Научная статья на тему 'Взаимосвязь результатов некоторых метаний и прыжковых упражнений у студенток 18-20 лет'

Взаимосвязь результатов некоторых метаний и прыжковых упражнений у студенток 18-20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ / КОРРЕЛЯЦИЯ / МЕТАНИЯ И ПРЫЖКИ / INTERRELATION OF RESULTS / CORRELATION / THROWING AND JUMPING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Устинов Игорь Евгеньевич, Федорова Алина Валентиновна

В статье представлены результаты тестирования девушек 18-20 лет, не занимающихся спортом (N=41). Для тестирования используются прыжки и метания. Максимальная корреляция зафиксирована между результатами упражнений: «толкание набивного мяча сильной и слабой рукой» (ρ=0,623; p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Устинов Игорь Евгеньевич, Федорова Алина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the results of some throwing and jumping exercises of female students aged 18-20 years old

This article presents the results of the testing of girls aged 18-20 years old who are not going in for sports (N=41). Jumping and throwing are used as a test. The maximum correlation is fixed between the results of exercise: «the medicine ball push with favorite and non-favorite hand» (ρ=0,623; p

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь результатов некоторых метаний и прыжковых упражнений у студенток 18-20 лет»

Moscow, Russian Federation.

2. Savin, S.V. (2008), Pedagogical designing of employment by fitness with women of mature age: The author's abstract of diss. candidate science, Moscow, Russian Federation

3. Saikina, E.G. (2008), "Fitnes in physical training system", News of Herzen University, Vol. 68 No. 11, pp. 182-190.

Контактная информация: os_elena@mail.ru

УДК 796.011.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕКОТОРЫХ МЕТАНИЙ И ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ У СТУДЕНТОК 18-20 ЛЕТ

Игорь Евгеньевич Устинов, кандидат педагогических наук, доцент,

Алина Валентиновна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

Аннотация

В статье представлены результаты тестирования девушек 18-20 лет, не занимающихся спортом (N=41). Для тестирования используются прыжки и метания. Максимальная корреляция зафиксирована между результатами упражнений: «толкание набивного мяча сильной и слабой рукой» (р=0,623; p<0,001) и «прыжок в длину с места - метание набивного мяча ногами» (р=0,537; p<0,001). Практическую ценность представляет взаимосвязь между результатами упражнений: «толкание набивного мяча слабой рукой - прыжок в длину с места» (р=0,454; p<0,01); «толкание набивного мяча сильной рукой - прыжок в высоту с места (р=0,454; p<0,01). Это позволяет рекомендовать «толкание набивного мяча одной рукой (1 кг)» для оценивания взрывной силы мышц рук у девушек 18-20 лет, не занимающихся спортом.

Ключевые слова: взаимосвязь результатов, корреляция, метания и прыжки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p143-146

INTERRELATION OF THE RESULTS OF SOME THROWING AND JUMPING EXERCISES OF FEMALE STUDENTS AGED 18-20 YEARS OLD

Igor'Еvgen'evich Ustinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Alina Valentinovna Fedorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Saint Petersburg State University of Service and Economy

Annotation

This article presents the results of the testing of girls aged 18-20 years old who are not going in for sports (N=41). Jumping and throwing are used as a test. The maximum correlation is fixed between the results of exercise: «the medicine ball push with favorite and non-favorite hand» (p=0,623; p<0,001) and «standing long jump - the medicine ball throwing with legs action» (p=0,537; p<0,001). Practical value is represented by interrelation between the results of exercises: «the medicine ball push with non-favorite hand - standing long jump» (p=0,454; p<0,01), «the medicine ball push with favorite hand - standing high jump» (p=0,454; p<0,01). It allows recommending: «the medicine ball push with favorite hand and nonfavorite hand (1 kg)» for the estimation of explosive strength of hands for girls aged 18-20 years old, who are not going in for sports.

Keywords: interrelation of results, correlation, throwing and jumping.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме выявления взаимосвязей между двигательными способностями в спортe уделяется большое значение [1]. Это позволяет рациональнее управлять тренировочным процессом. В процессе физического воспитания этому придается меньшее значение. В тоже время, получение новых знаний в этом направлении могло бы улучшить мониторинг физического развития студенток не физкультурных вузов. Малоизученным вопро-

сом в данном разделе является выявление взаимосвязей в двигательных действиях, выполняемых во взрывном режиме (максимальное усилие в минимальное время [2]). Такими двигательными действиями в практике физического воспитания являются прыжковые, метательные и ударные упражнения [3]. Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между результатами отдельных прыжковых упражнений и метаний набивного мяча у студенток 18-20 лет не физкультурного вуза.

МЕТОДИКА

Для достижения запланированных результатов предпринято тестирование студенток с использованием следующих упражнений: прыжок в длину и в высоту с места, метание набивного мяча двумя руками из-за головы из положения сидя на полу и стоя (3 кг), толкание набивного мяча левой (слабой) и правой (сильной) рукой (1 кг), метание набивного мяча двумя ногами (1 кг). Для объективности исследования необходимо отметить ряд методических особенностей тестирования. При выполнении метаний набивного мяча стоя (двумя руками из-за головы и толкания одной рукой) студенткам разрешалось подключать мышцы ног и туловища и запрещалось после метания выходить за линию броска, ноги находились на одной линии. Метание мяча двумя руками из-за головы сидя выполнялось из положения ноги врозь. При выполнении метания набивного мяча ногами испытуемая из исходного положения стоя, мяч зажат между стоп, выполняла прыжок вверх и за счет резкого сгибания ног в тазобедренных суставах выталкивала мяч на максимальное расстояние. Результативность прыжка в высоту с места оценивалась по разнице между высотой выпрыгивания вверх с места, стоя боком к измерительной ленте и ростом испытуемой в положении стоя боком левая (правая) рука вверх. Прыжок в длину с места оценивался по общепринятой методике. В тестировании принимали участие студентки Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики 18-20 лет, не занимающиеся спортом и не имеющие ограничений к физической нагрузке. Предварительное исследование не выявило достоверных различий (р>0,05) в результатах скоростно-силовых упражнений у студенток первого, второго и третьего курса [4]. Это позволило включить в исследование весь массив данных. Тестирование проводилось в течение нескольких занятий, после стандартной разминки. Лучший результат из трех попыток записывался в протокол. Мотивация студенток заключалась в выполнении теста с максимальной самоотдачей и демонстрации лучшего результата. Статистическая обработка результатов тестирования проводилась с использованием программы «ЗіаІРІиє».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Результаты выполнения упражнений представлены в таблице.

Таблица

Результаты выполнения контрольных упражнений студентками СПбГУСЭ (N=41)

18-20 лет

Контрольное упражнение X (см) а (см) У(%)

Прыжок в длину с места 169,9 20,4 12,0

Прыжок в высоту с места 35,5 4,7 13,3

Метание мяча двумя руками из-за головы сидя (3кг) 283,2 36,2 12,8

Метание мяча двумя руками из-за головы стоя (3кг) 451,5 64,5 14,3

Толкание мяча сильной рукой (1кг) 753,2 106,4 14,1

Толкание мяча слабой рукой (1кг) 637,9 91,7 14,4

Метание набивного мяча двумя ногами (1кг) 307,2 87,0 28,3

Теснота взаимосвязи оценивалась с помощью критерия Спирмена, как наименее чувствительного к объему выборки. Анализ результатов корреляционного исследования позволяет сгруппировать данные. В первой группе находятся корреляционные пары со средней статистической взаимосвязью и высокой достоверностью (р<0,001). Это резуль-

таты толкания набивного мяча сильной и слабой рукой (р=0,623), а также результаты прыжка в длину с места и метания набивного мяча ногами (р=0,537). Высокую степень взаимосвязи в этих парах можно объяснить тем, что в первом случае имеет место соответствие динамических и временных характеристик техники двигательного действия, а во втором - схожесть структуры двигательного действия и, по-видимому, быстроты развития максимального усилия. Во вторую группу отнесены пары со слабой статистической взаимосвязью (р<0,01 и р<0,05). Таким образом взаимосвязаны результаты: толкания мяча слабой рукой и прыжков в длину с места (р=0,454); толкания мяча сильной рукой и прыжков в высоту с места (р=0,454); прыжка в длину и высоту с места (р=0,443); метания мяча двумя руками из-за головы стоя и сидя (р=0,434); метания мяча ногами и прыжков в высоту с места (р=0,401); толкания мяча слабой рукой и метания мяча двумя руками из-за головы сидя (р=0,363); метания мяча ногами и броска мяча двумя руками из-за головы стоя (р=0,362); метания мяча двумя руками из-за головы стоя и прыжков в высоту с места (р=0,377); метания мяча ногами и метания мяча двумя руками из-за головы сидя (р=0,377); метания мяча ногами и толкания мяча слабой рукой (р=0,354); толкания мяча сильной рукой и прыжков в длину с места (р=0,351). В третью группу можно отнести результаты восьми корреляционных пар со слабой и очень слабой степенью взаимосвязи (р >0,05). Основную массу таких пар составляют упражнения, выполняемые с разными пространственными и временными характеристиками, а также перемещаемой массой. Так, например, масса набивного мяча в 3 килограмма, при метании мяча двумя руками из-за головы (стоя и сидя), переводила это действие для девушек в разряд силового, в отличие от прыжков в длину и высоту с места и толкания мяча массой 1 килограмм. Анализ тесноты взаимосвязи позволяет сделать вывод, что взаимосвязь, по видимому, тем выше, чем больше совпадают в корреляционной паре временные и пространственные характеристики развития максимального усилия и перемещаемые массы. Результаты нашего исследования согласуются с выводами, полученными в исследовании А.М. Доронина и Р.В. Титулова (2007), где установлено, что проявление скоростно-силовых способностей (у юношей 15-16 лет) обусловливает величина внешнего сопротивления и скорость движения [5].

ВЫВОДЫ

Максимальная взаимосвязь зафиксирована между результатами упражнений: «толкание набивного мяча сильной и слабой рукой» (р=0,623; р<0,001) и «прыжок в длину с места - метание набивного мяча ногами» (р=0,537; р<0,001). Это можно объяснить схожестью структуры двигательного действия и временем развития максимального усилия.

Практическую ценность представляет взаимосвязь между результатами упражнений: «толкание мяча слабой рукой - прыжок в длину с места (р=0,454; р<0,01); «толкания мяча сильной рукой - прыжок в высоту с места (р=0,454; р<0,01). Это позволяет рекомендовать толкание набивного мяча одной рукой для оценивания взрывной силы мышц рук у девушек 18-20 лет, не занимающихся спортом.

Необходимы дополнительные исследования для уточнения пространственных, временных и динамических характеристик использования упражнения «толкание набивного мяча» в качестве теста для оценки силовых способностей мышц рук у девушек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике / В.Е. Андреева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 19-23.

2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

3. Ильин, Е.П. Психофизиология воспитания : (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) / Е.П.Ильин. - М. : Просвещение, 1983. - 222 с.

4. Устинов, И.Е. Совершенствование взрывных качеств как фактор функциональной подготовки студенток / И.Е. Устинов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технология. - 2011. - № 3 (9). - С. 153-160.

5. Доронин, А.М. О специфичности скоростно-силовых способностей у юношей-учащихся средних специальных учебных заведений / А.М. Доронин, Р.В. Титулов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 19-21.

REFERENCES

1. Andreeva, V. E. (2010), "Combined development of flexibility and speed-strength abilities during basic training in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60 No. 2, pp.19-23.

2. Verkhoshanskij,Yu.V. (1988), Bases of athletes special physical training, Physical Culture and Sport , Moscow, Russian Federation.

3. Il'in, E.P. (1983), Psycho physiological education (the factors of efficiency of sports activity), Education, Moscow, Russian Federation.

4. Ustinov, I.E. (2011), "Improvement of explosive features as a factor for functional preparation of female students", Theory and service practice: economy, social sphere, technologies, Vol. 9 No. 3, pp. 153-160.

5. Doronin, A.M. and Titulov, R.V. (2007), "Developments specificity of explosive power abilities of college men students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 33 No. 11, pp. 19-21.

Контактная информация: ustinovfv@yandex.ru

УДК 796.015.52

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Лидия Константиновна Федякина, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Сочинский государственный университет

Аннотация

В работе предпринята попытка научного обоснования эффективного использования силовых упражнений в процессе регламентированных занятий физической культурой со студентами вуза. Рассматриваются основные компоненты методики (средства, методы и методические приемы), оказывающие влияние на оздоровительный эффект от занятий в тренажерном зале. В качестве основного средства рассматриваются силовые упражнения на основные мышечные группы. Упражнения выполняются по методу «круговой тренировки» в квазиизотоническом режиме, с использованием силовых тренажеров. В качестве методических приемов были использованы зрительные ориентиры для определения амплитуды выполнения каждого упражнения, акцентировано внимание студентов на мышечные ощущения при выполнении упражнений, приемы, связанные с организацией занятия. Установлено влияние последовательности выполнения силовых упражнений на основные мышечные группы и влияние величины отдыха между «станциями» при выполнении силовых упражнений по методу «круговой тренировки» на эффект занятия в тренажерном зале.

Ключевые слова: студенты, методика, силовые упражнения, метод «круговой тренировки», квазиизотонический режим, тренажеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.