Научная статья на тему 'Проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях'

Проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
401
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна, Серебровская Наталья Евгеньевна, Егорова Полина Александровна

Введение: в статье обсуждается психологическая проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, выявления факторов, способствующих развитию этого личностного образования. На сегодняшний день в психологической литературе до сих пор существует дефицит исследований сопротивляемости личности, недостаточно изучены факторы, внешние и внутренние, влияющие на развитие сопротивляемости личности. Важным моментом в понимании формирования механизмов сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям является изучение роли образовательной среды как важнейшего фактора, обеспечивающего полноценный процесс развития личности обучающегося. В этой связи становится необходимым обобщить накопленный материал, представленный в трудах российских и зарубежных исследователей, по проблеме влияния образовательной среды как фактора сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. В статье обобщены и проанализированы результаты зарубежных исследователей по проблеме изучения влияния специально организованной безопасной образовательной среды на сопротивляемость личности трудным жизненным ситуациям. Материалы и методы: статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме психологии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. Основным методом изучения сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды является метод теоретического анализа научных психологических зарубежных и отечественных источников. Методологическим основанием для изучения сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям является субъектный подход. Результаты исследования: рассмотрение теоретических положений психологии сопротивляемости личности, анализ эмпирических исследований зарубежных авторов по проблеме влияния образовательной среды на сопротивляемость личности трудным жизненным ситуациям, в частности в контексте исследований психологии безопасности, субъектного подхода, выявление и обобщение интраи интерресурсов, помогающих справиться с трудной ситуацией. Авторами предложено собственное определение сопротивляемости личности при выходе из трудных жизненных ситуаций. Приводится научная аргументация значимости формирования безопасной, субъектной и позитивной образовательной среды при развитии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. Обсуждение и заключения: обосновывается вывод о несомненной актуальности вопросов, связанных с исследованием сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, необходимости анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблематике. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения психологической структуры сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, а также факторов и условий ее формирования. При этом подчеркивается важность и значимость формирования безопасной, субъектной и позитивной образовательной среды при развитии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RESILIENCE OF THE PERSONALITY TO DIFFICULT LIFE SITUATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCH

Introduction: in article the problem of psychology of resilience of the personality to difficult life situations, identifications of the factors contributing to the development of resilience of the personality is discussed. Today in psychological literature there is still a lack of researches of resilience of the personality, the factors, such as the external and internal ones, the factors influencing the development of person’s resilience are insufficiently studied. An important point in understanding of formation of mechanisms of resilience of the personality is studying of a role of the educational environment as a factor of resilience of the personality to difficult life situations. In this regard it becomes necessary to generalize the saved-up material in works of the Russian and foreign researchers on a problem of influence of the educational environment as a factor of resilience of the personality to difficult life situations. The results of foreign researchers on the problem of studying of influence of specially organized safe educational environment on the resilience of the personality to difficult life situations are presented in the article. Materials and methods: the article is an analytical review where the attempt of systematization of scientific psychological knowledge of a problem of psychology of resilience of the personality to difficult life situations is made. The main method of studying of resilience of the personality to negative life situations in the conditions of the educational environment is the method of the theoretical analysis of scientific psychological foreign and domestic sources. Subjective approach is the methodological basis for studying of resilience of the personality to difficult life situations. Results of a research: consideration of theoretical provisions of resilience of the personality and empirical researches of foreign authors of influence of the educational environment on the resilience of the personality to difficult life situations in the context of researches of psychology of safety, subject approach, the intra-resources and Inter resources helping to cope with a difficult situation. The authors offer a definition of resilience of the personality in the course of exiting from difficult life situations. The scientific proof of the importance of formation of safe, subjective and positive educational environment when developing resilience of the personality to difficult life situations is consistently provided. Discussion and conclusions: the conclusion about undoubted relevance of the questions connected with a research of resilience of the personality to difficult life situations and existence of foreign psychological researches on this issue is proved. Taking into consideration the results of scarce psychological research carried out by domestic and foreign authors the need for further studying of psychological structure of resilience of the personality to difficult life situations and also factors and conditions of its formation is proved. At the same time the significance and the importance of formation of safe, subject and positive educational environment in development of resilience of the personality to difficult life situations is emphasized.

Текст научной работы на тему «Проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях»

Педагогическая психология Статья/Article

УДК 159.99

DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-11

ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ ТРУДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ

Н. И. Дунаева1 *, Н. Е. Серебровская2*, П. А. Егорова3*

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: nataliadunaeva468@yandex.ru Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: serebrovskaya-n@yandex.ru Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии,

Москва, Российская Федерация *e-mail: rHsboll7@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Введение: в статье обсуждается психологическая проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, выявления факторов, способствующих развитию этого личностного образования. На сегодняшний день в психологической литературе до сих пор существует дефицит исследований сопротивляемости личности, недостаточно изучены факторы, внешние и внутренние, влияющие на развитие сопротивляемости личности. Важным моментом в понимании формирования механизмов сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям является изучение роли образовательной среды как важнейшего фактора, обеспечивающего полноценный процесс развития личности обучающегося. В этой связи становится необходимым обобщить накопленный материал, представленный в трудах российских и зарубежных исследователей, по проблеме влияния образовательной среды как фактора сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. В статье обобщены и проанализированы результаты зарубежных исследователей по проблеме изучения влияния специально организованной безопасной образовательной среды на сопротивляемость личности трудным жизненным ситуациям.

Материалы и методы: статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме психологии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. Основным методом изучения сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды является метод теоретического анализа научных психологических зарубежных и отечественных источников. Методологическим основанием для изучения сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям является субъектный подход.

Результаты исследования: рассмотрение теоретических положений психологии сопротивляемости личности, анализ эмпирических исследований зарубежных авторов по проблеме влияния образовательной среды на сопротивляемость личности трудным

жизненным ситуациям, в частности в контексте исследований психологии безопасности, субъектного подхода, выявление и обобщение интра- и интерресурсов, помогающих справиться с трудной ситуацией. Авторами предложено собственное определение сопротивляемости личности при выходе из трудных жизненных ситуаций. Приводится научная аргументация значимости формирования безопасной, субъектной и позитивной образовательной среды при развитии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям.

Обсуждение и заключения: обосновывается вывод о несомненной актуальности вопросов, связанных с исследованием сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, необходимости анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблематике. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения психологической структуры сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, а также факторов и условий ее формирования. При этом подчеркивается важность и значимость формирования безопасной, субъектной и позитивной образовательной среды при развитии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям.

Ключевые слова: психология сопротивляемости личности, трудные жизненные ситуации, образовательная среда, субъектный подход, безопасная среда.

Для цитирования: Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е., Егорова П.А. Проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 11.

THE PROBLEM OF RESILIENCE OF THE PERSONALITY TO DIFFICULT LIFE SITUATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN AND

FOREIGN RESEARCH

1 2 3

N. I. Dunaeva *, H. E. Serebrovsky *, P. A. Egorova *

1National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,

Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: nataliadunaeva468@yandex.ru National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: serebrovskaya-n@yandex.ru

3 у

Federal Research Clinical Center for Resuscitation and Rehabilitation, Moscow, Russian Federation *e-mail: rusboll7@,gmail.com

ABSTRACT

Introduction: in article the problem of psychology of resilience of the personality to difficult life situations, identifications of the factors contributing to the development of resilience of the

personality is discussed. Today in psychological literature there is still a lack of researches of resilience of the personality, the factors, such as the external and internal ones, the factors influencing the development of person's resilience are insufficiently studied. An important point in understanding of formation of mechanisms of resilience of the personality is studying of a role of the educational environment as a factor of resilience of the personality to difficult life situations. In this regard it becomes necessary to generalize the saved-up material in works of the Russian and foreign researchers on a problem of influence of the educational environment as a factor of resilience of the personality to difficult life situations. The results of foreign researchers on the problem of studying of influence of specially organized safe educational environment on the resilience of the personality to difficult life situations are presented in the article. Materials and methods: the article is an analytical review where the attempt of systematization of scientific psychological knowledge of a problem of psychology of resilience of the personality to difficult life situations is made. The main method of studying of resilience of the personality to negative life situations in the conditions of the educational environment is the method of the theoretical analysis of scientific psychological foreign and domestic sources. Subjective approach is the methodological basis for studying of resilience of the personality to difficult life situations. Results of a research: consideration of theoretical provisions of resilience of the personality and empirical researches of foreign authors of influence of the educational environment on the resilience of the personality to difficult life situations in the context of researches of psychology of safety, subject approach, the intra-resources and Inter resources helping to cope with a difficult situation. The authors offer a definition of resilience of the personality in the course of exiting from difficult life situations. The scientific proof of the importance of formation of safe, subjective and positive educational environment when developing resilience of the personality to difficult life situations is consistently provided.

Discussion and conclusions: the conclusion about undoubted relevance of the questions connected with a research of resilience of the personality to difficult life situations and existence of foreign psychological researches on this issue is proved. Taking into consideration the results of scarce psychological research carried out by domestic and foreign authors the need for further studying of psychological structure of resilience of the personality to difficult life situations and also factors and conditions of its formation is proved. At the same time the significance and the importance of formation of safe, subject and positive educational environment in development of resilience of the personality to difficult life situations is emphasized.

Keywords: psychology of resilience of the personality, difficult life situations, educational environment, subject approach, safe environment.

For citation: Dunaeva N.I., Serebrovsky H.E., Egorova P.A. The problem of resilience of the personality to difficult life situations in the educational environment in the russian and foreign research // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 1. Р 11.

Введение

Проблема сопротивляемости личности трудным ситуациям социального, личностного характера становится все более актуальной в современном меняющемся мире. Как создать условия для формирования сопротивляемости личности, как развить в человеке внутренние механизмы устойчивости? В настоящее время активно обсуждаются эти вопросы. Они

непосредственным образом связаны с проблемой выявления факторов сопротивляемости трудным жизненным ситуациям. Такими факторами называют движущие силы, причины какого-либо процесса, явления, а также существенные обстоятельства процесса или явления. Можно сказать, что факторы - это доминирующие условия существования чего-либо. Известно, что на преодоление трудной жизненной ситуации оказывают влияние как личностные, так и ситуационные факторы (R.H. Moss, J.A. Schaefer, 1993 и др.). Некоторые авторы кроме личности субъекта и реальной ситуации выделяют в качестве фактора социальную поддержку (D. Terry, 1991; H. Weber, 1992) [4].

Важным моментом в понимании формирования личностных механизмов сопротивляемости современного человека является изучение роли образовательной среды как фактора сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям.

Обзор литературы

В толковом словаре С.И. Ожегова среда определяется как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов, и как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также как совокупность людей, связанных общностью этих условий. Данное определение рассматривает среду как с географической, так и с социальной точки зрения [5]. Это подчеркивают и многие авторы, считающие, что в структурном отношении понятие окружающей среды охватывает не только пространственно-предметные (природные и антропогенные) условия, окружающие человека, но и социальные.

Близко к понятию «среда» понятие «пространство». Понятие «среда» отличается от понятия «пространство». Смысловое значение понятия пространства более емкое, протяженное. В словаре С.И. Ожегова пространство трактуется как объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Таким образом, эти два понятия следует различать, хотя в обиходе, определяя окружение человека, эти понятия употребляются как синонимы, обозначая жизненное пространство, окружающую человека среду.

Понятие окружающей среды достаточно подробно было разработано В.А. Ясвиным, который отмечал, что, «несмотря на необычно широкое употребление, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки» [6]. Наряду с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда человека», «человеческая среда», «жизненная среда».

Социальная среда, в которую включен человек, характеризуется большим разнообразием [11, 12]. В нее входит этническая, семейная, образовательная, информационная, духовная и другие сферы социальной жизни человека. Как диалектически развивающийся динамический процесс социальная среда представлена Л.С. Выготским. Взаимное влияние социальной среды и поведения человека исследовалось Д. Марковичем, П.А. Сорокиным, Т.М. Сорокиной, С.Н. Сорокоумовой, Н.Е. Серебровской [9, 11, 12, 20, 21, 22]. Процесс развития личности, как справедливо утверждает Д.И. Фельдштейн, должен обеспечивать все большую степень ее раскрытия. Он понимается как сложный, многофакторный процесс, который совершается по особым внутренним законам, выступает как специфичная форма социального развития человека, «субстратом которого является интегрированная социальная сущность индивида» [13]. Интересен подход к изучению развития личности с точки зрения психологии среды или психологической экологии,

возникшей в 60-х годах прошлого столетия (Р. Баркер), в рамках которого рассматриваются проблемы изучения личности в реальной жизненной ситуации, а среда понимается как комплекс условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. В работах В.А. Яснина образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей ее развития. Ю.Н. Кулюткин, С.А. Тарасов рассматривают эту категорию как систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека [6]. С точки зрения Н.Е. Серебровской, система образования - это та среда, где происходит дальнейшее (после семьи) «взращивание» человека, осуществляется «вхождение» внешнего, социального во внутреннее, психическое, т.е. происходит интериоризация социального содержания, ее присвоение обучающимся [9].

И.А. Баева, рассматривая в своем исследовании общетеоретические вопросы, связанные с проблемой взаимосвязи человека с окружающей природной и социальной средой, считает, что образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий для развития личности ученика [1]. В понимании образовательной среды мы опираемся в том числе и на подход Е.Н. Волковой, в котором образовательная среда понимается как «психолого-педагогическая реальность, подразумевающая специально организованные условия для формирования личности и возможности для ее развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса» [1]. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений, участвующих в ней субъектов. Именно через взаимодействие происходит личностный рост и развитие способностей преодолевать жизненные трудности. Развитие личности происходит под влиянием не только благоприятных факторов и условий, но и под влиянием неблагоприятных. Неблагоприятные условия среды - это события, способные нарушить нормальное функционирование человека в степени, достаточной для проявления негативных последствий. В научной литературе к неблагоприятным условиям среды, влияющим патогенно на личность человека, относят кризисные или экстремальные ситуации, выходящие за рамки повседневного человеческого опыта [10].

Способность преодолевать неблагоприятные ситуации человеком связана с доступностью для него социальных ресурсов и особенностями развития личностных качеств человека, среди которых сопротивляемость наиболее релевантна возможностям позитивного преодоления негативных ситуаций [2].

Зарубежные авторы подчеркивают, что факторы риска не действуют изолированно: отношения человека со средой могут формировать «замкнутые цепи» взаимодействия, когда неблагоприятные средовые факторы вызывают изменение в развитии личности и вместе с тем сами испытывают влияние изменений как индивидуальных, так и средовых переменных [14].

Материалы и методы

Анализируя основные теоретические подходы (S. Ionescu, N. Garmezy, A.S. Masten, I. Sandler, M.O. Wright) к пониманию сопротивляемости человека негативным жизненным ситуациям, а также близкие по содержанию и изучаемым вопросам теории (С. Мадди, Р. Лазарус, С. Фолкман, Л.А. Китаев-Смык, А.Г. Маклаков, Л.В. Куликов, С.К. Нартова-Бочавер, Т.Л. Крюкова, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский), мы определили сопротивляемость

как способность личности, позволяющую противостоять негативным жизненным ситуациям, нивелировать степень негативного воздействия их на себя и на свое окружение, достигать высокого уровня адаптации к новым условиям собственной жизни и быть способным к конструктивному ее преобразованию. Это понимание сопротивляемости как социально-психологического феномена. Сопротивляемость можно рассматривать как личностную способность, обладающую свойством функциональных систем, интегрирующую отдельные психические функции, которая имеет индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выхода из сложной жизненной ситуации. Значимым подходом для целостного осмысления феномена сопротивляемости, на наш взгляд, является также концепция психологии безопасности, разработанная в отечественной психологии И.А. Баевой. В данной концепции очерчен круг проблем, поднимающих вопросы сопротивляемости личности, а сопротивляемость личности определяется как интегративное психическое образование, представленное взаимодействием разных уровней и компонентов психической жизни индивида, обеспечивающее оптимальное, наиболее благоприятное соотношение личностных и средовых факторов в каждой конкретной ситуации [2].

Мы выбираем из всех возможных методологических оснований для изучения сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям субъектный подход, выделяя в личности особую личностную способность человека - субъектность. Методологическая основа изучения субъектности заложена в концепции человека, выдвинутой С.Л. Рубинштейном, конкретизирована его последователями К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, Е.Н. Волковой и др. [7].

Рассматривая сопротивляемость личности трудным жизненным ситуациям через призму субъектного подхода, мы выделяем не столько то, как человек адаптируется к сложившимся негативным жизненным ситуациям, сколько то, как он преобразует, изменяет свое отношение к жизни и себе самому в связи с изменившимися обстоятельствами. Человек акцентирует внимание на изменениях, исходя их своих возможностей, и этот процесс сродни творчеству, моделированию новых жизненных траекторий и внутренних личностных условий. Анализируя ресурсы сопротивляемости трудной жизненной ситуации у детей, можно выделить интраресурсы и интерресурсы, помогающие справиться с ситуацией. К интраресурсам относят активное вмешательство самого ребёнка в ситуацию, его внутреннюю работу, включение внутренних ресурсов личности. Интерресурсы включаются тогда, когда у ребёнка возникает ощущение невозможности справиться с данной ситуацией одному, без посторонней помощи взрослых, и вот здесь возникает необходимость социальной поддержки [3]. Нам близка точка зрения М. Раудсеппа, который считает, что образовательная среда как раз и является источником такой социальной поддержки с объективно позитивными эффектами (личностное развитие, адаптация, чувство благополучия, ответственности). Социальная поддержка включает в себя потенциальные ресурсы социальных связей, то есть включенность субъекта в общности и группы, связи со значимыми другими, так называемая «поддержка социальных сетей». М. Раудсепп полагает, что в образовательной среде должны заключаться все пять главных типов социальной поддержки: эмоциональная, информационная, статусная, инструментальная и диффузная поддержка [1].

Результаты исследования

Известно, что, если ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях, помочь избежать негативных последствий и стимулировать его развитие можно через предоставление ему специально организованных услуг, развивающих программ, а также через создание сети позитивных отношений с другими взрослыми.

1. В проведенных зарубежных исследованиях на различных группах испытуемых было выявлено единство в обнаруженных коррелятах сопротивляемости. A. Masten охарактеризовала выделенные факторы как ресурсы сопротивляемости, которые отражают фундаментальные адаптивные системы, поддерживающие развитие индивида [1].

В этот список ресурсов сопротивляемости входят не только индивидуально-психологические особенности ребенка, но и целый ряд общественных характеристик, а именно: эффективные дошкольные и школьные учреждения, квалифицированные компетентные педагоги, дополнительные образовательные программы, т.е. делается акцент на эффективную и безопасную образовательную среду. Таким образом, можно констатировать, что интерес исследователей в изучении факторов сопротивляемости сместился к проблеме изучения социального контекста, к специально организованной безопасной образовательной среде.

2. Исследования британского психолога М. Rutter (1979) указывают на то, что школьная окружающая среда является особенно важной для эмоционального развития ребенка, а также для формирования адекватных поведенческих реакций. При этом он отмечает важность наличия именно благоприятной школьной окружающей среды, которая позволит сформировать достаточные ресурсы сопротивляемости личности. Благоприятный психологический климат в школе, поддержка со стороны учителей и сверстников позволит ребенку повысить свою самооценку, проявить себя в различных видах деятельности, что даст возможность почувствовать ребенку успех, а также расширит его социальные контакты, поможет развить коммуникативные способности [17]. В своем исследовании М. Rutter (1979) сделал вывод, что защитный эффект образовательной среды зависит от качества, силы и безопасности отношений, которые будут складываться у ребенка при взаимодействии с другими людьми, даже несмотря на имеющиеся плохие отношения с родителями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из важных факторов сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям является психологически безопасная образовательная среда.

3. Результаты лонгитюдного исследования Р. Дюбуа и др. (1992), касающегося влияния негативных жизненных событий на ученика и социальной поддержки со стороны персонала школы, показали их прямую зависимость. «Наши результаты подчеркивают важность поддержки от учителей и другого школьного персонала, приводящего к положительным результатам, связанным с развитием ребенка». Дети, которые постоянно ощущали высокий уровень поддержки со стороны школы, но при этом не получали ее со стороны своей семьи, были наименее уязвимы при воздействии на них стрессовых событий, демонстрировали успешную адаптацию в дальнейшем, невзирая на наличие серьезных факторов риска в детстве. Е. Werner в лонгитюдном исследовании, изучая внешние ресурсы сопротивляемости, сделал вывод о том, что безопасная образовательная среда развивала у данной категории детей компетентность и эффективность, а в среднем возрасте у них происходило снижение числа негативных жизненных событий, что открывало перед ними новые возможности развития [19].

Зарубежные исследования N. Garmazy (1991), B. Benard (1991), М. Rutter (1987), показывают важность фактора обогащения среды для развития ребенка, находящегося в неблагоприятных условиях. Позитивная образовательная среда с позиции психологии развития будет являться основой успешного разрешения возрастных кризисов для ребенка, подверженного воздействию негативной семейной ситуации. Haertel и Walberg (1994) также отмечали в своих исследованиях тот факт, что дети, воспитывающиеся в неблагоприятных условиях, демонстрировали высокие показатели в учебе и образцы эффективного разрешения трудных ситуаций [15,16].

4. M. Haberman (1996), Waxman (1997) в своих работах обращают пристальное внимание на программы подготовки учителей для работы с жизнестойкими детьми. Они считают, что акцент в этих программах должен быть сделан не на слабых сторонах, а на возможностях, от модели «дефицита» до модели «сил», чтобы «помочь детям справиться с проблемой и как можно глубже раскрыть их образовательный и личный потенциал» [18]. Таким образом, акцент должен быть сделан не на коррекционных занятиях с детьми, а на превентивных мерах в работе с данной категорией детей.

Обсуждение и заключения

В целом обзор современных зарубежных исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что авторы отводят главную роль генетическим предпосылкам и факторам обогащения среды при сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. Но следует отметить, что проблема активности самого ребенка во всех приведенных выше исследованиях практически не рассматривается. Решение вопроса сопротивляемости сводится лишь к постулированию необходимости изучения личностных особенностей ребенка. На наш взгляд, только создание психологически безопасной образовательной среды с субъектной парадигмой позволит развить сопротивляемость как личностную способность ребенка.

Таким образом, при несомненной актуальности вопросов сопротивления личности негативным факторам окружающего мира и наличии многочисленных психологических исследований по данной проблематике на сегодня не существует единой точки зрения по вопросу генезиса и содержания сопротивляемости личности, а также факторам и условиям ее формирования. Определение в этой связи роли образовательной среды как фактора сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям вызывает, несомненно, большой интерес. С нашей точки зрения, акцент должен сместиться и в сторону изучения внутренних факторов развития сопротивляемости и личностных особенностей ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. При этом считаем необходимым в контексте этой работы подчеркнуть важность и значимость формирования безопасной, субъектной и позитивной образовательной среды при развитии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям.

Список использованных источников

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2002. 271 с.

2. Дунаева Н.И. Сопротивляемость как личностная способность современного человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. 2011. №139.

3. Дунаева Н.И. К проблеме рассмотрения внутренних и внешних ресурсов сопротивляемости негативным жизненным ситуациям в онтогенезе // Инициативы XXI века. 2012. №3. С. 88-91.

4. Дунаева Н.И. Религиозность как социальный фактор при сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 73-75.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 749.

6. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

7. Психология субъектности педагога / под ред. Е.Н. Волковой. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. С.48.

8. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы / под ред. И.А. Баевой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 288 с.

9. Серебровская Н.Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Н. Новгород, 2012.

10. Солдатова Г.У. Психологические последствия террористического акта: опыт Беслана // Психологический журнал. 2008. Т. 29, №6.

11. Сорокина Т.М. Развитие социально-профессиональной компетенции будущего педагога начальной школы в интегративной среде вуза. М., 2017. 156 с.

12. Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г. и др. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.

13. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Наука, 1989. 200 с.

14. Юдин Н.В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. СПб., 2009.

15. Benard B. Fostering resiliency in kids: Protective factors in the family, school and community. ED335781. Portland, OR: Northwest Regional Educational Laboratory, 1991.

16. Garmezy N. Resiliency and vulnerability to adverse developmental outcomes associated with poverty // American Behavioral Scientist. 1991. Vol. 34. Pp. 416-430.

17. Garmezy N. & Rutter M. Acute stress reactions // Rutter M. and Hersov L. (eds.) Child and adolescent psychiatry: Modern approaches. Oxford: Blackwell, 1985.

18. Haberman M. Star teachers of children in poverty. West Lafayette, IN: Kappa Delta Pi, 1996.

19. Werner E. Protective factor sand individual resilience // Handbook of Early Childhood Intervention. California, 1990. Pp. 97-116.

20. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 09.01.2019).

21. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment //

Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.

22. Sorokoumova S.N., Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691.

References

1. Baeva I.A. Psychological safety in education. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gercena Publ., «Soyuz» Publ., 2002. P. 271 (In Russ.)

2. Dunaeva N.I. Resilience as a personal ability of a modern person. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Nauchnyj zhurnal, 2011, no. 139. (In Russ.)

3. Dunaeva N.I. To the problem of consideration of internal and external resources of resistance to negative life situations in ontogenesis. Iniciativy XXIveka, 2012, no. 3, pp. 88-91. (In Russ.)

4. Dunaeva N.I. Religiosity as a social factor in the resilience of the individual to negative life situations. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2012, no. 1(32), pp. 73-75. (In Russ.)

5. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow, 1968. P. 749. (In Russ.)

6. Panov V.I. Ecological psychology: The experience of building a methodology. Moscow, Nauka Publ., 2004. P.197. (In Russ.)

7. Psychology of teacher's subjectivity ed. E.N. Volkova. Nizhny Novgorod, Nizhegorodskij gumanitarnyj centr Publ., 2001. P. 48. (In Russ.)

8. Psychology of security as the basis of humanitarian technologies in social interaction: scientific and methodological materials ed. I.A. Baevoj. St. Petersburg, OOO «Knizhnyj Dom» Publ., 2008. 288 p. (In Russ.)

9. Serebrovskaya N.E. Formation and development of the conflictological culture of the future specialist socionomic profession in the university period. The dissertation of the doctor of psychological sciences. Nizhny Novgorod, 2012. (In Russ.)

10. Soldatova G.U. Psychological consequences of a terrorist act: the experience of Beslan. Psihologicheskij zhurnal, 2008, vol. 29, no. 6. (In Russ.)

11. Sorokina T.M. The development of social and professional competence of the future teacher of elementary school in the integrative environment of the university. Moscow, 2017. 156 p. (In Russ.)

12. Sorokoumova S.N., Muhina T.G. et al. Social and Moral Development of Students in the Conditions of Inclusive Education. Psihologo-pedagogicheskijpoisk, 2018, no. 4(48), pp. 152163. (In Russ.)

13. Fel'dshtejn D.I. Psychology of personality development in ontogenesis. Moscow, Nauka Publ., 1989.P. 200. (In Russ.)

14. YUdin N.V. Psychological protection of students from the adverse effects of the social environment. The author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. St. Petersburg, 2009. (In Russ.)

15. Benard B. Fostering resiliency in kids: Protective factors in the family, school and community. ED335781. Portland, OR: Northwest Regional Educational Laboratory, 1991.

16. Garmezy N. Resiliency and vulnerability to adverse developmental outcomes associated with poverty. American Behavioral Scientist, 1991, vol. 34, pp. 416-430.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Garmezy N. & Rutter M. Acute stress reactions. Rutter M. and Hersov L. (eds.) Child and adolescent psychiatry: Modern approaches, Oxford: Blackwell, 1985.

18. Haberman M. Star teachers of children in poverty. West Lafayette, IN: Kappa Delta Pi, 1996.

19. Werner E. Protective factor sand individual resilience. Handbook of Early Childhood Intervention, California, 1990, p. 97-116.

20. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 09.01.2019).

21. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293.

22. Sorokoumova S.N., Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 2016, vol. 7, no. 6, pp. 685-691.

© Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е., Егорова П.А., 2019

Информация об авторах Дунаева Наталья Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Н.И. Лобачевского), e-mail: nataliadunaeva468@yandex.ru

Серебровская Наталья Евгеньевна - доктор психологических наук, доцент, профессор, Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Н.И. Лобачевского), e-mail: serebrovskaya-n@yandex.ru

Егорова Полина Александровна - доцент кафедры психологии и реабилитационных технологий, ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии», Москва, Российская Федерация, e-mail: rusboll7@gmail.com

Information about the authors Dunaeva Natalia Ivanovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: nataliadunaeva468@yandex.ru Serebrovskaya Natalya Evgenievna - Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: serebrovskaya-n@yandex.ru

Egorova Polina Aleksandrovna - Associate Professor of the Department of Psychology and Rehabilitation Technologies, Federal Research Clinical Center for Resuscitation and Rehabilitation, Moscow, Russian Federation, e-mail: rusboll7@gmail.com

Вклад соавторов

Дунаева Наталья Ивановна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов.

Серебровская Наталья Евгеньевна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов. Егорова Полина Александровна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов.

Contribution of authors Dunaeva Natalia Ivanovna - the review of literature; the analysis and interpretation of theoretical and empirical researches, formulation of the generalizing conclusions.

Serebrovskaya Natalya Evgenievna - the review of literature; the analysis and interpretation of theoretical and empirical researches, formulation of the generalizing conclusions Egorova Polina Aleksandrovna - the review of literature; the analysis and interpretation of theoretical and empirical researches, formulation of the generalizing conclusions

Поступила в редакцию: 18.12.2018 Принята к публикации: 23.01.2019 Опубликована: 25.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.