Научная статья на тему 'Оценка двигательных качеств и функциональной подготовленности студенток строительного профиля на основе комплексного подхода'

Оценка двигательных качеств и функциональной подготовленности студенток строительного профиля на основе комплексного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL DIAGRAM / PROPULSION QUALITIES / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Оксана Александровна

Одной из важнейшей задачей физической культуры является подготовка будущих специалистов к высокопроизводительной трудовой деятельности. Требования предъявляемые к профессиональной деятельности в современных условиях значительно растут, что влечет за собой повышения требования к профессиональной физической подготовке студентов в период обучения в вузе. В статье представлена оценка физической подготовленности и функционального состояния студенток строительного профиля с применением методики комплексной направленности для развития профессионально-значимых двигательных качеств, выстроенная на основе профессиограммы инженера строителя и требований предъявляемой будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the motor skills and functional readiness of the female students of construction profile based on the integrated approach

One of the most important tasks of physical culture is to prepare future professionals for carrying out of labor activities. Requirements to the professional activity in the modern conditions have significantly increased, which entails an increase of requirements to professional physical training of students during studying at the University. The article presents an assessment of physical and functional condition of students of the building profile with application of the methods of complex projects for the development of the professionally important motor skills, based on the job description of construction engineer and requirements to the future profession.

Текст научной работы на тему «Оценка двигательных качеств и функциональной подготовленности студенток строительного профиля на основе комплексного подхода»

2. Злобина, М.Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Злобина М.Е. - Волгоград, 2009. - 25 с.

3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - СПб. : Изд-во «Лань», 2005. - 384 с.

4. Максимов, М.Н. Квантификация тренировочных нагрузок по пульсовым показателям упражнений в спортивном плавании : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Максимов М.Н. -Москва, 2004. - 24 с.

5. Ретюнских, М.Е. Классификация двигательных заданий гимнастического характера учебного материала программы по физической культуре школьников 5-6 классов / М.Е. Ретюнских // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 125- 132.

6. Ретюнских, М. Е. Классификация двигательных заданий учебного материала «Русская лапта» программы по физической культуре школьников / М. Е. Ретюнских // Сб. науч. тр. ВГИФК 2009-2013 гг. - Воронеж : Научная книга, 2013. - С. 308-316.

REFERENCES

1. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing motor task in sport-pedagogical process : dissertation, Volgograd, Russian Federation.

2. Zlobina, M. E. (2009), Construction of PE lessons for preparatory medical groups schoolchildren of the 5th and 6th forms on the basis of standard motor tasks : dissertation, Volgograd, Russian Federation.

3. Matveev, L.P. (2005), General sport theory and its relative aspects: Schoolbookfor the graduate level of High Sport University Education. - 4th edition, corrected and added, publishing house “Lan”, St. Petersburg.

4. Maksimov, M.N. Quantification of training loads on the pulse parameters exercises in sports swimming : dissertation, Moscow.

5. Retyunskikh, M.E. (2013), “Classification of gymnastic nature motor tasks of educational material on physical training program for pupils of 5-6th forms”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 125-132.

6. Retyunskikh, M.E. (2013), “Classification of motor tasks of educational material "Russian lapta" program on pupils’ physical training”, Colected articles of VSIPE 2009-2013, publishing house "Nauchnaya Kniga", Voronezh, pp. 308-316.

Контактная информация: marina_e_76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2014.

УДК 796.01:612

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

Оксана Александровна Сафонова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

(СПбГАСУ)

Аннотация

Одной из важнейшей задачей физической культуры является подготовка будущих специалистов к высокопроизводительной трудовой деятельности. Требования предъявляемые к профессиональной деятельности в современных условиях значительно растут, что влечет за собой повышения требования к профессиональной физической подготовке студентов в период обучения в вузе. В статье представлена оценка физической подготовленности и функционального состояния студенток строительного профиля с применением методики комплексной направленности для развития профессионально-значимых двигательных качеств, выстроенная на основе профессиограммы инженера строителя и требований предъявляемой будущей профессии.

Ключевые слова: профессиограмма, двигательные качества, физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p140-147

ASSESSMENT OF THE MOTOR SKILLS AND FUNCTIONAL READINESS OF THE

FEMALE STUDENTS OF CONSTRUCTION PROFILE BASED ON THE INTEGRATED APPROACH

Oksana Aleksandrovna Safonova, the senior teacher,

St. Petersburg State Architectural and Construction University

Annotation

One of the most important tasks of physical culture is to prepare future professionals for carrying out of labor activities. Requirements to the professional activity in the modern conditions have significantly increased, which entails an increase of requirements to professional physical training of students during studying at the University. The article presents an assessment of physical and functional condition of students of the building profile with application of the methods of complex projects for the development of the professionally important motor skills, based on the job description of construction engineer and requirements to the future profession.

Keywords: professional diagram, propulsion qualities, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.

Результатом завершения обучения в университете должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию; приобретению личного творческого использования ее средств и методов, достижения устойчивого уровня психофизической готовности инженера-строителя к профессиональной деятельности.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте участвовало 40 студенток очного отделения строительного профиля. Группы комплектовались по результатам диспансерного обследования с определением групп здоровья. В эксперименте участвовали студентки с основной группой здоровья. Участвовало две группы - контрольная и экспериментальная наполняемость каждой группы по 20 человек. В конце каждого семестра проводилось тестирование, тестирование проводилось по показателям физической подготовленности и индексу Гарвардского степ-теста на определение работоспособности студенток. Первое тестирование, было проведено по показателям физической подготовленности:

- результаты в беге фиксировался с помощью ручного секундомера с точностью до 0,1с;

- результаты в прыжковых упражнениях и броска мяча из-за головы измерялись рулеткой с точностью до 1 см;

- результаты в силовых упражнениях измерялось количество повторений в заданных рамках измерения за 10 с.

Второе тестирование, было проведено для определения общей работоспособности студенток использовался Гарвардский степ-тест(ИГСТ); тест заключается в подъеме на ступеньку высотой 40 сантиметров в течение 4 минут в темпе 30 подъемов в 1 минуту, после окончания работы в течение 30 секунд со 2-й, 3-й, и 4-й минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста(ИГСТ). Оценку работоспособности определяли по методике (Макаровой Г.А. 2004).

Занятия проводились на 1 и 2 году обучения 2 раза в неделю, на 3 и 4 году обучения 1 раз в неделю. В нашем эксперименте контрольная и экспериментальная группы занимаются, одинаковое количество часов с продолжительностью урока 90 минут. Экспериментальная группа использовала авторскую методику, направленную на совершенствование общей и специальной выносливости, статической и динамической выносливости, развитие быстроты реакции и движения, которая занимала 40^45% от всего времени занятия [2]. По окончании учебного года проводилось тестирование по контрольным упражнениям физической подготовленности и по показателям функционального состояния.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью нашего исследования является экспериментальное обоснование применения авторской методики повышающей общую работоспособность и эффективно развивающей профессионально-значимые двигательные качества студенток строительного профиля в рамках дисциплины «физическая культура». Данные полученные в результате 4-х летнего педагогического эксперимента представлены на рисунках 1-10.

Рис.1. Результаты, в прыжке с места показанные студентками экспериментальной и контрольной групп в течение 4 лет обучения

На рис. 1 показаны результаты в прыжках с места; на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет(р>0,05).

В экспериментальной группе в конце первого года обучения результат составил 185,8±8,7 см, на четвертом году обучения результат вырос до 196,4±5,7 см прирост результата на 10,6 см, достоверно улучшился (р<0,001). В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились.

На первом году обучения результат составил 171,9±7,9 см, на четвертом году обучения результат вырос до 172,2±7,1 см прирост результата на 0,3 см. Мы можем наблюдать достоверные различия в показателях. На рис. 2 показаны результаты в 3-ом прыжке с места с ноги на ногу, на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет (р>0,05).

На первом году обучения результат составил 610±4,5 см; на четвертом году обучения результат 616,9±4,8 см, прирост результата на 6,9 см. В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились на первом году обучения результат 600,4±4,6см; на четвертом году обучения результат 600,6±6,4см, прирост результата

0,2см. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001). На рис. 3 показаны результаты в 10-ом прыжке с места с ноги на ногу; на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет (р>0,05). На первом году обучения результат составил 2065±101,8 см; на четвертом году обучения результат вырос до 2089±91,5 см прирост результата на 24 см.

616.9

1 год 2 год 3 год 4 год

* экспериментальная группа ■ контрольная группа

Рис. 2. Результаты, в 3-ом прыжке с ноги на ногу студенток экспериментальной и контрольной групп

Рис. 3. Результаты, в 10-ом прыжке с ноги на ногу студенток экспериментальной и контрольной групп

В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились. На первом году обучения результат составил 1986±91,5 см; на четвёртом году обучения результат составил1988±108,7 см. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001).

Рис. 4. Результаты, в беге на 30 метров студенток экспериментальной и контрольной

групп

На рис. 4 показаны результаты в беге на 30 метров с ходу, на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет(р>0,05). На первом году обучения результат составил 5,06±0,3 с; на четвертом году обучения результат вырос до 4,73±0,2 прирост результата на 0,33 с. В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились. На первом году обучения результат составил 5,39±0,3 с; на четвертом году обучения результат составил 5,35±0,3 прирост результата на 0,4с. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001).

Рис. 5. Результаты в беге на 600 метров студенток экспериментальной и контрольной

групп

На рис. 5 показаны результаты в беге на 600 метров; на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет (р>0,05).В экспериментальной группе результаты студенток достоверно увеличились. На первом году обучения результат составил 114,1±2,6 с; на четвертом году обучения результат вырос до 111,05±2,9 с прирост результата на 1,65 с. В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились(р>0,05). На первом году обучения результат составил 114,6±3,2 с; на четвертом году обучения результат вырос до 114,1 ±2,8 с прирост результата на 0,05 с. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001).

Рис. 6. Результаты в подтягивании в висе за 10 (с ) студенток экспериментальной и контрольной групп

На рис. 6 показаны результаты в подтягивании в висе, на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет (р>0,05). В экспериментальной группе результаты студенток достоверно увеличились. На первом году обучения результат составил 6,7±1,2 раз; на четвертом году обучения результат вырос до 7,4±1,3 раз. В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились(р>0,05). На первом году обучения результат составил 6,5±1,2 раз; на четвертом году обучения результат составил 4,6±0,7 раз. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001).

На рис. 7 результатов в поднимании ног в висе, на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет (р>0,05).

В экспериментальной группе результаты студенток достоверно увеличились. На первом году обучения результат составил 7,2±1,3 раза ; на четвертом году обучения результат вырос до 9,35±1,3 раз. Результаты в экспериментальной группе достоверно улучшился от (р<0,05). В контрольной группе результаты студенток достоверно не уве-личились(р>0,05). На первом году обучения результат составил 6,1±1,02 раза ; на четвер-

том году обучения результат составил 5,15±0,8 раз. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001).

Рис. 7. Результаты поднимание ног в висе 10 за (с) студенток экспериментальной и контрольной групп

Рис. 8. Результаты броска мяча из-за головы студенток экспериментальной и контрольной групп

На рис. 8 получены результаты в броске мяча из-за головы, на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет (р>0,05). В экспериментальной группе результаты студенток достоверно увеличились. На первом году обучения результат составил 460±91 см; на четвертом году обучения результат вырос до 650±66,3 см прирост результата на 190 см. В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились(р>0,05). На первом году обучения результат составил 460±91 см; на четвертом году обучения результат вырос до 484±82 см. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001).

На рис. 9 получены результаты в статическом удержании приседа, на первом году обучения мы наблюдаем, что достоверных различий между группами нет (р>0,05).В экспериментальной группе результаты студенток достоверно увеличились.

На первом году обучения результат составил 38,5±3,5 с; на четвертом году обучения результат вырос до 59±3 с прирост результата на 20,5 с. В контрольной группе результаты студенток достоверно не увеличились(р>0,05). На первом году обучения результат составил 33±4,5 с; на четвертом году обучения результат вырос до 32±4 с. Мы можем наблюдать достоверное различие в показателях между группами (р<0,001).

По данным средних показателей пробы ИГСТ выявилось, что у студенток экспериментальной и контрольной групп работоспособность повысилась.

Рис. 9. Результаты статического удержания приседа студенток экспериментальной и контрольной групп

Рис. 10. Результаты пробы (ИГСТ) студенток экспериментальной и контрольной групп

Анализируя полученные средние показатели результатов можно говорить, о том, что работоспособность в экспериментальной группе выше по сравнению с контрольной группой. Процессы восстановления выше в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Анализируя данные тестирования в экспериментальной и контрольной группах наблюдается достоверное улучшение результата(р<0,05).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты свидетельствуют об улучшении деятельности кардио-респираторной системы не только в состоянии покоя, а и при выполнении физических нагрузок. Эти данные дают возможность говорить об оздоровительном эффекте занятий с использованием авторской методики в экспериментальной группе. Улучшение функциональной системы и физического состояния позволили студентам экспериментальной группы перейти на более высокий уровень физического состояния. Прослеживается феномен, у студенток экспериментальной группы который проявился в способности выполнять одинаковую работу с меньшими физическими усилиями. Тренированность к физическим нагрузкам улучшила регуляцию вегетативных функций, увеличила общую физическую работоспособность, улучшила двигательный потенциал студенток в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сафонова, О.А. Профессиограмма как основа содержания ППФП при изучении дисциплины «Физическая культура» в строительных вузах / О.А. Сафонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 117-121.

2. Сафонова, О.А. Развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток вузов строительного профиля на основе методики комплексной направленности / О.А. Сафонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 136-142.

REFERENCES

1. Safonova, O.A. (2012), “Professional diagram as the basis of the content of professionally applied physical preparation at studying the discipline “Physical culture” in building institutions of higher education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 117-121.

2. Safonova O.A. (2013), “Development of the professionally significant motor qualities of the students of higher education institutions of the construction profile on the basis of technique of complex direction”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 136-142.

Контактная информация: Safonov812@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

УДК 796:338.28; 796.078

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, мастер спорта России, Юлия Ринатовна Зайнуллина, студентка,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка,

Московская область

Аннотация

В статье представлено исследование формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения. Данная работа основана на применении специально подобранных подвижных, спортивных и психотехнических игр на уроках физической культуры ориентированных на развитие потенциальных возможностей ученика, способности самостоятельно ставить им учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Приведены особенности применения игр на отдельном занятии. Подробно изложены результаты полученные по специально подобранным методикам оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, подвижные игры, психотехнические игры, спортивные игры, начальная школа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p147-150 FORMATION OF COGNITIVE AND REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT PHYSICAL TRAINING LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL

Jana Vadimovna Sirakovskaja, the candidate ofpedagogical sciences, Master of sports, Yulia Rinatovna Zainullina, the student, the Moscow State Academy of Physical Culture, settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

The article presents the study of formation of the cognitive and regulatory universal educational actions at physical training lessons at primary school in accordance with the Federal state educational standard of the new generation. This study is based on the use of specially selected mobile, sports and psychological games for the lessons of physical culture aimed at development of the potential abilities of the student, ability to set the learning objectives for them, design the ways of their implementation, monitor and evaluate their achievements. See peculiarities of the use of games for the separate lesson. The detailed information on the results obtained under the specially developed methods of assessment of formation of the universal learning activities among the children in primary school has been stated.

Keywords: universal learning activities, outdoor games, psychological games, sports games, elementary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.