ниегп
15бы 2304-120Х Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 16101 УДК 378.147
Шутьева Елена Юрьевна,
преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет», г. Ростов-на-Дону [email protected]
Зайцева Татьяна Валентиновна,
преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет», г. Ростов-на-Дону [email protected]
Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры
Аннотация. В представленной статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием специально-подготовительных упражнений на практических занятиях по физической культуре со студентами Ростовского государственного строительного университета для воспитания скоростно-силовых способностей. Методической базой научной работы служат теоретические основы построения тренировочных занятий.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, подготовительная часть практического занятия, термин, физическое воспитание, развитие двигательных возможностей, методологический подход, взрывная сила.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Всестороннее развитие студентов вузов, их высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа физического воспитания.
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-си-ловые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияет на формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т. п.
Понятием «силовые способности» начали широко пользоваться в последние десятилетия для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе как об одном из физических качеств спортсмена.
В исследованиях обнаружено, что различные типы силовых проявлений (например, в статических условиях, в продолжительном беге, в скоростно-силовых упражнениях) в спорте и вообще в двигательной деятельности нередко мало связаны или
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
даже отрицательно коррелируют друг с другом. Это и послужило поводом для дифференциации понятия «сила».
Скоростно-силовые способности, как говорит сам термин, проявляются в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость движений (легкоатлетические прыжки и метания, спринт, бокс, рывок штанги и т. д.). Некоторые из таких скоростно-силовых проявлений получили название взрывной силы. Этим термином обозначают способность достигать максимума проявляемой силы по ходу движений в возможно меньшее время (оценивается, в частности, скоростно-силовым индексом - отношением максимального значения силы в данном движении ко времени достижения этого максимума).
Известно, что развитие скоростно-силовых способностей обусловлено в той или иной мере развитием собственно силовых способностей. Вместе с тем максимальные показатели скорости движений не связаны прямо пропорционально с максимальными проявлениями силы [1]. Напротив, с механической точки зрения они находятся в обратной зависимости - согласно так называемому «основному уравнению мышечной динамики» А. Хилла.
Методический подход основан на использовании тонизирующего следового аффекта, который создастся преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь служит, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение. Этот эффект непостоянен, он достигается лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха.
Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы при условии, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движения.
Исходя из этого и нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторение. Кратковременность скоростно-сило-вых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнить их в каждом занятии серийно, используя несколько повторений в каждой серии. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки, отсюда вытекает правило использования скоростно-силовых упражнений: «Лучше заниматься чаще, но понемногу». В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и не травмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально-подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движения [2]. Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение таких упражнений с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим уси-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
лиям оправдано после, завершения возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условии систематической разносторонней подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики. Согласно опытным данным, их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии 5-10 движений, число серий в рамках отдельного занятия 2-4 [3].
Интервалы активного отдыха между сериями 10-15 минут, число занятий, включающих также нагрузки, в недельном цикле 1-2. Существует несколько вариантов развития скоростной силы.
1. Вес отягощения 30-70% от максимума. Движения выполняются 6-8 раз в спокойном темпе, позволяющем сконцентрироваться на высокоскоростном начале каждого повторения, с предельной скоростью.
В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 минуты. В одном занятии 24 серии повторений с активным отдыхом между сериями в 5-7 минут.
2. В качестве основы применяется упражнение статодинамического характера, в котором после 2-3 изометрических напряжений в пределах 60-80% от максимального следует быстрое движение с преодолением отягощения, равного 30% от максимального. Для выполнения изометрического напряжения используется груз, который удерживается блочным устройством со специальным упором. В одном подходе 4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 минуты. В одном занятии от 2 до 4 серий с паузами для отдыха 5-7 минут.
3. Упражнения на развитие преимущественно стартовой скорости, в частности стартовой силы мышц. Отягощение 60-65% от максимального. Выполняется короткое сконцентрированное взрывное усилие, сообщающее только стартовое движение отягощению и только на начальном отрезке его пути. В одном подходе 4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 минуты. В одном занятии от 2 до 4 серий с паузами для отдыха 5-7 минут.
При развитии скоростной силы важным условием успеха является максимально возможное расслабление мышц перед каждым повторением упражнения. В более длительных паузах между сериями рекомендуется выполнять упражнения махового характера, расслабляющие и растягивающие мышцы [4].
Прыжки - наиболее простое и распространенное средство развития скоростной силы. В процессе их применения необходимо делать акцент на быстроту отталкивания и не стремиться к развитию мощности движения. При развитии скоростной силы максимального и тем более взрывного характера следует знать: упражнения с определенным тренирующим воздействием следует подбирать с учетом исходного уровня физической и скоростно-силовой подготовленности; после высокоскоростной, реактивной, взрывной нагрузки мышцы должны обязательно освобождаться от специфической усталости, оперативно готовиться к очередной нагрузке. Для этого надо целенаправленно применять упражнения на гибкость, маховые движения в промежутках между повторениями и во время отведенного специального отдыха.
Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами и т. п.), мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям.
Если в процессе начальной тренировки большинство средств силовой подготовки положительно воздействуют на многие компоненты силовых возможностей, то с ростом квалификации положение меняется: становится необходимым ориентиро-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
ваться на особенности соревновательной деятельности. Соответствие средств специальной силовой подготовки требованиям проявления силы в соревновательных упражнениях оценивается по следующим критериям: амплитуде и направленности движений; акцентируемому участку рабочей амплитуды движения; величине динамического усилия; быстроте развития максимального усилия; режиму работы мышц.
При использовании технических средств силовой подготовки необходимо учитывать следующее:
- тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого с помощью этого средства;
- применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма спортсмена.
В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми». Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и использованием менее значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений [5].
В состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, входят различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные удары с утяжелителями, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение) и т. д. К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм (поднимание штанги, преодоление противодействия партнера, бег, прыжки и приседания с отягощениями, отжимания). Другие применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных мышц или мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо отдельных частей тела (подтягивания в висе, отжимания в упоре, поднимание со штангой на плечах) [6].
Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно-воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Это прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания вверх мгновенным рывком преодоления отягощения; эти упражнения позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу».
Для развития специальных скоростно-силовых способностей используются различные упражнения с сопротивлениями, воздействующие на мышцы, которые несут необходимую нагрузку. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.).
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей в спортивных единоборствах можно разбить на три группы:
1. Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
силы повышается. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.
2. Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая. Внешним сопротивлением выступает вес различных предметов (мячи, гантели, гири, штанга и др.), противодействие партнера (упражнения в парах). Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, утяжеленный снаряд), сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, приседание и т. п.
3. Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальной и выше.
4. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору, по песку). Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц [7].
Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей групп, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды. Более значимы взрывная и быстрая сила, обусловливающие уровень развития скоростно-силовой подготовки.
Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.
Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - их выбор не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
В ациклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный.
Опыт спортивной практики и специальные исследования (В. М. Дьячков, 19571970) показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия).
Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая отяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.
Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнении упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как на одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых способностей при выполнении основного упражнения. Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.
ниегп
issn 2304-i20x Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
научно-методический электронный журнал
Экспериментальные исследования показали, что избежать перечисленных недостатков помогает применение метода вариантного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных соревновательных и утяжеленных сопротивлений в ходе как одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах тренировки.
Исследования показали также, что метод вариантного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового и скоростного компонентов скоростно-силового потенциала.
В процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.
При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов:
- сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный;
- для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный;
- для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.
В видах спорта, в которых на соревнованиях спортсмену приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться:
а) за счет дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена;
б) преодоления дополнительного сопротивления на велостанке;
в) преодоления сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бега на подъем 10-15 и др.
Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:
а) в прыжковых упражнениях - выполнение разбега под уклон;
б) бег под уклон.
При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, что позволяет сохранять «взрывной» характер усилия [8].
Опыт спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения ско-ростно-силового потенциала являются те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один-три раза.
При развитии скоростно-силовых способностей интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80-90%), субпредельной (9095%) и предельной (100%) на данный период времени. В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнений.
При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90-95%). Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью - 2-3 раза, с околопредельной - 3-5 раз. Данное методологическое положение является общим
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
для спортсменов любой квалификации и специализации. Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд. Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки. Интенсивность выполнения упражнений и объем средств развития специальных ско-ростно-силовых способностей взаимосвязаны. В начале процесса развития ско-ростно-силовых способностей упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80-90% от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня ско-ростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90-95%) и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых способностей [9].
Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых способностей.
Также необходимо учитывать, что на прирост силы спортсмена влияют и педагогические факторы:
1) объем нагрузки;
2) быстрота выполнения силовых упражнений;
3) величина и характер отдыха;
4) количество упражнений в подходе;
5) количество подходов;
6) организованность и трудолюбие спортсмена;
7) волевая подготовка спортсмена;
8) мотивация;
9) количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном);
10) систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений;
11) разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).
Тесты и показатели, позволяющие оценивать уровень физического развития, являются эффективным способом контроля за ходом тренировочного процесса и ростом спортивных результатов. Они необходимы также при проведении набора и отбора в тренировочных упражнениях в избранном виде спорта. В построении тестов, оценивающих двигательные возможности, используются скоростно-силовые показатели, эти показатели свидетельствует об уровне физической подготовленности в целом, поскольку любой вид спорта требует целого комплекса качеств и способностей.
В число тестов для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности вошли общепринятые тесты:
1) прыжок в длину с места;
Р» 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
2) пятерной прыжок;
3) челночный бег 10х5 м;
4) метания мяча весом 1кг из положения сидя, из положения стоя;
5) прыжок в высоту с разбега, см;
6) подъем туловища из положения лежа на спине в течение 30 с (в исходном положении ноги согнуты в коленях);
7) подъем на скамейку определенной высоты в определенном темпе за определенное время;
8) выпрыгивания;
9) отжимания от пола, скамейки.
При выполнении прыжка в высоту значение скоростных возможностей несколько снижается, а способность к «взрывному характеру» отталкиванию возрастает [10].
В прыжке в длину с места результативность зависит исключительно от способности мышц ног к проявлению силы в кратчайшее время. Результат этих упражнений зависит и от скоростных и силовых возможностей. Однако традиционно легкоатлетические прыжковые упражнения определяют как разновидность проявления быстроты и объединяют их в группу скоростно-силовых упражнений, к которым относят и бег на короткие дистанции.
Тестируемые качества не просто нужны для подержания физических кондиций -они являются важными для целого ряда профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов. Поэтому скоростно-силовые упражнения и включены в программы физической подготовки.
Ссылки на источники
1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 480 с.
2. Рябинин С. П., Шумилин А. П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учеб. пособие. - Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.
3. Федоров В. И., Шумилин А. П., Чикуров А. И. Физическая культура: учеб. пособие / ГУЦМиЗ. - Красноярск, 2005. - 148 с.
4. Физическая культура студента: учеб. / под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
5. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов физической культуры. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
6. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
7. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорта, 1988. - 331 с.
8. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафронов А. А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / под общ. ред. А. В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
9. Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: ФиС, 1970. - 208 с.
10. Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена. - М.: Сов. Россия, 1975. - 208 с.
Elena Shutyeva,
Lecturer at the chair of Physical Education and Sport, Rostov State Construction University, Rostov-on-Don
Tatyana Zaitseva,
Lecturer at the chair of Physical Education and Sport, Rostov State Construction University, Rostov-on-Don [email protected]
Raising students' speed-strength abilities during physical training lessons
Abstract. The paper deals with the use of special-preparatory exercises for students' physical training for raising speed and power abilities. Methodological base of research is the theoretical basis for building training sessions. Key words: speed-strength abilities, preparatory part of practice session, term, physical education, development of motor abilities, methodological approach, explosive power.
Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у студентов на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16101.htm.
References
1. Holodov, Zh. K. & Kuznecov, V. S. (2001). Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i sporta: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved, 2-e izd., ispr. i dop., Izd. centr "Akademija", Moscow, 480 p. (in Russian).
2. Rjabinin, S. P. & Shumilin, A. P. (2007). Skorostno-silovaja podgotovka v sportivnyh edinoborstvah: ucheb. posobie, SFU, Institut estestvennyh i gumanitarnyh nauk, Krasnojarsk, 153 p. (in Russian).
3. Fedorov, V. I., Shumilin, A. P. & Chikurov, A. I. (2005). Fizicheskaja kul'tura: ucheb. posobie / GUCMiZ, Krasnojarsk, 148 p. (in Russian).
4. Il'inich, V. I. (ed.) (2000). Fizicheskaja kul'tura studenta: ucheb., Gardariki, Moscow, 448 p. (in Russian).
5. Holodov, Zh. K. & Kuznecov, V. S. (2001). Praktikum po teoriiimetodike fizicheskogo vospitanija i sporta: ucheb. posobie dlja stud. vuzov fizicheskoj kul'tury, Akademija, Moscow, 144 p. (in Russian).
6. Gogunov, E. N. & Mart'janov, B. I. (2000). Psihologija fizicheskogo vospitanija i sporta: ucheb. posobie, Akademija, Moscow, 288 p. (in Russian).
7. Verhoshanskij, Ju. V. (1988). Osnovy special'noj fizicheskojpodgotovkisportsmenov, Fizkul'tura i sporta, Moscow, 331 p. (in Russian).
8. Zaharov, E. N., Karasev, A. V. & Safronov, A. A. (1994). Jenciklopedija fizicheskoj podgotovki (metodicheskie osnovy razvitija fizicheskih kachestv), Leptos, Moscow, 368 p. (in Russian).
9. Kuznecov, V. V. (1970). Silovaja podgotovka sportsmenov vysshih razrjadov, FiS, Moscow, 208 p. (in Russian).
10. Kuznecov, V. V. (1975). Special'naja silovaja podgotovka sportsmena, Sov. Rossija, Moscow, 208 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 29.02.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.03.16
Принята к публикации Accepted for publication 03.03.16 Опубликована Published 30.05.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В., 2016
5779343120366