Научная статья на тему 'Скандинавская ходьба как средство профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся аграрного университета'

Скандинавская ходьба как средство профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ПУЛЬСОМЕТРИЯ / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / NORDIC WALKING / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL ABILITIES / ENDURANCE / PULSOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пягай Л.П., Терехина И.В.

Формирование физической культуры личности обучающихся Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» позволяют расширить знания о современных видах циклических видов спорта. Использование скандинавской ходьбы для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности выпускников вузов является инновационным. Практически отсутствуют сведения об использовании данного вида спорта в качестве средства профессионально-прикладной физической подготовки в рамках физического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пягай Л.П., Терехина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nordic Walking As a Means of Professional and Applied Physical Training of Students of an Agrarian University

Formation of physical culture of the personality of students of Omsk State Agrarian University named after PA Stolypin in the discipline "Elective courses in physical culture" allow you to expand your knowledge of modern types of cyclic sports. The use of Scandinavian walking for the preservation and strengthening of health, psychophysical training and self-preparation for the future life and professional activity of graduates of universities is innovative. Practically there is no information about the use of this sport as a means of professional-applied physical training in the framework of the physical education of students.

Текст научной работы на тему «Скандинавская ходьба как средство профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся аграрного университета»

Зяе^ронный научно-жтодичесщй лэджал, _

Омского TfltyШЦ!

Пягай Л.П., Терехина И.В. Скандинавская ходьба как средство профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся аграрного университета // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00652.pdf. - ISSN 24134066

УДК 796

Пягай Лариса Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск lp. pyagai@omgau.org

Терехина Ирина Владимировна

Ассистент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск iv.terekhina@omgau.org

Скандинавская ходьба как средство профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся аграрного университета

Aннотация. Формирование физической культуры личности обучающихся Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» позволяют расширить знания о современных видах циклических видов спорта. Использование скандинавской ходьбы для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности выпускников вузов является инновационным. Практически отсутствуют сведения об использовании данного вида спорта в качестве средства профессионально-прикладной физической подготовки в рамках физического воспитания студентов.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, скандинавская ходьба, профессионально значимые физические способности, выносливость, пульсометрия.

Формирование социально-активной личности в гармонии с физическим развитием — важное условие подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в современном обществе. Именно в процессе подготовки и обучения будущих выпускников в вузе складываются ориентиры, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы их профессиональной деятельности[1].

Однако, как показала практика, многие выпускники вузов вступают в трудовую жизнь без необходимой физической подготовки, ощущая трудность при переходе на профессиональную деятельность. Выпускники вузов медленно адаптируются к условиям производства, быстро устают, чаще склонны к перемене профессии[1].

Современная система физического воспитания студенческой молодежи нефизкультурных вузов, в частности профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), направленная на устранение недостатков и пробелов физической подготовленности и является приоритетной в формировании здорового и спортивного стиля жизни будущих специалистов производства [2].

На выполнение этой комплексной задачи должны быть направлены теоретические и практические занятия в вузе. Реализация поставленных задач может решаться в процессе изучения таких дисциплин, как «Физическая культура» (теоретический курс) и «Элективные курсы по физической культуре». Причем профессиональная подготовка не должна быть изолированной, отдельной от общей физической подготовки (ОФП). Наоборот, ее эффективность возможна только на базе ОФП, и их тесная взаимосвязь и преемственность позволит осуществить подлинно разностороннее физическое и психологическое развитие обучающихся. [2]

Изучение особенностей трудовой деятельности специалистов агробизнеса проводилось на предмет определения объёма их двигательной активности посредством замера расстояний, преодолеваемых во время геодезических полевых работ. Это позволило авторам зафиксировать, что землеустроители в течение рабочего дня проходят расстояние от 3 до 11 километров по пересечённой местности. [3]

Профессиограмма работников специальности «Землеустройство и кадастры» также подтверждает, что условия работы в период трудовой деятельности характеризуется сезонной неравномерностью общей рабочей и двигательной нагрузки. В период проведения полевых работ труд землеустроителей подразумевает высокую двигательную активность, отсутствие или недостаток перерывов для отдыха и значительную продолжительность рабочего дня.

Рассматривая установленные особенности профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе, можно утверждать, что профессионально значимыми для работников данной отрасли являются выносливость, а также умственные способности, связанные с ориентированием на местности, что необходимо учитывать при разработке методик профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов.

[3]

По нашему мнению, циклические виды спорта будут способствовать развитию общей и специальной выносливости студентов, а также эффективно устранять психологическое напряжение. Кроме того, упражнения на свежем воздухе будут способствовать повышению умственной и физической работоспособности на достаточно высоком уровне в течение длительного времени.

Основываясь на имеющийся опыт и анализ научно-методической литературы по проблеме профессионально-прикладной физической подготовки студентов, на кафедре физической культуры и спорта Омского ГАУ был разработан спортивно-ориентированный модуль по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» — «Скандинавская ходьба», который был предложен обучающимся по направлению подготовки: 35.03.01. «Лесное дело», 35.03.04 «Агрономия» и 21.03.02 «Землеустройство и кадастры».

В доступной нам литературе практически отсутствуют сведения об использовании данного вида спорта в качестве средства профессионально-прикладной физической подготовки в рамках физического воспитания студентов.

Отсутствие научно обоснованной методики формирования прикладных навыков и способностей у студентов аграрных вузов средствами скандинавской ходьбы говорит о сложившейся проблемной ситуации, и даёт основание утверждать, что настоящее исследование актуально.

Скандинавская ходьба — это новое направление в физической культуре, которым могут заниматься обучающиеся с разным уровнем физической подготовки, физического развития и функционального состояния организма. Это простой и доступный способ занятия оздоровительной двигательной активностью в любом месте, в любое время, эффективный способ снятия нервно-эмоциональных перегрузок. [4]

Исходя из требований профессиограммы к работникам агропромышле6нного комплекса, нами была разработана экспериментальная методика, предусматривающая формирование профессионально значимых физических способностей студентов вузов средствами скандинавской ходьбы.

Тренировочная нагрузка предусматривала поддержание общей выносливости, освоение техники скандинавкой ходьбы, общая и специальная физическая подготовка. При скандинавской ходьбе достигается больший тренировочный эффект, чем при оздоровительной ходьбе, спортивной ходьбе, беге, так как при правильной технике задействованы все крупные мышцы нашего тела. Преимущества этого вида в том, что при достаточной аэробной нагрузке оказывается щадящее воздействие на опорно-двигательный аппарат, а также сжигается в два раза больше калорий, чем при обычной ходьбе. [5]

Спортивно-ориентированный модуль «Скандинавская ходьба» в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» проводился в течение 2017-2018 учебного года.

Цель — формирование физической культуры личности обучающихся Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина и способности использования скандинавской ходьбы для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи спортивно-ориентированного модуля:

• понимание обучающимися социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

• формирование мотивационно - ценностного отношения обучающихся к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

• знакомство обучающихся с новым направлением физической культуры -скандинавская ходьба;

• развитие и совершенствование физических качеств;

• заинтересовать обучающихся в дальнейшем регулярно заниматься скандинавской ходьбой в группе или самостоятельно.

Лекционный курс включает в себя знакомство с новым направлением физической культуры — скандинавская ходьба и истории его появления. Обучение индивидуального подбора спортивных палок. Изучение техники передвижения, основных ошибок, определение группы для занимающегося, согласно его физического состояния.

Содержание практических занятий курса направлено на освоение технической подготовки, общефизической и специальной физической подготовки. Обучение технике скандинавской ходьбы включает передвижение с палками по малому кругу, передвижение с палками на различные дистанции, выявление и исправление ошибок, совершенствование техники. Используемые средства обучения — это подводящие упражнения, имитационные упражнения, скандинавская ходьба от 40 мин и более. Скандинавская ходьба с увеличением расстояния и скорости передвижения.

Общефизическая подготовка имела традиционную структуру и состояла из упражнений для развития и совершенствования общей выносливости и повышения функциональных возможностей организма. Также применялись упражнения для развития гибкости и выносливости.

Специальная физическая подготовка была направлена на развитие специальной координации движений и совершенствование специальной выносливости.

Таблица 1.

Уровень развития выносливости у студентов, занимающихся скандинавской ходьбой

(юноши - п=20; девушки- п=20)

Кроссовый бег (мин./ с) Прирост

начало эксперимента конец эксперимента

Юноши (3000 м) 16,05 ± 1,4 15,8 ± 0,5 Р < 0,05

Девушки (1000м) 6,23±1,8 4,38± 0,6 Р < 0,05

Из расчётов видно, что в конце педагогического эксперимента в группе занимающихся скандинавской ходьбой результаты тестовых испытаний достоверно улучшились ^ < 0,05).

Для получения достоверной информации о влиянии занятий скандинавской ходьбой функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) обучающихся проводилась функциональная проба Мартинэ-Кушелевского.

Полученные данные были проанализированы в соответствии с должными критериями данной пробы в начале и по окончании педагогического эксперимента.

Таблица 2.

Динамика показателей восстановления пульса у студентов, занимающихся

скандинавской ходьбой (юноши - п=20; девушки- п=20)

Показатели ЧСС до ЧСС Восстановление ЧСС

ЧСС за 10 сек нагрузки (уд.в.мин) после нагрузки (уд.в.мин) 1 минута (уд.в.мин) 2 минута (уд.в.мин) 3 минута (уд.в.мин)

Контингент

Девушки 83, 2± 7,2 148 ± 7,4 97,2± 6,9 90,76 ± 9,3 86,4± 8,4

(в начале

исследования)

Девушки 69,4 ± 4,5 132 ± 2,7 84,5 ± 2,5 72,2 ± 2,4 69,5± 2,2

(в конце

исследования)

Юноши 82,4±2,6 152,6±2,4 99,5±4,2 88,5±2,6 84,5±2,2

(в начале

исследования)

Юноши 72,2±1,5 128,5±4,2 96,4±3,2 84,5±1,8 72,6±1,5

(в конце

исследования)

Результаты пробы Мартинэ-Кушелевского подтверждают положительное влияние занятий скандинавской ходьбой на функциональное состояние ССС студентов. Достоверно изменилось время восстановления пульса после дозированной физической нагрузки. Как у юношей, так и у девушек через год тренировочных занятий — это время составило в среднем три минуты, тогда как при первом тестировании восстановление пульса длилось больше трех минут. Это свидетельствует о положительной динамике.

Также в рамках педагогического эксперимента было исследовано влияние занятий скандинавской ходьбой на показатели ритмичности пульса. В начале учебного года было выявлено 53% студентов, имеющих признаки аритмии.

Таблица 3.

Динамика показателей ритмичности пульса у студентов, занимающихся скандинавской ходьбой (п= 40)

Пульс за 10 сек 10 10 10 10 10 10

В начале эксперимента 14,5±1,2 12,4±2,5 13,5±1,5 14,7 ±2,5 11,8±1,4 14,5±2,2

В конце эксперимента 12,7±0,8 11,5±1,3 11,5±0,7 12,2±1,2 12,6±1,4 11,5±0,8

Из данных в таблице видно, что регулярные занятия скандинавской ходьбой положительно влияют на показатели ритмичности пульса у всех обследуемых лиц.

Ссылки на источники

1. Андрющенко, Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» //Теория и практика физической культуры и спорта.— 2002. — № 2. — С. 47-54.

2. Шилько, В.Г. Методология построения личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов // Теория и практика физической культуры и спорта. — 2003. — № 9. — С. 45-49.

3. Севастьянов, В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов аграрных вузов средствами спортивного ориентирования: автореф. на соиск.уч. степени канд.пед.наук. — Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. — Санкт-Петербург, 2017. — 25 с.

4. Полетаева, А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. - СПб, 2012.—

5. Пягай, Л.П. Скандинавская ходьба как форма занятий физической культурой в высших учебных заведениях для студентов специальной медицинской группы: сборник материалов международной научно-практической конференции //Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2018. - С.151-156.

Larisa Pyagay

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Irina Terekhina

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Nordic Walking As a Means of Professional and Applied Physical Training of Students of an Agrarian University

Abstract. Formation of physical culture of the personality of students of Omsk State Agrarian University named after PA Stolypin in the discipline "Elective courses in physical culture" allow you to expand your knowledge of modern types of cyclic sports. The use of Scandinavian walking for the preservation and strengthening of health, psychophysical training and self-preparation for the future life and professional activity of graduates of universities is innovative. Practically there is no information about the use of this sport as a means of professional-applied physical training in the framework of the physical education of students.

Keywords: physical education, professional-applied physical training, Nordic walking, professionally significant physical abilities, endurance, pulsometry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.