ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки ART 170209 2017, № 9 (сентябрь) УДК 378.147
Повышение показателей прыжка в длину с места
посредством скоростно-силовых упражнений на занятиях по физической культуре со студентами
Зиамбетов Вадим Юсупович1
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены способы и средства повышения эффективности физкультурного образования студентов в вузе, направленные на качественное улучшение показателей прыжка в длину с места на занятиях по физической культуре. О значимости, актуальности и необходимости осуществления данной работы говорят не всегда хорошие результаты при сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса ГТО студентами вузов. Цель исследования - повышение показателей прыжка в длину с места у студентов в относительно короткие сроки. Задачи исследования: совершенствовать технику выполнения прыжка в длину с места; подбор и эффективное применение средств физической культуры (скоростно-силовых физических упражнений) для повышения показателей в прыжках в длину с места; развитие групп мышц, способствующих повышению результатов в прыжках. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является педагогический эксперимент, а также метод статистической обработки количественных результатов исследования. В эксперименте участвовали 40 студентов вуза III курса обучения. Результаты эксперимента четко показали, что, применяя данный комплекс скоростно-силовых упражнений, удалось за небольшой отрезок времени существенно повысить показатели студентов в прыжках в длину с места. Таким образом, определены наиболее эффективные скоростно-силовые физические упражнения, которые, по мнению автора, можно применять в процессе физкультурного образования студентов для повышения их результатов в данных прыжках. Исследование показало, что систематическая работа по воспитанию скоростно-силовых качеств студентов, развитию мышц ног на занятиях по физической культуре позволяет не только улучшить качественные показатели в прыжках в длину с места, но и эффективно решать образовательные и оздоровительные задачи физической культуры, повышающие общую физическую подготовленность занимающихся. Достижение целей в данной работе позволяет наиболее полно и всесторонне раскрыть потенциальные возможности студентов в данном виде контрольного физического упражнения. Статья поможет специалистам, осуществляющим физкультурное образование в вузах, активно помогать студентам в повышении их показателей в конкретном виде контрольного теста (прыжок в длину с мест) по физической подготовке при сдаче норм ГТО.
Ключевые слова: физическая культура, скоростно-силовые физические упражнения, прыжковые упражнения, физическая подготовленность, тренировка, группы мышц нижних конечностей.
Поступила в редакцию Received 30.06.2017 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.08.2017
Принята к публикации Accepted for publication 15.08..2017 Опубликована Published 29.09.2017
1 Зиамбетов Вадим Юсупович, кандидат психологических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия
Введение
На современном этапе в нашей стране уделяется значительное внимание физической культуре подрастающего поколения и физической культуре студентов в частности. Внимание руководства государства и органов образования к формированию физической культуры личности также способствует тому, что возрастает ответственность учебных учреждений за качество реализации программы физической культуры. Большая роль отводится профессиональным кадрам, которые осуществляют свою деятельность в сфере физкультурно-спортивной деятельности с акцентом на эффективность их работы. На данный момент важным становится способность преподавателя (учителя, инструктора) по физической культуре повышать показатели работы, отраженные в результатах студентов (учеников), в сжатые сроки в заданных условиях. Это становится актуальным для всех направлений физической подготовки занимающихся на всех уровнях. Кроме тестов по физической подготовке в вузе (школе) идет активное внедрение Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), который также предполагает выполнение контрольных тестов, отражающих тот или иной уровень физической подготовленности студента (ученика) [1]. На этом фоне возрастает социальная и личностная потребность в демонстрации максимальных физических и морально-волевых возможностей студента как результат процесса наиболее оптимальной физической подготовки, отражающий большую эффективность руководителя занятия (урока) по физической культуре.
Одним из наиболее распространенных контрольных тестов физической готовности человека является прыжок в длину с места. Данный вид контрольного упражнения показывает особенности развития не только мышц ног, но и мышц туловища (мышцы живота и груди, спины), мышц верхнего плечевого пояса, их скоординированную работу. Расстояние, на которое совершен прыжок, отражает степень развития скоростно-силовых качеств, «взрывной» силы, потому что относится к группе физических упражнений, направленных на проявление максимальной силы в короткий отрезок времени. Также прыжки в длину с места развивают вестибулярную сенсорную систему, чувство равновесия, глазомер, суставно-связочный аппарат, специальную гибкость [2]. Но данное физическое упражнение является обыденным и повседневным для деятельности человека, поэтому совершенствовать технику и необходимые для прыжка качества надо в рамках физкультурного образования. Прыжок в длину с места является одним из тестов комплекса ГТО, и некоторые студенты вузов испытывают сложности в выполнении указанного норматива. Часто причиной этого является противоречие между потребностью студента показать высокий результат в данном упражнении и недостаточным вниманием преподавателей физической культуры к процессу подготовки к этому упражнению на занятиях по физической культуре. Также это способствует неполной реализации физических возможностей отдельных студентов.
С целью повышения показателей прыжка в длину с места у студентов автор поставил ряд задач: совершенствовать технику выполнения прыжка в длину с места; подбор и эффективное применение средств физической культуры (скоростно-сило-вых физических упражнений) для повышения показателей в прыжках в длину с места; развитие групп мышц, способствующих повышению результатов в прыжках.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Об основных трудностях и проблемах, с которыми могут столкнуться занимающиеся и тренеры-преподаватели при повышении результатов в прыжках, в своих работах пишут Л. П. Шульгатый и Н. Г. Фомиченко [3]. Авторы не только акцентируют внимание на трудностях в достижении поставленной учебно-воспитательной цели, но и предлагают свои, опробованные на практике, способы повышения эффективности в работе по улучшению показателей в прыжковых упражнениях при помощи беговых упражнений с отягощениями и в парах.
Этапность и особенности формирования двигательного навыка в прыжках четко описывают А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук [4]. Подробные аспекты в работе по формированию техники прыжков, отмеченные авторами, позволяют специалистам избежать возможных ошибок на начальном этапе учебно-тренировочной деятельности по обучению прыжкам в длину с места.
В. В. Созинов в своем труде дает конкретные рекомендации по применению прыжков в длину с места в физкультурном образовании, обращая внимание на требования безопасности [5].
Рекомендации в работе ученых И. П. Зайцевой, О. Н. Зайцева, О. Н. Насолодина, И. П. Гладких из Ярославского государственного университета позволят студентам повысить результаты самостоятельной подготовки к выполнению нормативов по физической подготовке, неотъемлемой частью которых являются прыжки в длину с места [6].
Теоретико-методические основы силовой подготовки легкоатлетов отражены в трудах В. Г. Семенова, акцент делается на упражнения с отягощениями и упражнения на тренажерах, описываются особенности биохимических процессов, происходящих в ведущих мышечных группах прыгунов [7]. Также силовые физические упражнения у прыгунов в длину подробно описаны в работах А. И. Тер-Ованесяна [8].
Н. Б. Шустин в своих трудах говорит о способах повышения результатов в прыжках у спортсменов высшего спортивного мастерства на основе анализа выступления российских легкоатлетов на Олимпийских играх [9, 10]. Он не только предлагает максимальную, на грани человеческих возможностей, подготовку спортсменов, но и уделяет большое внимание повышению интенсивности восстановительных процессов в организме занимающихся, активному отдыху и применению нетрадиционных средств, разрешенных медикаментозных средств в переходном цикле и в некоторых микроциклах соревновательного цикла учебно-тренировочной деятельности. Некоторые советы известного специалиста могут взять на вооружение тренеры-преподаватели при решении задачи по повышению результатов в прыжках у студентов вузов. Анализ выступления прыгунов на Олимпийских играх также есть в трудах В. Г. Ку-личенко [11] и А. М. Якимова [12, 13].
П. А. Рожков [14] и В. А. Маслаков [15] в своих работах подчеркивают значимость проведения физкультурно-оздоровительной работы в данном направлении, высокой физической готовности молодого поколения России, развития потребностно-мотива-ционной сферы молодежи по овладению ценностями физической культуры и в легкой атлетики в частности.
Автор Д. Бейкер разработал методику силовой тренировки для спортсменов-бегунов и спортсменов-прыгунов. Некоторые из этих упражнений (нестандартные и в необычных позициях) могут эффективно применяться в отечественных условиях [16].
Ученый Х. Мортон подробно описывает моделирование процесса подготовки занимающихся спортом, в том числе и прыгунов, с момента формирования прыжкового навыка и до этапа восстановления, а также, если необходимо, подробно описывает особенности реабилитации после получении специфических травм [17].
О том, что прыжковые упражнения разных видов должны входить в повседневные комплексы физических упражнений, пишет в своих работах Ю. Танака. Он считает, что эти упражнения являются наиболее удачными в развитии мышц ног, а также в развитии «взрывной» силы [18].
Ученый М. Йидон пишет об особенностях биомеханики движений человека при выполнении прыжковых упражнений, а также дает свои рекомендации по повышению результатов на основе изменения антропометрических показателей человека и дает свой прогноз на будущее [19].
С. Зенон в своей работе подвергает критике общепринятые способы и средства тренировочной работы с легкоатлетами [20]. К сожалению, он не предлагает ничего конкретного взамен существующей методике, но его замечания могут заставить нас задуматься и, возможно, провести корректировку своей тренировочной работы по повышению результатов в прыжках в длину с места.
Таким образом, проблема повышения результатов не только в прыжке в длину с места, но и во всех прыжковых упражнениях активно обсуждается отечественными и зарубежными учеными и специалистами в области физической культуры и спорта. Проблемы в данной области наталкивают нас на акцентирование скоростно-силового аспекта подготовки занимающихся с определением четких рекомендаций и обеспечением безопасности в образовательном процессе.
Материалы и методы исследования
Для осуществления исследования применялись следующие методы исследования: анализ учебно-методической и физкультурно-спортивной литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта работы преподавателей физической культуры и тренеров по легкой атлетике, а также собственного опыта проведения занятий в системе высшего образования, анализ продуктов учебно-воспитательной деятельности, метод мысленного эксперимента, прогнозирование, систематизация и обобщение фактов и концепций, моделирование, проектирование, метод экспертных оценок, анализ результатов образовательной деятельности, разработка и применение учебно-методических материалов в дополнительном физкультурном образовании и спортивной подготовке, диагностические методики, педагогический эксперимент. Непосредственно на занятиях использовались следующие педагогические методы: наблюдение, опрос, тестирование, объяснение; специфические методы физической культуры: повторный, интервальный, переменный [21].
Апробация, обобщение и внедрение результатов исследования осуществляются:
- путем введения в содержание занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов Оренбургского государственного университета экспериментального комплекса скоростно-силовых упражнений. В эксперименте участвовали студенты III курса обучения (40 человек);
- в виде докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах различных уровней, в том числе международного, публикаций в сборниках научных статей и научно-методических периодических изданиях.
Для подтверждения эффективности исследовательской работы и демонстрации её результатов работа осуществлялась в двух группах студентов: контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ) по 20 человек в каждой. В контрольной группе студенты занимались согласно рабочей программе по физической культуре. А студенты экспериментальной группы регулярно выполняли комплекс скоростно-сило-вых физических упражнений для повышения показателей прыжка в длину с места, а также непосредственно прыжок в длину с места и отслеживали динамику индивидуальных показателей.
В качестве основных скоростно-силовых упражнений, на которых делался акцент в исследовании, были отобраны пять упражнений:
- челночный бег 4х9 м;
- прыжок в высоту с места (на тумбу 50 см с дополнительными измерительными листами высотой 5 см);
- присед со штангой;
- жим ногами (на тренажере);
- прыжки в шаге.
Эти упражнения также были контрольными, по которым преподаватели наблюдали и фиксировали изменения, а также определяли влияние на изменение показателей в прыжке в длину с места. В челночном беге измерялось время выполнения упражнения, в прыжках в высоту с места - высота прыжка, в приседе со штангой -поднимаемый из приседа вес, в жиме ногами - поднимаемый вес ногами из положения полулежа, а в прыжках в шаге измерялось расстояние, которое студент преодолевал за шесть разноименных прыжковых шагов.
Необходимо также отметить, что данная работа проводилась в тесной связи с процессом физкультурного образования, проводимого в рамках программы, и гармонично дополняла ее.
В проявлении скоростной силы большое значение имеет эластичность мышц, связок, а также подвижность в суставе, поэтому на занятиях по физической культуре данная работа эффективно сочеталась с воспитанием гибкости у студентов [22]. Применялся комплекс упражнений из хатха-йоги [23].
Комплекс используемых скоростно-силовых упражнений применялся также с различными вариантами, с увеличением параметров и характеристик двигательных действий. Студенты выполняли челночный бег 4х9 м, 4х18 м, 10х9 м, в соревновательных условиях, с отягощением, с сопротивлением партнера. Прыжки в шаге тоже были элементами эстафет, выполнялись с элементами препятствий и отягощениями. Использовалось стимулирование мотивации студентов в приседе со штангой и жиме ногами. Приседание со штангой выполнялось с элементами выпадов, шагов, подпрыгиваний, поднимания на носки. При выполнении непосредственно прыжка в длину с места использовались зрительные указатели, которые ориентировали студентов по высоте и длине прыжка, изучались стадии прыжка на макете, использовался разбор визуальной записи прыжка для устранения недостатков в технике его выполнения. В прыжках в высоту с места уделялось внимание страховке, потому что при неудачном прыжке велика вероятность падения. Во всех видах упражнений большое внимание уделялось обеспечению безопасности студентов на занятиях по физической культуре
[24].
Данные скоростно-силовые физические упражнения и их разновидности хорошо сочетались в комплексе, были частью круговой тренировки и комплексов
упражнений из кросс-фита [25]. Работа по повышению показателей прыжка в длину с места с помощью подобранных скоростно-силовых упражнений положительно сказывалась на других показателях физической подготовленности студентов, такой комплексный подход является одним из главных подходов в физкультурном образовании вуза [26]. Необходимо отметить, что работа вошла в систему профессионально-прикладной физической культуры студентов вуза и успешно дополнила работу по подготовке юношей-студентов допризывного возраста к военной службе [27]. Предполагалось также, что данная работа обеспечит повышение результатов прыжка в длину с места при сдаче норм ГТО, а в будущем планируется изучить влияние данной работы на показатели прыжка в длину с разбега, бега на короткие дистанции и силы удара по мячу в футболе.
Значительные физические нагрузки требовали ее четкой дозировки в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, а также их обучения основам физической рекреации и реабилитации (основы самомассажа, упражнения на расслабление, водные процедуры) [28].
Для мотивации студентов активно использовались видеоролики тренировочных занятий знаменитых отечественных и зарубежных спортсменов, посещались тренировки сборной команды университета по легкой атлетике [29].
Результаты исследования
Развитие положительной динамики экспериментальной группы оценивалось по показателям прыжка в длину с места, а также по пяти контрольным скоростно-сило-вым физическим упражнениям, способствующим росту результатов в прыжке в длину с места. Контроль показателей прыгучести в этих группах проводился в два этапа: в ноябре 2016 г. и в марте 2017 г. Показатели в челночном беге оценивались по десятибалльной шкале и суммировались. Данные по скоростно-силовым физическим упражнениям представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели скоростно-силовых контрольных упражнений
№ Контрольные упражнения I этап II этап
п.п. КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Челночный бег 4х9 м (баллы) 97 94 106 118
2 Прыжки высоту с места (см) 955 950 1030 1110
3 Присед со штангой (кг) 680 670 740 890
4 Жим ногами (кг) 820 810 900 1050
5 Прыжки в шаге (м) 165 160 171 173
Итого: 2717 2684 2947 3342
Все полученные результаты, показанные студентами группы по пяти упражнениям, суммировались, и полученная величина сравнивалась. Изменения наглядно просматриваются на рис. 1.
Групповые показатели контрольной группы изменились на 230 единиц. Динамика является положительной по причине образовательного процесса на занятиях по физической культуре и развития организма студентов. А групповые результаты экспериментальной группы показали более значительный рост и составили 658 единиц, что намного превышает показатели контрольной группы и говорит об эффективности работы.
Показатели прыжка в длину с места отражены в табл. 2.
КГ ЭГ
I этап
II этап
Рис. 1. Групповые результаты по пяти скоростно-силовым физическим упражнениям
Таблица 2
Показатели прыжка в длину с места
Физическое упражнение I этап II этап
КГ ЭГ КГ ЭГ
Прыжок в длину с места (см) 3308 3265 3343 3442
Показатели контрольной группы в главном контрольном упражнении - прыжок в длину с места - изменились на 35 см, что тоже говорит о положительном влиянии занятий физической культурой, хотя и показывает довольно низкую эффективность. Результаты экспериментальной группы четко показали значительный рост и составили 177 см. Данные показатели экспериментальной группы являются успешными с учетом относительно короткого срока проведения эксперимента, что доказывает эффективность заявленной работы по повышению показателей прыжка в длину с места с помощью скоростно-силовых физических упражнений.
Более ярко положительную динамику роста результатов студентов экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой показывает рис. 2.
Рис. 2. Динамика изменения результатов в прыжке в длину с места (см)
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования мы подтвердили, что целенаправленное и систематическое использование комплекса скоростно-силовых физических упражнений способствует повышению показателей прыжка в длину с места. Был подобран оптимальный комплекс скоростно-силовых физических упражне-
ний, который эффективно обеспечивал рост результатов в контрольном упражнении. Эксперимент позволил максимально раскрыть возможности и потенциал студентов в этом важном виде тестирования физических качеств, а также в совершенстве освоить технику прыжка в длину с места. Данная работа положительно отразилась на всех направлениях физкультурно-оздоровительной работы со студентами, подчеркивая необходимость разностороннего развития мышц ног.
Достижение цели исследования и положительный опыт решения исследовательских задач описанными выше средствами физической культуры говорят о том, что комплекс может успешно применяться в других образовательных учреждениях. Результаты работы показали, что вузы играют важную роль в системе физической культуры и успешно выполняют свою образовательную и оздоровительную функцию [30].
Ссылки на источники
1. Mихеева Т. M. Анализ состояния проблемы начального отбора и спортивной ориентации // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 4. - С. 157-162.
2. Ледовская О. А. Индивидуализация процесса технической подготовки юных барьеристов с учетом их антропометрических особенностей и посильности формируемого двигательного действия // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 6ю - С. 369-374.
3. Шульгатый Л. П., Фомиченко H. Г. Проблема адаптации движений человека при занятиях легкоатлетическими прыжками // Природа. Общество. Человек. Вестник Южно-Российского отделения международной академии высшей школы. - Краснодар, 1996. - С. 33-35.
4. Жилкин А. И., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Лёгкая атлетика. - M.: Академия, 2005. - 464 с.
5. Созинов В. В. Основы техники прыжков в длину и методики обучения. - Чайковский, 2009. - 60 с.
6. Физические упражнения для самостоятельной подготовки студентов к зачету по физической культуре: метод. указ. / И. П. Зайцева, О. H. Зайцев, О. H. Hасолодин, И. П. Гладких. - Ярославль, 2004. - 31 с.
7. Семенов В. Г. Теоретико-методические основы долговременной адаптации двигательного аппарата спортсменок к циклическим локомоциям максимальной мощности: дис. ... д-ра пед. наук. - Смоленск, 1997. - 73 с.
8. Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. - M.: Терра-Спорт, 2000. - 127 с.
9. Шустин Б. H. Итоги выступления российских спортсменов на играх XXVII Олимпиады // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 57-62.
10. Шустин Б. H. Mоделирование в спорте (теоретические основы и практические рекомендации): дис. ... д-ра пед. наук. - M., 1995. - 382 с.
11. Куличенко В. Г. Австралийский синдром // Легкая атлетика. - 2000. - № 9. - С. 4-7.
12. Якимов A. M. В чем основная причина неудачного выступления российских спортсменов на Олимпиаде в Сиднее в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости? // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 32-34.
13. Якимов A. M. О кризисе «официальной» методики тренировки в циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 2. - С. 43-45.
14. Рожков П. А. От великой спортивной державы к здоровой России // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 1. - С. 2-7.
15. Mаслаков В. А. Hереализованные возможности // Легкая атлетика. - 2000. - № 9-10. - С. 8-13.
16. Baker D. Periodisation of strength traiming for sports // Strength and conditioning coach. - 1993. - 1(3). - Р. 15-21.
17. Morton H. Tne quantitative perijdization of athlete training: a model study // Sport medicine, training and rehabilitation. - 1992. - 3(1). - Р. 19-28.
18. Tanaka Y. Effect of Cross-Training // Sport medicine, training and rehabilitation. - 1994. - 18(5). - Р. 330-339.
19. Yeadon M. R., Challis J. H. The future of performance-related sports biomechanics research // J. Sports Sciences. -1994. - 12. - P. 3-32.
20. Zanon S. I. Critik der gegenwartigen // Leistungssport. - 1997. - 27(3). - Р. 18-19.
21. Холодова Г. Б., Mихеева Т. M. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 3 (164) - С. 89-93.
22. Зиамбетов В. Ю. О совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы по развитию гибкости у студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10 (часть 1). - С. 136-140.
23. Холодова Г. Б., Mихеева Т. M. Оздоровительный бег как средство повышения работоспособности студента // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 12(161). - С. 83-87.
24. Денисова В. В. Научно-методологические положения реализации педагогических технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в процессе физкультурного образования // Журнал научных и прикладных исследований. - 2013. - № 1-2. - С. 35-38.
25. Зиамбетов В. Ю., Матявина С. И., Холодова Г. Б. Основы научно-исследовательской деятельности студентов в сфере физической культуры: учеб.-метод. пособие для студ. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. - 103 с.
26. Коровин С. С., Зиамбетов Вл. Ю. Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. комплекс дисциплины для студ. очного отделения специальности «Физическая культура». - Оренбург, 2008. - 132 с.
27. Боброва Г. В., Витун Е. В., Витун В. Г. К вопросу подготовки студентов к военной службе в процессе физического воспитания в вузе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 7. - С. 119-122.
28. Зиамбетов В. Ю., Холодова Г. Б., Михеева Т. М. Самоконтроль интенсивности физической нагрузки на основе пульсометрии в процессе занятий физическими упражнениями // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 72-77.
29. Баранов В. В., Белоновская И. Д. Принцип сознательности в формировании конкурентного ресурса студента // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 169.
30. Зиамбетов В. Ю., Холодова Г. Б., Михеева Т. М. Беговые виды легкой атлетики в системе физического воспитания студентов: учеб.-метод. пособие. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017. - 109 с.
Vadim Yu. Ziambetov,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Physical Education Chair, Orenburg State University, Orenburg, Russia [email protected]
Improvement of students' standing jump results by means of speed-power exercises during physical training lessons Abstract. In this article, the author examines the ways and means to improve the effectiveness of physical education in a university on example of qualitative improvement of standing long jump results during physical training lessons. The fact, that university students do not always show good results when passing the standard tests of GTO physical culture and sports complex, proves the relevance and necessity of this work. The purpose of the study is to increase the students' standing long jump results in a relatively short time. The research tasks: to improve the standing long jump technique; selection and effective application of physical training means (speed-strength exercises) to increase the standing long jump results; the development of muscle groups that increase jumping results. The main method in the study of this problem is pedagogical experiment, as well as the method of statistical processing of quantitative research results. 40 third-year students took part in the experiment. The results of the experiment clearly showed that using this complex of speed-strength exercises made it possible, in a short period of time, to increase the students' standing long jump results significantly. Thus, the most effective speed-strength physical exercises are determined, which, in the author's opinion, can be effectively used in the process of physical training by students to improve their results in this kind of jumps. The study showed that systematic work to increase the speed and strength of students, the development of leg muscles during physical training lessons allows not only to improve qualitative results in standing long jump, but also to solve the educational and recreational tasks of physical culture effectively, that increase the overall physical condition of students. Achieving goals in this work allows us to reveal the potential capabilities of students in this type of physical exercise comprehensively. This work will help specialists who are performing physical training in higher education institutions to help students in improving their results in the specific form of the control test (standing long jump) while passing the GTO standards.
Key words: physical training, speed-strength physical exercises, jumping exercises, physical condition, training, lower extremities muscles groups.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Зиамбетов В. Ю. Повышение показателей прыжка в длину с места посредством ско-ростно-силовых упражнений на занятиях по физической культуре со студентами// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). -С. 101-109. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170209.htm.
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Зиамбетов В. Ю., 2017
977230412017309