Научная статья на тему 'Реализации курса «Физическая культура» (элективные дисциплины)'

Реализации курса «Физическая культура» (элективные дисциплины) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / элективные дисциплины / ФГОС ВО / учебный процесс / посещаемость. / physical education / elective disciplines / GEF VO / educational process / attend- ance.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. А. Сорокина, Е. М. Солодовник

В статье анализируется опыт Петрозаводского государственного университета по реализации дисциплины «Физическая культура» по элективным направлениям, приводятся результаты анкетирования студентов и преподавателей кафедры физической культуры по вопросам перехода на новую систему организации физкультурно-образовательного процесса в вузе. А так же рассматривается взаимосвязь в предпочтениях по выбранным спортивным направлениям и уровнем посещаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE COURSE «PHYSICAL CULTURE» (ELECTIVE DISCIPLINES)

The article analyzes the experience of Petrozavodsk State University on the implementation of the discipline "Physical Education" in elective areas, provides the results of a survey of students and teachers of the Department of Physical Culture on the transition to a new system of organizing physical education and educational process at the university. And also considers the relationship in preferences for selected sports areas and the level of attendance.

Текст научной работы на тему «Реализации курса «Физическая культура» (элективные дисциплины)»

РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

К.А. Сорокина, старший преподаватель Е.М. Солодовник, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10569

Аннотация. В статье анализируется опыт Петрозаводского государственного университета по реализации дисциплины «Физическая культура» по элективным направлениям, приводятся результаты анкетирования студентов и преподавателей кафедры физической культуры по вопросам перехода на новую систему организации физкультурно-образовательного процесса в вузе. А так же рассматривается взаимосвязь в предпочтениях по выбранным спортивным направлениям и уровнем посещаемости.

Ключевые слова: физическая культура, элективные дисциплины, ФГОС ВО, учебный процесс, посещаемость.

До последнего времени учебные занятия по физическому воспитанию в ПетрГУ проводились с учетом распределения студентов по учебным отделениям: основное, подготовительное и специальное (по результатам медицинского обследования). Занятия в рамках отделений проводились по единым рабочим планам и программам, потребности, интересы, предпочтения студента учитывались слабо, либо не учитывались совсем. Ожидаемы, исходя из этого, ключевые проблемы в реализации дисциплины «Физическая культура»: низкая успеваемость, оставляющая желать лучшего посещаемость, слабая мотивация (основной мотив для многих студентов - получение зачета и только) [3, С. 105].

Студенты ПетрГУ охвачены различными формами физического воспитания и спорта (учебными и внеучебны-ми).Внеучебными формами физического воспитания (Спартакиады ПетрГУ по видам спорта, Дни Здоровья, спортивные праздники, физкультурно-

оздоровительные мероприятия) охвачены 60-70% студентов [2, С. 34].

В спортивных секциях занимаются до 15 % студентов (в ПетрГУ функционируют 16 спортивных секций по различным видам спорта) [2, С. 35].

Спортсменов, относящихся к категории «спорт высших достижений» в ПетрГУ -обучается не более 1% [2, С. 34].

Таким образом, основная форма работы со студентами, в которуювовлечены практически 100% студентов очного обучения на протяжении всего периода обучения -это обязательные учебные занятия по дисциплине «Физическая культура», которые проводятся со студентами с 1 по 3 курсы (в некоторых институтах ПетрГУ учебные занятия по физическому воспитанию проводятся и на 4 курсе - медицинский институт, институт педагогики и психологии) [1, С. 32].

ФГОС ВО (так называемый ФГОС 3+) вводит понятие «элективных дисциплин» или дисциплин по выбору студента на основе спортивной специализации. В п. 6.5. стандарта указывается, что «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов [4].

Исходя из требований стандарта, в ПетрГУ в 2016-2017 учебном году произошли значительные изменения, связанные с введением в физкульурно-

образовательный процесс элективных дисциплин по физической культуре. Физическая культура (Базовая часть - 72 часа) реализуется 1 семестре для студентов всех направлений подготовки. Может включать лекции, практические занятия (учебно-тренировочные, учебно-методические), контрольные. За это время студенты определяются с дальнейшим выбором, сдают диагностические нормативы (для определения физической и технической подготовленности), знакомятся со спортивной инфраструктурой ПетрГУ.

Физическая культура (элективные дисциплины - 328 часов) начинается со 2 семестра и включает 5 модулей по 64-66 часов (со 2 по 6 семестр включительно).

Студенты 1 курса (всех направлений подготовки) были распределены по элективным группам на основе того или иного вида спорта (спортивной специализации) на основе собственных предпочтений, интересов, желаний.

Студентами ПетрГУ были выбраны следующие элективные направления: волейбол (120 дев., 100 юн.), баскетбол (43 дев., 68 юн.), футбол (58 юн.), силовая подготовка /тренажерный зал (71 дев., 141 юн), фитнесс (193 дев.), легкая атлетика (34), гиревой спорт (32 юн., 10 дев.), лыжи (7) , плавание (81 дев.,86 юн.), настольный теннис (11 чел.), самбо (29 чел.), туризм (4), общая физическая подготовка(70), специальная медицинская группа (60).

Так как это был первый опыт работы по такой системе, нам показалось интересным выяснить отношение студентов к переходу

подавателями кафедры физической культуры была разработана мини-анкета и проведен опрос студентов 1 курса (различных направлений подготовки), занимавшихся в течение 2-го семестра по элективным направлениям.

Были получены следующие результаты:

1. На вопрос «Как вы относитесь к переходу на элективные направления по физическому воспитанию?», студенты ответили:

- Положительно - 84%

- Отрицательно - 6%

- Безразлично - 10%

2. Расписание учебных занятий по физической культуре во 2-м семестре стало:

- Более удобным - 74%

- Стало хуже - 7%

- Не изменилось -19%

3. Одним из ключевых вопросов всегда был вопрос посещаемости учебных занятий по физической культуре. Студенты и преподаватели отметили значительное снижение пропусков. Были получены следующие ответы на вопрос «Ваша посещаемость учебных занятий по физической культуре после перехода на элективные направления стала?»:

- Не пропускаю совсем - 45%

- Лучше (меньше пропускаю) - 49%

- Стал пропускать больше, чем в первом семестре - 6%

Таким образом, можно отметить положительное отношение студентов 1 курса (различных направлений подготовки) к переходу на элективные дисциплины по физической культуре.

на такую модель обучения. Для этого пре-

Библиографический список

1. Кремнева В.Н. Кафедра физической культуры: становление, развитие, современность // Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов: материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета [Электронный ресурс]: научное электронное издание / [редкол.: В.М. Кирилина, Н.В. Колесникова]; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. - С. 26-32.

2. Кремнева В.Н. Спортивный клуб Петрозаводского государственного университета: история и современность // Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов: материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета [Электронный ресурс]: научное электронное издание / [редкол.: В.М. Кирилина, Н.В. Колесникова]; М-во образования и науки Рос. Фе-

дерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Электрон.дан. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. - С. 32-36.

3. Кремнева В.Н., Кариаули А.С. Мобильное приложение «STRAVA» как средство повышения мотивации и контроля при организации самостоятельной работы студентов по физическому воспитанию // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. - С. 105-111.

4. Федеральный Государственный стандарт Высшего образования [Электронный ресурс]: URL:http://fgosvo.m/uploadШes/fgosvob/380301.pdf / (дата обращения: 17.02.2019).

REALIZATION OF THE COURSE «PHYSICAL CULTURE» (ELECTIVE DISCIPLINES)

K.A. Sorokina, senior lecturer E.M. Solodovnik, senior lecturer Petrozavodsk state university (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The article analyzes the experience of Petrozavodsk State University on the implementation of the discipline "Physical Education" in elective areas, provides the results of a survey of students and teachers of the Department of Physical Culture on the transition to a new system of organizing physical education and educational process at the university. And also considers the relationship in preferences for selected sports areas and the level of attendance.

Keywords: physical education, elective disciplines, GEF VO, educational process, attendance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.