Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования личностной профессионально-прикладной физической культуры специалиста'

Теоретико-методологические основы формирования личностной профессионально-прикладной физической культуры специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЭТАПЫ И КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL AND APPLICATION-ORIENTED PHYSICAL CULTURE / SPORTS EDUCATION / INTRINSIC CHARACTERISTICS / STAGES AND COMPONENTS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND APPLICATION-ORIENTED PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов Руслан Султанович

Представлены материалы многолетней аналитической работы по системному анализу теоретико-методологических позиций, определяющих состав эффективных подходов к решению проблемы формирования и развития личностной профессионально-прикладной физической культуры (ППФК). На основе анализа многочисленных научно-методических публикаций, а также собственного педагогического опыта определены сущностные характеристики понятия «профессионально-прикладная физическая культура как совокупность социально обусловленных, биологических и дидактических факторов, обеспечивающих направленное использование средств физкультурно-спортивной деятельности в контексте повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов». Предложены рекомендации по позиционированию многоуровневой структуры этого личностного феномена, интегрирующей образовательную деятельность индивида по освоению знаний, формированию мотивации и развитию качеств и свойств организма, способствующих возникновению и дальнейшему развитию профессионально прикладной физкультурной подготовленности. Определен состав признаков, которые регламентируют содержание и организацию процесса формирования и развития ППФК, в том числе культурологического, проективного, процессуального, индивидуального и социально-обусловленного характера. Приведен соотносительный анализ сущностных характеристик дефиниций «физкультурное воспитание» и «профессионально-прикладное физкультурное воспитание». Представлен перечень факторов, обусловливающих этапы и компоненты профессиональной стороны формирования и развития ППФК, во многом предопределенной особенностями профессиональной деятельности человека. Охарактеризованы формы, особенности самостоятельной работы, базовые критерии педагогической оценки уровня сформированности профессионально-прикладной физической культуры специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов Руслан Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF PERSONAL PROFESSIONAL AND APPLICATION-ORIENTED PHYSICAL CULTURE OF THE EXPERT

This paper presents the materials of many-year analytical research on systems analysis of the theoretical and methodological line items defining the effective approaches to a solution of the problem of formation and development of the personal professional and application-oriented physical culture (PAPC). The analysis of numerous scientific and methodical publications and the author’s own pedagogical experience have become the basis to define intrinsic characteristics of the concept "professional and application-oriented physical culture as set of socially justified biological and didactic factors providing directional use of means of sports activities in the context of increasing level of professional readiness of experts". Recommendations are given on positioning of the multilayered structure of this personal phenomenon integrating educational activities of the individual in order to obtain knowledge, form motivation and develop the qualities and properties of an organism contributing to the origin and further development of professionally application-oriented sports readiness. The set of signs is defined which regulate contents and the organization of process of formation and development of PAPC, including those of the culturological, projective, procedural, personal and socially justified character. The correlative analysis of intrinsic characteristics of definitions of "sports education" and "professional and application-oriented sports education" is provided. The list of the factors causing stages and components of the professional side of formation and development of PAPC in many respects predetermined by features of professional activity of the person is provided. Forms, features of independent work, and basic criteria of pedagogical assessment of level of experts’ professional and application-oriented physical culture are described.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования личностной профессионально-прикладной физической культуры специалиста»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

УДК 796.01 ББК 75.1 А 95

Р.С. Ахметов

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России; E-mail: akhmetova01@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА

(Рецензирована)

Аннотация. Представлены материалы многолетней аналитической работы по системному анализу теоретико-методологических позиций, определяющих состав эффективных подходов к решению проблемы формирования и развития личностной профессионально-прикладной физической культуры (ППФК). На основе анализа многочисленных научно-методических публикаций, а также собственного педагогического опыта определены сущностные характеристики понятия «профессионально-прикладная физическая культура как совокупность социально обусловленных, биологических и дидактических факторов, обеспечивающих направленное использование средств физкультурно-спортивной деятельности в контексте повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов». Предложены рекомендации по позиционированию многоуровневой структуры этого личностного феномена, интегрирующей образовательную деятельность индивида по освоению знаний, формированию мотивации и развитию качеств и свойств организма, способствующих возникновению и дальнейшему развитию профессионально прикладной физкультурной подготовленности. Определен состав признаков, которые регламентируют содержание и организацию процесса формирования и развития ППФК, в том числе культурологического, проективного, процессуального, индивидуального и социально-обусловленного характера. Приведен соотносительный анализ сущностных характеристик дефиниций «физкультурное воспитание» и «профессионально-прикладное физкультурное воспитание». Представлен перечень факторов, обусловливающих этапы и компоненты профессиональной стороны формирования и развития ППФК, во многом предопределенной особенностями профессиональной деятельности человека. Охарактеризованы формы, особенности самостоятельной работы, базовые критерии педагогической оценки

уровня сформированности профессионально-прикладной физической культуры специалистов.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, физкультурное воспитание, сущностные характеристики, этапы и компоненты процесса развития профессионально-прикладной физической культуры.

R.S. Akhmetov

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Teacher of Department of Tactical

and Special Training, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of

the Russian Federation; E-mail: akhmetova01@mail.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF PERSONAL PROFESSIONAL AND APPLICATION-ORIENTED PHYSICAL CULTURE

OF THE EXPERT

Abstract. This paper presents the materials of many-year analytical research on systems analysis of the theoretical and methodological line items defining the effective approaches to a solution of the problem of formation and development of the personal professional and application-oriented physical culture (PAPC). The analysis of numerous scientific and methodical publications and the author's own pedagogical experience have become the basis to define intrinsic characteristics of the concept "professional and application-oriented physical culture as set of socially justified biological and didactic factors providing directional use of means of sports activities in the context of increasing level of professional readiness of experts". Recommendations are given on positioning of the multilayered structure of this personal phenomenon integrating educational activities of the individual in order to obtain knowledge, form motivation and develop the qualities and properties of an organism contributing to the origin and further development of professionally application-oriented sports readiness. The set of signs is defined which regulate contents and the organization of process of formation and development of PAPC, including those of the culturological, projective, procedural, personal and socially justified character. The correlative analysis of intrinsic characteristics of definitions of "sports education" and "professional and application-oriented sports education" is provided. The list of the factors causing stages and components of the professional side of formation and development of PAPC in many respects predetermined by features of professional activity of the person is provided. Forms, features of independent work, and basic criteria of pedagogical assessment of level of experts' professional and application-oriented physical culture are described.

Keywords: Professional and application-oriented physical culture, sports education, intrinsic characteristics, stages and components of development of professional and application-oriented physical culture.

Результаты многолетней аналитической работы позволяют идентифицировать дефиницию «профессионально-прикладная физическая культура» (ППФК) как специальное направление физической культуры, специфическая направленность которого обеспечивает социальные, биологические и дидактические детерминанты комплексного влияния прикладных видов и форм физкультурно-

спортивной деятельности на всех ступенях профессионального образования индивида, создающего, преобразующего и потребляющего общественно значимые ценности и обладающего индивидуально приемлемым уровнем профессионально-прикладной подготовленности.

Основной функцией ППФК является удовлетворение общественной и личностной потребности в контексте обеспечения процесса

профессиональной подготовки специалистов научно обоснованными рекомендациями в части формирования и развития как общих, так и профессионально-прикладных качеств, свойств и функций человека, необходимых для успешного овладения, развития и высокой степени результативности в ходе реализации производственных обязанностей.

В связи с рассмотрением в данной статье основ методологии формирования и развития ППФК мы посчитали необходимым особое внимание уделить позиции группы ученых (К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев, Н.Х. Хакунов, Д.Е. Бахов, 2007), которые считают, что в процессе развития теории и методики ППФК назрела кризисная ситуация, обусловленная следующими основными причинами:

а) противоречием общепринятого содержания понятия с комплексом задач ППФК;

б) изменением идеологии профессионального обучения и воспитания, предъявляющей все более высокие требования к ответственности индивида за выбор будущей специальности и за личный уровень профессиональной подготовленности.

Авторы также придерживаются мнения о том, что в структуре формирования физической культуры личности возникла новая иерархия, в соответствии с которой ППФК следует рассматривать как основное направление формирования физической культуры личности наряду с общей физической культурой человека.

Авторы выделяют три основных компонента ППФК личности: когнитивный, мотивационный и деятельностный, которые, в свою очередь, подчеркивают процессуальную сторону формирования ППФК, базирующейся:

а) на освоении знаний о возможностях использования средств физкультурно-спортивной деятельности с целью повышения

уровня профессиональной подготовленности;

б) на формировании необходимой структуры мотивационно-потребностной сферыиндивидав контексте освоения ценностей будущей производственной деятельности;

в) на специализированной физической подготовке как важнейшем факторе повышения качества выполнения профессиональных обязанностей.

ППФК на современном этапе общественно-производственных отношений в Российской Федерации является важнейшим фактором социально-экономического прогресса, во многом обеспечивая возможности для высокопроизводительной и творческой работы, успешное решение проблемы трудовых ресурсов, ускорения научно-технического развития и повышения эффективности производства.

Большое значение в аспекте тематики статьи имеет проблема определения сущностных признаков процесса формирования и развития ППФК, которые можно скомпоновать в следующем составе:

1. ППФК является одним из важнейших факторов, реализация которого обеспечивает комплексное культурологическое развитие индивида на этапе его социальной зрелости и позволяет позиционировать как определенный, во многом обусловленный особенностями профессиональной деятельности, полифункциональный и полимодальный комплекс индивидуальных характеристик личности.

2. Основными планируемыми и прогнозируемыми особенностями процесса формирования и развития ППФК являются:

а) протяженность во времени, обусловленная длительностью профессиональной подготовки человека и продолжением повышения ее качества в ходе выполнения производственных функций;

б) необходимость изменения направленности ее содержательного

вектора в связи с возникновением необходимости переквалификации индивида в ходе профессиональной деятельности, являющейся одной из реалий стремительно изменяющихся в современном мировом сообществе общественных и производственных отношений;

в) многоуровневость процесса формирования ППФК в аспекте этапности освоения содержания производственных обязанностей в связи с особенностями этапной системы отечественного производственного обучения.

1. Подчиняясь известным закономерностям личностного развития человека, ППФК, как и любая его способность, не существует в структуре личности изначально, а поэтапно формируется в ходе активной деятельности индивида в окружающем его мире материальных и духовных общечеловеческих и профессиональных ценностей, включая важнейшие из них - ценности физической культуры.

2. Индивидуально приемлемый в соответствии со способностями человека уровень ППФК - фундаментальное условие его физического, психического и особенно социального здоровья, обеспечивающего комфортную базу для реализации различных и не только профессиональных видов и форм жизнедеятельности.

3. Процесс формирования ППФК является одним из эффективных путей системной социализации подростков и молодежи, прежде всего, в аспекте их включения в реальные общественные, личностные и производственные отношения на основе взаимодействия с представителями различных социальных групп в ходе освоения и реализации профессиональной деятельности.

Определение вышеперечисленных сущностных характеристик приводит к необходимости четкой ориентации в ходе научно-исследовательской работы на базовые методологические посылы,

определяющие собственное отношение к данной проблеме и соответственно методологические основания работы по методике формирования ППФК различных категорий специалистов.

Очевидно, что основные научные и научно-методические публикации по данной проблеме базируются на положениях физкультурного воспитания, предполагающего необходимость в ходе формирования физической культуры индивида решения основных трех групп задач:

а) интеллектуальных, связанных с освоением комплекса теоретических сведений, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов физкультурно-спортивной деятельности;

б) социально-психологических, обусловливающих необходимость формирования у человека жизненной философии, убежденности и потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры;

в) обеспечение двигательного (телесного) воспитания, направленного на развитие физических качеств, формирование умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования индивидуального физического потенциала.

Специалисты, занимающиеся проблемами ППФК, едины во мнении о существенном двойном ее эффекте:

а) социализация индивида, системное обогащение его духовности;

б) не менее значимое воздействие на биологическую компоненту личности в части развития профессионально важных качеств.

Еще одним важным методологическим аспектом является вопрос о понимании сущности термина «при-кладность». Л.П. Матвеев (2003) убежден в несомненной очевидности прикладности различных видов и форм физкультурно-спортивной деятельности в контексте обеспечения

основных потребностей человека: образовательных, трудовых, жиз-недеятельностных, военных и др. В.И. Ильинич (1990) указывает на возможность использования данного термина, по крайней мере, в двух смыслах:

а) широком - ППФК как средство интегрального (комплексного) улучшения функциональных возможностей человека, создания индивидуального запаса жизненно важных двигательных умений и навыков, развития психических и психофизиологических качеств;

б) узком - ППФК как средство целенаправленных педагогических воздействий с целью развития качественных характеристик человека, коррелирующих с высоким уровнем результативности выполнения профессиональных обязанностей.

Необходимо отметить, что одной из задач процесса профессионально-прикладной подготовки ученые считают формирование у индивида способности организма противодействовать неблагоприятным внешним и внутренним факторам избранной профессиональной деятельности.

При рассмотрении процессуа-льно-деятельностных компонентов формирования ППФК в ходе анализа научно-методических публикаций установлено, что основное внимание в них уделено вопросам структуры, направленности используемых методических подходов, формам организации, планированию и контролю в ходе профессиональной подготовки (А.В. Дубровский, 2002; И.Ф. Амельчаков, 2007).

Для процесса ППФК характерна определенная структура, отражающая особенности взаимообусловленности ее этапов и компонентов (К.Д. Чермит, 2005). Как уже отмечалось, формирование ППФК личности характеризуется многоступенчатостью, обусловленной соответствующей дифференциацией процесса собственно профессиональной подготовки специалистов,

прежде всего, на базовый и специ-

О ТЛ О

ализированный этапы. В этой связи считается логичной внутренняя дифференциация феномена ППФК на базовый и специализированный компоненты, отражающие логику построения учебно-воспитательного процесса в профессиональных средних и высших образовательных учреждениях. При этом содержание каждого из указанных компонентов обусловлено разделением профессиональных компетенций соответственно на базовые и специализированные. Содержание процесса формирования ППФК, в свою очередь, обусловлено целым рядом факторов, к которым относятся: сфера деятельности, содержание и условия труда, психофизиологические особенности деятельности специалистов, в том числе особенно выделяемые стрессогенные особенности производственной деятельности. По мнению Р.Т. Раевского (1985), существенное значение для содержания ППФК имеют такие показатели, как вид труда, важнейшие производственные показатели, преобладающие типы деятельности, орудия и формы организации труда.

Считаем необходимым подчеркнуть исключительность такого фактора, как условия труда: основные виды профессиональных вредностей, характер взаимоотношений с партнерами, режим труда и отдыха. Направленность процесса ППФК также в значительной мере определяется психофизиологическими особенностями профессиональной деятельности, к основным относят: прием, хранение и переработку производственной информации, сложность и ответственность за принимаемые решения, специфическую нагрузку на отдельные физиологические органы и системы, возникающие эмоциональные состояния, психологические производственные трудности, а также степень совокупного влияния на организм человека всех перечисленных аспектов.

Большую роль в процессе формирования ППФК играют формы ее организации. В этой связи используются следующие формы, эффективность которых доказана во многих исследованиях:

1. Учебные занятия. Данная форма повышения уровня ППФК считается одной из наиболее эффективных, так как в ходе их проведения решаются следующие частные задачи:

- изучение теоретических и методических вопросов ППФК;

- преимущественное изучение разделов программы, отдельных физических упражнений, использование естественных факторов среды, а также методов и методических приемов проведения занятий, в наибольшей мере способствующих развитию профессионально важных качеств;

- включение в содержание занятий разделов, составленных на основе прикладных видов спорта.

2. Формы ППФК, используемые во внеучебное время, в том числе:

- утренняя гигиеническая гимнастика с профессионально-прикладной направленностью;

- проведение физкультурных пауз в перерывах между учебными занятиями;

- самостоятельные занятия с целью повышения уровня личностной ППФК;

- выполнение комплексов профессионально-прикладной физической подготовки;

- соревнования по профессионально-прикладной физической подготовленности.

Широкое распространение получил подход, основанный на самостоятельной работе курсантов морских колледжей по формированию и развитию ППФК на основе использования стандартных тренировочных программ (СТП), позволяющих:

а) интенсивно и целенаправленно воздействовать на отстающие профессионально важные качества будущих специалистов;

б) интенсифицировать процесс формирования ППФК обучаю -щихся на основе осознанного выбора курсантами личного вектора развития;

в) облегчить выбор занимающимися необходимых упражнений из многочисленных средств, представленных в различных литературных источниках.

Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о различных методологических подходах к процессу оценки достижений индивида в ходе освоения и присвоения ценностей ППФК, к основным относятся:

1. Определение состава критериев, характеризующих социально-экономическую эффективность ППФК, отражающих:

- влияние ППФК на результаты профессиональной деятельности;

- уровень квалификации специалиста, проявляющийся в творческом отношении к работе, активности и качестве принимаемых решений;

- качество и сроки выполнения стандартных производственных операций, характерных для профессиональной деятельности отдельных категорий специалистов.

2. Определение состава критериев, отражающих влияние ППФК на личностное развитие индивида в целом, его профессиональную дееспособность, развитие отдельных свойств и качеств, необходимых в его производственной деятельности.

3. Определение состава критериев, характеризующих качество, методики и организацию процесса ППФК, к основным относятся: наличие научно обоснованных программно-нормативных документов, методических рекомендаций, его соответствие принципиальным установкам теории формирования общей и физической культуры человека.

В этом перечне особое прикладное значение имеет вопрос оценки

влияния процесса формирования ППФК на личностные характеристики занимающихся, в качестве которых предлагаются следующие показатели.

1. Стремление индивида к формированию и сохранению оптимального состояния здоровья.

2. Понимание и принятие возможностей средств физкультурно-спортивной деятельности с целью развития физического, двигательного и в целом личностного потенциала.

3. Осознанность использования в ходе личностного развития идеалов, ценностей и норм поведения, отражающих заботу о собственном физическом состоянии.

4. Уровень теоретической подготовленности человека в аспекте проблем физической культуры и ППФК.

Заканчивая рассмотрение вопроса о методологических основах формирования и развития ППФК, необходимо также отразить взгляды ученых на соотношение содержания ППФК и общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Большое значение для будущих специалистов имеет участие в решении различных проблем ППФК на занятиях по общепрофессиональным и специализированным дисциплинам, к основным относятся:

- определение требований, предъявляемых различными специалистами, в том числе разработка количественных модельных характеристик уровня развития профессионально важных личностных характеристик индивида;

- обоснование состава средств и методов целенаправленного развития отдельных профессионально важных качеств в ходе физического воспитания;

- разработка содержания деловых игр, моделирующих различные производственные ситуации, способствующие повышению качества оценки и самооценки профессиональной подготовленности будущих специалистов;

- разработка элементарных тренажерных устройств, в значительной мере повышающих качество учебно-воспитательного процесса по ППФК.

Примечания:

1. Амельчаков И.Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. 2007. № 6. С. 39-41.

2. Дубровский А.В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 3. С. 40-42.

3. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки. Вопросы теории // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 13-15.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. СПб.: Лань, 2003. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1985. 135 с.

6. Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 270 с.

7. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев, Н.Х. Хакунов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 6(28). С. 93-98.

References:

1. Amelchakov I.F. Perfection of the system of vocational training, retraining and advanced training // The Professional. 2007. No. 6. P. 39-41.

2. Dubrovsky A.V. The concept of "physical readiness" in the structure of the general readiness of a person to professional activity // Theory and practice of physical culture. 2002. No. 3. P. 40-42.

3. Ilinich V.I. On some problem questions of professionally applied physical training. Problems of theory // Theory and practice of physical culture. 1990. No. 3. P. 13-15.

4. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture: Introduction to the subject: a textbook. for higher special physical education institutions. The 3rd ed. SPb.: Lan, 2003. 160 pp.

5. Raevsky R.T. Professionaly applied physical training of students of technical higher schools: a manual. M.: Vysshaya Shkola, 1985. 135 pp.

6. Chermit K.D. Theory and methods of physical culture. Support schemes: a manual. M.: Soviet Sport, 2005. 270 pp.

7. Semantics and interrelation of the concepts "physical culture of the individual", "professionally applied physical culture of the individual", "professionally applied physical training" / K.D. Chermit, M.M. Ebzeev, N.Kh. Khakunov [etc.] // Scientific notes of the university of P.F. Lesgaft. 2007. No. 6 (28). P. 93-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.