Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014 _' _ISSN2070 47
УДК: 378.663:796 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ
М.С. Воротова - ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»,
Ижевск, Россия
THE INFLUENCE OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL CULTURE LESSONS ON READINESS FORMATION OF AN AGRARIAN PROFILE SPECIALIST M.S. Vorotova - senior lecturer
Federal state budgetary educational establishment of higher professional education "Izhevsk state agricultural
academy", Izhevsk, Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, физическое состояние, физическая подготовленность, профессионально важные качества.
Аннотация. На этапе обучения профессиям важно обеспечить достаточный уровень профессионально-прикладного физического подготовленности к избранного трудового деятельности. Для этого необходимо на базе общей физической и технического подготовки существенно повысить спегщфические для избранного профессии физические способности и двигательные умения и навыки.
На систему профессионального подготовки в вузе накладывается ответственность за процесс формирования у студентов профессионально-прикладной физической культуры личности.
Согласно ФГОСТ ВПО по программе бакалавриата, физическая культура рассматривается в разделе общекультурных компетенции, студенты должны владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, обладать готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полног{енногО согщальной и профессгюнальной деятельности профессгюнально-пргтладная физическая культура (ППФК) является важным разделом физической культуры для спегщалистов разного рода профессий, наравне со здоровым стилем и образом жизни ППФК способствует формированию культуры поведения рабочего.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, тестирование, анкетный опрос, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных.
Материал. Разработка и внедрение методики занятии ППФК студентов аграрного профиля для повышения мотивации к занятиям физической культурой, сохранения н улучшения здоровья, физической подготовленности и психофизических качеств.
Результаты. Тестирование студентов ЭГ и КГ после эксперимента в отношении физического состояния, физической подготовленности и психофизических качеств показало эффективность методики занятии ППФК, которая проявилась в повышении интереса к занятиям физической культурой, улучшении физического состояния и физической подготовленности. Психофизическая подготовка после эксперимента особенно не изменилась, что мы связываем с коротким периодом эксперимента, профессионально-прикладные физические качества у студенток ЭГ 3-го курса еще только-только стали закладываться.
Заключение. Занятия ППФК положительно повлияли на формирование готовности спегщалистов аграрного профиля.
Keywords: professional-applied physical cidture, physical state, physical readiness, vocationally important qualities.
Annotation. At the stage of professional training it is important to provide a sufficient level of a pro fessional-applied physical readiness to a chosen labor. For this purpose it is necessary on the basis of a
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014 _' _ISSN2070 47
general physical, and technical training to increase the specific for chosen profession physical abilities and
motional skills.
The system of professional training at a higher educational, establishment has to form professionally-applied physical culture of a personality among the students.
According to Federal State Educational Standards of a Higher Pro fessional Education on the program of bachelors, physical culture is considered in the section of general cultural competencies. The students should know the means of an independent, methodically correct use of physical upbringing and health improvement methods, shoidd be ready to achieve a high level of physical proficiency in order to provide a full social and pro fessional activity. Professionally-applied physical culture (PAPC') is an important part of physical culture for the specialists of different profile. PAPC provides a healthy lifestyle and forms a culture of a worker behavior.
Research methods: literature analysis and summarizing, testing, questionnaire survey, pedagogical experiment, mathematical-statistical, data manipulation.
Material. The methodology of PAPC lessons creation and introduction among the students of an agrarian profile in order to increase motivation to physical culture lessons, health protection and improvement, physical readiness and psychophysical qualities.
Results. Students' testing from the experimental group and the control group, after the experiment concerning physical state, physical readiness and psychophysical qualities, showed the effectiveness of PAPC lessons, which was in interest increase to physical culture lessons, physical state and physical readiness improvement. Psychophysical readiness after the experiment didn 't change much and we connect it with a short period of the experiment and with the fact that pro fessional-applied physical qualities of the 3rd course students from the experimental group just started to develop.
Conclusion. PAPC lessons had a positive influence on the specialists' of an agrarian profile readiness formation.
В соответствии с образовательными реформами высшей школы физическая культура в вузе представлена как учебная дисциплина, входящая в блок гуманитарных и социально-экономических наук, и как важнейший базовый компонент формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. В настоящее время физическая культура имеет большое значение в жизни современного студента. Занимаясь физической культурой, студенты приобретают знания, развивают физические качества, повышают эмоциональный и культурный уровень, воспитывают в себе личность, индивидуальность, получают физкультурное образование.
Как известно, основным результатом физкультурного образования является высокий уровень здоровья, всестороннее физическое развитие, физическая подготовленность и формирование культуры личности. Существует ряд недостатков в процессе физкультурного образования студентов, которые отражаются в концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы», а именно, отсутствует пропаганда занятий физической культурой и спортом, соблюдение здорового образа жизни и заботы о будущем поколении [4].
Отрицательные стороны проведения занятий по физической культуре обличаются и рядом
специалистов-практиков. Так,
многочисленными исследованиями
установлено, что за период обучения в вузе уровень двигательной активности и физического состояния молодежи значительно ухудшается [1,3,5].
Чтобы избежать негативных последствий занятий физической культурой, специалистами выделена проблема превращения физического воспитания студентов вузов из средства формирования только общей физической культуры в средство формирования профессиональной физической культуры личности будущих специалистов (с.с. Коровин, в.а. кабачков, 1988; 1994, 1996; в.п. Полянский, 1996-1999; н.и. тонков, 1998, 1999; с.с. прапор, 1991; и.а. ковачева, 2002; в.в. становов, 2002;е.а. батова, 2003). профессионально-прикладная физическая культура личности требует дальнейшего изучения, т.к. проблема качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания в настоящее время сохраняется[2].
На этапе обучения профессиям важно обеспечить достаточный уровень
профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности. Для этого необходимо на базе общей физической и технической подготовки
существенно повысить специфические для избранной профессии физические способности и двигательные умения и навыки.
На систему профессиональной подготовки в вузе накладывается ответственность за процесс формирования у студентов профессионально-прикладной физической культуры личности. Именно период обучения в вузе представляется наиболее благоприятным для
целенаправленного, контролируемого и профессионального формирования
профессионально-прикладной физической культуры личности.
Согласно ФГОСТ ВПО по программе бакалавриата, физическая культура
рассматривается в разделе общекультурных компетенций. Студенты должны владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, обладать готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Ориентируясь на требования ФГОСТ ВПО и изучив теоретическое обоснование проблемы ППФК в специальной литературе, мы сформулировали тему исследования: влияние занятий профессионально-прикладной
физической культурой на формирование готовности специалиста аграрного профиля.
Целью исследования выбраны разработка и внедрение методики занятий ППФК студентов аграрного профиля для повышения мотивации к занятиям физической культурой, для сохранения и улучшения здоровья, физической подготовленности и психофизических качеств.
Методы и организация исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Тестирование.
3. Анкетный опрос.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистическая обработка данных.
По теме исследования были проведены два анкетных опроса. С помощью анкетирования решалось несколько задач. Во-первых, выяснялось, насколько занятия по предмету «Физическая культура» взаимосвязаны со спецификой будущей профессиональной деятельности студентов. Во-вторых, на основании проведенного анкетирования были определены особенности составления профессиограммы труда агронома и инженера лесного хозяйства.
В первом опросе приняло участие 68 преподавателей и 287 студентов различных вузов и ссузов г. Ижевска. Второй опрос охватил 30 преподавателей и 90 студентов агрономического и лесохозяйственного факультетов.
Результаты анализа данных, полученных в ходе 1-го анкетного опроса, свидетельствуют, что 58,7% преподавателей вузов и 54,5% их коллег из ссузов отмечают важность проведения занятий физической культурой с учетом профессии студентов, однако лишь 39% преподавателей вузов и 68,2% преподавателей ссузов проводят занятия по ППФП.
Анализ данных второго опроса указал на необходимость составления профессиограмм по двум специальностям - «ученый агроном» и «инженер лесного хозяйства».
Профессиограммы были составлены с помощью анализа специальной литературы и анкетного опроса.
Согласно полученным данным
профессиограмм, труд специалиста агронома и инженера лесного хозяйства относится к труду средней тяжести. Специалисты данных профессий работают на открытом воздухе, в свободной позе, часто передвигаясь от 6 до 15 км в день пешком. Данная особенность предъявляет требования к тренировке общей выносливости, силе мышц ног и спины, умению ориентироваться на местности, глазомеру. Также работа данных специалистов требует организаторских качеств, инициативы, творческой жилки, самостоятельных решений, эти качества можно воспитать на занятиях физической культурой, используя различные поручения, игры, задания. Наиболее важными психофизическими качествами, согласно опросу, были выбраны: избирательность внимания, оперативность мышления, устойчивость нервной системы,
геоклиматическая устойчивость, запоминание и удержание информации, физическая работоспособность, профессиональная
наблюдательность. Среди часто встречающихся заболеваний специалистов опрошенные выделили заболевания нервной системы, органов пищеварения и дыхания.
Для проведения педагогического
эксперимента были выбраны студенты 3-го курса агрономического и лесохозяйственного факультетов (т.к., по-нашему мнению, студенты старших курсов имеют осознанное отношение и направленность на будущую профессию) и поделены на контрольную (21 человек) и экспериментальную (25 человек) группы. В начале и в конце исследования данные группы
подверглись проверке уровня физического состояния, физической подготовленности и психофизических качеств. Все результаты были обработаны с помощью методов математической статистики.
Контрольная группа (КГ) занималась физической культурой по специализации «лыжные гонки» и ОФП с учетом требований государственного образовательного стандарта. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась физической культурой по разработанной нами методике занятий ППФК в соответствии с государственным образовательным стандартом и данными профессиограмм, полученных нами в ходе анкетирования. Методика занятий физической культурой со студентами ЭГ не отличалась по количеству часов от таковой в КГ, но они были различны по содержанию.
Занятия ППФК проходили 2 раза в неделю на протяжении 2008-09 учебного года на базе Ижевской ГСХА. Занятия в ЭГ носили комплексный характер, т.е. в каждое занятие входила работа по трем направлениям: улучшение физического состояния, физической подготовленности и развитие психофизических качеств. Средствами занятий ППФК выбраны оздоровительный бег, дыхательная и производственная гимнастика, упражнения для глаз и позвоночника по методу М. Норбекова,
оздоровительное и спортивное ориентирование, ходьба на лыжах, спортивные игры (футбол, волейбол), легкая атлетика. Кроме того, на протяжении всего эксперимента испытуемые ЭГ следили за здоровьем с помощью дневников самочувствия, в которых обращали внимание на настроение, самочувствие, сон, аппетит, ЧСС и нарушение режима.
В начале исследования было проведено тестирование и получены следующие результаты.
В отношении физического состояния проведена экспресс-оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко. Измерены значения длины и массы тела, артериального давления, ЖЕЛ, силы кисти, времени восстановления ЧСС после 20 приседаний. Анализ полученных данных показал, что в КГ и ЭГ занимающихся с низким уровнем физического состояния больше, чем с другими уровнями здоровья.
Аналогичный анализ данных физического состояния в конце эксперимента выявил достоверное улучшение в ЭГ показателей восстановления ЧСС после нагрузки, через 1,5 и 3 минуты отдыха. Также отмечается снижение количества студенток ЭГ с низким уровнем здоровья на 73,6% (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты тестирования физического состояния студенток ЭГ и КГ
№ 1 Изучаемый показатель Группа I До I После эксперимента Ьостоверность
Физическое состояние
1. ЧСС покой (сек) ЭГ 89 ± 3,4 90 ±2,5 р>0,05
КГ 83 ± 3,5 94 ± 4,2 р>0,05
2. ЧСС после прис. (сек) ЭГ 152 ±4,8 138 ±3,6 р<0,05
КГ 151 ±8,3 155 ±6,3 р>0,05
3. ЧСС через 1,5 мин. (сек) ЭГ 102 ±4,2 90 ±2,5 р<0,05
КГ 98 ± 5,4 102 ±4,5 р>0,05
4. ЧСС через 3 мин. (сек) ЭГ 99 ± 4,2 88 ±2,5 р<0,05
КГ 91 ± 3,2 92 ± 3,8 р>0,05
5. ЖЕЛ (мл) ЭГ 3083 ± 58,7 3060±104 р>0,05
КГ 2868 ± 77 2988 ±83,5 р>0,05
6. Масса (кг) ЭГ 57 ± 1,2 55,7 ± 1,5 р>0,05
КГ 56 ±2,1 58 ±2,2 р>0,05
7. Рост (см) ЭГ 164 ± 1 163 ± 1 р>0,05
КГ 164 ± 1,2 172 ± 1,4 р>0,05
8. Артер.давл. сист (мм.рт.ст) ЭГ 120 ±3 123 ±4 р>0,05
кг 117± 3,3 118 ± 3 р>0,05
9. Артер.давл.диаст. (мм.рт.ст) ЭГ 82 ± 2,4 82 ± 1,8 р>0,05
кг 82 ± 2,6 82 ± 2,9 р>0,05
10. Сила лев. кисти (кол-во раз) ЭГ 22 ± 0,7 22 ± 0,7 р>0,05
кг 21 ±0,9 19 ± 1,3 р>0,05
11. Сила прав, кисти (кол-во раз) ЭГ 24 ± 0,5 23 ± 0,6 р>0,05
кг 23 ± 1,3 22 ± 1,3 р>0,05
Для оценки двигательной способности был подготовленности, которая включала в себя
тестирован уровень общей физической тесты на определение скорости - бег 100м, на
выносливость - бег 2 км, на координацию движений - челночный бег 5* 10м, силу мышц пресса - поднимание и опускание туловища за 1 минуту, силу мышц рук - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, силу мышц ног -выпрыгивание из полуприседа вверх за 10 сек, гибкость - наклон вперед. Результаты тестирования в начале эксперимента показали, что у студенток ЭГ скоростные, координационные способности, общая выносливость и гибкость выше, чем у студенток КГ, результаты тестов получили оценку «3» и «4». Анализ повторного тестирования выявил достоверное повышение
результатов челночного бега 5* 10м у студенток ЭГ. Отмечается также улучшение результатов у испытуемых ЭГ в беге на выносливость, в силе мышц пресса, рук и ног, гибкости по сравнению с началом исследования и студентками КГ. Испытуемые КГ повысили результаты в беге на 2 км, челночном беге, силе мышц пресса, рук, ног по сравнению со своими показателями в начале учебного года. В выполнении большинства нормативов студентки ЭГ превзошли по физической подготовленности испытуемых КГ (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты тестирования физической подготовленности студенток ЭГ и КГ
Физическая подготовка
1. Бег 2 км (мин) ЭГ 10,6 ±0,2 10,2 ±0,2 р>0,05
КГ 10,9 ±0,3 10,6 ±0,4 р>0,05
2. Бег 100 м (сек) ЭГ 16,7 ±0,3 16,76 ±0,3 р>0,05
КГ 17,8 ±0,4 17,9 ±0,4 р>0,05
3. Челночный бег 5 по 10 м (сек) ЭГ 15,1 ±0,1 14,8 ±0,1 р<0,05
КГ 15,6 ±0,2 15,6 ±0,1 р>0,05
4. Сила пресса (кол-во раз) ЭГ 43 ±1,3 44 ±1,4 р>0,05
КГ 42 ±1,6 45,8 ± 1,6 р>0,05
5. Сгибание разгибание рук (кол-во раз) ЭГ 13 ± 1 15 ±0,7 р>0,05
КГ 12,6 ± 1 17,1 ±1 р>0,05
6. Выпрыгивание вверх за 10 сек (кол-во раз) ЭГ 12,8 ± 0,2 13,4 ±0,1 р>0,05
КГ 12 ±0,6 13,1 ±0,3 р>0,05
7. Гибкость, стоя (см) ЭГ 11±1 12,6 ±0,9 р>0,05
КГ 11,6 ± 1,2 12,58 ± 1,3 р>0,05
Уровень психофизических качеств был исследован с помощью тестовых заданий. Изучению подверглись такие психофизические качества, как зрительная память, избирательность внимания (Тест Торндайка, Тест Мюнстерберга), типологические свойства нервной системы, сила нервной системы (теппинг-тест), т. к. на данные психофизические качества указали опрошенные респонденты при составлении профессиограмм. Все тесты были взяты с использованием методических рекомендаций И.И.
Петрушевского, Ю.К. Демьяненко и Л.В. Колесниковой. Анализ данных после первого тестирования показал одинаковые результаты у студенток ЭГ и КГ. Второе тестирование выявило повышение всех значений как у испытуемых КГ, так и у студенток ЭГ. Исключение составили значения
избирательности внимания (Тест Торндайка) у студенток КГ, показатели не намного снизились (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты тестирования психофизических качеств студенток Э
Психофизические качества
1. Теппинг-тест (кол-во раз) ЭГ 51,6 ±1,9 58 ±2 р>0,05
КГ 51 ± 1,8 54 ± 2,4 р>0,05
2. Тест Торндайка избират. внимания по цифрам (баллы) ЭГ 4,6 ± 0,4 4,8 ±0,5 р>0,05
КГ 5,1 ±0,3 5 ±0,4 р>0,05
3. Тест Мюнстерберга избират. внимания по буквам (баллы) ЭГ 8,3 ± 0,2 8,4 ± 0,2 р>0,05
КГ 8,1 ±0,2 9 ±0,1 р>0,05
4. Зрительная память (кол-во правил, цифр) ЭГ 7,3 ± 0,5 8,8 ± 0,6 р>0,05
КГ 6,1 ± 0,5 8,7 ±0,5 р>0,05
и КГ
У студенток ЭГ после занятий ППФК были проверены теоретические знания и
практические навыки в ориентировании со спортивной картой и компасом. С
теоретическим тестом справились все испытуемые ЭГ. Практическое задание включало в себя спортивное ориентирование, а именно нахождение контрольных пунктов по карте на местности за наименьшее время. С заданием справились все испытуемые. В дневниках самочувствия студенты ЭГ зафиксировали самые высокие показатели ЧСС после занятия и повышения настроения, усилился интерес к занятиям физической культурой.
Анализу подверглись данные дневников самочувствия студенток ЭГ за период эксперимента. В ходе проверки дневников выявили, что после занятий ППФК наблюдается улучшение самочувствия, настроения, повышается тренированность, снижается интерес к нарушению режима, нормализуется сон.
Испытуемым КГ и ЭГ после исследования был дан тест, определяющий мотивацию к занятиям физической культурой. В результате выявили, что 90,4% студенток ЭГ и 80% студенток КГ были заинтересованы в занятиях физической культурой. Причинами интереса к занятиям стали следующие: 1) поддержать в форме собственное тело, так ответили 39% студенток КГ и 38,2% испытуемых ЭГ; 2) быть аттестованными - 17,8% испытуемых КГ и 35,2% студенток ЭГ; 3) сохранить и укрепить здоровье - 26,6% испытуемых КГ и 14,7% ЭГ; 4) обрести уверенность в себе - 13,3% испытуемых КГ и 2,9% ЭГ; 5) совершенствовать двигательные умения и навыки - 6,6% студентов КГ и 5,9% ЭГ; 6) снять эмоциональное напряжение - 13,3% представителей КГ и 17,6% ЭГ; 7) отвлечься от неприятных мыслей - 20% КГ и 20,5% ЭГ. У 59% испытуемых ЭГ и 66,6% студенток КГ появилось осознанное отношение к своему
Литература
1. Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.
2. Заплатина, O.A. Роль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности : автореф. дис.... канд. пед. наук / O.A. Заплатина. - Кемерово, 2007. -23 с.
3. Ильинич, В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) / В.И. Ильинич // Теория и практика физической культуры. - 1990. -№3,- С. 13-15.
здоровью. У 81,8% студенток ЭГ и 80% КГ улучшилось настроение после занятий физической культурой, у 72,7% ЭГ и 73% КГ улучшилось самочувствие. На вопрос: «Получили ли вы прикладные умения и навыки для своей будущей деятельности?» 50% студенток ЭГ и лишь 21,4% студенток КГ ответили утвердительно. 86,4% студенток ЭГ и 85,7% опрошенных КГ получили достаточную физическую нагрузку на занятиях физической культурой. 77,2% студенток ЭГ и лишь 53,3% опрошенных КГ получили достаточный уровень психофизической подготовки.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Исходя из анализа литературы по проблеме исследования, нами было отмечено, что традиционные занятия физической культурой в вузе вызывают низкую мотивацию студентов, неудовлетворительный уровень физического развития, подготовленности и отсутствие ППФК студентов.
2. Тестирование студентов ЭГ и КГ после эксперимента в отношении физического состояния, физической подготовленности и психофизических качеств показало эффективность методики занятий ППФК, которая проявилась в повышении интереса к занятиям физической культурой, улучшении физического состояния и физической подготовленности. Психофизическая подготовка после эксперимента особенно не изменилась, что мы связываем с коротким периодом эксперимента, профессионально-прикладные физические качества у студенток ЭГ 3-го курса еще только-только стали закладываться.
3.Занятия ППФК положительно повлияли на формирование готовности
специалистов аграрного профиля.
4. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы».
5.Фейтуллаев, М.М. Модернизация учебного процесса по физическому воспитанию студентов агроинженерных специальностей на основе спортизации / М.М. Фейтуллаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008,-№2. С. 31,49-50.
References
1. Vilenskiy, M.Y. A student as a subject of physical culture / M.Y. Vilenskiy // Theory and practice of physical culture. - 1998. - No 5,-P. 11-15.
2. Zaplatina, O.A. The rôle of physical éducation in students training to a future professional activity: abstract of dissertation of the candidate of pédagogies / O.A. Zaplatina. - Kemerovo. - 2007. - 23 p.
3. Ilinich, V.I. About some problems of professionally-applied physical training (the theory question) | V.I. Ilinich// Theory and practice of physical culture. - 1990.-No3.-P.13-i5.
4. The conception of the Federation target-oriented programs "Physical culture and sport development in Russia within the period of 2006-2015".
5. Feityllaev, M.M. Educational process modernization on physical upbringing of students of agroengineering specialties on the basis of sport development/ M.M. Feitylaev // Physical culture:
upbringing, education, training. - 2008. -No 2. P. 31, 49-50.
Статья поступила в редакцию: 15.11.2014 г.