Научная статья на тему 'Модели деятельности кафедр физической культуры по обеспечению формирования гармонично развитой личности безопасного типа'

Модели деятельности кафедр физической культуры по обеспечению формирования гармонично развитой личности безопасного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / БАКАЛАВРИАТ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ / СПОРТИВНЫЙ АКТИВ / КОНТАКТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильков Валерий Геннадьеви, Ефимов-комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-комарова Людмила Борисовна, Камачева Екатерина Александровна, Лебедева Лариса Федоровна

В статье проводится анализ возможных моделей деятельности кафедр физической культуры по реализации дисциплин, направленных на здоровьесбережение и формирование гармонически развитой личности безопасного типа. Критерием успешности освоения учебных программ выступает логически связанное сочетание обязательных и выборных составляющих учебных дисциплин по физической культуре, личной безопасности, экологии, безопасности жизнедеятельности и спортивной работы на основе постоянного мониторинга здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильков Валерий Геннадьеви, Ефимов-комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-комарова Людмила Борисовна, Камачева Екатерина Александровна, Лебедева Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of activities of departments of physical culture for ensuring formation of harmoniously developed personality of safe type

The article presents the analysis of the possible models of activities of the departments of physical culture for realization of the disciplines directed to the health saving and formation of the harmoniously developed identity of safe type. As criterion of success for development of the training programs there is a logically connected combination of the obligatory and elective components of the physical culture subjects, personal security, ecology, health and safety and sports work on the basis of the continuous monitoring of the students health.

Текст научной работы на тему «Модели деятельности кафедр физической культуры по обеспечению формирования гармонично развитой личности безопасного типа»

9. Шепелева, Н.Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук / Шепелева Н.Ю. - Кострома, 2004. - 213 с.

REFERENCES

1. Vasiliev, V.V., Suprunov, A.G. and Stolpovsky, D.M. (2014), "Methodological peculiarities of conducting practical classes with the use of polygons and the involvement of employees of the territorial OVD with students studying on-line crimes in the faculty of professional education Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia", Legal science and practice Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia, No. 26, pp. 170-174.

2. Vasiliev, V.V. (2017), "Studied at the Suvorov military schools of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation as part of an ongoing law enforcement education", Science and School, No. 6, pp. 125-131.

3. Koptyaeva, L.V. (2000), Features of the process of production of educational services as a factor of social education, dissertation, Kostroma.

4. Protasova, I.V. (2001), Pedagogical ensuring process of accumulation of social experience of students in terms of school, dissertation, Kostroma.

5. Rean, A.A., Bordovskaya, N.V. and Rozum, S.I. (2007), Psychology and pedagogics, Peter, St. Petersburg.

6. Skvortsova, M. A. (2016), Pedagogical support of creation of situations of success of the child in the educational environment of primary school, dissertation, Kostroma.

7. Meeting on the development of secondary vocational education. Vladimir Putin held in Yekaterinburg a meeting on the development of the system of secondary professional education, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/56992.

8. Timonin, A.I. (2008), Socio-pedagogical support ofprofessional formation of students of humanitarian faculties of the University, dissertation, Kostroma.

9. Shepeleva N. Yu. (2004), Pedagogical support of the process of socialization of students in a non-governmental educational institution, dissertation, Kostroma.

Контактная информация: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2018

УДК 796.011.3

МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

БЕЗОПАСНОГО ТИПА

Валерий Геннадьевич Васильков, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Екатерина Александровна Камачева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Лариса Федоровна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Борисович Перельман, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического

приборостроения

Аннотация

В статье проводится анализ возможных моделей деятельности кафедр физической культуры по реализации дисциплин, направленных на здоровьесбережение и формирование гармонически развитой личности безопасного типа. Критерием успешности освоения учебных программ выступает логически связанное сочетание обязательных и выборных составляющих учебных дисциплин по физической культуре,

личной безопасности, экологии, безопасности жизнедеятельности и спортивной работы на основе постоянного мониторинга здоровья студентов.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, тренер-преподаватель, бакалавриат, преемственность программ обучения, спортивный актив, контактная работа преподавателя.

MODELS OF ACTIVITIES OF DEPARTMENTS OF PHYSICAL CULTURE FOR ENSURING FORMATION OF HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY OF

SAFE TYPE

Valery Gennadievich Vasilkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Institute of Culture; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Northwest Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Ekaterina Aleksandrovna Kamacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Institute of Culture; Larisa Fedorovna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Borisovich Perel-man, the senior teacher, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Annotation

The article presents the analysis of the possible models of activities of the departments of physical culture for realization of the disciplines directed to the health saving and formation of the harmoniously developed identity of safe type. As criterion of success for development of the training programs there is a logically connected combination of the obligatory and elective components of the physical culture subjects, personal security, ecology, health and safety and sports work on the basis of the continuous monitoring of the students health.

Keywords: federal state educational standard of the higher education, trainer-teacher, bachelor degree, continuity of programs of training, sports asset, contact work of the teacher.

Проведя анализ изменений, происходящих в процессе развития федеральных образовательных стандартов высшего образования, мы пришли к заключению, что с введением каждого последующего образовательного стандарта, сокращается объем требований руководящих документов к организации занятий физической культурой и другим дисциплинам высшего образования, направленными на обеспечение уровня здоровья, достаточного для полноценной социальной и профессиональной деятельности. Объем содержательной части приказа Государственного Комитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» №777 от 26.07.1994 г. составлял 4 страницы, а утвержденная им «Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений» 16 страниц. Документ полностью регулировал учебную, физкультурно-оздоровительную, туристическую и спортивную работу в образовательной организации. Современные руководящие документы, обуславливающие организацию учебного процесса высшего образования по физической культуре, укладываются в три предложения ФГОС ВО третьего поколения, с небольшими дополнениями в Приказе Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». В частности, в современном образовательном пространстве организациям дано право на самостоятельное решение по реализации программ дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, исходя из положений ФГОС ВО третьего поколения:

«2.3. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

- в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» в объеме не менее 72 академических часов / 2 зачетных единиц;

- в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы бакалавриата. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья» (http://classinform.ru/fgos/49.03.01-fizicheskaia-kultura.html).

Государство оставило физическую культуру, точнее её теоретическую составляющую, в базовом блоке, тем самым подтвердив её статус, и в то же время расширило возможности и варианты проведения учебно-тренировочных занятий, исходя из реальных возможностей, спортивных традиций, наличия и уровня профессорско-преподавательского состава вузов. Успешность реализации дисциплин по физической культуре при таком порядке прохождения находится в прямой зависимости их взаимосвязи с дисциплинами, способствующими формированию здорового и безопасного образа жизни, а также нового понимания значения, места таких дисциплин, очередности и порядка их прохождения. Практика показывает, к сожалению, что лозунги и призывы о повышении значимости здоровье сберегающих дисциплин, остаются только на бумаге, нередко за ними скрывается не желание что-то изменять в организации устоявшегося учебного процесса. Не понимание главенствующей роли этих дисциплин в сохранении здоровья, обеспечения личной безопасности и работоспособности, не понимание, что от успешности освоения этих дисциплин зависит уровень освоения всех образовательных программ, а в дальнейшем вся социальная и профессиональная деятельность выпускников, является причиной дезорганизации междисциплинарных структурно-логических связей.

В контексте широких, практически неограниченных полномочий, данных образовательным организациям, рассмотрим, как происходит реализация дисциплин (модулей) по физической культуре вузах Санкт-Петербурга и обобщим передовой опыт их взаимодействия и преемственности с дисциплинами призванными формировать здоровый и безопасный образ жизни.

1. В настоящий момент в образовательных программах вузов Санкт-Петербурга встречается множество названий дисциплин по физической культуре блока элективных дисциплин по выбору: «Элективные курсы по физической культуре», «Физическая культура и спорт», «Физическая подготовка», «Прикладная физическая культура», «Физическая культура (элективная дисциплина)», «Общефизическая подготовка», «Специальная физическая подготовка» и др. Происходит это потому, что многие неправильно трактуют слово «элективная», используемое в ФГОС ВО. Элективность заключается не в праве студента заниматься избранным им видом спорта или системой физических упражнений, не к содержательной части дисциплины, а к тому блоку дисциплин ФГОС ВО, за которым она закреплена. Неправильное понимание этого приводит к некорректным названиям дисциплин, что в последующем влияет на их содержание и пути реализации.

ПРЕДЛАГАЕМ

Ввести общие единые для всех направлений образования названия дисциплин по физической культуре, исходя из их содержательной составляющей:

- в рамках Блока 1 дисциплина «Теоретические основы физической культуры» в объеме не менее 72 академических часов / 2 зачетных единиц в виде лекций, семинаров, методико-практических занятий и обязательных часов для самостоятельной работы студента во всех формах обучения;

- в рамках элективных дисциплин - «Практикум по физической культуре» в очной форме обучения в объеме не менее 328 академических часов учебно-тренировочных и ме-тодико-практических занятий, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы специалитета и бакалавриата. Причем именно последнее положение дает возможность более гибко планировать

проведение учебно-тренировочных занятий, как в рамках учебного расписания, так и согласно расписанию работы спортивных секций вуза.

2. Реализация дисциплины Блока 1 «Теоретические основы физической культуры» даже в отдельно взятом вузе происходит по-разному для каждого направления обучения: кто-то включает прохождение дисциплины в учебные планы в одном семестре, а кто-то на протяжении шести семестров. Прохождение дисциплины учебным объемом 72 академических часов в течении трех курсов обучения теряет всякий образовательный смысл. Некоторые вузы, включая в содержание дисциплины лекции и семинары, почему-то не включают самостоятельную работу студентов (СРС) по подготовке к семинарам, зачетам. Другие, наоборот, включают одну лекцию и одно семинарское занятие, а оставшиеся часы списывают на СРС. Третьи, не задумываясь о содержательной части, включают в содержание лекции и практические занятия. Четвертые идут по пути «наименьшего сопротивления», оставляя в программе просто практические занятия, не отличающиеся ничем от занятий физической культурой элективного блока.

При реализации практической дисциплины элективного блока также нет единства. Говоря о реализации дисциплины элективного блока, отмечаем, что она происходит неравномерно от 6 до 8 семестров, от 28 до 100 часов в семестр. Общеизвестно требование руководящих документов в сфере образования о необходимости равномерного распределения учебной нагрузки на всем периоде обучения, не менее 4 академических часов учебных практических занятий по физической культуре в неделю. Это требование является условием планирования практических занятий.

ПРЕДЛАГАЕМ

«Определить порядок реализации дисциплин по физической культуре, исходя из того, что теоретический раздел программы носит опережающий характер по отношению к другим формам занятий. Он предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития» [3]. Проведение лекций рекомендуем с использованием электронных презентаций, а проведение семинарских занятий с использованием тестового материала лекций и ответов студентов на вопросы, рекомендованные для самостоятельного изучения в составе назначенных подгрупп также с использованием электронных презентаций, что повышает способность восприятия учебного материала и взаимодействия в работе студентов.

Дисциплина «Теоретические основы физической культуры» является обязательной для студентов всех групп здоровья и всех форм обучения в объеме, определенным учебным планом. Для очной формы обучения её целесообразнее проводить в первом семестре по расписанию проведения практических учебно-тренировочных занятий, запланированных на текущий учебный год. Реализация в сентябре - октябре по алгоритму: в неделю 4 часа лекций, а в следующую неделю 2-х часовой семинар и 2-х часовое методико-практи-ческое занятие и т.д. Соответственно программа будет выполнена за восемь недель с учетом самостоятельной работы студента. В это время, как правило, проводится медицинский осмотр студентов первого курса, который нередко затягивается, что приводит к невозможности проведения учебно-тренировочных занятий, т. к. «студенты, не прошедшие медицинский осмотр, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются» [4]. «Теоретический раздел программы дополняется методико-практическим разделом, который предусматривает овладение студентами системой специальных методик, направленных на сохранение, укрепление здоровья, контроля и самоконтроля за самочувствием при занятиях физическими упражнениями, для повышения уровня физического развития и их практическому использованию в повседневной деятельности» [3]. Проведение методико-практических занятий строится на выполнении студентами под руководством преподавателя практических заданий по методике самоконтроля при занятиях физическими

упражнениями, самообследования уровня физического развития, здоровья и функционального состояния организма, составлению оптимального режима двигательной активности, методике развития физических качеств, методике тренировки, методике формирования безопасного образа жизни.

За теоретическим и методико-практическим разделом следует практический раздел, который позволяет на основе дисциплины «Теоретические основы физической культуры» строить и развивать практические умения и навыки использования средств и методик физической культуры на учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Практикум по физической культуре». Студентам первого и второго курса предлагаются темы по спортивным играм или фитнесу на выбор и обязательные занятия по легкой атлетике на всем периоде обучения. Темы практических учебно-тренировочных занятий заканчиваются проведением контрольных занятий в форме спортивных соревнований в группах, на курсах, факультетах, в которых принимают участие студенты 1 и 2 групп здоровья, как участники, а студенты 4 группы здоровья (полностью освобожденные от практических занятий), как помощники руководителя занятия и как организаторы проведения и судейства соревнований.

Студентам третьего курса можно предложить заниматься выбранным видом спорта или системой физических упражнений на основе пройденного учебного материала в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Итогом таких занятий по разделу «Развитие прикладных психофизических качеств избранным видом спорта» является оценка сформированности заданных компетенций средствами выполнения студентами нормативов ППФП, рекомендованных кафедрой физической культуры и тестов по спортивно-технической подготовке (СТП) в избранном студентом виде спорта или системе физических упражнений.

Тему ППФП в 5-6 семестре можно предложить реализовать также на основе раздела «Личная безопасность» («Самооборона»). Итогом занятий профессионально-прикладной физической подготовкой по этому разделу программы является оценка сформированности личности безопасного типа средствами прикладного рукопашного боя, использования травматического и стрелкового оружия, использования вспомогательных и подручных средств в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.

Считаем необходимым отметить, что организация практических занятий по освоению технических действий из арсенала прикладного рукопашного боя и стрелковой подготовки успешно решает проблему по вовлечению сотрудников целого ряда направлений обучения в регулярные занятия физической культурой, а это, в свою очередь, в значительной степени компенсирует недостаток двигательной активности [1].

Считаем, что такими средствами можно значительно повысить уровень способности самостоятельного использования средств физической культуры для укрепления здоровья, поддержания уровня физического развития, достаточного для обеспечения безопасной, полноценной социальной и профессиональной деятельности. Это способствует формированию гармонически развитой личности безопасного типа и наиболее полно отражает развитие предложенных федеральными государственными стандартами компетенций. Такая схема позволяет планировать обе дисциплины в рамках единого расписания на всем протяжении обучения, заранее определять выделенные дни занятий для каждого факультета, что упрощает планирование и работу УМО вузов, факультетов и закрепленных преподавателей.

Первый раздел ППФП может проводиться в рамках секционной спортивной работы, а второй раздел проводится на базе военной кафедры или Центра военной (армейской) подготовки, т. к. обязательная программа дисциплины «Физическая подготовка» по теме «Рукопашный бой», а также по дисциплине «Огневая подготовка» созвучна с данным разделом ППФП. Апробирование программы «Личная безопасность» в СЗИУ РАНХ и ГС, АСК РФ, АГП РФ, Академии МВД и других вузах показало высокую степень желания студентов заниматься по этому направлению. Для полноценной его реализации возможно

использование сетевого образования на учебных базах Санкт-Петербургских ВУЗов МО РФ, МВД.

Программы по личной безопасности можно использовать в дополнительном образовании и профессиональной переподготовке как отдельную дисциплину (апробировано в академии генпрокуратуры и в вузах МВД), или как обязательный факультатив. В данном варианте возможно включение в рабочую программу дисциплины (РПД) наряду с практическим разделом теоретического и методического разделов.

3. Каждый год во всех вузах России проводится медосмотр студентов для допуска их к практическим занятиям физической культурой и спортом. Он проводится, как правило, в студенческих поликлиниках или в физкультурных диспансерах, за которыми закреплены вузы, что создает определенные временные трудности особенно в больших городах. Осмотр проводится на основании медицинских справок по форме «086 У» и не всегда носит объективный характер. Тем самым создает предпосылки для возможных негативных явлений на практических занятиях физической культурой.

ПРЕДЛАГАЕМ

Проводить углубленный медосмотр с привлечением медицинской комиссии непосредственно в вузе. Такая форма значительно упростит этот процесс по времени и организации, повысит его качество. Необходимо на основании итогов медосмотра ежегодно распределять приказом ректора студентов по учебным отделениям, занятия в которых должны проводиться по отдельным программам.

«В спортивное учебное отделение определяются студенты, имеющие спортивные разряды и высокий уровень спортивной подготовки, а также студенты 3 курса обучения 12 групп здоровья.

В основное учебное отделение определяются студенты 1 и 2 групп здоровья.

В специальное учебное отделение определяются студенты 3 и 4 групп здоровья, а также студенты с ОВЗ (инвалиды)» [3].

В специальном учебном отделении занятия проводят преподаватели, прошедшие специальную переподготовку. Учебный процесс реализуется по трем направлениям:

- у студентов 4 группы здоровья, полностью освобожденных от учебно-тренировочных занятий, программа обучения строится на проведении с ними методико-практиче-ских занятий и самостоятельной работе студента при подготовке к таким занятиям, на которых студенты выполняют практические (сюжетные) задания и выступают в роли помощника руководителя занятия, организатора соревнований, судьи соревнований на базе реализации программы основного учебного отделения и плана спортивной работы вуза;

- при личном обращении студента-инвалида дисциплина должна быть реализована по индивидуальным, специально разработанным программам адаптивной физической культуры и реализуется на индивидуальных занятиях со студентом;

- со студентами 3 группы здоровья учебные занятия проводятся по отдельной программе с учетом двигательных ограничений по состоянию здоровья и делением по категориям (группам) заболеваний.

- в основном учебном отделении (студенты 1-2 групп здоровья) учебно-тренировочные занятия проводятся «из расчета не более 20 студентов на преподавателя» [5], но с учетом наличия материальной базы по спорту, наличия имеющихся специализаций профессорско-преподавательского состава и спортивных традиций вуза в рамках расписания учебных занятий на 1 и 2 курсах.

- «в спортивном учебном отделении программы занятий опираются на расписание секционной спортивной работы. Они проводятся преподавателями кафедры физической культуры совместно с тренерами-преподавателями штатного Спортивного клуба (центра) в секциях начинающих спортсменов (студенты 3 курса) по видам спорта, представленных в программах основного отделения на 1-2 курсах обучения, а также в сборных командах вуза по программам отдельных видов спорта» [2].

4. В настоящий момент во многих вузах не спланированы зачеты по теоретической части физической культуры, а проходят зачеты с оценкой каждый семестр только по практической дисциплине. В связи с тем, что практическая дисциплина все больше и больше проявляется в спортивной направленности, а занятия носят учебно-тренировочный характер, назрела необходимость учета спортивно-технической подготовленности, что на деле предполагает развитие специальных физических качеств на базе ОФП.

ПРЕДЛАГАЕМ

Промежуточную аттестацию по «Теоретическим основам физической культуры» проводить в виде зачета с оценкой в первом семестре. В фонд оценочных средств дисциплины включить билеты, где два вопроса носят теоретический характер, а один вопрос методико-практической направленности. «Практикум по физической культуре» каждый семестр заканчивается зачетом без оценки. Такая постановка вопроса стала носить актуальный характер в связи с большим количеством трагических событий с учениками. Статистика утверждает, что за 2016/17 учебный год на занятиях ФК погибло 211 учащихся. Нередко трагические события связаны именно со сдачей практических нормативов. В фонд оценочных средств дисциплины включить практические тесты по ОФП в 1-4 семестрах по выбору студента из пяти предложенных, но отражающих развитие основных физических качеств и тесты спортивно-технической подготовки (СТП) по пройденным видам спорта. В 5-6 семестре тесты по СТП в избранном виде или тесты по личной безопасности (самообороне). В каждом семестре не более шести тестов, оценку которых проводить по пятибалльной системе.

5. В связи с изменениями содержания РПД по физической культуре и спорту и порядка их реализации в сторону спортивного направления назрела необходимость привлечения к практическим учебно-тренировочным занятиям специалистов по предложенным в программах видам спорта (фитнес, спортивные игры, рукопашный бой, стрелковая подготовка, и т.д.). В то же время постоянно растет число студентов с отклонениями в состоянии здоровья, поэтому необходимо привлекать к учебному процессу специалистов, имеющих опыт работы с такой категорией студентов.

ПРЕДЛАГАЕМ

Провести определенные ротации в составе профессорско-преподавательского состава (III 1С) кафедр или предложить преподавателям повысить профессиональный уровень по спортивной и профессиональной специализации, отвечающей требованиям и содержанию программ обучения. Более узкая специализация преподавателей позволит повысить уровень преподавания. Возможно подключение для совместной работы со студентами старших курсов тренеров-преподавателей спортивного клуба (центра), имеющих высшее профильное образование.

Для повышения качества преподавания работу кафедр физической культуры можно разбить по секторам деятельности:

1. Сектор теоретических основ физической культуры и безопасного здорового образа жизни (дисциплины: теоретические основы физической культуры - 72 ак. часа, безопасность жизнедеятельности -72 ак. часа).

2. Специальный учебно-тренировочный сектор по физической культуре (специальное учебное отделение) учебной работы со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, 3-4 групп здоровья по специальным программам с учетом показаний и противопоказаний для занятий физическими упражнениями и студентов-инвалидов по индивидуальным программам (дисциплина практикум по физической культуре - 328 ак. часов).

3. Учебно-тренировочный сектор по физической культуре (основное учебное отделение) учебной работы со студентами 1 и 2 групп здоровья (дисциплина практикум по физической культуре на основе спортивных игр и фитнеса -328 ак. часов).

4. Спортивный учебно-тренировочный сектор (спортивное учебное отделение) учебной работы со студентами спортсменами, членами сборных команд и группами

начинающих спортсменов - студентов 3 курса, занимающихся видами спорта по выбору из предложенных программой основного учебного отделения на 1-2 курсах. Занятия в спортивных секциях вне сетки расписания (дисциплина практикум по физической культуре -328 ак. часов).

5. Сектор физической подготовки на базе военной кафедры или центра армейской подготовки (дисциплина физическая подготовка - 400 ак. часов)

6. Сектор специальной подготовки на базе военной кафедры или центра армейской подготовки (дисциплина личная безопасность для студентов всех форм обучения, а также обучающихся по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации -72 ак. часа).

7. Сектор дополнительного образования на базе факультета дополнительного образования для студентов очной формы обучения. Углубленное изучение организации тренировок и соревнований по различным массовым видам спорта с выдачей сертификата об освоении дополнительной образовательной программы - 72 ак. часа по возможным, соответствующим вузу образовательным направлениям (Например: по направлению социально-культурная деятельность на базе дисциплины «Спортивно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности»).

6. В настоящее время наблюдается изменение требований к преподавателю, проявляющееся в устойчивом повышении учебной нагрузки преподавателей физической культуры, выражающееся в объективном изменении количества студентов, закрепленных за преподавателем на учебно-тренировочном занятии (от 10-12 в рамках ФГОС второго поколения, до 20 - в рамках ФГОС ВО третьего поколения); в скрытом повышении нагрузки профессорско-преподавательского состава до максимальных значений допустимой ста-вочной нагрузки в 900 академических часов без учета квалификации преподавателя. С изменением требований ФГОС ВО к качеству образования многие вузы заключают с преподавателями так называемые «эффективные контракты». Однако оценка эффективности работы преподавателя в этих контрактах прописана для преподавателей по всем дисциплинам одинаково, т. е. унифицирована абстрактно без учета особенностей реальной работы. Основу оценки деятельности преподавателя составляет в основном учебно-методическая и научная работа (количество разработанного учебно-методического материала, публикаций и ссылок на них, согласно индексу цитирований). От этого зависит уровень доплат преподавателя. Если для теоретической дисциплины такая оценка может в чем- то соответствовать, то для практической дисциплины не подходит кардинально. Оценка должна строиться больше на практической направленности и быть отличной от дисциплин других кафедр.

ПРЕДЛАГАЕМ

Определять учебную нагрузку преподавателей физической культуры, исходя из его квалификации и учета специфики деятельности. Оценку эффективности работы преподавателя физической культуры проводить отдельным кафедральным рейтингом, в который включить:

- уровень спортивной, профессиональной подготовки преподавателя (наличие спортивных званий, наличие судейских категорий, тренерских званий и категорий, а также звания «Заслуженный работник физической культуры»);

- показатели спортивной работы преподавателя:

а) личное участие в соревнованиях ВУЗа;

б) личная сдача норм ГТО;

в) личное участие в организации и проведении соревнований и оздоровительно-туристических мероприятий в ВУЗе;

г) выполнение студентами в закрепленных за преподавателем группах норм ГТО;

д) участие в подготовке сборных команд ВУЗа;

е) участие студентов из закрепленных за преподавателем групп в соревнованиях за сборные команды ВУЗа.

- показатели работы по учебно-методическому обеспечению учебного процесса (разработка и переработка РПД, методических материалов по обеспечению учебного процесса);

- показатели научной работы преподавателя (работа в СНО, написание научных трудов, участие в научных конференциях);

- критерии по уровню личного здоровья (ведение здорового образа жизни (ЗОЖ), отсутствие вредных привычек, отсутствие невыходов на работу по больничным листам);

- критерий рабочего стажа в вузе (5-10-15-20 и более лет).

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что деятельность кафедр физической культуры на современном этапе носит комплексный характер и может включать в себя реализацию не только дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, но и дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Личная безопасность», «Экология» и др. Имея своей целью преемственность и взаимосвязь этих дисциплин в контексте образовательного процесса, необходимо в ходе их реализации сочетать теоретические, методические и практические составляющие. Их направленность: повышение возможностей обучающихся по формированию здорового образа жизни, уровня развития здоровья, необходимого для полноценной профессиональной деятельности, обеспечение личной безопасности в изменяющемся мире, овладение здоровье сберегающими технологиями [2]. Занятия «Практикум по физической культуре» на основе учебно-тренировочных переходят для студентов старших курсов на новую стадию - тренировочных занятий избранным видом спорта. Взаимопроникновение спорта в учебный процесс по физической культуре является неизбежной необходимостью в системе высшего образования. Оно объективно отражает реальную действительность процессов, происходящих в нём. Для качественной реализации образовательных программ в представленных секторах деятельности кафедр физической культуры, необходима более глубокая и узконаправленная подготовка ППС с использованием потенциала спортивных клубов, военных кафедр в тесном сотрудничестве с факультетами и отделами воспитательной и вне учебной работы. Вся эта деятельность будет успешной только при правильном понимании, в первую очередь, руководителями факультетов и вузов первостепенной важности дисциплин по формированию здорового и безопасного образа жизни для обеспечения освоения всех других дисциплин и обязательном учете этого при составлении учебных планов по направлениям образования. Дисциплины, обеспечивающие достаточный уровень здоровья и безопасности обучаемых необходимо выделить на уровне ФГОС ВО в отдельный блок обязательных дисциплин и присвоить ему символический № 1 по всем направлениям обучения, при этом выделить надлежащие, единообразные для всех направлений и обязательные для формирования в процессе обучения компетенции блока универсальных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, А.В. Тактика выживания отдельных категорий госслужащих в кризисных ситуациях : учебно-методическое пособие / А.В. Агеевец ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - 2-е изд., доп. - СПб.

: [б. и.], 2017. - 47 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Актуальные направления обучения технологиям обеспечения личной безопасности отдельных категорий государственных служащих / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова, М.Б. Перельман // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 14-22.

3. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-14.

4. Приказ ГОСКОМВУЗА РФ от 26.07.1994 N 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» [Электронный ресурс] // URL : http://old.lawru.info/le-gal2/se17/pravo17166/index.htm. - Дата обращения: 01.01.2017.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным

программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 01.01.2018).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V. (2017), Tactic of survival of separate categories of government employees in crisis situations: an educational and methodical grant (the edition second added), St. Petersburg.

2. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Kuznetsov, P.K., Naza-renko, E.A., Puchkova, M.V. and Perelman, M.B. (2017), "Relevant directions of training to technologies of ensuring personal security of separate categories of public servants", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154. No. 12, pp. 14-22.

3. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova M.V. (2017), "Competence-based orientation of realization of two physical culture and sport disciplines within new federal state educational standards of the higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 9-14.

4. The order of GOSKOMVUZ of the Russian Federation from 7/26/1994 N 777 "About the organization of process of physical training in higher educational institutions", available at: http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm.

5. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 4/5/2017 No. 301 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy", available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71621568/.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2018

УДК 796.078

АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Валентина Владимировна Вдовина, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент,

Дмитрий Владимирович Чилигин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

Статья посвящена особенностям стратегического развития Дальневосточной государственной академии физической культуры, Проанализированы следующие аспекты стратегические аспекты высших учебных заведений: модернизация учебного процесса на основе современных образовательных программ и технологий; совершенствование профориентационной работы; модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности; оптимизация образовательно-воспитательной работы; улучшение показателей социально-экономического развития; укрепление и развитие международных связей; физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа; развитие спорта высших достижений. В ходе реализации стратегических аспектов в развитие вуза, планируется: повышение качества образования, подготовка квалифицированного работника по физической культуре и спорту, адаптивной физической культуре, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Ключевые слова: стратегия развития, вуз, ДВГАФК, Дальневосточная государственная академия физической культуры, образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.