УДК 796 ББК 75
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗРЫВНЫХ КАЧЕСТВ КАК ФАКТОР ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК
И.Е. Устинов
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А
В современном мире функциональная подготовка важна для любого профессионала. Данное утверждение актуально и для будущих специалистов социальной сферы, обучающихся в СПбГУСЭ по специальностям «Социальная работа», «Реклама и связи с общественностью», «Социология». Единственным предметом в вузе, формирующим функциональную готовность, является дисциплина «Физическая культура».
Одна из составляющих функциональной подготовки - развитие двигательных качеств. Малоизученным вопросом в этом направлении является совершенствование взрывных качеств у девушек. Взрывные качества характеризуются выполнением двигательного действия с максимальным усилием в минимальный промежуток времени. Данное двигательное качество характеризуют два компонента: стартовая и ускоряющая сила. Стартовая сила - это способность к быстрому проявлению внешнего усилия в начале рабочего напряжения мышц. Ускоряющая сила - способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы [1].
В спортивной практике взрывная сила может проявляться в прыжковых, баллистических (метания, толкания и броски) и ударных движениях [2]. Технические элементы с такими характеристиками встречаются в вузе в арсенале легкой атлетики (прыжки в длину и высоту), волейболе (нападающий удар, подача), баскетболе (ускорения с резкой сменой направлений), при сдаче обязательных контрольных нормативов.
Многие студентки либо не могут выполнить описанные выше технические элементы, либо выполняют их с грубыми нарушениями пространственных, временных и пространственно-временных
характеристик техники двигательного действия.
Целью данного исследования является совершенствование методики использования скоростно-силовых упражнений у студенток основного отделения (на примере студенток Института социологии и управления социальными процессами).
Для предварительной оценки уровня развития взрывных качеств студенток использовались прыжковые и баллистические упражнения: прыжок в длину и в высоту с места, бросок мяча двумя руками из -за головы из положения сидя на полу и стоя, толкание мяча левой и правой
рукой. В тестировании принимали участие студентки первого (N=18), второго (N=10) и третьего (N=20) курса в возрасте 18-20 лет, обучающиеся в СПбГУСЭ по специальностям «Социальная работа», «Реклама и связи с общественностью», «Социология», не имеющие специальной медицинской группы и освобождения от занятия физическими упражнениями, проходящие обучение по дисциплине «физическая культура» по программе, предусматривающей освоение материала по волейболу, баскетболу, легкой атлетике и общей физической подготовке.
Перед испытаниями проводились стандартные упражнения подготовительной части занятия (бег в разминочном темпе в течении 5 минут, упражнения у гимнастической стенки на растяжение мышц рук, туловища и ног). Перед выполнением прыжковых тестов дополнительно выполнялись подготовительные и подводящие прыжковые упражнения; до баллистических тестов - разминка мышц рук и подводящие упражнения с набивным мячом; перед тестом на мышцы пресса -дополнительные упражнения на позвоночник и мышцы туловища. Тестирование проводилось в течение нескольких учебных занятий. Лучший результат из трех попыток записывался в протокол. Мотивация студенток заключалась в выполнении теста с максимальной самоотдачей и демонстрации лучшего результата.
Результаты статистического анализа показали, что ни на одном из курсов ни по одному аналогичному тесту нет достоверных различий в результатах (р>0,05), несмотря на, казалось бы, достаточно большую разницу в средних значениях у студенток разных курсов (от 3,5 до 13,8%). Например, средние результаты в прыжках в длину у студенток первого и третьего курсов различаются на 3,5%, в высоту - у студенток первого и второго курсов на 10%, результаты толкания сильнейшей рукой у студенток первого и третьего курса - на 5,2%, результаты броска набивного мяча двумя руками из-за головы в положение стоя у студенток первого и второго курсов
- на 11%, в положение сидя разница у студенток второго и третьего курсов достигает 13,8%. Недостоверность различий может быть объяснена высоким разбросом результатов в выборках.
Достоверно отличаются результаты толкания набивного мяча сильнейшей рукой от результатов при толкании слабейшей рукой у студенток всех курсов (р<0,01). Это может быть связано не только со сниженными силовыми возможностями «слабой» руки, но и недостатком межмышечной и внутримышечной координации.
Лучшие среднегрупповые результаты не являются однонаправленными и, в зависимости от теста, лидерство изменяется. Так, в толкании набивного мяча сильнейшей и слабой рукой лучшие результаты показаны студентками третьего курса, в тесте «бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (стоя)» лучшие результаты у студенток первого курса. В прыжках в длину с места результаты лучше у студенток третьего курса, в высоту - одинаковые средние результаты показали студентки третьего и первого курса. У последних средние результаты в прыжке в длину меньше, чем у студенток третьего курса, на 3,5%. Это может свидетельствовать о том, что тестовые упражнения не совпадают по пространственным и временным характеристикам. В одном случае (прыжки в длину и высоту с места) приоритет имеет быстрота включения мышечных групп в работу, в другом
(броски набивного мяча сидя и стоя двумя руками из-за головы) -межмышечная координация и силовой компонент скоростно-силового двигательного действия.
Коэффициенты вариации по большинству тестов у студенток первого, второго и третьего курсов находятся в зоне средних значений (1120%) применительно к спортивной практике. Наименьшие коэффициенты вариации зафиксированы в наиболее простых и знакомых студенткам видах тестовых заданиях - прыжок в длину и высоту с места (8-13%), а наибольшие - в тесте «бросок мяча ногами» (19-34%), что свидетельствует о сложности и необычности выполнения теста. В баллистических заданиях наименьшие коэффициенты вариации зафиксированы в толкании набивного мяча сильнейшей рукой (10-12%), при броске набивного мяча двумя руками из-за головы в положении сидя и стоя они больше (от 15 до 26%).
Несмотря на небольшие коэффициенты вариаций по тесту «прыжок в длину с места» у студенток, обучающихся на основном отделении (от 14,6% на первом курсе до 8,8% на третьем), они значительно выше таковых у студенток аналогичного возраста в группах спортивного совершенствования. Так, коэффициенты вариации средних результатов прыжка в длину с места у студенток двух учебных групп, специализирующихся в настольном теннисе, составляют 2,4% и 3,1% [3]. Данный факт свидетельствует о большей
однородности групп спортивного совершенствования.
Коэффициенты вариации средних значений в прыжках в длину и высоту с места имеют одинаковую тенденцию к уменьшению от первого курса к третьему; по тесту толкание набивного мяча «сильной» и «слабой» рукой они синхронно отличаются от результатов «сильной» (правой) и «слабой» (левой) руки, которые показаны студентками второго и третьего года обучения; наименьшие коэффициенты вариации, практически по всем тестам, у студенток третьего курса.
Сравнивая средние значения прыжка в длину с места первокурсниц института социологии и управления социальными процесами (166,4 сантиметра) и РГПУ им. А.И. Герцена - 164,1 сантиметра [4], можно сделать вывод, что они различаются лишь на 2,4 %.
Ретроспективное сравнение средних результатов студенток в прыжках в длину при поступлении в Политехнический институт в 1967-1969 гг. (1,83 см) [5] и средних значений студенток нашего университета, оканчивающих первый курс, свидетельствует о достоверных различиях, говорящих не в пользу физической подготовленности студенток СПбГУСЭ (р<0,05).
Для совершенствования взрывных качеств студенток могут применяться специализированные физические упражнения для мышц рук, ног, а также упражнения комплексного характера с преимущественным использованием скоростно-силовых качеств мышц брюшного пресса и спины.
Упражнения для мыщц рук в основном представляют собой баллистические упражнения. В данных упражнениях происходит расслабление ранее задействованных мышц и движение их по инерции после максимального усилия.
Классифицировать баллистические упражнения для мышц рук можно следующим образом:
- из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа);
- из статического или динамического положения (в прыжке, в беге или стоя, на месте);
- разнообразными способами (одной либо двумя руками, от груди, из-за головы, сбоку, снизу, через себя);
- с акцентом на техническую сопряженность (броски набивного мяча одной рукой от плеча в баскетбольную корзину, передачи набивного мяча в прыжке через волейбольную сетку, толкание набивного мяча при прохождении материала по легкой атлетике);
- динамический преодолевающий или ударный режим работы (только бросок мяча или ловля и бросок мяча соответственно).
В техническом плане баллистические упражнения могут представлять собой толкания и броски.
Толкание (в строгом смысле слова) представляет собой разгибание руки в локтевом суставе при выталкивании ядра. При этом в подготовительной фазе ядро должно быть четко фиксировано между рукой, шеей и подбородком. В практике физического воспитания студенток чаще всего применяется толкание набивного мяча. Бросок какого-либо предмета (мяча, гранаты) представляет собой движение с максимально возможной степенью свободы звеньев тела.
Необходимо учитывать, что при выполнении броска развивается взрывная сила в преодолевающем режиме, а при ловле мяча - в уступающем. Сочетание ловли и броска набивного мяча в быстром темпе связано с ударным режимом работы мышц рук.
Упражнения для мышц ног взрывного характера в основном представляют собой прыжковые упражнения. Их можно
классифицировать следующим образом:
- по анатомическому признаку (прыжки на одной и двух ногах, прыжки лицом, спиной, боком);
- по двигательному режиму (с форсированием работы в преодолевающем режиме, с резкой сменой преодолевающего и уступающего режима работы, только преодолевающий или только уступающий режим работы);
- по интенсивности (прыжковые упражнения общеподготовительного характера, среднеинтенсивные и высокоинтенсивные упражнения);
- по направленности тренировочного процесса (развивающие взрывную силу, быструю силу и специальную прыжковую выносливость);
- по использованию отягощений (прыжковые упражнения без отягощений, с использованием небольших отягощений в виде гантелей, утяжелителей на запястье и щиколотку).
При использовании прыжковых упражнений необходимо учитывать, что высота одиночного прыжка вверх максимальна при
однократном его выполнении со взмахом рук. Серийность прыжков, внешнее отягощение (около 3% от массы тела) достоверно снижают высоту прыжка. Мощность работы при выполнении прыжка вверх без взмаха руками с отягощением не снижается, а со взмахом рук -уменьшается. При серийных прыжках с отягощением достоверно снижается и мощность [6].
Наиболее часто в физическом воспитании студенток встречаются прыжки с ноги на ногу, прыжки с чередованием отталкивания правой и левой ногой (например: три прыжка на правой, три на левой), прыжки на одной и двух ногах лицом, спиной, боком вперед, прыжки в приседе, прыжки левым боком на правой ноге и правым боком на левой ноге, прыжки на одной ноге с постоянным удержанием маховой ноги в определенном положении (прямая перед собой, согнутая в коленном суставе сзади). Данные упражнения направлены на подготовку опорно-двигательного аппарата к более интенсивной работе.
Многократные выпрыгивания из упора присев с продвижением вверх и вперед по оптимальной траектории для достижения наибольшей длины прыжка, прыжки на скакалке с акцентом на максимальное выпрыгивание вверх, с подтягиванием коленей как можно ближе к туловищу или с необходимостью после одного прыжка вверх выполнить два-три прокручивания скакалки вокруг себя существенно усиливает «взрывную» составляющую этих упражнений.
Наиболее жестким вариантом совершенствования взрывной силы являются прыжки, сочетающие в себе «взрывную» работу в уступающем режиме с максимально быстрым переходом к «взрывной» работе в преодолевающем режиме. Для девушек основного отделения наиболее ярким примером такого упражнения может являться напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание с нее. Постепенно высоту препятствия можно повышать.
Данный вариант использования упражнений называется ударным и характеризуется чрезвычайно высокой интенсивностью.
Физиологической основой данного метода является следующая предпосылка: торможение на относительно коротком пути вызывает резкое растяжение мышц, которое стимулирует повышенную импульсацию мотонейронов и создает в мышцах упругий потенциал напряжения. Первый фактор способствует подключению к двигательному действию большего числа мышц, а второй - более быстрому их сокращению [1].
Еще один серьезный вид двигательной активности представляют собой прыжки по лестнице на двух ногах и на одной ноге (запрыгивая на каждую ступеньку либо через ступеньку). В данном случае сокращается работа мышц в уступающем режиме и форсируется в преодолевающем.
Для хорошо подготовленных студенток можно также использовать прыжки через набивные мячи в различных комбинациях, прыжки через барьеры (высота должна быть установлена на минимальном уровне и только после визуального определения большого запаса в прыжках может быть изменена). Прыжки можно выполнять как в мягком варианте (после перепрыгивания через мяч идет небольшой прыжок вперед), так и в жестком варианте (после перепрыгивания через один предмет сразу идет перепрыгивание через другой).
Упражнения комплексного характера с преимущественным использованием скоростно-силовых качеств мышц брюшного пресса и спины представляют собой динамические упражнения. К ним можно отнести совмещение баллистических и прыжковых упражнений (например, бросок мяча двумя руками от груди с выпрыгиванием вверх), выполнение специализированных физических упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат к выполнению технических элементов волейбола, баскетбола. Например, при изучении раздела «баскетбол» могут выполняться броски набивного мяча различными способами в прыжке с целью поразить кольцо на максимально возможном расстоянии, при изучении раздела «волейбол» -передачи набивного мяча в прыжке над сеткой.
В эту же группу можно отнести упражнения общеразвивающего характера с задействованием практически всех основных мышечных групп рук, ног и туловища (упор лежа - упор присев, прыжком; сед на пятках - присед руки вперед, прыжком; перепрыгивание через гимнастическую скамейку, опираясь на нее двумя руками; одновременное поднимание рук и ног в положении лежа на спине; подбрасывание набивного мяча вперед и вверх двумя ногами из положения стоя, мяч зажат между стоп; выполнение броска двумя руками от груди при подъеме туловища из положения лежа на спине).
Применение прыжковых, баллистических и комплексных упражнений студенток на основном отделении вуза должно быть основано на принципах физического воспитания, которые позволяют оптимальным образом организовать учебно-воспитательный процесс.
Для совершенствования взрывных качеств студенток мы рекомендуем придерживаться следующих правил.
Для развития взрывных качеств мышц рук использовать баллистические упражнения, для мышц ног - прыжковые упражнения, для мышц брюшного пресса и спины - комплексные упражнения. При хорошей подготовленности занимающихся выполнять упражнения в
режиме предварительного быстрого растяжения мышц. Такими упражнениями могут быть, например, прыжки через предметы (без фазы отдыха), переход из положения «упор присев» в положение «упор лежа» прыжком.
Вариативность использования взрывных упражнений должна быть основана на логике прохождения учебного материала по дисциплине «Физическая культура» на основном отделении (так, в весенне-осенний период взрывные упражнения могут быть связаны с изучаемыми
легкоатлетическими техническими элементами, в зимний период - с изучением элементов волейбола, баскетбола, сдачей контрольных норм). Использование взрывных упражнений должно быть взаимосвязано по временным, пространственно-временным и динамическим параметрам с техникой изучаемых двигательных действий.
Варьирование нагрузки в баллистических упражнениях может быть связано с массой набивного мяча. Она может начинаться в баллистических упражнениях у девушек от 1-2 килограммов при выполнении упражнений, связанных с большой нагрузкой на позвоночник в реверсивном режиме (замах-бросок) и доходить до 2-3 килограммов (в зависимости от подготовленности) в режиме без предварительного быстрого растяжения мышц. При подборе дополнительных отягощений необходимо учитывать, что чем больше силовые параметры выполняемого действия, тем меньше скорость, и наоборот. В прыжковых упражнениях лучше варьировать нагрузку изменением амплитуды движений (запрыгивание на более высокую тумбу, перепрыгивание через более высокие предметы). Нагрузку в комбинированных упражнениях лучше изменять за счет увеличения количества повторений.
Физические упражнения взрывного характера лучше проводить в начале учебного занятия. Но если они направлены на развитие гибкости и подвижности суставов, то комплексы скоростно-силового характера можно проводить и в конце занятия.
Для организации деятельности занимающихся наилучшим будет использовать метод круговой тренировки. В каждый комплекс должны быть включены упражнения на мышцы рук, ног и брюшного пресса. Непосредственно выполнение физических упражнений с целью развития взрывного потенциала мышц необходимо осуществлять по методу повторных усилий. С чрезвычайной осторожностью следует использовать у студенток такие «жесткие» методы развития двигательных качеств, как соревновательный и ударный.
В зависимости от временного промежутка в учебном занятии
необходимо выполнять несколько серий, причем 1-2 серии взрывных упражнений совмещать с 1-2 сериями упражнений на гибкость и подвижность тех же мышечных групп. Между сериями использовать активный отдых в виде ходьбы и упражнений на расслабление. За несколько недель до использования скоростно-силовых упражнений выполнять упражнения на силовую выносливость в динамическом и статическом режиме для укрепления опорно-связочного аппарата и мышечного корсета.
В течение учебного года следует применять взрывные упражнения блоками на 5-10 учебных занятиях перед сдачей контрольных нормативов или перед изучением технических элементов со скоростно-силовым потенциалом.
Необходимо сочетать взрывные упражнения с аэробными и упражнениями на растяжение, расслабление, выбирать оптимальное покрытие для прыжковых упражнений (по возможности более мягкое) и спортивную обувь с хорошими амортизационными свойствами.
Необходимо отметить, что программа развития взрывных качеств студенток института социологии и управления социальными процессами, построенная с учетом изложенных в данной статье рекомендаций, позволит более оптимально формировать двигательный потенциал будущего специалиста и совершенствовать его функциональную подготовку применительно к изучаемым по программе физической культуры техническим элементам.
ЛИТЕРАТУРА
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.
4. Ильин Е.П. Психофизиология воспитания: (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). М.: Просвещение, 1983.
5. Рябинина С.К. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
6. Богданов О.А, Кунарев В.С., Комисова В.Я. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ [Российский государственный педагогический университет] им. А.И. Герцена в 1983 и 2005 гг. // Теория и практика физ. культуры. 2006. N 9. С. 55-56.
7. Шупейко М.Н. Исследование динамики физической подготовленности и психических качеств студентов (по материалам обследования студентов Ленинградского политехнического института): автореферат дис. ... канд. пед. наук. Л., 1970.
8. Андреева В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике: автореферат дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010.