Сумина В.В., Акимочкина Н.К. Эффективность применения упражнений с гимнастической палкой для совершенствования гибкости у обучающихся Омского ГАУ// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00636.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 796.012.1.234
В.В. Сумина
ст. преподаватель
ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск
vv. sumina@omgau. org
Н.К. Акимочкина
преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск nk.gorbunova@omgau. org
Эффективность применения упражнений с гимнастической палкой для совершенствования гибкости у обучающихся Омского ГАУ
Аннотация. Статья содержит результаты исследования эффективности использования комплекса упражнений с гимнастической палкой на развития гибкости у студентов первого курса основной группы Омского государственного аграрного университета на факультете агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования (АПЭПиВ), в рамках контрольного тестирования. Экспериментально выявлено, что наблюдается улучшение физического показателя гибкости у юношей.
Ключевые слова: Омский ГАУ, студенты, гибкость, физическое качество,
В последние годы значительно возрос интерес студентов к средствам и методам укрепления здоровья, профилактике заболеваний и методам повышения работоспособности. Формирование двигательных навыков связано с необходимостью развития достаточно большого количества физических качеств, таких как сила, гибкость, координация, выносливость и скорость. Гибкость является одним из ведущих физических качеств у студентов.
По мнению Матвеева Л.П., гибкостью принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структуры (главным образом мышечных и соединительных), определяющая пределы амплитуды движений звеньев тела. Это физическое качество необходимо развивать с самого детства и систематически. Развитие гибкости в различные возрастные периоды жизни человека происходит по-разному [1].
Студенческий возраст (17-22 лет) является наиболее важным для совершенствования гибкости и поддержания подвижность в суставах. В период 15—20 лет амплитуды движения уменьшается вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате, и повысить уровень развития этого качества уже намного сложнее. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявления качеств силы, быстроты реакции и скорости
движений, выносливости, нарушению координации движений, увеличивая энергозатрат и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным травме мышц и связок. [2].
Упражнения на гибкость решают не только задачу достижения необходимой амплитуды движения, они обеспечивает укрепление суставов, на которые оказывается тренирующее воздействие, а также сухожилий, мышечных групп. Кроме того, развивается такое важное качество мышц, как эластичность. Упражнения на растяжку существуют активные и пассивные:
— движения с большой амплитудой выполняются за счёт собственных мышечных усилий - активные;
— движения развиваются упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов (гимнастическая палка) - пассивные.
Внешние силы прикладываются на малый период времени, но с большой частотой или на большой период времени, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Развитие гибкости через пассивные упражнения развиваются в 1,5-2 раза быстрее, чем через привлечение внешней силы.
Таким образом, гибкость - очень сложное и очень важное физическое качество человека, имеющее много разновидностей, зависящее от многих факторов, тесно связанное с другими физическими качествами.
Внедренный в нашей стране с 2014 года Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК ГТО) вносит существенный вклад в популяризацию и совершенствование физических качеств студентов [3].Одним из обязательных испытаний (тестов) ВФСК ГТО является «Наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье». Эффективность целенаправленной подготовки студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО во многом зависит от содержания и методики построения занятия с образовательно-тренировочной направленностью. Учебные занятия «Элективные курсы по физической культуре» своими задачами и направленностью учебного материала могут быть целевыми, комплексными и контрольными.
Занятия, предусматривающие решение одной педагогической задачи и включающие один двигательный компонент физической подготовки называются - целевыми (однонаправленными). Время основной части занятия отводится на выполнение одного вида испытаний программы комплекса ГТО.
Занятия, предусматривающие решение нескольких педагогических задач и включающие 2 - 3 и более двигательных компонентов программы комплекса ГТО в различных сочетаниях называются комплексными.
Занятия, проводящиеся с целью контроля за уровнем технической и физической подготовленности студентов и выявления степени их готовности выполнить соответствующий норматив того или иного тестового испытания комплекса ГТО называются контрольными [4] .
Целью нашего исследования является развитие гибкости, применяя комплекс с гимнастической палкой у студентов первого курса Омского ГАУ факультета агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования (далее АПЭПиВ).
В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:
— Анализ научно и учебно-методической литературы.
— Определить исходные показатели гибкости у студентов первого курса.
— Разработать наиболее эффективный комплекс упражнений с гимнастической палкой для развития гибкости у студентов первого курса.
— Экспериментально выявить эффективность разработанного комплекса упражнений с гимнастической палкой для развития гибкости у студентов первого курса.
В работе использованы следующие методы исследования:
— Анализ литературных данных;
— Педагогическое тестирование;
— Математическая обработка данных.
На основе анализа специальной научно - методической литературы нами было выявлено, что недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как силу, быстроту реакции и скорость движений, а также выносливость и различные нарушения координации движений. Для реализации поставленной цели был разработан примерный комплекс специальных упражнений с гимнастической палкой для юношей:
1. Исходное положение (далее И.П.) - основная стойка, палка за головой. 1. - Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться. 2. - Наклониться влево. 3. - Выпрямиться, палку вверх. Повторить 10 - 12 раз на каждую ногу.
2. И.П. - ноги врозь, палка внизу хватом за концы. 1 - 3. - Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо. Повторить 10 - 12 раз на каждую сторону.
3. И.П. - основная стойка, палка внизу сзади. 1 - 2. - Наклониться вперед, положить палку на пол сзади. 3. - Выпрямиться. 4-5-6. Наклониться вперед, взять палку. 7 - 8. - И.П. Повторить 10 - 12 раз.
4. И.П. - ноги врозь, палка вверху.1 - 3. - Наклониться назад, палку в левую руку, свободным концом коснуться пола. 4. - И.П. Повторить 10 - 12 раз.
5. И.П. - лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца. 1 - 2. - Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх. 3. - Держать. 4. - И.П. Повторить 10 - 12 раз.
6. И.П. - лежа на спине, руки вперед, палка горизонтально. 1 - 2. - Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках). 3. - Держать.4. - И.П. Повторить 10 - 12 раз.
7. И.П. - основная стойка, палка одним концом в левой руке, второй на полу у левой стопы.1. - Опираясь на палку, присесть на левой ноге, правая нога прямая вперед («пистолет»). 2. - И.П. То же на другой ноге. Повторить 10 - 12 раз.
8. И.П. - основная стойка, палка стоит вертикально и придерживается руками. 1. -Отпустить палку, сделать перемах левой ногой через нее. 2. - Поймать палку - И.П. Повторить 10 - 12 раз каждой ногой.
9. И.П. - присед, палка под коленями. 1 - 3. - Сгибая руки в локтях, встать. 4. - И.П. Повторить 10 - 12 раз.
10.И.П. - основная стойка, палка спереди. 1. - Подбросить палку вверх. 2 - 3. -Присесть, поймать палку двумя руками.4. - И.П. Повторить 10 - 12 раз.
11.И.П. - основная стойка, палка внизу. 1. - Прыгнуть вперед через палку.2. -Прыгнуть назад через палку в И.П. Повторить 10 - 12 раз.
Исследование проводили с юношами первого курса Омского государственного аграрного университета на факультете АПЭПиВ Омского ГАУ, занимающихся в основной группе, поскольку именно у них уровень развития гибкости ниже среднего показателя.
На начальном этапе нашего исследования студенты первого курса приняли участие во входном контроле в сентябре 2017 года.
В тестировании был использован одно из испытаний ВФСК «ГТО»:
— наклон вперед, не сгибая ноги в коленном суставе, стоя на возвышении (результат определяется по размеченной планкой с фиксатором).
В экспериментальной группе средний показатель уровня развития гибкости в экспериментальной группе составляет 8,4 см, в контрольной группе - 9,2 см, показатели близки по значению, что свидетельствует об одинаковом исходном уровне подготовленности (табл. 1).
Таблица 1.
Средние показатели тестирования гибкости у юношей Омского ГАУ
Испытуемые Кол-во испытуемых, п Первый этап Второй этап Темпы прироста показателей
ц±5 ц±5 W, %
Юноши ЭГ (27 чел.), см 8,4 ± 2,7 10,5 ± 2,6 22,2
КГ (26 чел.), см 9,2 ± 3,8 9,5 ± 3,7 3,2
На учебных занятиях в контрольной группе занятия проходили согласно тематическому плану образовательной программы «Элективные курсы по физической культуре».
В экспериментальной группе основными средствами физического воспитания на протяжении практических занятий были упражнения с применением гимнастической палки для совершенствования гибкости.
На втором этапе, в мае 2018 года в ФГБОУ ВО Омский ГАУ, ежегодно проводится тестирование физической подготовленности студентов - сдача Студзачета, нормативы которого, для реализации государственной политики по внедрению комплекса ГТО, приближены к ВФСК ГТО (см. табл. 1).
По итогам второго этапа средние показатели развития гибкости в контрольной группе составил 9,5 см, что свидетельствует о незначительном улучшении уровня подготовленности. Значительно отличаются средние показатели у экспериментальной группы - 10,5 см, которые показывают достоверное улучшение уровня развития гибкости у юношей Омского ГАУ.
По результатам эксперимента у испытуемых наблюдается достоверное улучшение показателей гибкости, по сравнению с контрольной группой.
Результаты проведенного тестирования свидетельствуют об улучшении среднего показателя гибкости, что доказывает эффективность применения разработанного комплекса упражнений с гимнастической палкой на занятиях физической культуры.
Ссылки на источники
1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания. ТП: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) / М., изд. «Физкультура и спорт», 1966г.- С. 164.
3. Сумина В.В. Физическая подготовка обучающихся Омского ГАУ к сдаче норм ГТО в рамках контрольного тестирования // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования. - Омск. - 2018. - С. 126-128.
4. Демчук Н.В. и др. Развитие физических качеств студентов вузов в свете новых требований нормативов ГТО: на примере гибкости. / Н.В. Демчук, А.С. Морозов / Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей // 5 международная научная-практическая конференция: в 4 частях. - 2017. - С. 115-120.
Victoria Sumina
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Natalia Akimochkina
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Efficiency of Application of Exercises with а Gymnastic Stick for the Improvement of
Flexibility in Students of Omsk SAU
Аbstract. The article contains the results of a study of the effectiveness of using a set of exercises with a gymnastic stick on the development of flexibility among first-year students of the main group of the Omsk State Agrarian University at the Faculty of Agricultural Chemistry, Soil Science, Ecology, Environmental Management and Water Use (ASEE&W). It was experimentally revealed that there is an improvement in the physical indicator of flexibility of boys. Key words: Omsk SAU, students, flexibility, physical quality.