Научная статья на тему 'Развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток вузов строительного профиля на основе методики комплексной направленности'

Развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток вузов строительного профиля на основе методики комплексной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Оксана Александровна

Одной из важнейшей задачей физической культуры в вузе является подготовка будущих специалистов к высокопроизводительной трудовой деятельности. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности, в современных условиях значительно возросли, что влечет за собой повышения требования к профессиональной физической подготовке студентов в период обучения в вузе. В статье представлена методика комплексной направленности на развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток строительных вузов, выстроенная на основе профессиограммы инженера строителя и требований предъявляемой будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the professionally significant motor qualities of the students of higher education institutions of the construction profile on the basis of technique of complex direction

One of the most important tasks of the physical culture is to prepare future professionals for the productive employment. Requirements imposed to the professional activity in modern conditions significantly grew, which entails the increase of requirements to the professional physical training of students during studying at the University. The article presents the technique of a complex focus on the development of professionally important motor skills of the students of construction universities, built up on the basis of the civil engineer job description and requirements imposed to the future profession.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток вузов строительного профиля на основе методики комплексной направленности»

Zawodowych im. Stanislawa Staszica w Opolu” [The lifestyle of the school youth on the example of students at the Stanislaw Staszic Complex of Vocational Schools in Opole], Annales Universitatis Mariae Curie - Sklodowska, Sectio D Medicina, Vol. LX Supll. XVI No. 3, pp. 220-224.

13. Kusnierz, C. (2005b), „Zdrowotne efekty wychowania fizycznego” [Physical Education’s beneficial effects for health], in Mynarski, W. and Slçzynski, J. (Eds.), Efekty ksztalcenie i wychowania w kulturze fizycznej, Polskie Towarzystwo Naukowe Kultury Fizycznej, AWF Katowice, Katowice, pp.119-

123.

14. Kusnierz, C. (2006), „Aktywnosc fizyczna dzieci i mlodziezy w czasie wolnym od nauki szkolnej” [Physical activity of children and the youth during time outside school education], Annales Universitatis Mariae Curie - Sklodowska, Sectio D Medicina, Vol. LX Suppl. XVI No. 4, pp. 147-150.

15. Norman, P. and Bennett, P. (1995), “Health locus of control and health behaviour”, in Conner, M. and Norman, P. (Eds.), Predicting Health Behaviour: Research and Practice with Social Cognition Models, Open University Press, Buckingham, pp. 62-94.

16. Romanowska-Tolloczko, A. (2011), “University students’ lifestyles in the context of their health behaviors”, Hygeia Public Health, Vol. 46 No. 1, pp. 89-93.

17. Rotter, J. B. (1966), Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied No. 609, Vol. 80 No.1, pp. 1-28.

18. Sieroslawski, J. (2004), „Raport z badania ankietowego na temat uzywania substancji psy-choaktywnych przez studentôw - ‘Studenci 2004’” [Report from questionnaire research on the psychoactive substances use among students - “Studenci 2004”], available at: http://www.narkomania.gov.pl/ (accessed 15 November 2007).

19. Madejski, E., Majer, M. and Adamczyk, A. (2009), ^ktywnosc ruchowa nauczycieli wychowania fizycznego w aspekcie zdrowego stylu zycia. Oczekiwania - stan rzeczywisty” [Physical activity of Physical Education teachers in the aspect of healthy lifestyle. Expectations - factual state], Rozprawy Naukowe AWF we Wroclawiu, Vol. 28, pp. 277-281.

20. Wojnarowska, B, Mazur, J, Kololo, H and Malkowska, A. (2005), Zdrowie zachowania zdrowotne i srodowisko spoleczne mlodziezy w krajach Unii Europejskiej [Healthy health-related behaviours and social environment of the youth in the countries of the European Union], UW, Instytut Matki i Dziecka, Warszawa.

Contact information: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2013.

УДК 796

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ВУЗОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Оксана Александровна Сафонова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

(СПБГАСУ)

Аннотация

Одной из важнейшей задачей физической культуры в вузе является подготовка будущих специалистов к высокопроизводительной трудовой деятельности. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности, в современных условиях значительно возросли, что влечет за собой повышения требования к профессиональной физической подготовке студентов в период обучения в вузе. В статье представлена методика комплексной направленности на развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток строительных вузов, выстроенная на основе профессиограммы инженера строителя и требований предъявляемой будущей профессии.

Ключевые слова: профессиограмма, двигательные качества, физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p136-142

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONALLY SIGNIFICANT MOTOR QUALITIES

OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE CONSTRUCTION PROFILE ON THE BASIS OF TECHNIQUE OF COMPLEX

DIRECTION

Oksana Aleksandrovna Safonova, the senior lecturer,

Saint Petersburg State University of Architecture and Construction

Annotation

One of the most important tasks of the physical culture is to prepare future professionals for the productive employment. Requirements imposed to the professional activity in modern conditions significantly grew, which entails the increase of requirements to the professional physical training of students during studying at the University. The article presents the technique of a complex focus on the development of professionally important motor skills of the students of construction universities, built up on the basis of the civil engineer job description and requirements imposed to the future profession.

Keywords: professional diagram, propulsion qualities, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. В Федеральной программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» отражено следующее: самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся и студентов; реальный объем двигательной активности студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья: В этом направлении проблема поддержания и сохранения здоровья человека, как на этапе получения образования, так и в условиях профессиональной деятельности, требует рационального решения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Анализ литературных источников и обобщение опыта работы позволили установить актуальность проблемы изменений физического потенциала студенток, происходящих в условиях продолжительного пребывания в вузе. Все двигательные действия, изучаемые в процессе обучения в вузе, относятся в своем большинстве к группе естественных локомоций, которые выполняют важное прикладное значение в повседневной жизни. Комплексные упражнения считаются одним и из наиболее распространенных двигательных действий, как в быту, так и при занятиях физической культурой и спортом. [1].

Проблема исследования заключается в совершенствовании физического воспитания студенток в строительных вузах.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На первом этапе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся профес-сиограммы инженеров строительных специальностей. Проведя интервьюирование, мы смогли скорректировать в профессиограмме профессионально-значимые двигательные качества студенток строительных специальностей. Следующим этапом нашего исследования стало изучение средств и методов, применяемых на занятиях физической культурой.

Нами было проведено анкетирование среди преподавателей кафедр физического воспитания архитектурно-строительных университетов, в котором приняло участие 40 человек. Целью нашего анкетирования было выявить наиболее часто применяемые средства и методы для развития профессионально-значимых двигательных качеств. Нас интересовали особенности использования тех или иных методов и средств, разнообразие и

адекватность применения их на занятиях физической культурой у студенток строительных специальностей. Анализируя результаты анкетирования, выявлено что, для развития профессионально-значимых двигательных качеств применяются следующие средства: 35% респондентов считают, что наиболее эффективными являются упражнения силового характера; 25% респондентов предлагают упражнения на координацию (упражнения на ловкость и равновесие); 15% респондентов предпочитают упражнения на выносливость, 12% респондентов выделяют скоростные упражнения, 13% респондентов выделяют упражнения скоростно-силового характера.

На основе проведенного исследования выделены значимые средства физической подготовки, которые, по мнению экспертов, позволят совершенствовать профессионально-значимые двигательные качества студенток строительных специальностей. Однако анализируя результаты полученного анкетирования преподавателей, выявилось, что при обучении в вузе на занятиях физической культурой практически не используется комплексный подход в развитии значимых двигательных качеств.

В результате анализа анкетирования респондентов были выявлены следующие методы для развития профессионально-значимых двигательных качеств; 25% респондентов отдают предпочтение интервальному методу, 40% респондентов отдают предпочтению повторному методу, 15% респондентов отдают предпочтение круговому методу, 20% респондентов отдают предпочтения игровому методу. Ранжируя результаты ответов можно заключить, что наибольшее внимание уделяется повторному методу, затем следует интервальный метод, на третьем месте - игровой метод, а круговой метод практически остается без внимания на занятиях по физической культуре.

Также выявлено, что применение методов распределено неравномерно на занятиях по физической культуре: наибольшее внимание уделяется интервальному методу, а комплексное взаимодействие методов отсутствует.

Сопоставление компетенций государственного стандарта 3-го поколения строительных специальностей нам позволило определить, какими двигательными качествами обеспечивается каждая компетенция. По существу, компетентностный подход ставит целью овладение способностями и навыками, необходимыми для эффективного выполнения профессиональных функций на рабочем месте.

Как видно из вышеизложенного, не вызывает сомнений в целесообразности применения комплексной формы проведения занятий по физической культуре у студенток. Исходя из этого, создание научно-обоснованной методики использования комплексной формы использования различных методов и средств в одном занятии, организованного по схеме круговой тренировки, имеет большое значение для физического воспитания, а также для развития значимых двигательных качеств будущего специалиста. Поэтому мы предположили, что введение в программу по физической культуре авторской методики на занятиях по физической культуре даст возможность повысить общую работоспособность студенток и развить профессионально-значимые двигательные качества. Авторская методика в свою очередь эффективно повлияет на развитие двигательного потенциала студенток и тем самым позволит повысить, как уровень физической работоспособности, так и умственной работоспособности студенток строительных специальностей. В ходе исследования мы выявили, что в процессе обучения студенток строительных специальностей профессионально-прикладная физическая подготовка применяется не в полной мере, в связи с чем физическая подготовленность части выпускниц вуза не соответствует запросам, которые предъявляет к ним современное производство. Составляющей частью нашей авторской методики явилось использование средств и методов комплексной направленности. Выполнение заданий предусматривало взаимосвязь с учебным материалом занятий, доступность, простоту выполнения упражнений. В нашей методике подбор средств был направлен на совершенствования общей выносливости, статической и динамической силы, скоростно-силовой выносливости, быстроте реакции, координации.

Экспериментальная методика применялась в течение 4 лет обучения (8 семестров). Компонентами нашей методики включены средства и методы для совершенствования значимых двигательных качеств, так как опираясь на профессиограмму профессионально-значимых двигательных качеств комплексное развитие двигательных качеств наиболее приемлемы для будущего специалиста.

Составляющие методики:

1. Средства подготовки направлены: на развитие общей выносливости, силовой выносливости, взрывной силы, быстроты реакции, на развитие динамической и статической силы крупных и мелких мышечных групп. А также, эффективно применяются упражнения ациклической направленности, упражнения циклической направленности; упражнения с набивными мячами; упражнения с отягощением; статические упражнения, прыжковые упражнения, комплексы круговой тренировки. В основном на занятиях использовались комплексы упражнений по схеме круговой тренировки.

2. Используемые методы:

равномерный (занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной скоростью) этот метод использовался только при аэробной нагрузке;

- повторный метод (многократное повторение упражнений с интервалами отдыха (отдых регламентируется до восстановления ЧСС для восстановления работоспособности);

- круговой метод (выполнения комплекса упражнений, чередуя каждое из них ходьбой или бегом).

Повторный и круговой метод мы использовали наиболее часто так как, для женского организма чередование отдыха между подходами и варьирование динамики нагрузки при выполнении упражнений предпочтительно.

3. Дозировка в упражнениях давалась с учетом особенностей женского организма и была дискретна. Объем нагрузки увеличивался постепенно.

На первом году обучения мы применяли упражнения экспериментальной методики таким образом: После проведения первичных тестирований экспериментальная группа включала в свои занятия:

Блок №1 (упражнения без отягощений) выполнение упражнений с 1-го по 10-ое -применяется повторный метод. Восстановление пульса (ЧСС) между подходами составляет 110^120 уд/мин.

Блок упражнений №6 (аэробно-анаэробной направленности), направленный на формирование мышечного и скелетного корсета, развитие дыхательной и сердечнососудистой систем. Эти упражнения наиболее доступны для применения на занятиях физической культуры и общеизвестны. В данном блоке мы применяем равномерный метод, где ЧСС составляет 120^140 уд/мин.

Далее в адаптации к нагрузкам примерно через 2-3 недели, мы включаем в процесс упражнения блока №2 (прыжковые упражнения) и блок №3 (упражнения с набивными мячами). Эти упражнения в основном направлены развитие взрывной силы, динамической силы, быстроты реакции, развития волевых усилий. В блоке №2 все упражнения выполняются по 10 раз в одной серии. Количество повторений варьируется в зависимости от степени подготовленности студенток. В данном блоке применяется повторный метод. В упражнениях блока №3 (упражнения с набивными мячами), вес мяча составляет 3 кг и количество повторений упражнений - 10 раз. Применение упражнений блока №3 и блока №2 следует, чередовалось на занятиях и применялось 1 раз в неделю. Упражнения блока №6 применялись на каждом занятии в начале урока, и время его выполнения составило 3-5 минут. На втором году обучения применения экспериментальной методики к уже применяемым блокам упражнений мы добавляли блок упражнений №4 (статические упражнения), которые применялись 1-2 раза в месяц для укрепления связочного аппара-

та, а также развития силовой выносливости. Статические упражнения выполнялись по времени от 30 секунд до 1 минуты и повторялись упражнения от 1-й до 3-х серий, в зависимости от степени подготовленности студенток. На третьем году обучения применения экспериментальной методики к уже применяемым блокам упражнений мы добавили блок №5 (упражнения с отягощением), блок №7 (круговая тренировка). Эти упражнения мы рекомендуем применять 1 раз в неделю, так как в эти упражнения захватывают большой объем и применяются одним блоком на занятиях по физической культуре. В упражнениях блока №5 количество повторений не должно превышать 8-10 раз за один подход, а лучше всего начать с маленьких весов (3^5 кг) и небольшого количества повторений в подходах. Вес штанги составляет 18 кг. Блок №7 следует применять отдельно от всех остальных блоков, так как там используются все упражнения применяемые в блоках. Упражнения с отягощениями мы рекомендуем сочетать с упражнениями блока №6, так как после силовой нагрузки хорошо дать упражнения скоростного характера. В блоке №7 количество повторений упражнений варьируется 10^15 раз в каждом упражнении в серии, а серии варьируются от 1-го до 3-х повторений. Применяется интервальный метод, где задается интервал времени между подходами (интервал времени между походами составлял 5-7 минут отдыха).

На четвёртом году обучения применения мы используем все блоки экспериментальной методики и, чередуя их по степени направленности, кроме блока №6, который применяется в начале занятий. Блок №6 мы предлагаем усложнить с помощью упражнений фартлека, более интенсивного бега на время, и увеличения времени бега при разминочном беге в начале занятий. Мы также увеличиваем нагрузку в блоках упражнений и количество повторений. Распределение нагрузки по годам обучения представлено на схеме 1.

В нашей методике подбор каждого средства и методов был направлен на совершенствование общей выносливости, статической и динамической выносливости, развитие быстроты реакции и движения, развитие силовой выносливости, способность дозировать силовые напряжения, развитие координации движения, развитие скоростно-силовых качеств. А также наша методика активно содействовала развитию внимания, оперативному мышлению, решительности, смелости, эмоциональной устойчивости, развитию воли, самостоятельности, дисциплинированности. Реализация нашей методики подготовки студенток предусматривала следующее:

- увеличение объема с переходом на следующий курс;

- применение средств и методов базировались на доступности и простоте выполнения упражнений.

Данная экспериментальная методика была составляющей практической частью учебных занятий в форме обязательного блока средств и методов при непосредственном участии преподавателя ведущего дисциплину.

На ППФП отводится 30% на первом году обучения, 40% на втором году обучения, 50% на третьем году обучения, 60% на четвертом году обучения от общего времени занятий. Такое соотношение считается оправданным согласно учебной программе. При этом мы исходим из того, что общая физическая подготовка, занимающая большую часть времени занятий, составляет фундаментальную основу физического воспитания, а ППФП

- профилирующую часть (специализированную).

ВЫВОДЫ

Для повышения эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь средства и методы физической культуры, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженное развитие профессиональнозначимых двигательных качеств, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не

оказывают достаточного воздействия. Один из перспективных путей реализации занятий по физической культуре студенток строительных специальностей приемлемо комплексное воздействие средств и методов по схеме круговой тренировки.

Высокой эффективности при развитии профессионально-значимых двигательных качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры. При подборе средств физической культуры в целях ППФП имеет смысл провести их комплексную направленность, что позволит целенаправленно использовать эти средства в процессе физического воспитания студенток строительного вуза.

Схема 1

Схема авторской методики развития профессионально-значимых двигательных

качеств

1 год обучения

тестирование

Блок№2 Блок№3

прыжковые упражнения с набивными

упражнения мячами

Блок№6

Специальная

выносливость

Блок№2

прыжковые

упражнения

Блок№3

упражнения с набивными

Блок№4

Статические

упражнения

Блок№6

Специальная

выносливость

Блок№1 упражнения с собственным

3 год обучения

тестирование

Блок№2

прыжковые

упражнения

Блок№3

упражнения с

набивными

мячами

Ф

Блок№4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статические

упражнения У

Блок№6

Специальная

выносливость

мячами

весом

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -3-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.

REFERENCES

1. Kuramshin, Yu.F. (2004), Theory and technique of physical culture: The textbook, publishing house “Soviet Sport”, Moscow.

Контактная информация: safonov812@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2013.

УДК (616-84+613) : 371.3 : 378.180.6

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент,

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация

В статье рассматриваются принципы компетентностного подхода в обучении студентов медицинского вуза в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Для формирования компетенций в области профилактики заболеваний и ЗОЖ используется педагогическая сквозная интегральная технология, реализованная с помощью интеграции содержания дисциплин медицинской специальности и физической культуры. Дальнейшее формирование компетенций в области профилактической медицины и ЗОЖ осуществляется путем реализации проектного метода обучения на основании постоянно действующих проектов. Разработанные и внедренные в учебный процесс постоянно действующие проекты, в том числе проект «Воспитание культуры здоровья: студенты - школьникам», позволили организовать образовательное пространство, максимально приближенное к требованиям реальной профессиональной деятельности, и создать благоприятные условия для оценки компетентности в форме аутентичного репрезентационного портфолио.

Ключевые слова: компетентностный подход, студент, ЗОЖ.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p142-147

COMPETENCE APPROACH IN THE TEACHING OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE DISEASE PREVENTION SPHERE AND HEALTHY LIFESTYLE

Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

First St. Petersburg State Medical University of a name of the academician I.P. Pavlov

Annotation

Principles of the competence approach in the teaching of the medical university students in the disease prevention sphere and healthy lifestyle are given in the article. For the formation of competence in the disease prevention and healthy lifestyles, the pedagogical integral technology is used, developed by integrating the content of the disciplines of the medical education and physical culture. Further formation of competences in the preventive medicine and healthy lifestyle is being accomplished through the project method of teaching based on the active projects. Having being developed and implemented in the educational process the constantly active projects, including the project "Education to the Culture of the Health: Students - to pupils”, enabled to form the educational space, close to the real requirements of the professional activities and create favorable conditions for the assessment of competence in the form of the authentic representational portfolio.

Keywords: competence approach, student, healthy lifestyle.

Российская Федерация вошла в состав стран-участниц Болонского процесса и обязалась воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса [7]. Одним из цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.