Научная статья на тему 'Биологические и педагогические аспекты дефицита двигательной активности студентов'

Биологические и педагогические аспекты дефицита двигательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дефицит двигательной активности / физическое развитие / двигательная и функциональная подготовленность / физическая нагрузка / работоспособность / lack of motor activity / physical development / motor and functional training / exertion / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козлов Владимир Иванович, Туманцев Владимир Михайлович, Глухова Ольга Васильевна

В статье рассматривается проблема дефицита двигательной активности у студенток в процессе обучения. Сделана попытка количественной оценки процесса прогрессирования дефицита двигательной активности по годам обучения, что позволит разрабатывать дифференцированные учебные программы по физическому воспитанию студентов с учетом их физического развития, двигательной и функциональной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козлов Владимир Иванович, Туманцев Владимир Михайлович, Глухова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEFICIT OF STUDENTS MOTION

The article discusses the problem of lack of motor activity in female students in the learning process. Attempted to quantify the progression of the deficits of motor activity by years of training that will develop a differentiated curriculum for physical education students based on their physical development, motor and functional training.

Текст научной работы на тему «Биологические и педагогические аспекты дефицита двигательной активности студентов»

_Физическая культура и спорт

УДК. 796.015 ББК 75.0

Козлов В.И, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ,

Туманцев В.М., кандидат педагогических наук, доцент, Глухова О.В., доцент, мастер спорта СССР по волейболу (г. Воронеж)

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕФИЦИТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором А.В. Лотоненко, доктором педагогических наук, профессором С.И. Филимоновой.

Аннотация. В статье рассматривается проблема дефицита двигательной активности у студенток в процессе обучения. Сделана попытка количественной оценки процесса прогрессиро-вания дефицита двигательной активности по годам обучения, что позволит разрабатывать дифференцированные учебные программы по физическому воспитанию студентов с учетом их физического развития, двигательной и функциональной подготовленности.

Ключевые слова: дефицит двигательной активности, физическое развитие, двигательная и функциональная подготовленность, физическая нагрузка, работоспособность.

Kozlov V. I., PhD, Professor, Honored Worker of Physical Culture RF, Tumancev V.M., candidate of pedagogic Sciences, docent, Glukhov O.V., senior lecturer, master of sport volleyball (Voronezh)

BIOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEFICIT OF STUDENTS

MOTION ACTIVITY

Abstract. The article discusses the problem of lack of motor activity in female students in the learning process. Attempted to quantify the progression of the deficits of motor activity by years of training that will develop a differentiated curriculum for physical education students based on their physical development, motor and functional training.

Key words: lack of motor activity, physical development, motor and functional training, exertion, efficiency.

Обучение в вузе характеризуется хроническим эмоциональным и интеллектуальным напряжением и перенапряжением на фоне дефицита двигательной активности. В связи с этим процесс адаптации студентов к обучению в вузе протекает очень медленно и нередко болезненно, вызывая нервно-психические срывы и разнообразные расстройства сердечно-сосудистой системы (Н.М. Амосов,

1975; В.К. Бальсевич, 2003; Е.П.Гук, 1976; И В. Муромов, 1981; Л.Н. Нифонтова, 1983; B.C. Фомин, 1983; А.В. Чоговадзе, 1993 и др). Дефицит двигательной активности особенно отрицательно сказывается на состоянии здоровья женщин, в частности, студенток вузов (И.А. Анохина, 1992; Б.А. Никитюк, 1984; В.И. Пивоварова, 1984; В.В. Пономарева, 1991; И.М. Янкацкая, 1984 и др.).

Проблема компенсации отрицательных последствий дефицита двигательной активности средствами физической подготовки населения, особенно учащейся молодежи, была и остается доминирующей в исследованиях значительного числа специалистов по физическому воспитанию молодежи (Л.Г. Амиров, 1977; М.Я. Виленский, 1985; В.И. Козлов, 2008; А.В. Кудрявцев, 1989; В.В. Михайлов, Р.Т. Раевский, 1985; Ю Г. Травин, 1993; В.С. Фомин 1985 и др.).

Актуальность настоящей работы заключается в попытке количественной оценки процесса прогрессирования дефицита двигательной активности у студенток на протяжении обучения в вузе. Это необходимо для разработки учебных дифференцированных программ по физическому воспитанию студентов с учетом их физического развития, двигательной и функциональной подготовленности в зависимости от года обучения в вузе по избранной специальности.

Целью исследования была разработка основных принципов построения дифференцированных учебных программ по физической подготовке студенток на основе учета вероятного прогрес-сирования дефицита двигательной активности на протяжении всего периода обучения в вузе. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих основных задач:

- изучить динамику физического развития, двигательной и функциональной подготовленности студенток, занимающихся по типовой государственной программе на протяжении всего периода обучения в вузе;

- выявить количественные характеристики прогрессирования дефицита двигательной активности студенток на основе учета изменений оздоровительной эффективности единой для всех курсов экспериментальной программы их физической подготовки;

- разработать и экспериментально обосновать основные принципы построения дифференцированных учебных программ по физической подготовке студенток на основе учета степени дефицита их двигательной активности по годам обучения в вузе.

Анализ динамики физического развития и двигательной подготовленности, а также результатов воздействия разработанного единого экс-

периментального режима физических нагрузок для студенток, на протяжении всего периода обучения в вузе впервые позволил выявить и количественно оценить прогрессирование у них дефицита двигательной активности от курса к курсу и на этой основе разработать систему основных принципов дифференцированного подхода к составлению учебных программ по физической подготовке студенток.

Методы и организация исследования:

1. Анализ и обобщение литературных данных и учебно-нормативных документов.

2. Анкетирование обследуемого контингента.

3. Выбор средств и методов физической подготовки студенток экспериментальных групп.

4. Педагогическое тестирование двигательной подготовленности.

5. Комплексное тестирование функциональной подготовленности студенток по В.С. Фомину (1984) с оценкой уровней развития психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов.

6. Двухгодичный (основной и дополнительный) педагогический эксперимент. Общая структура педагогического эксперимента представлена на рис. 1. В экспериментальных группах основного педагогического эксперимента использовался разработанный единый режим нагрузок для всех курсов. Студентки контрольных групп занимались по типовой государственной программе для вузов. Для экспериментальных групп дополнительного педагогического эксперимента были разработаны дифференцированные программы на основе учета результатов основного годичного эксперимента, с участием студенток всех курсов.

7. Методы математической статистики.

Исследования выполнялись на базе кафедры

физического воспитания Воронежского Государственного архитектурно-строительного университета, по структуре двухгодичного педагогического эксперимента, изложенного выше.

В качестве испытуемых были привлечены студентки всех курсов архитектурного факультета, по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе, в возрасте от 17 до 23 лет. В исследованиях участвовало 179 студенток.

1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (6 групп п=84 чел.)

] \ 1 1

Основной эксперимент 1 | Дополнительный эксперимент

| (4 группы п=56 чал.} [ . . ...................... J (2 группы п=20 чел.} 1

Г [Осенний 1 |Зимний : Весенний|

¡цикл,16 |цикл,6 цикл,16|

\недель |недель недель |

1 1 ] 1 1 1

1 | 4 раза 1 | после 1 4 раза |

|в неде- ]экзаме- в к&делю|

1 лю по 1 нов и по

| 60 иин. |зачетов .

1 по

. 1

1 I II 4 1 II

[ Летний Осенний Зимний |Весенний

цикл,12 цикл,16 цикл,6 | цикл,16

недель недель недель | недель |

1111 1 1 1

после 4 раза после I 4 раза

экзаменов в неделю экзаменов в неделю

и зачетов . и зачетов .

. и 4 раза . и еже-

и 4 раза з неделю и еже- дневно

в неделю . дневно .

. факульта- . факульта-

самостоя- тивно самостоя- тивно

тельно тельно

Рис. 1. Структура педагогического эксперимента

Для проведения основного педагогического эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные группы по 14 человек на каждом курсе. Дополнительный педагогический эксперимент проводился с группами студенток второго и пятого курсов.

Тестирование двигательной и функциональной подготовленности проводилось в начале и в конце каждого учебного семестра, что позволило не только оценивать эффективность программы, проследить динамику изменений уровней двигательной и функциональной подготовленности, но и проводить коррекцию объемов и интенсивности физических нагрузок.

Основные результаты исследования

По результатам проведенных исследований физического развития двигательной и функциональной подготовленности студенток всех курсов архитектурного факультета получен ряд факторов, позволяющих оценить характер и особенности выявленного у них дефицита двигательной активности в процессе обучения.

У студенток контрольных и экспериментальных групп всех курсов, в исходном состоянии (начало учебного года), выявлен очень низкий уровень практически всех показателей физического развития, двигательной (табл.1) и функциональной подготовленности (табл.2).

Таблица 1

Физическое развитие и двигательная подготовленность студенток в основном педагогическом эксперименте

Время Жизненная емкость легких, мл Прыжок в длину с места, см

Курс обсле-

дования Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная

Начало 2807+69 2860 +41 172 + 2 174 + 2

1 Конец 3178 +43* 2892 +37 182 + 2* 176 + 2

Начало 2778 + 43 2800 +81 170 + 2 170 + 2

2 Конец 3100+43* 2842 + 62 181 + 2* 175 + 1

Начало 2779 + 70 2742 + 48 171 + 1 169 + 2

3 Конец 3085 +43* 2721 +39 181 + 1* 173 + 1

Начало 2721 +73 2748 +46 166 + 1 168 + 2

4 Конец 3007+54 2785+44 176 + 1* 171 + 1

Примечание. * - Р<0.05

Таблица 2

Изменение функциональной подготовленности студенток в основном педагогическом эксперименте

Курс Время обследования Подвижность корковых процессов по группам, н.ед Аэробная работоспособность по группам, н.ед

Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная

1 Начало Конец 58,3 + 3,2 66,0 + 4,3* 57,1 + 3,9 61,6 + 4,2 12,0 + 0,6 34,0 + 2,7* 12,3 + 0,6 16,2 + 0,8

2 Начало Конец 62,9 + 4,3 75,7 + 2,5* 60,9 + 5,3 63,4 + 3,9 12,2 + 0,6 27,5 + 1,8* 13,0 + 0,7 16,5 + 1,0

3 Начало Конец 63,4 + 3,2 74,9 + 1,8* 57,4 + 3,9 59,4 + 3,3 13,0 + 0,7 25,5 + 1,4 13,0 +0,7 15,6 + 0,9

4 Начало Конец 60,6 + 3,0 64,3 + 4,0 60,4 + 4,6 62,4 + 3,4 12,0 + 0,8 21,3 + 1,8* 12,0 + 0,7 15,6 + 1,0

Примечание. * - Р<0.05

Из табл. 1 видно, что величина жизненной емкости легких, как одного из основных показателей физического развития, в исходном состоянии не превышала 2850 мл., а за четыре года жизни студенток не только не увеличилась, а даже имела тенденцию к уменьшению в среднем до 2721 мл. Аналогичная тенденция отмечалась и по показателям двигательной подготовленности студенток. В контрольных группах показатель прыжка в длину с места за четыре года не только увеличился, но даже уменьшился от 174 см. до 166 см.

Показатели психического и нейродинами-ческого компонентов функциональной подготовленности студенток экспериментальных и контрольных групп в исходном состоянии (начало учебного года) характеризовались, как правило, средним уровнем развития - от 55 до 70 н. ед. На примере подвижности корковых процессов каких-либо изменений от курса к курсу не было.

Наиболее существенным подтверждением отрицательных последствий дефицита двигательной активности у студенток на протяжении всего периода обучения в вузе является очень низкий уровень развития энергетического компонента их функциональной подготовленности.

Как видно из табл. 2, в начале учебного года во всех экспериментальных и контрольных группах уровень аэробной работоспособности не превышал в среднем 12-14 н. ед., т. е. процентов от максимально возможного уровня.

Четырехкратные исследования физического развития, двигательной и функциональной под-

готовленности студенток контрольных групп всех курсов, занимавшихся физической подготовкой на протяжении учебного года по типовой государственной программе, позволили выявить незначительные и статистически недостоверные изменения всех показателей, что иллюстрируется данными табл.1 и 2. Результаты этих контрольных исследований подтверждают наличие своеобразной задержки физического развития студенток на протяжении 5 лет обучения и отсутствие оздоровительной эффективности типовой государственной программы их физической подготовки, используемой в ВГАСУ.

Выявленный одинаково низкий уровень физического развития и функциональной подготовленности студенток всех курсов обусловил необходимость разработки достаточно эффективного, но единого («стандартного») экспериментального режима их функциональной подготовки. Предполагалось, что в этих условиях эксперимента удастся выявить прогрессирующее снижение адаптационных возможностей организма студенток от курса к курсу.

При разработке экспериментального режима физической подготовки мы стремились доступными средствами повысить двигательную плотность учебных занятий и увеличить объем нагрузок со смешанной энергетической направленностью. Недельный план занятий составил 6 часов в основном и 8 часов в дополнительном педагогическом эксперименте, в контрольных группах - 4 часа.

238

ОСЕННИИ СЕМЕСТР контрольная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспериментальная группа

ВЕСЕННИИ СЕМЕСТР контрольная группа

экспериментальная группа

Рис. 2. Распределение нагрузок по энергетической направленности в основном педагогическом эксперименте (% от общего времени занятий).

аэробная,

О

ьы _смешанная, НИМ _анаэробная, - двигательная плотность занятий, в %.

- отдых,

На рис. 2 видно, что объем нагрузок смешанной направленности в осеннем семестре увеличился до 14%, а в весеннем - до 25%, вместо 11% в контрольных группах. Время отдыха уменьшилось с 46% до 39% и 29% от общего времени занятий, а двигательная плотность доведена до 71%, вместо 54% в контрольных группах. Значительно увеличен объем анаэробных нагрузок - 4% вместо 1%.

В начале осеннего семестра 34% объема времени занятий отводилось на обучение, 24% - на совершенствование двигательных навыков и 42% - на развитие физических качеств и выносливости. Для воспитания силовых качеств использовались упражнения на различные группы мышц брюшного пресса, спины, плечевого пояса, ног, выполняемые сериями при ЧСС = 60 -70% от максимальной величины с интервалом отдыха 30 - 40 с. Для развития быстроты и ловкости использовались ускорения по 20 м через 3040 с., челночный бег 4x10 м. через 2-3 мин., серийные прыжки через скакалку с максимальным вращением 30 с через 1-2 мин. Беговые упражнения с ускорениями и ходьбой выполнялись при ЧСС = 65-75% от максимальной величины и с восстановлением до ЧСС - 110-120 уд./мин. Элементы ритмической гимнастики и спортивных игр использовались по упрощенным правилам с пиками интенсивности по ЧСС до 150-170 уд./мин.

В весеннем семестре мы не стали расширять многообразие используемых средств, а лишь еще более повысили интенсивность ранее выполняемых комплексов упражнений. Таким образом, за весь учебный год объем нагрузки аэробной энергетической направленности составил в среднем 43%, в смешанной - 20% и анаэробной - 3%.

Результаты основного педагогического эксперимента подтвердили рабочую гипотезу о прогрессировании дефицита двигательной активности от курса к курсу, что можно видеть по приросту показателей физического развития, двигательной (табл.1) и функциональной подготовленности (табл.2).

Так, прирост показателя жизненной емкости легких при Р<0.05 составил: на первом курсе 371 ± 43 мл.; на втором - 321 ± 45 мл.; на третьем - 307 ± 37 мл.; на четвертом - 285 ± 39 мл.

Прогрессирующее снижение уровней аэробной работоспособности видно в табл. 2. Если к концу первого курса АЭР достигла 35 н.ед., второго - 27 н.ед., третьего - 25 н.ед., а четвертого -всего 22 н.ед.

Наглядная иллюстрация прогрессирующего падения прироста показателей аэробной работоспособности и представлена на рис. 3.

Рис. 3. Прирост показателей аэробной работоспособности студенток в процессе обучения

контрольные группы, ///

■ экспериментальные, * - Р<0.05

Годичный прирост АЭР составил: на первом курсе - 22 н.ед., на втором - 15 н.ед., на третьем - 12 н.ед. и на четвертом - 10 н.ед.

В контрольных группах этот показатель изменялся незначительно и недостоверно на всех курсах.

Таким образом, в результате основного педагогического эксперимента выявлено статистически достоверное по основным показателям прогрессирующее снижение прироста уровней физического развития, двигательной и функциональной подготовленности студенток от курса к курсу, что могло свидетельствовать о посте-

пенном снижении адаптационных возможностей организма студенток в процессе обучения.

Выявленные особенности были учтены при разработке дифференцированных программ физической подготовки студенток второго и пятого курсов, было предусмотрено дальнейшее увеличение двигательной плотности занятий с приоритетом нагрузок со смешанной энергетической направленностью и учитывался уровень достигнутой компенсации гипокинезии за предыдущий учебный год. Распределение нагрузок по энергетической направленности представлена на рис. 4.

ОСЕННИИ СЕМЕСТР

ВЕСЕННИИ СЕМЕСТР

контрольная группа экспериментальная

группа

контрольная группа

экспериментальная группа

Рис. 4. Распределение нагрузок по энергетической направленности в дополнительном педагогическом эксперименте (% от общего времени занятий).

аэробная,

О

- смешанная, 11 - анаэробная, - двигательная плотность занятий, в %.

отдых,

240

Двигательная плотность занятий студентов второго курса в осеннем семестре была увеличена в среднем на 5%, а объем нагрузок со смешанной энергетической направленностью на 11% по сравнению с основным педагогическим экспериментом. На пятом курсе занятия в этом семестре завершались, поэтому объем и интенсивность нагрузок были увеличены на 2-3%, по сравнению с группой второго курса.

В весеннем семестре на 2-м курсе проведен заключительный этап коррекции физических нагрузок с учетом результатов, достигнутых в осеннем семестре. Сочетание различных средств и методов, варьирование энергетической направленностью физических нагрузок позволило повысить двигательную плотность занятий до 76%, что на 21% выше, чем у студенток контрольной группы. Объем нагрузок со смешан-

ной энергетической направленностью был доведен до 33%, а анаэробной направленности -до 5% от общего времени занятий (рис.4).

За весь годичный период дополнительного педагогического эксперимента объем нагрузок аэробной энергетической направленности составил, в среднем, 38% (97 часов), смешанной направленности - 29% (74 часа) и анаэробной направленности - 4% (10 часов).

Реализация дополнительного педагогического эксперимента позволила существенно повысить уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности студенток второго и пятого курсов.

Статистически достоверно увеличились все показатели двигательной подготовленности (табл. 3).

Таблица 3

Двигательная подготовленность студенток в дополнительном педагогическом эксперименте

Группы Время обследования Бег 100м, сек. Кросс 2000м. мин., сек. Прыжок в длину с места, см Сгибание разгибание рук в упоре лёжа, кол-во раз

Экспериментальная Начало Конец 17,1 + 0,2 16,3 + 0,2* 11,03 + 6,0 10,38 + 5,5* 172 + 2 183 + 2* 11 + 1 22 + 1*

Контрольная Начало Конец 17,7 + 0,2 17,4 + 0,1 11,09 + 5,9 10,57 + 5,6 169 + 1 173 + 1 8 + 1 10 + 1

Примечание. * - Р<0.05

В контрольной группе изменения были незначительны и статистически недостоверны. Наиболее существенные результаты были достигнуты в развитии энергетического компонента функциональной подготовленности студенток второго курса (рис. 5).

На рис. 5 видно, что если по итогам основного педагогического эксперимента уровень аэробной работоспособности (АЭР) достиг 35 н.ед., по сравнению с 12 н.ед. в исходном со-

стоянии, но в результате дополнительного годичного педагогического эксперимента этот уровень достиг 52 н.ед. Аналогичная закономерность выявлена и по другим показателям.

В контрольных группах изменения были незначительны и статистически недостоверны.

Наиболее точная характеристика оздоровительной эффективности двухлетнего педагогического эксперимента представлена на рис. 6 в виде усредненных функциональных профилей студенток экспериментальных групп.

н. ед 60 -30 -40 -30 -20 -10 --

Экспериментальная группа

Контрольная группа

АЭВ

ППС

Рис. 5. Изменение энергетической и двигательной направленности у студенток за период педагогического эксперимента

- фон,

- конец первого года,

И

- конец второго года.

Рис. 6. Усредненные функциональные профили студенток в начале (тонкие линии) и в конце двухлетнего педагогического эксперимента (толстые линии). Группы: экспериментальная - сплошные (красные), контрольная - сплошные (синие).

242

На рис. 6 видно, что по большинству показателей энергетического и двигательного компонентов функциональной подготовленности в контрольных группах и в исходном состоянии экспериментальной группы отмечался отчетливо выраженный дефицит двигательной активности, т. к. большая часть показателей не превышала уровней 20-30 н.ед.

Эти данные подтверждают отсутствие какого-либо оздоровительного эффекта государственной программы физической подготовки студенток, используемой в ВГАСУ На этом же рисунке видно, что в результате двух лет занятий по экспериментальной программе достигнут уровень функциональной подготовленности студенток, превышающий «нормативные» требования по каждому показателю не ниже 40 - 50 н.ед. не только по энергетическому и двигательному, но и по психическому компонентам функциональной подготовленности.

Таким образом, проведенный двухгодичный педагогический эксперимент позволил впервые получить комплекс количественных характеристик отрицательных последствий про-грессирования дефицита двигательной активности у студенток в процессе всего периода обучения в вузе, а также разработать и внедрить в практику комплексы средств и методов физической подготовки, обеспечивающие практически полную его компенсацию. Доказаны неэффективность действующей типовой государственной программы и преимущество разработанного методического подхода к составлению дифференцированных учебных программ по физической подготовке студенток, обеспечивающих надежную и практически полную компенсацию у них прогрессирующего дефицита двигательной активности на протяжении всего периода обучения в вузе.

ВЫВОДЫ

1. На протяжении всего периода обучения в вузе у студенток отмечается очень низкий уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности. В возрасте от 18 до 22 лет вместо должного продолжения мор-фофункционального развития их организма выявлена своеобразная его задержка с тенденцией к снижению показателей от курса к курсу.

2. Выявлен незначительный и статистически недостоверный прирост показателей двигательной и функциональной подготовленности в годичном цикле занятий физкультурой по типовой государственной программе, что свидетельствует об отсутствии должного оздоровительного эффекта этой программы на протяжении всего периода обучения в вузе.

3. Учитывая почти одинаково низкий уровень двигательной и функциональной подготовленности студенток в исходном состоянии (начало учебного года), разработан и апробирован единый («стандартный») экспериментальный режим физических нагрузок: увеличение недельного объема занятий от 4 часов (в контрольных группах) до 6 часов, двигательной плотности занятий от 55 до 70% объема нагрузок со смешанной энергетической направленностью (преимущественно элементов цикличных и игровых видов спорта и ритмической гимнастики) в среднем от 11 до 25% (в два раза).

4. Реализация единого экспериментального режима физических нагрузок для студенток всех курсов на протяжении учебного года позволила и статистически достоверно повысить у них уровень двигательной и функциональной подготовленности. Однако степень этого увеличения была неодинаковой: максимальная выраженность прироста показателей наблюдалась у студенток первого года обучения, а в дальнейшем от курса к курсу она прогрессивно снижалась. Так, при исходном уровне аэробной работоспособности на всех курсах в среднем 1215 н.ед. у студенток первого курса она возросла до 35 н.ед., второго курса - до 27 н.ед., а четвертого всего до 22 н.ед. Полученные данные свидетельствуют о прогрессирующем снижении адаптационных возможностей организма студенток к физическим нагрузкам от курса к курсу на протяжении всего периода обучения в вузе.

5. С учетом результатов первого года педагогического эксперимента, разработана и внедрена дифференцированная программа физической подготовки студенток второго года обучения: недельный объем занятий увеличен до 8 ч., двигательная плотность - до 76%, а объем нагрузок со смешанной энергетической направленностью - до 33%. Реализация этой програм-

мы физической подготовки обеспечила полную компенсацию дефицита двигательной активности у студенток второго курса. Так, уровень аэробной работоспособности достиг в среднем 52 н.ед., что даже несколько превышало должный уровень этого показателя для женщин (в среднем 40 н.ед.). При этом существенно увеличились показатели не только энергетического и двигательного, но и психического компонентов функциональной подготовленности.

6. Для экспериментальной программы физической подготовки студенток пятого курса потребовалось еще большее увеличение нагрузок при том же 8-часовом объеме в неделю. В осеннем семестре двигательная плотность составила 68%, объем нагрузок со смешанной энергетической направленностью - 36%. За один семестр занятий по этой программе достигнута почти полная компенсация дефицита двигательной активности у студенток. Так, показатель аэробной работоспособности достиг 42 н.ед.

7. Перерывы в занятиях физкультурой приводят к временному снижению уровня функциональной подготовленности студенток всех курсов в период зимней экзаменационной сессии и каникул - в среднем на 10 -15% по сравнению с уровнем осеннего семестра, а в период весен-

ней сессии и каникул на 15-20% по сравнению с уровнем окончания учебного года.

8. В связи с прогрессированием отрицательных последствий дефицита двигательной активности у студенток целесообразно от курса к курсу постепенно увеличивать двигательную плотность занятий и объем нагрузок со смешанной энергетической направленностью с преимущественным использованием элементов игровых видов спорта, ритмической гимнастики и циклических упражнений при учебном плане не менее 8 часов в неделю.

Литература:

1. Горелов, A.A. Теоретические основы физической культуры [Текст]: Курс лекций / A.A. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков. - Белгород: ЛитКа-раВан, 2009. - 124 с.

2. Козлов, В.И. Компенсация прогрессирующего дефицита двигательной активности у студентов // В.И. Козлов. XIX Научная конференция студентов и молодых ученых Мосспортакадемии. -Малаховка, 1995. - С. 17 - 18.

3. Лубышева, ЛИ. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

4. Физическая культура, обучение и здоровье: основы самостоятельной тренировки студентов вузов [Текст] : учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГУП, 2008. - (Библиотека гуманитарного университета; выпуск 36).

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.