Научная статья на тему 'Совершенствование взрывных качеств как фактор функциональной подготовки'

Совершенствование взрывных качеств как фактор функциональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная подготовка / взрывные качества / баллистические / прыжковые упражнения / тестирование

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Устинов Игорь Евгеньевич

Статья посвящена совершенствованию взрывных качеств студенток и их тестированию как компоненту функциональной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование взрывных качеств как фактор функциональной подготовки»

УДК 796 ББК 75

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗРЫВНЫХ КАЧЕСТВ КАК ФАКТОР ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК

И.Е. Устинов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А

В современном мире функциональная подготовка важна для любого профессионала. Данное утверждение актуально и для будущих специалистов социальной сферы, обучающихся в СПбГУСЭ по специальностям «Социальная работа», «Реклама и связи с общественностью», «Социология». Единственным предметом в вузе, формирующим функциональную готовность, является дисциплина «Физическая культура».

Одна из составляющих функциональной подготовки - развитие двигательных качеств. Малоизученным вопросом в этом направлении является совершенствование взрывных качеств у девушек. Взрывные качества характеризуются выполнением двигательного действия с максимальным усилием в минимальный промежуток времени. Данное двигательное качество характеризуют два компонента: стартовая и ускоряющая сила. Стартовая сила - это способность к быстрому проявлению внешнего усилия в начале рабочего напряжения мышц. Ускоряющая сила - способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы [1].

В спортивной практике взрывная сила может проявляться в прыжковых, баллистических (метания, толкания и броски) и ударных движениях [2]. Технические элементы с такими характеристиками встречаются в вузе в арсенале легкой атлетики (прыжки в длину и высоту), волейболе (нападающий удар, подача), баскетболе (ускорения с резкой сменой направлений), при сдаче обязательных контрольных нормативов.

Многие студентки либо не могут выполнить описанные выше технические элементы, либо выполняют их с грубыми нарушениями пространственных, временных и пространственно-временных

характеристик техники двигательного действия.

Целью данного исследования является совершенствование методики использования скоростно-силовых упражнений у студенток основного отделения (на примере студенток Института социологии и управления социальными процессами).

Для предварительной оценки уровня развития взрывных качеств студенток использовались прыжковые и баллистические упражнения: прыжок в длину и в высоту с места, бросок мяча двумя руками из -за головы из положения сидя на полу и стоя, толкание мяча левой и правой

рукой. В тестировании принимали участие студентки первого (N=18), второго (N=10) и третьего (N=20) курса в возрасте 18-20 лет, обучающиеся в СПбГУСЭ по специальностям «Социальная работа», «Реклама и связи с общественностью», «Социология», не имеющие специальной медицинской группы и освобождения от занятия физическими упражнениями, проходящие обучение по дисциплине «физическая культура» по программе, предусматривающей освоение материала по волейболу, баскетболу, легкой атлетике и общей физической подготовке.

Перед испытаниями проводились стандартные упражнения подготовительной части занятия (бег в разминочном темпе в течении 5 минут, упражнения у гимнастической стенки на растяжение мышц рук, туловища и ног). Перед выполнением прыжковых тестов дополнительно выполнялись подготовительные и подводящие прыжковые упражнения; до баллистических тестов - разминка мышц рук и подводящие упражнения с набивным мячом; перед тестом на мышцы пресса -дополнительные упражнения на позвоночник и мышцы туловища. Тестирование проводилось в течение нескольких учебных занятий. Лучший результат из трех попыток записывался в протокол. Мотивация студенток заключалась в выполнении теста с максимальной самоотдачей и демонстрации лучшего результата.

Результаты статистического анализа показали, что ни на одном из курсов ни по одному аналогичному тесту нет достоверных различий в результатах (р>0,05), несмотря на, казалось бы, достаточно большую разницу в средних значениях у студенток разных курсов (от 3,5 до 13,8%). Например, средние результаты в прыжках в длину у студенток первого и третьего курсов различаются на 3,5%, в высоту - у студенток первого и второго курсов на 10%, результаты толкания сильнейшей рукой у студенток первого и третьего курса - на 5,2%, результаты броска набивного мяча двумя руками из-за головы в положение стоя у студенток первого и второго курсов

- на 11%, в положение сидя разница у студенток второго и третьего курсов достигает 13,8%. Недостоверность различий может быть объяснена высоким разбросом результатов в выборках.

Достоверно отличаются результаты толкания набивного мяча сильнейшей рукой от результатов при толкании слабейшей рукой у студенток всех курсов (р<0,01). Это может быть связано не только со сниженными силовыми возможностями «слабой» руки, но и недостатком межмышечной и внутримышечной координации.

Лучшие среднегрупповые результаты не являются однонаправленными и, в зависимости от теста, лидерство изменяется. Так, в толкании набивного мяча сильнейшей и слабой рукой лучшие результаты показаны студентками третьего курса, в тесте «бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (стоя)» лучшие результаты у студенток первого курса. В прыжках в длину с места результаты лучше у студенток третьего курса, в высоту - одинаковые средние результаты показали студентки третьего и первого курса. У последних средние результаты в прыжке в длину меньше, чем у студенток третьего курса, на 3,5%. Это может свидетельствовать о том, что тестовые упражнения не совпадают по пространственным и временным характеристикам. В одном случае (прыжки в длину и высоту с места) приоритет имеет быстрота включения мышечных групп в работу, в другом

(броски набивного мяча сидя и стоя двумя руками из-за головы) -межмышечная координация и силовой компонент скоростно-силового двигательного действия.

Коэффициенты вариации по большинству тестов у студенток первого, второго и третьего курсов находятся в зоне средних значений (1120%) применительно к спортивной практике. Наименьшие коэффициенты вариации зафиксированы в наиболее простых и знакомых студенткам видах тестовых заданиях - прыжок в длину и высоту с места (8-13%), а наибольшие - в тесте «бросок мяча ногами» (19-34%), что свидетельствует о сложности и необычности выполнения теста. В баллистических заданиях наименьшие коэффициенты вариации зафиксированы в толкании набивного мяча сильнейшей рукой (10-12%), при броске набивного мяча двумя руками из-за головы в положении сидя и стоя они больше (от 15 до 26%).

Несмотря на небольшие коэффициенты вариаций по тесту «прыжок в длину с места» у студенток, обучающихся на основном отделении (от 14,6% на первом курсе до 8,8% на третьем), они значительно выше таковых у студенток аналогичного возраста в группах спортивного совершенствования. Так, коэффициенты вариации средних результатов прыжка в длину с места у студенток двух учебных групп, специализирующихся в настольном теннисе, составляют 2,4% и 3,1% [3]. Данный факт свидетельствует о большей

однородности групп спортивного совершенствования.

Коэффициенты вариации средних значений в прыжках в длину и высоту с места имеют одинаковую тенденцию к уменьшению от первого курса к третьему; по тесту толкание набивного мяча «сильной» и «слабой» рукой они синхронно отличаются от результатов «сильной» (правой) и «слабой» (левой) руки, которые показаны студентками второго и третьего года обучения; наименьшие коэффициенты вариации, практически по всем тестам, у студенток третьего курса.

Сравнивая средние значения прыжка в длину с места первокурсниц института социологии и управления социальными процесами (166,4 сантиметра) и РГПУ им. А.И. Герцена - 164,1 сантиметра [4], можно сделать вывод, что они различаются лишь на 2,4 %.

Ретроспективное сравнение средних результатов студенток в прыжках в длину при поступлении в Политехнический институт в 1967-1969 гг. (1,83 см) [5] и средних значений студенток нашего университета, оканчивающих первый курс, свидетельствует о достоверных различиях, говорящих не в пользу физической подготовленности студенток СПбГУСЭ (р<0,05).

Для совершенствования взрывных качеств студенток могут применяться специализированные физические упражнения для мышц рук, ног, а также упражнения комплексного характера с преимущественным использованием скоростно-силовых качеств мышц брюшного пресса и спины.

Упражнения для мыщц рук в основном представляют собой баллистические упражнения. В данных упражнениях происходит расслабление ранее задействованных мышц и движение их по инерции после максимального усилия.

Классифицировать баллистические упражнения для мышц рук можно следующим образом:

- из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа);

- из статического или динамического положения (в прыжке, в беге или стоя, на месте);

- разнообразными способами (одной либо двумя руками, от груди, из-за головы, сбоку, снизу, через себя);

- с акцентом на техническую сопряженность (броски набивного мяча одной рукой от плеча в баскетбольную корзину, передачи набивного мяча в прыжке через волейбольную сетку, толкание набивного мяча при прохождении материала по легкой атлетике);

- динамический преодолевающий или ударный режим работы (только бросок мяча или ловля и бросок мяча соответственно).

В техническом плане баллистические упражнения могут представлять собой толкания и броски.

Толкание (в строгом смысле слова) представляет собой разгибание руки в локтевом суставе при выталкивании ядра. При этом в подготовительной фазе ядро должно быть четко фиксировано между рукой, шеей и подбородком. В практике физического воспитания студенток чаще всего применяется толкание набивного мяча. Бросок какого-либо предмета (мяча, гранаты) представляет собой движение с максимально возможной степенью свободы звеньев тела.

Необходимо учитывать, что при выполнении броска развивается взрывная сила в преодолевающем режиме, а при ловле мяча - в уступающем. Сочетание ловли и броска набивного мяча в быстром темпе связано с ударным режимом работы мышц рук.

Упражнения для мышц ног взрывного характера в основном представляют собой прыжковые упражнения. Их можно

классифицировать следующим образом:

- по анатомическому признаку (прыжки на одной и двух ногах, прыжки лицом, спиной, боком);

- по двигательному режиму (с форсированием работы в преодолевающем режиме, с резкой сменой преодолевающего и уступающего режима работы, только преодолевающий или только уступающий режим работы);

- по интенсивности (прыжковые упражнения общеподготовительного характера, среднеинтенсивные и высокоинтенсивные упражнения);

- по направленности тренировочного процесса (развивающие взрывную силу, быструю силу и специальную прыжковую выносливость);

- по использованию отягощений (прыжковые упражнения без отягощений, с использованием небольших отягощений в виде гантелей, утяжелителей на запястье и щиколотку).

При использовании прыжковых упражнений необходимо учитывать, что высота одиночного прыжка вверх максимальна при

однократном его выполнении со взмахом рук. Серийность прыжков, внешнее отягощение (около 3% от массы тела) достоверно снижают высоту прыжка. Мощность работы при выполнении прыжка вверх без взмаха руками с отягощением не снижается, а со взмахом рук -уменьшается. При серийных прыжках с отягощением достоверно снижается и мощность [6].

Наиболее часто в физическом воспитании студенток встречаются прыжки с ноги на ногу, прыжки с чередованием отталкивания правой и левой ногой (например: три прыжка на правой, три на левой), прыжки на одной и двух ногах лицом, спиной, боком вперед, прыжки в приседе, прыжки левым боком на правой ноге и правым боком на левой ноге, прыжки на одной ноге с постоянным удержанием маховой ноги в определенном положении (прямая перед собой, согнутая в коленном суставе сзади). Данные упражнения направлены на подготовку опорно-двигательного аппарата к более интенсивной работе.

Многократные выпрыгивания из упора присев с продвижением вверх и вперед по оптимальной траектории для достижения наибольшей длины прыжка, прыжки на скакалке с акцентом на максимальное выпрыгивание вверх, с подтягиванием коленей как можно ближе к туловищу или с необходимостью после одного прыжка вверх выполнить два-три прокручивания скакалки вокруг себя существенно усиливает «взрывную» составляющую этих упражнений.

Наиболее жестким вариантом совершенствования взрывной силы являются прыжки, сочетающие в себе «взрывную» работу в уступающем режиме с максимально быстрым переходом к «взрывной» работе в преодолевающем режиме. Для девушек основного отделения наиболее ярким примером такого упражнения может являться напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание с нее. Постепенно высоту препятствия можно повышать.

Данный вариант использования упражнений называется ударным и характеризуется чрезвычайно высокой интенсивностью.

Физиологической основой данного метода является следующая предпосылка: торможение на относительно коротком пути вызывает резкое растяжение мышц, которое стимулирует повышенную импульсацию мотонейронов и создает в мышцах упругий потенциал напряжения. Первый фактор способствует подключению к двигательному действию большего числа мышц, а второй - более быстрому их сокращению [1].

Еще один серьезный вид двигательной активности представляют собой прыжки по лестнице на двух ногах и на одной ноге (запрыгивая на каждую ступеньку либо через ступеньку). В данном случае сокращается работа мышц в уступающем режиме и форсируется в преодолевающем.

Для хорошо подготовленных студенток можно также использовать прыжки через набивные мячи в различных комбинациях, прыжки через барьеры (высота должна быть установлена на минимальном уровне и только после визуального определения большого запаса в прыжках может быть изменена). Прыжки можно выполнять как в мягком варианте (после перепрыгивания через мяч идет небольшой прыжок вперед), так и в жестком варианте (после перепрыгивания через один предмет сразу идет перепрыгивание через другой).

Упражнения комплексного характера с преимущественным использованием скоростно-силовых качеств мышц брюшного пресса и спины представляют собой динамические упражнения. К ним можно отнести совмещение баллистических и прыжковых упражнений (например, бросок мяча двумя руками от груди с выпрыгиванием вверх), выполнение специализированных физических упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат к выполнению технических элементов волейбола, баскетбола. Например, при изучении раздела «баскетбол» могут выполняться броски набивного мяча различными способами в прыжке с целью поразить кольцо на максимально возможном расстоянии, при изучении раздела «волейбол» -передачи набивного мяча в прыжке над сеткой.

В эту же группу можно отнести упражнения общеразвивающего характера с задействованием практически всех основных мышечных групп рук, ног и туловища (упор лежа - упор присев, прыжком; сед на пятках - присед руки вперед, прыжком; перепрыгивание через гимнастическую скамейку, опираясь на нее двумя руками; одновременное поднимание рук и ног в положении лежа на спине; подбрасывание набивного мяча вперед и вверх двумя ногами из положения стоя, мяч зажат между стоп; выполнение броска двумя руками от груди при подъеме туловища из положения лежа на спине).

Применение прыжковых, баллистических и комплексных упражнений студенток на основном отделении вуза должно быть основано на принципах физического воспитания, которые позволяют оптимальным образом организовать учебно-воспитательный процесс.

Для совершенствования взрывных качеств студенток мы рекомендуем придерживаться следующих правил.

Для развития взрывных качеств мышц рук использовать баллистические упражнения, для мышц ног - прыжковые упражнения, для мышц брюшного пресса и спины - комплексные упражнения. При хорошей подготовленности занимающихся выполнять упражнения в

режиме предварительного быстрого растяжения мышц. Такими упражнениями могут быть, например, прыжки через предметы (без фазы отдыха), переход из положения «упор присев» в положение «упор лежа» прыжком.

Вариативность использования взрывных упражнений должна быть основана на логике прохождения учебного материала по дисциплине «Физическая культура» на основном отделении (так, в весенне-осенний период взрывные упражнения могут быть связаны с изучаемыми

легкоатлетическими техническими элементами, в зимний период - с изучением элементов волейбола, баскетбола, сдачей контрольных норм). Использование взрывных упражнений должно быть взаимосвязано по временным, пространственно-временным и динамическим параметрам с техникой изучаемых двигательных действий.

Варьирование нагрузки в баллистических упражнениях может быть связано с массой набивного мяча. Она может начинаться в баллистических упражнениях у девушек от 1-2 килограммов при выполнении упражнений, связанных с большой нагрузкой на позвоночник в реверсивном режиме (замах-бросок) и доходить до 2-3 килограммов (в зависимости от подготовленности) в режиме без предварительного быстрого растяжения мышц. При подборе дополнительных отягощений необходимо учитывать, что чем больше силовые параметры выполняемого действия, тем меньше скорость, и наоборот. В прыжковых упражнениях лучше варьировать нагрузку изменением амплитуды движений (запрыгивание на более высокую тумбу, перепрыгивание через более высокие предметы). Нагрузку в комбинированных упражнениях лучше изменять за счет увеличения количества повторений.

Физические упражнения взрывного характера лучше проводить в начале учебного занятия. Но если они направлены на развитие гибкости и подвижности суставов, то комплексы скоростно-силового характера можно проводить и в конце занятия.

Для организации деятельности занимающихся наилучшим будет использовать метод круговой тренировки. В каждый комплекс должны быть включены упражнения на мышцы рук, ног и брюшного пресса. Непосредственно выполнение физических упражнений с целью развития взрывного потенциала мышц необходимо осуществлять по методу повторных усилий. С чрезвычайной осторожностью следует использовать у студенток такие «жесткие» методы развития двигательных качеств, как соревновательный и ударный.

В зависимости от временного промежутка в учебном занятии

необходимо выполнять несколько серий, причем 1-2 серии взрывных упражнений совмещать с 1-2 сериями упражнений на гибкость и подвижность тех же мышечных групп. Между сериями использовать активный отдых в виде ходьбы и упражнений на расслабление. За несколько недель до использования скоростно-силовых упражнений выполнять упражнения на силовую выносливость в динамическом и статическом режиме для укрепления опорно-связочного аппарата и мышечного корсета.

В течение учебного года следует применять взрывные упражнения блоками на 5-10 учебных занятиях перед сдачей контрольных нормативов или перед изучением технических элементов со скоростно-силовым потенциалом.

Необходимо сочетать взрывные упражнения с аэробными и упражнениями на растяжение, расслабление, выбирать оптимальное покрытие для прыжковых упражнений (по возможности более мягкое) и спортивную обувь с хорошими амортизационными свойствами.

Необходимо отметить, что программа развития взрывных качеств студенток института социологии и управления социальными процессами, построенная с учетом изложенных в данной статье рекомендаций, позволит более оптимально формировать двигательный потенциал будущего специалиста и совершенствовать его функциональную подготовку применительно к изучаемым по программе физической культуры техническим элементам.

ЛИТЕРАТУРА

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.

4. Ильин Е.П. Психофизиология воспитания: (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). М.: Просвещение, 1983.

5. Рябинина С.К. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.

6. Богданов О.А, Кунарев В.С., Комисова В.Я. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ [Российский государственный педагогический университет] им. А.И. Герцена в 1983 и 2005 гг. // Теория и практика физ. культуры. 2006. N 9. С. 55-56.

7. Шупейко М.Н. Исследование динамики физической подготовленности и психических качеств студентов (по материалам обследования студентов Ленинградского политехнического института): автореферат дис. ... канд. пед. наук. Л., 1970.

8. Андреева В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике: автореферат дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.