National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, 2017. - pp. 167-170. Контактная информация: spevseev@gmail.com
Статья поступила в редакцию 02.10.2017
УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПОРЯДКА ИХ ПРОХОЖДЕНИЯ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Юлия Валерьевна Карпичева, врач-невролог, заведующая поликлиникой «Новое Девяткино», ГБУЗ ЛО «Токсовская РБ», пос. Токсово, Ленинградская область; Евгения Александровна Назаренко, старший преподаватель, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье предложен новый алгоритм реализации учебных программ по физической культуре и спорту. Отражаются проблемы планирования учебного процесса, составления учебных планов по направлениям, рабочих программ дисциплин. Авторы предлагают пути решения задач успешного освоения учебных программ студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Основой образовательного алгоритма выступает логически связанное планирование учебных дисциплин по физической культуре на основе единства целей и задач, и вариации используемых средств.
Ключевые слова: контактная работа преподавателя, учебный план, рабочая программа дисциплины, учебное отделение, учебно-тренировочное занятие, методико-практическое занятие, непрофильная дисциплина, адаптивная физическая культура.
FEATURES OF CURRICULUM DEVELOPMENT FOR PHYSICAL CULTURE AND WAY OF THEIR PASSING TAKING INTO ACCOUNT THE STATE OF HEALTH AND LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, Northwest Institute of management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Yulia Valeryevna Karpicheva, the neurologist, managing the policlinic "New Devyatkino", Toksovo Regional hospital, settlement Toksovo, Leningrad Region; Evgeny Aleksandrovna Nazarenko, the senior teacher, Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, St. Petersburg Legal Institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, St. Petersburg
Annotation
The article gives the new algorithm for implementation of the training programs on physical culture and sport. Problems of planning of the educational process, drawing up the curricula following the directions, working programs of disciplines have been reflected. Authors offer the solutions for the problems of successful development of training programs by the students with deviations in the state of health. As a basis of the educational algorithm there is logically linked planning of the subjects on physical culture on foundation of unity of the purposes and tasks, and variations of the used means.
Keywords: contact work of teacher, curriculum, working program of discipline, educational office, educational and training occupation, methodical-practical occupation, non-core discipline, adaptive physical culture.
Одним из факторов, влияющих на качество и продолжительность жизни человека, является уровень культуры и благосостояния общества. Физическая культура, являясь
частью общей культуры, в той или иной мере присутствует в жизни каждого человека на всех этапах его развития. Она направлена, в первую очередь, на формирование, обеспечение и сохранение здоровья, повышение уровня развития физических качеств, воспитание гармонически развитой личности и, как следствие, улучшение качества самой жизни. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Следуя теории ортобиоза И.И. Мечникова о правильной рациональной жизни, каждый человек обязан постигнуть «искусство жить»: быть здоровым и работоспособным до глубокой старости. Основополагающими факторами, влияющими на здоровье человека, являются: наследственность, состояние окружающей среды, уровень медицинской помощи в обществе, образ жизни. При всем при этом наибольшее влияние на состояние здоровья человека оказывает образ жизни. Следовательно, уровень здоровья в большей степени зависит от индивидуальных усилий каждого человека. Образ жизни для поддержания хорошего уровня здоровья должен быть «здоровым». Отношение к здоровому образу жизни, формируется под влиянием уровня культуры в обществе, воспитания в семье, в образовательных учреждениях и опирается на мотивацию и волевые качества человека.
В формировании здорового образа жизни главенствующую роль играет режим оптимальной двигательной активности, а наиболее благоприятным и весомым периодом формирования физических качеств и здоровья человека являются студенческие годы. На это направлен студенческий спорт, физическое воспитание студентов и образовательный процесс по физической культуре. Физическая культура в современном образовательном пространстве представлена сразу двумя дисциплинами разной направленности, но объединенных единой компетенцией, общий смысл которой для всех направлений и уровней высшего образования предполагает овладение знаниями и навыками, связанными с умением правильно самостоятельно использовать средства физической культуры для повышения уровня здоровья, физического развития и функционального состояния организма достаточного для успешной профессиональной деятельности. Первая дисциплина «Физическая культура» относится к Базовому блоку 1 дисциплин и имеет преимущественно теоретическую направленность с определенным ФГОС ВО объемом 72 академических часа или 2 зачетных единицы. Вторая дисциплина в программах различных направлений и уровней имеет различные названия, например: «Прикладная физическая культура», «Элективные курсы по физической культуре», «Физическая культура и спорт», «Общефизическая подготовка», «Специальная физическая подготовка», « Физическая культура (элективная дисциплина)» и т.д. Она относится к блоку элективных дисциплин (модулей), имеет практическую направленность с объемом 328 академических часов.
Условием эффективной реализации обеих дисциплин является правильное понимание общеобразовательных связей этих дисциплин и их преемственности, которые должны отражаться в рабочих программах (РПД) учитываться при планировании и определении их места в учебном плане. При планировании необходимо учитывать целый ряд особенностей связанных с тем, что эти дисциплины являются самыми большими по учебному объёму, самыми затратными и входят в состав всех образовательных программ. Именно поэтому, составляя учебные планы, надо руководствоваться планированием этих дисциплин в первую очередь, несмотря на то, что они являются не профильными дисциплинами. Для удобства составления учебных планов федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования последнего поколения предусмотрено, что 328 академических часов занятий по практической части физической культуры не включаются в объем программы и не переводятся в зачетные единицы, но являются обязательными для исполнения. Они распределяются равномерно на всем периоде обучения из расчета 4 часа в неделю контактной работы преподавателя со студентом. Такая контактная работа может проводиться как в учебное, так и во внеучебное время. Это дает широкие возможности планирования дисциплины в рамках не только учебного расписания, но и расписания работы спортивных секций под руководством препо-
давателя.
Дисциплина «Физическая культура» Базового блока 1 имеет теоретический и ме-тодико-практический разделы, которые носят опережающий характер по отношению к практическим формам занятий, т.е. к дисциплине «Физическая культура» элективного блока. В теоретический раздел входят лекции, семинары и самоподготовка студентов этим занятиям. Он «предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития. Методико-практический раздел предусматривает овладение студентами системой специальных методик, направленных на сохранение, укрепление здоровья, контроля и самоконтроля за самочувствием при занятиях физическими упражнениями, для повышения уровня физического развития и их практическому использованию в повседневной деятельности. Проведение методико-практических занятий строится на выполнении студентами под руководством преподавателя практических заданий по методике самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, самообследования уровня физического развития, здоровья и функционального состояния организма, составлению оптимального режима двигательной активности, методике развития физических качеств, методике тренировки» [3].
Дисциплина «Физическая культура» Базового блока 1 является обязательной для студентов всех групп здоровья и всех форм обучения в объеме, определенным учебным планом. Для очной формы обучения её целесообразнее проводить в первом семестре. В это время, как правило, проводится медицинский осмотр студентов, который нередко затягивается, что приводит к невозможности проведения учебно-тренировочных занятий, т.к. «студенты не прошедшие медицинский осмотр, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются» [4].
Практический раздел является обязательным для студентов всех групп здоровья в очной форме обучения, он позволяет на основе дисциплины «Физическая культура» Базового блока 1 «строить и развивать практические умения и навыки использования средств и методик физической культуры на учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Физическая культура» элективного блока дисциплин» [1]. Студентам первого и второго курса предлагаются темы по видам спорта, которые традиционно культивируются в образовательной организации, для реализации которых есть соответствующая материальная база и квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Темы практических учебно-тренировочных занятий заканчиваются проведением контрольных занятий в форме спортивных соревнований в группах, на курсах. «Студенты третьего курса занимаются выбранным видом спорта или системой физических упражнений на основе пройденного учебного материала в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)» [2]. Возможно, как альтернатива, в рамках ППФП включение в программу тем по обеспечению личной безопасности на базе обучения боевым приемам борьбы (самообороны), выработке навыков стрелковой подготовки, передаче знаний по применению гражданского оружия в рамках правового поля и воспитанию психологической устойчивости при действиях в чрезвычайных ситуациях социального (террористического и криминального) характера. Наибольшей популярностью такие занятия пользуются у студентов очно-заочной и заочной форм обучения. Итогом занятий по теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка» является оценка сформирован-ности заданных компетенций средствами выполнения студентами нормативов ППФП, рекомендованных кафедрой физической культуры и тестов по спортивно-технической подготовке (СТП) в избранном студентом виде спорта, системе физических упражнений или системе обеспечения личной безопасности.
Реализация дисциплины «Физическая культура» элективного блока для студентов всех групп здоровья проводится с учетом состояния их здоровья и уровня физического развития, доступными им средствами и методами.
«Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья» [3].
Для того чтобы решить эти задачи в полном объёме необходимо в начале учебного года провести медицинский осмотр студентов для допуска их к практическим занятиям по физической культуре и по его итогам распределить приказом Ректора студентов по учебным отделениям, занятия в которых должны проводиться по отдельным программам.
Распределение студентов по учебным отделениям должно проводиться согласно Приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777 и «Положению об организации медицинского осмотра (обследования) лиц, занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ» от 09.08.2010. №613н (http://base.garant.ru/12178786/). Каждое учебное отделение имеет своей целью формирование компетенций, соответственно требованиям к дисциплине по образовательному направлению, но при этом в каждом отделении используются свои средства и методики для достижения этой цели.
В спортивное учебное отделение определяются студенты, имеющие спортивные разряды и высокий уровень спортивной подготовки, а также студенты 3 курса обучения 1-2 групп здоровья. В спортивном учебном отделении программы занятий опираются на расписание секционной спортивной работы. Они проводятся преподавателями кафедры физической культуры совместно с тренерами-преподавателями штатного Спортивного клуба в секциях начинающих спортсменов (студенты 3 курса) по видам спорта или системам физических упражнений, представленных в программах основного отделения на 1-2 курсах обучения, а также в сборных командах вуза по программам отдельных видов спорта.
В основное учебное отделение определяются студенты 1 и 2 групп здоровья. В основном учебном отделении «для проведения практических занятий по физической культуре и спорту формируются учебные группы численностью не более 20 человек с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся» [5]. Занятия проводятся в рамках расписания учебных занятий на 1 и 2 курсах. При работе со студентами 2 группы здоровья необходимо учитывать ограничения физической нагрузки, связанные с особенностями, имеющихся заболеваний.
В специальное учебное отделение определяются студенты 3 и 4 групп здоровья, а также студенты с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды). В специальном учебном отделении занятия по дисциплине «Физическая культура» элективного блока проводят преподаватели прошедшие специальную переподготовку. Учебный процесс реализуется по трем направлениям:
- у студентов 4 группы здоровья, полностью освобожденных от практических учебно-тренировочных занятий, программа обучения строится на проведении с ними ме-тодико-практических занятий и самостоятельной работе студента при подготовке к таким занятиям, на которых студенты выполняют практические (сюжетные) задания и выступают в роли помощника руководителя занятия, организатора соревнований, судьи соревнований на базе реализации программы основного учебного отделения и плана спортивной работы образовательной организации;
- при личном обращении студента-инвалида дисциплина должна быть реализована по индивидуальным, специально разработанным программам на базе адаптивной физической культуры в форме индивидуальных занятий;
- со студентами 3 группы здоровья учебные занятия направлены на развитие основных физических качеств и укрепление здоровья средствами оздоровительной гимнастики и плавания, корригирующей гимнастики и спортивных игр по упрощенным правилам. Они проводятся по отдельной программе с учетом двигательных ограничений, рекомендаций по состоянию здоровья, с делением обучаемых по категориям заболеваний.
В процессе организации и проведения медицинского сопровождения учебно-тренировочных занятий физической культурой и занятий спортом необходимо руководствоваться следующими документами и приказами:
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гл.2 ст.4,8,12 п.1,4; ст.30 п.3 и изменения к приказу от 06.12.2011 №412 ст.34.3 п.2,4; ст. 34.5.;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 №613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» ст.2,12,13,14,15.;
- Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994 г. № 777;
- СанПиН 1567-76 «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту»;
- Ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры ВСН 62 91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения»;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11 1995г. №181-ФЗ в редакции от 29.12.2004 г.;
- Сборник нормативно-правовых документов в области паралимпийского спорта // автор-составитель А.В. Царик; под общей редакцией П. А. Рожкова; Паралимпийский комитет России. - М. : Советский спорт, 2009. - 784 с.;
- Регламенты и руководства общероссийских спортивных федераций.
Дополнительно к ним образовательная организация разрабатывает положение по
реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в котором прописывается порядок проведения занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать выводы:
1. Дисциплина «Физическая культура» Базового блока 1 при таком планировании носит опережающий характер и рекомендуется для студентов всех групп здоровья, всех форм обучения. Для очной формы обучения планируется в 1 семестре. Планируется в рамках расписания выделенного времени (дня) для освоения практических занятий на семестр. Студенты с отклонениями в состоянии здоровья могут осваивать теоретический и методический материал под руководством преподавателя, используя, в том числе, интернет-технологии, получают индивидуальные рекомендации и консультации по выполнению методико-практических заданий, составлению коррекционных комплексов и индивидуальных программ двигательной активности [2]. Распределение учебной нагрузки для очной формы обучения можно определить следующим образом: в 1 семестре дисциплина «Физическая культура» Базового блока 1 содержит 16 часов лекций, 8 часов семинаров, 8 часов методико-практических занятий, 40 часов самостоятельной работы студента, вид промежуточной аттестации - зачет с оценкой.
2. Дисциплина «Физическая культура» элективного блока реализуется с учетом требований руководящих документов, состояния здоровья студентов, наличия материальной базы и уровня имеющегося профессорско-преподавательского состава по отдельным программам для студентов каждого учебного отделения и каждой группы здоровья,
но в контексте программы основного учебного отделения. Исключение составляют индивидуальные учебные программы для студентов, с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидами). Для студентов очно-заочной и заочной форм обучения можно предложить в рамках профессионально-прикладной физической подготовки тему по обеспечению личной безопасности средствами прикладного рукопашного боя, прикладной стрелковой подготовки и развития психической устойчивости и умения принимать адекватные решения в условиях чрезвычайных ситуаций и ограниченного времени, что наиболее актуально в настоящее время. Распределение учебной нагрузки для очной формы обучения можно определить следующим образом: практические учебно-тренировочные занятия в 1-ом семестре 28 часа, во всех последующих - по 60 часов, промежуточная аттестация -зачет без оценки с 1-го по 6-й семестр включительно.
Спланированное таким образом прохождение дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на базе предложенного содержания рабочих программ дисциплин создает условия для полноценной, качественной работы по физической культуре и спорту со студентами всех групп здоровья и всех форм обучения. Такая схема позволяет: планировать обе дисциплины в рамках единого расписания на всем протяжении обучения, заранее определять выделенные дни занятий для каждого факультета, что упрощает планирование и работу УМО факультетов и закрепленных преподавателей, удачно вписывается в работу спортивного клуба.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец, А.В. Проблемы планирования организации учебного процесса дисциплин по физической культуре в вузе. Перспективы, особенности, пути решения / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, М.И. Шепелева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 6 (148). - С. 9-16.
2. Агеевец, А.В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 8-20.
3. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М. В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-13.
4. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» от 26 июля 1994 г. № 777 [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=313893&rnd=290511.1868011087 &from=311471-0#0. - Дата обращения 01.09.2017.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71721568/. - Дата обращения 01.09.2017.
REFERENCES
1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu. and Shepeleva, M.I. (2017), "Problems of planning of the organization of educational process of disciplines for physical culture in higher education institution. Prospects, features, solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp. 9-16.
2. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu. and Efimova-Komarova, L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 8-20.
3. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competence-based orientation of realization of two disciplines on physical culture and sport within new FGOS VO", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 9-13.
4. The order of the State committee of the Russian Federation on the higher education "About the organization of process of physical training in higher educational institutions" of July 26, 1994 No. 777, available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=313893&rnd=290511.1868011087 &from=311471-0#0.
5. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 4/5/2017 No. 301 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy", available at: http://base.garant.ru/71721568/.
Контактная информация: ageevets59@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.10.2017
УДК 796.922.093.642
КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БИАТЛОНИСТОВ
Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, Заслуженный мастер спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
В статье представлена методика оценки интегральной подготовленности биатлонистов в тесте со ступенчато возрастающей нагрузкой на беговом тредбане и на лыжном тренажере Concept 2 со стрельбой на компьютерном тренажере «Скатт». Показано, что устойчивость системы «стрелок-оружие» является одним из лимитирующих факторов, предопределяющим качество выстрела при стрельбе, так как прямым образом влияет на все показатели выполнения стрелкового упражнения в биатлоне. Предложенный тест характеризуется высокой информативностью, позволяет оценить уровень комплексного проявления функциональной и стрелковой подготовленности биатлонистов и выявить лимитирующие факторы подготовленности спортсменов.
Ключевые слова: стрелковая подготовка, длина траектории прицеливания, устойчивость системы «стрелок-оружие», лактат, аэробная работоспособность, тренажер Concept 2, беговой тредбан.
COMPLEX TEST FOR ASSESSING INTEGRAL PREPAREDNESS OF BIATHLETES
Nikolay Stepanovich Zagursky, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yana Sergeyevna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, Honored Master of Sports, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk
Annotation
The article presents the methodology of estimation of the integral readiness of biathletes in the test with the step-by-step increasing load on the running treadmill and on the ski simulator Concept 2 with shooting on the computer-training simulator "Skatt". It has been shown that stability of the system "marksman-weapon" is one of the limiting factors, predetermining the shot quality at shooting, as it influences in the direct way on all indicators of performance of shooting exercise in biathlon. This test is informative; it allows estimating the level of complex manifestation of the functional and shooting readiness at biathletes, revealing the limit factors of the athlete's preparedness.
Keywords: shooting preparation, length of aiming's trajectory, stability of system "marksman-weapon", lactate, aerobic working capacity, simulator Concept 2, running treadmill.
Актуальность и проблема исследования обусловлены возросшими запросами соревновательной деятельности и недостаточностью сведений о лимитирующих факторах стрелковой подготовленности биатлонистов во время физической нагрузки. В настоящее