4. Бабичев, Л.И. Некоторые проблемы защиты конституционных прав военнослужащих и членов их семей в условиях военной реформы / Л.И. Бабичев, В.А. Зубков // Вкладка в журнал «Право в Вооруженных Силах». - 2002. - № 5. - С. 14-17.
5. Орлов, В.Н. О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / В.Н. Орлов // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 12. - С. 8-11.
Беляков Сергей Алексеевич, кандидат ист. наук, доцент, Омский ГАУ, e-mail: [email protected].
SUMMARY
S.A. Belyakov
Analysis of economic incentives for individuals working inhigher risk environments
Research work is devoted to the analysis of economic incentives for individuals who have worked for many years in conditions of increased risk - persons discharged from military service at the turn of 20-21 centuries. Analysis of international experience shows that the forms of material incentives for safe work can play an important role in improving the welfare of workers. Therefore, economy safety became the object of serious attention in a number of countries, even where studies have been conducted to determine the qualitative and quantitative assessment in this area.The work of foreign specialists showed that the promotion of safe work is given sufficient attention, as this is linked to issues of economic impact on the improvement of working conditions. Scientific novelty of this research is the analysis of the experience of the stimulation and influence of the state on human well-being that have long worked in conditions of high risk and as a consequence proved a real economic interest of the state in financial support of the persons who gave the best years of his life to the service of the Fatherland. From the analysis of the study it can be concluded that the normative-legal framework regulating social protection of military servicemen for the period of the study was imperfect, did not ensure adequately the rights of individuals who gave many years of his life to the service of the Fatherland. Summarizing the reasons for the low level of social protection of former military personnel and their families allows us to offer recommendations, implementation of which may have practical significance. Armed forces and law enforcement agencies remain one of the important parts of the overall system of the special organs of the state, designed to ensure national security. The special mission of these institutions non-state authorities makes specific demands on the individual serviceman and, thus, requires a special approach and to social protection of this population.
Keywords: soldier, pensioner, preferences, military service
Belyakov Sergey Alekseevich, Cand. Hist. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, e-mail: [email protected].
УДК 796:378.663(571.13)
Т.Н. Первых, В.П. Трусова, О.В. Ефремов
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОМСКОМ ГАУ
В статье обсуждается вопрос физической подготовленности абитуриенток, поступивших на 1-й курс в Институт экономики и финансов нашего университета. Проанализированы результаты входного контроля, в таблице представлены данные статистического исследования по физической подготовленности девушек на протяжении нескольких лет, которые свидетельствуют о низких показателях контрольных тестов: бег 100 м, прыжки в длину с места, отжимание от гимнастической скамейки. Для улучшения физической подготовленности обучающихся необходимо разнообразить средства и методы физической подготовки. Предлагаются способы решения этой проблемы, даются рекомендации с помощью комплексов со скакалкой и упражнений силовой направленности. Главный фактор усиления роли физической культуры - формирование социально-значимых мотивов к занятиям физкультурой. В настоящее время модно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Введение норм комплекса ГТО также может помочь формированию интереса к занятиям физической культурой. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют развитию ценных физических качеств, таких как сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость; воспитанию ценных морально-волевых ка-
© Первых Т.Н., Трусова В.П., Ефремов О.В., 2016
301
честв: смелости, решительности, дисциплинированности, настойчивости в достижении цели. В этой связи представляется интересным обсудить возможности получения квалификационных документов - удостоверения о присвоении квалификации инструктора по избранному виду спорта для обучающихся в группах спортивного совершенствования, еще больше увеличивая мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, входной контроль, здоровый образ жизни, компетентностный подход, комплекс ГТО, гуманизация образования, скакалка.
Введение
Приоритетным направлением в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом может и должен стать отказ от унификации и стандартизации учебных программ гуманитарных и технических вузов и создание возможно большего числа альтернативных программ по каждому виду физической культуры с учетом региональных, национальных, культурно-исторических традиций, материально-технической оснащенности спортивных комплексов каждого конкретного вуза [1].
Недостаток спортивных баз и слабое обеспечение их спортивным инвентарем и современным оборудованием, инфраструктура спортивных сооружений и условия проведения занятий не соответствуют современным требованиям.
Значительно иным стал психологический тип молодого человека (его уклад, духовный мир, круг интересов) вместе с изменением нового общественного строя.
Развились новые тенденции проведения досуга. Молодых людей сейчас привлекает красиво оборудованные места занятий и досуга, большой выбор доступных услуг, занятия по интересам.
Эти проблемы, в свою очередь, ведут к снижению образовательной ценности занятий физической культурой, так занятия определяются лишь возможностями имеющихся спортивных баз. В такой ситуации интерес обучающихся к занятиям физкультурой ограничивается лишь прагматическими целями [2].
Интерес к занятиям физической культурой остается невысоким также из-за относительно слабого здоровья выпускников школ и боязни даже небольших физических нагрузок.
Объекты и методы
По результатам входного контроля, проводимого ежегодно на 1-м курсе в начале учебного года в ОмГАУ, выявлено: более 50% обучающихся в Институте экономики и финансов не могут выполнить простые контрольные тесты: бег 100 м, прыжок в длину с места, отжимание от гимнастической скамейки (девушки).
Результаты исследования
По результатам проведенного исследования физическая подготовленность абитуриенток снижается. В табл. 1 представлены средние показатели результатов тестирования.
Таблица 1
Средние показатели результатов тестирования
Тест Девушки
Контрольные тесты 2005 2010 2015
Бег 100 м (сек) 17,0 ± 2,0 17,8 ± 2,1 17,8 ± 2,7
Прыжок в длину с места (см) 175 ± 25 169 ± 24 163 ± 63
Отжимание от гимнастической скамейки (кол-во раз) 15 ± 3 19 ± 4 14 ± 8
Корни данного явления, на наш взгляд, следует искать в неудовлетворительном выполнении школьной программы и ухудшения здоровья молодого поколения, а в сельской местности уроки по физической культуре проводятся на низком уровне из-за отсутствия материально-технической базы и недостатка специалистов. Кафедре физической культуры и спорта следует скорректировать учебный процесс в сторону увеличения развития скоростно-силовых и силовых качеств, особенно в физической подготовке девушек [3].
302
Для развития быстроты и скоростно-силовых качеств на занятиях применялся комплекс упражнений со скакалкой. Прыжки на скакалке - одна из самых эффективных и простейших тренировок; это прекрасный способ повысить уровень физической подготовленности. Такие упражнения совмещают эффективность аэробики и длительного бега, эстетичность танцев, атлетическую мощь прыжковых специальных упражнений. Прыжки на скакалке развивают выносливость и гибкость, укрепляют дыхательную и сердечнососудистую системы. Во время прыжков работают все основные мышцы: руки, ноги, ягодицы, пресс. Укрепляются и спина, корректируется осанка и расправляются плечи. Скакалка значительно способствует похудению в области бедер, усилению тонуса, упругости и гибкости мышц [4].
Применение в образовательном процессе данного комплекса упражнений со скакалкой позволяет существенно повысить интерес обучающихся к изучаемой дисциплине и их мотивацию. Их выполнение значительно стимулирует и дает чувство удовлетворенности от проделанной работы, улучшает результаты контрольных тестов по физической культуре.
Примерный комплекс упражнений со скакалкой:
1. Обычные прыжки.
2. Прыжки в обратном направлении (кстати, вариант достаточно непростой).
3. Высокие прыжки (стараемся выпрыгнуть как можно выше, сгибая ноги только в го-леностопе, силой икроножных мышц).
4. Прыжки на одной ноге.
5. Прыжки на каждой ноге поочередно.
6. Прыжки с захлестыванием голени.
7. Прыжки с высоким подъемом коленей.
8. Прыжки с поворотом вокруг собственной оси.
9. Прыжки с боковым смещением (выполняем любой вариант прыжков, с прыжком немного смещаемся в любую сторону).
10. Прыжки со смещением вперед-назад (выполняем любой вариант прыжков, с каждым прыжком немного смещаемся вперед или назад, а затем обратно).
11. Прыжки «крест - накрест» (когда скакалка проносится над головой, скрещиваем перед собой руки, а на следующий прыжок - разводим обратно).
12. Двойные прыжки (вращаем скакалку немного медленнее, за 1 ее оборот стараемся подпрыгнуть 2 раза).
13. Медленные прыжки (а теперь - наоборот: вращаем скакалку максимально быстро, а прыгаем - максимально высоко, стараясь за 1 прыжок сделать 2 оборота скакалки) [5].
Примерный комплекс упражнений для развития силы рук:
1. Поднимание и опускание согнутых ног в висе на гимнастической стенке.
2. Прыжки через гимнастическую скамейку из различных исходных положений.
3. Отжимания из разных исходных положений:
- прыжки на руках в упоре лежа с хлопком,
- отжимания от скамейки,
- отжимания с коленок.
4. Поднимание и опускание туловища из положения лежа на гимнастическом мате.
5. Из упора сидя на скамейке, отжимания «сзади».
6. Прыжки со сменой ног с опорой на скамейку.
За счет увеличения количества и качества повторений, усложнения механизма выполнения упражнений происходит повышение нагрузки, которая способствует улучшению результатов. Все упражнения проводятся методом круговой тренировки. Простота движений позволяет повторять их многократно [6].
Заключение
В этой ситуации главным фактором усиления роли физической культуры является формирование социально-значимых мотивов к занятиям физкультурой.
Гуманизация образования в целом, поворот всей системы воспитания человеку, к уважению его личности потребуют от кафедры физической культуры и спорта по-новому организовать учебный процесс. В соответствии с новыми требованиями ФГОС 3+ следует дать неспециальное физкультурное образование студентам в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Сохраняя требования государственного стандарта, воспитать физическую культуру обучающихся. Ввести компетентностный подход в реализацию программ обучения по дисциплине «Физическая культура».
Введение норм комплекса ГТО также может помочь обучающимся пробудить интерес к занятиям физической культурой. В настоящее время становится модным вести здоровый образ жизни, заниматься спортом .
Систематические занятия физической культурой и спортом не только компенсируют дефицит двигательной активности, что само по себе важно, но и способствуют укреплению здоровья, закаливанию организма, поддержанию высокого уровня умственной работоспособности; развитию ценных физических качеств, таких как сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость; воспитанию ценных морально-волевых качеств: смелости, решительности, дисциплинированности, настойчивости в достижении цели.
В этой связи интересно обсудить возможности получения квалификационных документов для обучающихся в группах спортивного совершенствования. Общее количество часов занятий (400 ч) позволяет получить, например, удостоверение о присвоении квалификации инструктора по избранному виду спорта, еще больше увеличивая мотивацию к занятиям физической культурой и спортом [7]. Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Опыт работы нашей кафедры показывает: обучающиеся нашего вуза, занимавшиеся на факультете дополнительных профессий, тренировавшиеся в секциях по видам спорта и входящие в состав сборных команд университета, получали удостоверение инструктора по этому виду. Наш университет готовит кадры для сельских районов, возвращаясь в села, выпускники, имеюшие удостоверения, могут проводить занятия с сельскими жителями и учениками школ, что способствует повышению уровня физической подготовленности выпускников сельских школ, наших будущих абитуриентов. Также выпускники продолжали совершенствовать спортивное мастерство, выступая в составе сборных команд района на спортивно-культурных праздниках «Праздник севера», «Королева спорта». Почему бы нам не возродить подготовку инструкторов по видам спорта?
Программа физического воспитания в вузе обязательно должна согласовываться с личностными задачами. Проблемы, раскрытые в статье, мало изучены. Требуется дальнейшее улучшение качества преподавания физической культуры и работы кафедры физической культуры и спорта.
Список литературы
1. Радаева, С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2006. - 292. - С. 201-203.
2. Апциаури, Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 12-14.
3. Первых, Т.Н. Анализ физической подготовленности студенток 1-го курса Института экономики и финансов ОмГАУ имени П.А. Столыпина / Т.Н. Первых, В.П. Трусова // Реализация дисциплин ГСЕД в рамках дистанционного обучения: теоретические и практические аспекты : сб. материалов Межвуз. научн.-метод. конф. - Омск, 2013. - С. 52.
4. Бурбо, Л. Фитбол за 10 минут в день. Сер. Фитнес тренер / Л. Бурбо. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. -С. 92-94.
5. Тихомирова, И. Пресс-гимнастика / И. Тихомирова. - 2-е изд. (Сер. Красивое тело). - СПб. : Питер, 2010. - С. 49.
6. Изиляев, А.А. Комплекс ГТО и подготовка к сдаче нормативов как здоровьесберегающая система нации / А.А. Изиляев, С.В. Нечаев, А.В. Холопов // Материалы Междунар. научн-практ. конф. ученых, практиков, аспирантов, магистрантов, студентов, 2-3 апреля 2015 г. / Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - 2015. - С. 176.
7. Акишин, Б.А Проблемы и возможности физкультурного образования в технических университетах / Б.А. Акишин, В.Г. Никонова // Материалы 2-й Всерос. научн.-практ. конф. «Оптимизация учебно-тренировочного процесса» 27 ноября 2003 г. / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. -2003. - 109 с.
Первых Тамара Николаевна, старший преподаватель, Омский ГАУ, тел. (3812) 65-36-90, e-mail: [email protected]; Трусова Валентина Петровна, старший преподаватель, Омский ГАУ, e-mail: [email protected]; Ефремов Олег Васильевич, старший преподаватель, Омский ГАУ.
SUMMARY
T.N. Pervykh, V.P. Trusova, O. V. Efremov
Challenges and opportunities of physical education in Omsk SAU
The article describes question of physical conditions of student girls those entered at institute of economy and finance of university named Dostoevsky. It analyses results of entrance control. Data of statistical researching of physical conditions student girls for during some years are given in table. Those results indicate low level control tests (running 100 meters, long jump from the place, push-gymnastic benches). For improving students physical conditions they offer to diversify methods and resources physical training. They give ways of solution this task and recommend complex exercises with skipping rope and force focus. Admittedly main factor of increasing the physical training role is forming social significant motive to physical exercises. At present time leading a healthy lifestyle and going in for sport come to be in vogue. The introduction of the standards GTO could help to motivate to engage in physical culture too. Systematic physical training and sport contribute to the development of important physical qualities like the force, the flexibility, the speed, the endurance, the agility and the education a valuable moral-volitional qualities like the courage, the determination, the discipline, the persistence in achieving goals. In this context it would be interesting to discuss the possibility of obtaining qualification documents - certificate of conferment qualification of instructor for chosen sport, for students of sport improvement groups. It could increase a motivation to do physical exercises and do sports.
Keywords: physical training, physical education, entrance control, healthy lifestyle, competence-based approach, complex GTO, humanization of education, skipping-rope.
Pervykh Tamara Nikolaevna, Senior Lecturer, Omsk SAU, ph. (3812) 65-36-90, e-mail: [email protected]; Trusova Valentina Petrovna, Senior Lecturer, Omsk SAU, e-mail: [email protected]; Efremov Oleg Vasilevich, Senior Lecturer, Omsk SAU.
УДК 614.21
Е.А. Сергиевич, В.А. Усачев
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В СОЧЕТАНИИ С САУНОЙ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМЫ
В мире сердечно-сосудистые заболевания занимают одно из первых мест по смертности. А наиболее распространена в этой группе артериальная гипертензия, характеризующаяся повышенным артериальным давлением. Но если вовремя не принять меры, по истечении определенного промежутка времени патологические изменения могут отмечаться уже во всех системах организма. Чтобы избежать столь негативных последствий, необходимо заниматься профилактикой, а конкретно физической культурой и спортом. Для этого проведены исследования по определению влияния оздоровительного плавания и сеанса сауны на сердечнососудистую и дыхательную систему мужчин в возрасте 50-55 лет и женщин 38-45 лет на базе спортивно-оздоровительного комплекса ИВМиБ (в три этапа). Первый этап (3 мес) при трехразовых тренировочных занятиях в неделю был посвящен обучению технике плавания брассом. Второй этап (2 мес) при трехразовых занятиях в неделю заключался в моделировании тренировочных нагрузок. И третий, при двух - трехразовых занятиях в микроцикле, посвящен оздоровительному плаванию (500-550 м) в сочетании с сеансом сауны с температурой воздуха 80-90°С и относительной влажностью 5-10% в термокамере (длительность пребыва-
© Сергиевич Е.А., Усачев В.А., 2016