3. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова, 2005.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М., 2008.
5. Варавина, Е.Д. Толково-энциклопедический словарь / Е.В. Варавина, С.М. Снарская, Н. Л. Баженов. - СПб., 2006.
6. Шалаев, И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности. - Барнаул. - 2004.
Bibliography
1. Manujlova S.O. Informatizacija obrazovanija - put' k nepreryvnomu obucheniju specialista // Filosofija obrazovanija. - 2011. - № 3.
2. Volegzhanina I. S. Preemstvennoe formirovanie inojazychnoj professional'noj kommunikativnoj kompetentnosti (filosofskij analiz) // Filosofija obrazovanija. - 2010. - № 4.
3. Obrazcov P. I. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku na nejazykovyh fakul'tetah vuzov [Tekst] / P. I. Obrazcov, O. Ju. Ivanova. - Orel: OGU, 2005. - 114 s.
4. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / gl. red. B. M. Bim-Bad. - M., 2008.
5. Varavina E. D. Tolkovo-jenciklopedicheskij slovar' / E. V. Varavina, S. M. Snarskaja, N. L. Bazhenov. - SPb., 2006.
6. Shalaev, I. K. Motivacionnoe programmno-celevoe upravlenie: osnovy teorii i jekspertiza jeffektivnosti [Tekst] / I. K. Shalaev. - Barnaul, 2004.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 316.61
Dunaeva N.I. BEHAVIOURAL FEATURES OF RESISTIBILITY OF THE PERSON AT AN EXIT FROM ADVERSE REALITY SITUATIONS. In article the analysis of adverse conditions of environment contains, author’s definition of resistibility from the point of view of a phenomenon and resistibility as personal ability in overcoming of adverse reality situations is made, resistibility levels are considered.
Key words: resistibility, adverse conditions of environment, adverse reality situations, crisis, extreme situations, level the approach at studying of resistibility of the person.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
Н.И. Дунаева, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и педагогики Нижегородский филиал Института Бизнеса и Политики (НФ ИБП), г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
В статье содержится анализ неблагоприятных условий среды, дается авторское определение сопротивляемости с точки зрения феномена и сопротивляемости как личностной способности в преодолении неблагоприятных жизненных ситуаций, рассматриваются уровни сопротивляемости.
Ключевые слова: сопротивляемость, неблагоприятные условия среды, неблагоприятные жизненные ситуации, кризисная, чрезвычайная ситуации, уровневый подход при изучении сопротивляемости человека.
С конца 20 века в психологической науке активно обсуждается проблема изучения способности личности по преодолению негативных жизненных ситуаций. Несмотря на обращение многих авторов к данной проблеме, до сих пор не существует единой точки зрения на определение сопротивляемости, ее сущности, структуры.
В отечественной психологии неблагоприятные воздействия рассматриваются через призму трудных и экстремальных ситуаций многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство (Н.В. Тарабрина, М.Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Александровский Ю., и другие). Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов
Исследование сопротивляемости в зарубежной психологии выявляет сложность этого понятия и неоднозначность его трактовки. Наиболее известны концепция жизнестойкости (hardiness), разработанная в трудах американского психолога С. Мадди а также транзакциональная теория стресса (Р Лазарус, С. Фолкман), рассматривающая процесс преодоления. На сегодняшний день активно развивающаяся концепция сопротивляемости в работах N. Garmezy, A.S. Masten, I. Sandler, M.O. Wright, и др. Кроме того, сопротивляемость изучается с точки зрения психологии ресурсов и факторов защиты (Б. Игланд). Сопротивляемость определяется им как процесс использования внешних и внутренних ресурсов для успешного разрешения сложных жизненных задач.
Рассматривая сопротивляемость личности через призму субъектного подхода, мы выделяем не столько то, как человек адаптируется к сложившимся негативным жизненным ситуациям, как то, как он преобразует, изменяет свою жизнь исходя из своих представлений. Человек акцентирует внимание на неадаптивности, а на качественном новом витке, исходя их своих возможностей и этот акт сродни с творческими проявлениями личности, с моделированием нового [1].
Неблагоприятные условия среды - это события, способные нарушить нормальное функционирование человека в степени, достаточной для проявления негативных последствий. В литературе под неблагоприятными условиями среды, влияющими патогенно на личность человека относят «кризисные» или «экстремальные» ситуации, выходящие за рамки повседневного человеческого опыта [2].
Чрезвычайные ситуации - природные бедствия, технологические аварии, социальные потрясения имеют катастрофические последствия, приводящие к страданиям, гибели людей, разрушению социальной инфраструктуры. Кризисные ситуации в самом общем виде характеризуют как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека. В литературе различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в реализации последующей жизни. Кризисная ситуация первого типа представляет собой серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Ситуация второго типа -собственно кризис - бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и ее смысла жизни [3].
Таким образом, на наш взгляд, кризисные и чрезвычайные не всегда одно и то же. Мы полагаем, что ситуации мож-
но обозначить как неблагоприятные для личностного и профессионального развития в том смысле, что они деформируют или вовсе блокируют позитивное развитие человека в личностной и/ или профессиональной сферах.
Неблагоприятные ситуации рассматриваются в зависимости от их локализации в индивидуальной, семейной либо социально-организационной сферах. Индивидуальные трудности представлены болезнями, травмами, насилием; трудности в семейной сфере включают изменения в структуре семьи (развод, смерть члена семьи) или ее функционировании (конфликтные отношения); социально-организационная сфера включает в себя характеристики сообщества (бедность, недисциплинированность) или социальных институтов (насилие в школе, ВУЗе).
Неблагоприятная ситуация ставят под угрозу удовлетворение базовых потребностей и целей человека, а также затрудняют выполнение возрастных задач развития. Неблагоприятные ситуации подразделяются по степени воздействия: от повседневных трудностей до экстремально-кризисных ситуаций.
Процессы в преодолении неблагоприятных ситуаций связаны с доступностью социальных ресурсов и особенностями развития личностных качеств человека, среди которых сопротивляемость наиболее релевантна возможностям позитивного преодоления негативных ситуаций. Человек по - разному будет реагировать и разрешать ту или иную ситуацию, либо находя в себе ресурсы, помогающие преодолеть неблагоприятную ситуацию, при этом сохраняя свою целостность, либо наоборот, покорно «плыть», разрушая себя.
Мы определяем сопротивляемость с точки зрения социально-психологического феномена как способность личности, позволяющей противостоять негативным жизненным ситуациям, нивелировать степень негативного воздействия их на себя и на свое окружение, достигать высокого уровня адаптации к новым условиям собственной жизни и быть способным к конструктивному ее преобразованию. Сопротивляемость можно рассматривать как личностную способность, обладающую свойством функциональных систем, интегрирующую отдельные психические функции, которая имеет индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выхода из сложной жизненной ситуации [1].
Например, в силу различной сформированности сопротивляемости как личностной способности, зависящей как от жизненного опыта, личностных особенностей, индивидуальных различий, при столкновение с трудной жизненной ситуацией, человек по - разному будет реагировать и разрешать ту или иную ситуацию, либо находя в себе ресурсы, помогающие преодолеть неблагоприятную ситуацию, при этом сохранив свою целостность, либо наоборот, покорно «плыть», разрушая себя.
Таким образом, сопротивляемость мы рассматриваем как свойство личности, характеризующую функциональную индивидуальность, входящую в структуру личностных способностей.
Основываясь на подходе рассмотрения психической регуляции поведения Д.А. Леонтьева, мы считаем, что сопротивляемость как личностная способность может характеризоваться различным уровнем развития. В исследованиях Д. А. Леонтьева уровневый подход был предложен для изучения системы психической регуляции поведения [4, с. 73]. В этих исследованиях, предлагается мультирегуляторная модель личности, в которой предусматриваются шесть основных уровней психической детерминации. Первый уровень -это уровень индивидуальных потребностей и влечений, которые управляют активностью личности по логике «Я хочу». Второй уровень - это уровень условных рефлексов, которые запускаются в ответ на внешнюю стимуляцию. Этому уровню психической регуляции отвечает логика реагирования на стимул. Эта логика схватывается формулой «Потому что он первый начал».
Третий уровень - это система регуляторных структур типа стереотипов, установок, диспозиций, которые охватывают большую часть психологии личности. Они заставляют человека действовать по логике предрасположенности. Суть этой логики отражает фраза: «Потому что я привык так делать». Три названные системы общие для человека и животных.
Следующий уровень регуляции присущ только человеку и связан с социальными нормативами. Социальные нормы, предписания, ожидания, санкции регламентируют поведение личности по логике социальной нормативности. Поступки совершаются личностью под лозунгом «Потому что все так поступают».
Пятый уровень конституируют смысловые механизмы и структуры собственно личностной регуляции поведения. На этом уровне властвует логика смысловой регуляции или логика смысловой необходимости. Поступки личности осуществляются под девизом «Для меня это важно». Наконец, высший уровень психической регуляции составляют механизмы свободного выбора и ответственности личности. Поступки личности продиктованы логикой личностной свободы и проходят по принципу «А почему бы и нет?».
На наш взгляд этот подход может применяться и для выявления уровней сопротивляемости человека неблагоприятным жизненным ситуациям. Говоря о сопротивляемости как о способности сохранить себя и свою целостность, готовности противостоять негативным ситуациям, мы также можем рассмотреть различные уровни, которые будут присущи людям при столкновении с трудной жизненной ситуацией .
Так первый уровень сопротивляемости связан с активизацией условных рефлексов, которые запускаются в ответ на внешнюю стимуляцию при столкновении с неблагоприятной ситуацией. Этому уровню психической регуляции отвечает логика реагирования на стимул. Это состояние шоковой рассте-рянности. Столкнувшись с негативной жизненной ситуацией, человек либо впадает в оцепенение, либо впадает в панику, которая сопровождается хаотичными неконтролируемыми действиями, движениям, в этом случае, особенно при сильной психотравме возможны соматоформные реакции человека (обмороки, приступы).
Второй уровень сопротивляемости проявляется при выходе из трудных ситуаций, который характеризует система кор-релянтов стереотипов, установок, диспозиций. Они заставляют человека действовать по логике предрасположенности. Суть этой логики отражает фраза: «Потому что я привык так делать». В данном случае не происходит анализ ситуации, человек действует по закрепленному шаблону.
Третий уровень сопротивляемости связан с социальными нормативами. Социальные нормы, предписания, ожидания, санкции регламентируют поведение личности по логике социальной нормативности. Человек следует им, исходя из ожидания получения социального одобрения. Социальные нормы увязывают требования, условия и задачи общества с определенными поведенческими проявлениями личности. Механизм нормативной саморегуляции поведения зависит от степени осознания и принятия тех или иных норм личностью. Любое поведение социальное поведение человека всегда оценивается (как им самим, так и другими людьми), сравниваются с некоторыми «стандартами», принятыми в данном обществе или в данной группе. Поступки совершаются личностью под лозунгом «Потому что все так поступают», по типу так поступает «настоящий мужчина».
Четвертый уровень сопротивляемости конституируют смысловые механизмы и структуры собственно личностной регуляции поведения. На этом уровне властвует логика смысловой регуляции или логика смысловой необходимости. Смысловая регуляция противоречит конформности, традициям, в данном случае существует некоторая оппозиции между сохранением традиций, стабильности, неизменности. Поступки личности осуществляются под девизом «Для меня это важно».
Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, обсуждается в концепции
В.Н. Мясищева. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [5, с. 24]. Отношение сходно с такими понятиями как диспозиция, предрасположенность, т.е. предполагает некоторую направленность возможного поведения, определенную опытом социальной жизни индивида.
Наконец, четвертый высший уровень сопротивляемости человека негативным ситуациям связан со смысловыми механизмами свободного выбора и ответственности личности. Сам факт того, что поведение определяется смыслами ситуаций, предметов и явлений, было еще отмечено в работах А. Адлера, В. Франка, С. Мадди, Ж. Нюттена, Н. Эндлера и Д. Магнуссона и др. Причем В. Франкл и С. Мадди подчеркивали, что без смысла невозможна никакая активность вообще, отсутствие смысла приводит к заболеванию.
В данном случае речь идет о сохранение целостности личности. Совместное развитие механизмов свободы и ответственности при разрешении неблагоприятной жизненной си-
Библиографический список
туации знаменует переход человека на качественно новый уровень психической регуляции - уровень саморегуляции и самодетерминации. «В своей развитой форме свобода и ответственность неразделимы, выступают как единый механизм саморегулируемой произвольной осмысленной активности, присущей зрелой личности в отличие от незрелой» [4, с. 75]. Свобода заключается в подъеме на более высокий уровень регуляции активности, благодаря чему снимается детерминация более низких уровней психической регуляции. Примером может служить образ Князя Болконского сцена Аус-терлицкого сражения, несмотря на смертельное ранение, в нем как в сильной, активной личности, наступает перелом, находясь почти в забытье, он для себя открывает счастье любви ко всем людям, думает, что «ему открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящиеся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви».
Безусловно, такая многоуровневость сопротивляемости является условной, (носит сугубо условный характер) так как будет зависеть от неоднозначности по силе, интенсивности, значимости воздействия неблагоприятной жизненной ситуации на личность.
1. Дунаева, Н.И. Сопротивляемость как личностная способность современного человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. - 2011. - № 139.
2. Солдатова, Г.У. Психологические последствия террористического акта: опыт Беслана //Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 6.
3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. -СПб., 2006.
4. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 1.
5. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Психология отношений. - Воронеж, 1995.
Bibliography
1. Dunaeva, N.I. Soprotivlyaemostj kak lichnostnaya sposobnostj sovremennogo cheloveka // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Nauchnihyj zhurnal. - 2011. - № 139.
2. Soldatova, G.U. Psikhologicheskie posledstviya terroristicheskogo akta: opiht Beslana //Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2008. - T. 29. - № 6.
3. Obespechenie psikhologicheskoyj bezopasnosti v obrazovateljnom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. I.A. Baevoyj. - SPb., 2006.
4. Leontjev, D.A. Psikhologiya svobodih: k postanovke problemih samodeterminacii lichnosti // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2000. - T. 21. - № 1.
5. Myasithev, V.N. Psikhologiya otnosheniyj. Psikhologiya otnosheniyj. - Voronezh, 1995.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 316.61
Dunaeva N.I. MODEL OF RESEARCH OF RESISTIBILITY AS PERSONAL PROPERTY TO NEGATIVE REALITY SITUATIONS.
In article the conceptual substantiation of a phenomenon of resistibility of the person is given to negative reality situations, resistibility factors are considered, the circle empirically measured lichnostno-psychological конструктов the different level is outlined, allowing the person to show resistibility, techniques for studying of potential of resistibility as personal property are offered. Key words: resistibility, resistibility factors, lichnostno-psychological konstruct resistibility, a technique resistibility studying.
Н.И. Дунаева, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и педагогики Нижегородский филиал Института Бизнеса и Политики (НФ ИБП), г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО СВОЙСТВА НЕГАТИВНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ
В статье дается концептуальное обоснование феномена сопротивляемости человека негативным жизненным ситуациям, рассмотрены факторы сопротивляемости, очерчен круг эмпирически измеряемых личностно-психологических конструктов разного уровня, позволяющих человеку проявлять сопротивляемость, предлагаются методики для изучения потенциала сопротивляемости как личностного свойства.
Ключевые слова: сопротивляемость, факторы сопротивляемости, личностно-психологические конструкты сопротивляемости, методики изучение сопротивляемости.
Проблема сопротивляемости сама по себе не нова, она исследовалась в разном терминологическом оформлении - защитных механизмов, совладания, жизнестойкости, стрессоус-тойчивости, саморегуляции и др. Актуальность этой проблемы на протяжении всего времени ее изучении очень высока, начи-
ная с первой теоретической версии, когда в 1942 году был использован термин сопротивляемости личности к психотравме ^. Ionescu). И сегодня «сопротивляемость» является часто встречаемым термином, используемым для описания особого взаимодействия личности и психотравмирующей ситуации.