циклического объема (за исключением велотренировок и лыжероллеров) составлял от 30 до 50 километров.
В системе подготовки установлено оптимальное соотношение режимов тренировочных нагрузок, направленных на развитие высокой специальной физической подготовленности, для лыжников-гонщиков в возрасте 19-21 год различных соматотипов, в подготовительном периоде:
- для спортсменов-астеников в подготовительном периоде: средства аэробного характера - 40 %; смешанного (аэробноанаэробного) - 56 %; анаэробного - 4 % от общего объема циклических упражнений;
- для спортсменов-нормостеников в подготовительном периоде: средства аэробного характера - 77 %; смешанного (аэробноанаэробного) - 22 %; анаэробного - 1 % от общего объема циклических упражнений.
1. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. М., 1986. С. 286.
2. Смирнов М. Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки. Новосибирск, 1994. С. 215.
3. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М., 1977. С. 141.
4. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом. М., 1987. С. 256.
Поступила в редакцию 10.11.2009 г.
Saykin S.V. Ways of increase of special physical readiness of skiers-racers with various somatotypes.
In the present publication the results gathered in the course of studying of special physical readiness of skiers-racers in the snowless period of a year cycle of training are considered. Results of inspection of physiological indicators of separate functional systems of sportsmen with various somatotypes are stated.
Key words: special physical training; somatotypes of sportsmen; aerobic-anaerobican work-out regime; micro and mesocycles.
УДК 15
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ СРЕДЫ
© Н.И. Дунаева
В статье анализируются основные теоретические подходы к понятию сопротивляемости человека негативным воздействиям, а также близкие по смыслу к этому теории. Предложено авторское определение сопротивляемости личности негативным воздействиям среды.
Ключевые слова: психология субъектности; сопротивляемость; психологическая устойчивость психологическая защита и копинг-механизмы; жизнестойкость.
Настоящая статья представляет результаты разработки научных основ нового и развивающего в отечественной психологии направления - психологии сопротивляемости личности негативным воздействиям социального окружения, выявлению социальных и психологических факторов, способствующих сопротивляемости личности в условиях физической и психологической опасности. Мы изучаем сопротивляемость в контексте психологии субъектности, под которой понимается свойство личности человека производить взаимообусловленные изменения в себе и в окружающей среде. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю [1].
Высокая потребность в изучении феномена психологической сопротивляемости обусловлена тем, что в современном социуме еще больше обострились неразрешенные проблемы прошлого столетия. Рост насилия и подавления личности в массовом масштабе, войны и распространение деструктивных саморазрушительных тенденций, среди которых наркомания, терроризм, религиозные секты и т. д., нарастающие требования социальной среды - все это ставит под вопрос само существования человека как родового существа. Это неизбежно ослабляет у людей способность сопротивляться негативным событиям, усиливает чувство безысходности, тем самым снижая их готовность к преодоле-
нию трудностей. Такое положение дел требует актуализации определенных ресурсов человека, способствующих противостоянию, сопротивлению этим негативным явлениям.
До недавнего времени способность человека к преодолению жизненных трудностей изучалась в рамках когнитивно-поведенческой парадигмы, представители которой с позиций внешнего наблюдателя анализировали то, как человек воспринимает и оценивает свои трудности [2]. Между тем природа человека не ограничивается его способностью пассивного реагирования. Активно-преобразующая способность личности заключается в самом человеке. В первом приближении существует две основные тенденции отношения человека к негативным воздействиям: с одной стороны, возникающие трудности можно рассматривать как непреодолимое препятствие, и в этом случае активное реагирование человека блокируется; с другой стороны, каждая трудность может восприниматься как некий вызов, стимулирующий развитие новых возможностей активного поведения. Эта вторая линия представляется более продуктивной с точки зрения личностного развития человека, движения его к достижению акме. При этом важна не столько объективная внешняя оценка способности человека к противостоянию негативной среде, сколько его внутренняя позиция и внутренняя оценка, его готовность сопротивляться негативным воздействиям среды. В субъектной парадигме изучения человека внимание акцентируется на том, что человек анализирует сложную жизненную ситуацию и свои действия и чем выше развитие субъектности, тем выше сопротивляемость негативным событиям.
Ранние зарубежные исследования сопротивляемости были посвящены детям, имеющим эмоциональные проблемы, связанные с трудными ситуациями или событиями в семье, школе. Так, термин «сопротивляемость» впервые появился в научной литературе в 1942 г., в американском журнале по психиатрии для обозначения особенностей развития детей во время войны французским исследователем Ш. Ионеску. Особенности развития заключались в том, что, несмотря на условия, опасные для жизни и способствующие возникновению различных психических отклонений, психологических трудностей, некото-
рые дети показывали нормальные результаты развития. Ш. Ионеску определяет сопротивляемость в трех основных ракурсах: как устойчивость в психологическом плане, при которой происходит быстрая адаптация к боли или несчастью, восстановление после этих ситуаций, несмотря на неожиданные факты в характере дестабилизации, несмотря на трудности жизни; как отсутствие психических переживаний после этих ситуаций; как процесс понимания взаимодействия между человеком и окружающей его средой; процесс, актуализирующий факторы защиты (индивидуальные, семейные), регуляцию риска к несчастьям [3]. Несмотря на достаточно обширное определение сопротивляемости, не все его составляющие выглядят бесспорными. Так, например, на наш взгляд, отсутствие психических переживаний не обязательно коррелирует с сопротивляемостью, т. к. нормальный, здоровый человек всегда эмоционально реагирует на негативные события, вопрос скорее заключается в следующем: как долго по времени происходит переживание этой ситуации и насколько последствия этих переживаний оказываются травматичными для полноценной жизни.
Традиция изучения сопротивляемости хотя и имеет своим истоком интерес к психопатологии, тем не менее выступает в качестве альтернативы дефицитарному подходу к изучению развития в неблагоприятных условиях [4].
В ряде концепций понятие сопротивляемости используется для описания особого взаимодействия личности и психотравматической ситуации. Согласно N. Оагше2у, сопротивляемость может рассматриваться как нормальное развитие в трудных обстоятельствах и, по его мнению, обычно используется для описания трех типов феноменов: низкий уровень образования родителей и бедность, поддержание компетенции в условиях угрожающих обстоятельств (развод родителей), восстановление после травмы (в результате дурного обращения) [5].
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «сопротивляться» определяется как «противодействовать натиску, нападению, воздействию кого-чего» [6]. В точных науках используется понятие сопротивления материалов, под которым понимают свойство материалов противодействовать измене-
нию их форм, а также наука, исследующая явление деформации и методы расчета сооружений.
В отечественных исследованиях для описания вопросов, связанных с сопротивляемостью личности трудным ситуациям, используется понятие «психологическая устойчивость» (Д.С. Жилкин, Г.Н. Щедрина,
О.Ю. Краев, Л.В. Куликов). Психологическая устойчивость - это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. К таким работам можно отнести исследования различных аспектов устойчивости, (эмоционально-
волевая) (В.А. Марищук, В.И. Лебедев, П.Б. Зильберман), нравственная устойчивость (В.Э. Чудновский), помехоустойчивость (В. Д. Небылицын, Е.Д. Хомская), адаптация к стрессовым ситуациям (Л.А. Китаев-Смык, В.И. Медведев, В.В. Суворов), устойчивость физиологических и психологических функций при воздействии экстремальных факторов (В.И. Медведев), личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков).
Анализ данных исследований показывает неоднозначное содержательное наполнение данного понятия, определяющее, как и насколько успешно человек справляется с трудными жизненными ситуациями. Следует отметить правомерность связи устойчивости личности с проблемой адаптации личности к различным жизненным ситуациям. Но при сопротивляемости личности происходит адаптация более высоко уровня, порядка, приводящая личность к саморазвитию, личностному росту, а не возвращению к прежнему состоянию.
Как известно, психологическая адаптация человека в условиях стресса происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов. Сопротивляемость человека можно отождествлять с психологическими защитами личности. В зарубежной психологии разработкой теорий психологических защитных механизмов занимались З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм. В отечественной психологии изучалась «психическая защита» И.Д. Стойковым, Р. А. Зачепицким (пассивнооборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации); Ф.В. Басси-ным (психическая деятельность, направлен-
ная на спонтанное изживание последствий психической травмы, механизмы, обеспечивающие регуляцию); Ф.Б. Березин (направленность поведения, редуцирующая тревогу и эмоциональное напряжение) и др.
Б.Д. Карвасарский (1980) справедливо отмечает, что психологическая защита направлена скорее на смягчение психологического дискомфорта, чем на активное изменение ситуации, в отличие от процессов совла-дания, которые направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей человека [7]. Проблема изучения совладающего поведения или ко-пинг-поведения, также изучается в последнее время многими исследователями, как зарубежными, так и отечественными.
В зарубежной литературе в настоящее время выделяют несколько подходов к пониманию «копинга». Так, Naan определяет его как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. В работах R.H. Moos копинг определяется в терминах черт личности как относительно постоянная предрасположенность отвечать на стрессовые ситуации определенным образом. Р. Лазарус понимает копинг как динамический процесс, специфика которого определятся не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. «Копинг», по мнению М. Пере и У. Баумана, - это адаптивное поведение совладания в целях восстановления равновесия.
Концепция копинга-совладания создается в отечественной психологии с 90-х гг. XX в. (Е.И. Чехлатый, Р.К. Назыров, Н.В. Веселова, Л.М. Таукелова, С.К Нартова-Бочавер). Т.Л. Крюкова рассматривает совладающее поведение с точки зрения личностного развития, благополучия, ресурсов, адаптации и развития человека [8]. Было доказано, что существует особый вид социального поведения, позволяющий обеспечить или разрушить здоровье и благополучие человека. Человек изменяет ситуацию, поддающуюся контролю, или приспосабливается к ней, если ситуация не поддается контролю.
Таким образом, механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь». Механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека
эмоциональных и поведенческих усилий. Таким образом, психологическая защита пассивна и не конструктивна.
Термин «копинг» и «сопротивляемость» в некоторых работах используются как взаимозаменяемые [9]. Однако сопротивляемость, в отличие от копинга, представляет собой свойство, способность личности, тогда как копинг относится к поведенческой реакции, ответу на стрессогенное событие. В качестве актуальных ответов личности на воспринимаемую угрозу, способа управления стрессом Копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу, поэтому у исследователей постоянно возникала потребность найти те единицы психологических структур, которые обеспечивают способность эффективно справляться с дисстрес-сом. Так, С.Р. Маади вводит специальное понятие жизнестойкости как черты личности, позволяющей справляться с дисстрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста. В этом смысле понимание жизнестойкости близко понятию сопротивляемости. Жизнестойкость рассматривается как интегральное качество, включающие в себя три компонента: идентификация себя с намерением выполнить действие и его результат (обязательность - целевая ориентация), второй компонент - контроль (локус контроля) тенденция думать и поступать так, как будто существует реальная возможность влиять на ход события. Субъект уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чем-то полезной. Третий компонент - вызов, способность принять вызов, т. е. уверенность в том, что жизни свойственно меняться и то изменение - это личностное развитие человека [10].
Перед тем, как перейти к определению сопротивляемости, уточним содержание категорий «качество» и «свойство». Качество принято определять как категорию, которая отражает диалектику развития явлений, поскольку выступает в единстве с категориями количества и меры. При этом качество, с одной стороны, показывает определенный уровень развития чего-либо, с другой стороны, само имеет уровневую структуру. В этом смысле сопротивляемость есть качественная
характеристика личности, которая представляет собой уровневую характеристику.
Когда мы говорим, что сопротивляемость - это свойство личности, то подчеркиваем несколько иной ракурс проблемы, а именно, факт присутствия сопротивляемости в каждой личности.
С другой стороны, каждое свойство раскрывает личность с определенной какой-то стороны в зависимости от характера ее взаимоотношений с миром. В сопротивляемости делается акцент на активно-преобразующей функции личности, позволяющей личности не просто реактивно откликаться на негативные воздействия, а активно преобразовывать угрожающую ситуацию.
Анализируя основные теоретические подходы к пониманию сопротивляемости человека к негативным воздействиям, а также близкие по смыслу к этому теории, в данном исследовании мы определяем сопротивляемость как способность личности, позволяющей противостоять негативным ситуациям, нивелировать степень негативного воздействия их на себя и на свое окружение, достигать высокого уровня адаптации к новым условиям собственной жизни и быть способным к конструктивному ее преобразованию.
Таким образом, сопротивляемость - это и отклик человека на неблагоприятные, разрушительные социальные воздействия, и способность человека сохранять, защищать целостность своей личности, и способность преодолевать трудности как внутреннего, так и внешнего характера.
1. Психология субъектности педагога / под ред. Е.Н. Волковой; Институт психологии Нижегородского государственного педагогического университета. Н. Новгород, 2001. С. 48.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.
3. Ионеску Ш. Сопротивляемость и родственные понятия // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей Первого международного форума / под ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. СПб., 2006. С. 17-20.
4. Lam C.B., McBride-Chang C.A. Resilience in young adulthood: the moderating influences of
gender-related personality traits and coping flexibility // Sex roles. 2007. V. 56. № 3-4. P. 159172.
5. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Научно-методические материалы / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2008.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 740.
7. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.
8. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совла-дающего поведения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 88-95.
9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-пове-дение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение
психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 1. С. 63-74.
10. Kobasa S.C., Maddi S.R., Zola M.A. Type A and hardiness // Journal of behavioral medicine. 1983. V. 6. № 1. P. 41-51.
Поступила в редакцию 29.10.2009 г.
Dunaeva N.I. To the definition of the concept of the human resistibility to negative influences of environment.
Major theoretical approaches to understanding of the human resistance to negative influences of the environment, as well as other similar theories are being analyzed. The author’s definition of person's resistance to negative influences of the environment is offered.
Key words: psychology of subjectness; resistance; psychological resistance; psychological protection and coping-mechanisms; viability.