Холопов А.В. Омский ГАУ и комплекс ГТО // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/246-00073. -ISSN 2413-4066
УДК 796
Холопов Анатолий Викторович
Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Омский ГАУ и комплекс ГТО
Аннотация: В статье приводится структура нового комплекса ГТО. Обобщены методы и средства воспитания основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Определен порядок, этапность и сроки подготовки и сдачи нормативов в университете.
Ключевые слова: комплекс ГТО, физические качества, методы, средства, тестирование, испытания.
Новый комплекс ГТО - важный этап в развитии системы физического воспитания, он способствует дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей. Создает необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины. Цель:
Забота о здоровье людей, добиваться всестороннего гармоничного развития человека. Задачи:
Способствовать формированию высокого морального и духовного облика людей, их гармоничному развитию и помогать сохранять на долгие годы крепкое здоровье и творческую активность. Принципы:
Добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций.
В университете представлена возрастные категории начиная с 6 ступени ® VI ступень: 18—29 лет; ® VII ступень: 30—39 лет; ® VIII ступень: 40—49 лет; ® IX ступень: 50—59 лет; ® X ступень: 60—69 лет; ® XI ступень: 70 лет и старше.
® Испытания комплекса ГТО направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, координации и гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками.
Проявление физических качеств зависит от возможностей функциональных систем организма.
Силой в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Воспитание силы
Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или около предельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5—6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4—8 мин (до восстановления).
Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30—70% рекордного, которые выполняются сериями по 4—12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов.
Отдых между сериями 2—4 мин (до неполного восстановления). Этот метод чаще используется с целью наращивания мышечной массы.
Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощении (до 30% рекордного). Упражнения выполняются сериями по 15—25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов, отдых между ними 2—4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества.
Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательные реакции.
Воспитание быстроты, простой и сложной двигательной реакции.
Различают простые и сложные реакции. Простая реакция — это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространен метод повторного, возможно более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. Сложная реакция бывает различной, но чаще всего это реакция на движущийся объект и реакция выбора. В реакции на движущийся предмет важно постоянно видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Для этого используются упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта.
Средства воспитания быстроты должны удовлетворять по меньшей мере трем следующим требованиям:
1) техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для занимающегося скоростях;
2) степень освоения упражнения настолько высока, что усилия направляются не на способ, а на скорость выполнения;
3) продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный, игровой и соревновательный.
Общая выносливость — это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.
Воспитание выносливости
Равномерная работа при пульсе130—150удар/мин, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем. Методы воспитания выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты выполнения упражнения.
Специальная выносливость — это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.
Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая. В циклических упражнениях (бег на 100—200м) в некоторых спортивных играх скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечнососудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за кратковременности и высочайшей интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже, после прекращения упражнения.
Силовая выносливость — это способность длительное время выполнять упражнения (действия), требующие значительного проявления силы.
Выносливость к статическим усилиям — способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Обычно в этом режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью — чем больше усилие, тем меньше продолжительность.
Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи.
Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:
- осваивать координационно сложные двигательные задания;
- быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся
обстановкой (например, в условиях спортивных игр);
- повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.
Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой.
Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.
Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При эмоциональном подъеме уже в предстартовом состоянии гибкость увеличивается, а при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться.
Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. Разработаны также ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений или времени «выдержек». Для движений в плечевых и тазобедренных суставах до30—45повторений в серии; темп при активных упражнениях — в среднем одно повторение в секунду, при пассивных — одно повторение за1—2с; выдержка в статических положениях — 4— 6 с. Упражнения могут применяться как в учебных, так и в самостоятельных формах занятий, и чем чаще они применяются, тем выше их эффективность. Установлено, что ежедневные двухразовые тренировки с 30-кратным повторением упражнений в каждом подходе через
один-два месяца приводят к заметному приросту гибкости. При прекращении же тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.
® Виды испытаний учитывают возрастные особенности занимающихся от 6 до 70 лет и
старше по 11 ступеням (возрастным группам). ® Процесс тестирования предусматривает предварительную подготовку, допуск врача и
соревнования по выполнению нормативов. ® По итогам проведения испытаний граждане могут получать золотые, серебряные и бронзовые знаки отличия.
На сегодняшний день Министерством спорта РФ по соответствию спортивной базы в городе Омске были определены три центра по сдаче комплекса ГТО, ЦОП «Авангард», ЦСП «Сибирский Нефтяник» и СибГУФК. Омский государственный аграрный университет сотрудничает с центром СибГУФК на нашей базе планируется сдача норм по бегу на лыжах. Порядок сдачи норм ГТО
® Регистрация в центре с получением личного номера ® Участие в соревнованиях по сдаче норм ® Занесение результатов из протокола в базу данных ® Определение видов по выбору с выполнением норм ® Подготовка приказа о вручении знака соответствующего уровня
Для подготовки обучающихся нашего университета по нормам сдачи ГТО советом обучающихся, студенческим спортивным клубом «САПСАН» был разработан план мероприятий для улучшения физической формы и приобщение к здоровому образу жизни, который был заявлен на участие в программе поддержки студенческих спортивных клубов Всероссийским союзом молодежи. При одобрении этой программы предусмотрен гранд на проведение запланированных мероприятий.
Кафедрой физической культуры и спорта разработан проект Программы «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО - в жизнь ОмГАУ».
Цель Программы - организация комплексных мер по созданию для обучающихся, преподавателей и сотрудников условий и стимулов, способствующих осознанному ведению здорового образа жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом, участию в общественной и спортивной жизни университета. Задачи Программы:
-создание нормативно-правовой и научно-методической базы с учетом внедрения комплекса ГТО;
-развитие материально-технической и спортивной инфраструктуры вуза, обеспечивающей внедрение комплекса ГТО;
-разработка и реализация технологии поэтапного введения комплекса ГТО; -формирование механизмов вовлечения и поощрения всех участников образовательного процесса вуза в подготовку и сдачу норм ГТО;
Этапы реализации Программы
1 этап - организационно- подготовительный (февраль-август 2016г.)
2 этап - мониторинговый (сентябрь- декабрь 2016г)
3 этап - реализационный (сентябрь 2016г.- декабрь 2017г.)
Ссылки на источники:
1. Нечаев С.В., Изиляев А.А., Холопов А.В. Комплекс ГТО и подготовка к сдаче нормативов как здоровосберегающая система нации. - Сборник материалов к научно-практической конференции. «IV Манякинские чтения. Проблемы обеспечение национальной безопасности: прошлое, настоящее, будущее» Омск: Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.- С. 174-177.
2.Сумина В.В., Горбунова Н.К. Сравнительная оценка показателей физической подготовленности обучающихся в ВУЗе и норма комплекса ГТО. Здоровый образ жизни человека - национальная проблема современного общества: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 31 марта 2015 г. / под ред. Л.П. Пягай. - Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2015. - С. 244.
Anatoly Holopov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HO Omsk SA U, Omsk
Omsk SAU And GTO Complex
Abstract: The article deals with the structure of a new GTO complex. The techniques and means for development of basic physical qualities such as strength, quickness, endurance, agility and flexibility are generalized. The method, stages and timetable of preparation for and reaching the qualifying standards are determined.
Keywords: GTO complex, physical qualities, techniques, means, testing, trials.