В.Н. Мясищева. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [5, с. 24]. Отношение сходно с такими понятиями как диспозиция, предрасположенность, т.е. предполагает некоторую направленность возможного поведения, определенную опытом социальной жизни индивида.
Наконец, четвертый высший уровень сопротивляемости человека негативным ситуациям связан со смысловыми механизмами свободного выбора и ответственности личности. Сам факт того, что поведение определяется смыслами ситуаций, предметов и явлений, было еще отмечено в работах
А. Адлера, В. Франка, С. Мадди, Ж. Нюттена, Н. Эндлера и Д. Магнуссона и др. Причем В. Франкл и С. Мадди подчеркивали, что без смысла невозможна никакая активность вообще, отсутствие смысла приводит к заболеванию.
В данном случае речь идет о сохранение целостности личности. Совместное развитие механизмов свободы и ответственности при разрешении неблагоприятной жизненной си-
Библиографический список
туации знаменует переход человека на качественно новый уровень психической регуляции - уровень саморегуляции и самодетерминации. «В своей развитой форме свобода и ответственность неразделимы, выступают как единый механизм саморегулируемой произвольной осмысленной активности, присущей зрелой личности в отличие от незрелой» [4, с. 75]. Свобода заключается в подъеме на более высокий уровень регуляции активности, благодаря чему снимается детерминация более низких уровней психической регуляции. Примером может служить образ Князя Болконского сцена Аус-терлицкого сражения, несмотря на смертельное ранение, в нем как в сильной, активной личности, наступает перелом, находясь почти в забытье, он для себя открывает счастье любви ко всем людям, думает, что «ему открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящиеся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви».
Безусловно, такая многоуровневость сопротивляемости является условной, (носит сугубо условный характер) так как будет зависеть от неоднозначности по силе, интенсивности, значимости воздействия неблагоприятной жизненной ситуации на личность.
1. Дунаева, Н.И. Сопротивляемость как личностная способность современного человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. - 2011. - № 139.
2. Солдатова, Г.У. Психологические последствия террористического акта: опыт Беслана //Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 6.
3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. -СПб., 2006.
4. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21.
- № 1.
5. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Психология отношений. - Воронеж, 1995.
Bibliography
1. Dunaeva, N.I. Soprotivlyaemostj kak lichnostnaya sposobnostj sovremennogo cheloveka // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Nauchnihyj zhurnal. - 2011. - № 139.
2. Soldatova, G.U. Psikhologicheskie posledstviya terroristicheskogo akta: opiht Beslana //Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2008. - T. 29. - № 6.
3. Obespechenie psikhologicheskoyj bezopasnosti v obrazovateljnom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. I.A. Baevoyj. - SPb., 2006.
4. Leontjev, D.A. Psikhologiya svobodih: k postanovke problemih samodeterminacii lichnosti // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2000. - T. 21. - № 1.
5. Myasithev, V.N. Psikhologiya otnosheniyj. Psikhologiya otnosheniyj. - Voronezh, 1995.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 316.61
Dunaeva N.I. MODEL OF RESEARCH OF RESISTIBILITY AS PERSONAL PROPERTY TO NEGATIVE REALITY SITUATIONS.
In article the conceptual substantiation of a phenomenon of resistibility of the person is given to negative reality situations, resistibility factors are considered, the circle empirically measured lichnostno-psychological конструктов the different level is outlined, allowing the person to show resistibility, techniques for studying of potential of resistibility as personal property are offered. Key words: resistibility, resistibility factors, lichnostno-psychological konstruct resistibility, a technique resistibility studying.
Н.И. Дунаева, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и педагогики Нижегородский филиал Института Бизнеса и Политики (НФ ИБП), г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО СВОЙСТВА НЕГАТИВНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ
В статье дается концептуальное обоснование феномена сопротивляемости человека негативным жизненным ситуациям, рассмотрены факторы сопротивляемости, очерчен круг эмпирически измеряемых личностно-психологических конструктов разного уровня, позволяющих человеку проявлять сопротивляемость, предлагаются методики для изучения потенциала сопротивляемости как личностного свойства.
Ключевые слова: сопротивляемость, факторы сопротивляемости, личностно-психологические конструкты сопротивляемости, методики изучение сопротивляемости.
Проблема сопротивляемости сама по себе не нова, она исследовалась в разном терминологическом оформлении - защитных механизмов, совладания, жизнестойкости, стрессоус-тойчивости, саморегуляции и др. Актуальность этой проблемы на протяжении всего времени ее изучении очень высока, начи-
ная с первой теоретической версии, когда в 1942 году был использован термин сопротивляемости личности к психотравме ^. Ionescu). И сегодня «сопротивляемость» является часто встречаемым термином, используемым для описания особого взаимодействия личности и психотравмирующей ситуации.
Анализируя основные теоретические подходы (S. Ionescu N. Garmezy, A.S. Masten, I. Sandler, M.O. Wright) к пониманию сопротивляемости человека негативным жизненным ситуациям, а также близкие по смыслу к этому теории (С. Мадди, Р Лазарус, С. Фолкман, Л.А. Китаев-Смык, А. Г. Маклаков, Л.В. Куликов, Нартова-Бочавер, Т.Л. Крюкова , Н.И Сирота, В.М. Ялтонский) мы определили сопротивляемость как способность личности, позволяющей противостоять негативным жизненным ситуациям, нивелировать степень негативного воздействия их на себя и на свое окружение, достигать высокого уровня адаптации к новым условиям собственной жизни и быть способным к конструктивному ее преобразованию. Это понимание сопротивляемости как социально-психологического феномена [1].
Рассматривая сопротивляемость личности негативным жизненным ситуациям через призму субъектного подхода, мы выделяем не столько то, как человек адаптируется к сложившимся негативным жизненным ситуациям, как он преобразует, изменяет свою жизнь исходя из своих представлений. Человек акцентирует внимание на неадаптивности, а на качественном новом витке, исходя их своих возможностей и этот акт сродни с творческими проявлениями личности, с моделированием нового.
Сопротивляемость можно рассматривать как личностную способность, обладающую свойством функциональных систем, интегрирующую отдельные психические функции, которая имеет индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выхода из сложной жизненной ситуации. Таким образом, сопротивляемость мы рассматриваем как свойство личности, характеризующую функциональную индивидуальность, входящую в структуру личностных способностей [2].
На момент проведения исследования сопротивляемости в литературных источниках, как в зарубежных, так и в отечественных, мы не встречали ссылок на методики, которые позволили бы изучить сопротивляемость как личностную способность. Сопротивляемость личности негативным жизненным ситуациям и оценка воздействия этой ситуации на человека обуславливается не столько врожденными, биологически закрепленными механизмами, сколько всем комплексом свойств личности, сформировавшихся в процессе ее развития и деятельности.
Изучение сопротивляемости как личностного свойства предполагает многомерную оценку: значимость негативной жизненной ситуации для человека, ее когнитивную оценку, а также оценку стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией, так и личностных характеристик, эмоционального компонента, поло-возрастных особенностей, социально-психологических характеристик.
К факторам сопротивляемости человека негативным условиям среды, опираясь на классификацию Г. Хофштеда [3], в которой суммированы, на наш взгляд, значимые социальные аспекты, характеризующие людей в целом, мы отнесли: индивидуализм - коллективизм; отношение к власти; стремление к избеганию неопределенности, отношение к риску, отношение к роли женщины в обществе. Мы считаем, что перечисленные аспекты по праву могут относиться к факторам сопротивляемости. Так ориентация человека на индивидуализм или коллективизм является важным показателем, влияющим на сопротивляемость человека негативным жизненным ситуациям. Важно определить, что является для человека приоритетным в построение отношений с окружающими, какая ориентация присуща ему. Индивидуализм имеет место, когда люди ориентированы только на себя и заботятся только о самих себе, преобладает эгоцентристская установка. При разрешении трудных жизненных обстоятельств люди с данной ориентацией будут использовать других в своих целях, отстаивать только свои интересы, не считаясь с интересами других.
Коллективизм характеризуется тесной взаимосвязью человека с группой. Человек с данной ориентацией склонен об-
суждать свои личные проблемы со многими, разрешать трудные жизненные ситуации, полагаясь на других, ожидая участия других в решении их личных дел, надеясь на то, что другие будут защищать их интересы. Фактором сопротивляемости мы полагаем, будет являться степень (мера) их выраженности, оптимальное соотношение этих полярных параметров индивидуализм/коллективизм.
Второй параметр - «отношение к власти», мы рассматриваем с точки зрения присутствия у человека потребности к власти, к доминированию. Стремление к власти может рассматриваться как раскрытие своего потенциала на благо общего дела, без ущерба другой личности. Однако, стремление к власти возникает порой у человека, которому свойственно подавление другого, характерно пренебрежение к чужому страданию, желание добиться своего, во что бы то ни стало, даже ценой жестокости и насилия. Если у человека избыточная потребность во власти, то при разрешении негативных жизненных ситуаций он будет обесценивать значимость других людей, стремиться разрешать проблемы мгновенно, используя при этом директивные формы: угрозу, агрессию, не считаясь при этом с другими. Если у человека слабо выражена потребность во власти, то при разрешении трудной жизненной ситуации он будет применять пассивные формы, «плыть по течению», полагаться на помощь других, проявлять растерянность, при этом он сам, зачастую, будет провоцировать негатив по отношению к себе. Таким образом, мы полагаем, фактором сопротивляемости будет являться степень выраженности данного качества у человека, то есть определение того, насколько выражена потребность во власти. Если эта потребность во власти не может реализоваться, человек имеет малую степень влияния, при сильно выраженной потребности, то это делает человека беспомощным и безответственным, лишает уверенности в себе и элементарного самоуважения.
Третий параметр - стремление к избеганию неопределенности, (стремление к риску или избегание его) измеряет степень, в которой люди чувствуют угрозу от неопределенных, неясных ситуаций, и степень, в которой они стараются избегать таких ситуаций. Принятие риска не сводится только к рискованным поступкам, оно предполагает также убежденность в том, что всякий опыт (в том числе и негативный) полезен и дает прирост знаний. Противоположностью этой установке является стремление к комфорту и безопасности, выбор старых привычных моделей поведения. Фактором сопротивляемости на наш взгляд, будет являться степень выраженности избегания ситуаций неопределенности. Для снижения ситуации неопределенности человек старается создать условия, обеспечивающие ему большую стабильность, посредством применения более формальных правил, отвержения девиантных идей и поведения, им принимается вера в возможность абсолютной истины. Такие люди отличается активностью, агрессивностью, эмоциональностью и нетерпимостью. Человек, который склонен принимать неопределенность, характеризуется большей рефлексией, меньшей агрессивностью, бесстрастностью и относительной толерантностью.
При разрешении неблагоприятных ситуаций, человек, у которого ярко выражено стремление к неопределенности (склонность к риску) характерна реактивная активность, отсутствие «чувства края», необдуманность действий, данное поведение роднит с поведением характерным для детей. Человек, который не приемлет неопределенность (не склонен к риску), будет зациклен на старых схемах, моделях поведения, но человеческая многообразная жизнь гораздо больше, чем человеческий опыт, он не будет открыт новому опыту, его активность будет проявляться только в заданных условиях. У такого человека будет снижена способность сопротивляемости негативным жизненным ситуациям.
Фактором сопротивляемости может являться степень принятия-непринятия социальной роли мужчины - женщины. Так, если мужчина не принимает свою роль, то для него будет характерно другое отношение к проблеме, к неблагоприятным условиям, будут изменяться способы преодоления ситуации,
занимаемая позиция. Все это приведет к иным поведенческим реакциям, не свойственным сильному полу, также это будет характерно и для женщин. Таким образом, мы полагаем, что фактором сопротивляемости будет являться степень выраженности принятия /непринятия мужчиной-женщиной своей социальной роли. Женщина, которая принимает свою социальную роль, т.е. является женщиной биологически и психологически, при разрешении трудной жизненной ситуации, будет применять весь спектр поведенческих реакций характерный для «истинной женщины», для которой несвойственны решительные действия в трудных ситуациях. Если же женщина является женщиной лишь биологически, а психологически идентифицирует себя с мужчиной, то в данном случае возникает вероятность того, в ее поведенческих реакциях на все происходящее будет преобладать мужской стиль, в том числе и при разрешении трудной ситуации.
Таким образом, представленные факторы сопротивляемости зависят от меры выраженности их параметров, где есть крайние, несбалансированные полюса, и сопротивляемость как личностное свойство определяется не их приоритетом, а их оптимальным соотношением.
На основании теоретического анализа, факторов сопротивляемости и обзора эмпирических исследований близких сопротивляемости феноменов, нами был очерчен круг эмпирически измеряемых конструктов разного уровня, имеющий отношение к сопротивляемости личности: адаптивность (социально-психологическая адаптация К.Роджерс, Р Даймонд), полезависимость/поленезависимость (Методика «Фигуры Гот-тшальдта»), толерантность к неопределенности (опросник, Д. Мак-Лейн , 1У^ТАТ-1 в адаптации Е.Г. Луковицкой), ресурс жизнестойкости (тест С. Мадди ТЖС, в адаптации Д.А. Ле-оньтьева Е.И. Рассказовой), направленность на себя или на других (Н.Н. Обозов), гендерная идентичность личности (опросник С.Л. Бем), способы преодоления негативных ситуаций (опросник С. С.Гончаровой), диагностика субъектности (опросник Е.Н. Волковой).
«Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. В динамике адаптационного процесса в трудных жизненных ситуациях, побуждающих человека к переоценке себя и своих возможностей, большое значение играют локус контроля, особенности самооценивания, самопринятие, стремление к доминированию, эмоциональный комфорт, уход от решения проблем.
Тест жизнестойкости С. Maddu (ТЖС) в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, который диагностирует ресурс жизнестойкости - набор установок, позволяющий эффективно справляться со стрессовыми и сложными жизненными ситуациями. Четыре показателя методики включают общий балл жизнестойкости и баллы по трем субшкалам: вовлеченность, которая рассматривает установку человека на участие в происходящих событиях; контроль - установка на активность по отношению к событиям жизни; принятие риска - установка по отношению к трудным или новым ситуациям, когда последние рассматриваются как вызовы, а также к возможности получить новый опыт и чему-то научиться.
Методики на совладающее поведение «Способы преодоления негативной жизненной ситуации» С.С. Гончаровой. В литературе достаточно разработаны феномены, которые характеризуют схожие психологические явления с сопротивляемостью, среди которых - совладающее поведение, изучение которого занимает особое место в исследованиях. Следует отметить, что совладающее поведение является многомерным конструктом и в силу этого, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснение совладаю-щего поведения. Совладающее поведение (копинг-стратегии), рассматривается в отечественной психологии Т.Л. Крюковой как целенаправленное социальной поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации -через осознанные стратегии действий. Однако само поведение человека в трудной жизненной ситуации полностью не
характеризует выраженность (меру сопротивляемости) как личностную способность [4].
В зарубежной литературе для изучения способов и стратегий психологического преодоления многие авторы используют в своих исследованиях наблюдение за действиями в конкретной ситуации, изучение документов и продуктов деятельности индивида, открытые и полуструктуированные интервью, экспертные оценки, многошкальные опросники, среди которых: WCQ- «Опросник способов копинга» (R. Lazarus S. Folkman, 1988), «Перечень жизненных событий и копинга» (J.E. Dise-Lewis,1988), «Индикатор стратегий преодоления стресса» (J.H.Amirkhan,1990) «Копинговый перечень для стрессовых ситуаций» (N.S. Endler, J.D.A. Parker,1990), Бернский опросник «Способы преодоления критический ситуаций».В отечественных исследованиях используется в основном переводные шкалы и опросники. Большой вклад в изучение, измерение способов совладания внесли Н.А. Сирота, И.М. Никольская, А.В. Махнач, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк , С.С. Гончарова,
В.М. Ялтонский, РМ. Грановская, Ю.В. Постылякова.
Созданная версия Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуации», модифированный опросник «Способы преодоления критической ситуаций» С.С. Гончаровой [5], позволяет изучить стратегии преодоления, представляющие собой комбинацию способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сфере. Данный опросник состоит из 5 шкал: «Поиск поддержки», «Повышение самооценки», «Самообвинение», «Анализ проблемы», «Поиск виноватых». Шкала «Анализ проблемы» характеризуется автором как адаптивная, мы согласны с утверждением автора, что человек у которого преобладает данная стратегия, негативную ситуацию рассматривает как шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки и ценности (нахождение смысла случившегося). В эту шкалу входят способы преодоления: как стремление к уединению, сохранение самообладания, анализ ситуации, относительность (сравнение с другими), поиск смысла (изменение ценностей, установок) чтобы обдумать свою ситуацию, найти выход. Но на наш взгляд, не понятна в данной шкале присутствие социальной поддержки, которое автор определяет как «пассивное сотрудничество: «Социальные контакты характеризуется доверием и принятием помощи: доверяю людям, способным оказать поддержку и помощь, они знают, что делают». Данная стратегия на наш взгляд, близка к стратегии «Поиск поддержки». Спорным остается вопрос о вхождение в данную шкалу стратегии контроля эмоций наедине с самим собой, так и с друзьями (сохранение самообладания). Все же, это зависит от вариативности, тяжести ситуации. Выход эмоций должен быть наедине с самим собой, во избежание в последствие срыва соматических заболеваний. Другое дело, если речь идет о сохранение самообладания на людях. Поэтому для конструирования шкалы для определения сопротивляемости, мы считаем, что целесообразно использовать вопросы, касающиеся анализа ситуации, поиск смысла.
Опросник толерантности к неопределенности Д. Маклейна (MSTAT-I) в адаптации Е.Г. Луковицкой. Толерантность к неопределенности рассматривается как личностная черта. Человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке, трудной и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной, трудной жизненной ситуации человек видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков. Если человек интолерантен к неопределенности, это значит, что он склонен воспринимать необычные и трудные жизненные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или её двусмысленность до-
ставляет такому человеку дискомфорт. Интолерантные к нео-пределённости люди лучше чувствуют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают чёткие формулировки, ясные цели и простые задачи.
Методика исследования гендерной идентичности личности С. Бэм. Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининно-сти личности. Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов - биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического, в психологии рассматривают три основных понятия, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» - маскулинность, фемининность, андрогинность. Маскулинность - к типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Фемининность - к типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.. Анд-рогинность- в личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андро-гина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятии.
Методика направленности человека, разработанная чешскими психологами В.Смекалом и М.Кучером. В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б.Басса. Данная методика позволяет изучить основную жизненную позицию и определяет направленность человека: личностную (на себя), деловую (на задачу) и коллективистскую (на взаимодействие). Данная методика может быть использована при изучении ориентации человека в трудной жизненной ситуации на индивидуализм/ коллективизм.
Диагностика субъектности (опросник Е.Н. Волковой). Мы изучаем сопротивляемость в контексте психологии субъект-ности, под которой понимается свойство личности человека производить взаимообусловленные изменения в себе и в окружающей среде. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю [6].
Субъектность раскрывает активно-преобразующую функцию личности. Атрибутивными характеристиками субъектно-сти являются: активность - преобразующая, осознанная, целенаправленная, при этом акцент делается не на констатации активности как таковой, а о представлении человека о себе как активном, инициативном существе, творце собственной деятельности, жизни и судьбе. Способность к рефлексии как факт осознания происходящего с самим собой, который проявляется в самообладании, самоконтроле в процессе де-
Библиографический список
ятельности. Свобода выбора и ответственность за него - обусловленная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно. Уникальность субъекта трактуется как невосп-роизводимость себя во времени и в пространстве и ощущение своего индивидуального предназначения в жизни. Она проявляется в чувстве симпатии к себе как уверенному, самостоятельному, надежному человеку, которому есть за что уважать себя. Уникальности другого человека, в том же смысле, который мы относим к собственной уникальности. Саморазвитие - открытость для внешних воздействий, желание человека изменяться к наличному состоянии готовность воспринимать сигналы о своих изменениях из вне. Человеку важно понимать то, развивается ли он сам или ему создаются условия для развития, управляют им [6].
Методика «Фигуры Готтшальдта». Данный тест является сжатой модификацией «Фигур Готтшальдта» и соответственно направлен на диагностику такого параметра как полезави-симость - поленезависимость. Сталкиваясь с негативной жизненной ситуацией, человек при ее оценке проявляет свои мыслительные способности. Когнитивная оценка предполагает определенные интеллектуальные действия, такие как анализ проблемы, рассуждение, поиск новой информации, обдумывание плана действия и т.д. Чем неоднозначней, сложней ситуация, тем будет возрастать роль когнитивных способностей и когнитивных стилей, поскольку в этих ситуациях требуется привлечение большого объема информации, высокой степени погружения в проблему, выбора из большого количества альтернативных решений, рационального поведения.
Когнитивный стиль был предложен американским психологом Г. Уиткиным, который обогатил гештальтистские представления о поле и полевом поведении. Он рассматривается как стабильная индивидуальная характеристика способа взаимодействия человека с информационным полем, отражая различные аспекты функционирования познавательной сферы. Наиболее известный параметр когнитивного стиля это полезависимость/поленезависимость (Г. Уиткин, 1962), который означает умение сопротивляться разрушающему влиянию конфликтующих фоновых признаков при восприятии зрительных форм и связей. Тенденция полагаться на себя или на поле (среда) как источник получения необходимой информации и есть проявление «зависимость/независимость от поля». С точки зрения сопротивляемости личности это означает, что при разрешении трудной ситуации человек будет полагаться на себя или на среду (помощь через совет). Таким образом, полезависимые более эффективно используют от других информацию, находясь в ситуации неопределенности, что позволяет им избегать рассогласования между действием и результатом. Поленезависимые действуют с большей степенью самостоятельности, игнорируя мнения или подсказки других , полагаются на себя.
Как отмечает С.А Хазова [7] базовое различие между полезависимыми и поленезависимыми субъектами заключается в особенностях их информационно- поисковых стратегий: полезависимые используют другого человека как средство разрешения проблемных ситуаций, тогда как поленезависимые субъекты опираются на свой собственный опыт, предпочитая самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения.
Таким образом, сопротивляемость как личностное свойство не являет собой что-то принципиально отличное от традиционно изучаемых психологических свойств, а представляет собой систему стратегий, психологических характеристик, и др., что делает возможным дальнейшее эмпирико-психологическое изучение.
1. Дунаева, Н.И. К определению понятия сопротивляемости человека негативным воздействиям среды //Вестник Тамбовского университета. - 2010. - Вып. 2 (82).
2. Дунаева, Н.И. Сопротивляемость как личностная способность современного человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 139.
3. Карташова, Л.В. Организационное поведение. - М., 2006.
12б
4. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего поведения // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3.
5. Гончарова, С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте» // Журнал практического психолога. - 2006. - № 6.
6. Волкова, Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. - Н. Новгород, 1997.
7. Хазова, С.А. Роль когнитивных факторов в совладании с жизненными трудностями. - М. - 2008.
Bibliography
1. Dunaeva, N.I. K opredeleniyu ponyatiya soprotivlyaemosti cheloveka negativnihm vozdeyjstviyam sredih //Vestnik Tambovskogo universiteta.
- 2010. - Vihp. 2 (82).
2. Dunaeva, N.I. Soprotivlyaemostj kak lichnostnaya sposobnostj sovremennogo cheloveka // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2011. - № 139.
3. Kartashova, L.V. Organizacionnoe povedenie. - M., 2006.
4. Kryukova, T.L. Metodologiya issledovaniya i adaptaciya oprosnika diagnostiki sovladayuthego povedeniya // Zhurnal prakticheskogo psikhologa.
- 2007. - № 3.
5. Goncharova, S.S. Oprosnik «Sposobih preodoleniya negativnihkh situaciyj» - metod diagnostiki psikhologicheskogo preodoleniya v rannem yunosheskom vozraste» // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. - 2006. - № 6.
6. Volkova, E.N. Subjhektnostj: filosofsko-psikhologicheskiyj analiz. - N. Novgorod, 1997.
7. Khazova, S.A. Rolj kognitivnihkh faktorov v sovladanii s zhiznennihmi trudnostyami. - M. - 2008.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 378.147
Ikonnikov F.V, Yu.S. Pautov, Kovalenko A.S. THE CONTENT AND ORGANIZATION TEACHING CONDITIONS APPLIED TO FORM PHYSICAL ABILITY OF SENIOR PUPILS DURING AN EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS AT A PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCHOOL. The article presents a methodological approach aimed at organizing physical training process at a specific school which expands an interrelation of motive and intellectual ability of senior pupils, correlates with profile teaching, assists in forming physical and psychological ability by means of physical activities. For the first time the relationship of combined and particular impacts of physical and intellectual ability on general physical ability of senior pupils has been identifical.
Key words: general physical ability of senior pupils of a physical and mathematical school, algorithmic instruction method, regressive analysis.
А.В. Иконников, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Рубцовского индустриального института (филиал) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]; Ю.С. Паутов, канд. пед. наук, д-р биол. наук, проф., заслуженный работник ВШ РФ АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; А.С. Коваленко, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Рубцовского индустриального института (филиал)
ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ
В работе представлен методический подход к организации учебного процесса физвоспитания в физико-математическом лицее, который расширяет взаимосвязи двигательных и интеллектуальных способностей школьников, соотносится с профильной направленностью обучения, способствует формированию физической, технической и психологической подготовленности посредством физкультурно-спортивной деятельности. Впервые определены зависимости совокупных и частных влияний физической и интеллектуальной подготовленности на техническую подготовленность старшеклассников.
Ключевые слова: техническая и общая подготовленность старшеклассников лицея, метод предписаний алгоритмического типа, регрессионный анализ.
С целью решения накопившихся проблем в физическом воспитании учащихся В.К. Бальсевич [1], Л.И. Лубышевой [2], методологически обосновано преимущество спортивных технологий в формировании культуры личности. Сущность преобразования содержания физической культуры в спортивную заключается в перестановке акцента с обучения физическим упражнениям на сбалансированное воздействие как на двигательную, так и на психические функции, на интеллектуальный и двигательный компоненты спортивной культуры личности школьников.
Применение спортивных технологий в школьной физической культуре определяется сформированностью интереса учащихся к уроку физической культуры, повышением развивающего и тренирующего эффекта физкультурных занятий, адаптацией организма школьников к физическим и умственным нагрузкам, воспитанием позитивного отношения к спортивной деятельности в целом [3].
В лицеях с физико-математическим профилем физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры школьников. Спортивное воспитание юношей лицея направлено на развитие двигательных способностей, закрепление мотивационно-ценностных отношений к систематическому физическому совершенствованию в организованных и самостоятельных формах (тренировки спортивных команд, секции, физкультурномассовые мероприятия), на достижение оптимального уровня физической подготовленности, освоение навыков спортивного стиля жизни.
В соответствие с целью исследования необходимо было решить следующие задач:
• разработать, экспериментально обосновать методику развития двигательных способностей, возможности использования профильных знаний старшеклассников лицея как спо-