Научная статья на тему 'Флаг-футбол как новое направление в физкультурно образовательной среде'

Флаг-футбол как новое направление в физкультурно образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / элективная дисциплина / флаг-футбол / история. / physical education / elective discipline / flag football / history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. В. Корнев

В статье рассмотрены понятия «физическое воспитание» в вузах, «элективная дисциплина» и введение этой дисциплины в физкультурно-образовательный процесс. История развития нового вида спорта флаг-футбол его правила и цели. Популярность этой игры в мире, России и в вузе Петрозаводска. Возможность использования этого вида спорта в физическом воспитании студента и получения навыков роботы в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLAG FOOTBALL AS A NEW DIRECTION IN A PHYSICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the concepts of "physical education" in universities, "elective discipline" and the introduction of this discipline in the physical education and educational process. The history of the development of the flag-football sport is its rules and goals. The popularity of this game in the world, Russia and in the university of Petrozavodsk. The ability to use this sport in the physical education of the student and the acquisition of skills robots in a team.

Текст научной работы на тему «Флаг-футбол как новое направление в физкультурно образовательной среде»

ФЛАГ-ФУТБОЛ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

С.В. Корнев, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10692

Аннотация. В статье рассмотрены понятия «физическое воспитание» в вузах, «элективная дисциплина» и введение этой дисциплины в физкультурно-образовательный процесс. История развития нового вида спорта флаг-футбол его правила и цели. Популярность этой игры в мире, России и в вузе Петрозаводска. Возможность использования этого вида спорта в физическом воспитании студента и получения навыков роботы в команде.

Ключевые слова: физическое воспитание, элективная дисциплина, флаг-футбол, история.

В обществе, в котором мы сейчас живем, вновь стало актуально воспитание всесторонне развитой гражданской личности, ее образованность, социальная активность и творческая составляющая. Такое развитие невозможно и без физического воспитания.

Физическое воспитание концентрирует молодого человека на выполнении поставленных задач, повышает его выносливость и помогает формировать позитивный облик здорового образа жизни. Физическая и спортивная подготовка вкупе с приобретенным набором навыков и умений подводят студента к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, учебная дисциплина «физическое воспитание» исполняет важную социальную роль и помогает формировать характер будущих специалистов.

Современность ставит высокую планку для биологических и социальных ресурсов общества, что провоцирует становление физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности как всеобщий досуг. Физическая активность требует повсеместности и превращается в неотъемлемую часть жизни каждого из нас.

Для этого на преподавателей физической культуры колледжей и университетов и тренеров любительских спортивных организаций возложена ответственность развивать у своих подопечных серьезное отношение к здоровью и физическим спо-

собностям, а также необходимость улучшать свои физические и нравственные показатели. Абитуриентам университетов необходимо уделять время регулярным занятиям физической культурой и спортом, совмещая при этом работу, по возможности привлекать своих коллег и друзей, устраивать спортивные мероприятия, занимая в этом максимальное количество человек, а также объемно и энергично применять физическую культуру в системе организации труда.

Сейчас программа по физической культуре во многих ВУЗах предусматривает свободу выбора, разнообразные виды спорта предлагаются студентам основного и спортивного отделений.

Это дает возможность попробовать себя в новых направлениях спорта и заняться тем, что нравиться или умеют. ФГОС ВО (так называемый ФГОС 3+) вводит понятие «элективных дисциплин» или дисциплин по выбору студента на основе спортивной специализации [1, с. 23].

Исходя из требований стандарта, в ПетрГУ в 2016-2017 учебном году произошли значительные изменения, связанные с введением в физкультурно-образовательный процесс элективных дисциплин по физической культуре. Физическая культура (базовая часть - 72 часа) реализуется 1 семестре для студентов всех направлений подготовки. Может включать лекции, практические занятия (учебно-

тренировочные, учебно-методические), контрольные. За это время студенты определяются с дальнейшим выбором, сдают диагностические нормативы (для определения физической и технической подготовленности), знакомятся со спортивной инфраструктурой ПетрГУ. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать, на основе собственных предпочтений, интересов, желаний, вид спорта для систематических занятий в процессе обучения в ВУЗе.

Физическая культура (элективные дисциплины - 328 часов) начинается со 2 семестра и включает 5 модулей по 64-66 часов (со 2 по 6 семестр включительно) [2, с. 234].

Студентами ПетрГУ были выбраны следующие элективные направления: волейбол, баскетбол, футбол, силовая подготовка / тренажерный зал, фитнес, легкая атлетика, гиревой спорт, лыжи, плавание, настольный теннис, самбо, туризм, общая физическая подготовка, специальная медицинская группа [3, с. 203].

В настоящее время спорт, как и наука, не стоит на месте и развивается, появляются новые виды спорта. Одним из таких видов спорта, который способствует развитию основных физических качеств человека - скорости, ловкости, координации, а также умению работать в команде, гармонично развивать студента, повышать его работоспособность, может служить «Флаг - футбол» [4, с. 27].

Флаг-футбол - это бесконтактная версия американского футбола, его разновидность, где запрещена блокировка и захват. Цель игры - занести мяч в зачетную зону соперника, как и в американском футболе. Основное отличие - отсутствие жестких контактов и защитной экипировки спортсмена во время игры. На поясе каждого игрока прикреплены два флажка, вместо шлемов и каркасов. И если в американском футболе для того, чтобы остановить игрока, владеющего мячом, применяется захват (жесткий контакт), то во флаг-футболе достаточно сорвать с него флажок, его можно заменить кусочком тряпки

или бумаги - это просто опознавательный знак. Во флаг-футбол играют как дети, так и взрослые, независимо от пола. Этот вид спорта ставит акцент и на самой игре, и на развлечении, которое игроки получают от игры. Каждый играет и каждый вносит свой вклад во Флаг-футбол, независимо от того, велик он или мал. Это простая игра, которой можно легко быстро научиться. Для этой игры нет потребности в большом количестве инвентаря, а потому в него может легко играть компания друзей на природе. Все, что вам нужно - это футбольный мяч и ваше воображение.

Свою историю развития флаг-футбол начал в сороковых годах, когда американский футбол получил большой всплеск популярности у американских военных. Но армия не могла себе позволить, чтобы солдаты получали травмы во время игр, так как в случае военной ситуации травмированный солдат не сможет воевать. Поэтому было решено вместо жестких захватов для остановки игрока, применить ленты, которые висели на поясе сбоку, и для остановки игрока было достаточно сорвать одну. Люди, вернувшиеся из армии домой, привозили не только медали, но и флаг-футбол. Вскоре эта игра стала популярна во всех городах Америки. К пятидесятым годам появилась первая лига, а к семидесятым во флаг-футбол уже играли во многих университетах и школах [5].

Сейчас флаг-футбол популярен не только в Америке, но и в Европе и Азии, проходят Чемпионаты Европы и Мира. Его развивают все федерации американского футбола, как вид спорта, который помогает игрокам освоить сложные технические приемы американского футбола, до автоматизма усвоить тактические комбинации, игровые и двигательные навыки.

В России флаг-футбол также активно развивается. Проходят Чемпионаты России, множество турниров, кубков, что позволяет студентам, занимающимся этим спортом, проявить себя не только в соревнованиях внутри университета, но и на всероссийском уровне, защищая честь ВУЗа. С недавнего времени и в ПетрГУ создана женская команда по флаг-футболу, девчонки с большим интересом и желани-

ем познают азы игры. За короткое время В свое межсезонье они второй год подряд своих тренировок они уже сыграли не- участвуют в Кубке Северо-Запада, где ста-сколько всероссийских турниров и непло- новятся серебряными призерами. Флаг-хо зарекомендовали себя. Парни из Петр- футбол - простая и интересная игра, кото-ГУ также принимают участие в турнирах рая может стать новым видом элективного по этому виду спорта, это в основном иг- направления [6, с. 32]. роки сборной по американскому футболу.

Библиографический список

1. Федеральный государственный стандарт Высшего образования [Электронный ресурс]: иКЬ:кйр;//Г§О8УО.гц/ир1оаёГ11е8/Г§О8УоЬ/380301.рёГ / (дата обращения: 07.01.2019).

2. Кремнева В.Н., Сорокина К.А. Отношение студентов ПетрГУ к переходу на организацию физического воспитания по элективным направлениям // Туризм и образование: исследования и проекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. - С. 233-237.

3. Солодовник Е.М. Готовность студентов 1-го курса к элективной дисциплине «Баскетбол» // Туризм и образование: исследования и проекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. - С. 203-208.

4. Кремнева В. Н. Кафедра физической культуры: становление, развитие, современность // Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов. Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета [Электронный ресурс]: научное электронное издание / [ред-кол.: В.М. Кирилина, Н.В. Колесникова]; М-во образования и науки Рос.Федерации, Фе-дер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. - С. 26-32

5. [Электронный ресурс]: https://www.sportsrec.com/368626-h1story-of-f1ag-footba11.htm1 (дата обращения: 07.01.2019).

6. Кремнева В.Н. Спортивный клуб Петрозаводского государственного университета: история и современность / Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов: материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета [Электронный ресурс]: научное электронное издание / [ред.кол.: В.М. Кирилина, Н.В. Колесникова]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. - С. 32-36.

FLAG FOOTBALL AS A NEW DIRECTION IN A PHYSICAL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

S.V. Kornev, senior lecturer Petrozavodsk state university (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The article discusses the concepts of "physical education" in universities, "elective discipline" and the introduction of this discipline in the physical education and educational process. The history of the development of the flag-football sport is its rules and goals. The popularity of this game in the world, Russia and in the university of Petrozavodsk. The ability to use this sport in the physical education of the student and the acquisition of skills robots in a team. Keywords: physical education, elective discipline, flag football, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.