СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
смысл, в каком - либо занятии, игре, когда четко знают алгоритм действия: что необходимо сделать вначале, какое действие совершается потом, чем закончить. Их деятельность должна быть понятной, и они должны видеть конечный результат. Поэтому каждое действие проговаривается педагогом. Неустанное проговаривание действий ребенка дает ему понимание и, как следствие, включение в совместную деятельность. А это и есть главная цель адаптации. Если взрослый ведет себя последовательно и осторожно, создает атмосферу доброжелательности доверия, то с ребенком можно установить контакт, а вот с другими детьми - этого достичь труднее. Во взаимодействии с другими детьми требуется неторопливость и осторожность. Ребенка - аутиста могут пугать голоса, движения, шум, подвижные игры детей, ему хочется уединиться, и в то же время может проявляться агрессия. Он готов бросить игрушку, толкнуть другого ребенка. У него не сформированы навыки взаимодействия. Нужно оберегать его в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой - дать возможность понаблюдать со стороны и постепенно включать малыша в общие занятия и игры. Даже не участвуя в совместных занятиях, дома этот ребенок сможет воспроизвести, то что усвоил, наблюдая за другими. Это говорит о том, что малыш приобретает навыки незаметно для окружающих, учится, запоминает, т.е. развивается. Очень важно чередовать занятия: музыка, рисование, танцы, лепка. Это исключит однообразие и даст возможность выявить творческие способности. Прогулки пешие и лыжные разовьют физически и поднимут общий тонус организма.
Таким образом социализация и адаптация для аутичных детей - работа длительная и кропотливая, но она необходима. Результатом успешной работы педагогов дополнительного образования и воспитателей в детском саду будет полноценная и осмысленная учеба в школе.
Если верить статистическим данным США, 10 % детей с РДА имеют гениальные способности, а среди обычных детей всего 1%. Главное выявить таланты и развить их.
Список использованной литературы:
1. Шипицына Л. М., 2001, Детский аутизм: хрестоматия / СПб., 234 с.
2. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др., 1985., Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М., 389 с.
3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., 1997, Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 125 с.
© Недоводиева Н.М., Квитченко Н.А., Лионова М.В., 2019
УДК 796.03
В.И. Прохоров
Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова г. Сургут, РФ E-mail: [email protected]
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНАТА А.В. АШАПАТОВА
В ПАРАОЛИМПИЙСКОМ ЦИКЛЕ
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и методические основы физической подготовки легкоатлетов-метателей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приводятся результаты исследования динамики показателей физического состояния Параолимпийского чемпионата в толкании ядра и метании диска А.В. Ашапатова в Параолимпийском цикле (2005 - 2008 гг.).
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Ключевые слова
Физическая подготовка, скоростно-силовая подготовка, задачи физической подготовки, содержание (средства) физической подготовки макроцикл, мезоцикл, микроцикл, физическая готовность.
Актуальность. Одним из решающих факторов успешного выступления спортсмена в соревнованиях является его специальная физическая подготовленность [1, 3, 4, 7]. Она характеризуется оптимальным уровнем развития, физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. При этом необходимо учитывать способность спортсмена реализовать имеющийся функциональный потенциал в процессе соревновательной деятельности. В метаниях спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми и координационными способностями [2, 5, 6].
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума (прыжки, метания и удары, броски и др.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно - силовым индексом «I», в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму.
1=!шох , где
£тах
Fmax - уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении;
(тах - максимальное время к моменту достижения Fmax. Взрывную силу можно подразделить на две составляющие: стартовую силу и ускоряющую силу.
Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Для ее оценки пользуются индексом <^».
0 5 Р
п _ 0,5 1тах с0,5 тах
Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.
Взрывная сила проявляется во многих двигательных действиях, там, где необходимо в минимальное время проявить максимально возможную в этих условиях силу. Это характерно для спринтерского бега, различного рода прыжковых упражнений, метаний и других действий, в играх, единоборствах и т.д. [6, с. 146 - 150].
Задачи физической подготовки:
Первый год Параолимпийского цикла (2005 г.) - повышение аэробной работоспособности, общей и специальной физической подготовленности, функциональных возможностей организма, адаптация к повышенному объему тренировочной нагрузки.
Второй год Параолимпийского цикла (2006 г.) - поддержание общей физической подготовленности на достигнутом уровне, дальнейшее развитие специальных физических качеств метателя, повышение анаэробной производительности и специальной выносливости, освоение нового уровня тренировочной нагрузки по объему и интенсивности.
Третий год Параолимпийского цикла (2007 г.) - повышение анаэробной работоспособности, развитие специальных физических качеств метателя, адаптация к повышенному уровню тренировочной нагрузки по объему и интенсивности.
Четвертый год Параолимпийского цикла (2008 г.) - достижение полного соответствия специальной физической подготовленности требуемого эталонной спортивной техникой, соответствующими модельными характеристиками, физической готовности к рекордным спортивным результатам, достижение пика спортивной формы.
Варианты построения нагрузки в 4-х летнем цикле: первый год - увеличение общего объема и объема
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
нагрузки повышенной интенсивности; второй год - снижение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности; третий год - увеличение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности; четвертый год - снижение общего объема и увеличение объема нагрузки повышенной интенсивности.
Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе подготовительного периода характеризуется постепенным увеличением их объема (преимущественно) и интенсивности. Соотношение общей и специальной подготовки 3:1. Типичными формами мезоциклов на данном этапе являются втягивающий и базовый.
На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Увеличивается, прежде всего, интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Суммарный объем нагрузки сокращается за счет общеподготовительных упражнений. Соотношение общей и специальной физической подготовки 1:3. Типичными формами мезоциклов на данном этапе являются контрольно-тренировочный, предсоревновательный.
Соревновательный период делится на два этапа: первый - предсоревновательный (ранний соревновательный) и второй - этап основных соревнований. Типичными формами мезоциклов на данном этапе являются восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие.
В переходный период основное содержание занятий составляет общая физическая подготовка, проводящаяся в режиме активного отдыха, то есть как контрастная смена характера и условий тренировочной деятельности, которая обеспечивала бы реабилитацию и восстановление адаптационных возможностей организма спортсмена. В то же время в этом периоде должны быть созданы условия для сохранения достигнутого уровня физической подготовленности, которые тем самым гарантируют преемственность между завершающимся и очередным макроциклом. Типичными мезоциклами в этот период являются восстановительно-поддерживающей и восстановительно-подготовительный.
Построение спортивной подготовки в макро- и мезоциклах представлено в таблице 1.
Таблица 1
Примерная структура годичного цикла подготовки (2008 г.)
Период, этап подготовки Месяц Мезоциклы, микроциклы
Подготовительный период Общеподготовительный этап Январь Февраль Втягивающий МЗЦ 3 ординарно развивающих МКЦ + 1 восстановительный МКЦ Базовый МЗЦ общеподготовительный развивающий МКЦ + специально-подготовительный развивающий МКЦ + специально-подготовительный стабилизирующий МКЦ + восстановительный МКЦ
Специально-подготовительный Март Апрель Контрольно-подготовительный МЗЦ. Специально-подготовительный МКЦ + 2 моделирующих МКЦ + восстановительный МКЦ Предсоревновательный МЗЦ. 2 моделирующих МКЦ + подводящий МКЦ + восстановительный МКЦ
Соревновательный этап Май Июнь Соревновательный МЗЦ. Подводящий МКЦ + восстановительный + поддерживающий Соревновательный МКЦ (основные соревнования) восстановительный МКЦ
Общеподготовительный этап Июль Базовый МЗЦ. Общеподготовительный развивающий МКЦ + специально-подготовительный развивающий МКЦ + восстановительно-стабилизирующий МКЦ
Специально-подготовительный этап Август Контрольно-подготовительный МЗЦ (по марту, апрелю)
Соревновательный период Сентябрь Соревновательный МЗЦ (по маю)
Переходный период Октябрь Декабрь Восстановительный МЗЦ Восстановительно поддерживающий МКЦ + восстановительный МКЦ
*Условные обозначения: МЗЦ - мезоцикл (4 - 6 недель); МКЦ - микроцикл (7 - 10 дней).
Примером построения физической подготовки в микроцикле могут служить недельные планы.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Толкание ядра
Неделя общей физической подготовки
1 день. Разминка с партнером на гибкость. Упражнение со штангой: повороты с наклоном в обе стороны, жим лежа, (65 - 80% от максимального веса в данном упражнении). В перерывах - имитация элементов толкания ядра, всего - 60 - 80 повторений.
2 день. Разминка с набивными мячами и метание мячей различными способами партнеру или в стенку, всего - 40 - 60 раз. Силовые имитации по 10 раз - 5 - 6 подходов. Толкание утяжеленного ядра (6 - 9 кг) -20 - 25 раз.
3 день. Разминка, состоящая из упражнений на гимнастической стенке, брусьях, перекладине. Упражнения со штангой: рывки в стойку, тяги.
4 день. Отдых.
5 день. По программе 1-го дня. Вместо имитаций толкания утяжеленного ядра - 20 - 25 раз (в начале тренировки).
6 день. По программе 3-го дня.
7 день. Отдых.
Всего: толкание тяжелого ядра - 50 раз, метание мячей - 40 - 60 раз, имитации - 170 - 220 раз, специальные упражнения - 120 - 150 раз, со штангой - 70 - 80 подходов, повторений - 400 - 500 раз.
Неделя специальной физической подготовки
1 день. Разминка с партнером на гибкость. Повороты и наклоны на обе стороны со штангой на плечах, всего - 40 - 60 раз, жим штанги лежа под углом. В перерывах - имитация элементов толкания ядра, всего -60 - 80 повторений.
2 день. Разминка с набивными мячами и метания. Метание утяжеленного снаряда вперед и назад - 10
- 12 раз. Толкание ядра с места 15 - 25 раз, утяжеленного ядра - 20 - 25 раз.
3 день. Разминка на гимнастических снарядах. Упражнения со штангой: жим лежа или под углом, наклоны или пресс - 4 х 10 раз.
4 день. Отдых.
5 день. По программе 1 - го дня.
6 день. По программе 2 - го дня.
7 день. Отдых.
Всего: толкание тяжелого ядра - 40 - 50 раз, стандартного ядра - 30 - 50 раз, имитация - 180 - 240 раз, специальные упражнения - 100 - 150 раз, упражнения со штангой - 75 - 85 подходов, повторений - 300
- 480.
Метание диска
Неделя общей физической подготовки
1 день. Разминка с набивными мячами и метания, всего - до 100 бросков различными способами (партнеру или в стенку). Специальные упражнения (5 - 6) на различные группы мышц с блинами (5
- 15 кг) и грифом, всего - 100 - 120 повторений. Упражнения со штангой: жим лежа, тяги по 5 - 8 повторений, всего - 20 подходов (65 - 80% от максимального веса). В перерывах имитационные упражнения в метании диска - 4 - 5 раз по 8 - 10 повторений.
2 день. Разминка с использованием упражнений на гибкость, упражнения на перекладине, брусьях. Метание ядра 3 - 5 кг (в сетку или в песок) до 50 - 80 раз. Игра в волейбол - 30 - 45 мин.
3 день. По программе 1 - го дня.
4 день. Отдых.
5 день. По программе 1 - го дня, использовать разнообразные специальные упражнения.
6 день. По программе 2 - го дня.
7 день. Отдых.
Всего: броски мячей - 240 - 300 раз, метание ядра - 100 - 160 раз, специальные упражнения - 300 -360 раз, упражнения со штангой - 50 - 60 подходов, повторений - 300 - 360 раз.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Неделя специальной физической подготовки
1 день. Разминка с партнером на гибкость. Метание ядра весом 4 -7 кг или гири 16 кг разными способами, всего - 30 - 50 раз. Метание диска с места - 15 - 20 раз.
2 день. Разминка с набивными мячами и метания, всего - 60 - 80 раз. Специальные силовые упражнения (4 - 5), всего - 60 - 80 повторений. Упражнения со штангой: жим лежа по 5 раз, 10 подходов; тяги по 5 раз, 6 подходов; 6 подходов (70 - 85% от максимального веса). В перерывах имитация с диском.
3 день. По программе 1 - го или 2 - го дня. В конце медленный бег до 20 мин.
4 день. Отдых.
5 день. По программе 1 - го дня.
6 день. По программе 2 - го дня. Закончить игрой в баскетбол.
7 день. Отдых.
Всего: броски мячей - 120 - 1650 раз, метание ядра, гири 100 - 150 раз, метание диска с места - 30 -45 раз, специальные упражнения - 120 - 160 раз, упражнения со штангой - 44 - 66 подходов, повторений -220 - 330 раз.
Толкание ядра Недельный план подготовительного периода (декабрь)
Понедельник. Разминка. Упражнения с партнером на гибкость, 15 - 20 мин. Броски ядра из различных положений, 40 - 50 раз. Толкание ядра с места, 30 - 40 раз. Толкание утяжеленного ядра с места, 10 раз. Толкание облегченного ядра 20 - 30 раз. Упражнения для развития силы кисти, туловища.
Вторник. Разминка. Упражнения с набивными мячами, 15 - 20 мин. Упражнения со штангой: жим лежа, 4 - 5 т; рывок, 3 - 4 т; баскетбол, 15 - 20 мин.
Среда. Разминка на гимнастических снарядах, 15 - 20 мин. Метание гири из различных положений, 20 - 30 раз. Толкание ядра с места, 20 - 30 раз. Толкание облегченного ядра 40 - 60 раз. Упражнения с гантелями, набивными мячами.
Четверг. Отдых.
Пятница. Разминка. Упражнения с резиновым амортизатором. Упражнения на гибкость, 15 - 20 мин. Толкание ядра с места, 20 - 30 раз; 30 - 40 раз. Упражнения с набивными мячами, 10 - 15 мин. Комплекс силовых упражнений на гимнастических снарядах, 15 - 20 мин. Баскетбол, 10 - 15 мин.
Суббота. Разминка. Упражнения с гантелями. Упражнения на гимнастической стенке, 15 - 20 мин. Толкание ядра с места, 40 - 50 раз. Толкание облегченного ядра 30 - 40 паз. Упражнения со штангой: жим лежа, 6 - 8 т; тяга штанги, 4 - 5 т. Метание набивных мячей, 5 - 10 мин.
Воскресенье. Отдых.
Недельный план соревновательного периода (июнь)
Понедельник. Разминка: медленный бег, 10 мин, общеразвивающие упражнения, 15 мин. Броски ядра из различных положений, 20 - 30 раз. Толкание ядра с места, 15 - 20 раз.
Вторник. Разминка. Упражнения с ядром, 15 - 20 мин. Толкание облегченного ядра с места, 15 - 20 раз. Упражнения с молотом: предварительные вращения, 4 серии по 6 раз; повороты, 5 серий по 3 раза.
Среда. Разминка, 15 - 20 мин. Толкание ядра с места, 15 - 20 раз. Упражнения со штангой: жим лежа, 2 - 3 т; толчок, 2 - 3 т; 2 - 3 т; повороты туловища со штангой на плечах, 5 серий по 10 раз.
Четверг. Отдых.
Пятница. Разминка, 15 - 20 мин. Броски гири (16 - 32 кг) из различных положений, 20 - 30 раз. Толкание облегченного ядра с места. Метание диска с места.
Суббота. Разминка. Упражнения с ядром, 15 - 20 мин. Упражнения с блином от штанги (15 - 20 кг), 10 мин. Толкание утяжеленного ядра с места, 10 раз. Толкание соревновательного ядра 10 - 12 раз. Упражнения со штангой: жим лежа, 2 - 3 т. Баскетбол, 15 мин.
Воскресенье. Соревнования.
Примерная схема тренировок
Разминка: Общеразвивающие упражнения на силу, гибкость, координацию движений, скоростно-силовые качества; специальные подготовительные упражнения метателя.
-( )-
С
Л
Б
JJm 20
Основная часть: Подтягивание, сгибание и выпрямление рук в упоре, сериями до утомления; бросание набивного мяча или ядра из различных исходных положений: двумя руками из-за головы вперед - вверх, снизу вверх - назад через голову, от груди вперед, сериями по 12 - 20 бросков каждым способом; перебрасывание ядра из руки в руку перед собой на уровне груди и над головой, толкание одной рукой ядра вверх; выталкивание ядра вперед - вверх, стоя лицом к сектору метания, ноги на ширине плеч, сериями по 10 - 16 толчков; то же с предварительным сгибанием ног и поворотом туловища направо, сериями по 10 -16 толчков; толкание ядра с места, стоя левым плечом по направлению метания, сериями по 10 - 16 толчков; толкание ядра различного веса сериями по 10 - 12 толчков; толкание ядра сериями по 10 - 16 толчков; участие в соревнованиях по толканию ядра.
Заключительная часть: ходьба, упражнения на расслабления с глубоким дыханием.
Понедельник. Разминка. Упражнения с набивными мячами, 15 - 20 мин. Упражнения с грифом и блинами от штанги, 10 - 15 мин. Метание диска в сетку с места, 30 - 40 раз.
Вторник. Разминка. Упражнения с партнером на гибкость, 15 - 20 мин. Упражнения со штангой: повороты туловища со штангой на плечах, 3 серии по 10 раз; рывок, 4 - 5 т; жим лежа, 3 - 4 т. Лежа на скамейке сведение и разведение рук в стороны с гантелями 3 серии по 10 раз. Упражнения на гимнастической стенке для укрепления мышц туловища.
Среда. Разминка. Упражнения с резиновым амортизатором, упражнения на гибкость, беговые упражнения, 15 - 20 мин. Метание в сетку утяжеленного диска или блина от штанги (2,5 кг): с места, 20 -30 раз. Метание соревновательного диска.
Четверг. Отдых.
Пятница. Разминка. Упражнения с ядрами разного веса, 15 - 20 мин. Метание в сетку диска: с места, 30 - 40 раз. Силовые упражнения на гимнастических снарядах, 15 - 20 мин. Упражнения с набивными мячами, 10 мин.
Суббота. Разминка. Упражнения с гантелями, упражнения на гимнастической стенке, 15 - 20 мин. Метание в сетку дисков разного веса: места, 20 - 30 раз. Упражнения со штангой: наклоны вперед, 3 - 4 т; повороты туловища со штангой на плечах, 4 серии по 10 раз. Упражнения с набивными мячами, 10 - 15 мин.
Воскресенье. Отдых
Понедельник. Разминка, 15 - 20 мин. Метание диска: с места, 8 - 10 раз. Метание ядра 3 кг с места,
Метание диска
Недельный план подготовительного периода (январь, февраль)
Недельный план соревновательного периода (июнь)
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
20 - 30 раз.
Вторник. Разминка. Упражнения с ядром, 15 - 20 мин. Метание утяжеленного диска: с места, 15 - 20 раз. Упражнения со штангой: рывок, 2- 3 т; толчок, 2 - 3 т; повороты туловища, 5 серий по 10 раз.
Среда. Разминка, 15 - 20 мин. Метание диска: с места, 15 - 20 раз. Метание ядра 3 кг: с места, 10 - 20 раз. Баскетбол, 15 мин.
Четверг. Отдых.
Пятница. Разминка, 15 - 20 мин. Толкание ядра: с места, 10 - 15 раз. Метание облегченного диска: с места, 15 - 20 раз. Упражнения на гимнастических снарядах, 10 - 15 мин.
Суббота. Разминка. Упражнения с ядром, 15 - 20 мин. Метание диска: с места, 10 - 15 раз. Упражнения со штангой: рывок, 2 - 3 т; повороты туловища, 3 серии по 10 раз. Баскетбол, 15 мин.
Воскресенье. Отдых.
Таблица 2
Примерная структура мезоциклов различного типа
Мезоциклы Типы и суммарная нагрузка микроциклов
I II Ш IV
Втягивающий Втягивающий - малая нагрузка Втягивающий -средняя нагрузка Базовый -значительная нагрузка Восстановительный -малая нагрузка
Базовый Базовый - большая нагрузка Базовый -значительная нагрузка Базовый - большая нагрузка Восстановительный -малая нагрузка
Контрольно -подготовительный Специально -подготовительный, большая нагрузка Модельный - средняя нагрузка Соревновательный -большая нагрузка Восстановительный -малая нагрузка
Предсоревновательны й Базовый - большая нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Специально -подготовительный, средняя нагрузка (два занятия с большими нагрузками) Модельный -значительная нагрузка Подводящий - малая нагрузка
Соревновательный Подводящий -средняя нагрузка Соревновательный -нагрузка зависит от программы соревнований Подводящий - малая нагрузка Соревновательный -нагрузка зависит от уровня и программы соревнований
Восстановительный Восстановительный Восстановительный Восстановительный Втягивающий
Распределение нагрузки в недельном цикле: понедельник - средняя нагрузка; вторник - большая; среда - средняя; четверг - малая; пятница - большая; суббота - средняя; воскресенье - активный отдых.
При построении микроциклов использовались стандартные комплексы, состоящие из общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Их соотношение по объему изменилось в зависимости от периода и этапа спортивной подготовки.
Комплексное использование различных видов упражнений приводит к текущему переносу тренированности с этих упражнений на соревновательные упражнения. Спортсмен достигает состояния спортивной формы (выходит на модельные показатели) одновременно во всех компонентах подготовленности [1, с. 56 - 123].
Большой объем специально-развивающих и специально-подготовительных упражнений выполнялся вариативным методом, с использованием облегченных, утяжеленных и стандартных ядер и дисков. Облегчение ядра и диски применялись для развития абсолютной быстроты движений и ускоряющей силы мышц, обеспечивающих перенос этого эффекта на стандартный снаряд. Утяжеленные ядра и диски способствовали активизации и синхронизации активности двигательных единиц, что значительно повышало межмышечную координацию, а значит и силу мышц. В толкании ядра использовали снаряды весом от 3 до 7 кг, в метании диска - от 1 кг 250 гр. до 2 кг.
В метаниях специфическая тренировочная нагрузка характеризуется количеством повторений специально-развивающих и соревновательных упражнений. Минимальная нагрузка, вызывающая тренировочный эффект, составляет 10 - 12 метаний с зоной интенсивности 80 - 100%. Зона интенсивности (мощности) увеличивается, так, например, 10 толканий ядра выполняются в зоне 85 - 90%, вторые 10 в зоне 90 - 95% и следующие 10 в зоне 95 - 100%.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
В одном тренировочном занятии выполняется от 30 до 50 раз толкания ядра и от 70 до 90 раз метания диска. В тренировочном занятии используется от 3 до 6 видов разных метаний. Примерное соотношение в толкании ядра и метании диска, основного, облегченного и утяжеленного снарядов составляет 50:30:20% общего времени. Таким образом, общее количество метаний основного снаряда в годичном цикле может составлять 11 - 12 тысяч в толкании ядра и 13 - 14 тысяч в метании диска.
Таблица 3
Динамика показателей физического состояния А.В. Ашапатова (2005 - 2008 гг.)
Исходные Исходные
№ Характеристики физического Единица показатели показатели Р
состояния измерения 2005 г. х ± m 2008 г. х ± m
I Физическое развитие
1 Физическое развитие
Длина тела см 200 200
Масса тела 127 ± 0,48 122,6 ± 0,44 <0,05
Весо-ростовой индекс кг 635 ± 2,19 610 ± 2,12 <0,01
Окружность грудной клетки (пауза) гр/см 118 ± 0,22 114 ± 0,20 >0,05
Экскурсия см 6 ± 0,28 9,2 ± 0,32 <0,05
ЖЕЛ мл 5600 ± 38,46 6100 ± 40,58 <0,01
Жизненный показатель 44,1 ± 0,48 49,2 ± 0,52 <0,05
Становая сила кг 150 ± 4,02 202 ± 5,07 <0,01
Сила правой кисти кг 50 ± 0,93 62,4 ± 1,22 <0,01
2 Функциональные возможности, работоспособность
ЧСС в покое уд/мин 72 ± 1 64,0 ± 1 <0,01
ЧД цикл/мин 14 ± 1 10,0 ± 1 <0,01
АД (СД/ДД) мм.рт.ст. 120/80 126/82 >0,05
Проба Генча с 38 ± 1,24 54,0 ± 1,68 <0,01
3 Двигательные способности
Начальная скорость вылета ядра м/с 10,5 ± 0,09 11,6 ± 0,11 <0,05
Начальная скорость вылета диска м/с 25 ± 0,14 26,5 ± 0,15 <0,05
Угол вылета ядра градус 35 ± 0,28 42 ± 0,31 <0,05
Угол вылета диска градус 31 ± 0,09 35 ± 0,11 <0,05
Толкание ядра 5 кг м 14,1 ± 0,16 15,8 ± 0,17 <0,01
Толкание облегченного ядра 4 кг м 15,2 ± 0,19 17,6 ± 0,24 <0,01
Толкание утяжеленного ядра 5,5 кг м 13,5 ± 0,15 15,2 ± 0,18 <0,01
Толкание ядра 5,7 кг м 13,3 ± 0,15 14,9 ± 0,16 <0,01
Толкание ядра 6 кг м 13,1 ± 0,20 14,6 ± 0,21 <0,01
Толкание ядра 7 кг м 11,2 ± 0,17 13,3 ± 0,19 <0,01
Толкание ядра 8 кг м 9,3 ± 0,18 11,2 ± 0,20 <0,01
Метание диска 1 кг м 50,3 ± 0,69 572 ± 0,71 <0,01
Метание облегченного диска 0,75 кг м 53,9 ± 0,86 63,1 ± 0,93 <0,01
Метание утяжеленного диска 1,250 кг м 45,5 ± 0,79 53,6 ± 0,82 <0,01
Метание диска 1,5 кг м 42,4 ± 0,48 47,5 ± 0,51 <0,01
Метание диска 2 кг м 30,3 ± 0,72 38,6 ± 0,84 <0,01
Комплексное скоростно-силовое количество раз 78 ± 2 102 ± 2,0 <0,01
упражнение
Бросок ядра 5 кг назад через голову м 13,7 ± 0,19 15,8 ± 0,21 <0,01
Бросок ядра 5 кг вперед из-за головы м 12,5 ± 0,18 14,6 ± 0,22 <0,01
Взятие штанги на грудь кг 82,0 ± 1,8 104 ± 2,1 <0,01
Жим штанги лежа кг 130 ± 4,1 180 ± 5,0 <0,01
Гибкость (наклон вперед) см 9,2 ± 0,8 14,8 ± 1,1 <0,01
4 Психомоторные способности
Зрительно - моторная реакция мс 195
Дифференциальная зрительно - мс 280
моторная реакция
Быстрота реакции на звук мс 168
Анализ результатов исследования
Анализ динамики показателей физического состояния А.В. Ашапатова выявил следующие положительные изменения.
В физическом развитии отмечается достоверное (р<0,05), но не существенное снижение массы тела, достоверное (р<0,01) и существенное увеличение жизненной емкости легких, становой силы и силы правой
-( " )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
кисти. Показатели длины и массы тела, ЖЕЛ и становой динаметрии оцениваются как высокие.
В функциональных возможностях наблюдается повышение экономичности работы сердца и внешнего дыхания в покое, существенное и достоверное (р<0,01) повышение устойчивости к гипоксии. Показатели ЧСС уд/мин, устойчивости к гипоксии (проба Генча) оцениваются «выше среднего».
Во всех показателях, характеризующих двигательные способности спортсмена, отмечается положительная динамика. В биомеханических показателях техники толкания ядра и метания диска наблюдается увеличение начальной скорости и угла вылета спортивного снаряда. В то же время следует отметить, что эти показатели не в полной мере соответствуют оптимальным биомеханическим характеристикам спортивной техники метаний.
Во всех контрольных упражнениях, характеризующих проявление силовых и скоростно-силовых способностей спортсмена, отмечаются более высокие результата тестирования в 2008 году по сравнению с результатами тестирования в 2005 году. Различия существенны и достоверны (р<0,01). Высокие результаты были достигнуты в толкании ядра и метании диска стандартного (соревновательного) веса.
Уровень специальной физической подготовленности спортсмена оценивается: в 2005 году - как средний, в 2008 году - как высокий.
Выводы
1. Эффективность соревновательной деятельности спортсмена - метателя обуславливается, в частности, его скоростно - силовыми способностями.
2. Задачи физической подготовки отражают направленность тренировочного процесса спортсмена в Параолимпийском цикле на последовательное повышение уровня, его общий и специальной физической подготовленности.
3. Соотношение объема общий физической подготовки к специальной изменяется от 3:1, в первый год, до 3:1, в четвертый год.
4. Структура и содержание годичного цикла физической подготовки определяется общими закономерностями периодизации и становления спортивной формы.
5. В мезоциклах спортивной подготовки выделяются микроциклы ОФП, СФП и спортивно-технической подготовки.
6. Основными средствами физической подготовки являются: метание спортивных снарядов различного веса, комплексы упражнений, соответствующие по своей структуре и проявлению физических качеств соревновательным.
7. Эффективность методики физической подготовки в Параолимпийском цикле подтверждается положительной динамикой показателей физического развития, функциональных возможностей и двигательных способности спортсмена, достоверным (р<0,05) и существенным повышением контролируемых показателей 2008 г. по отношению к показателям 2005 г., установлением рекордов Параолимпийских игр в толкании ядра и метании диска.
Список использованной литературы:
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский.
- М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
2. Жилкин А.И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М. : ИЦ Академия, 2005. -464 с.
3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1966.
- 199 с.
4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
5. Остапенко А.Н. Легкая атлетика / А.Н. Остапенко, Б.И. Селиверстов, Ю.Н. Чистяков. - М. : Высшая школа, 1979. - 208 с.
6. Теория и методика спорта / под общей редакцией д.п.н., профессора .П. Суслова, д.п.н., профессора Ж.К. Холодова. - М. : МСТ, 1997. - 416 с.
7. Теория и методика физической культуры / под общей редакцией д.п.н., профессора Ж.К. Холодова, к.п.н., доцента В.С. Кузнецова, к.п.н., доцента Г.З. Карнаухова. - М. : Воениздат, 2001. - 320 с.
© Прохоров В.И., 2019