Секция 7. Педагогика
Conclusion. The success of the educational process in school depends on the professionalism of teachers which ensured the effectiveness of the educational process and the formation of pupil’s personality. Therefore, the requirements for future teachers are quite high, and the main is to master the high educational culture. The process of its formation continues during all educational activities. We can talk about its completion only conditionally, based on the complete solution of assignments set in each case. The supreme criterion of the formation of pedagogical culture of future teachers is definitely an educated, versatile child who has formed self-esteem, needs for human relationships with others, has positive attitudes to the environment and society.
References:
1. Benin V Pedagogical culture: philosophical and sociological analysis//Bashkir. ped. Inst. - Ufa, 1997. - P.128. [in Russian].
2. Boyko A. Updated paradigm of education: ways to implement. - K: IZMN, 1996. - P.23. [in Ukrainian].
3. Grin’ova V The formation of teachers’ pedagogical culture (theoretical and methodological aspects): Author. of disser. ...Dr. ped. sciences: 13.00.04. — theory and methods of professional education. - K., 2001. - P. 27. [in Ukrainian].
4. Sidorenko T. Informal education as a source of formation of pedagogical culture of future teachers//Means of educational and scientific-research work: scientific papers. - Kharkiv: Publisher Prokopenko G., 2010. - Vol. 33. - P. 138. [in Ukrainian].
Filippova Elena Nikolaevna, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevjev, Associate Professor Department of sports disciplines and life Safety, Ph. D. in Pedagogical Science
E-mail: [email protected]
Technique of development of physical fitness among skiers-racers at a stage of profound training
Abstract: Consecutive application of means and techniques of development of physical fitness for skiers-racers for improvement of physical qualities are considered in this article. Options of development of physical fitness, in this case, the force component in the conditions of a significant external resistance at movement on skis are given in the work.
Keywords: physical fitness, skiers-racers, exercises, means and methods, endurance.
103
Section 7. Pedagogy
Филиппова Елена Николаевна, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, доцент кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Методика развития физической подготовленности у лыжников-гонщиков на этапе углубленной тренировки
Аннотация: В статье рассматриваются последовательное применение средств и методов развития физической подготовленности у лыжников-гонщиков для совершенствования физических качеств. Приводятся варианты развития физической подготовленности, в данном случае, силового компонента в условиях значительного внешнего сопротивления при передвижении на лыжах.
Ключевые слова: физическая подготовленность, лыжники-гонщики, упражнения, средства и методы, выносливость.
Как известно, этап углубленной тренировки характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работы над совершенствованием физических качеств и спортивной техники, участием во все возрастающем количестве соревнований. Из всего многообразия физических упражнений для более углубленного освоения избирается комплекс основных упражнений, способствующий эффективному овладению рациональной техникой. Средства физической подготовленности, их место и удельный вес в прог-рамме занятий определяются в зависимости от периода подготовки [1, 3]. Когда упражнения по своему характеру близки друг к другу, и в тех случаях, когда они резко отличаются, — всегда в организме имеются изменения трех типов: 1) содействующие друг другу; 2) нейтральные; 3) противоположные, мешающие друг другу. Если в комплексе изменений преобладают первые, то говорят о положительном переносе эффекта тренировки. Если преобладают третьи, то говорят об отрицательном влиянии упражнений, отрицательном переносе.
К средствам физической подготовленности относятся такие, которые эффективно решают задачи всестороннего физического развития и укрепления здоровья, имеют сходство по характеру нервно-мышечных усилий и режиму функционирования организма. Средства физической подготовленности должны способствовать более полному развитию специальных качеств. Они должны обеспечить совершенствование координации движений, содействовать более полному и быстрому восстановлению работоспособности спортсмена.
104
Секция 7. Педагогика
Исходя из этих требований, в программу физической подготовленности следует включать разнообразные упражнения с отягощениями, прыжки и метания, спортивные игры. Особое внимание должно быть обращено на упражнения, воспитывающие общую выносливость (легкоатлетические кроссы, пешие походы) [2, 12-14].
В лыжных гонках доминирующее место должны занимать упражнения, связанные с выполнением длительной и непрерывной работы: кроссовый бег, езда на велосипеде, пешеходные прогулки. Силовые упражнения следует применять главным образом, с малыми отягощениям, но с большим количеством повторений (с целью развития силовой выносливости). Также должны присутствовать упражнения, развивающие силу, быстроту, выносливость, ловкость, способствующие формированию различны двигательных навыков и умений. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера не менее широко должны быть представлены упражнения для развития ловкости, а также развивающие выносливость в процессе выполнения работы переменной интенсивности со значительным удельным весом силовых упражнений. Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения целостных двигательных актов тесно связаны с повышением функциональных возможностей организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики в различных формах двигательной деятельности. В методике воспитания быстроты существует два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и аналитическое совершенствование отдельных факторов, обусловливающих максимальную скорость движения [3, 55-56].
Основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения, т. е. упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью. Основной метод воспитания быстроты — метод повторного выполнения скоростного упражнения при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную скорость. Если под влиянием утомления скорость начинает снижаться, работа над развитием быстроты прекращается, так как дальнейшей повторение работы при сниженных скоростях воспитывает выносливость, а не быстроту.
Таким образом, с одной стороны, для того, чтобы повысить скорость выполнения целостного упражнения, его надо многократно повторять, с другой стороны, чем чаще оно повторяется, тем прочнее становится динамический стереотип, тем стабильнее предельная скорость выполнения этого упражнения. Следовательно, широкое применение этого метода в тренировке обусловливает стабилизацию скорости. При этом увеличение объема тренировочной работы не только не приводит к положительным сдвигам, но, наоборот, еще больше стабилизирует скорость выполнения движений, что является основной причиной, препятствующей значительному повышению скоростных возможностей спортсменов.
105
Section 7. Pedagogy
Задача физической подготовленности в ациклических упражнениях заключается, во-первых, в подготовке рабочих механизмов тела, необходимой для совершенствования технического мастерства, и, во-вторых, в повышении скорости движений за счет увеличения мощности проявляемых при этом усилий. Последние развиваются, как правило, в динамическом режиме, и их рабочий эффект определяется взрывными способностями мышц. В случаях, когда возникает необходимость резкого торможения скорости для создания упругого потенциала напряжения мышц, максимум взрывного динамического усилия в значительной мере определяется их изометрической силой.
Для развития ациклических спортивных действий используются упражнения с отягощением (выполняемые в различных режимах), изометрические упражнения, упражнения с ударным режимом работы мышц, прыжковые упражнения и комплексный метод. Все они направлены на совершенствование способности к проявлению взрывных усилий в структуре движений, соответствующей технике соревновательного упражнения, и в зависимости от ее специфики ориентируются на развитие максимальной силы, взрывной силы и реактивной способности, скоростной силы [2, 59].
Развитие максимальной силы необходимо в тех случаях, когда скорость движения проявляется в условиях значительного внешнего сопротивления. Для этого используются главным образом упражнения с отягощением, выполняемые в различных режимах работы мышц (преодолевающий, удерживающий, уступающий, статодинамический), ударный метод и изометрические упражнения.
В упражнениях с отягощением используются преимущественно метод повторных максимальных усилий и повторно-серийный метод.
Метод повторных максимальных усилий включает упражнения с большими (максимальными, суб- и сверх- максимальными) отягощениями. Ниже приводятся несколько примеров данного метода.
Выполняется 2-3 движения с весом 90-95 % от максимального, 2-3 подхода с паузой отдыха 4-6 минут.
Выполняется 5 подходов: 1) вес 90 % — 3 раза; 2) вес 95 % — 1 раз; 3) вес 97 % — 1 раз; 4) вес 100 % — 1 раз; 5) вес 100 % плюс 1-2 кг или 4 подхода: а) вес 90 % — 2 раза; б) вес 95 % — 1 раз; в) вес 100 % — 1 раз. Между подходами пауза отдыха 3-4 минуты с упражнениями на расслабление мышц.
После интенсивной разминки 4-5 подходов с весом 100 % с произвольным отдыхом между ними.
Работа в уступающем режиме, вес отягощения 120-130 % от максимального в данном упражнении. 4-5 повторений в трех подходах с отдыхом между ними 3-4-минуты.
106
Секция 7. Педагогика
Повторно-серийный метод отличается от предыдущего тем, что в качестве основного тренирующего фактора выступает не большой вес отягощения, а предельная продолжительность работы с оптимальным или субмаксимальным весом. Метод характерен объемом работы за счет большого количества подъемов и подходов. Движения выполняются медленно, без расслабления мышц между подъемами. Выделим три основных варианта повторно-серийного метода, различающихся по преимущественной направленности тренирующего воздействия: с умеренным увеличением мышечной массы; существенным увеличением мышечной массы; аэробно-силовой.
Несколько примеров этого варианта.
Вес отягощения 70-80 %, в одном подходе 5-6 повторений. В серии 2 подхода с отдыхом 4-6 минут 2-3 серии с отдыхом 6-8-минут.
Выполняется серия из 3 подходов: 1) вес 80 % — 10 раз; 2) вес 90 % — 5 раз; 3) вес 93-95 % — 2 раза с паузой отдыха 4-5 минут.
Четыре подхода с отдыхом 5-6 минут: 1) вес 70 % — 12 раз; 2) вес 80 % — 10 раз; 3) вес 85 % — 7 раз; 4) вес 90 % — 5 раз; 2 серии с отдыхом 8-10 минут.
Целесообразно выполнение изометрических напряжений в позах, соответствующих моменту проявления максимального усилия в спортивном упражнении.
Для развития локальной мышечной выносливости применяются упражнения с отягощением, прыжковые упражнения и бег в гору, выполняемые повтор-но-серийным и интервальным методом.
Упражнения с отягощением выполняются интервальным методом. Интервальный метод работы с отягощением является эффективным способом «антигликолитической» тренировки. Он способствует повышению мощности анаэробного алактатного механизма энергообеспечения, совершенствованию энерготранспортной функции, активизации аэробного источника ресинтеза и снижению доли гликолиза при циклическом режиме работы.
Кратковременная (10 с) работа предельной интенсивности в темпе одно движение в 1 с. с различными интервалами отдыха (10, 30 и 60 с.), количество повторений в серии — от 5-6 до 10-12 раз. В тренировочном сеансе 2-3 серии с отдыхом 8-10 мин. Начинать работу следует с 5-6 повторений и 60-секундными интервалами отдыха. Затем сокращать интервал отдыха до 30 и 10 с. и увеличивать количество повторений.
Работа 20-30 с. субмаксимальной интенсивности в темпе одно движение в 1 с. с различными интервалами отдыха (30 и 60 с.). Количество повторений в серии от 4-6 до 20. В тренировочном сеансе 2-3 серии с отдыхом 10-12 мин. Начинать работу следует с 4-6 повторений с 60-секундными интервалами, затем сокращать интервал до 30 с и увеличивать количество повторений до 10.
107
Section 7. Pedagogy
Решение проблемы физической подготовленности в лыжных гонках должно исходить из двух принципиальных установок, ориентирующих ее задачи и содержание на: 1) интенсификацию работы мышц с целью адаптации их к циклическому режиму и активизации соответствующих перестроек всех физиологических систем, обеспечивающих их работу; 2) специфический характер подготовки мышц, учитывающий особенности их функционирования в конкретном виде спорта. Организация физической подготовленности с учетом этих принципов призвана способствовать успеху решения главной задачи тренировки — повышению скорости передвижения на дистанции за счет формирования не просто оптимального, эмпирически складывающегося, но рационального соотношения между мощностью рабочих усилий, определяющих длину шага, и темпом движений, т. е. повышении скорости за счет увеличения длины шага при оптимальном темпе движений [4, 149].
Отсюда основная задача физической подготовленности заключается в интенсификации процесса развития специфических форм силовой выносливости, т. е. способности спортсмена к многократному проявлению необходимых по величине двигательных усилий. Совершенствование этой способности связывается с повышением как силового компонента движений, так и возможности к выполнению продолжительной мышечной работы, максимально используя аэробный путь энергообеспечения без преждев-ременного включения анаэробной продукции и накоплении лактата [5, 956].
Развитие физической подготовленности в лыжных гонках связана с продолжительностью отдыха между повторной работой, необходимого для восстановления затраченной энергии и возвращения физиологических систем организма, в том числе и мышечной, к состоянию готовности к повторению работы. Происходит снижение работоспособности с развитием утомления при повторной работе. Продолжительность восстановления работоспособности мышц зависит как от мощности, так и от продолжительности работы.
Во всех приведенных выше методических вариантах подготовки паузы отдыха указаны ориентировочно. Их уточнение зависит от характера работы и количества мобилизуемых мышечных групп, а также объема упражнений, которую тренер должен решать в каждом конкретном случае.
Таким образом, методика физической подготовленности в лыжных гонках предусматривает специализированную мышечную работу с преимущественной направленностью на развитие максимального силового, взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости. Для этого используются упражнения с отягощением. Изометрические и прыжковые упражнения, упражнения с ударным режимом работы мышц, а также затруднение условий выполнения соревновательного или близких ему по двигательной структуре упражнений.
108
Секция 7. Педагогика
Список литературы:
1. Кленин Н. Н. Индивидуализация тренировочного процесса юных лыжни-ков-гонщиков на этапе углубленной тренировки. - М.: ВНИИФК, 2000.
2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
3. Ковязин В. М. Основные методические условия воспитания физической подготовленности лыжника-гонщика. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010.
4. Раменская, Т. И. Специальная подготовка лыжника. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2001.
5. Rowland T. U. Aerobic responses to physical training in children//Endurance in sport. Oxford: Blackwell scientific Publications, 1992. pp: 954-957.
109