Педагогические науки
УДК 796.011
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В РАМКАХ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент,
Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье проводится анализ возможных путей реализации компетентностного образования на базе двух дисциплин по физической культуре и спорту: «Физической культуры» и «Элективных курсов по физической культуре». Критерием успешности освоения учебных программ выступает логически связанное сочетание обязательных и выборных составляющих дисциплин, что предоставляет студенту более широкие возможности для реализации своих творческих способностей и способствует повышению мотивации и качества обучения.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, бакалавриат, профессионально-прикладная физическая подготовка, образовательная компетенция, форма контроля, интерактивные формы обучения.
COMPETENCE-BASED ORIENTATION OF REALIZATION OF TWO PHYSICAL
CULTURE AND SPORT DISCIPLINES WITHIN NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER EDUCATION
Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Legal Institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, St. Petersburg; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, NorthWest institute of management of the Russian Academy of national economy and public service under the Russian President; Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, St. Petersburg Legal Institute (branch) of Academy of the Prosecutor General Office of the Russian Federation, St. Petersburg
Annotation
The article covers the analysis of the possible ways for realization of the competence-based education on the basis of two physical culture and sport disciplines: "Physical culture" and "Elective courses on physical culture". Logically connected combination of obligatory and elective components of the disciplines acts as criterion of success in developing the training programs that gives to the student the wider opportunities for realization of the creative abilities and promotes the increase in motivation and quality of training.
Keywords: Federal State Educational Standard of the higher education, bachelor degree, professional and applied physical training, educational competence, control form, interactive forms of education.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, на которые перешло высшее образование России, предполагают широкие возможности и полномочия по реализации дисциплин по физической культуре и спорту ву-
зам. «Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном образовательной организацией» [5]. Этот порядок может определять виды и методики проведения занятий для различных форм обучения, формы промежуточного и текущего контроля, внутреннее содержание (тематику) рабочих программ дисциплин, сроки их прохождения, и ограничен только в объеме реализуемой дисциплины: «Дисциплины (модули)» по физической культуре и спорту реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения и элективных дисциплин в объеме не менее 328 академических часов, указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся » [4]. Министерство Образования оставило дисциплину «Физическая культура» в базовой части Блока 1 в объеме 2 зачетных единиц, тем самым подтвердив её значимость, незыблемость и преемственность в структуре высшего образования. Более того, стал понятен статус самих зачетных единиц по данной дисциплине и вектор её развития - обучение теоретическим основам использования средств и методов физической культуры для повышения уровня здоровья, физического развития, обеспечивающего полноценную социальную и профессиональную деятельность. Такая компетентностная направленность дисциплины «Физическая культура» является лейтмотивом практически по всем направлениям высшего образования. Отличием являются только блоки, в которых находятся эти компетенции: универсальные или общекультурные. Дисциплина является обязательной для студентов всех форм обучения и всех групп здоровья. Объем контактной работы студента с преподавателем зависит от форм обучения и разработанной рабочей программы дисциплины (РПД). На наш взгляд, наиболее интересным и оптимальным, решающим компе-тентностную направленность содержанием РПД, является следующая: лекционный материал - 16 учебных часов, семинарские занятия по материалам лекций - 8 учебных часов, методико-практические занятия по решению сюжетных и практических заданий - 12 учебных часов, самостоятельная работа студента по подготовке к занятиям 36 - час.
Теоретический раздел программы представлен лекциями и семинарами. Он предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования в организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Лекционный материал излагается с применением электронных презентаций, разработанных на кафедре Физической культуры. Содержание лекций должно соответствовать заявленным дидактическим единицам. В ходе лекции приветствуется привлечение студентов к дискуссии. Семинарские занятия строятся на основе лекционного материала. Формами текущего контроля являются: доклад, устный опрос, выступление с презентацией по вопросам, рекомендованным для самостоятельного изучения. В конце семинара проводится экспресс-тестирование на знание и восприятие изложенного материала.
Методико-практический раздел программы предусматривает овладение студентами системой специальных методик, направленных на сохранение, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, и по их практическому использованию в повседневной деятельности. При проведении методико-практических занятий предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:
- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;
- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двига-
тельных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;
- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические сюжетные задания под наблюдением преподавателя;
- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя и другого студента обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.
Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, направлены на развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, умению логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь. Именно поэтому активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую, творческую и физическую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений. Большая часть заданий, выполняемых студентами в ходе изучения данной учебной дисциплины, рекомендуется для выполнения в группах. Это в наибольшей степени относится к заданиям, связанным с проектированием режима оптимальной двигательной активности. К таким заданиям относится составление и презентация комплексов физических упражнений на развитие определенных мышечных групп, составление индивидуальных программ двигательной активности. Такая форма организации работы студентов способствует формированию готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Преподаватель выступает как эксперт по решению студентом конкретной задачи, в основе которой лежат практические и сюжетные задания.
Реализацию дисциплины для очной формы обучения целесообразнее проводить в первом семестре. В это время, как правило, проводится медицинский осмотр студентов, который нередко затягивается, что приводит к невозможности проведения учебно-тренировочных занятий, т.к. «студенты не прошедшие медицинский осмотр, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются» [3]. Сама логика образования предусматривает вначале на основе дисциплины «Физическая культура» передать студентам знания и на этой базе строить и передавать практические умения и навыки на занятиях «Элективными курсами по физической культуре», которая с момента появления ФГОС ВО третьего поколения уже претерпевала некоторые изменения. Вначале она была обозначена как «Прикладная физическая культура» в блоке элективных дисциплин, в настоящее время это «Элективные курсы по физической культуре» в блоке дисциплин по выбору с оговоркой «обязательных», т. е. эта дисциплина уже «выбрана» и обязана присутствовать в учебных планах по всем направлениям высшего образования. К сожалению, многие образовательные организации восприняли такое название дисциплины, как необходимость предоставить студенту тот вид спорта или ту систему физических упражнений, которую он выберет сам для занятий. Это привело к тому, что образовательные организации стали подменять практические учебные занятия просто тренировочными на базе спортивных секций, а это не соответствует требованиям высшего образования в плане проведения занятий тренерами, а не преподавателями, имеющими высшее профильное образование по предмету. Сами понятия «элективность», «выборность» относится именно к блоку дисциплин в учебных планах, к которому отнесена дисциплина, а не к «желанию» студента. Чтобы определиться в содержательной части дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» надо исходить из компетентностной, а главное из ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ направленности учебного процесса.
Вузы, которые поставили целью просто поддержание двигательной активности студента, потеряли образовательную составляющую. Такие организации, обладающие своей хорошей спортивной базой, в погоне за экономией средств под «флагом» массовости спорта нередко предлагают студентам тренировочные занятия в 50-100 секциях. Но, смогут ли они разработать РПД по такому количеству, предложенных видов спорта с учетом того, что в ВУЗе обучение идет, к примеру, по 10 направлениям? Данность пока-
зывает, что им надо разработать от 500 до 1000 РПД, что вряд ли выполнимо.
Мы предлагаем сохранить взаимосвязь между двумя дисциплинами физической культуры, подтвердить компетентностную направленность образовательного процесса и, как итог, высокого уровня сформированное™ рекомендованной компетенции, (содержание компетенции, как правило, одно и то же для обеих дисциплин физической культуры). Для этого содержание «Элективных курсов по физической культуре» выстроить исходя из наличия материальной базы по спорту, спортивных традиций ВУЗа, наличия квалифицированных кадров по видам спорта на кафедре.
Практический раздел программы может реализовываться на 1-2 курсах обучения в рамках учебного расписания предложить темы по спортивным играм (фрисби-алтимат, корфбол, баскетбол, мини футбол), по фитнесу (аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика, кроссфит), по легкой атлетике, спортивно-боевым единоборствам. Целью этих занятий является обучение технике, тактике, правилам соревнований, методике тренировки и повышение уровня общефизической подготовленности, подтвержденного сдачей 5 практических тестов, характеризующих развитие основных физических качеств по выбору студента и теста спортивно-технической подготовленности (СТП) по пройденной теме. На 3-4 курсе обучения предлагаем студенту сделать выбор одного, из предложенных ранее, видов спорта или систем физических упражнений в рамках секционной работы под руководством преподавателя, но поставить целью развитие определенных (заданных) физических качеств выбранным видом. Подтверждением успешности использования методик будет выполнение 5 практических нормативов, разработанных кафедрой с профессионально-прикладной направленностью и теста СТП по выбранному виду спорта. Реализация программы обучения в данном контексте « даст широкие возможности образовательному заведению проводить учебно-тренировочные занятия, как в рамках учебного расписания, так и во внеучебное время - в рамках секционной спортивной работы» [2, с. 28-30]. Такая организация учебного процесса значительно облегчит составление расписания занятий и не противоречит пункту 54 Приказа Министерства образования и науки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», где указано: «Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной» [4]. Это даст возможность студенту на практике творчески подойти к реализации полученных знаний, умений и навыков. Реализация учебного процесса по новым направлениям позволит объединить образовательную теоретическую и практическую составляющие дисциплин по физической культуре с учетом обязательного и выборного компонентов.
При формировании учебных планов мы рекомендуем начать планирование именно с дисциплин по физической культуре в связи с тем, что это позволит правильно их реализовать и облегчит планирование всех остальных дисциплин. «Особое место физической культуры в образовательном процессе всегда определялось:
- прямой и косвенной связью со всеми дисциплинами ФГОС ВО не только на познавательном и образовательном уровне, но как основной составляющей, обеспечивающей уровень здоровья и работоспособности при освоении других дисциплин образовательного процесса;
- единством целей, задач реализуемых дисциплинами, необходимых для формирования общекультурных компетенций любых направлений, форм и уровней высшего образования;
- самой большой учебной трудоемкостью и объёмом академических часов практической направленности;
- необходимостью равномерного распределения учебной нагрузки на 6-8 семестров обучения, в зависимости от программы, для поддержания и улучшения здоровья и
физических кондиций обучающихся (4 часа в неделю, а с учетом внеаудиторной и спортивной работы 6-8 часов);
- учетом особенностей дисциплин, в первую очередь, при составлении расписания занятий (время занятий, периодичность, регулярность);
- организацией медицинских осмотров обучающихся и медицинского сопровождения учебного процесса;
- распределением обучающихся по учебным отделениям для проведения практических занятий с учётом уровня их физической и спортивной подготовленности, пола и состояния здоровья;
- делением учебных групп на подгруппы из расчета 15 обучающихся на преподавателя при проведении практических занятий;
- необходимостью учета наличия или аренды спортивных сооружений для организации учебного процесса» [1].
Качество планирования, безусловно, влияет на качество образовательного процесса. При планировании прохождения дисциплины «Физическая культура» необходимо учитывать её трудоёмкость - 2 зачетных единицы, включая часы, отведенные на самоподготовку студента. При планировании «Элективных курсов по физической культуре необходимо учитывать систематичность занятий и равномерность распределения учебной нагрузки на весь период обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец, А.В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 8-20.
2. Ефимов-Комаров, В.Ю. Варианты моделирования деятельности кафедры физической культуры СЗАГС в современных условиях / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Л.А. Кирьянова // Материалы научно-практической конференции вузов государственной службы России, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / ред. Н.В. Колесников, П.П. Смолев. - СПб. : Изд-во Северо-Запад. акад. гос. службы, 2010. - С. 28-30.
3. Приказ ГОСКОМВУЗА РФ от 26.07.1994 N 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» [Электронный ресурс] // URL : http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm. - Дата обращения 01.01.2017.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70603294/. - Дата обращения 01.01.2017.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479274/. - Дата обращения 01.01.2017.
REFERENCES
1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu. and Efimova-Komarova, L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 8-20.
2. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Kiryanova, L.A. (2010), "Options of modeling of activity of department of physical culture of SZAGS in modern conditions", Materials of a scientific and practical conference of higher education institutions of public service of Russia devoted to the 65 anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945, ed. N.V. Kolesnikov, P.P. Smolev, Publishing house Nord-West Academia of State Services, 2010. - Page 28-30.
3. The order of GOSKOMVUZ of the Russian Federation from 7/26/1994 N 777 "About the organization of process of physical training in higher educational institutions", available at: http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm.
4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2013 N1367 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy" (with changes and additions), available at: http://base.garant.ru/70603294.
5. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 1511 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 40.03.01 Law (bachelor degree level)", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479274/.
Контактная информация: ageevets59@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.02.2017
УДК 796.8
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УДАРНО-БОРЦОВСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В АРМЕЙСКОМ РУКОПАШНОМ БОЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ
Виталий Игоревич Баранюк, майор, преподаватель, Военный институт (общевойсковой) военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия вооруженных сил РФ» (ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ»), Москва
Аннотация
В статье представлен анализ соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в рукопашном бое с целью выявления структуры поединка в аспекте соотношения ударных и борцовских приемов, а также определения наиболее эффективных и часто используемых ударно-борцовских комбинаций. Предложен способ совершенствования наиболее часто используемого комбинированного технического приема - протаскивание партнера в нижнее положение и добивание ногой в голову, использование которого позволяет эффективно вести бой на дальней дистанции и закончить его досрочно или набрать большое количество баллов. Предложенный способ основан на применение технического устройства, позволяющего сопряженно повышать технико-тактическую и специальную физическую подготовленность спортсменов в рукопашном бое, повышать точность и силу ударов, согласованность работы рук и ног, а также осуществлять контроль силы наносимых ударов.
Ключевые слова: армейский рукопашный бой, соревновательная деятельность, ударно-борцовские комбинации, тренажерное устройство.
IMPROVEMENT OF STROKE-WRESTLING TECHNICAL ACTIONS IN ARMY
HAND-TO-HAND COMBAT
Vitaly Igorevich Baranyuk, Major, lecturer, Military Institute (combined arms) of Military Training and Research Center of Ground Forces "Combined Military Academy of the Armed Forces of the Russian Federation ", Moscow
Annotation
The article presents the analysis of competitive activity of the skilled athletes in the army hand-to-hand combat to identify the structure of dual in the aspect of ratio of the striking and wrestling techniques, and determine the most effective and commonly used stroke-wrestling combinations. The proposed method of improvement the most commonly used combined techniques - dragging the partner in the down position and the rebound kicked in the head, which allows you to fight effectively at long-range combat and finish it ahead of time or get a large number of points. The proposed method is based on the use of technical devices involves increasing the technical-tactical and special physical training of sportsmen in hand-to-hand combat, improving the accuracy and power of strikes, the consistency of the hands and feet, as well as to control the force of inflicted blows.
Keywords: army hand-to-hand combat, competitive activity, stroke-wrestling combinations, training device.