Научная статья на тему 'Пути повышения специальной физической подготовленности у лыжников-гонщиков различных соматотипов'

Пути повышения специальной физической подготовленности у лыжников-гонщиков различных соматотипов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОМАТОТИПЫ СПОРТСМЕНОВ / АЭРОБНО-АНАЭРОБНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ / МИКРО И МЕЗОЦИКЛЫ / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / SOMATOTYPES OF SPORTSMEN / AEROBIC-ANAEROBICAN WORK-OUT REGIME / MICRO AND MESOCYCLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайкин Сергей Витальевич

В настоящей публикации рассматриваются результаты, полученные в процессе изучения специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков в бесснежном периоде годичного цикла тренировки. В ней излагаются результаты обследования физиологических показателей отдельных функциональных систем спортсменов различных соматотипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайкин Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of increase of special physical readiness of skiers-racers with various somatotypes

In the present publication the results gathered in the course of studying of special physical readiness of skiers-racers in the snowless period of a year cycle of training are considered. Results of inspection of physiological indicators of separate functional systems of sportsmen with various somatotypes are stated.

Текст научной работы на тему «Пути повышения специальной физической подготовленности у лыжников-гонщиков различных соматотипов»

жизни, «обратив его лицом» к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая, что основная цель начальной школы - создание условий для полноценного проживания возраста, система социального воспитания младших школьников должна, по нашему мнению, включать:

- социально направленное в компе-тентностном отношении освоение программного материала;

- формирование умения учиться как основного социально-психологического новообразования личности младшего школьника с акцентом на развитие у детей основных компонентов социального интеллекта;

- формирование универсальных в социально-коммуникативном отношении умений и способностей, в т. ч. и социальнопроектировочных.

Все изложенное выше определяет необходимость специальной поэтапной системы социального воспитания младших школьни-

ков в условиях многопредметного поли-функционального образовательно-воспита-

тельного пространства.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Korotina Yu.V. Social up-bringing of younger schoolboys with the limited health abilities by the means of educational subjects (to problem statement).

The article proves the urgency of a problem of social up-bringing of children with the limited health abilities by the means of educational subjects studied in first grades of school. Definition of socially focused educational-up-bringing space and its characteristic from the point of view of structure and functions in the system of social upbringing of younger schoolboys is made. Special place is given to the critical analysis of modern manuals used for children educating, in definition of their educational-up-bringing potential, revealing of problems of high-grade system of work on social up-bringing of younger schoolboys with the limited health abilities.

Key words: education by the means of educational subjects; children with the limited health abilities; younger schoolboys; educational-up-bringing space; program “School of Russia”; social up-bringing.

УДК 796/799

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ

© С.В. Сайкин

В настоящей публикации рассматриваются результаты, полученные в процессе изучения специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков в бесснежном периоде годичного цикла тренировки. В ней излагаются результаты обследования физиологических показателей отдельных функциональных систем спортсменов различных соматотипов.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка; соматотипы спортсменов; аэробноанаэробный режим работы; микро и мезоциклы.

Достижение высоких результатов в любом виде деятельности зависит от многих факторов, основным из которых является максимальное соответствие индивидуальных особенностей человека к требованиям избираемой специализации. В связи с этим учет требований конкретного вида спорта, предъявляемых к организму человека, - важнейшее условие воспитания спортсменов высокой квалификации.

Однако в процессе подготовки спортсмена возникает ряд различных проблем, связанных с индивидуальными особенностями занимающегося, которые необходимо учитывать при планировании и проведении

тренировки. К ним относятся физиологические, анатомические, психологические и ряд других особенностей. Одну из главнейших ролей играет соматотип спортсмена. Также известно, что каждому виду спорта присущ определенный, свойственный только ему тип внешнего сложения спортсмена.

Рациональному сочетанию средств общей и специальной физической подготовки посвящены многочисленные работы, однако исследований, направленных на разработку методик повышения эффективности подготовки лыжников-гонщиков на основе учета их соматотипа, практически не имеется.

На основании анализа литературных источников и результатов, полученных и обработанных в ходе предварительных исследований, нами разработана методика подготовки лыжников-гонщиков различных соматотипов в бесснежном периоде.

К началу нашего исследования были сформированы две группы испытуемых общей совокупностью 20 человек в возрасте 19-21 год, спортивный стаж 5-10 лет, спортивная квалификация - от первого разряда до мастера спорта.

Первая группа состояла из 10 лыжников-гонщиков, которые имели весоростовой индекс Кетле менее 390 г/см роста (астеники) и 10 - весоростовой индекс Кетле более 390 г/см роста (нормостеники) - вторая группа. Дифференциация осуществлялась по антропометрическим данным. Измерение проводилось натощак инструментальным методом. В качестве инструментальных средств измерения были использованы: антропометр, толстотный циркуль, циркуль-калипер, сантиметровая лента, весы.

В процессе подготовки лыжников в бесснежном периоде проведение тренировочных занятий отличалось от известных методик и структурно, и содержательно. Отличия в планировании занятий, прежде всего, касались особенностей построения микроструктуры тренировочного процесса-структуры отдельных тренировочных занятий и микроциклов.

Структура недельного микроцикла у лыжников-астеников характеризовалась относительно стабильным распределением суточного объема физических нагрузок от его начала к завершению, при этом последующие тренировочные занятия проводились тогда, когда «следы» от предыдущих в целом сглаживались.

Структурная модель микроцикла для представителей-нормостеников, наоборот,

характеризовалась постепенным повышением суточного объема нагрузок к концу микроцикла, а именно, занятия проводились на фоне незаконченного восстановления от предыдущих нагрузок.

В качестве средств подготовки, используемых для астеников экспериментальной группы, следует упомянуть такие упражнения, как кроссовый бег, фартлек, повторный бег, парный бег, силовой бег (бег вверх по

холмам и бег с проталкиванием), бег с имитацией, прыжковая имитация, передвижение на лыжероллерах, спортивные игры, а также незначительный объем ациклических упражнений.

Эпизодически использовались и другие силовые упражнения (СФП), такие как имитация лыжных ходов на месте и по пересеченной местности, упражнения с отягощением: с резиновыми амортизаторами (имитация работы рук при попеременных и одновременных ходах); поднимание штанги весом 30-35 кг на грудь, выжимание, опускание вниз без постановки на пол; метание груза (камней, мячей) вперед, назад, влево, вправо. Использовались также упражнения на снарядах: из виса на перекладине, поднимание прямых ног к перекладине и опускание; в упоре на брусьях сгибание и разгибание рук; передвижение по брусьям в упоре на кистях; «дровосек», «лошадка», «рубанок», «маятник», «насос», «тритон», «раскладушка»,

«стрекоза», «чернобурка» - все с отягощением; различного вида прыжковые упражнения -многоскоки, прыжки из глубокого приседа, прыжки на руках, а также тренажерные упражнения, такие как «самокат», «тележка», «карусель» и т. д., в режимах анаэробного энергообеспечения. В методическом плане при проведении тренировочных занятий руководствовались методиками подготовки таких специалистов, как И.Ф. Мокропуло (1964), В.И. Шапошников (1968), Е.Г. Тере-хин, Р.А. Абатуров, ИГ. Огольцов (1971), М.Л. Алев (1983), В.Н. Манжосов (1985), Е.Н. Приходько (1993), П.В. Квашук (1992).

Основной акцент при проведении занятий придавался улучшению скоростно-силовых возможностей астеников. Интенсивность выполнения каждого из приведенных упражнений характеризовалась средней и высокой, в некоторых случаях - максимальной. Продолжительность выполнения одиночного упражнения анаэробно-алактатной направленности составляла от 20-30 секунд до 1 минуты.

Достижение «состояния кислородного голодания» являлось необходимым условием, когда темп выполнения всех упражнений превышал максимальное устойчивое состояние и начинал образовываться «кислородный долг». Это придавало специфическую направленность общему состоянию тренированности спортсмена, которое стимулирова-

16Q

ло обменные процессы организма, что способствовало поддержанию уровня анаэробных возможностей. В связи с этим выполнение упражнений осуществлялось с максимальной и приближенной к ней интенсивностью (чаще всего повторным методом тренировки).

Применяя переменный, интервальный методы совершенствовались анаэробноаэробные источники энергообеспечения. При этом основными физическими упражнениями выступал весь перечень циклических средств подготовки спортсмена-лыжника. По особенностям их применения необходимо отметить, что они выполнялись в непрерывном и переменном режимах, менялась лишь интенсивность выполнения (на ускорениях, спуртах и т. д.).

Критерием, определяющим анаэробноаэробный режим во время тренировочного занятия, являлся показатель ЧСС (фиксация осуществлялась пульсомером и пальпатор-но), а также расчет индивидуальной максимальной скорости. По первому показателю значения ЧСС колебались от 160 ± 10 (на равнинных участках) до 180 ± 5 и более уд ./мин (на ускорениях и подъемах) и соответствовали в процентном отношении 75-90 % от индивидуальной максимальной скорости [1]. В некоторых случаях (при развитии анаэробной выносливости) применялся повторный метод, при котором интервалы отдыха между повторами были преимущественно «жесткими» (1-2 минуты), в соответствие с этим выполнение следующего упражнения осуществлялось на фоне явного недовосстановления (ЧСС около 130-150 уд./мин), интенсивность же выполнения упражнения являлась соревновательной 95-100 % от максимальной (ЧСС в пределах 200 ± 5 уд./мин). Расчет задаваемой интенсивности производился исходя из 100 % от соревновательной.

Средний километраж нагрузки (беговой) за занятие в зависимости от степени интенсивности тренировочного занятия колебался от 5 до 15-20 км. Используя же специальные средства передвижения, такие как лыжероллеры, велосипед, объем анаэробных циклических упражнений колебался от 15 до 30 км. Моторная плотность занятия в первом и во втором случае равнялась от 20 мин до 1,5 часа.

Для представителей-нормостеников, наоборот, планировались преимущественно физические средства аэробного воздействия. Интенсивность выполнения их преимущественно была средняя и низкая.

Показатель ЧСС при выполнении упражнений фиксировался в пределах 120 ± 10160 ± 5 уд./мин (по материалам М. А. Аграновского (1965), Р.Е. Мотылянской, А.А. Кошкина (1973), D.L. Costill (1973), Л.Г. Жилкиной (1976), Р.О. Astrand (1977), N.J. Kennie (1977), J. Scheuer (1983), Е.А. Пироговой (1985), Е.Г. Мильнера (1986), М.Р. Смирнова (1994) и др.).

Основной акцент в программе тренировок для спортсменов-нормостеников уделялся совершенствованию аэробных возможностей организма, т. е. когда энергообразование двигательного действия осуществлялось преимущественно «аэробным фосфолирова-нием» [2], при котором кислородный долг создавался бы не слишком быстро и, одновременно, осуществлялась способность к быстрому «частичному восстановлению» работоспособности [3].

Именно в аэробном режиме работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем тесно связана, поскольку преследует общую цель -максимальную доставку кислорода к мышцам и выделение двуокиси углерода (т. е. препятствует накоплению лактата), что особенно важно для спортсменов-анаэробов [4].

Для развития аэробного компонента выносливости использовались максимально продолжительные локомоции (от 0,5 ч до 2-3 и более часов, низкой и средней интенсивности, главным образом равномерным и переменным методами). Многие специалисты считают, что именно в предложенном временном режиме происходят физиологические перестройки организма под аэробные процессы обеспечения мышечной деятельности [4].

По содержанию для испытуемых-нормо-стеников предлагалось использовать циклические упражнения, такие как гладкий и кроссовый бег, кросс-походы - проводились еженедельно (раз в неделю) в различных временных режимах, а также специальные средства лыжников-гонщиков - бег с имитацией, прыжковая имитация, имитация лыжных ходов на месте, лыжероллеры, плавание, велосипед, футбол, волейбол и другие спортивные игры. Средний суточный километраж

циклического объема (за исключением велотренировок и лыжероллеров) составлял от 30 до 50 километров.

В системе подготовки установлено оптимальное соотношение режимов тренировочных нагрузок, направленных на развитие высокой специальной физической подготовленности, для лыжников-гонщиков в возрасте 19-21 год различных соматотипов, в подготовительном периоде:

- для спортсменов-астеников в подготовительном периоде: средства аэробного характера - 40 %; смешанного (аэробноанаэробного) - 56 %; анаэробного - 4 % от общего объема циклических упражнений;

- для спортсменов-нормостеников в подготовительном периоде: средства аэробного характера - 77 %; смешанного (аэробноанаэробного) - 22 %; анаэробного - 1 % от общего объема циклических упражнений.

1. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. М., 1986. С. 286.

2. Смирнов М. Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки. Новосибирск, 1994. С. 215.

3. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М., 1977. С. 141.

4. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом. М., 1987. С. 256.

Поступила в редакцию 10.11.2009 г.

Saykin S.V. Ways of increase of special physical readiness of skiers-racers with various somatotypes.

In the present publication the results gathered in the course of studying of special physical readiness of skiers-racers in the snowless period of a year cycle of training are considered. Results of inspection of physiological indicators of separate functional systems of sportsmen with various somatotypes are stated.

Key words: special physical training; somatotypes of sportsmen; aerobic-anaerobican work-out regime; micro and mesocycles.

УДК 15

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ СРЕДЫ

© Н.И. Дунаева

В статье анализируются основные теоретические подходы к понятию сопротивляемости человека негативным воздействиям, а также близкие по смыслу к этому теории. Предложено авторское определение сопротивляемости личности негативным воздействиям среды.

Ключевые слова: психология субъектности; сопротивляемость; психологическая устойчивость психологическая защита и копинг-механизмы; жизнестойкость.

Настоящая статья представляет результаты разработки научных основ нового и развивающего в отечественной психологии направления - психологии сопротивляемости личности негативным воздействиям социального окружения, выявлению социальных и психологических факторов, способствующих сопротивляемости личности в условиях физической и психологической опасности. Мы изучаем сопротивляемость в контексте психологии субъектности, под которой понимается свойство личности человека производить взаимообусловленные изменения в себе и в окружающей среде. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю [1].

Высокая потребность в изучении феномена психологической сопротивляемости обусловлена тем, что в современном социуме еще больше обострились неразрешенные проблемы прошлого столетия. Рост насилия и подавления личности в массовом масштабе, войны и распространение деструктивных саморазрушительных тенденций, среди которых наркомания, терроризм, религиозные секты и т. д., нарастающие требования социальной среды - все это ставит под вопрос само существования человека как родового существа. Это неизбежно ослабляет у людей способность сопротивляться негативным событиям, усиливает чувство безысходности, тем самым снижая их готовность к преодоле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.