, специалиста. 2

Всего: 12 12 12

Содержание рабочих программ дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

• физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающихся;

• социально-биологические, основы физической культуры;

• основы здорового образа жизни;

• физкультурно-оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); психофизиологические основы спортивной тренировки.

• профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебный материал каждой зачетной единицы дифференцирован через следующие разделы: теоретический, практический и контрольный (Таблица 2.).

Цель теоретического раздела - сформировать мировоззренческую систему научно-практических знаний в области физической культуры.

Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию специализации в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Контрольный раздел определяет дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности обучающихся.

Для проведения практических занятий все обучающиеся очной формы распределяются на три учебных отделения: основное, специальное, спортивное. В основное учебное отделение зачисляются обучающиеся, отнесённые к основной и подготовительной медицинским группам здоровья. Практический раздел программы основного учебного отделения строится с учётом повышения интереса обучающихся к спорту и предполагает внедрение передовых спортивных технологий в процесс физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает формирование разностороннего двигательного потенциала обучающихся, освоение ими техники двигательных действий, обязательное участие в соревнованиях на первенство учебных групп, курсов, учебных заведений и т.д. Численный состав основного учебного отделения 12-15 человек на одного преподавателя.

Таблица 4

Содержание и объем учебного материала по дисциплине «Физическая культура» для обучающихся 1-3 курсов. Практические (методико-практические) занятия

Количество часов по

№ Содержание занятий курсам

1 2 3

Методики эффективных и экономичных

1 способов овладения жизненно важными умениями и навыками. 4

Простейшие методики самооценки

2 работоспособности, усталости, утомления и 2

применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

Методика составления индивидуальных

3 программ физического самовоспитания и 4

занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности.

4 Основы методики самомассажа. 2 2

5 Методика коррегирующей гимнастики для 2

глаз.

Методика составления и проведения

6 простейших самостоятельных занятий 2

физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

Методы оценки и коррекции осанки и

7 телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития. 4

8 Методы самоконтроля за функциональным 4

состоянием организма. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

Методы регулирования психоэмоционального

9 состояния на занятиях физическими упражнениями и спортом. 4

10 Средства и методы мышечной релаксации в 2

спорте.

Методика самостоятельного освоения

11 отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. 4

12 Методика проведения производственной 2

гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Итого 12 12 12

Таблица 5

Содержание и объем учебного материала по дисциплине «Прикладная физическая культура» для обучающихся 1-3 курсов Практические (учебно-тренировочные) занятия и контрольные - 328ч

Количество часов по

№ Содержание занятий курсам

1 2 3

1 Легкая атлетика 24 24 20

2 Спортивные игры (баскетбол) 26 26 24

3 Спортивные игры (волейбол) 24 24 22

4 Ритмическая и атлетическая гимнастика. 18 12 12

5 Общая физическая подготовка, плавание. 20 14 10

6 Средства профилактики профессиональных заболеваний и улучшения работоспособности. Аутогенная тренировка и само регуляция. 12 16

Итого 112 112 104

В специальное учебное отделение зачисляются обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также студенты инвалиды. Специальные медицинские группы (СМГ) комплектуются с учётом характера заболеваний (нозологии), пола, уровня функциональной тренированности. Численный состав специального учебного отделения -8-12 человек. При разработке рабочих программ по ФК и ППФК для некоторых категорий студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями может быть использован индивидуальный подход.

Освобождение обучающихся от занятий физической культурой может быть временным и только по заключению врача.

Перевод обучающихся из групп специального учебного отделения в группы основного отделения возможен на основе медицинского заключения в начале или конце семестра. Перевод обучающихся из основного отделения в специальное медицинское осуществляется в любое время учебного года по заключению врача.

Практический раздел программы специального медицинского учебного отделения предполагает выбор средств, а также объёма и интенсивности нагрузки на основе результатов медико-биологической диагностики характера заболеваний и оценки текущего состояния здоровья занимающихся.

В спортивное учебное отделение зачисляются обучающиеся основной медицинской группы, которые имеют соответствующий уровень физического развития, спортивной подготовленности и желают углублённо заниматься одним или несколькими видами спорта.

В конце каждого семестра обучающиеся всех учебных отделений обязаны сдать зачёт по физической культуре или прикладной физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трём разделам:

1) теоретико-методической подготовленности;

2) общей физической и спортивно-технической подготовленности;

3) сформированности профессионально значимых умений и навыков.

Зачет по дисциплине «Физическая культура» (1, 3, 5 семестры) отражает уровень теоретико-методической подготовленности обучающихся. Для получения зачета по дисциплине „Прикладная физическая культура" (2, 4, 6 семестры) необходимо выполнить контрольные нормативы по определению уровня развития физических качеств и овладения прикладными навыками.

Контрольные нормативы по дисциплине „Прикладная физическая культура" соответствуют государственным требованиям к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания.

Рейтинговая оценка деятельности обучающихся является интегральным показателем качества теоретических, практических знаний и навыков, обучающихся по дисциплинам «Физическая культура», «Прикладная физическая культура» и складывается из следующих компонентов:

а) Выполнение контрольных нормативов (0 - 5 баллов).

б) Работа на практических занятиях (0 - 2 балла).

в) Промежуточное тестирование технической и физической подготовленности по видам спорта, предусмотренным рабочей программой дисциплины (0 - 5 баллов).

г) Промежуточное тестирование методико-практической подготовленности (0 - 5 баллов).

д) Индивидуальный (дополнительный) рейтинг:

• участие в соревнованиях за структурное подразделение (факультет) (10 баллов), за Университет (15 баллов);

• выступление с докладом на научно-практической конференции - 6 баллов;

• написание статьи - 4 балла;

• написание и защита реферата - 2 балла.

е) Итоговое тестирование теоретико-методической подготовленности (0 -30 баллов).

ж) Выполнение итоговых контрольных нормативов по ОФП (0 - 5 баллов).

Суммарный (итоговый) рейтинг, необходимый для получения зачета по всем разделам составляет 60-100 баллов (т.е. не менее 60 % от максимального расчетного значения). Он вычисляется по окончании семестра и определяется как сумма баллов, набранных обучающимся по всем видам занятий и контроля.

Список литературы

1. Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных

заведений. Утверждена Приказом Государственного комитета Российской

Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. N 777.

References

1. Physical culture. Exemplary curriculum for higher education institutions. Approved by Order of the State Committee of the Russian Federation on higher education from July26, 1994 N 777.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.